ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СЛУЖБ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ И РАЗВИТИЮ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ КАК СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ
КУЗЬМИНА Н.Д., СТЕПАНОВА М.Е.
Основным результатом и показателем качества профессионального образования является трудоустройство выпускников образовательных учреждений. В связи с этим организация эффективной работы служб содействия трудоустройству и развитию карьеры выпускников требует построения целостной системы объективной оценки качества профессионального образования в колледже. Авторами определены направления служб и классификация задач по их созданию.
Изменения, происходящие в государственном устройстве и социально-экономической жизни страны, требуют коренного улучшения теории и практики управления качеством образовательного процесса. Это - важная цель и одновременно средство реализации концепции модернизации российского образования. Задачи развития и функционирования профессиональной школы с введением государственных образовательных стандартов также выдвигают проблемы качества образования и оценки качества в образовательных системах профессиональной школы [1].
Для московского региона наиболее актуальна проблема занятости, связанная с конкурентной борьбой за рабочие места, требующие профессионализма, знаний и мастерства. В этих условиях процесс профессиональной карьеры выступает как борьба за результат деятельности образовательного учреждения.
Трудности интеграции российской молодежи в профессиональную среду, адаптация на рынке труда выпускников учреждений среднего профессионального образования усугубляются отсутствием целостного и четкого представления о профессиональной карьере, поэтому создание служб содействия трудоустройству и развитию карьеры выпускников как на базе образовательных учреждении, так и на базе городских ресурсов в настоящее время особенно важно и актуально.
Организация процесса профессиональной ориентации, сопровождения карьеры и трудоустройства студентов и выпускников с использованием профессиональной материальнотехнической и образовательной базы колледжа, является основной целью создания службы мониторинга и содействия трудоустройству на базе учреждения СПО [2].
Основные направления деятельности такой службы должны распределяться следующим образом:
- проведение маркетинговых исследований рынка труда, прогнозирование и проектирование направлений и уровней подготовки специалистов;
- установление с заказчиками на подготовку кадров специалистов договорных отношений
- согласование с заказчиками из числа государственных органов, организаций и учреждений перспективные планы по количеству и качеству подготовки, а так же контрольных цифр приема;
- привлечение заказчиков по подготовке кадров к разработке профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями рынка труда;
- осуществление целевой контрактной подготовки специалистов;
The basic result and indicator of quality of vocational training is employment of graduates of educational institutions. In this connection the organization of effective work of services of assistance to employment and development of career of graduates demands construction of complete system of an objective estimation of quality of vocational training in college. Authors define directions of services and classification of problems by their creation.
- сопровождение профессиональной карьеры выпуска с использованием рекламных технологий колледжа;
- проведение мониторинга карьеры выпускника, поддержка его профессиональной деятельности (повышение квалификации, информационное обеспечение);
- анализ эффективности и результативности своей деятельности по содействию трудоустройству выпускников.
В этом ключе среди приоритетных задач в деятельности службы мониторинга и содействия трудоустройству на базе учреждения СПО должны выделиться: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Краткосрочные задачи.
1. Установка, заполнение, постоянное сопровождение базы данных вакансий и резюме (информационной системы поддержки трудоустройства молодых специалистов);
2. Предоставление информации о спросе и предложении на рынке труда;
3. Организация практик, стажировок;
4. Организация временной занятости молодежи;
5. Организация профориентационной работы;
6. Организация ярмарок вакансий, презентаций профессий и т.п.;
7. Проведение анкетирования потенциальных работодателей.
Среднесрочные задачи.
1. Ведение информационной системы поддержки трудоустройства молодых специалистов;
2. Заключение договоров с потенциальными работодателями;
3. Организация и проведение дополнительных учебных курсов, тренингов для незанятой молодежи;
4. Проведение статистического анализа трудоустройства обучающейся молодежи и молодых специалистов;
Долгосрочные задачи.
1. Проведение анализ ситуации на рынке труда и образовательных услуг, прогнозирование развития ситуации;
2. Определение специфики учреждений профессионального образования на рынке образовательных услуг стратегических ориентиров подготовки молодых специалистов;
3. Взаимодействие с органами власти, общественными организации по вопросам содействия занятости и трудоустройству молодежи;
4. Разработка и организация долгосрочных программ содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Основным городским ресурсом в этом направлении являются городские Центры содействию трудоустройству выпускников. Основные направления деятельности таких центров заключаются в:
- непосредственном трудоустройстве выпускников;
- организации стажировок и практик на предприятиях, в организациях, фирмах, рассматриваемых как потенциальные места трудоустройства;
- временной занятости с учетом специальности;
- предоставлении информации о спросе и предложении на рынке труда в конкретном регионе;
- создании информационной системы для обеспечения выпускников данными о рынке труда; работодателей - о рынке образовательных услуг;
- определении целевой группы работодателей для каждой специальности;
- определении своей специфики, своего сегмента на рынке образовательных услуг;
- ведении банка данных по специальностям непедагогического профиля, (количество студентов, успеваемость, прохождение практики и т.д.);
- консультировании студентов и преподавателей по вопросам будущего трудоустройства;
- подготовке рекламных материалов по пропаганде престижных специальностей (плакатов,
буклетов, телевизионных роликов, статей в печатных СМИ и т.п.)
- переподготовке и дополнительном обучении незанятых выпускников;
- организации дополнительных курсов в рамках существующих учебных программ.
Все вышеперечисленные задачи, безусловно, являются важными, но основными в современных условиях становятся такие приоритетные направления в деятельности Городских центров содействию трудоустройству выпускников как: выявление сильных и слабых сторон обучения в колледже, выработка рекомендаций для корректировки учебных планов в соответствии с текущими требованиями работодателей и перспективами рынка труда. Именно выявление недостатков обучения и их устранение в процессе разработки и реализации профессиональных образовательных программ станут одним из ключевых моментов решения проблемы трудоустройства выпускников колледжа, так как они будут выстроены с учётом объективной оценки качества профессионального образования в колледже.
В связи с переходом на ФГОС становится неизбежным создание системы объективной оценки качества профессионального образования в колледже, основанной на результатах мониторинга формирования профессиональных компетенций. Данная система уже в ходе реализации ФГОС будет способна определить стратегические ориентиры трудоустройства, так как будет изначально формироваться через практико-ориентированный подход в образовательном процессе и необходимом тесном сотрудничестве колледжа и работодателя. Именно, такой тесный союз позволит выявить дополнительные профессиональные компетенции необходимые для формирования конкурентоспособного специалиста на рынке труда. Посредником в данной деятельности с успехом могут стать служба мониторинга и содействия трудоустройству организованная на базе учреждения СПО и Городской центр содействию трудоустройству выпускников. С их помощью станут доступными:
- постоянный мониторинг изменений, происходящих на рынках труда и образовательных слуг;
- анализ спроса на специалистов у работодателей;
- разработка механизмов правовой и социальной защиты выпускников;
- взаимодействие с руководителями промышленных предприятий, учреждений, фирм, проведение совместных совещаний и конференций, анализ взаимодействия учреждений СПО с предприятиями и организациями;
- объединение выпускников колледжей, занимающих ключевые позиции в бизнесе и государственных организациях, в ассоциацию с целью поддержки в трудоустройстве будущих выпускников;
- взаимодействие с другими вузами, органами власти, общественными организациями. Ключевым моментом организации эффективной работы служб содействия трудоустройству
и развитию карьеры выпускников при переходе на ФГОС станет реализация практикоориентированных профессиональных образовательных программ опирающихся непосредственно на результаты деятельности системы объективной оценки качества профессионального образования в колледже.
Эффективное решение проблемы кадрового обеспечения предприятий и организаций невозможно без формирования комплексной системы кадрового воспроизводства, включающей в себя: взаимодействие работодателей всех уровней с системой профессионального образования города Москвы; развитие работодателями совместно с учреждениями профессионального образования внутрифирменной корпоративной подготовки и переподготовки кадров; максимальное привлечение федеральных и негосударственных учреждений профессионального образования к решению кадровой проблемы.
Одну из ведущих позиций по отношению к проблеме воспроизводства кадрового потенциала призвана занять система среднего профессионального образования города Москвы, оставаясь при этом важнейшим фактором стабилизации социально-экономического развития города.
Библиографический список:
1. Эльдяева Э.Э. Автореферат диссертационного исследования «Мониторинг качества образовательного процесса в колледже», Элиста, 2007.
2. Береговая Д.А. Сопровождение профессиональной карьеры выпускников профессиональных учебных заведений: Информационно-аналитический обзор. - Саратов: ПМУЦ, 2002.
Ключевые слова: службы содействия трудоустройству и развитию карьеры, система объективной оценки качества.
Keywords: services of assistance to employment and career development, system of an objective estimation of quality.