Научная статья на тему 'Организация профессионального образования Кемеровской области в условиях рыночных отношений'

Организация профессионального образования Кемеровской области в условиях рыночных отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЫНОК ТРУДА / АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ / PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTION / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / LABOUR MARKET / GRADUATES ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Пахомова Елена Алексеевна, Руднева Елена Леонидовна

Авторы статьи знакомят с опытом организации доступного профессионального образования в Кемеровской области. Анализируются проблемы профессиональных образовательных организаций и рассматриваются пути их решения. Особое внимание уделяется вопросам государственно-частного партнерства, а также социальной адаптации выпускников к условиям производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Пахомова Елена Алексеевна, Руднева Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors introduce the experience of organizing vocational education available in the Kemerovo region. The problems of professional educational organizations and ways of their solutions are analyzed. Particular attention is paid to public-private partnerships, as well as social adaptation of graduates to the conditions of production.

Текст научной работы на тему «Организация профессионального образования Кемеровской области в условиях рыночных отношений»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

actual problems of professional pedagogy

УДК/uDC 377 Н. Э. Касаткина, Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева

N. Kasatkina, E. Pakhomova, E. Rudneva

организация профессионального образования

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL EDuCATION IN KEMEROVO REGION

IN MARKET RELATIoNs CoNDITIoNs

Авторы статьи знакомят с опытом организации доступного профессионального образования в Кемеровской области. Анализируются проблемы профессиональных образовательных организаций и рассматриваются пути их решения. Особое внимание уделяется вопросам государственно-частного партнерства, а также социальной адаптации выпускников к условиям производства.

The authors introduce the experience of organizing vocational education available in the Kemerovo region. The problems of professional educational organizations and ways of their solutions are analyzed. Particular attention is paid to public-private partnerships, as well as social adaptation of graduates to the conditions of production.

Ключевые слова: профессиональное образование, образовательная организация, государственно-частное партнерство, рынок труда, адаптация выпускников.

Keywords: professional education, educational institution, state-private partnership, labour market, graduates adaptation.

Кемеровская область является одним из наиболее развитых регионов Сибири. Промышленность — ведущий сектор региональной экономики, область занимает первое место

по добыче и разведанным запасам угля в России.

Доля промышленного производства Кемеровской области значительно превышает аналогичный показатель по России и Сибирскому федеральному округу (далее — СФО). Экономика региона ориентирована на экспорт. Более 80 % зарубежных поставок угля приходится на Кузбасс. Продукция востребована 85 странами.

В Кемеровской области, как и в России в целом, отмечается снижение уровня безработицы. В 4-м квартале 2013 г. уровень безработицы в Кемеровской области, по данным МОТ, составил 6,9% от экономически активного населения (СФО — 7,4 %, в России — 5,3 %). Снижение безработицы свидетельствует о том, что рынок труда находится на подъеме. Нынешнее состояние дел не вызывает у нас опасений. Но в то же время озабоченность вызвало снижающееся качество кадров, особенно молодых специалистов.

Несмотря на большое количество заинтересованных ведомств, участие работодателей, предприятий и местной общественности в установлении приоритетов и направлений образования с учетом реальной потребности рынка труда, реформирование образования остается ограниченным, по сравнению с некоторыми

странами. Многие организации профессионального образования по-прежнему относятся к работодателям как к конкурентам, а не партнерам.

Положительные результаты в экономическом развитии страны в ближайшей и долгосрочной перспективе, повышение уровня жизни населения и появление платежеспособного спроса на образование со стороны как юридических, так и физических лиц позволяют молодежи получать высшее и среднее профессиональное образование. Тем более что определенный потенциал для этого в регионе имеется за счет неудовлетворенных образовательных потребностей молодежи и отложенного спроса на образование ввиду недостаточных доходов основной массы граждан.

Расширение доступа к профессиональному образованию в развивающейся экономике напрямую было связано со следующими факторами:

• повышение доли высококвалифицированных специалистов в общей структуре занятых (по мнению международных экспертов, эта доля к 2010 г. достигла в развитых странах 50 %, в США она составила 43 %, в Канаде — 47%, в Швеции — 38%, в России — 20%;

• определение необходимых объемов финансирования образования (с учетом государственных и негосударственных источников на образование в развитых странах расходуется до 6% ВВП, в России — до 2%);

• формирование оптимального баланса между спросом и предложением на рынке образовательных услуг для населения, политики государства в части подготовки специалистов для нерыночного сектора, кадровой политики работодателей;

• создание механизмов кредитования и финансовой поддержки для получения образования гражданами с низкими доходами и др.

Система российского среднего профессионального образования нуждается в существенно более глубоком реформировании, чем общее и высшее образование. Унаследованная от прежних времен система ориентации на предложение, а не на спрос, управляемая исключительно административными методами, предназначенная для обслуживания плановой экономики система тяжело поддавалась реорганизации для ориентации на потребности современной экономики. В результате ликвидации большинства государственных предприятий и изменения среды, в которой функционировала система профессионального обучения,

увеличился разрыв между запросами рынка труда и теми квалификациями, которые получали выпускники профессиональной школы. Важно отметить, что это несоответствие продолжало расти и в то время, когда в условиях бурного развития технологий и глобальной конкуренции росла потребность в более гибкой квалифицированной рабочей силе, готовой к постоянному обучению и развитию.

Жесткость федеральных профессиональных стандартов затрудняла внедрение гибких и ориентированных на спрос программ. Концепцию признания конкретной профессиональной компетентности, независимо от того, каким образом она была приобретена, почти невозможно претворить в жизнь в рамках системы, ориентированной на процесс, в котором отсутствовали вариативные модульные учебные материалы, рассчитанные на потребности студентов.

Недостаточно уделялось внимания формированию гибких ключевых навыков. Работодатели отдавали предпочтение работникам, имеющим широкий спектр ключевых навыков (или ключевых компетентностей), а не исключительно узконаправленные специализированные навыки. Они хотели иметь дело с работниками, обладающими коммуникативными навыками, способными работать в коллективе, решать проблемы, работать на компьютере, всегда быть готовыми учиться и повышать квалификацию, необходимую для современного уровня развития промышленности. В связи с недостаточным уровнем финансирования организации профессионального образования вынуждены изыскивать внебюджетные средства для выживания. При этом в учреждениях профессионального образования отсутствовали стимулы к сокращению расходов.

В последние годы был принят ряд мер, направленных на повышение уровня подготовки выпускников организации среднего профессионального образования (ОСПО).

Распоряжениями коллегии администрации Кемеровской области от 13.10.2011 № 888-р «О развитии социального партнерства в системе профессионального образования Кемеровской области» и от 16.05.2011 № 372-р «О мерах по поддержке и развитию профессионального образования Кемеровской области» за организациями профессионального образования закреплены базовые предприятия, определен порядок согласования объемов и профилей подготовки специалистов для системы СПО. В ряде учреждений созданы специализированные подразделения по работе с выпускниками.

Для оказания помощи выпускникам системы СПО, попавшим в критическую ситуацию с трудоустройством и получившим статус безработных, государственной службой занятости используются различные программы: «Первое рабочее место»; «Трудоустройство», «Переподготовка; профориентация и психологическая поддержка»; «Содействие в организации социальной адаптации, ярмарки вакансий учащейся молодежи».

Анализ опыта работы учреждений профессионального образования в странах с развитой рыночной экономикой по трудоустройству выпускников показал: почти повсеместно функционируют специализированные системы, включающие нормативно-правовое обеспечение, финансовый механизм, специализированные службы, тесные связи с работодателями и т. п.

Совокупность разработанных мер в регионе позволила нам объединить интересы работодателей, организаций и выпускников системы СПО в вопросах их трудоустройства; сформировать на базе существующих и вновь создаваемых государственных, ведомственных организаций и учреждений, занимающихся вопросами образования, труда и занятости молодежи, систему консультирования, информационного и образовательного сопровождения трудовой карьеры обучающихся и выпускников.

В решении имеющихся проблем принимают непосредственное участие союзы работодателей и предпринимателей, профсоюзы, советы директоров организаций СПО, представители профессиональных ассоциаций, общественных организаций региона и другие заинтересованные стороны, взаимодействуют существующие организации и учреждения, занимающиеся вопросами содействия занятости населения, создаются новые.

Создание системы сопровождения профессиональной карьеры выпускников организаций СПО и их адаптации к условиям рынка труда позволило:

— повысить уровень социально полезной отдачи системы СПО;

— подготовить условия для реструктуризации кадрового состава, организации профессионального и социального развития молодых специалистов;

— снизить уровень социальной напряженности на рынке труда.

Кроме того, организации СПО заявляют о дефиците современного оборудования, технических средств обучения, учебных программ, необходимых для обучения новым профессиям,

и учебных материалов для развития современного профессионального образования. В связи с этим промышленным предприятиям и организациям региона было предложено передать современное оборудование; оснастить мастерские образовательных организаций СПО и ВПО; разработать совместно с преподавателями необходимые учебные материалы и учебники по основным предметам; привлечь инвестиции и организовать подготовку педагогических кадров, способных разбираться в современных промышленных, деловых и управленческих процессах, ответственно подойти к вопросам контроля качества профессионального образования.

В современных условиях рынка труда необходимо определить основное направление работы с выпускниками организаций СПО и ВПО с целью эффективно решать проблемы их социализации в комплексе. Как показала практика работы с выпускниками организаций СПО и ВПО региона, проблемы их трудоустройства, профессиональной ориентации, социально-трудовой адаптации, социальной защищенности тесно связаны между собой. Причем для решения этих проблем необходимы, с одной стороны, постоянная поддержка государства и его региональных органов, а с другой — активное воздействие на формирование обучающихся новой системы жизненных ценностей, потребностей и интересов. Такое комплексное решение проблем выпускников организаций СПО и ВПО региона позволило обеспечить:

— социально-экономические, социально-психологические и психолого-физиологические условия для реализации обучающимися и выпускниками систем СПО и ВПО в современных экономических условиях своего профессионального пути;

— разработку технологии и методов пси-холого-профориентационного сопровождения формирования профессионального самоопределения обучающихся и выпускников организаций СПО и ВПО;

— разработку технологии создания новых рабочих мест для обучающихся и выпускников организаций СПО и ВПО в соответствии с прогнозами социально-экономического развития региона;

— разработку технологии создания социальных производств, содействующих решению задач формирования профессионального самоопределения, социализации и социально-трудовой адаптации обучающихся и выпускников организаций СПО и ВПО;

— разработку технологии и методов правовой, экономической и социально-психологической поддержки обучающихся и выпускников на разных этапах формирования профессионального самоопределения;

— организацию взаимодействия социальных партнеров с координацией в рамках единого управляющего органа; создание единой информационной среды, объединяющей деятельность окружных центров социально-трудовой адаптации, информационно-консультационных пунктов в регионе, специалистов по профориентации и профессиональному самоопределению, работающих в органах управления образованием, для преемственности профориентационной работы;

— прогноз спроса и предложения на рынках труда и образовательных услуг и регулирование с их помощью изменения объемов, профилей и сроков подготовки специалистов;

— подготовку и переподготовку специалистов системы профессионального образования;

— разработку рекомендаций по внедрению в организации и на предприятия программы перспективного развития кадрового потенциала;

— создание системы информирования старшеклассников общеобразовательных организаций, обучающихся и выпускников организаций СПО, работодателей данными о состоянии на рынках труда и образовательных услуг для решения конкретных вопросов трудоустройства и адаптации к условиям рыночных отношений;

— организацию на базе существующей системы дополнительного профессионального образования переподготовки обучающихся и выпускников по новым профессиям и специальностям в системе СПО и ВПО, расширяющей их профессиональные возможности и повышающей их конкурентоспособность на рынке труда и закрепленность на рабочих местах;

— формирование механизма коррекции содержания, форм и методов профессионального образования, перечня профессий, специальностей и структуры набора, образовательного стандарта региона, основывающихся на прогнозах взаимосвязанного развития рынков труда и образовательных услуг;

— сопровождение в системе СПО карьеры обучающихся, способствующей их адаптации к будущей профессиональной деятельности и обеспечивающей возможность дальнейшего профессионального развития в целях их эффективной самореализации.

Важно было создать современную целостную систему повышения квалификации и переподготовки педагогических работников как необходимое условие для серьезной профессиональной подготовки рабочей силы. Одним из решений, которое успешно способствовало развитию профессионального образования, стало создание в регионе ресурсных центров, оптимизирующих использование дорогостоящего оборудования, технических средств и работу педагогических кадров.

В регионе были созданы ресурсные центры по профессиональной подготовке, обслуживающие региональных заказчиков (и молодежь, и взрослых) в приобретении и совершенствовании умений и навыков в соответствии с изменениями на рынке труда. Согласование количества программ и профилей подготовки (переподготовки) рабочих кадров и специалистов в организациях среднего профессионального и высшего образования позволило скоординировать их деятельность, деятельность органов исполнительной власти всех уровней — от муниципального до федерального — в планировании и организации подготовки с учетом требований рынка труда.

Для эффективной работы ресурсных центров изучаются потребности в кадрах, необходимых отраслям экономики региона, в которых ожидается быстрый рост объема производства, а следовательно и создание новых рабочих мест; уровень подготовки кадров в организациях профессионального образования региона; увеличение объемов переподготовки по сравнению с первоначальным профессиональным обучением и др.

В целях повышения эффективности трудоустройства и адаптации к условиям производства выпускников организаций СПО региона была разработана система сопровождения их профессиональной карьеры: обучение навыкам самостоятельного поиска работы с помощью СМИ, Интернета, ярмарок вакансий, — проводятся занятия «Навыки самостоятельного трудоустройства», с выпускниками — ознакомительная работа, направленная на формирование у них адекватных представлений об условиях будущей работы. В первую очередь это касается вопросов реального рабочего графика и реального уровня заработной платы, на который может претендовать выпускник. Обучение проводилось на занятиях под общим названием «Для вас, выпускники».

Представления выпускников о возможностях профессиональной самореализации

в организациях СПО и ВПО формируются посредством специально разработанной системы мероприятий, направленных на создание у обучающихся образов профессии и успешного профессионала. С целью развития работы по социально-психологической адаптации выпускников внимание уделялось следующим факторам:

• развитию индекса дистанции — степени сходства или различия между ценностями и социально-культурными традициями, усвоенными в процессе профессионального обучения, и соответствующими ценностями и традициями рабочего коллектива;

• преобладающему коду поведения — степени ритуализированности поведения обучающегося. Если его система ритуалов не совпадает с представлениями доминирующей группы на новом рабочем месте, то такое несовпадение вызовет у него чувство тревоги и беспокойства по поводу собственного «неправильного» поведения и затруднит процесс адаптации;

• предварительным знаниям о культуре и сложившихся традициях трудового коллектива в соответствующей профессиональной области.

Адаптационный процесс на конкретном рабочем месте в значительной степени зависит от сформированности представлений в этой области.

Для решения подобных задач проводились: цикл занятий «Старт в профессию», «Планирование карьеры»; практикум «Пути профессионального становления», — на которых обучающимся предоставлялась возможность смоделировать собственное профессиональное становление.

В связи с тем, что у выпускников возникали сложности при трудоустройстве, связанные с недостаточным уровнем имеющейся у них профессиональной квалификации, на базе организаций СПО и ВПО предусмотрено дополнительное профессиональное обучение, которое дает выпускникам возможность повышения их профессиональной квалификации и после окончания профессионального обучения.

Концепция обучения в течение всей жизни предполагает проникновение в деятельность образовательных структур на региональном уровне в форме различных инновационных моделей. В Кемеровской области были созданы типы образовательных организаций, призванные удовлетворять образовательные потребности различных категорий населения.

Образовательные организации, предоставляющие послешкольное образование, ста-

ли многоуровневыми и многопрофильными. В колледжах, вузах и региональных учебных центрах разработан широкий спектр различных учебных курсов для удовлетворения потребности местных рынков труда, в первую очередь по профессиям для малого и среднего бизнеса (фермеры, бухгалтеры, автомеханики, продавцы и т. д.), а также по таким специальностям, как гувернантки, операторы ИКТ и пр. Эти программы финансируются из регионального бюджета, а также из средств частных лиц. Обучающиеся этих образовательных организаций приобретают одновременно две профессии, при этом обучение по второй профессии — платное.

Организации СПО (колледжи и техникумы) предлагают (помимо основной программы) программы профильного обучения для школьников, начального профессионального образования, а также программы обучения для младших инженеров, выполняя таким образом функцию профессиональных образовательных центров. Некоторые колледжи и техникумы реализуют общеобразовательные программы (включая, например, программы для молодежи, не окончившей среднюю общеобразовательную школу) и программы обучения взрослых. Они финансируются из муниципальных бюджетов, за исключением программ для взрослых.

В ряде организаций СПО были организованы новые курсы по возрождению и развитию традиционных народных промыслов. Другой быстро завоевывающей популярность моделью стали комплексы «школа — лицей — колледж — высшее учебное заведение». Важно, что новые формы интегрированных образовательных организаций создавались в малых монопрофильных городах, где, как правило, имеется одна организация СПО.

Организации СПО предоставляют больше возможностей для обучения попавшим под сокращение работникам и безработным, сотрудничают со службами занятости в плане обучения и переобучения взрослого населения. В регионе к управлению образовательным процессом в организациях СПО привлекаются социальные партнеры (определение количества и объема программ, профилей обучения и т. д.). На муниципальном уровне такое взаимодействие приняло форму прямых соглашений между партнерами.

В новой образовательной политике региона по модернизации профессионального образования особое внимание уделяется развитию открытого образования, оптимизации использования ИКТ и тех методов преподавания,

которые способствуют формированию практических умений и навыков, включая анализ информации и самостоятельное обучение.

Важнейшей задачей модернизации профессионального образования стало формирование у обучающихся ключевых компетенций (начиная с общеобразовательной школы), что привело к увеличению количества предметов, способствующих социализации и быстрой адаптации молодежи к трудовым отношениям, в том числе компьютерной грамотности, изучению русского языка, иностранных языков, математики, физики, химии и т. д.

В новой образовательной политике особое внимание уделялось профильному обучению в старших классах общеобразовательных средних школ с ориентацией на технологическую подготовку, укреплению связей между школами и организациями СПО и вузами, вопросам профессиональной ориентации и профильному обучению на уровне средней школы. Это очень важный момент, поскольку выпускник организации СПО приобретает среднее общее образование и профессиональную квалификацию, что повышает возможности его трудоустройства. Сегодняшние выпускники общеобразовательных школ явно находятся в менее благоприятной ситуации.

Таким образом, для социально-экономического развития региона необходимо обеспечить соответствие профессионально-квалификационной структуры свободной рабочей силы и рабочих мест с целью выработки механизма сближения рынка труда и рынка образования и уменьшать дисбаланс спроса и предложений на рынке образовательных услуг с учетом прогнозов. Особую важность приобрел и анализ самого рынка образовательных услуг, который, с одной стороны, удовлетворяет потребность личности в получении профессионального образования и повышении образовательного уровня, а с другой — должен удовлетворять потребность рынка труда в соответствующих специалистах.

С одной стороны, работодатели нуждаются в специалистах, но недостаточно сотрудничают с учреждениями образования, с другой — образовательные организации «перепроизводят» специалистов, которые становятся невостребованными на рынке труда. На рынок труда специалист выходит со своим, очень специфическим «товаром» — профессией, уровнем квалификации, мастерством. Он, к сожалению, остается невостребованным длительное время, потому что речь идет о профессиональной квалифика-

ции и знаниях, которые быстро устаревают. Особенно актуальна эта проблема по отношению к выпускникам высшего образования.

Поэтому при организации учебного процесса следует учитывать не только овладение профессией, которая пользуется спросом на рынке труда, но и формирование определенного образовательного и культурного уровней, овладение ключевыми компетенциями, конкурентоспособность, а значит, соответствовать требованиям «потребителя» — рынка труда и работодателя.

Еще вчера более 40 % работодателей высказывали неудовлетворение подготовкой специалистов в системе среднего профессионального образования, 30% — недовольны выпускниками системы высшего образования. Работодатели утверждали, что интеграция в мировое экономическое пространство выявила реальное отставание квалификации выпускников учреждений профессионального образования от общих требований.

Особенно беспокоила работодателей та сторона квалификации, которая связана с практическим освоением профессии. Если 25 % работодателей оценивали общетеоретическую подготовку как соответствующую высокому уровню, то практическую сторону освоения профессии — не более 10 %. При модернизации системы профессионального (среднего и высшего) образования региона содержание учебных программ формируется с учетом требований государственных образовательных стандартов с тем, чтобы подтянуть их к мировому технологическому уровню.

Особое место занимает повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров системы профессионального образования как залог будущего развития профессионального образования.

В процессе реформ и преобразований, проведенных в системе профессионального образования в целом и профессионально-педагогического образования в частности, изменились условия подготовки будущих преподавателей и мастеров производственного обучения для среднего профессионального образования. Сегодня на должности мастера производственного обучения работают специалисты, уже прошедшие профессионально-педагогическую подготовку, имеющие не только отраслевое среднее техническое образование, но и педагогическое. При этом и мастера, и преподаватели организаций СПО получили возможность ознакомиться с передовыми технологиями по своим направлениям, а обучающиеся — проходить

производственную практику на предприятиях, на современном оборудовании, которое выделили работодатели в учебные цеха для подготовки современных специалистов.

Одними из перспективных направлений по усовершенствованию деятельности профессиональных образовательных организаций являются получение степени бакалавра по прикладным специальностям и создание в регионах соответствующих центров на базе колледжей с привлечением университетских ресурсов (факультетов, институтов), что позволяет привлечь наиболее подготовленных абитуриентов в профессионально-педагогические колледжи.

Повышение конкурентоспособности молодежи в России и за рубежом связано с формированием эффективного межотраслевого взаимодействия субъектов образования и рынка труда. Достижение этих целей опиралось на научное построение кластерных схем, которые являются формами межфирменной межведомственной локально пространственной кооперации образовательных учреждений и предприятий. При этом кластеры способны преодолеть структурные ограничения, а также изменить сложившуюся моноотраслевую структуру подготовки кадров. А потому следующим шагом по модернизации профессионального образования станет создание образовательно-отраслевых кластеров в Кузбасском регионе и разработка на их основе устойчивого обеспечения подготовки конкурентоспособной молодежи в соответствии с требованиями рынка труда.

На основе договоров о сотрудничестве в образовательно-отраслевые кластеры будут объединены организации общего и профессионального образования, центры занятости населения, работодатели. Создание таких кластеров должно быть согласовано с руководством городов, районов и администрацией области, что поможет решить задачи регулирования занятости молодежи и обеспечит обучающихся реальным участием в производстве.

Сотрудничество в рамках образовательно-отраслевых кластеров позволит сертифицировать на международном уровне учебные программы по ряду специальностей колледжей, участвующих в экспериментальной работе, с последующими стажировками преподавателей, мастеров профессионального обучения и студентов в колледжах и фирмах.

В рамках подписанных соглашений с зарубежными партнерами станут возможны стажировки преподавателей и студентов на базе

университетов, колледжей, иностранных фирм. Уже сегодня подписаны соглашения о стажировках директоров, преподавателей колледжей региона в Польше, Германии, Чехии, Румынии и других странах в профильных колледжах и фирмах с 2013 по 2020 г.

Другое перспективное направление — создание на базе колледжей многофункциональных центров профессиональных квалификаций (МЦПК) на условиях концентрации образовательных ресурсов. Это не только учебно-лабораторное оборудование, но и учебно-методические, производственные, информационные, кадровые и другие ресурсы предприятия (учебно-производственные места для обучающихся), обеспечивающие подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов.

Особенности модернизации профессионального образования в значительной степени определяются уровнем и степенью занятости выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. Занятость выпускника организации профессионального образования на рынке труда представляет собой процесс его приспособления к новым реалиям и требованиям, связанным с началом трудовой деятельности, и включает трудоустройство в соответствии с полученной специальностью, создание оптимальных условий труда, повышение уровня заработной платы, социальные гарантии, возможности карьерного роста.

Для организации эффективной системы профильного образования региона в условиях функционирования рынка труда был проведен глубокий сравнительный анализ зарубежных прогрессивных образовательных практик, что позволило переосмыслить их относительно условий российской школы. Ресурс сравнительного и международного профессионального образования для разработки региональной образовательной политики, как показало наше исследование, использовался недостаточно, что во многом определило необходимость изучения зарубежного опыта и определения новых тенденций в области профессионального образования и занятости молодежи, модернизации профессионального образования и повышения квалификации его работников в России и за рубежом.

Выступая с посланием Федеральному Собранию, Президент Российской Федерации В. В. Путин сказал, что было бы правильным, чтобы приоритетную поддержку получили те образовательные организации, которые работают в регионах и тесно сотрудничают с предприятиями

и вместе с ними продвигают научно-исследовательские и практические разработки, совершенствуя систему профессионального образования, а выпускники данных учреждений связывают свое будущее с тем местом, где они живут [6].

1. Новиков А. М. Методология образования. — М.: Эгвейс, 2006.

2. Ткаченко Е. В., Смирнов И. П., Бурмистрова А. С. Профессиональное образование и молодежь России. — М.: НИИРПО, 2012.

3. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. — М.: ОИЦ «Академия» : ОАО «Московские учебники», 2010.

4. О развитии социального партнерства в системе профессионального образования Кемеровской области : постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.10.2011 № 888-р.

5. О мерах по поддержке и развитию профессионального образования Кемеровской области : постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.05.2011 № 372-р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 4.12.2014.

УДК/uDC 377

Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова G. Ibragimov, E. Ibragimova

о роли и месте многофункциональных центров прикладных квалификаций

about a role and place of multifunctional center OF APPLIED qualifications

На основе сравнения и анализа понятий «прикладные квалификации» и «профессиональные квалификации» обосновано, что использование понятия «профессиональные квалификации» является некорректным, а понятия «многофункциональный центр прикладных квалификаций» и «учебный центр профессиональных квалификаций» не могут рассматриваться как синонимы. Выявлены отличительные признаки понятия «многофункциональный центр прикладных квалификаций», показаны роль и место этих центров в системе подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.

Based on the comparison of «applied qualifications» and «professional qualifications» it was determined that the use of the definition of «professional qualifications» is incorrect and the definitions of a «multifunctional center of applied qualifications» and «training center of professional qualifications» cannot be considered as synonyms. The author clearly determines distinctive features of the definition of a «multifunctional center of applied qualifications» and discovers the role of these centers in a system of professional training and formation of applied qualifications.

Ключевые слова: многофункциональный центр прикладных квалификаций, прикладные квалификации, профессиональные квалифика-

ции, признаки многофункциональных центров прикладных квалификаций.

Keywords: multifunctional center of applied qualification, applied qualifications, professional qualifications, characteristics of multifunctional centers of applied qualifications.

В Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 г, одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации 18.07.2013, предусмотрено, что будет сформирована сеть многофункциональных центров прикладных квалификаций (как структурных подразделений образовательных организаций, так и отдельных юридических лиц), обеспечивающих: доступ к получению профессиональных квалификаций для всех возрастных групп населения от 15 лет; оперативное реагирование на обновление производства и текущие запросы предприятий; гибкость программ профессионального обучения; повышение многообразия траекторий профессионального развития; расширение полномочий работодателей в управлении подготовкой кадров [1]. В 2013 г. опубликованы методические рекомендации Минобрнауки России по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций [2]. В этом доку-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.