Научная статья на тему 'Решение проблемы занятости и содействия трудоустройству выпускников ссузов'

Решение проблемы занятости и содействия трудоустройству выпускников ссузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
809
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВА / ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА / EMPLOYMENT AND JOB OF THE GRADUATES CENTRE OF DEVELOPMENT OF CAREER AND EMPLOYMENT / PORTFOLIO OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туркина Татьяна Савельевна

В статье авторы описывают деятельность Центра развития карьеры и трудоустройства в Смоленском промышленно-экономическом колледже. Авторы описывают трудности, с какими сталкиваются выпускники при трудоустройстве на работу.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туркина Татьяна Савельевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n present clause the authors describe the activity of the Development Career Center and the problem of employment at Smolensk Economy and Industry College. The authors describe the difficulties of graduators’ facing the employment.

Текст научной работы на тему «Решение проблемы занятости и содействия трудоустройству выпускников ссузов»

водственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Татарстан; выявить талантливых, творчески работающих мастеров, имеющих высокий профессионально-педагогический рейтинг; развить потребности у мастеров производственного обучения в совершенствовании профессионального мастерства, повысить уровень профессионализма мастеров производственного обучения, а также способствовать распространению передового опыта педагогической деятельности в системе начального профессионального образования, расширению творческих связей и обмену новыми идеями и достижениями в области профессионального образования, определить на этой основе приоритетные направления повышения качества подготовки мастера производственного обучения.

Литература:

1. Мухаметзянова Г.В. Состояние и перспективы развития профессионального образования //Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании. Материалы Международной научно-практической конференции (г. Казань, 22 апреля 2010 года /Под общей редакцией д.п.н. Е.А.Корчагина, д.п.н. Р.С.Сафина. -Казань: КГАСУ. - 2010. - С. 3-10.

2. Шайдуллина А.Р. Региональный опыт подготовки кадров для нефтедобывающей отрасли в системе «ссуз-вуз-про-изводство» // Казанский педагогический журнал. 2009. №11-12. С. 23-31.

3. Корчагин Н.В. Содержание и методы деятельности мастера профтехучилища по формированию у учащихся правовой культуры./ Казанский педагогический журнал. 2009. №5. С. 96-101.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ ССУЗОВ

Т.С. Туркина

В статье авторы описывают деятельность Центра развития карьеры и трудоустройства в Смоленском промышленно-экономическом колледже. Авторы описывают трудности, с какими сталкиваются выпускники при трудоустройстве на работу.

Ключевые слова: занятость и трудоустройство выпускников, Центр развития карьеры и трудоустройства, портфолио студента

Decision ofjob problem and cooperation in employment for graduates. In present clause the authors describe the activity of the Development Career Center and the problem of employment at Smolensk Economy and Industry College. The authors describe the difficulties of graduators' facing the employment.

Key words: Employment and job of the graduates centre of development of career and employment, portfolio of the student

Уменьшение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, усиление платежного кризиса оказывают самое негативное влияние на спрос рабочей силы. Молодежь в возрасте 18-24 года - это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются наиболее уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны. Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый пятый - молодой человек в возрасте 16-29 лет. Каждый третий из всех обратившихся в поисках работы в службу занятости Смоленской области -молодой человек в возрасте до 29 лет. Из-за падения престижа производственного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу. Происходят полярные

изменения трудовой мотивации. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики страны[1].

Объективно сложившаяся ситуация на рынке труда способствовала созданию в Смоленском промышлен-но-экономическом колледже (СПЭК) структурного подразделения, которое решает вопросы занятости, трудоустройства выпускников, их адаптации к рынку, вопросы профессиональной ориентации, организации стажировок и переподготовки специалистов.

Работа по созданию данного структурного подразделения в колледже началась с мониторинга актуальной ситуации. Был проведён опрос более 200 студентов выпускных курсов на предмет их готовности к рынку труда. Обратим внимание на ряд показателей (см. табл. 1). Так, на вопрос о том, с какими трудностями при трудоустройстве могут столкнуться выпускники, 57% опрошенных выбрали ответ «отсутствие опыта работы». Уже имеют работу на момент окончания учёбы 14%.

Таблица 1.

Потенциальные трудности при устройстве на работу

(по мнению студентов выпускных курсов ФГОУ СПО СПЭК).

Общий итог превышает 100%, так как респонденты имели право отметить несколько причин (в % к исследуемым)

Ожидаемые трудности на рынке труда %

Недостаточная профессиональная теоретическая подготовка 5,3

Недостаточная профессиональная практическая подготовка 29,0

Отсутствие вакансий по специальности 29,8

Низкая заработная плата 17,6

Отсутствие навыков написания резюме и прохождения собеседования 6,1

Отсутствие навыков владения иностранными языками 9,8

Отсутствие навыков владения компьютером 2,9

Отсутствие опыта работы 56,7

Затруднилось с ответом 22,4

Оценки будущих перспектив трудоустройства не выглядели оптимистичными: только 11,8% респондентов знают, где будут работать; 40,4% находились в активном поиске работы, 15,4% не видели для себя никаких перспектив на рынке труда; 22,4% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос. На основе статистической и аналитической обработки результатов мониторинга был обозначен спектр проблем, с которыми сталкиваются выпускники колледжа на региональном рынке труда:

- отсутствие опыта работы;

- низкая информированность о рынке труда и потенциальных местах трудоустройства;

- отсутствие интереса к развитию своей карьеры, стихийность ее развития, низкая мотивация к труду вообще;

- завышенные материальные (зарплатные) ожидания - незнание себя, неадекватная оценка своих личностных качеств, способностей, компетенций;

- отсутствие навыков эффективного поведения при трудоустройстве;

- несоответствие между спросом и предложением на рынке труда;

- недостаток профориентационно-го сопровождения, начиная с момента поступления в колледж и заканчивая самоопределением в процессе обучения;

- отсутствие эффективной системы взаимодействия «школа - колледж -работодатель».

Нас интересовало так же: какая помощь со стороны отдела содействия трудоустройству была бы актуальна для выпускников. Данная информация использовалась нами при определении приоритетов в работе.

Таблица 2.

Актуальная помощь выпускникам по адаптации к рынку труда

(общий итог превышает 100%, так как выпускники имеют право отметить до 3-х вопросов) (в % к исследуемым)

Требуемая помощь со стороны колледжа %

Помощь в написании резюме 24,5

Размещение резюме в базе данных 28,6

Помощь в поиске работы 55,5

Обучение технике самопрезентации 19,6

Проведение профориентационного тестирования 17,1

Проведение занятий по планированию карьерного развития 15,9

Консультации по основам трудового законодательства 15,1

Психологическая помощь в решении личных проблем 8,6

Затруднились с ответом -

Основываясь на результаты мониторинга, нами были спланированы мероприятия, способствующие трудоустройству студентов и выпускников.

Работа была начата с разработки положения о Центре развития карьеры и трудоустройства, в котором были закреплены: основная цель деятельности

Центра - содействие занятости студентов и эффективному трудоустройству выпускников колледжа. Задачи:

- развитие и реализация механизма сотрудничества и взаимодействия с предприятиями, организациями и другими хозяйствующими субъектами -потенциальными и действующими работодателями для студентов и выпускников ФГОУ СПО СПЭК;

- налаживание связей и осуществление взаимодействия с региональными и муниципальными органами власти, территориальными органами службы занятости и трудоустройства, общественными организациями;

- содействие временной трудовой занятости студентов колледжа в период обучения;

- координация деятельности подразделений колледжа по вопросам трудоустройства выпускников, содействие трудоустройству выпускников колледжа.

Основными функциями Центра являются:

1. Организационная функция:

установление отношений с работодателями, с кадровыми агентствами, с территориальными органами местной государственной и муниципальной власти и службами занятости и заключение соглашений, договоров о сотрудничестве с ними на рынке труда с целью трудоустройства выпускников образовательного учреждения, и которые предусматривали бы организацию профориентационной работы, ярмарок вакансий, дней карьеры, презентаций профессий и т.п.; привлечение работодателей в качестве консультантов к проектированию профессиональных образовательных программ направлений и специальностей в соответствии с требованиями рынка труда; при на-

личии возможностей заключение с заказчиками договорных отношений на целевую подготовку специалистов; взаимодействие с общественными органами и организациями по содействию временной занятости студентов и трудоустройству выпускников, проведение встреч, тренингов, мастер-классов и т.п. по вопросам трудоустройства; подбор студентов и выпускников СПЭК -соискателей вакансий рабочих мест, обладающих заявленными работодателями качествами, и направление их на собеседование, стажировку; поиск вакансий рабочих мест, удовлетворяющих запросы студентов и выпускников СПЭК; проведение анкетирования студентов, выпускников СПЭК для определения индивидуальных запросов соискателя, соответствия требованиям работодателя и др.; проведение курсов самодиагностики, обучающих методам самопрезентации, эффективного поведения при общении с работодателями, мастер-классов и тренингов, а также тематических конференций, семинаров; организация и проведение консультационных занятий со студентами о технологиях трудоустройства и поиска работы.

2. Аналитическая функция: подготовка аналитической информации о текущей и перспективной потребности в специалистах, о требованиях работодателей к качеству подготовки кадров, к их личным качествам, выработка предложений руководству СПЭК, структурным подразделениям для формирования политики в области подготовки специалистов, воспитания студентов; определение целевой группы работодателей для каждой специальности и специализации СПЭК; анализ эффективности и результативности деятельности Центра по содействию трудоустройству

выпускников СПЭК и принятие мер по ее улучшению; мониторинг состояния и тенденций развития рынка труда.

3. Консультационная функция: консультирование работодателей о системе подготовки в СПЭК, возможностях поиска требуемых специалистов и налаживании контактов со структурными подразделениями колледжа; консультирование по результатам индивидуального психологического тестирования при выборе работы, характера трудовой деятельности; консультации студентов и выпускников СПЭК по работе с базами данных, размещенными в информационных сетях Интернет, а также с базами данных Центра; консультирование студентов и выпускников СПЭК по вопросам трудоустройства, состояния и перспектив развития рынка труда; разработка рекомендаций для студентов и выпускников СПЭК по технологии поиска работы, взаимодействия с работодателем при трудоустройстве, о возможностях переподготовки.

4. Информационная функция: предоставление информации кафедрам о требованиях работодателей к качеству подготовки специалистов; отслеживание и предоставление информации студентам и выпускникам СПЭК о востребованности специалистов в разрезе специальностей подготовки; предоставление студентам и выпускниками СПЭК информации о местонахождении хозяйствующих субъектов, кадровых агентств, в задачи которых входит подбор специалистов для предприятий и организаций; размещение информационных материалов о лучших студентах и выпускниках колледжа, их достижениях; создание информационной системы для обеспечения студентов и выпускников СПЭК данными о рынке

труда; работодателей - о студентах и выпускниках (базы данных вакансий и резюме)[2].

Несмотря на небольшой срок существования в колледже Центра развития карьеры и трудоустройства, проделана значительная работа по основным направлениям его деятельности.

Так, была приведена в систему процедура оформления долгосрочных договоров о сотрудничестве с работодателями, в том числе и по вопросам содействия трудоустройству выпускников. Непосредственно данная работа была сосредоточена в руках деканов факультетов и затем обобщалась работниками Центра. За истекший период было пролонгировано и заключено более 100 договоров о сотрудничестве и социальном партнерстве с работодателями. Кроме того, был заключен Договор о сотрудничестве с Департаментом по промышленности Смоленской области и с Департаментом государственной службы занятости населения Смоленской области.

Одной из важных задач вышеобоз-наченного Центра является адаптация выпускников к условиям рынка труда. На наш взгляд, сам процесс трудоустройства требует определённых компетенций, которые сделают адаптацию быстрой и эффективной. Сотрудниками Центра развития карьеры и трудоустройства проводятся мероприятия, повышающие социально-психологическую осведомлённость и вырабатывающие навыки эффективного поведения при трудоустройстве.

Основная задача информационного направления деятельности Центра -формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к работнику. Считается, что именно дефицит

знаний является основной проблемой человека, ищущего работу. Наша задача - показать альтернативы, работать с мотивацией выпускника. Возможно, к концу обучения выяснится, что непринципиально работать в дальнейшем по полученной профессии. Тогда важно дать информацию о смежных профессиях, о вариантах получения дополнительного образования, о различных карьерных позициях, которые может занимать человек с данным образованием.

В течение года проходят занятия в Школе планирования карьеры, которые направлены на повышение грамотности студентов в психологических и правовых аспектах поиска работы. Из опыта работы Центра можно отметить, что наиболее востребованы студентами занятия по правилам составления резюме и рекомендательных писем, по трудовому законодательству и поведению на собеседовании.

Тренинговое направление в работе Центра основано на использовании специальных групповых игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. В рамках Школы планирования карьеры проводятся различные тренинговые занятия, деловые игры, направленные на развитие компетенций студентов. Были проведены тренинги по тайм-менеджменту, развитию критического мышления, развитию навыков самопрезентации, тренинг развития внимания и памяти.

Значительное внимание Центра, уделяемое популяризации технических специальностей и рабочих профессий, вылилось в организацию в 2009 и 2010 г. конкурсов по профессии, проводимых в рамках специальностей колледжа. Данные мероприятия готовятся Цент-

ром совместно с деканами соответствующих факультетов и представителями работодателей.

В течение 2008 г. Центр активно содействовал привлечению работодателей к процессу проектирования профессиональных образовательных программ. Так, совместно с работодателями было разработано 36 модульных образовательных программ по специальностям «Технология машиностроения» и «Производство изделий и покрытий из полимерных материалов». Основной акцент при создании данных программ был сделан на формирование профессиональных компетенций специалиста в соответствии с требованиями рынка труда.

В результате тесного сотрудничества с работодателями социальными партнёрами в 2009 г. было заключено 79 договоров на целевую подготовку специалистов в области машиностроения и полимерного производства.

Активная работа Центра ведется в направлении содействия временному трудоустройству студентов и выпускников. Так, в период с 2008 по 2010 гг. Центр сотрудничал с Центром занятости г. Смоленска в рамках программы содействия временному трудоустройству учащихся в возрасте до 18 лет. Всего по данной программе было трудоустроено более 500 студентов колледжа.

Одним из самостоятельных направлений деятельности Центра является проведение совместно с работодателями круглых столов, в том числе по вопросам трудоустройства.

По инициативе Центра развития карьеры и трудоустройства выпускников была создана автоматизированная система, включающая в себя социальных партнеров, данные о выпускниках колледжа и портфолио студентов. На

данный момент базы заполнены сведениями, касающимися двух специальностей колледжа «Технология машиностроения» и «Производство изделий и покрытий из полимерных материалов».

Одним из средств сопровождения и развития профессионального становления специалиста является портфолио студента, разработка модели которого является инновационной услугой, направленной на развитие рефлексивных способностей личности и осуществление взаимодействия между будущим специалистом и работодателями. «Пор-тфолио» студента представляет собой банк достижений будущего специалиста и является его РЯ-ресурсом.

На основе разработанной базы данных «Портфолио студентов» была создана информационная база о выпускниках колледжа по техническим специальностям с целью реализации трудоустройства специалистов СПО и создания кадрового резерва специалистов для предприятий машиностроения и производства пластмасс в регионе, предоставления свободного доступа к этой информации потенциальным или действующим работодателям и социальным партнерам. «Информационная база о выпускниках колледжа по техническим специальностям» предназначена для формирования, хранения, обработки анкетной и контактной информации о выпускниках колледжа по специальностям «Технология машиностроения» и «Производство изделий и покрытий из полимерных материалов». Данная база представляет собой единый информационный кадровый ресурс региона специалистов СПО, размещенный в Интернете и позволяющий руководителям предприятий области данных отраслей решать проблемы кадрового дефицита, разраба-

тывать стратегию целевой подготовки специалистов и смены кадров. Доступ к базе данных обеспечивается через специализированный Интернет-ресурс «Единое информационное пространство ФГОУ СПО СПЭК и социальных партнеров».

Диагностическое направление деятельности Центра основано на использовании психологических тестов для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение клиенту результатов тестирования, обсуждение интересов и возможностей, рекомендации по выбору профессий, соответствующих психологическим особенностям студента. Основной проблемой клиента считается дефицит знаний о своих склонностях, способностях, чертах. В Центре используется набор психодиагностических методик, позволяющих в комплексе исследовать особенности личности, мотивацию, интересы, способности и базовые установки студента

[3].

По итогам 2008 - 2009 учебного года интегрированный результат деятельности Центра был следующим: из 574 выпускников очной формы получения образования трудоустроены - 413, из них самостоятельно трудоустроились - 169 выпускников.

Литература:

1. Наместникова Н. Вверх по лестнице, ведущей в жизнь //Воспитательная работа в школе.- 2009. - №2. С.57-62.

2. Ефременкова М.А. Социализация личности будущего специалиста / М.А. Ефременкова. - Смоленск, 2010. - 40с.

3. Региональная система содействия трудоустройству выпускников: материалы Всерос. научно-практ. конф. - Саранск, 27 апр.2010 г./ Под ред. А.В. Макаркина. - Саранск: ООО «13 РУС», 2010. - 227 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.