Научная статья на тему 'О проблемах целевой контрактной подготовки управленческих кадров'

О проблемах целевой контрактной подготовки управленческих кадров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1787
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВОЙ ПРИЕМ / КОНТРАКТНАЯ ПОДГОТОВКА / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА / TARGET ENROLMENT / CONTRACT TRAINING / HUMAN RESOURCES / PERSONNEL MANAGEMENT / PROFESSIONALLY-IMPORTANT QUALITIES OF THE GRADUATE STUDENT / ORGANIZATION OF STUDENT''S PRACTICE / MANAGEMENT OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черноскутов Виктор Егорович

Проблемы организации целевой контрактной подготовки (ЦКП) студентов рассматриваются на примере Сибирского института управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (СибИУ). Обсуждаются пути повышения эффективности использования кадрового потенциала выпускников специалистов в области государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Purposeful Contract Education of Governance Personnel

Problems of education of cadres for governance and management oriented at concrete needs of employers are discussed. The experience of Siberian Institute of Governance and Management (Novosibirsk) in this activity is considered. Ways of enhancing such form of the state and municipal cadres training are suggested.

Текст научной работы на тему «О проблемах целевой контрактной подготовки управленческих кадров»

УДК 352(075)

о ПРОБЛЕМАХ ЦЕЛЕВОЙ КОНТРАКТНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

В.Е. ЧЕрИООКУТОВ

Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

(г. Новосибирск)

[email protected]

Проблемы организации целевой контрактной подготовки (ЦКП) студентов рассматриваются на примере Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (СибИУ). Обсуждаются пути повышения эффективности использования кадрового потенциала выпускников - специалистов в области государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: целевой прием, контрактная подготовка, кадровая политика, компетенции выпускника, трудоустройство выпускников вуза.

Актуальность целевой подготовки студентов заключается в том, что в условиях отмены централизованного планового распределения выпускники вузов трудоустраиваются самостоятельно, и часто - не по специальности, полученной в вузе. Более того, отсутствие планового распределения привело к рассогласованию спроса и предложения на рынке квалифицированного труда, в частности, к перепроизводству юристов и экономистов и нехватке специалистов с техническим образованием. Всех этих проблем можно избежать, если удовлетворять потребность общества в кадрах не только через рыночный механизм (рынок труда), но и через размещение заказов на целевую подготовку специалистов в вузах по нужному конкретному работодателю профилю.

О ПРОБЛЕМАХ ЦЕЛЕВОЙ КОНТРАКТНОЙ 41

ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Важным фактором решения данной проблемы является установление эффективного взаимодействия между образовательным учреждением, предприятием и органом исполнительной власти субъекта РФ [1].

Целью нашего исследования было выявление проблем организации целевой контрактной подготовки (ЦКП) и разработка рекомендаций по их решению. Были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть состояние нормативно-правовой базы, регулирующей ЦКП на федеральном и региональном уровне.

2. Обобщить опыт взаимодействия СибИУ с органами государственной власти субъектов РФ, муниципалитетами в организации ЦКП, выявить существующие проблемы и недостатки в этой работе.

3. Системно определить структуру и содержание контракта, - взаимных прав и обязанностей всех сторон, заключающих контракт: студента, вуза и работодателя.

4. Разработать рекомендации по повышению эффективности ЦКП.

Нормативно-правовой основой ЦКП является Постановление Правительства РФ от 19.09.1995г. «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональном образованием». В этом документе целевая контрактная подготовка определяется как подготовка специалистов из числа студентов, обучающихся за счет бюджета РФ и субъектов РФ, для удовлетворения потребностей предприятий, организаций и учреждений в квалифицированных специалистах. Целевой прием в вузы осуществляется на основе отдельного конкурса на целевые места, специально выделенные вузом в рамках утвержденных контрольных цифр приема. Это постановление возложило планирование подготовки разнопрофильных кадров для подведомственных государственных и муниципальных предприятий и учреждений на соответствующие органы власти [2].

Однако на практике такая целевая контрактная подготовка демонстрирует низкую эффективность. Основной причиной этого является то, что постановление не определило ряд правовых аспектов вводимой процедуры. ЦКП вводится только для учреждений и организаций, подведомственных федеральным и региональным органам власти. Ежегодное составление заявок на ЦКП возложено на органы власти, без указания принципов формирования заявки (какие категории организаций должны быть включены в заявку, какие категории специальностей являются объектами планирования). Не конкретизированы правовые отношения между участниками контракта. В результате региональные власти недостаточно согласуют свой запрос целевых мест с реальными потребностями региона. В частности, некоторые муниципалитеты используют этот канал только для внеконкурсного поступления своих абитуриентов в вуз через заявку

42

В.Е. ЧЕРНОСКУТОВ

региональной власти, не требуя их возврата после обучения. Кадровый дисбаланс в обществе не уменьшается; значительная часть выпускников испытывают трудности при устройстве на работу и работают не по специальности, полученной в вузе. Требуется иной подход к подготовке специалистов с высшим образованием, сохранив при этом саму идею ЦКП.

В настоящее время возникли новые возможности в развитии целевой контрактной подготовки специалистов, связанные с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3]. В новом законе более подробно «прописан» целевой прием, сказано, что существенными условиями договора о целевом обучении должны являться обязательства по трудоустройству студента-целевика в организации, которая направила его на обучение.

Следует подчеркнуть, что идея ЦКП обладает мощным потенциалом в решении данных проблем, если внести в её состав и структуру необходимые изменения и дополнения. К числу улучшающих вмешательств относятся следующие:

• Существенное усиление связи планов набора студентов по специальностям с реальными потребностями общества.

• Введение в системе высшего образования ЦКП не только за счёт госбюджета для государственных учреждений и предприятий, но и для организаций любой формы собственности - за счет собственных средств работодателей.

• Обеспечение взаимодействия между вузом и работодателем в течение всего срока обучения, от момента набора студентов до трудоустройства выпускников.

• Полное законодательное определение взаимных прав, обязанностей и ответственности всех участников ЦКП - вуза, работодателя и студента -за выполнение условий контракта (как по уровню и качеству подготовки специалиста, так и по трудоустройству выпускников).

Определенный опыт работы по целевой контрактной подготовке студентов накоплен в Сибирском институте управления (ранее Сибирская академия государственной службы) [4-7]. На протяжении многих лет, практически с первых лет своей деятельности, вуз стремится готовить высококвалифицированные кадры для органов власти с учетом специфики будущей работы и реальных потребностей, а также возможностей конкретного работодателя.

Основной формой деятельности в этом направлении является целевой прием студентов на обучение за счет средств федерального бюджета в рамках квот, выделяемых органам государственной власти Сибирского федерального округа. Данный вид деятельности регулируется договором

О ПРОБЛЕМАХ ЦЕЛЕВОЙ КОНТРАКТНОЙ 43

ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

о сотрудничестве между вузом и органом государственной власти субъекта РФ СФО. В договоре предусмотрено следующее:

• Органы государственной власти не позднее 1 апреля направляют в институт мотивированную заявку на количество необходимых им мест на обучение по целевому приему на очередной учебный год.

• На основе полученных заявок, исходя из контрольных цифр приема, установленных учредителем, имеющейся учебной и материальнотехнической базы института, учитывая региональные социальнодемографические и иные особенности субъектов Федерации, ученый совет института ежегодно устанавливает каждому субъекту Федерации квоту приема студентов на ЦКП.

• На обучение в рамках целевого приема принимаются граждане РФ, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, рекомендацию органа государственной власти субъекта РФ СФО, успешно прошедшие конкурсный отбор по результатам ЕГЭ и подписавшие контракт с работодателем и институтом.

• После зачисления на обучение в рамках целевого приема заключается трёхсторонний контракт: Заказчик (орган государственной власти субъекта), он же Работодатель, - Исполнитель (институт) - Студент; или же четырёхсторонний контракт: Заказчик (орган государственной власти субъекта) - Работодатель (орган местного самоуправления) - Исполнитель (институт) - Студент.

• В случае невыполнения работодателем условий контракта в вопросах трудоустройства и организации практики целевых студентов институт может сократить квоту на целевой набор соответствующему субъекту Федерации.

При отборе кандидатов на обучение в рамках целевого приема органы государственной власти выявляют желающих получить высшее профессиональное образование по специальностям, реализуемым в институте. Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют отбор абитуриентов с учетом своих задач и требований: список кандидатов для обучения составляется с учетом выявленных способностей к организаторской, управленческой и аналитической работе в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Список кандидатов высылается в приемную комиссию института не позднее 1 июля. Характерно, что многие органы власти направляют на целевые места по нескольку кандидатов на одно место, предоставляя вузу право отбирать из них абитуриента, наиболее подготовленного и мотивированного на государственную и муниципальную службу.

В условиях отсутствия обязательного распределения всех выпускников вузов целевой прием в институт превратился в реальный и действенный

44

В.Е. ЧЕРНОСКУТОВ

механизм адресной планомерной подготовки высококвалифицированных специалистов для органов государственной власти и органов местного самоуправления СФО.

За 15 лет работы в рамках целевого приема подготовлено более 1000 молодых специалистов для органов государственной власти и местного самоуправления СФО. В настоящее время в рамках целевого приема обучаются 147 студентов.

Необходимо отметить, что в работе по организации целевой подготовки обнаружились как объективные, так и субъективные трудности, и в первую очередь - в вопросе трудоустройства выпускников целевого приема. Наш опыт показывает, что направляющие организации не всегда проявляют должное внимание к вопросам трудоустройства целевиков: не гарантируют им карьерного роста и получения социального пакета, не создают мотивации для возвращения молодого специалиста в организацию, направлявшую его на обучение. По этим и некоторым другим причинам часть молодых специалистов, обучавшихся по целевому приему, стремится остаться в Новосибирске. Об этом красноречиво говорят данные о трудоустройстве выпускников целевого приема за 2010-2012 гг. Из таблицы видно, что практически каждый третий выпускник целевого приема остается в г. Новосибирске.

В ходе опроса, проведенного в 2012 г. в СибИУ, многие студенты целевого набора старших курсов отмечали, что не планируют возвращаться в организации, которые направили их на обучение. Среди причин такого решения, как правило, назывались следующие:

• отсутствие перспектив карьерного продвижения по служебной лестнице;

• отсутствие гарантий на получение жилья;

• низкий уровень социально-экономического и культурного развития регионов, из которых они прибыли на обучение.

Возникновение данной проблемы во многом обусловливается тем, что права и обязанности выпускника целевого приема по трудоустройству в соответствии с заключенным контрактом законодательно не закреплены.

Учитывая сложившиеся реалии в этом вопросе, Сибирский институт управления со своей стороны стремится уделять этой работе большое и постоянное внимание: систематически высылает в администрации информацию об успеваемости студентов-целевиков, сроках прохождения практики; в конце учебного года предоставляет списки выпускников; поднимает эти вопросы на ежегодных совещаниях с представителями кадровых служб органов государственной власти субъектов Федерации. При рассылке информации о квотах мест, выделенных субъектам для поступления в институт, в письмах главам правительств и администраций институт

О ПРОБЛЕМАХ ЦЕЛЕВОЙ КОНТРАКТНОЙ 45

ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

напоминает об обязательствах студентов целевого приема проходить все виды практики в учреждении-заказчике контракта. Также указывается на необходимость трудоустройства выпускников, обучавшихся в рамках целевого приема, на должность, соответствующую уровню и профилю их профессионального образования, а также просит сообщить о месте трудоустройства выпускников целевого приема до 1 октября, с указанием должности и номера контактного телефона.

Таблица

Трудоустройство выпускников целевого приема Сибирского института управления 2010-2012 гг.

с с OI Z Регион Количество выпускников, обучавшихся по целевому направлению Трудоустроены в соответствии с контрактом или в госучреждении своего субъекта Работают в Новосибирске

кол-во чел. % кол-во чел. %

1 Республика Алтай 15 3 20% 6 40%

2 Республика Бурятия 20 2 10% 7 35%

3 Республика Тыва 11 1 9% 6 54%

4 Республика Хакасия* 12 8 67% 3 25%

5 Алтайский край 13 1 7% 6 46%

6 Красноярский край 13 4 31% 4 31%

7 Иркутская область 8 4 50% 1 12%

8 Кемеровская область 12 2 17% 4 33%

9 Новосибирская область 49 27 55% 14 28%

10 Омская область 11 2 18% 1 9%

11 Томская область** 2 1 50%

12 Мэрия города Новосибирска 10 9 90%

ВСЕГО человек (средний %) 176 64 36% 52 30%

Примечание: * сведений за 2011 г. не предоставлено, данные 2011 г. по субъекту не приведены; ** сведений за 2012 г. не предоставлено, данные 2012 г. по субъекту не приведены.

46

В.Е. ЧЕРНОСКУТОВ

Кроме этого в последние годы институт стал систематически проводить специальные мероприятия, направленные на повышение эффективности целевого приема. Ежегодно в мае-июне в органы власти каждого субъекта РФ СФО направляется список выпускников целевого приема текущего учебного года с указанием фамилии, имени, отчества, специальности и темы дипломной работы с просьбой обеспечить трудоустройство в соответствии с полученной специальностью. В письмах на имя руководителей кадровых служб органов государственной власти излагается просьба до 1 октября сообщить, кто, как и где трудоустроен из целевиков. К сожалению, органы власти не всегда вовремя отвечают на запросы и не всегда владеют полной информацией. Периодически институт направляет запросы во все организации, где работают выпускники, с просьбой дать отзывы об их работе. Деканы факультетов следят, чтобы все целевики проходили практику в соответствии с контрактом, не дают разрешения на изменение места практики без согласования с заместителем директора (по межрегиональным и международным связям). Ежегодно на встречах с руководителями кадровых служб органов власти субъектов РФ СФО обсуждаются актуальные проблемы подготовки специалистов в рамках целевого приема.

По результатам проведенного исследования разработаны следующие рекомендации по повышению эффективности целевой контрактной подготовки:

1. Анализ потребностей рынка труда в регионе следует проводить вузам совместно с работодателями и органами власти. Целесообразно создавать специализированный кадастр потребностей рынка труда, структурированный по годам и территориям. Это позволит вести более продуманную территориальную политику в области подготовки кадров.

2. Рекомендуется разработать локальную нормативную базу для проведения качественного отбора выпускников школ на обучение в рамках ЦКП.

3. Отбор абитуриентов на территории для поступления в вузы в рамках ЦКП следует проводить исключительно через специальную конкурсную комиссию.

4. Целесообразно повысить роль министерств и ведомств в организации ЦКП: им следует чаще выступать заказчиками целевой подготовки специалистов для предприятий и организаций своей отрасли.

5. Необходимо всемерно развивать сотрудничество вузов, работодателей и органов власти в вопросах ЦКП.

6. Необходимо всячески усиливать участие работодателей в ЦКП -от определения ими содержания программ по селективным предметам

О ПРОБЛЕМАХ ЦЕЛЕВОЙ КОНТРАКТНОЙ 47

ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

учебного плана до открытия филиалов кафедр в крупных организациях и учреждениях.

7. На федеральном уровне необходимо создать правовую основу, обеспечивающую обязанность выпускников целевой подготовки после завершения обучения трудоустраиваться в соответствии с заключенным контрактом. В этих целях необходимо принять соответствующее постановление Правительства Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всероссийская конференция с международным участием: Профессиональные кадры новой России // Материалы конференции 22-23 ноября 2012 г., г. Москва / сост. В.Н. Бабешко. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 304 с.

2. Постановление Правительства РФ от 19.09.1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием».

3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 56).

4. Петров А. Из опыта целевой контрактной подготовки / А. Петров, Ю. Елисеев // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 56-58.

5. Резер Т.М. Целевая контрактная подготовка - составляющая социального партнерства / Т. М. Резер // Профессиональное образование. 2006. № 8. С. 26-27.

6. Шестернина Е.Ю. Управление качеством / Е. Шестернина // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 54-55.

7. Шестернина Е.Ю. Организационно-методическая оценка управления качеством целевой контрактной подготовки инженерных кадров // В сб. Научно-методические труды университета / под.ред. А.П. Петрова. -М.: ИТЦ МАТИ, 2004. С. 42-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.