Научная статья на тему 'Организационно-экономические механизмы реализации целевой подготовки магистров для инновационной экономики'

Организационно-экономические механизмы реализации целевой подготовки магистров для инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / TARGET TRAINING / СЕТЕВАЯ ФОРМА / NETWORK FORM / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE ECONOMY / МЕЖВУЗОВСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTER-UNIVERSITY INTERACTION / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / STATE ORDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малина Светлана Сергеевна

В статье обсуждаются вопросы обеспечения инновационной экономики кадрами высшей квалификации, формы государственной поддержки учреждений высшего профессионального образования, механизмы реализации государственного заказа. В работе представлен опыт региона в части реализации межвузовского взаимодействия при разработке и реализации магистерских программ, обсуждаются ключевые аспекты программ целевой контрактной подготовки магистров; представлены результаты анкетирования организаций-работодателей, участвующих в реализации целевой контрактной подготовки магистров, проведен анализ и сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISMS OF REALIZATION OF MASTER TARGET TRAINING FOR INNOVATION ECONOMICS

The paper is devoted to questions of providing innovation economics with high-qualified specialists, to forms of the state support to the higher school, to mechanisms of the state order. The Region’s experience in realization of inter-university interaction in developing and implementation of Master programs is observed. The key aspects of the programs of target contractual training of masters are discussed in the paper. The results of the survey of the employers, engaged in implementation of the target contractual master training program, are presented and analyzed. The paper contains conclusions.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические механизмы реализации целевой подготовки магистров для инновационной экономики»

УДК 378.22

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

С.С. Малина

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области E-mail: malinasveta2012@gmail.com

В статье обсуждаются вопросы обеспечения инновационной экономики кадрами высшей квалификации, формы государственной поддержки учреждений высшего профессионального образования, механизмы реализации государственного заказа. В работе представлен опыт региона в части реализации межвузовского взаимодействия при разработке и реализации магистерских программ, обсуждаются ключевые аспекты программ целевой контрактной подготовки магистров; представлены результаты анкетирования организаций-работодателей, участвующих в реализации целевой контрактной подготовки магистров, проведен анализ и сделаны выводы.

Ключевые слова: целевая подготовка, сетевая форма, экономика знаний, межвузовское взаимодействие, государственный заказ.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISMS OF REALIZATION OF MASTER TARGET TRAINING FOR INNOVATION ECONOMICS

S.S. Malina

Ministry of Education, Science and Innovation Policy of the Novosibirsk Region E-mail: malinasveta2012@gmail.com

The paper is devoted to questions of providing innovation economics with high-qualified specialists, to forms of the state support to the higher school, to mechanisms of the state order. The Region's experience in realization of inter-university interaction in developing and implementation of Master programs is observed. The key aspects of the programs of target contractual training of masters are discussed in the paper. The results of the survey of the employers, engaged in implementation of the target contractual master training program, are presented and analyzed. The paper contains conclusions.

Key words: target training, network form, knowledge economy, inter-university interaction, state order.

Введение

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривает в целях укрепления позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг переход к инновационному типу развития экономики. «Стратегия экономического развития Сибири», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.072010 г. № 1120-р, также предусматривает активный сценарий развития региона, переход базовых отраслей экономики на инновацион-

© Малина С.С., 2013

ный путь развития и производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Следовательно, необходимы меры, направленные на создание профессионального образования, соответствующего запросам инновационной экономики, поскольку проблема обеспечения квалифицированным персоналом субъектов «новой экономики» требует существенной модернизации всех уровней профессионального и общего образования.

Новосибирские университеты ведут подготовку специалистов более чем по 300 специальностям, 60 из которых связаны с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития России. В образовательных учреждениях высшего профессионального образования работает более 20 тыс. человек, из них свыше 6 200 человек профессорско-преподавательского состава. Совокупный доход вузов превышает 13,5 млрд руб., из которых около 1,7 млрд руб. приходится на научную деятельность.

Тем не менее вопросы кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, модернизации образовательных программ высшего образования, повышения конкурентоспособности вузов региона остаются актуальными.

1. Целевая контрактная подготовка

Одним из действующих механизмов формирования кадрового потенциала региона является целевая контрактная подготовка. Новосибирская область уже с 2000 г. начала осуществлять целевую контрактную подготовку (далее - ЦКП) специалистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа выпускников образовательных учреждений сельской местности, городов областного и районного подчинения. Основными задачами ЦКП являются обеспечение региона кадрами с высшим профессиональным образованием и содействие молодежи в получении высшего профессионального образования.

Для юридического оформления отношений сторон заключается контракт. В контрактах оговариваются права, обязанности и виды ответственности договаривающихся сторон: студента, высшего учебного заведения, работодателя, органов исполнительной власти и местного самоуправления муниципальных образований. Заключивший контракт студент обязан освоить образовательную профессиональную программу по избранной специальности или направлению в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Образовательная программа может быть скорректирована либо дополнена с учетом договоренностей студента, работодателя и учебного заведения. Затем по предложению ректора студент обязан заключить контракт с работодателем на срок до трех лет после окончания вуза при условии предоставления работы, соответствующей уровню и профилю профессиональной подготовки [1, с. 16].

ЦКП в Новосибирской области осуществлялась в соответствии с постановлением [4, с. 1], однако заложенный в данном документе механизм реализации ЦКП имел ряд недостатков:

- отсутствие должной связи с программами социально-экономического развития районов и формированием кадрового резерва через направление на ЦКП;

- несовершенство отбора кандидатов на обучение в рамках ЦКП (низкие баллы единого государственного экзамена) и как следствие невысокая успеваемость студентов - целевиков;

- отсутствие системы формирования перспективной потребности в кадрах;

- отсутствие обязательств у муниципальных образований Новосибирской области, их участие только в качестве направляющей стороны;

- отсутствие необходимой социальной поддержки выпускников, направленных на отработку в районы.

Соответственно, с учетом указанных недостатков был разработан и принят новый документ, регулирующий ЦКП в Новосибирской области [5, с. 2]. Особенности нового проекта:

1. В документ включены положения, определяющие субъектов правоотношений, а также условия реализации ЦКП.

2. Обозначены основные задачи ЦКП и форма финансирования - обеспечение Новосибирской области кадрами с высшим профессиональным образованием и содействие молодежи в получении высшего профессионального образования, путем оказания государственной поддержки в виде возмещения части расходов вузов по профессиональному обучению студентов.

3. Введены новые формы контрактов для кандидатов, не имеющих работодателя на момент поступления (т.е. вопрос трудоустройства может быть решен непосредственно на выпускном курсе).

4. Изменены требования к кандидатам на обучение:

- определена разница не более 20 % между общим баллом, установленным вузом как проходной на бюджетные места, и общим баллом по результатам ЕГЭ кандидата (в случае, если балл по результатам ЕГЭ меньше проходного балла).

Преимущественное право на обучение на условиях ЦКП получили:

- дети из малоимущих и многодетных семей при условии успешной сдачи вступительных экзаменов (социальный лифт);

- кандидаты, имеющие ходатайство работодателя на момент поступления.

Таким образом, в настоящее время акцент целевой контрактной подготовки сместился от подготовки кадров для села в область подготовки кадров для предприятий и инновационных фирм, поддержки малообеспеченных семей, обеспечения «социального лифта», что обусловлено проблемами при трудоустройстве выпускников, их низкой мотивацией при обучении и выполнении ими условий контракта.

2. Целевая контрактная подготовка магистров

Активное участие работодателей в совершенствовании учебного процесса является одним из факторов повышения качества инженерного образования. Для катализации этого процесса в Новосибирской области реализуется пилотный проект магистерской целевой подготовки кадров по заказу организаций, работающих в сфере высокотехнологичной промышленности.

В соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 06.06.2011 № 225-рп «О межвузовских магистерских центрах инжиниринговой подготовки в Новосибирской области» для обеспечения высококвалифицированными кадрами экономики региона, повышения уровня подготовки специалистов инженерно-технического профиля поддержано создание межвузовских магистерских центров инжиниринговой подготовки на базе Новосибирского национального исследовательского государственного университета и Новосибирского государственного технического университета.

В рамках данной программы заключается контракт между магистрантом, работодателем, вузом и министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - министерство). Обучение оплачивает министерство, вуз разрабатывает индивидуальные учебные планыподготовкимагистров,работодательсогласовывает учебные планы, платит стипендию, выделяет куратора и предоставляет место практики, магистр обязуется по окончании обучения отработать один год по контракту [2].

За год реализации данного проекта вузами разработано более 80 новых курсов, которые ведут высококвалифицированные преподаватели. Студенты работают на дорогих уникальных научно-исследовательских установках (в обучении задействовано более 30 установок). Каждый студент имеет научного руководителя, как правило, доктора наук, а также наставника из высокотехнологичной компании. В рамках данного проекта созданы механизмы постоянного оперативного взаимодействия с рынком работодателей. В целях заблаговременного привлечения интереса работодателей и студентов к инжиниринговой магистратуре вузами и министерством проводится постоянная работа с предприятиями и со студентами по разъяснению преимуществ и механизмов такого целевого обучения.

Обучение в межвузовской магистратуре направлено, прежде всего, на подготовку специалистов, способных к решению наиболее сложных профессиональных задач, к организации новых областей деятельности, к проектной инженерии, к исследованиям и управлению как основополагающим сферам, обеспечивающим общественное и экономическое развитие региона. Использование в образовательном процессе активных форм и современных технологий обучения, таких как решение реальных научно-исследовательских и проектных задач, анализ конкретных ситуаций, моделирование технологических и/или управленческих процессов на базе информационных систем позволяет реализовать в магистратуре концепцию практико-ориентированного образования, включая подготовку современного корпуса исследователей.

Тем не менее при реализации проекта межвузовской магистратуры возникает ряд сложностей. Например, не всегда работодатели могут сформулировать четкие требования к необходимым компетенциям магистра, сложно проходит процесс согласования учебных планов как в вузе, так и с работодателем, высокая стоимость обучения (300,0 тыс. руб. в год за одного магистра), недостаточный уровень подготовки бакалавров.

Одним из актуальных вопросов при реализации проекта межвузовской магистратуры является задача организации межвузовского взаимодействия и сетевой формы обучения.

Развитие межвузовского взаимодействия является необходимым условием для сохранения и повышения конкурентоспособности вузов, эффективности их деятельности за счет интеллектуального обмена, внедрения современных форм обучения. В то же время существование определенных рисков межвузовского взаимодействия таких как, протекционизм на рынке образовательных услуг, недостаточная инициативность педагогических коллективов, неравенство ресурсов и возможностей вузов, законодательные и финансовые ограничения, приводит к стагнационным процессам в вузах.

В настоящее время одной из самых распространенных форм реализации сетевого обучения является практика «двойных дипломов», которая не в полной мере отражает потребности современного образования и межвузовского взаимодействия. По данным директора Национального офиса программы Tempus в России О.Н. Олейниковой всего в России программ двойных дипломов около 2 % (от общего числа реализуемых программ), программы двойных дипломов уровня бакалавра и магистра составляют только 23 % программ международного сотрудничества вузов - участников Tempus [3, с. 1].

Следовательно, следующей задачей, требующей решения при реализации проекта межвузовской магистратуры, должна стать отработка методических, нормативно-правовых документов и программ, обеспечивающих безбарьерное сетевое межвузовское взаимодействие.

3. Анализ и результаты анкетирования организаций-работодателей, участвующих в реализации целевой контрактной подготовки магистров

Для анализа эффективности реализации пилотного проекта межвузовской магистратуры министерством было проведено анкетирование организаций-заказчиков, заключивших контракт на подготовку магистров. Сведения по результатам анкетирования были предоставлены 38 предприятиями (данные по 76 студентам), репрезентативная выборка составила 86 %.

Результаты анкетирования:

1. Участвовало ли предприятие совместно с вузом в разработке программы для обучения студента?

«Да» - 47 ответов (69%),

«Нет» - 21 ответ (31 %).

2. Все ли разделы (фундаментальный, инженерный, управленческий) включены в программу обучения?

«Да» - 59 ответов (87 %),

«Нет» - 8 ответов (12 %).

3. Участвует ли Ваше предприятие в образовательном процессе?

«Да» - 55 ответов (81 %),

«Нет» - 13 ответов (19 %).

4. Удовлетворены ли Вы качеством и полнотой программы подготовки студента?

«Да» - 57 ответов (84 %),

«Нет» - 9 ответов (13 %).

Два респондента (3 %) затруднились ответить.

5. Удовлетворены ли Вы уровнем сотрудничества с вузом?

«Да» - 64 ответа (94 %),

«Нет» - 4 ответа (6 %).

6. Участвует ли студент в разработках новой продукции или технологии на Вашем предприятии?

«Да» - 52 ответа (76 %),

«Нет» - 15 ответов (22 %).

Один респондент (1 %) на вопрос не ответил.

7. Выполняет ли студент производственные задачи (работает ли) на Вашем предприятии?

«Да» - 59 ответов (87 %),

«Нет» - 9 ответов (13 %).

8. Заказчики оценили работу студента на предприятии следующим образом:

«Отлично» - 37 ответов (54,4 %),

«Хорошо» - 23 ответа (33,8 %).

«Удовлетворительно» - 7 ответов (10,3 %).

Один респондент (1,5 %) затруднился ответить.

Таким образом, можно сделать вывод, что 50 % заказчиков полностью удовлетворены предложенной формой обучения магистрантов, 31 % заказчиков не участвовал в составлении программы обучения магистрантов, следовательно, эти предприятия полностью приняли программу, предложенную вузом. В дальнейшей работе по заключению контрактов будет проработан вопрос по повышению активности предприятий в составлении программ для обучения студентов.

Заключение

Фундаментальность университетского образования, углубленное знакомство студентов с актуальными научными проблемами, освоение принципов и методов учебной и научно-исследовательской работы дают выпускникам университетов значительные преимущества для качественной реализации идей обновляющейся экономики.

Однако в настоящее время многие вузы, в том числе и технические, существуют в замкнутом пространстве. И не последнюю роль в этом играют установки самих вузов, часто занимающих пассивную позицию. Вузы медленно формируют среду, необходимую для получения образовательного опыта, способствующего развитию инновационных компетенций.

Мировой опыт показывает, что основой современной подготовки специалистов является проектное обучение. Вызовы времени требуют модернизации и самой модели образования - переходы к комплексным междисциплинарным проектам, в которых участвуют студенты различных факультетов и различных ступеней подготовки. Современный университет должен объединить в себе подготовку исследователей, инженеров и управленцев.

Однако для реализации функции кадрового обеспечения региона необходимо активное участие, прежде всего, организаций реального сектора экономики, формирующих требования к компетенциям выпускников

и профессиональные стандарты. На основе профессиональных стандартов могут быть разработаны новые современные программы подготовки

кадров.

Литература

1. Бакулина С.С., Музыченко Е.А., Черноскутов В.Е. Целевой прием в современных условиях // Высшее образование в России. 2011. № 8-9. С. 14-22.

2. Малина С.С. Новые направления в профессиональном образовании Новосибирской области для формирования инновационной экономики / Новая экономика. Инновационный портрет России. М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2012. 400 с.

3. Олейникова О.Н. Программы двойных дипломов как средство формирования европейского пространства высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.tempus-russia.ru/C002B4EB-738A-4061-98CB-655D5936B803/Final Download/DownloadId-1F1ABC9C2226C9407F310F422B5F0C3B/C002B4EB-738A-4061-98CB-655D5936B803/MIIT-seminar/DD-Oleynikova.pdf (дата обращения: 17072013).

4. Постановление главы администрации (губернатора) Новосибирской области от 23.04.2004 № 259 (ред. от 30.03.2009) «Об организации целевой контрактной подготовки специалистов из числа выпускников образовательных учреждений сельской местности и городов областного и районного значения в высших и средних профессиональных учебных заведениях Новосибирской области за счет средств областного бюджета» (КонсультантПлюс).

5. Постановление Правительства Новосибирской области от 19.072013 № 312-п «О Порядке организации целевой контрактной подготовки специалистов в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования на территории Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области» (КонсультантПлюс).

Bibliography

1. Bakulina S.S., Muzychenko E.A., Chernoskutov V.E. Celevoj priem v sovremennyh uslovijah // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 8-9. P 14-22.

2. Malina S.S. Novye napravlenija v professionalem obrazovanii Novosibirskoj oblasti dlja formirovanija innovacionnoj jekonomiki / Novaja jekonomika. Innovacionnyj portret Rossii. M.: NP «Centr strategicheskogo partnerstva», 2012. 400 p.

3. Olejnikova O.N. Programmy dvojnyh diplomov kak sredstvo formirovanija evro-pejskogo prostranstva vysshego obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.tempus-russia.ru/C002B4EB-738A-4061-98CB-655D5936B803/FinalDownload/ DownloadId-1F1ABC9C2226C9407F310F422B5F0C3B/C002B4EB-738A-4061-98CB-655D5936B803/MIIT-seminar/DD-0leynikova.pdf (data obrashhenija: 1707. 2013).

4. Postanovlenie glavy administracii (gubernatora) Novosibirskoj oblasti ot 23.04.2004 N 259 (red. ot 30.03.2009) «Ob organizacii celevoj kontraktnoj podgotovki spe-cialistov iz chisla vypusknikov obrazovatel'nyh uchrezhdenij sel'skoj mestnosti i gorodov oblastnogo i rajonnogo znachenija v vysshih i srednih professional'nyh uchebnyh zavedenijah Novosibirskoj oblasti za sehet sredstv oblastnogo bjudzheta» (Konsul'tantPljus).

5. Postanovlenie Pravitel'stva Novosibirskoj oblasti ot 19.07.2013 № 312-p «O Porjadke organizacii celevoj kontraktnoj podgotovki specialistov v federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh uchrezhdenijah vysshego professional'nogo obrazovanija na territorii Novosibirskoj oblasti za schet sredstv oblastnogo bjudzheta Novosibirskoj oblasti» (Konsul'tantPljus).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.