Научная статья на тему 'Особенности региональной образовательной системы и ее устойчивость'

Особенности региональной образовательной системы и ее устойчивость Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1935
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / REGIONALIZATION / ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEMS' SPECIAL FEATURES / УСТОЙЧИВОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / EDUCATIONAL SYSTEMS SUSTAINABILITY / ЗАПАС УСТОЙЧИВОСТИ / STABILITY MARGIN / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Лидия Васильевна, Харина Наталья Васильевна

Рассматриваются вопросы современного образования и его регионализации. Дается характеристика понятия «регион», включающая в себя структурные компоненты: территория, население, экономика, административно-политическая самоидентификация. Приводится определение термина «регионализация». Выделяются особенности региональной образовательной системы на современном этапе: компьютеризация и телекоммуникация, дополняемые традиционными информационными технологиями; становление и утверждение рыночных механизмов образовательных услуг; глобальность; непрерывное образование человека в течение всей его жизни. Определяя региональную образовательную систему как системный объект, авторы показали ее характерные черты, принципы организации. Авторами обосновываются признаки и требования к устойчивости региональной образовательной системы. Необходимым условием устойчивости и стабильности образовательной системы рассматривается ее разнообразие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF THE REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEMS AND ITS SUSTAINABILITY

The article considers the issues of contemporary education and its regionalization. It gives the characteristics to the notion of region which includes structural components: territory, population, economy, administrative and political self-identity. The work gives the definition to the term “regionalization”, elicit the peculiarities of the regional educational system at the current stage: computerization and telecommunication, complemented by traditional information technologies, development and establishment of the market mechanisms of educational services, globality and lifelong education. Defines the regional educational system as a system object and displays its characteristic features, organizational principles. The authors justify attributes and requirements to the regional educational system sustainability. The diversity of an educational system is considered to be the essential prerequisite of its sustainability and stability.

Текст научной работы на тему «Особенности региональной образовательной системы и ее устойчивость»

УДК 37.014.5

Л. В. Волошина, Н. В. Харина

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

И ЕЕ УСТОЙЧИВОСТЬ

Рассматриваются вопросы современного образования и его регионализации. Дается характеристика понятия «регион», включающая в себя структурные компоненты: территория, население, экономика, административно-политическая самоидентификация. Приводится определение термина «регионализация». Выделяются особенности региональной образовательной системы на современном этапе: компьютеризация и телекоммуникация, дополняемые традиционными информационными технологиями; становление и утверждение рыночных механизмов образовательных услуг; глобальность; непрерывное образование человека в течение всей его жизни. Определяя региональную образовательную систему как системный объект, авторы показали ее характерные черты, принципы организации. Авторами обосновываются признаки и требования к устойчивости региональной образовательной системы. Необходимым условием устойчивости и стабильности образовательной системы рассматривается ее разнообразие.

Ключевые слова: регион, регионализация, особенности региональных образовательных систем, устойчивость образовательных систем, запас устойчивости, системный подход.

Образование является чрезвычайно сложным многомерным феноменом: это целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый в интересах личности и государства и обеспечивающий устойчивое развитие общества; это и многоуровневый, четко структурированный социальный институт, предназначенный для общественного воспроизводства, и определенный уровень компетенций; это важнейшая социальная ценность, и, что важно для нашего исследования, образование выступает как ведущая, основная подсистема общества, где знание, трансляцией которого занимается образование, становится сегодня основным капиталом.

С учетом новых тенденций возникает необходимость уточнения понятия «образование», которое в законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» определяется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1, гл. 1, ст. 2].

Указанное определение, включающее только педагогическое сообщество, не является достаточным и требует существенных дополнений. В современных условиях более адекватной представляется категория «образовательная система», входящая составной частью в системы образования.

Способная существовать самостоятельно, вне системы образования, образовательная система включает в себя сложные многоуровневые системы, в которых осуществляется общественно организуемая и нормируемая передача из поколения в поколение социально значимого опыта при помощи педагогических средств, результатом которого будет качественно сформирована личность.

Как системный объект управленческой деятельности образовательная система должна иметь:

- составные компоненты (элементы), образующие систему;

- интегративные качества, которыми не обладает ни один из ее отдельно взятых компонентов (элементов);

- структуру - построение, определенные сочетания и связи между элементами;

- функциональные характеристики системы, отдельные ее компоненты;

- коммуникативные свойства, проявляющиеся во взаимодействии с системами другого порядка и со средой.

Имеющаяся среда является важнейшей составляющей образовательной системы. Внешняя среда (состояние экономики, политических процессов, рынка трудовых ресурсов, образовательных услуг, социальных партнеров и др.) не зависит от деятельности образовательных учреждений, но задает направленность внутренней среде. При этом внутренняя среда (ресурсное обеспечение, содержание и организация педагогической системы, качество конечного результата, определение приоритетных направлений развития) подконтрольна внешней.

Сообразуясь с этим, образовательная система выполняет две функции:

- внешнюю - оказание и удовлетворение спроса на образовательные услуги, выполнение социально-воспитательной миссии;

- внутреннюю - обеспечение собственного существования и развития.

Выполнение данных функций означает, что в современных условиях образовательная

система характеризуется полифункциональностью, многоаспектностью, полиструктурностью и взаимодействует с государственными интересами и запросами общества.

Мы разделяем позицию исследователя А. О. Тарасенко, считающего, что все элементы образовательной системы имеют право влиять на ее функционирование, одновременно быть ответственными за ее развитие и жизнеспособность [2].

Ученый выделяет основные характерные для современной образовательной системы черты в условиях кризиса:

- в новой системе функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школа; важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия;

- в основе новой образовательной системы - современные компьютерные и телекоммуникационные технологии хранения, обработки и передачи информации, которые дополняются традиционными информационными технологиями;

- характерно становление и утверждение рыночных механизмов, формирование и развитие рынка образовательных продуктов и услуг;

- глобальность - отличительная черта новой образовательной системы и процессов ее становления;

- новая образовательная система возникает как система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания непрерывного образования человека в течение всей его жизни [2, с. 23].

Соглашаясь с выделенными характеристиками современной образовательной системы, хотелось бы отметить: одним из необходимых условий ее устойчивости и стабильности в современном обществе рассматривается его разнообразие. Именно разнообразие и обеспечивает вариативность выбора и последующего отбора наиболее эффективных образовательных стратегий и технологий (В. П. Зинченко).

Три принципа организации образовательной системы:

- целостность (соответствие содержания образования сущностным составляющим личностного бытия);

- оптимизация зоны «ближайшего развития» - социально-культурной среды как основного пространства жизнедеятельности;

- референция образовательного пространства.

Единых подходов к организации образовательной системы нет, хотя в каждой системе преломляются глобальные тенденции при сохранении имеющегося разнообразия.

Социально-экономическое развитие России в современных условиях делает насущной разработку проблем образования не только в масштабах страны, но и на уровне каждого региона. Появление регионального компонента в Федеральном стандарте общего образования рассматривается как стремление продуктивно использовать возможности региона в целостном образовательном и воспитательном процессах. Анализ и обобщение литературных источников позволяют сформулировать рабочее определение региональной системы образования, складывающегося из понятий «регион» и «региональный компонент».

Учитывая, что до сих пор нет общепринятого мнения об этих терминах, мы обратились к исследованиям зарубежных и отечественных ученых. Проведенный теоретический анализ работ Е. А. Андреевой, С. А. Гильманова, В. И. Загвязинского, Н. Я. Карпушина, Л. Рэм-хельда, А. И. Таюрского и др. показал, что, несмотря на различные подходы к пониманию понятия «регион», общими признаками, характеризующими его, являются:

- территория (географическое местоположение);

- население (социокультурная общность);

- экономика (экономические особенности);

- административно-политическая самоидентификация (юридическая принадлежность -субъект РФ и т. п.).

Опираясь на выделенные признаки, можно определить категорию «регион» как законодательно закрепленную географическую часть государства, находящуюся в юридической принадлежности к нему и имеющую собственные государственные и местные органы управления различными сторонами общественной жизни. Это единство природных, экономических, политических и социальных процессов на территориальном пространстве.

Мы разделяем точку зрения А. К. Костина, подчеркивающего, что «регион - это не просто административная система... Это пространство, способствующее социализации человека, формированию, сохранению и передаче норм жизни, сохранению и развитию природных и культурных богатств» [3, с. 29].

Кроме этого, пишет ученый, нельзя не учитывать и образовательные учреждения, находящиеся на административно-территориальном пространстве, так как именно они определяют специфику социально-экономических и социокультурных связей. Принимая это определение, ученый-философ Е. А. Найман дополняет: «Регион рассматривается как среда, сохраняющая общую базу знаний, контролирующая обмен идеями, организующая процесс коллективного обучения в сетях и развивающая социальный капитал.

Конкурентоспособность региона складывается из повышения квалификационного уровня региональных субъектов, комбинаций знаний, не воспроизводимого конкурентами» [4, с. 180].

Общепринято, что все социальные институты, нацеленные на образование человека, относятся к образовательным системам, способным не только отвечать глобальным особенностям, но и учитывать своеобразие регионального образовательного пространства, его насущные потребности.

Поскольку регионы отличаются инфраструктурой, то регионализация образовательных систем должна быть построена на сохранении не только региональных особенностей, но и этнокультурного личностно ориентированного своеобразия.

Регионализация образования нацелена на создание условий для раскрытия человека и его потенциала, что является, несомненно, отражением гуманистических тенденций. Удо -влетворение образовательных потребностей личности должно учитывать специфику окружающего ее социума и региональные запросы общества, определяемые государственными требованиями к качеству образования.

Пока нет единых подходов к организации и структуре региональной образовательной системы. Продуктивными для нашего исследования являются компоненты, выделенные М. А. Галановой, А. Я. Данилюк, М. М. Поташником, Г. Н. Сериковым. Разнообразие компонентов может стимулировать разнообразие связей между ними, которые могут способствовать повышению качества образования и устойчивости образовательной системы. Проанализировав точки зрения исследователей на структуру региональной образовательной системы, мы выделили следующие ее компоненты:

- ценностно-ориентационный, включающий цели, задачи, принципы не только региональной, но и в первую очередь государственной образовательной политики;

- организационный, координирующий управленческую связь между различными образовательными учреждениями;

- нормативно-регламентирующий, юридически закрепляющий обязательное выполнение оказания образовательных услуг и возможности их вариативности в регионе;

- материально-пространственный, определяющий материальное обеспечение и географическое положение региональной образовательной системы;

- информационно-содержательный, в котором имеют место государственные образовательные стандарты, разноуровневые образовательные программы, информационные образовательные ресурсы, где центром ставится образовательная задача;

- перспективно-проективный компонент, основной задачей которого является прогнозирование развития образования, его тенденции и стратегии.

Регионализация как тенденция современной культуры представляет собой одновременно ответ и реакцию на те социальные трансформации, которые произошли в ХХ в. Нельзя отрицать, что идея регионализации в условиях глобализации является инструментом для сохранения или приобретения идентичности на политическом, экономическом и культурном уровнях. Среди подходов к процессу регионализации нам интересен тот момент, что отбор содержания составляет его сущность. Содержание образования характеризуется определенной степенью уникальности, свойственной только данному региону. Однако до сих пор на уровне государства не разработана федеральная программа его внедрения в образовательный процесс и не дано его исчерпывающее определение. В качестве рабочего понятия «регионального компонента» будем использовать определение, данное исследователем И. В. Кюнриковой.

Под региональным компонентом содержания образования понимается система истори-ко-культурологических, социально-экономических знаний, характеризующих историю развития конкретного региона, способов деятельности, связанных с традиционными видами деятельности, социальными отношениями людей, направленных на формирование гуманитарного мировоззрения, обеспечивающих органичное вхождение в социокультурную образовательную среду региона. Мы разделяем мнение ученого о целях регионального компонента, определяемых с учетом совокупности видов будущей деятельности выпускников школ, в которую входят:

- материально-производственная деятельность (в сельском хозяйстве, промышленности, бизнесе);

- духовная деятельность: учебно-познавательная, самообразование личности; личност-но ориентированная (оценка событий, явлений, предметов региональной культуры, психологическая готовность личности к реализации своих функций как представителя региона);

- социально-политическая деятельность (участие в политических организациях и мероприятиях).

Содержательные аспекты модели регионального компонента реализуются через обогащение и обновление федерального компонента образования на базе местного материала, роль которого не сводится только к иллюстрации общих знаний, положений, выводов. Содержание образования при этом должно иметь следующие критерии:

- предметные знания (основа для унификации содержания);

- организация содержания образования (основа - деятельностный подход);

- индивидуальная направленность образования;

- социокультурный отбор содержания, который строится на исторически сложившихся самобытных чертах культуры региона, ценностях мировой культуры и взаимозависимости стран и народов [5, с. 72-73].

При этом необходимо отметить, что региональная образовательная система является не только самостоятельной педагогической структурой, но и целостной, позволяющей интегрироваться со своим своеобразием в единое образовательное пространство России. Включение в нее всех субъектов образования обязывает систему быть гибкой, динамической, внимательной к происходящим процессам и возникающим образовательным потребностям общности людей данного региона.

Нам импонируют взгляды В. П. Топоровского на региональную образовательную систему, которая, по его мнению, должна отвечать следующим требованиям:

- обладать своей манерой реагирования на различные изменения во внешней среде;

- иметь свою историко-биографическую судьбу и неповторимость;

- обладать определенными возможностями, способностями и компетентностью, что отличает ее от других и создает конкурентные преимущества;

- иметь свои традиции, социальный опыт;

- развиваться по особым, присущим ей внутренним закономерностям, которые необходимо учитывать при управлении [6, с. 14].

Важно иметь в виду, что главная цель современной регионализации состоит в становлении гражданского общества как конкретного носителя образовательных потребностей. Добиться этого возможно путем сочетания и координации действий различных региональных образовательных структур, определяющих взаимоотношения в оказании образовательных услуг в соответствии со стратегией формирования демократических договорных норм в едином региональном пространстве.

Таким образом, исходя из целей, условий существования региональных образовательных систем мы можем охарактеризовать ее как системный объект, комплекс взаимосвязанных элементов, находящийся в единстве с социумом, внешними факторами, обусловливающими в значительной степени его функционирование и развитие.

Являясь условием развития образования в регионе, образовательная система может включать в себя компоненты, способствующие его целостности и устойчивости.

Вопросы устойчивого развития стали активно рассматриваться в 1970-е гг. в исследованиях по экономике, технике, основам системного анализа и т. д. Интерес к проблемам ус-

тойчивого развития в разнообразных науках актуализировал разработку данной проблемы в социально-образовательных системах.

В Российской Федерации появились программы, планы и нормативно-правовые акты по устойчивому развитию страны. Основными факторами этого определены наука и высокие технологии. Сформулирована главная цель образования, формирующего общество, где образование будет способствовать его устойчивому развитию.

Опираясь на Концепцию устойчивого развития Российской Федерации, а также на аналогичные международные документы, внедрение результатов устойчивого развития можно рассматривать как условие функционирования и устойчивого развития организации, целью которой должно стать повышение качества и эффективности ее работы.

Национальный стандарт по менеджменту под устойчивым развитием понимает «способ управления организацией, предусматривающий долгосрочную экономическую эффективность деятельности организации при выполнении требований охраны окружающей среды и социального развития организации» [7].

Анализируя историю развития образования, некоторые исследователи (В. Н. Турченко, Г. Ф. Шафранов и др.) отмечают возрастающий разрыв между образованием и новыми требованиями жизни. Они усматривают в этом беспрецедентный по глубине и масштабам мировой кризис образования. Единственная альтернатива всеобщей гибели - переход человечества на путь устойчивого развития, осуществить который возможно лишь при условии «радикального изменения массового сознания», и прежде всего «ценностных ориен-таций большинства людей на планете» [8].

Вопросы устойчивости образовательных систем активно обсуждаются с позиций философии образования. Например, Т. В. Ларионова в своей работе указывает на «важность учета региональных аспектов в выработке единой образовательной политики», а стабильное развитие и перспективную устойчивость образовательных систем связывают с «глобально-региональным мироустройством» [9, с. 3].

Системам образования, в том числе и региональным, свойственно изменяться, переходить из одного качественного состояния в другое. Подобные закономерные процессы изменений относятся к развитию. В свою очередь категория «устойчивое развитие» основана на двух понятиях - «устойчивость» и «развитие». Понятие «устойчивость», «устойчивое развитие» по-разному трактуется в естественных и технических науках, а также, к примеру, в науках социальных. Остановимся на определении, сформулированном в учебном пособии по системному анализу и принятию решений. Под устойчивостью в широком смысле понимают способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних или (в системах с активными элементами) внутренних возмущающих воздействий. Простейшим случаем устойчивого состояния системы является равновесие, т. е. такое состояние, в котором система остается сколько угодно долго при отсутствии возмущающих воздействий [10].

По мнению исследователя А. Н. Атрашенко, «развитие предполагает постоянные изменения, а устойчивость характеризует стремление к постоянству». В результате такого синтеза возникает понятие «устойчивое развитие». Ученый полагает, что качество, которое появляется у новой системы «устойчивое развитие» - «это стремление к постоянству относительно направления развития. Если обеспечить постоянство положительного ускорения, то это и будет устойчивое развитие» [11, с. 77].

Рассуждая о случаях равновесия в образовательных системах, А. Н. Атрашенко предполагает, что «если выходные преобразованные компоненты различной природы, исходящие из образовательной систем, будут равны входным компонентам, то система будет находить-

ся в положении равновесия. Уменьшение или увеличение входных ресурсов, т. е. внешние воздействия, будут выводить образовательную систему из состояния равновесия. При этом может измениться ее внутренняя структура. Если система обладает устойчивостью, то через некоторое время она возвратится в прежнее или новое состояние» [11, с. 77]. Рассуждения автора особенно актуальны при управлении образовательными системами в периоды неустойчивости и кризисов, когда недостаток различных ресурсов может привести к нарушению устойчивости. Таким же возмущающим фактором, нарушающим равновесие, может стать и любое непродуманное внедрение инноваций, смена руководства, введение какого-то нового компонента в систему или потеря важного компонента.

В контексте решения вопросов об устойчивости региональной образовательной системы следует сказать о понятии «запас устойчивости». Этой категорией оперируют в теории автоматического управления или, например, в экономике, где под запасом устойчивости понимают наличие ресурсов экономической системы, которые могут быть в любой момент без дополнительных затрат вовлечены в деятельность. Опираясь на содержательную сущность данного понятия, его можно применить и для образовательных систем, подразумевая под запасом устойчивости наличие всех необходимых и достаточных для функционирования и развития компонентов региональной образовательной системы. Определение ресурсов, поддерживающих устойчивость развития системы, является прерогативой упреждающего прогнозного управления.

Поэтому возникает необходимость в исследовании динамики функционирования и развития образовательных систем, проблем устойчивого развития и управления устойчивым развитием. Рассматривая вопрос устойчивости, необходимо опираться на основные закономерности функционирования и развития систем: целостность, историчность, самоорганизация и др. И еще одна закономерность заключается в том, что наблюдается стремление систем к увеличению своих размеров и распространению своего влияния на окружение. Это объясняется тем, что система больших размеров более устойчива к внешним возмущениям.

В исследовании вопросов устойчивости региональных образовательных систем мы опирались на подходы, используемые в педагогической науке. К ним относятся прежде всего системный, региональный подходы, а также ориентированные на развитие личности [12].

Исследование и анализ теоретических источников показали, что устойчивость и развитие региональных образовательных систем зависят от многих факторов, в том числе от умелой оперативной управленческой деятельности и адекватного выбора критериев ее оценки.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон [от 21 декабря 2012 г.]. URL: ИНр://Минобрнауки.РФ (дата обращения: 6.02.2015).

2. Тарасенко А. О. Управление образованием на местном уровне. Роль системы образования в развитии территории // Муниципальная академия. 2013. № 1. С. 22-25.

3. Костин А. К. Регионализация образования - «стратегическое направление образовательной политики» // Педагогика. 2005. № 8. С. 26-32.

4. Найман Е. А. Институт высшего образования в системе обмена знаниями в регионе // Общество знания: философия, управление, образование: материалы III Сибирского филос. семин. Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Томск: Изд-во ТГУ, 2013. С. 180-183.

5. Кюнрикова И. В. Региональный компонент образования в содержании воспитания школьников // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: тез. докл. VIII годичного собр. Южного отд-я РЭО и ХХ регион. психол.-пед. чтений Юга России. Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 2001. Ч. 2. С. 71-73.

6. Топоровский В. П. Интегративный подход к формированию управленческой компетентности директора развивающей школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002.

7. ГОСТ Р54598.1-2011. Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития. URL: http:// www.gost-load.ru/Index/51/51649.htm (дата обращения: 25.01.2015).

8. Турченко В. Н., Шафранов-Куцев Г. Ф. Россия: от экстремальности к устойчивости (методология устойчивого развития): монография. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2000.

9. Ларионова Т. В. К проблеме устойчивости образовательных систем в глобально-региональном мироустройстве // Филос. образования. 2013. № 1 (46). С. 3-9.

10. Системный анализ и принятие решений. Словарь-справочник: учеб. пос-е для вузов / под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. М.: Высш. шк., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Атрашенко А. Н. Об управлении устойчивым развитием образовательной системы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 76-82.

12. Харина Н. В. Научные подходы к типизации образовательных систем // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 243-249.

Волошина Л. В., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник. Институт развития образовательных систем РАО. Пр. Комсомольский, 75, Томск, Россия, 634041. E-mail: [email protected]

Харина Н. В., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник. Институт развития образовательных систем РАО. Пр. Комсомольский, 75, Томск, Россия, 634041. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 13.02.2015.

L. V. Voloshina, N. V. Kharina SPECIAL FEATURES OF THE REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEMS AND ITS SUSTAINABILITY

The article considers the issues of contemporary education and its regionalization. It gives the characteristics to the notion of region which includes structural components: territory, population, economy, administrative and political self-identity. The work gives the definition to the term "regionalization", elicit the peculiarities of the regional educational system at the current stage: computerization and telecommunication, complemented by traditional information technologies, development and establishment of the market mechanisms of educational services, globality and lifelong education. Defines the regional educational system as a system object and displays its characteristic features, organizational principles. The authors justify attributes and requirements to the regional educational system sustainability. The diversity of an educational system is considered to be the essential prerequisite of its sustainability and stability.

Key words: region, regionalization, regional educational systems' special features, educational systems sustainability, stability margin, system approach.

References

1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon [ot 21 dekabrya 2012 g.] [Federal Law on Education in Russian Federation. Adopted by the State Duma 21 December 2012. Approved by the Federation Council 26 December 2012]. URL: httpV/Минобрнауки.РФ (accessed 6 February 2015) (in Russian).

2. Tarasenko A. O. Upravlenie obrazovaniem na mestnom urovne. Rol' sistemy obrazovaniya v razvitii territorii [Education management at the local level. The role educational system plays in territory development]. Munitsipal'naya akademiya - Municipal Academy, 2013, no. 1, pp. 22-25 (in Russian).

3. Kostin A. K. Regionalizatsiya obrazovaniya - "strategicheskoe napravlenie obrazovatel'noy politiki" [Regionalization of education - "strategic direction of educational poicy"]. Pedagogika - Pedagogy, 2005, no. 8, pp. 26-32 (in Russian).

4. Nayman E. A. Institut vysshego obrazovaniya v sisteme obmena znaniyami v regione [Higher education institute in the knowledge exchange system of the region]. Materialy vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (III Sibirskiy filosofskiy seminar "Obshchestvo znaniya: filosofiya, upravlenie, obrazovanie": sbornik trudov) [Materials of the Russia-wide Scientific Conference with international participation (III Siberian Philosophy Seminar "Knowledge society: Philosophy, management, education"): collected papers]. Tomsk, TGU Publ., 2013. Pp. 180-183 (in Russian).

5. Kyunrikova I. V. Regional'nyy component obrazovaniya v soderzhanii vospitaniya shkol'nika [Regional educational component in the schoolchildren's upbringing content]. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nykh sistemakh Yuzhno-Rossiyskogo regiona: tezisy dokladov VIII godichnogo sobraniya Yuzhnogo otdeleniya RAO i XX regional'nykh psikhologo-pedagogicheskikh chteniy Yuga Rossii [Personality development in educational systems of the South Russian region: proceedings of the VIII yearly meeting of the of the Southern Department of the Russian Academy of Education and XX regional psychological and pedagogical readings of the South of Russia]. Stavropol, Stavropolskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 2001. Part 2. Pp. 71-73 (in Russian).

6. Toporovskiy V. P. Integrativnyy podkhod k formirovaniyu upravlencheskoy kompetentnosti direktora razvivayushchey shkoly: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Integrative approach to the forming of the managerial competency of the developmental school Principal. Abstract of thesis doct. of ped. sci.]. St. Petersburg, 2002 (in Russian).

7. GOST R54598.1-2011. Menedzhment organizatsii. Rukovodstvo po obespecheniyu ustoychivogo razvitiya [State standard R54598.1-2011. Enterprise management. Guidance for managing sustainable development]. URL: http://www.gost-load.ru/ Index/51/51649.htm (accessed 25 January 2015) (in Russian).

8. Turchenko V. N., Shafranov-Kutsev G. F. Rossiya: ot ekstremal'nosti k ustoychivosti (metodologiya ustoychivogo razvitiya): monografiya [Russia: from extremity to sustainable development (sustainable development methodology): monograph]. Tyumen, Tyumenskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 2000 (in Russian).

9. Larionova T. V. K probleme ustoychivosti obrazovatel'nykh sistem v global'no-regional'nom miroustroystve [The problem of educational systems sustainability in the global-regional world order]. Filosofiya obrazovaniya - Philosophy of Education, 2013, no. 1 (46), pp. 3-9 (in Russian).

10. Sistemnyy analiz i prinyatie resheniy [System analysis and decision making: reference dictionary: textbooks for higher education institutions]. Ed. by V. N. Volkova, V. N. Kozlov. Moscow, Vyssh. shk. Publ., 2004 (in Russian).

11. Atrashenko A. N. Ob upravlenii ustoychivym razvitiem obrazovatel'noy sistemy [About management of sustainable development of the educational system]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie - Pedagogical review, 2013, no. 2 (2), pp. 76-82 (in Russian).

12. Kharina N. V. Nauchnye podkhody k tipizatsii obrazovatel'nykh sistem [Scientific approaches to typology of educational systems]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 12 (140), pp. 243-249 (in Russian).

Voloshina L. V.

Institute for the Development of Educational Systems, Russian Academy of Education.

Pr. Komsomolskiy, 75, Tomsk, Russia, 634041.

E-mail: [email protected]

Kharina N. V.

Institute for the Development of Educational Systems, Russian Academy of Education.

Pr. Komsomolskiy, 75, Tomsk, Russia, 634041.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.