Научная статья на тему 'Особенности подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности в системе регионального дошкольного образования'

Особенности подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности в системе регионального дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Л.Н.

В статье рассматриваются проблемы подготовки будущих магистров и бакалавров к педагогической деятельности в инновационном пространстве регионального дошкольного образования, определяются стратегические ориентиры в изменении содержания, подходов, характера организации педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волошина Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности в системе регионального дошкольного образования»

Особенности подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности в системе регионального дошкольного образования

Волошина Л. Н. доктор педагогических наук зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии НИУ «Бел ГУ», г. Белгород, Россия volishina_l@bsu. ейи. ги

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы подготовки будущих магистров и бакалавров к педагогической деятельности в инновационном пространстве регионального дошкольного образования, определяются стратегические ориентиры в изменении содержания, подходов, характера организации педагогического образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, компетентность, инновационная деятельность, дошкольное образование.

За последнее десятилетие значительно возрос инновационный потенциал региональной системы дошкольного образования. Мы стали свидетелями радикальных или базовых нововведений. Разработаны и внедряются принципиально новые программы дошкольного образования, ФГТ, новые образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, новые подходы к управлению, связанные с автономией, новые формы дошкольного образования. Имеют место комбинаторные, модифицирующие новшества, связанные с усовершенствованием, рационализацией того, что было. Выделены: ступень предшкольного образования, региональный компонент образовательной программы и т.д.

Но никакие, самые совершенные идеи и «продвинутые» программы и проекты не реализуются сами по себе. Педагог, как субъект образовательного процесса, является главным действующим лицом любых инноваций в сфере образования.

Существенные изменения в содержании, общем характере, стиле педагогического процесса в дошкольном учреждении требуют новых подходов к организации педагогического образования. Стратегические ориентиры системных изменений педагогического высшего образования нашли отражение в работах В.И. Ревякиной, В.А. Сластени-на, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова, А.П. Тряпициной. (Ревякина В.И., 2011, С. 29 - 33, Сла-стенин В.А. и др. 2002, 576 с., 2006, 175 с.). Весьма востребована в современных условиях готовность и способность бакалавров и магистров к созданию, освоению, применению педагогических новшеств, их распространению в системе дошкольного образования.

В связи с этим кафедре дошкольной педагогики и психологии необходимо было решить ряд проблем, связанных с подготовкой будущих педагогов к инновационной деятельности в региональном дошкольном образовании.

Во - первых, необходимо было определить цели и конечные результаты, т.е. специальные компетенции бакалавров и магистров педагогического образования, связанные с формированием готовности к инновационной деятельности;

Во-вторых, внести коррективы в содержательный компонент ООП, отражающие инновационные процессы в дошкольном образовании,разработать новые программы, внести дополнения в рабочие программы.

В-третьих, обеспечить формирование введенных в ООП специальных компетенций в процессе изучения дисциплин профессионального цикла, педагогической практики, НИРС и самостоятельной работы студентов.

В-четвертых, найти способы включения будущих педагогов в единое инновационное образовательное пространство региона.

Подготовка бакалавров и магистров к инновационной педагогической деятельности носила этапный характер. Прежде чем проектировать процесс подготовки и определить его целевой, содержательный и деятельностный компоненты, совместно со студентами магистратуры было проведено:

- анкетирование выпускников кафедры с целью выявления мотивационной готовности выпускников к инновационной деятельности и восприимчивости к инновациям;

- анализ региональной образовательной деятельности (изучались программы и аналитические материалы по деятельности региональных и муниципальных экспериментальных площадок, банк данных актуального педагогического опыта, публикации в профессиональных журналах);

- далее, на основании маркетинговых исследований, были выявлены потребности заказчиков в изменениях качества подготовки выпускников к инновационной деятельности в дошкольном образовании. Анализ и оценка полученных данных позволили осуществить системное проектирование профессиональной подготовки.

Остановимся на способах решения обозначенных проблем. Анализ анкетирования потребителей и ФГОС ВПО по разделу, «Результаты освоения ООП по направлению подготовки» показал, что цели и итоги работы по подготовке будущих бакалавров по направлению 050100 Педагогическое образование ПОП «Дошкольное образование» не совсем отвечают запросам потребителей и современным тенденциям развития дошкольного образования и требуют определенных дополнений и коррекции в рамках специальных компетенций. Разработчиками ООП направления (проф. Волошина Л.Н., доц. Пана-сенко К.Е., доц. Шинкарева Л.В., доц. Шаталова Е.В.) были предложены и утверждены на заседании кафедры специальные компетентности, которые отражены в ООП.

- готов адаптировать, применять современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в условиях общественного дошкольного образования и частного семейного воспитания ребенка (СК-5);

- готов осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования (СК-6);

- готов определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты с учетом региональных условий (СК-7);

- способен обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего образования (СК-8);

- способен ориентироваться в инновационных процессах в российском и региональном дошкольном образовании (СК-9);

- готов создавать условия, способствующие становлению субъектности дошкольника (СК-10).

На наш взгляд, результаты подготовки будущих педагогов к успешному включению в инновационную деятельность в дошкольном образовании во многом определяются научной базой и методической обеспеченностью учебных программ. Преподавателями кафедры разработаны программы, учебно-методические комплексы дисциплин, учебные пособия по ряду дисциплин, обеспечивающих теоретическую и практическую подготовку будущих педагогов к включению в инновационную деятельность. Остановимся на их характеристике:

Весь спектр рассматриваемых проблем курса «Актуальные проблемы дошкольного образования» ориентирует студентов на новые ценности образования, новые педагогические идеи, способствует их подготовке к деятельности в условиях внедрения новых программ, новых форм, новых технологий дошкольного образования; раскрываются

сущность и структура инновационных процессов. Программа учебной дисциплины «Воспитание здорового человека» отражает результаты прикладных исследований ученых России, региона, вуза по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, формированию компетентности здоровьесбережения обучающихся и педагогов, а также инновационный опыт работы по охране и укреплению здоровья образовательных учреждений Белгородчины.

Содержание программы курса разработано в рамках инновационной программы НИУ «Бел ГУ» «Здоровьесберегающая система подготовки конкурентоспособных кадров для наукоёмких экономических областей и социальной сферы региона» и в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (2010 г.) к качеству подготовки специалистов по осуществлению здоровьесберегающей функции в образовательном процессе дошкольного учреждения, начальной школы и других образовательных учреждений. Она может быть использована как дисциплина профильной подготовки бакалавров по направлению 050100.62 Педагогическое образование.

В помощь студентам, изучающим курс, создано учебное пособие. Данное пособие строится на принципе симультантности (проблемности, диалогизации, моделирования) и отражает современные технологии развития компетентности здоровьесбережения у будущих педагогов на основе осуществления комплексного и интегрированного подходов к профессиональной подготовке. В основу его разработки заложена технология модульности, позволяющая объединить содержательную и процессуальную системы деятельности. Развитию творческой активности студентов, созданию условий для самореализации и в перспективе повышению мотивационной готовности к инновациям способствуют творческие задания:

- проектирование модели здоровой личности;

- составление программы «минимум» и «максимум» по самооздоровлению;

- защита авторского проекта «Здоровый педагог - здоровое поколение»;

- конкурс на лучшую игру-тренинг по снятию психоэмоционального напряжения.

При подготовке авторского социально-педагогического проекта допускается взаимодействие студентов в «малых группах».

Проект включает в себя:

- постановку проблемы и задач;

- обоснование его актуальности;

- построение гипотезы;

- структурирование содержательной части;

- использование исследовательских моментов;

- достижение поставленных целей и задач.

В профессиональной подготовке важно учесть и тот факт, что региональная система дошкольного образования развивается за счет творчества, новаторства, иначе говоря, инновационной деятельности ее представителей.

В Белгородской области много детских садов, которые известны не только в регионе, но и в России. Педагоги дошкольных учреждений Белгородчины стремятся достойно встречать вызовы времени, успешно решать задачи повышения качества дошкольного образования без потерь в здоровье. Поэтому на наш взгляд, очень важно познакомить в период профессионального становления и развития бакалавров и магистров с инновационными процессами в системе регионального дошкольного образования. Первоначальные представления студенты получают в процессе изучения дисциплины «Инновационные процессы в системе дошкольного образования». Далее этому способствует включение студентов в экспериментальную деятельность ДОУ при выполнении лабораторных, курсовых, выпускных квалификационных работ, а также организации педагогической практики на базе инновационных ДОУ.

Ежегодно кафедра получает заказ управления образования администрации г. Белгорода на выполнение исследований по региональной тематике. Студенты магистра-

туры в период педагогической практики включаются в плановые маркетинговые исследования управления образования, что позволяет им объективно изучить и оценить существующие проблемы дошкольного образования.

Вуз всемерно поддерживает научно-исследовательскую деятельность студентов по региональной тематике. Победителями внутривузовского конкурса грантов 2011 г. стали проекты магистрантов Прохоровой А. «Моделирование педагогического процесса по освоению старшими дошкольниками образовательной области «Здоровье», Якуш О. «Управление развитием адаптационного потенциала молодых педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения. Диссертационные исследования выпускников магистратуры Соломиной Натальи «Управление развитием культуры здоровья субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения», Боковой Ирины «Управление инновационной деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения», выполненные в рамках регионального и муниципального экспериментов, стали лауреатами внутривузовского конкурса исследовательских работ по педагогике. Диссертационная работа выпускницы магистратуры Кривцовой Е.А. заняла 2 место во внутривузовском конкурсе НИРС по региональной тематике 2012 г. Проект МБДОУ № 69, выполненный по материалам исследования, отмечен Дипломом II степени и премией Всероссийского конкурса «Детские сады-детям», проводимого под эгидой партии «Единая Россия». Стимулирующее влияние на развитие инновационного потенциала выпускников кафедры оказывает участие в профессиональных конкурсах разного уровня. Еще в период обучения в магистратуре, Серебряным призером Всероссийских Дельфийских игр 2010 г. в номинации «Искусство воспитания» стала Сазонова Руслана, финалистом этих игр 2012 г. стала выпускница бакалавриата Захарова Карина. Ежегодно в числе победителей и дипломантов городского конкурса профессионального мастерства молодых педагогов находятся студенты магистратуры.

Исследование мотивационной готовности к инновационной деятельности студентов выпускных курсов бакалавриата и магистратуры свидетельствуют о преобладании мотивов, связанных с самореализацией личности, восприимчивость будущих педагогов к новшествам оценивается как допустимый уровень (выпуск 2012 г. бакалавриат) и оптимальный (выпуск 2011,2012 магистратуры). Следует заметить, что на формирование мотивационной готовности оказали влияние не только перечисленные выше факторы, но и воспитательная работа: участие в ежегодных мероприятиях недели дошкольной педагогики, мастер-классах победителей городских конкурсов профессионального мастерства, встречи-диалоги с педагогами-новаторами, участие в профессиональных праздниках разного уровня. Преподавателями кафедры, ее выпускниками создан банк данных об инновационной профессиональной деятельности в области дошкольного образования. Инновационная деятельность лучших выпускников кафедры представлена в альманахе «Дошкольное образование региона: люди, события, время», посвященного 25-летию открытия специальности «Дошкольная педагогика и психология» в педагогическом институте им. М.С. Ольминского. Опыт работы преподавателей кафедры по подготовке будущих педагогов к инновационной деятельности нашел отражение в публикациях журнала «Дошкольное воспитание» (Волошина Л.Н., 2011, с. 93-96, Волошина Л.Н., 2011, с. 8993, Волошина Л.Н., 2012, с. 98-104).

Следует отметить, что научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры, в свою очередь, способствует развитию инновационного пространства региона. Однозначно, кафедра стала инновационным центром региона по разработке региональных игровых программ и технологий физического воспитания дошкольников, технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в ДОУ. Руководство региональными экспериментальными площадками, взаимодействие с ассоциацией «Детский сад Белогорья», ежегодное проведение научно-методических семинаров, издание пособий, публикации в журнале «Дошкольное воспитание» способствуют внедрению инновационных идей в практику регионального дошкольного образования. В настоящее

время кафедра включилась в постдипломное образование. Разработаны 2 авторские программы курсов повышения квалификации, что на наш взгляд, поможет нашим выпускникам включиться в реализацию новых педагогических идей.

В перспективе мы надеемся, что обновление содержания, разработка модельных параметров и технологии подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности в условиях регионального дошкольного образования будет способствовать развитию ценностных ориентаций бакалавров и магистров педагогического образования, активному их включению в инновационную систему дошкольного образования региона, повысит профессиональную ответственность и компетентность в вопросах воспитания здорового дошкольника.

Библиография

1. Волошина Л.Н. 2011. Становление профессионализма будущих педагогов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. № 6. С. 93-96.

2. Волошина Л.Н., Проскурина Т.Д. 2011. Университетские традиции в развитии социокультурной компетенции будущего педагога // Дошкольное воспитание. № 10. С.89-93.

3. Волошина Л.Н. 2012. Подготовка будущих педагогов к реализации регионального компонента основной общеобразовательной программы // Дошкольное воспитание. № 8. С. 98 - 104.

4. Ревякина В.И. 2011. «Магистратура - ресурс повышения кадрового потенциала российских вузов» // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 10 (112). С. 29 - 33.

5. Сластенин В.А. и др. 2002. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М. 576 с.

6. Российский вуз в европейском образовательном пространстве/ Методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс / Под ред. А.П. Тряпициной. Спб. 2006. 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.