Научная статья на тему 'Дискуссионные аспекты инновационного развития профессионально-педагогического образования'

Дискуссионные аспекты инновационного развития профессионально-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МНОГОМЕРНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / VOCATIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION / PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MULTIDIMENSIONALITY / INNOVATIVE EDUCATION / INTERACTIVE METHODS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович

В статье обсуждаются дискуссионные вопросы теории и практики современного профессионально-педагогического образования. На основе сопоставления целевых ориентаций подготовки педагогов показано отличие данного направления образования от собственно педагогического. В качестве методологического основания дальнейшего развития профессионально-педагогического образования выдвигается эвристическая модель профессионально-образовательного пространства личности, которое рассматривается с позиций синергетики и представлено тремя векторами-координатами: субъектами данного пространства, системой непрерывного образования и профессиональной сферой миром профессий. Межкоординатное пространство модели позволяет определить исследовательское поле профессионально-педагогического образования и квалификационную структуру педагогов профессионального обучения. Важное место в статье занимает сравнительный анализ парадигм традиционного «поддерживающего» и инновационного «опережающего» образования. Прослеживается логика трансформации научных достижений в инновации и их внедрения в образовательную практику. Основным фактором повышения качества инновационного образования автор считает междисциплинарность обучения. Как самый эффективный способ интеграции разных учебных дисциплин и наиболее продуктивная инновационная технология формирования междисциплинарных компетенций указывается метод проектов. Автор статьи предлагает консолидировать усилия ученых и специалистов-практиков для создания обновленной, соответствующей требованиям времени теории профессионально-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Controversial Aspects of Innovative Trends of Vocational Pedagogic Education

The paper discusses the controversial theoretical and practical aspects of vocational pedagogical education, its target orientation and distinction from the general pedagogical education. The authors propose the heuristic model of professional educational environment as the methodology basis for fostering the vocational teacher training; the model involves the synergy principle and includes the three coordinate vectors: human subjects of the above environment, continuing vocational education, and professional world. The paper provides the comparative paradigm analysis of traditional and innovative advanced education, and traces the logic of innovative achievements and their implementation in educational practice. The author regards the interdisciplinary education as the main factor improving the effectiveness of innovative education, and suggests the project method as a means for integrating the disciplines and developing the interdisciplinary competence. In conclusion, the author emphasizes the need for updating the vocational pedagogical education by consolidated efforts of scientists and practicing teachers.

Текст научной работы на тему «Дискуссионные аспекты инновационного развития профессионально-педагогического образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.124:377]371.13]:001.895

Э. Ф. Зеер

ДИСКУССИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обсуждаются дискуссионные вопросы теории и практики современного профессионально-педагогического образования. На основе сопоставления целевых ориентаций подготовки педагогов показано отличие данного направления образования от собственно педагогического.

В качестве методологического основания дальнейшего развития профессионально-педагогического образования выдвигается эвристическая модель профессионально-образовательного пространства личности, которое рассматривается с позиций синергетики и представлено тремя векторами-координатами: субъектами данного пространства, системой непрерывного образования и профессиональной сферой - миром профессий. Межкоординатное пространство модели позволяет определить исследовательское поле профессионально-педагогического образования и квалификационную структуру педагогов профессионального обучения.

Важное место в статье занимает сравнительный анализ парадигм традиционного «поддерживающего» и инновационного «опережающего» образования. Прослеживается логика трансформации научных достижений в инновации и их внедрения в образовательную практику. Основным фактором повышения качества инновационного образования автор считает междисциплинарность обучения. Как самый эффективный способ интеграции разных учебных дисциплин и наиболее продуктивная инновационная технология формирования междисциплинарных компетенций указывается метод проектов.

Автор статьи предлагает консолидировать усилия ученых и специалистов-практиков для создания обновленной, соответствующей требованиям времени теории профессионально-педагогического образования.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, профессионально-образовательное пространство, многомерность, инновационное образование, интерактивные методы обучения.

Abstract. The paper discusses the controversial theoretical and practical aspects of vocational pedagogical education, its target orientation and distinction from the general pedagogical education. The authors propose the heuristic model of professional educational environment as the methodology basis for fostering the vocational teacher training; the model involves the synergy principle and includes the three coordinate vectors: human subjects of the above environment, continuing vocational education, and professional world.

The paper provides the comparative paradigm analysis of traditional and innovative advanced education, and traces the logic of innovative achievements and their implementation in educational practice. The author regards the interdisciplinary education as the main factor improving the effectiveness of innovative education, and suggests the project method as a means for integrating the disciplines and developing the interdisciplinary competence.

In conclusion, the author emphasizes the need for updating the vocational pedagogical education by consolidated efforts of scientists and practicing teachers.

Keywords: vocational pedagogical education, professional and educational environment, multidimensionality, innovative education, interactive methods of training.

Переход высшего образования на государственные образовательные стандарты нового поколения и многоуровневую систему подготовки кадров обусловливает необходимость рефлексии дальнейшего развития профессионально-педагогического образования, являющегося подсистемой (подструктурой) профессионального образования, базисной наукой которой выступает профессиональная педагогика.

Несмотря на очевидные достижения теории профессионально-педагогического образования: методологическую обоснованность его концептуальных положений, разработанность квалификационной структуры, наличие технологии проектирования содержания образования и его реализации и т. д. - существует, на наш взгляд, оправданная потребность обратиться к отдельным, пока не решенным вопро-

сам и дискуссионным аспектам его дальнейшего эволюционирования. В первую очередь, с нашей точки зрения, следует

• четко обосновать отличие данного образования от собственно педагогического;

• обогатить методологию профессионально-педагогического образования введением новой концептуальной модели - профессионально-образовательного пространства;

• рассмотреть возможность расширения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров;

• обосновать инновационные возможности развития профессионально-педагогического образования в условиях постиндустриального общества.

Итак, прежде всего, разграничим профессионально-педагогическое образование и «классическое» педагогическое.

1. В качестве объекта последнего выступает дошкольное и общее (школьное) обучение и воспитание; а в профессионально-педагогическом образовании объект - непрерывная профессиональная подготовка. Предмет педагогического образования - сущность, закономерности, механизмы воспитания, обучения и развития детей; в случае профессионально-педагогического - это профессиональное становление обучаемых.

2. Педагогическая деятельность направлена на передачу ее субъектам содержания общего образования, профессионально-педагогическая - на обучение выполнению социально-профессиональных функций.

3. Важной характеристикой образовательных систем является их образовательная область. Для педагогического образования -это учебные предметы, для профессионально-педагогического -профессионально-технологические виды деятельности, относящиеся к различным отраслям экономики.

4. Реализуются оба вида образования в разнотипных организациях: педагогическое образование - в дошкольных, общеобразовательных, специальных (коррекционных), а также в учреждениях дополнительного образования детей; профессионально-педагогическое - в учебных заведениях начального, среднего, высшего и послеву-

зовского профессионального образования, а также структурах дополнительного образования взрослых.

5. Следует также иметь в виду, что содержание общего образования, оформленное в виде учебнык предметов, изоморфно дидактически препарированным отраслям наук. Содержание же профессионального образования помимо учебных предметов включает также дисциплины, непосредственно связанные с предстоящей профессионально-технологической деятельностью.

В табл. 1 приведены обобщенные характеристики, демонстрирующие разницу между общим и профессионально-педагогическим образованием. Более подробно эти отличия представлены в работах Г. М. Романцева, В. А. Федорова, И. В. Осиповой и О. В. Тарасюк [3, с. 35-39].

Таблица 1

Сравнительные характеристики (особенности) педагогического и профессионально-педагогического образования

Основные характеристики образования Педагогическое образование Профессионально-педагогическое образование

Объект Дошкольное и общее обучение и воспитание Профессионально-педагогическая подготовка

Предмет Сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образования Сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития профессионально-педагогических технологий

Образовательная область Учебные предметы Профессионально-технологические отрасли производств

Содержание образования Учебные предметы, изоморфные отраслям наук Учебные предметы и про-фессионально-технологи-ческие дисциплины

Целевая направленность образования Передача обучаемым общего образования Подготовка к определенному виду профессиональной деятельности

Образовательные организации Дошкольные, общеобразовательные, специальные (коррекционные) организации, а также учреждения дополнительного образования детей Организации начального, среднего, высшего и последипломного образования, а также учреждения дополнительного образования взрослых

На основе вышеизложенного приведем определение профессионально-педагогического образования: это особый вид педагогического образования, направленный на подготовку педагогических работников для начального, среднего, высшего и последипломного профессионального образования, существенной характеристикой которого является сосредоточенность на технологической составляющей обучения. Основными смыслообразующими факторами данного образования выступают доминирующая профессиологичес-кая компонента, динамическая профессиональность и профессионально-технологическая адекватность отраслям экономики.

В качестве методологического основания развития профессионально-педагогического образования мы выдвигаем профессионально-образовательное пространство, которое рассматривается нами с позиций синергетики [1].

Профессионально-образовательное пространство личности -форма взаимосвязи личности с миром профессий и способами получения профессионального образования; модель квазиреальной действительности, обусловливающая продуктивность формирования личности и качеств специалиста. Это открытая неравновесная система взаимодетерминации профессионального становления человека, системы непрерывного образования и мира профессий, которая определяет возможности развития всех составляющих этого пространства.

Опираясь на многомерный подход [4, с. 20-30], мы сконструировали эвристическую модель профессионально-образовательного пространства человека, представленную тремя векторами-координатами: субъектами данного пространства, системой непрерывного образования и профессиональной сферой (рис. 1). Межкоординатное пространство образует открытую систему, которая дает представление о междисциплинарном характере модели. Вертикальная смысловая координата (К1) является профориентологической и определяет проблематику исследования стадий профессионального становления личности: оптацию, профессиональную подготовку, профессиональную адаптацию, первичную профессионализацию, вторичную профессионализацию, профессиональное мастерство.

Субъекты ПОП ( К1

Профессиональное образование

Мир профессий

Рис. 1. Эвристическая модель профессионально-образовательного

пространства личности: ПОП - профессионально-образовательное пространство, ПОД - профессионально-образовательная деятельность, К1-К2 - профориентология образования; К1-К3 - личностно-развивающее профессиональное образование; К3-К2 - профессионально-отраслевое образование; К1-К2-К3 - профессионально-педагогическое образование

На профессиоведческой координате (К2) размещены основные типы (виды) профессий:

• «человек - живая природа» (П);

• «человек - техника» (неживая природа) (Т);

• «человек - человек» (Ч);

• «человек - знаковая система» (З);

• «человек - художественный образ» (Х);

• «человек - бизнес» (Б).

Для каждой из этих шести групп актуальны проблемы проектирования учебных профессий, профессиографирования, профессиональной пригодности и надежности, проектирования психологосооб-разных профессий, конструирования стандартов профессий и др.

Третья смысловая координата - образовательная (К3) - характеризует уровни профессиональной подготовки: допрофессио-нальный, начальный профессиональный, средний профессиональный, высший, последипломный.

Межкоординатные взаимосвязи составляющих модели определяют исследовательское поле профессионально-педагогического образования:

• проблемы профессионализации и его психологического обеспечения (К1 - К2);

• проблемы профессионального самоопределения, профессионального развития на разных уровнях образования, опережающего профессионального образования, разработку технологий профес-сиологии и др. (К1 - К3);

• проблемы образования по группам профессий и специальностей, проектирования государственных образовательных стандартов на основе компетентностного подхода, непрерывного образования и др.

Модель профессионально-образовательного пространства личности, отображенная в системе трех смысловых координат, позволяет сформулировать базовые и междисциплинарные проблемы, которые могут стать темами магистерских проектов и диссертаций, а также темами дипломных работ.

Модель позволяет определить и профессионально-квалификационную структуру подготовки педагогических кадров для пред-профессионального и непрерывного профессионального образования. Так, например, предпрофессиональное образование, ориентированное на предпрофильное и профильное обучение в общеобразовательной школе, реализует учитель технологии, а на основе его квалификации бакалавра целесообразно организовать магистратуру для профориентологов. Степень магистра должна быть обязательным требованием для мастеров производственного обучения и преподавателей начального и среднего профессионального образования. Инновационным направлением выпуска педагогических кадров может стать магистратура по естественнонаучным дисциплинам на базе бакалавриата педагогического образования. Очевидна также возможность получения дополнительной квалификации преподавателей общетехнических (общепрофессиональных) и специальных дисциплин выпускниками инженерно-технических и отраслевых специализированных вузов.

Сложившаяся в профессиональном образовании норма подготовки специалистов, умеющих исполнять конкретные профессиональные действия и обязанности и решать типовые производственные задачи, входит в противоречие с заказом современной экономики на динамическую профессиональность, которая подразумевает способность выпускников осуществлять широкий спектр социально-профессиональных функций, что обеспечивается сформированными компетентностями / компетенциями и метапрофес-сиональными качествами.

Инновационные преобразования в системе профессионального образования, потребность непрерывного пополнения знаний, интенсивное развитие дополнительного и отраслевого (корпоративного) обучения на предприятиях и в организациях актуализировали поиск новых форм подготовки профессионально-педагогических работников.

Корпус педагогов профессионального образования состоит сегодня в основном из сотрудников, не имеющих специального профессионально-педагогического образования, что обусловлено

• неудовлетворительным уровнем заработной платы и низким социальным статусом профессии педагога;

• плачевным состоянием учебно-материальной базы учреждений начального и среднего профессионального образования;

• снижением престижа рабочих профессий среди молодежи и др.

Одной из причин (отнюдь не главной) кризиса профессионально-

педагогического образования является его структурно-организационное однообразие. Сложившаяся в стране система обеспечения экономики педагогическими кадрами сводится к следующему:

• подготовке педагогов профессионального обучения по отраслям в двух специализированных вузах страны или на многочисленных факультетах и отделениях отраслевых вузов;

• дополнительной психолого-педагогической подготовке на различного рода курсах повышения квалификации лиц, не имеющих базового профессионально-педагогического образования.

В настоящее время в связи с модернизацией в области профессионального образования появляются альтернативные формы подготовки профессионально-педагогических работников. Перечислим их.

1. Вводятся новые квалификации:

• бакалавр профессионального образования;

• магистр профессионального образования;

• специалист по специальностям «Менеджер образования», «Технолог образования», «Преподаватель информационных технологий», «Преподаватель социальных технологий» и т. п.

Осуществляется переход от подготовки педагогов по отраслям производства к подготовке по основным социально-профессиональным технологиям. Происходит дифференциация бакалавриата и специалитета по наиболее распространенным технологиям.

Магистры профессионального образования обучаются на основе базового (отраслевого) высшего образования (бакалавриата и специалитета).

В техникумах (колледжах) появляются бакалавриаты, в связи с чем ведется разработка сопряженных ГОСов среднего и высшего профессионально-педагогического образования.

2. В рамках дополнительного профессионально-педагогического образования начинает осуществляться подготовка педагогов в отраслевых вузах и колледжах через введение блока психолого-педагогических дисциплин в учебные планы.

В табл. 2 обобщены наши представления о возможной диверсификации квалификационной структуры профессионально-педагогического образования.

Таблица 2

Профессионально-квалификационная структура подготовки кадров по направлению «Профессиональное обучение (образование)»

Должность Уровни образования Образовательные организации Область профессиональной деятельности

1 2 3 4

Учитель технологии и предпринимательства Бакалавриат Общеобразовательная школа, гимназия, лицей Среднее общее образование, центры профориентации

Профориентолог Магистратура

Мастер производственного обучения Бакалавриат Техникум, колледж Среднее профессиональное образование (НПО, СПО)

Преподаватель ес-тественнон ауч -ных, общетехнических и специальных дисциплин Магистратура, су-первизия (педагогическая интернатура)

Ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор Магистратура, аспирантура, докторантура Вузы Высшее образование

Педагог-техн о-лог, профконсуль-тант, инструктор по труду Магистратура, супервизия (интернатура) Институты повышения квалификации, корпоративные университеты Дополнительное образование

Окончание табл. 2

1 2 3 4

Эксперт-професси-олог, сетевой координатор профориентации и трудоустройства Магистратура Ресурсные центры сертификации и квалификаций Психолого-педагогическое обеспечение образования

В соответствии с требованиями инновационной экономики остро стоит проблема капитального пересмотра целей, содержания, форм, методов, средств и в целом реорганизации системы образования страны. Образование, функционирующее согласно дисциплинарному принципу, противоречит контекстно-компетентнос-тному подходу, полноценное применение которого возможно только при условии междисциплинарного построения образовательных программ. Разработка междисциплинарных модулей в профессиональном образовании становится все более актуальной.

В настоящее время утверждается новая парадигма высшего образования - так называемое инновационное образование, которое кардинально отличается от традиционного («поддерживающего») (табл. 3).

Таблица 3

Сопоставление парадигм поддерживающего и инновационного профессионального образования

Компоненты образовательных парадигм Традиционное («поддерживающее») образование Инновационное («опережающее») образование

1 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тип социопрофес-сионального общества Индустриальное (технократическое) общество Постиндустриальное (инфор-мационно-коммуникацион-ное) общество

Методологическая доминанта (тип научной рациональности) Классический тип научно рациональности. Системообразующий фактор профессиональной деятельности выступает наука Неклассический и постнек-лассический тип научной рациональности. Научные знания становятся основанием для развития социально-профессиональных технологий

Окончание табл. 3

1 2 3

Целевая ориентация Освоение ЗУНов и компетенций по отраслям производств, формирование про-фессионально-педагогичес-кой компетентности Освоение ЗУНов, компетенций и метапрофессиональных качеств, формирование социально-технологической образовательной компетентности

Содержание образования Дисциплинарная организация содержания обучения, изоморфного специальностям отрасли Междисциплинарная организация содержания образования, изоморфного социально-профессиональным технологиям

Технологии образования Формы и методы обучения, ориентированные на передачу готовых ЗУНов и компетенций ФГОС; решение задач, имеющих однозначные ответы Формы и методы обучения, ориентированные на освоение методологии учебно-профессиональной деятельности, формирование инновацион-ности и мобильности

Средства обучения Учебная книга, учебно-пространственная среда Информационно-коммуникационная среда, открытое про-фессионально-образователь-ная среда

Контроль и оценка результатов обучения Контроль и оценка ЗУНов и компетенций преподавателями Самоконтроль и самооценка ЗУНов и компетенций, экспертиза качества профессиональной подготовки работодателями

Под инновационной деятельностью в образовании понимается претворение в педагогическую практику результатов законченных научных исследований и разработок, освоение иных научно-технических достижений; преобразование объектов интеллектуальной собственности в новый или усовершенствованный педагогический продукт, реализуемый на рынке образовательных услуг; новый или усовершенствованный образовательный процесс и связанные с ним дополнительные научные изыскания. А педагогическая инновация представляет собой результат деятельности, обеспечивающий получение нового образовательного эффекта, включая экономические, управленческие, социальные, экологические, здо-ровьесберегающие и иные аспекты.

Инновационное образование основано на интеграции научно-исследовательского, учебно-профессионального и профессионального видов деятельности, что влечет за собой изменение традиционного понимания фундаментальности образования, которое приобретает с течением времени неклассический характер.

Инновации - это различные практические нововведения: социально-педагогические преобразования; совершенствование учебно-воспитательного и профессионально-образовательного процессов; формирование (проектирование) нового содержания образования; разработка новых психолого-педагогических технологий воспитания, обучения и развития обучающихся; проектирование новых информационно-коммуникационных технологий, учебно-пространственной среды и т. п.

Теоретический базис педагогических инноваций - законченные психолого-педагогические исследования: их результаты лежат в основании инновационной педагогической деятельности. Следовательно, необходима интеграция педагогической науки, образовательной практики и педагогических инноваций. Процесс преобразования (трансформации) научных достижений через инновационную деятельность педагогов схематично показан на рис. 2.

Таким образом, инновации в образовании являются смысло-порождающим фактором интеграции науки и образования, способствуют скорейшему внедрению научных достижений в практику

Научные исследования

<

проблемы

Рис. 2. Преобразование научных исследований в образовательную практику

образования и, следовательно, увеличивают интенсивность его развития. В табл. 4 в целях дифференциации трех взаимосвязанных видов педагогической деятельности - научной, инновационной, практической - приведены их идентификационные признаки.

Таблица 4

Дифференциация научной, инновационной и образовательной

деятельности

Идентификационные признаки Научные исследования Инновационная деятельность Образовательная практика

Методологическая обоснованность Высокая теоретическая Редуцированная Практико-ори-ентированная

Новизна Объективная Внедренческая Организацион- но-технологичес- кая

Масштабность (уровень) реализации Федеральный и мировой Региональный Локальный (отдельные образовательные учреждения)

Практическая значимость Инновационный потенциал Воспроизводимость Полезность

Результативность Новое научное значение Социально-экономическая эффективность Повышение качества образования

Осмысление потенциала образовательных инноваций, их влияния на ход социального и экономического развития России актуализирует проблемы оценки качества педагогических инноваций, разработки необходимых для этого критериев и организации экспертизы педагогических инноваций. Причем эти проблемы требуют системных решений.

Опираясь на известные определения понятия «качество», мы предлагаем понимать под качеством образовательной инновации степень ее адекватности (т. е. соответствия совокупности присущих ей характеристик) потребностям общества, а также совпадение произошедших в результате нововведения изменений в образовательном процессе или системе с теми ожиданиями социума, которые оно связывало с данным нововведением.

Существенно влияет на повышение качества образования междисциплинарное усвоение знаний, умений и навыков. Как уже упоминалось выше, новой (инновационной) парадигме образования противоречит ставшая привычной подготовка специалистов определенной квалификации, состоящая из автономных, слабо связанных между собой дисциплинарных форм учебно-профессиональной деятельности.

Междисциплинарность, по утверждению Э. А. Манушина, характеризует современные представления о фундаментальности профессионального образования и заставляет переосмысливать его содержание. При этом существует серьезное давление рынка труда, где остается высоким спрос на специалистов, обладающих не фундаментальными (следовательно, не междисциплинарными), а практическими знаниями. Тем не менее междисциплинарность - основной, если не единственный путь модернизации высшей школы, а разработка междисциплинарных модулей в университетах становится важнейшей задачей, которая выходит на первый план [2].

Междисциплинарность отвечает инновационному характеру профессионального развития специалиста, ее следствием является замещение адаптационной модели и модели самодеятельной организации моделью профессионального саморазвития, ориентированной на профессиональную мобильность.

Для определения качества образовательной инновации нужно сформировать перечень ее свойств, характеристик, обусловливающих в совокупности ее способность удовлетворять определенные потребности общества и личности. А исходя из этого должен быть предложен механизм оценки качества педагогических инноваций, который вместе с тем будет выполнять функцию регулирования инновационной активности работников образования.

Реализация инновационного подхода в образовательной практике требует отбора активных и интерактивных технологий обучения. К ним относятся развивающая диагностика, метод кейс-ста-ди, позиционные дискуссии, рефлексивные, ролевые, деловые игры, анализ ситуаций и др.

Одной из технологий реализации контекстно-компетентнос-тного обучения инновационной деятельности является метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки, а также компетентности, компетенции и ме-тапрофессиональные качества в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Основная цель данного метода - интегрировать профессиональную подготовку обучаемых по разным учебным дисциплинам для более тесного взаимодействия теории с практикой в обучении. Дидактическая ценность метода проектов заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности обучающихся как основного средства их профессионального развития.

Наиболее эффективными на сегодняшний день признаны групповые проекты, имеющие междисциплинарный характер и являющиеся комплексными. Такие учебные формы наиболее удачно имитируют реальную профессиональную деятельность, например работу специалистов в условиях крупных предприятий на участках боксового производства, малых предприятий, оказывающих разного рода услуги населению и др. При осуществлении подобных проектов междисциплинарные компетенции и метапрофессиональные качества развиваются весьма интенсивно за счет высокой степени самоуправления обучающихся в решении производственных задач и в реализации проекта; а также благодаря необходимости тесного сотрудничества в малой группе для быстрого и качественного получения результата.

Представленный рефлексивный обзор состояния современного профессионально-педагогического образования не исчерпывает всех его аспектов и актуальных исследовательских проблем, которые требуют оперативных решений. Мы понимаем, что отдельные положения носят дискуссионный характер, другие нуждаются в более глубоком и всестороннем анализе, ряд актуальных вопросов остался вообще «за скобками».

Данную статью предлагается рассматривать как приглашение ученых и заинтересованных специалистов-практиков к созданию обновленной теории профессионально-педагогического образования.

Литература

1. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход / / Образование и наука. 2003. № 5 (23). С. 79-90.

2. Манушин Э. А. Проблемы и перспективы инновационного развития российских университетов. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: technomag. edu. га,#77-48211/452571.

3. Романцев Г. М., Федоров В. А., Осипова И. В., Тара-сюк О. В. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: моногр. Екатеринбург: Рос. гос. проф-пед. ун-т, 2011. С. 35-39.

4. Штейнберг В. Э. Многомерность как дидактическая категория // Образование и наука. 2001. № 10 (40). С. 20-30.

УДК 377.5

А. В. Ефанов, Е. А. Немчинова

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РЕМЕСЛЕННЫМ ПРОФЕССИЯМ

Аннотация. В работе рассмотрены институциональные и функциональные признаки современной ремесленной деятельности и особенности профессионального обучения будущих ремесленников-предпринимателей. В связи с этим охарактеризована специфика ведения профориентационной работы среди молодежи по ремесленным направлениям подготовки .

При благоприятном социально-экономическом развитии страны слой ремесленников в недалеком будущем может стать значительной частью формирующегося в России среднего класса. Однако пока существу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.