Научная статья на тему 'Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников'

Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1462
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКА И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАДИЦИИ И ПРАВИЛА ЗОЖ / РЕЖИМ ДНЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Александровна

В статье автор определяет необходимость взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и начальной школы с целью формирования у учащихся здорового образа жизни и раскрывает пути решения поставленной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников»

Обсуждаем ФГОС второго поколения

В статье автор определяет необходимость взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и начальной школы с целью формирования у учащихся здорового образа жизни и раскрывает пути решения поставленной задачи.

Никитина Елена Александровна

учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 84» г. Кемерово www.school84.ucoz.ru [email protected]

Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников

Как можно формировать культуру здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников?

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, оздоровление, физическая и духовная культура дошкольника и младшего школьника, совместная деятельность, традиции и правила ЗОЖ, режим дня, преемственность.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учётом современных условий, более адекватно сформулировано профессором С. М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также приём пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность. И способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоя-

тельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Неотъемлемой частью любой культуры являются традиции сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив, социальную общность правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого.

Создание традиций - это долговременный процесс, требующий порою смены не одного поколения. Ведь важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Недостаточно знать и понимать, важно жить этим.

Исходя из этого, И. Ю. Жуковин рекомендует изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формирования традиций и ценностных мотиваций.

Создание традиций ЗОЖ - это то, что должно лежать в основе здоровьесберегающего педагогического процесса в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведёт к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднитель-

48

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

Обсуждаем ФГОС второго поколения

но для ребёнка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссёром К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - лёгким и приятным.

Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематическими и комплексными, вызывать у ребёнка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения и начальной школы (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культуры, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада и школы).

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребёнка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определённая культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем систему работы детского сада и начальной школы, объединяющую усилия всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья, достижению состояния физического, психического и социального комфорта обучающихся и воспитанников.

Цель: создание образовательной среды, способствующей формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности воспитательных и образовательных воздействий на этапах дошкольного и начального общего образования.

Задачи:

1. Создание социальных, психологических и педагогических условий для сохранения здоровья, выбора социально приемлемого и безопасного поведения;

2. Обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ребёнка;

3. Развитие навыков здорового образа жизни и безопасного стиля поведения;

4. Оздоровление психологического климата в образовательном учреждении.

Реализация и внедрение разработки должно обеспечить:

• Создание условий для успешного обучения, социального, культурного самоопределения, сохранения здоровья обучающихся и воспитанников;

• Повышение общей культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса;

• Развитие мотивации здорового образа жизни и профилактики дезадаптивных форм поведения и психосоциального развития дошкольников и младших школьников.

Результативность

Покажем результативность данного взаимодействия на примере ДОУ «Детский сад № 141» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 84». Обновляя содержание естественнонаучного образования, создавая специальные условия для активизации его здоровьеформирующего потенциала, мы добились повышения уровня знаний детей о здоровье и здоровьеформирующих факторах, сформировали мотивацию к ведению здорового образа жизни самими детьми и их родителями, повысили уровень практических умений и навыков ведения здоровой жизни.

Динамика формирования установки на ЗОЖ у детей 6-10 лет представлена ниже:

2005 2006 2007 2008

□ средний ■ высокий

□ низкий

Наблюдается положительная динамика общей успешности обучения учащихся начальной школы: 61,5% (2005-2006 уч. год), 63,8% (2006-2007 уч. год).

Улучшились и показатели школьной зрелости первоклассников, что можно увидеть из следующих таблиц:

Сравнительная таблица уровня школьной зрелости первоклассников

Учебный год Класс Всего учащихся Уровень школьной зрелости

Физическая Интеллектуальная Социальная

в. ср. н. в. ср. н. в. ср. н.

2006-2007 1 а 25 - 23 2 3 18 1 4 15 2

1 б 25 - 25 - 5 17 3 5 18 2

2007-2008 1 а 26 - 26 1 12 10 4 10 13 3

1 б 26 - 26 - 10 13 3 14 11 1

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

49

Обсуждаем ФГОС второго поколения

Динамика показателей

социально-психологической зрелости первоклассников

Учебный год Высокий Средний Низкий

2006-2007 38% 55% 7%

2007-2008 45% 41% 14%

Анализ эффективности взаимодействия с семьёй можно увидеть в анкетном опросе (58 чел.)

Вопросы Варианты ответов Результат

Отношение к проблеме дошкольного и начального школьного образования Заинтересованное 100%

Достаточно ли уделяется внимание формированию ЗОЖ детей в Оу Недостаточно Достаточно 30% 70%

Основные факторы, влияющие на формирование ЗОЖ у детей Режим Закаливание Заинтересованность родителей Создание условий Согласованность 100%

2. Содержание совместной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни у детей

Основные положения работы:

Опора на концепцию формирования культуры и традиций здорового образа жизни, предложенную А. А. Дмитриевым и И. Ю. Жуковиным:

• Целостность и систематичность приобретаемых учениками знаний валеологического характера;

• Формирование практических навыков и умений валеологического характера;

• Систематический контроль за состоянием здоровья и развития учащихся;

• Система здоровьесберегающей деятельности подразумевает ответственность всего педагогического коллектива за уровнем физического развития, состоянием здоровья и формированием культуры ЗОЖ детей;

• Многоэтапная, постоянная, непрерывная воспитательная работа;

• Создание устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и самоконтролируемой активности в создании своего здоровья;

• Создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев здорового образа жизни;

• Формирование ассоциативных связей с понятиями и символами культуры здорового образа жизни;

• Формирование у дошкольников элементарных анатомических и гигиенических знаний, выявление через практику значимости режима дня и оптимальной двигательной активности;

• Профилактика вредных привычек;

• Постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребёнка.

Основные задачи работы каждого участника процесса:

• Научный консультант - научно-методическая поддержка, консультации, контроль

• Заведующая ДОУ, старший воспитатель, зам. директора по УВР - контроль за созданием необходимых условий работы, организацией педагогического процесса, консультации, контроль

• Педагог-психолог - научное изучение и методическая разработки по данной проблеме проведение практических занятий, консультаций для коллектива ДОУ и начальной школы, выявление особенностей детей и сообщение их педагогическому коллективу в целях учёта в работе

• Воспитатели, учителя - учёт особенностей детей, проведение закаливающих процедур, использование и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих технологий в общеобразовательный процесс и режимные моменты

• Медицинский персонал - выявление особенностей детей и их сообщение воспитателям, учителям, проведение профилактических мероприятий, контроль за состоянием санитарно-гигиенических норм

• Инструктор по физическому воспитанию - учёт особенностей детей, проведение закаливающих процедур, реализация физкультурно-оздоровительных технологий в разных формах организации педагогического процесса, использование соответствующих возрасту детей двигательных упражнений и оздоровительных методик

• Музыкальный руководитель- учёт особенностей детей, повышение психоэмоциональной устойчивости через объяснение особенностей музыки, её влияние на эмоциональное состояние человека

• Педагог дополнительного образования ДОУ, учитель ИЗО, труда - учёт особенностей детей, повышение психоэмоциональной устойчивости через использование произведений искусства, рисование, лепку, аппликацию и т. п.

• Логопед - учёт особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, использование коррекционной работы для исправления недостатков речи, тем самым, повышая уверенность ребёнка в себе, следовательно, повышая его социальный статус, психоэмоциональную устойчивость

• Обслуживающий персонал - соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований

• Родители - использование дома упражнений гимнастики, элементов занятий, закаливающих процедур, учёт особенностей ребёнка, повышение психоэмоциональной устойчивости.

Следует отметить, что в первую очередь, каждый участник процесса должен быть личным примером для детей, поддерживать единую линию поведения и выполнять основные требования, которые предъявляются к детям и остальным участникам педагогического процесса.

50

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

Обсуждаем ФГОС второго поколения

План-график

взаимодействия детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников

1 полугодие

Направле- ние Цель данного направления сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Информа- ционное Сбор информации об условиях и результатах работы по формированию культуры здоровья у обучающихся и воспитанников. Оценка уровня физического развития детей, мониторинг состояния здоровья учащихся и воспитанников. Определение уровня психологической готовности к обучению детей 1 класса (психолог); - Изучение медицинских карт детей дошкольного и младшего школьного возраста в период адаптации (медсестра); - Контроль качества заполнения листков здоровья учащихся в журналах (медсестра, зам. директора); - Изучение уровня физического развития детей (инструктор ФИЗО); Исследование психологической готовности к школе детей подготовительных групп (психолог); - Контроль заполнения листов здоровья воспитанников (медсестра, зам. директора по УВР); Создание базы данных о состоянии здоровья учащихся 1 класса (физического развития, функционального состояния организма, хронических заболеваний (медсестра, зам. директора по УВР); - Контроль за проведением закаливающих мероприятий (врач, зам. директора по УВР). Изучение мотивационной готовности учащихся начальных классов (2 этап) (психолог); - Контроль рассадки учащихся в соответствии с информацией о нарушениях зрения (зам. директора по УВР).

Организация проведения медицинского осмотра детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методи- ческое Повышение методической культуры педагогов по проблеме формирования культуры здорового образа жизни детей, использование здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих технологий в образовательной среде, наработка методического инструментария по проблеме. Разработка календарнотематического планирования учебных дисциплин с учетом введения уроков здоровья (зам. дир. по УВР); - Планирование занятий по валеологии в рамках занятий по ознакомлению с окружающим (зам. дир. по УВР); - Разработка динамических пауз в 1 классе (учитель 1 класса). Разработка плана закаливающих мероприятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста (подбор методических рекомендаций, принципов и методов закаливания) (медсестра). Разработка методических рекомендаций по рассадке учащихся и воспитанников в классных и групповых помещениях (зам. директора).

Работа с кадрами Повышение мотивации и уровня культуры участников образовательного процесса по проблеме. Заседание круглого стола: “Оздоровительные мероприятия в ОУ в период адаптации детей” (творческая группа под руководством мед. сестры, зам. дир.). Практическая консультация: “Принципы и методы закаливания детей” (медсестра). Педагогический совет: “Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста” (зам. директора по УВР). Открытый просмотр режимных моментов с элементами закаливания (инструктор ФИЗО).

Работа с детьми Сохранение и укрепление здоровья учащихся и воспитанников элементами учебного и воспитательного процесса путем внедрения в него здоровьесберегающих технологий. День здоровья (инструктор ФИЗО); - Открытие спартакиады воспитанников и обучающихся ДОУ и МОУ (инструктор ФИЗО). Классный час “Помни правила движенья, как таблицу умноженья” (кл. руководители). “Веселые старты” (подготовительные группы, классы”) (инструктор ФИЗО). Акция “Мы выбираем здоровье” (рисунки, плакаты и т. д.) (старшие группы, классы) (специалисты МОУ и ДОУ).

Психогимнастика (старшая, подготовительная группы), коррекционно-развивающая работа (подготовительная группа), индивидуально - коррекционная работа (по запросам) (психолог)

Организация горячего питания детей (директор МОУ, зав. детского сада).

Организация двигательной активности (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, динамические паузы (1 класс), третий урок физкультуры во 2-4-м классах, подвижные игры и перемены, физкультминутки, спортивные секции и т. д.) (инструктор)

Организация оздоровительно-профилактических мероприятий по плану медицинских работников (медсестра).

Организация закаливающих процедур (в соответствии со схемой) (медсестра).

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

51

Обсуждаем ФГОС второго поколения

Направле- ние Цель данного направления сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Работа с родителями Ознакомление родителей с направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья детей, развитие педагогическо го сотрудничества всех участников вос-питательно-образовательного процесса. Анкетирование родителей психологом “Ваши пожелания и ожидания” (психолог); - “Школьные трудности периода адаптации” (психолог). Собрание с родителями учеников 1 класса “Вы родители школьников” (психолог); - Беседа с родителями “Адаптация малышей к условиям детского сада” (психолог). Сочинения для родите- лей “Мой ребенок и его индивидуальные особенности” (подготовительные группы); - Анкетный опрос “Расскажите о своем ребенке” (1 класс). Подготовка наглядного информационного материала “Закаливание детей в семье”(инструктор ФИЗО).

2 полугодие

Направле- ние январь февраль март апрель май

Информа- ционное Контроль соблюдения санитарного режима в группах и классах (медсестра). Изучение периодичности и эффективности спортивнооздоровительных мероприятий (зам. дир. по УВР, старший воспитатель ДОУ). Анализ динамики заболеваемости учащихся и воспитанников по сравнению с предыдущим учебным годом (мед. сестра)

Организация проведения медицинского осмотра детей.

Методи- ческое Выставка и обзор методической литературы по вопросу формирования основ здорового образа жизни у обучающихся и воспитанников (зам. дир.). Подготовка стенда: “Во имя здоровья детей” (медсестра, инструктор ФИЗО).

Работа с кадрами Психологическое просвещение “Как сделать жизнь счастливее” (психолог). Психологическое просвещение “Приручение эмоций” (психолог). Индивидуальное собеседование с молодыми педагогами по формам физкуль-турно-оздоровитель-ной работы, проводимым в МОУ. Психологический лекторий “Любите себя” (психолог). Заседание методического совета: “Итоги работы ДОУ и МОУ по реализации программы “Образование и здоровье” (зам. директора по УВР и ст. восп. ДОУ.

Работа с детьми Праздник подвижных игр “Зимушка-зима” (подготовительные группы, классы) (инструктор ФИЗО). День защитника Отечества “Вперед, мальчишки!” Соревнование по шахматам воспитанников подготовительных групп, учащихся классов (рук. кружка). Участие в городском экологическом марафоне, конкурсе “Сбережём первоцветы” и “Птичьи сборы” (Воспитатель, учитель, учитель ИЗО) - Спортив. развлечение “Проводы зимы, Масленица” (инструктор ФИЗО); - День Здоровья (инструктор ФИЗО); - Праздник “Я здоровье берегу - сам себе я помогу” (муз. руководители).

Психогимнастика (старшая, подготовительная группы), коррекционно-развивающая работа (подготовительная группа), индивидуально-коррекционная работа (по запросам) (психолог)

Организация горячего питания детей (директор МОУ, зав. ДОУ).

Организация двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные уроки и занятия, динамические часы (1 класс), третий урок физкультуры во 2,3,4-м классах, подвижные игры и перемены, физкультминутки, спортивные секции и т. д.) (инструктор)

Организация оздоровительно - профилактических мероприятий по плану медицинских работников (медсестра).

Организация закаливающих процедур (в соответствии со схемой) медсестра.

Работа с родителями Беседа с родителями “Профилактика гриппа” (медсестра). Психолого-педагогическое консультирование “Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста” (психолог). Спортивное соревнование “Мама, папа, я - спортивная семья” (инструктор ФИЗО)

52

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

Обсуждаем ФГОС второго поколения

Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника и младшего школьника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создаёт фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки здоровьесберегающего характера.

Литература:

1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Методическое пособие.-М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.\\Дошкольное воспитание - № 1, № 2, 2000.

3. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательнообразовательного процесса: Методическое пособие. Часть 1. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении\Под научной ред. Э. М. Казина. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003.

4. Карепова Т. Г., Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция - быть здоровыми!». - Психолог в детском саду. -2006. -№ 3. - С. 52-80.

5. Коньшина Л. Г. Валеологически обоснованный урок как средство здоровьесбережения младших школьников в условиях модернизции образования//Инновационные проекты и программы в образовании. -2009. -№ 3.

6. Ли А. Г., Сиденко А. С. Конкурс «Элита российского образования как общественное признание достигнутого успеха//Эксперимент и инновации в школе. - 2010. -№ 6.

7. Лисина Г. А. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды для воспитания интеллектуальной и творческой личности в начальной школе//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 5.

8. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие д./студ. Высш. пед. уч. завед. -2-е изд. - М.: Изд. центр «Академия»,2004.

Автор раскрывает особенности развития и формирования мотивации в учебно-познавательной деятельности, приемы и методы формирования мотивации как на на отдельных этапах урока, так и при совместной учебной деятельности.

Никифорова Федора Васильевна

учитель начальных классов МОУ Чурапчинской средней общеобразовательной школы Саха (Якутия)

Развитие и формирование мотивации учения

Какие методы и приемы можно использовать для формирования мотивации учения у учащихся школы?

Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, мотивационные установки, дефектные мотивационные установки, устойчивость, осознанность, действенность, внутреннее отношение ребенка, уровень возможностей, перспектива, цели, эмоции, чувство «открытости» к воздействиям.

Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя

и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Работа учителя, направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

- актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.

- создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.)

- коррекция дефектных мотивационных установок

- изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.