Научная статья на тему 'Проектный подход в практической деятельности учителя физического воспитания'

Проектный подход в практической деятельности учителя физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / физическое / душевное и социальное благополучие / мотивация здорового образа жизни / соматический / социальный / личностный уровень состояния здоровья / детско-взрослый коллектив

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимченко Елена Александровна

Авторы рассматривают деятельность учителя физического воспитания, направленную на реализацию проектной идеи «Здоровье – ценность, а ценности не даются даром»; обосновывают необходимость физической нагрузки, которая не только тренирует сердце и сосуды, но и развивает мышцы, которые при необходимости приходят на помощь всему организму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектный подход в практической деятельности учителя физического воспитания»

Культура здорового образа жизни

Аннотация. Авторы рассматривают деятельность учителя физического воспитания, направленную на реализацию проектной идеи «Здоровье - ценность, а ценности не даются даром»; обосновывают необходимость физической нагрузки, которая не только тренирует сердце и сосуды, но и развивает мышцы, которые при необходимости приходят на помощь всему организму.

Тимченко Елена Александровна,

учитель физической культуры, МОУ «Лицей № 1» г. Норильск

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД

В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Как обеспечить учителю физического воспитания, реализацию проектной идеи «Здоровье - ценность»?

9 Д ----------

Ключевые слова: здоровый образ жизни; физическое, душевное и социальное благополучие; мотивация здорового образа жизни; соматический, социальный, личностный уровень состояния здоровья; детско-взрослый коллектив

Основная проектная идея, или принцип построения проекта: «Здоровье - ценность, а ценности не даются даром».

Здоровье, по определению ВОЗ - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Состояние здоровья оценивается по трем уровням: Соматический уровень - подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде.

Социальный уровень - меру трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение к миру.

Личностный уровень - стратегию жизни человека, степень господства человека над обстоятельствами его жизни.

Образ жизни (4 категории):

> экономическая категория - уровень жизни;

> социологическая категория - качество жизни;

> социально - психологическая категория - стиль жизни;

> социально - экономическая категория - уклад жизни.

Здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и отдыха; правильное питание; достаточную двигательную активность; личную гигиену; закаливание; искоренение вредных привычек; любовь к близким; позитивное восприятие жизни. Он позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Учеными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей,

надо особо выделить возраст от рождения до 16 лет как самый важный. Все, что может произойти впоследствии, заложено в этот период и отзовется не только болезнями, а в итоге счастьем или несчастьем человека.

Современные дети стали меньше двигаться. Куда же исчезла двигательная активность? Гиподинамия вызвана развитием новейших информационных технологий, которое имеет не только положительное, но и отрицательное значение.

Результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 5 - 6 классов позволили сделать следующие выводы:

> Подавляющее большинство учащихся лицея (66,6%) не имеют домашнего спортивного уголка;

> 50% учащихся не занимаются спортом, физкультурой в свободное от занятий в лицее время;

> 50% учащихся затрачивают на прогулки 3 - 8 часов в неделю.

Таким образом, двигательная активность 50% учащихся 5 - 6 классов была явно недостаточной.

По итогам медицинского осмотра выявлено - 95% обучающихся имеют те или иные заболевания.

Ослабленное здоровье, переход в инновационное образовательное учреждение, увеличение умственной нагрузки учащихся выявили необходимость разработать проект по пропаганде здорового образа жизни.

Содержание данного проекта направлено на становление целостного отношения учащихся к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование и развитие навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные знания об особенностях своего организма и правилах здорового образа жизни.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

65

Культура здорового образа жизни

Цель проекта

Создание здоровьесберегающей среды как основы для воспитания у учащихся потребности здорового образа жизни.

Задачи

1. Формирование и развитие мотивации здорового образа жизни.

2. Становление навыков здорового образа жизни через занятия в спортивных кружках и секциях.

3. Развитие умений и навыков здоровотворческой деятельности.

Ожидаемые результаты проекта

1. Повышение уровня мотивации здорового образа жизни и, как следствие, улучшение здоровья учащихся, снижение тревожности, сокращение пропущенных уроков по болезни.

2. Посещение большинством учащихся спортивных кружков и секций.

3. Сокращение числа учащихся, имеющих вредные привычки.

4. Сплочение детско-взрослого коллектива.

5. Увеличение числа учащихся, принимающих горячее питание.

Показатели результативности:

1. Занятость в спортивных секциях и кружках -90%

2. Заболеваемость ОРЗ и ОРВИ сократится в 1,5 раза.

3. Пропуски по болезни сократились в 1,5 раза.

4. Снизилось количество учащихся имеющих вредные привычки.

Участники, партнеры проекта:

Для осуществления проекта была сформирована группа, состоящая из 98 учащихся и 12 специалистов.

1. Учителя физической культуры (3 чел.)

2. Тренеры ДюСШ (3 чел.)

3. Зам. директора по воспитательной работе.

4. Педагог дополнительного образования.

5. Психолог лицея.

6. Старшая вожатая.

7. Социальный педагог.

8. Родители-активисты, имеющие опыт спортивномассовой работы

Содержание проекта

№ п/п Направление деятельности Формы работы Цель Содержание деятельности Участники

1 Диагностическое

■ мониторинг здоро- Определить показатели фи- Анализ листов здоровья, Медсестра, классные

вья и здорового об- зического здоровья учащих- консультация медсестры; руководители,

раза жизни; ■ диагностика уровня ся Тестирование уровня учащиеся

физического разви- Определить доминирующие развития двигательных

тия ребенка; позиции семьи и школы в во- возможностей учащихся; Педагоги, родители, уча-

■ диагностика уров- просах организации здоро- щиеся

ня культуры здоро- вьесберегающего простран- Анкетирование учащих-

вья педагогов, де- ства для учащихся ся, педагогов, родителей;

тей, родителей. индивидуальные беседы.

2 Профилактическое

■ консультации для Повысить компетентность Консультации: Родители, классные ру-

родителей; родителей в вопросах ЗОЖ «Двигательный режим ководители, педагоги

школьника»; «Семейные традиции в занятиях спортом». физической культуры

■ беседы с учащими- Формирование интереса к Беседа с показом презен- Педагоги физической

ся; ЗОЖ тации: «Нетрадиционные виды физических упражнений», «Закаливание культуры, учащиеся

без вреда». Неформальные беседы Спортсмены и тренера

■ встреча со Развивать интерес к заняти- по темам , предложенным ДЮСШ, преподаватели

спорт-сменами- ям физкультурой и спортом, к учащимися. физической культуры,

мастерами, с тре- здоровому образу жизни, как учащиеся

нерами ДЮСШ одному из условий достиже- Пресс-конференция

ния высоких результатов «Спорт высших достиже-

ний: «за» и «против».

66

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Культура здорового образа жизни

3. Обучающее

■ уроки физической Обучение двигательным на- Использование личност- Преподаватели физиче-

культуры (по учеб- выкам, развитие двигатель- но-ориентированного об- ской культуры, учащиеся

ному плану); ных качеств, формирование учения и игровых техно-

интереса к ЗОЖ логий

■ олимпийский урок; Ознакомление с историей Лекция с презентацией Преподаватели физиче-

олимпийского движения «Олимпийские игры от ской культуры, учащи-

Античности до современ- еся, спортивный актив

■ мастер-класс с Совершенствование ности», викторина «Исто- школы

участием ведущих технико-тактических навыков рия олимпийских игр»

спортсменов и тре- в избранном виде спорта Преподаватели физи-

неров города; Практическое занятие ческой культуры, члены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со сборными командами сборных команд школы,

■ секции и кружки по Совершенствование школы спортсмены и тренера

спортивным инте- технико-тактических навыков ДЮСШ

ресам в избранном виде спорта Кружок ОФП Секция баскетбола Секция волейбола Секция бокса Учащиеся школы.

4. Оздоровительное

■ Спортивно - тури- Приобретение учащими- Туристический слет «Се- Учащиеся 7-9 классов,

стические меропри- ся специфического двига- верный ветер» (выезд в педагоги физической

ятия тельного опыта в нетради- тундру) культуры, учитель ОБЖ,

ционных условиях организа- Традиционный «Осенний инструктор по туризму,

ции и содержания физиче- марафон» (выезд в тун- классные руководители.

ской активности, связанных дру)

с природно-климатическими особенностями Крайнего севера.

■ Спортивно - массо- Приобщение к самостоя- Танцевальный марафон Учащиеся, преподавате-

вые мероприятия тельным занятиям физиче- «Танцуй, пока молодой». ли физической культуры,

скими упражнениями и за- Конкурс атлетов «Сила, старшая вожатая, музы-

нятием любимым видом красота, грация». кальный работник.

спорта в свободное время; Школьная спартакиада Сборные команды учи-

формирование адекватной «Веселые старты». телей и учащихся, груп-

оценки собственных физи- Игра «Новая смена» (то- па поддержки, болель-

ческих возможностей. варищеские встречи между учителями и учащимися). щики.

■ дни Здоровья Формирование знаний о Выезд на лыжную базу Все учащиеся школы,

личной гигиене, режиме дня, «Ольгуль». педагоги, заинтересо-

влияния физических упраж- Посещение ледового ванные родители.

нений на состояние здоро- дворца «Льдинка». Сборные команды, пе-

вья, способствовать разви- Участие в городском дагоги физической куль-

тие интереса к ЗОЖ. «Кроссе Заполярья». туры.

5. Социокультурное

■ сотрудничество с Создание творческой сре- Традиционный конкурс Сборные команды клас-

родителями; ды для сплочения детей и «Папа, мама, я - спор- сов (школы) болельщи-

■ городские спорти- родителей; формирование тивная семья». ки, родители, учителя,

но- массовые ме- чувства ответственности за Участие в школьной (го- классные руководители,

роприятия; свою школу, команду. родской) спартакиаде учитель ОБЖ

школьников. Сборные команды уча-

Военно- спортивная игра щихся, учителей, роди-

«Патриот». телей, старшая вожатая,

Интеллектуально-спор- зам. директора по вос-

тивный КВН между учи- питательной работе.

телями, родителями и учениками. Отдел по связям с обще-

■ участие в переда- Пропаганда ЗОЖ среди уча- Посещений спортивных ственностью лицея. Ре-

чах телевидения щихся лицея, ознакомление соревнований города в дакция школьной газеты

лицея «Спортивный со спортивной жизнью ли- качестве болельщиков. «Вести лицея».

вестник лицея» цея.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.