Научная статья на тему 'Региональная модель «Детский сад здоровья»'

Региональная модель «Детский сад здоровья» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
509
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесберегающие технологии / центр содействия укреплению здоровья детей / модель / информационно-аналитическая деятельность / экспериментальный режим / управление / контроль
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мозокина И. Ф., Колесникова Л. И., Бойко Т. С., Передкова Л. И., Банникова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная модель «Детский сад здоровья»»

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ «ДЕТСКИЙ САД ЗДОРОВЬЯ»

Мозокина И.Ф., Колесникова Л.И., Бойко Т.С., Передкова Л.И., Банникова С.А., Петракова Ж.А., Паршутина С.А., Котельникова Е.М.

г. Орел

Ключевые понятия: здоровьесберегающие технологии, центр содействия укреплению здоровья детей, модель, информационно-аналитическая деятельность, экспериментальный режим, управление, контроль.

Цель: разработка организационно-правовых и психолого-педагогических принципов функционирования модели «Детский сад здоровья» с учётом региональных особенностей.

Задачи:

1. Проведение мониторинга уровня здоровья, физического и психического развития детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение.

2. Разработка организационно-правовых и психолого-педагогических принципов функционирования модели «Детский сад здоровья» с учётом региональных особенностей и самобытности ДОУ.

3. Обоснование и внедрение основных направлений работы дошкольного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса: педагогического, медико-физиологического и психологического.

4. Внедрение модели «Детский сад здоровья» в деятельность дошкольного образовательного учреждения.

5. Распространение опыта создания и функционирования модели «Детский сад здоровья» в регионе.

Результаты инноваций

• Собраны и проанализированы данные о состоянии здоровья, физического и психического развития детей дошкольного возраста.

• Разработана модель функционирования ДОУ в режиме «Детский сад здоровья».

• Модель внедрена в образовательный процесс МДОУ ЦРР - детский сад № 84 г.Орла.

• Создано и издано пособие для руководителей и педагогов ДОУ: Акимова Н.Л., Колесникова Л.И., Мозокина И.Ф. Центр содействия укреплению здоровья детей (опыт создания региональной модели «Детский сад здоровья») /под ред Н.И. Бочаровой - Орёл, 2007, 64 с.

• Опыт создания и функционирования представлен в журнале «Управление ДОУ» (Акимова Н.Л., Мозокина И.Ф. Опыт создания региональной модели «Детский сад здоровья»// Управление в ДОУ, 2008, №№ 4,6)

• Опыт функционирования Модели многократно представлялся на Международной, региональных научно-методических конференциях, а также городских семинарах, посвящённых проблемам оздоровления детей в образовательном процессе ДОУ, проводимых

Орловским государственным университетом, Городским научно-методическим центром (2006-2008 г.г).

Критерии оценивания результатов

• Снижение заболеваемости детей по среднему показателю здоровья - (СПЗ) и показателю эффективности оздоровления часто болеющих детей (ПЭО).

• Положительная динамика в уровне физического и психического развития детей, повышение показателей их работоспособности на занятиях.

• Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения детей в образовательном процессе.

• Рост эффективности использования педагогами ДОУ разработанных участниками эксперимента программ и здоровьесберегающих технологий.

Содержание инновации

Анализ состояния здоровья детей Орловской области явился основанием для разработки теоретической модели функционирования образовательного учреждения (ДОУ) в режиме «Детский сад здоровья». В основе модели лежит интеграция наиболее эффективных оздоровительных методик и технологических подходов к организации воспитательно-образовательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья (часто болеющих, с нарушением опорно-двигательного аппарата, речи, задержкой психического развития и др.).

Опираясь на приказ Министерства образования России от 15. 05. 2000г. № 418, организация работы дошкольного образовательного учреждения, как «Детского сада здоровья», была начата с создания Центра содействия укреплению здоровья воспитанников.

Центр был определён как структурное подразделение ДОУ, способный объединить в единое целое оздоровительную, профилактическую, воспитательную и образовательную работу. Такая целостность обеспечивается универсальностью социальных и природноэкологических связей, в которые вплетен ребенок.

Целями Центра являются:

- содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников;

- содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

25

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

Задачами Центра являются:

- формирование базы данных о состоянии здоровья детей, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма воспитанников;

- разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления воспитанников в образовательном учреждении, исходя из особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, региональных, этнонациональных условий;

- разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на здоровьесберегающей основе;

- организация валеологической оценки образовательного процесса, условий обучения и воспитания;

- разработка образовательной программы, направленной на сохранение здоровья воспитанников, на обучение их здоровому образу жизни.

Работа Центра строится на основных принципах здоровьесберегающих технологий. Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - воспитанников и педагогов. В то же время оно определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели образовательной системы, и, таким образом, фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности (Смирнов Н.К.).

Система и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий в деятельности дошкольного образовательного учреждения, работающего по принципам здоровьесберегающей педагогики

Л

v_

Л

Здоровье -сберегающие технологии

^

Психолого-

педагогические

^ Учебно- ^

воспитательные

Организационно-

педагогические

Ч.

V

ч.

• Определение структуры воспитательно-образовательного процесса

• Предотвращение переутомления и гиподинамии (В.Ф.Базарный)

• Обеспечение индивидуальнодифференцированного подхода

• Психологопедагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса

• Повышение ресурсов психологической адаптации тичности

• Укрепление психического щоровья детей

• Реализация программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье

• Формирование привычек здорового образа жизни

• Просвещение родителей

\ Г

МЕДИКО- ФИЗКУЛЬТУРНО- ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ПЕДАГОГИЧЕС- ОЗДОРОВИТЕЛЬ-

КИЕ ТЕХНОЛОГИИ НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ТЕХНОЛОГИИ

ОБЖ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА;

КОРРЕКЦИОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА;

КОНТРОЛЬ САНПИН; КОНТРОЛЬ ДИНАМИКИ ЗДОРОВЬЯ;

ЛФК, ФИТОБАР, ФИЗИОКАБИНЕТ

РАЗВИТИЕ

ФИЗИЧЕСКИХ

КАЧЕСТВ И

ДВИГАТЕЛЬНЫХ

НАВЫКОВ,ЗАКА-

ЛИВАНИЕ

СОЗДАНИЕ

ПРИРОДООБРАЗУЮЩИХ, ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ГАРМОНИЧНОЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЕ С ПРИРОДОЙ, АРОМАТЕРАПИЯ , ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА

ОКРУЖАЮЩЕЙ среды

ОХРАНА ТРУДА; ВНЕДРЕНИЕ КУРСА ОБЖ

26

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

Основной метод работы сотрудников ДОУ - проектирование, а не просто воздействие на уровень актуального состояния ребёнка. С момента создания Центра средства коррекционного воздействия на ребёнка стали средствами медико-педагогического и психологического проектирования, развития психосоматических возможностей ребенка с учётом его зоны ближайшего развития.

.Содержание деятельности Центра предусматривает осуществление:

-комплексной диагностики, направленной на исследование состояния и динамики здоровья воспитанников образовательного учреждения по специально разработанным Центром программам, выделение «группы риска»;

-оздоровительной (лечебно-оздоровительной, физкультурно-оздоровительной и психокоррекционной) работы, предполагающей внедрение системы эффективных закаливающих процедур, комплекса психогигиенических и коррекционных мероприятий, организацию целесообразной ежедневной двигательной активности;

-системы обучения детей здоровью;

-мониторинга успешности обучения воспитанников в период их пребывания в образовательном учреждении с целью динамического наблюдения за их развитием;

-контроля за соответствием образовательной среды (материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристика педагогического коллектива, организация образовательного процесса), социума, возрастным, половым, индивидуальным особенностям воспитанников, состоянию их здоровья и своевременное выявление факторов риска для их здоровья и развития;

-консультативной деятельности, предполагающей оказание помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления;

-работы по формированию жизненных приоритетов и ценностных установок на здоровый образ жизни и самореализацию личности педагогов;

-реализации потребности личности педагога на повышение своей профессиональной квалификации.

В основе функционирования модели Центра лежит целостный взгляд на здоровье, который можно представить в виде четырехкомпонентной модели (по документам Всемирной организации здравоохранения): соматический, физический, психологический и нравственный аспекты. Соответственно, процесс формирования здоровья может осуществляться по трем взаимосвязанным направлениям:

1. Педагогическое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Медико - физиологическое.

3. Психологическое.

Педагогическое направление реализуется в результате внедрения комплексной образовательной программы, в которую включены парциальные блоки-подпрограммы, формирующие нравственное здоровье и привычки здорового образа жизни. Образовательная программа направлена на развитие в ребенке имею-

щихся способностей и новообразований, присущих данному возрасту. Работа воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов по физической культуре, изобразительной деятельности, учителей - логопедов способствует реализации полноценного комплексного педагогического и коррекционного сопровождения, созданию единого оздоровительно-воспитательного пространства в ДОУ.

Медико-физиологическое направление предусматривает не только и не столько соблюдение работниками ДОУ санитарно-гигиенических правил и норм. Внедрение современных высокоэффективных медико-физиологических мероприятий способствует профилактике и лечению таких наиболее частых заболеваний, как ОРЗ и ОРВИ, бронхиты, ангины, риниты, тонзиллиты, пневмонии, нарушения осанки, вегето-сосудистая дистония и др. Условия Центра позволяют координировать деятельность всех его специалистов. Совместные усилия медицинского персонала, педагогов, дефектолога и психолога по применению медикофизиологических и психолого-педагогических технологий позволяют избежать превращения ДОУ в лечебный профилакторий.

Психологическое направление деятельности Центра обеспечивает решение задачи формирования психологического здоровья воспитанников, а также предусматривает осуществление психокоррекционных воздействий на детей с проблемами: реагирования на внешние раздражители, имеющими неадекватные способы самовыражения и самоутверждения, с затянувшимся периодом адаптации, отклонениями в развитии психических функций, неадекватными формами общения и взаимоотношения с окружающими, слабой устойчивостью к психосоматическим заболеваниям и пр.

Содержание деятельности Центра реализуется в процессе всего комплекса воспитательнооздоровительной работы (специально организованной и ежедневной деятельности), проведения факультатива «Я - человек», занятий эстетического блока и познавательного цикла, через систему различных тренингов, семинаров, а также через ведение аналитической и прогностической деятельности

Ниже мы предлагаем ориентировочный план работы Центра содействия укреплению здоровья в «ДОУ детский сад №84» в соответствии с названными выше направлениями.

Система всех показаний легла в основу единой диагностической методики, включающей широкий блок междисциплинарных методов:

- анализ медицинской документации,

- учет данных медицинских осмотров,

- оценка уровня физического развития, физической и двигательной подготовленности,

- диагностика уровня основных психических процессов,

- наблюдение за поведением и эмоциональными реакциями детей,

- беседа с детьми,

- анализ продуктов детской деятельности,

- анкетирование родителей.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

27

План работы Центра содействия укреплению здоровья в ДОУ «Детский сад № 84»

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

Педагогическое ИИ1ВИС|иОС|Э1Л1 Х1ЯНЯ1/Э1 -uaodotfeo ei/иэхэиэ * * * * * *

аихехяиАмеф htoew a E£Ed z htoew a E£Ed z tlbO0W a E£Ed Z htoew а E£Ed z

эниэээед а ьихьнеа оп/эЬ1 -эн a E£Ed z (ШЭЙ -эн a E£Ed z оп/эУэн a E£Ed z ou/etf -эн а E£Ed z

ьихьн -ее э1янс1Л1Я1/Л>1сиф оп/эЬ1 -ЭН a E£Ed £ (ШЭЙ -ЭН a E£Ed £ оп/эУэн a E£Ed £ ou/etf -эн а E£Ed £

«нифяиэН» виЬяээ

«Buhedj» виНАхэ

Медико - физиологическое buuedexoxewdeo tfoj a B£Bd z tfoj a B£Bd z tfoj a E£Ed z tfoj a E£Ed z tfoj a E£Ed z taoj а E£Ed z

D09

жеээе|/\| 1Л1ВИН -B£B>IOU 0|J Ливии ou Ливии ou WBHHB£B>IOU 0|J

ОФЛ tfoj a B£Bd z tfoj a E£Ed z tfcu a E£Ed z tfoj a E£Ed z tfoj a E£Ed z taoj a E£Ed z

/VtfOH/ ХФ1/ wbhhb£b>iou oy WBHHB£B>IOU OU

Ahbi/u ои ladAtfehoduoueHO BtfOJ эинэиэха statu эинэиэхд 1Л1ВИНБ£Б>10и OU

снинененеен ou mdAtfehoduoMEMfl) etfoj эинэиэха etfoj ЭИНЭИЭ!g BtfOJ эинэиэха BtfOJ эинэиэха etaoj эинэиэхд etaoj эинэиэхд

Психологическое exoged beHHOuhxeddo» «вхниоод» виУЛхэ «Б>1 -ниэоа» виУЛхэ

ени± ->iei/u<t>odu beaouuAdj

exoged веняиеАНиаиНни

Группы 1 мл. «А» 1 мл. «Б» < s (N tz X й a LO o V н i * S a rs -У Средняя «А» /санаторная/ Средняя «Б»

28

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

* * * * *

htD0w a B£Bd 3

оп/эУэн a B£Bd 3 0)1/01/04 a E£Ed z o)L/0t/0H a B£Bd z O)L/0t/0H a E£Ed Z O)L/0ta0H a E£Ed Z

оп/эУэн a E£Ed £ O)L/0t/0H a E£Ed £ O)L/0ta0H a B£Bd £ O)L/0t/0H a E£Ed £ O)L/0ta0H a B£Bd £

* * * * *

* *

tfcu a E£Ed z t/oj a E£Ed z taoj a B£Bd z taoj a E£Ed z taoj a B£Bd z

* *

WBHHB£B>IOU 0|J WBHHB£B>IOU 0|J WBHHB£B>IOU 0|J 1Л1ВИНБ£Б>10и OU 1Л1ВИНБ£Б>10и OU

tfoj a E£Ed z t/oj a E£Ed z taoj a B£Bd z taoj a E£Ed z taoj a B£Bd z

WBHHB£B>IOU 0|J WBHHB£B>IOU 0|J 1Л1ВИНЕ£Е>10и OU WBHHB£B>IOU OU WBHHB£B>IOU OU

1Л1ВИНЕ£Е>10и 0|J 1Л1ВИНЕ£Е>10и 0|J WBHHB£B>IOU 0|J WBHHB£B>IOU OU WBHHB£B>IOU OU

EtfOJ 0HH0h0ig Et/OJ 0HH0h01 g staoj 0HH0h0ig BtaOJ 0HH0h01 g BtaOJ 0HH0h0ig

»UI/\IU°U »UI/\IU°U БС1эфЭ ВБН Я1/9163 BH£0|J XU1AIU ou »ui/\iu°u

EtfOJ 0HH0h0ig statu 0HH0h0i g BtaOJ 0HH0h0ig BtaOJ 0HH0h01 g staoj 0HH0h0ig

WBHHB£B>IOU 0|J WBHHB£B>IOU OU 1Л1ВИНБ£Б>10и OU WBHHB£B>IOU OU WBHHB£B>IOU OU

Старшая «А» /логопедическая/ Старшая «Б» / логопедическая/ Старшая «В» Подготовительная «А» / логопедическая/ Подготовительная «Б» / логопедическая/

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

29

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

Информационно - аналитическая деятельность дошкольного образовательного учреждения

Работа в дошкольном образовательном учреждении в любом режиме начинается с глубокого анализа материально-технической базы, кадрового потенциала, методической оснащенности и реализации основных направлений деятельности, педагогических и мотивационных условий.

Сбор информации и ее анализ позволяют установить степень готовности дошкольного образовательного учреждения к реализации модели Центра содействия укреплению здоровья детей.

> Анализ необходимо начать с оценки образовательной программы, реализуемой в ДОУ, соответствия её федеральному и региональному компонентам Государственного образовательного стандарта.

> Следующим этапом является анализ места расположения ДОУ, эколого-природных условий, необходимых для оптимальной реализации воспитательно-оздоровительных задач.

> Анализ социального окружения ДОУ позволит определить возможности для установления партнёрских связей с другими учреждениями образования и здравоохранения, реализации совместных творческих проектов.

> Анализ кадрового потенциала, его состава и профессиональной готовности к внедрению инновационной программы. Ниже мы приводим таблицу состава педагогического и медицинского персонала дошкольного образовательного учреждения, который полноценно может реализовать все три направления работы Центра: педагогическое, медикофизиологическое, психологическое. В левой части таблицы представлен перечень кадров, минимально необходимый для реализации задач Центра (достаточный уровень). В правой части - расширенный список кадров (оптимальный уровень).

Примерный кадровый состав Центра

Достаточный уровень Оптимальный уровень

заведующая заведующая

старший воспитатель заместитель заведующей

педагог- психолог педагог- психолог

- социальный педагог (валеолог)

учитель - логопед учитель - логопед, дефектолог

инструктор по физической культуре инструктор по физической культуре

- инструктор по ЛФК

- инструктор по плаванию

музыкальный руководитель музыкальный руководитель

педагог дополнительного образования (профиль по выбору) педагог дополнительного образования (по изобразительной деятельности)

- педагог дополнительного образования (хореограф)

- педагог дополнительного образования (режиссёр)

врач врач

медсестра медсестра

- медсестра бассейна (сауны)

медсестра физиокабинета медсестра физиокабинета

медсестра по массажу медсестра по массажу

> Далее необходимо проанализировать уровень материально-технической базы. В представленной ниже таблице мы предлагаем программу-минимум как стартовый обязательный уровень для внедрения модели Центра и программу-максимум, позволяющую наиболее эффективно решать проблемы здоровьесбережения.

Характеристика

материально-технической базы Центра

Программа - минимум (обязательная) Программа - максимум (дополнительная)

методический кабинет комната природы или зимний сад

физкультурный зал кабинет ЛФК (тренажерный зал)

физкультурноспортивная площадка оборудованная экологическая тропа и (или) беговая дорожка, маршрут для обучения ориентированию на местности

физкультурные уголки в группах бассейн

музыкальный зал комната сказки и (или) русского быта, музей

физиокабинет, массажная комната фитобар, сауна

медицинский блок галокамера

логопедический кабинет кабинет здоровья

кабинет психолога сенсорная комната или комната релаксации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> Для перевода ДОУ в новую модель необходима дополнительная, более подробная информация о состоянии здоровья детей, уровне деятельности педагогов по формированию привычек здорового образа жизни воспитанников. Определение сроков, содержания и ответственных за сбор и анализ информации позволит сделать эту работу системной и планомерной. Примером этого может служить следующий график.

Итак, анализ природного и социального окружения образовательного учреждения, его материально-технической базы, кадрового потенциала, методической оснащенности и реализации основных направлений педагогической и экспериментальной деятельности коллектива, состояния здоровья воспитанников позволит сделать выводы о наличии необходимых условий для перевода ДОУ в новую модель.

При разработке стратегии развития ДОУ определяется перспектива деятельности коллектива:

• построить новую - адаптивную модель дошкольного образовательного учреждения - Центр развития ребенка детский сад здоровья;

• создать условия для становления творческой, интеллектуальной, духовно, физически и культурно развитой личности, способной в соответствии с возможностями своего психофизического развития к целостному восприятию явлений окружающего материального мира, к осознанному саморазвитию.

30

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

ГРАФИК СБОРА И АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ И КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИВЫЧЕК ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

№ п/п СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Когда, кто собирает, анализирует информацию и принимает управленческое решение Выход информации Шифр Хранения

IX X XI XII I II ш IV V VI vn vin

1 Состояние физического здоровья детей м ИФК PC

2 Психическое состояние п ПС

3 Уровень психического развития пл пл ПК

4 Качество соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил организации образовательного учреждения 33 33 PC

5 Организация рационального питания зм ПС

6 Контроль гигиенических требований к нагрузке на детей 33 м 33 ПС

7 Качество медицинского обслуживания 3 АС

8 Уровень физкультурно-оздоровительной работы 33 зм ПС

9 Уровень коррекционно-развивающей работы 3 33 л п ПК PC

10 Управленческая деятельность по валеологизации образовательного процесса 3 ПК

11 Организация досуговой, творческой деятельности, отдыха детей 3 33 3 33 АС

12 Соблюдение оптимального режима работы ДОУ 3 (В ТЕЧЕНИЕ ГОДА) PC АС

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯМ - мед. служба, Л - логопед, П - психолог, 3 - заведующая, 33 - зам. заведующей, ИФК - инструктор по физкультуре, ПС - педсовет, ПК - педагогический консилиум, НМС - научно-методический совет, АС - административный совет,PC - родительское собрание.

СО

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

Организационная структура управления

Устанавливая взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса, определяя порядок и условия функционирования образовательного учреждения, мы в первую очередь определили роль и ответственность каждого в общем деле. Руководствуясь исследованиями П.И. Третьякова, мы учитывали следующие требования:

> Оптимальность (установление таких связей, отношений, которые привели бы к максимальному результату при минимальных затратах средств, сил, времени).

> Оперативность (способность быстро, вовремя направить ход дел, выполнить поставленные задачи).

> Надежность (прочность организационных связей, достоверность и объективность передачи информации).

> Экономичность (оптимальное соотношение между затратами ресурсов и полученным результатом).

> Гибкость (способность быстро реагировать и вносить необходимые изменения).

> Устойчивость (при необходимых изменениях сохранение целостности функционирования системы и её элементов). См. схему «Структура управления в режиме эксперимента».

Из схемы видно, что в ней объединены линейная и программно-целевая структуры. Во главе каждого подразделения (центра) находится руководитель. Каждое подразделение реализует одно из направлений в общей работе. В зависимости от функции, её возглавляет определённый специалист.

«Центр педагогики» возглавляет старший воспитатель. В состав центра входят: воспитатели, педагоги дополнительного образования (педагог по изобразительной деятельности, кабинета здоровья, хореограф,

32

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

режиссёр), музыкальный руководитель. Основная цель: оптимизация воспитательно-образовательного процесса, направленного на обеспечение условий развития и укрепления здоровья детей и взрослых. Главная задача: наработка методического обеспечения факультатива - «Я - человек».

«Социально-психологический центр» возглавляет педагог - психолог. Цель: психологическое сопровождение детей. Реализация цели и задач осуществляется психологом, социальным педагогом, воспитателями в соответствии с разработанным индивидуальным образовательным маршрутом.

«Центр медико-физиологический» возглавляет педагог дополнительного образования, воспитатель здоровья. Совместно с медицинской службой (старшая медсестра, медсестра по массажу, физиомедсестра, инструктор ЛФК), инструкторами по плаванию и физической культуре решается задача укрепления здоровья, профилактика заболеваний.

Как видим, это вариант функционально-организационной структуры. Однако, чтобы избежать недостатков (длительность процедуры принятия решений, трудность в поддержании постоянных взаимосвязей между другими подразделениями), мы соединили с ней линейно-функциональную структуру управления. Полнота власти возлагается на руководителя. В нашем случае - это штаб. В него входят руководитель проекта и научный консультант. Им при разработке конкретных вопросов, подготовке решений, программ, планов, помогает определённая служба: совет по эксперименту, научно-методический актив, консилиум. Эти подразделения находятся в подчинении руководителя. При такой модели возникает опасность чрезмерной централизации, отсутствие взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне (в подразделениях). Чтобы избежать этих недостатков, мы выбрали матричную организационную структуру управления.

В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным участкам и направлениям работы. В рамках программно-целевой структуры (по горизонтали) организуется управление проектами, темами. Координатором, осуществляющим горизонтальные связи по выполнению конкретных проектов, сохраняя при этом вертикальные отношения, в данном случае выступает старший воспитатель, возглавляющий штаб. Основная часть участников, занятая реализацией программы, оказывается в подчинении не менее двух руководителей, но по разным вопросам. Заметно повышается роль руководителей центров в реализации своих задач. Мы считаем, что такая структура повышает творческую инициативу, выявляет резервы в решении конкретных проблем.

Однако, как указывает П.И. Третьяков, есть недостатки и у этой структуры управления. Предвидя их, мы установили приоритеты заданий и определили время на их выполнение; осуществляли контроль за «соотношением» сил, направляемых на решение основной цели. Важным моментом в организации этой работы мы считаем обеспечение взаимодействия специалистов, всех служб.

В основу организации взаимодействия специалистов был положен принцип мультидисципли-нарности и тезис о том, что интеграция специалистов - основа реализации комплексного подхода в оздоровлении детей. Организацию взаимодействия специалистов начали с выстраивания модели работы (см. рис.).

Четкое определение направлений и функций совместной деятельности специалистов позволяет определиться с их содержанием:

I. Педагогическое направление:

• Применение педагогических и здоровьесберегающих технологий;

• Изменение содержания образования;

• Введение специальных факультативов;

• Использование разных форм организации педпро-цесса;

• Вариативность планов и программ при повышении требовательности к педагогам за результативность работы.

II. Медико-физиологическое направление:

• Контроль психической, физической и эмоциональной нагрузки на детей;

• Вмешательство на стадии отклонения от нормы -нозологический подход;

• Вмешательство в зоне ближайшего и перспективного развития, коррекция адаптивного потенциала - валеологический подход;

• Диспансеризация;

• Привлечение узких медицинских специалистов;

• Функциональное тестирование;

• Обследование педагогов и других сотрудников ДОУ.

III. Психологическое направление:

• Обеспечение квалифицированного психологического воздействия на протекание учебного процесса в ДОУ;

• Ежегодное выявление детей группы риска с помощью регулярного скрининга;

• Определениеи решение эмоционально-личностных проблем в группах риска;

• Обеспечение адекватности педагогического взаимодействия между воспитанниками и педагогом;

• Вариативность направлений и способов психологического воздействия;

• Востребованность всех участников эксперимента;

• Групповые и личностные тренинги.

Нами было определено содержание совместной деятельности специалистов по осуществлению основных функций: диагностики, планирования, коррекции, контроля и информирования в процессе реализации трёх направлений деятельности Центра (см. таблицу «Организация совместной деятельности специалистов Центра»).

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

33

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

МОДЕЛЬ РАБОТЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИ

I

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

I

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧЕК ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

I

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

МЕДИКОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ВРАЧ, СТАРШАЯ МЕДСЕСТРА

I

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ

I

КОНТРОЛЬ И ВЫПОЛНЕНИЕ САНПИН

ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОД Ы ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ЛФК, МАССАЖЗ^^АЛИВАНИЕ, ФИЗИОПРОЦЕДУРЫ ФИТО-И АРОМАТЕРАПИЯ)

1

КИНЕЗОТЕРАПИЯ

ФАРМАКОТЕРАПИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ

ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ

ПСИХОДИАГНОСТИКА

I

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ РИСКА

i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

i

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА В ВОСПИТАТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

i

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ

34

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

со

Сп

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦЕНТРА

Ci le п па. 1 Диагностика Планирование Коррекция Контроль Информирование

Воспитатель. Инструктор по физической культуре Проводят оценку физической и двигательной подготовленности Составляют: 1. Перспективный план укрепления здоровья, физического и двигательного развития. 2. Календарный план работы по формированию физической культуры. 3. План-систему физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе Проводят физкультурные минуты и паузы, корригирующую гимнастику после дневного сна, утреннюю гимнастику, закаливание Осуществляют контроль за состоянием здоровья детей, их работоспособностью, утомляемостью, физической и психической нагрузкой Проводят тематические родительские собрания, беседы, семинары-практикумы, используют наглядную информацию: стенды, папки-раскладушки. Обобщают и распространяют опыт работы с семьёй

Педагог-психолог Проводит диагностику психических процессов Составляет план психокоррекционной работы с детьми Проводит занятия по психокоррекции Осуществляет контроль выполнения рекомендаций. Даёт задания и материалы воспитателям для работы с детьми. Проводит индивидуальные и групповые беседы с родителями и сотрудниками.

Врач Осуществляет оценку состояния здоровья (диагноз) Осуществляет коррекцию режима дня, объёма нагрузки Осуществляет врачебный контроль за соблюдением режима дня, питанием, методикой проведения занятий с учётом состояния здоровья детей. Контролирует динамику заболеваемости детей. Проводит семинары для во спитател ей, принимает участие в родительских собраниях, в рубриках «отвечают специалисты»

Старшая медсестра Осуществляет оценку физического развития детей Планирует осмотры детей специалистами, проводит профилактические прививки Осуществляет коррекцию нагрузки в течение дня, перевод на другой режим Проверяет условия санитарно-гигиенического содержания мест занятий, оборудования, режима проветривания, физкультурной одежды и обуви. Составляет графики динамики заболеваемости детей Информирует родителей о состоянии здоровья детей, графике профилактических прививок

Инструктор ЛФК Уточняет диагноз Подбирает комплекс упражнений на год, подбирает упражнения и их дозировку для физкультурных занятий, коррекционных минут и пауз Проведение занятий лечебной физкультурой Даёт комплексы лечебной физкультуры. Принимает участие в родительских собраниях, проводит семинары-практикумы для воспитателей

Физиомедсестра Работает по плану врача Выполняет процедуры по назначению врача Контролирует состояние здоровья детей Участвует в родительских собраниях

Медсестра по массажу Работает по плану врача, физкультурного диспансера Выполняет назначения врача Контролирует состояние ребёнка во время процедуры Участвует в родительских собраниях

Врач физкультурного диспансера Уточняет диагноз На основании данных обследования рекомендует специальные комплексы, физиопроцедуры, оздоровительные режимы Вносит корректировку в работу инструктора ЛФК, массажиста Осуществляет контроль за работой медперсонала, уровнем оздоровительно-воспитательной работы педагогов (режим, физические и психические нагрузки на занятиях) Проводит семинары для работников детского сада, информирует администрацию о ходе и результатах работы

Врач поликлиники Выявляет детей с отклонениями в развитии, уточняет и конкретизирует диагноз Планирует осмотры, прогнозирует уровень физического развития

Далее была разработана и реализована схема возможного участия сотрудников и родителей в профилактике заболеваемости и укреплении здоровья воспитанников (см. таблицу)

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

со

Os

ВОЗМОЖНОЕ УЧАСТИЕ СОТРУДНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ

Направления работы Характер деятельности Степень участия

Врач Медсестра Педагоги Родители

Оценка и прогноз состояния здоровья Анализ медицинской документации ребенка. Сбор и оценка анамнестических данных. Проведение врачебных осмотров. Организация медицинских скрининговых обследований, анкетирования. Организация диспансерных обследований врачами- специалистами. Помощь врачу в сборе анамнестических данных. Проведение скрининговых обследований и анкетирования детей, родителей и педагогов. Проведение педагогического обследования. Исследование и оценка микро-социальных условий жизни ребенка. Участие в проведении анкетирования детей, родителей. Содействие медицинским работникам и педагогам в сборе необходимых сведений о ребенке. Обеспечение необходимого-сопровожденя медико-психо-логического ребенка вне образовательного учреждения.

Контроль процесса адаптации и состояния здоровья Периодические осмотры. Организация скрининговых обследований и анкетирования; анализ результатов анкетирования и скрининговых обследований, профосмотров, рекомендации по адаптации и ее коррекции (совместно с психологом и педагогами). Проведение скрининговых обследований и анкетирования. Организация непрерывного наблюдения педагогов и родителей за состоянием здоровья детей. Информирование педагогов и родителей о возможных симптомах проявления дезаптации и отклонениях в состоянии здоровья, нарушения осанки и др. Осуществление контроля за организацией физвоспита-ния. Проведение закаливающих мероприятий. Заполнение анкеты педагогами. Информирование медицинских работников о динамике состояния здоровья ребенка эмоциональных, психомоторных, поведенческих реакций). Непрерывное наблюдение за здоровьем ребенка. Заполнение анкеты для родителей.

Коррекционные мероприятия на базе ДОУ Коррекция режима занятий и отдыха, дополнительных нагрузок, питания в соответствии индивидуальными особенностями ребенка. Назначение витаминов, фитопрепаратов, физиотерапии, ЛФК. Беседы с родителями и педагогами Вызов родителей для бесед. Контроль выполнения родителями и педагогами назначений и рекомендаций врача. Проведение медикаментозного фитотерапевтического лечения и других оздоровительных процедур в соответствии с назначениями врача Индивидуальный подход к воспитанию и обучению в соответствии с назначениями врача и психолога; создание благоприятного микроклимата в группе Выполнение рекомендаций врача и психолога

Организация обследования ребенка специалистами лечебных учреждений, консультационных и коррекционных центров Информирование родителей о необходимости специализированного обследования ребенка. Направление ребенка на обследование. Взаимодействие со специалистами, наблюдающими ребенка. Вызов родителей для бесед. Оформление необходимой документации для направления ребенка на обследование. Контроль своевременного выполнения рекомендаций по дополнительному обследованию ребенка. Оформление педагогической характеристики ребенка Выполнение рекомендаций врача по необходимому обследованию ребенка

Общие профилактические мероприятия Контроль за санитарно-гигиеническими условиями в ДОУ. Контроль и оказание методической помощи в организации учебно- воспитательного процесса (участие в составлении режима дня и занятий). Контроль за организацией питания детей, сезонной дотацией витаминов. Планирование и анализ вакцинации, организация карантинных мероприятий. Контроль за организацией и проведением гигиенического воспитания, мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушения осанки и др. Распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой. Постоянное наблюдение за соблюдением санитарно-гигиенических условий в ДОУ Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов при составлении режима дня. Информация родителей о гигиенических нормах организации режима дня ребенка. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока, анализ качества питания, проведение сезонной дотации витаминов, составление меню, бракераж готовой продукции; проведение плановой вакцинации, карантинных мероприятий. Выполнение рекомендаций врача по организации и проведению гигиенического воспитания, мероприятий по профилактике близорукости, кариеса. Рассаживание детей в соответствии с ростом, остротой зрения, контроль за положением за столом. Проведение физкультминуток на занятиях, организация двигательной активности детей в режиме дня. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению с учетом рекомендаций врача и психолога. Соблюдение оптимального режима дня, соотношение статистических и динамических нагрузок. Обеспечение правильного питания ребенка. Выполнение рекомендаций врача по профилактике близорукости, кариеса, нарушения осанки и др.

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.