Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
Никитина Е.А.,
учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 84» г. Кемерово
1. Теоретическое обоснование проблемы взаимодействия детского сада и школы
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учётом современных условий, более адекватно сформулировано профессором С.М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.
Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь, детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также приём пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительнопедагогическую направленность. И способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Неотъемлемой частью любой культуры являются традиции, сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив, социальную общность; правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого.
Создание традиций - это долговременный процесс, требующий порою смены не одного поколения. Ведь важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на
уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Недостаточно знать и понимать, важно жить этим.
Исходя из этого, И.Ю. Жуковин рекомендует изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формирования традиций и ценностных мотиваций.
Создание традиций ЗОЖ - это то, что должно лежать в основе здоровьесберегающего педагогического процесса в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведёт к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.
Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г.К. Зайцева , это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Коме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
37
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
затруднительно для ребёнка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоциональноволевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссёром К.С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - лёгким и приятным.
Исходя из этого, занятия оздоровительнопедагогического характера должны быть систематическими и комплексными, вызывать у ребёнка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения и начальной школы (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культуры, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада и школы).
По словам Б.Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребёнка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определённая культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Исходя из вышеизложенного, предлагаем систему работы детского сада и начальной школы, объединяющую усилия всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья, достижению состояния физического, психического и социального комфорта обучающихся и воспитанников.
Цел ь: создание образовательной среды, способствующей формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности воспитательных и образовательных воздействий на этапах дошкольного и начального общего образования.
Задачи:
1. Создание социальных, психологических и педагогических условий для сохранения здоровья, выбора социально приемлемого и безопасного поведения.
2. Обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ребёнка.
3. Развитие навыков здорового образа жизни и безопасного стиля поведения.
4. Оздоровление психологического климата в образовательном учреждении.
Реализация и внедрение разработки должно обеспечить:
• создание условий для успешного обучения, социального, культурного самоопределения, сохранения здоровья обучающихся и воспитанников;
• повышение общей культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса;
• развитие мотивации здорового образа жизни и профилактики дезадаптивных форм поведения и психосоциального развития дошкольников и младших школьников.
Результативность
Покажем результативность данного взаимодействия на примере ДОУ «Детский сад № 141» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 84». Обновляя содержание естественнонаучного образования, создавая специальные условия для активизации его здоровьеформирующего потенциала, мы добились повышения уровня знаний детей о здоровье и здоровьеформирующих факторах, сформировали мотивацию к ведению здорового образа жизни самими детьми и их родителями, повысили уровень практических умений и навыков ведения здоровой жизни.
Динамика формирования установки на ЗОЖ у детей 6-10 лет представлена ниже:
Наблюдается положительная динамика общей успешности обучения учащихся начальной школы: 61,5% (2005-2006 уч.год), 63,8% (2006-2007 уч.год).
Улучшились и показатели школьной зрелости первоклассников, что можно увидеть из следующих таблиц:
Сравнительная таблица уровня школьной зрелости первоклассников
Учебный год Класс Всего уча- щихся Уровень школьной зрелости
Физиче- Интеллек- Социаль-
ская туальная ная
в ср н в ср н в ср н
2006-2007 1а 25 - 23 2 3 18 1 4 15 2
1б 25 - 25 - 5 17 3 5 18 2
2007-2008 1а 26 - 26 1 12 10 4 10 13 3
1б 26 - 26 - 10 13 3 14 11 1
□ средний
□ высокий
□ низкий
38
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
Динамика показателей социально-психологической зрелости первоклассников
Учебный год Высокий Средний Низкий
2006-2007 38% 55% 7%
2007-2008 45% 41% 14%
Анализ эффективности взаимодействия с семьёй можно увидеть в анкетном опросе (58 чел.)
Вопросы Варианты ответов Результат
Отношение к проблеме дошкольного и начального школьного образования Заинтересованное 100%
Достаточно ли уделяется внимание формированию ЗОЖ детей в ОУ Недостаточно Достаточно 30% 70%
Основные факторы, влияющие на формирование ЗОЖ у детей Режим Закаливание Заинтересованность родителей Создание условий Согласованность 100%
2. Содержание совместной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни у детей
Основные положения работы:
Опора на концепцию формирования культуры и традиций здорового образа жизни, предложенную А.А.Дмитриевым и И.Ю.Жуковиным:
• Целостность и систематичность приобретаемых учениками знаний валеологического характера;
• Формирование практических навыков и умений валеологического характера;
• Систематический контроль за состоянием здоровья и развития учащихся;
• Система здоровьесберегающей деятельности подразумевает ответственность всего педагогического коллектива за уровень физического развития, состояние здоровья и формирование культуры ЗОЖ детей;
• Многоэтапная, постоянная, непрерывная воспитательная работа;
• Создание устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и самоконтролируемой активности в создании своего здоровья;
• Создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев здорового образа жизни;
• Формирование ассоциативных связей с понятиями и символами культуры здорового образа жизни;
• Формирование у дошкольников элементарных анатомических и гигиенических знаний, выявление через практику значимости режима дня и оптимальной двигательной активности;
• Профилактика вредных привычек;
• Постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребёнка.
Основные задачи работы каждого участника процесса:
• Научный консультант - научно-методическая поддержка, консультации, контроль.
• Заведующая ДОУ, старший воспитатель, зам. директора по УВР - контроль за созданием необходимых условий работы, организацией педагогического процесса,консультации,контроль.
• Педагог-психолог - научное изучение и методическая разработка по данной проблеме, проведение практических занятий, консультаций для коллектива ДОУ и начальной школы, выявление особенностей детей и сообщение их педагогическому коллективу в целях учёта в работе.
• Воспитатели, учителя - учёт особенностей детей, проведение закаливающих процедур, использование и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих технологий в общеобразовательный процесс и режимные моменты.
• Медицинский персонал - выявление особенностей детей и их сообщение воспитателям, учителям, проведение профилактических мероприятий, контроль за состоянием санитарногигиенических норм.
• Инструктор по физическому воспитанию -учёт особенностей детей, проведение закаливающих процедур, реализация физкультурнооздоровительных технологий в разных формах организации педагогического процесса, использование соответствующих возрасту детей двигательных упражнений и оздоровительных методик.
• Музыкальный руководитель - учёт особенностей детей, повышение психоэмоциональной устойчивости через объяснение особенностей музыки, её влияние на эмоциональное состояние человека.
• Педагог дополнительного образования ДОУ, учитель ИЗО, труда - учёт особенностей детей, повышение психоэмоциональной устойчивости через использование произведений искусства, рисование, лепку, аппликацию и т.п.
• Логопед - учёт особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, использование коррекционной работы для исправления недостатков речи, тем самым повышая уверенность ребёнка в себе, следовательно, повышая его социальный статус, психоэмоциональную устойчивость.
• Обслуживающий персонал - соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.
• Родители - использование дома упражнений гимнастики, элементов занятий, закаливающих процедур, учёт особенностей ребёнка, повышение психоэмоциональной устойчивости.
Следует отметить, что в первую очередь, каждый участник процесса должен быть личным примером для детей, поддерживать единую линию поведения и выполнять основные требования, которые предъявляются к детям и остальным участникам педагогического процесса.
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
39
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
План-график взаимодействия детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников
1 полугодие
Направле- ние Цель данного направления сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Информа- ционное Сбор информации об условиях и результатах работы по формированию культуры здоровья у обучающихся и воспитанников. Оценка уровня физического развития детей, мониторинг состояния здоровья учащихся и воспитанников. Определение уровня психологической готовности к обучению детей 1 класса (психолог); - Изучение медицинских карт детей дошкольного и младшего школьного возраста в период адаптации (медсестра); - Контроль качества заполнения листков здоровья учащихся в журналах (медсестра, зам. директора); - Изучение уровня физического развития детей (инструктор ФИЗО); Исследование психологической готовности к школе детей подготовительных групп (психолог); - Контроль заполнения листов здоровья воспитанников (медсестра, зам.директо-ра по УВР); Создание базы данных о состоянии здоровья учащихся 1 класса (физического развития, функционального состояния организма, хронических заболеваний (медсестра, зам. директора по УВР); - Контроль за проведением закаливающих мероприятий (врач, зам. директора по УВР). Изучение мотивационной готовности учащихся начальных классов (2 этап) (психолог); - Контроль рассадки учащихся в соответствии с информацией о нарушениях зрения (зам. директора по УВР).
Организация проведения медицинского осмотра детей.
Методиче- ское Повышение методической культуры педагогов по проблеме формирования культуры здорового образа жизни детей, использование здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих технологий в образовательной среде, наработка методического инструментария по проблеме. Разработка календарно- тематического планирования учебных дисциплин с учетом введения уроков здоровья (зам. дир. по УВР); - Планирование занятий по валеологии в рамках занятий по ознакомлению с окружающим (зам.дир.по УВР); - Разработка динамических пауз в 1 классе (учитель 1 класса). Разработка плана закаливающих мероприятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста (подбор методических рекомендаций, принципов и методов закаливания) (медсестра). Разработка методических рекомендаций по рассадке учащихся и воспитанников в классных и групповых помещениях (зам. директора).
Работа с кадрами Повышение мотивации и уровня культуры участников образовательного процесса по проблеме. Заседание круглого стола: “Оздоровительные мероприятия в ОУ в период адаптации детей” (творческая группа под руководством мед. сестры, зам. дир.). Практическая консультация: “Принципы и методы закаливания детей” (медсестра). Педагогический совет: “Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста” (зам.директора по УВР). Открытый просмотр режимных моментов с элементами закаливания (инструктор ФИЗО).
Работа с детьми Сохранение и укрепление здоровья учащихся и воспитанников элементами учебного и воспитательного процесса, путем внедрения в него здоровьесберегающих технологий. День здоровья (инструктор ФИЗО); - Открытие спартакиады воспитанников и обучающихся ДОУ и МОУ (инструктор ФИЗО). Классный час “Помни правила движенья, как таблицу умноженья” (кл. руководители). “Веселые старты” (подготовительные группы, классы”) (инструктор ФИЗО). Акция “Мы выбираем здоровье” (рисунки, плакаты и т.д.) (старшие группы, классы) (специалисты МОУ и ДОУ).
Психогимнастика (старшая, подготовительная группы), коррекционно-развивающая работа (подготовительная группа), индивидуально - коррекционная работа (по запросам) (психолог)
Организация горячего питания детей (директор МОУ, зав. детского сада).
Организация двигательной активности (утренняя гимнастика, уроки физической культуры , динамические паузы (1 класс), третий урок физкультуры во 2-4-м классах, подвижные игры и перемены, физкультминутки, спортивные секции и т.д.) (инструктор)
Организация оздоровительно-профилактических мероприятий по плану медицинских работников (медсестра).
Организация закаливающих процедур (в соответствии со схемой) (медсестра).
40
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
Работа с ро- Ознакомление роди- Анкетирование родителей Собрание с родителя- Сочинения для роди- Подготовка на-
дителями телей с направле- психологом “Ваши поже- ми учеников 1 класса телей “Мой ребенок глядного информа-
ниями работы по со- лания и ожидания” (психо- “Вы родители школь- и его индивидуаль- ционного материа-
хранению и укрепле- лог); ников” (психолог); ные особенности» ла “Закаливание
нию здоровья детей, - “Школьные трудности - Беседа с родителя- (подготовительные детей в семье” (ин-
развитие педагогического сотрудничества всех участников воспитательно-бразовательного процесса. периода адаптации” (психолог). ми “Адаптация малышей к условиям детского сада” (психолог). группы); - Анкетный опрос “Расскажите о своем ребенке” (1 класс). структор ФИЗО).
2 полугодие
Направление январь февраль март апрель май
Информа- ционное Контроль соблюдения санитарного режима в группах и классах (медсестра). Изучение периодичности и эффективности спортивнооздоровительных мероприятий (зам. дир.по УВР, старший воспитатель ДОУ). Анализ динамики заболеваемости учащихся и воспитанников по сравнению с предыдущим учебным годом (мед.се-стра)
Организация проведения медицинского осмотра детей.
Методическое Выставка и обзор методической литературы по вопросу формирования основ здорового образа жизни у обучающихся и воспитанников (зам.дир.). Подготовка стенда: “Во имя здоровья детей” (медсестра, инструктор ФИЗО).
Работа с кадрами Психологическое просвещение “Как сделать жизнь счастливее” (психолог). Психологическое просвещение “Приручение эмоций” (психолог). Индивидуаль-ное собеседование с молодыми педагогами по формам физкультурнооздоровительной работы, проводимой в МОУ Психологический лекторий “Любите себя” (психолог). Заседание методического совета: “Итоги работы ДОУ и МОУ по реализации программы «Образование и здоровье» (зам. директора по УВР и ст.восп. ДОУ
Работа с детьми Праздник подвижных игр “Зимушка-зима” (подготовительные группы, классы) (инструктор ФИЗО). День защитника Отечества “Вперед, мальчишки!” Соревнование по шахматам воспитанников подготовительных групп, учащихся классов (рук. кружка). Участие в городском экологическом марафоне, конкурсе “Сбережём первоцветы” и «Птичьи сборы» (Воспитатель, учитель, учитель ИЗО) - Спортив. развлечение “Проводы зимы, Масленица” (инструктор ФИЗО); - День Здоровья (инструктор ФИЗО); - Праздник “Я здоровье берегу - сам себе я помогу” (муз.руководители).
Психогимнастика (старшая, подготовительная группы), коррекционно-развивающая работа (подготовительная группа), индивидуально-коррекционная работа (по запросам) (психолог)
Организация горячего питания детей (директор МОУ, зав.ДОУ ).
Организация двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные уроки и занятия, динамические часы (1 класс), третий урок физкультуры во 2,3,4-ом классах, подвижные игры и перемены, физкультминутки, спортивные секции и т.д.) (инструктор)
Организация оздоровительно-профилактических мероприятий по плану медицинских работников (медсестра).
Организация закаливающих процедур (в соответствии со схемой) медсестра.
Работа с родителями Беседа с родителями “Профилактика гриппа” (медсестра). Психолого -педагогическое консультирование “Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста” (психолог). Спортивное соревнование “Мама, папа, я - спортивная семья” (инструктор ФИЗО)
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
41
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника и младшего школьника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создаёт фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки здоровьесберегающего характера.
3. Пути и формы совместного взаимодействия дошкольного учреждения и начальной школы с родителями
Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. Решений вопроса взаимодействия семьи с образовательным учреждением может быть множество.
Предлагаем структурно-функциональную модель взаимодействия с семьей.
стало осуществимым, можно использовать следующие формы взаимодействия с семьей; (приложение 1)
1. Занятия, целью которых является повышение родительской компетентности в области:
1) индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
2) сфере предлагаемых программой предметов.
2. Программа психологических тренингов.
3. Встречи родителей со специалистами ДОУ “Круглый стол”
4. Совместные праздники, игры (совместное планирование и проведение досугов);
5. Дни открытых дверей
6. Встречи родительской общественности с администрацией детского сада и школы, врачами-специалистами Центра диагностики и консультирования, специалистами городского отдела охраны прав детства.
7. Участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, диспутов, дискуссий по проблемам воспитания детей.
Информационно- аналитический блок • сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, • формы и методы работы педагогов: опросы, анкетирование, патронаж, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые психологом, • работа с родителями по двум взаимосвязанным направлениям: I - просвещение родителей, передача информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки); II - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями и чувствами. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностноориентированного общения на основе общего дела: рисунок, поделка, подготовка к празднику, походу. Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: праздники, выставки, театральные пятницы, клуб выходного дня, дни открытых дверей, встречи родительской общественности с администрацией детского сада и начальной школы.
Практический блок • К этой работе были привлечены медицинские работники, специалисты, педагоги и психологи. Их работа была построена на информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока. • Одной из острых сфер взаимодействия для родителей являются психологические консультации по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, а также возрастных особенностях. С целью осознания педагогами понимания роли семьи в воспитании и обучении ребенка проводятся различные формы методической работы, на которых рассматриваются вопросы работы с семьей по всем вопросам развития ребенка.
Контрольнооценочный блок Анализ эффективности (количественной и качественной) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада и начальной школы.
Ни одна даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семьи. Если образовательное учреждение и семья “закрыты” друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Мы считаем, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в образовательном учреждении, а образовательное учреждение будет решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка. Для того чтобы это
8. Привлечение родителей к оформлению групповых комнат, кабинетов, семейных поделок.
9. Работа “Горячей линии интересующих вопросов”, оформление информационных стендов для родителей.
10. Расширение сферы дополнительных образовательных услуг.
При приеме детей в образовательное учреждение семья знакомится со структурой образовательного учреждения, режимом дня, об условиях содержания детей, медицинские работники знакомят с медицинскими требованиями и программой оздоровления детей; педагоги и воспитатели - с особенностями воспитательного и образовательного процессов, с авторскими программами. При поступлении ребенка в детский сад, школу с родителями проводится собеседование, на него приглашаются мама и папа. Наблюдения по-
42
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
казывают, часто именно папы очень точно, развернуто и интересно рассказывают о своем ребенке. Как заинтересованное лицо на собеседование приглашаются и бабушки. Родителям задают вопросы, которые позволяют выяснить психофизические особенности ребенка (сформированность умений и навыков, привычки, вкусы), прояснить отношение к детям в семье и их место в жизни родителей. При зачислении родители знакомятся с уставом школы, детского сада, в котором оговариваются: соблюдение этических норм со всеми участниками образовательного процесса (детьми, педагогами, родителями), обязательные занятия с ребенком дома по совету педагога, посещение занятий для родителей. Родители обязательно ставят в известность воспитателя или психолога о нежелании ребенка идти в детский сад, школу или на какое-либо занятие, чтобы совместно решить проблему. Таким образом, вся работа дошкольного учреждения и начальной школы нацелена на решение следующих задач:
• Вызвать интерес родителей к познанию самих себя.
• Дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми психолого-педагогическими основами понять, что воспитание детей сложный и многогранный процесс, требующий ежедневных усилий со стороны не только педагогов, но и семьи.
• Эффективно организовать общение с ребенком в семье.
• Повысить самоценность родителей в глазах самих же родителей.
4. Единые способы фиксации динамики
развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной среде,
направленной на оздоровление ребёнка и культивирование здорового образа жизни
1. Единая индивидуальная карта медико-психологического сопровождения (воспитанника) обучающегося (приложение 6).
Данная карта содержит сведения социального характера, медицинские данные, психологопедагогическую информацию, психолого-педагогическую характеристику обучающегося на конец года, сформированность учебных навыков, психолого-педагогическую коррекционную работу, сведения о работе с родителями, характеристику обучающегося на конец учебного года.
2. Паспорт здоровья дошкольника (приложение 5)
3. Дневник здоровья школьника \ дошкольника (приложение 4).
Позволяет контролировать состояние своего здоровья в течение периода пребывания в дошкольном учреждении, и повышает интерес у родителей и воспитанников к формированию здорового образа жизни. Положительным моментом в использовании дневника является стимулирование совместной деятельности педагога, ребенка и родителей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Данная работа формирует у детей потребность в здоровом образе жизни. В начальном школьном обучении эта работа не только не утратила своей актуальности, но и продолжается в
более интересной и доступной для детей форме, через факультативные занятия, занятия в ГПД.
4. Карта наблюдения за поведением ребёнка в школе (приложение 3).
Карта заполняется учителем. Позволяет выявить отклонения в состоянии учащегося, свидетельствующие о недостаточной его адаптации к школе и значительном напряжении.
5. Карта наблюдения за состоянием ребёнка дома (приложение 2).
Карта заполняется родителями по результатам наблюдения за ребёнком в течение недели.
Список литературы
1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Методическое пособие.-М.:Айрис-пресс, 2005.
2. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. \\ Дошкольное воспитание - №1, №2, 2000.
3. Доронова ХН.Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. \\ Дошкольное воспитание -№1,2004.
4. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М.,2003.
5. Жуковин И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы//Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. с. 54 - 59.
6. Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
7. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательнообразовательного процесса: Методическое пособие.
Часть 1. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении \ Под науч. ред.Э.М.Казина. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003.
8. Карепова Т. Г., Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников “Наша традиция - быть здоровыми!”. - Психолог в детском саду. -2006. -№3. -с. 52-80.
9. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб. : ДЕАМ, 1998. 232с.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой,В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М., 2005.
11. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2000.
12. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. М. : Флинта: Наука, 1999. 248с.
13. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие д/студ. высш. пед. уч. завед. - 2-е изд. - М. :Изд. центр “Академия”, 2004.
Приложение 1
Родительские собрания-студии в системе взаимодействия детского сада и школы
Основное назначение родительского собрания, проводимого в форме студии, состоит в формировании и развитии педагогических умений родителей, умений научно обоснованных и практически проверенных.
Суть студийных занятий заключается в обучении (studio - изучение, старание), но это обучение специфично, так как оно происходит одновременно на трёх
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
43
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
уровнях: теоретическом, практическом, технологическом. Во время проведения родительского собрания-студии педагог создаёт условия для активного включения каждого родителя в совместную деятельность по обсуждению педагогической проблемы, связанной с особенностями развития и воспитания детей.
Родительское собрание-студия - это не лекция и не семинар, оно проводится в форме
• групповой дискуссии,
• «круглого стола»,
• имитационно-ролевой игры и т.п.,
с обязательным использованием рефлексивных приёмов, особенно на этапе обсуждения результатов совместной деятельности.
Родительское собрание-студия - это способ педагогической и психологической поддержки родителей в области воспитания, объединения педагогических усилий родителей и воспитателей, совершенствования приёмов и методов взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Собрание-студия способствует переосмыслению личностно-этических взглядов родителей на проблемы развития, воспитания и социализации детей, при этом у родителей появляется возможность сравнить собственную позицию с мнением других родителей.
Главное отличие собраний-студий от традиционных родительских собраний:
• неформальный характер общения педагогов с родителями;
• равноправное положение и активность всех участников обсуждения (и родителей, и педагогов);
• положительный эмоциональный фон, который создаётся за счёт просмотра игр, занятий с детьми в группах, видеозаписей разнообразной работы с детьми в рамках обсуждаемой темы;
• обязательна рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.
Детальная методическая проработка каждого этапа, начиная с места проведения собрания-студии, расположения участников в аудитории (чаще всего за круглым столом), порядка ведения обсуждения проблемы, выбора иллюстративных материалов, подготовки яркой эмоциональной кульминации позволяет проводить собрания в оптимальные временные сроки.
Итоги родительских собраний-студий и в целом работа над тематическим блоком подводятся на педагогическом консилиуме, на котором осуществляется коллективный анализ и оценка результатов:
• сколько родителей приняли участие в разных творческих делах совместно с детским садом и школой;
• мотивы, стимулирующие участие родителей в педагогическом процессе;
• наиболее удачные дела, условия, обеспечившие их эффективность;
• затруднения, возникшие в процессе практической реализации предусмотренных планом дел;
• задачи дальнейшей работы.
Цель консилиума - определить пути решения педагогической проблемы, объединить педагогический опыт и сделать его достоянием коллектива.
Примерный план работы по тематическому блоку «Накануне учебного года»
Участники: родители, воспитатели группы, заведующая ДОУ, старший воспитатель, старшая медсестра, инструктор по ФИЗО, завуч школы, учителя начальных классов.
1. Деловая игра «Готовность к школе»
Цель и задачи:
• познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе,
• способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.
2. Иминационно-ролевая игра «Физическая и мотивационная готовность ребёнка к школе»
Цель и задачи:
• изучить ценностные ориентации родителей в области подготовки детей к школе;
• помочь родителям осознать свою роль в эффективной подготовке ребёнка к школе (в сфере физической и мотивационной готовности);
• расширить круг педагогических знаний родителей, необходимых и значимых для воспитания шестилеток;
• способствовать продуктивному взаимодействию родителей и педагогов в вопросах подготовки детей к школе;
• создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении проблемы собрания.
3. Урок общения для детей и взрослых «Школа - прошлое родителей и будущее детей»
Цель и задачи:
• попытаться понять ребёнка, который готовится стать школьником;
• выяснить, с какими проблемами и сложностями встречаются дети в общении со сверстниками и взрослыми.
4. Круглый стол «Встреча с учителями школы»
Цель и задачи:
• познакомить родителей будущих первоклассников с учебными программами, которые реализуются в начальной школе;
• предложить родителям рекомендации психолога, логопеда и др.специалистов по результатам тестирования детей.
Подробные разработки родительских встреч в рамках блока «Накануне учебного года»
№1 Деловая игра «Готовность к школе»
Материалы и оборудование
Плакаты, распечатки анкет, информационные листы на каждого участника деловой игры, лист ватмана, маркеры.
Ход деловой игры Задание №1
Психолог. Последний год перед поступлением ребёнка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребёнок облада-
44
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
ет достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.
Почему же так необходимо определить готовность ребёнка к школе в самом начале обучения, а ещё лучше - до поступления в школу? Что такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.
Итак, мне хотелось бы задать вам первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?».
Родители называют качества, психолог записывает их маркером на вывешенном альбомном листе. На выполнение этого задания отводится 3-5 минут, после чего проводится обобщение и анализ ответов.
Задание № 2
Психолог. Заполните, пожалуйста, анкету «Готов ли ваш ребёнок к школе?». Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми вы согласны. Результаты анкеты позволят вам определить, что следует развивать у ребёнка при его подготовке к школе.
Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?
Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?
Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточением в течение 30 минут, например, собирать конструктор?
Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?
Умеет ли он составлять рассказ по картине не короче, чем из пяти предложений?
Может ли ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?
Умеет ли он изменять существительные по числам?
Умеет ли ваш ребёнок читать по слогам или целыми словами?
Умеет ли он считать до 10 и обратно?
Может ли ваш ребёнок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
Верно ли, что ваш ребёнок имеет «твёрдую руку»?
Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?
Может ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем?
Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?
Знает ли ваш ребёнок названия диких или домашних животных?
Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи»: помидоры, морковь, лук?
Любит ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.п.?
Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Психолог. Что нового возникает в жизни ребёнка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
1. Ребёнок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребёнка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значи-
тельная часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения «ученик - учитель».
Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьёт в себе ребёнок, чего достигнет, пребывая в её стенах, - во многом зависит от нас, взрослых. Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность - это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя «психологическая готовность к школе»? Прежде чем ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате.
На доске появляется плакат, на котором указаны компоненты психологической готовности ребёнка к обучению в школе:
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
• интеллектуальную готовность;
• мотивационную готовность;
• волевую готовность;
• коммуникативную готовность.
Родителям раздаются распечатки с описанием компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Задание № 3
После того как родители познакомятся с распечатками, психолог предлагает им разделиться на четыре команды. Каждая из их по жребию выбирает ситуацию, относящуюся к одному из компонентов школьной готовности, и предлагает варианты действий по его развитию. Время на подготовку задания - до 10 минут, по истечении которых по очереди выступают представители от группы. По окончании каждого выступления проводится обсуждение.
1 ситуация. Мама говорит о своей дочери: «Ирочка у нас спокойная, сидит с игрушками и что-то шепчет. Прямо «золотой» ребёнок, не то, что другие».
2 ситуация. Мама Игоря уверена, что мальчик имеет достаточный запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с сыном она узнала, что у него нет желания идти в школу.
3 ситуация. Бабушка рассказывает о Маше, как о довольно развитом мальчике. К моменту поступления в школу ООН мог читать, знал много стихов. Миша пошёл в первый класс с большой радостью, но с первых дней учёбы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
4 ситуация. Мама Оли рассказывает: «С двух лет она росла среди детей, но всё равно остаётся очень не смелой, робкой. На занятиях в саду не отвечает, пока воспитатель не спросит. От ребят из своей группы старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко».
В заключение психолог подводит итоги деловой игры и организует среди участников обмен мнениями по проблеме готовности детей к обучении в школе.
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
45
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
№2 Иминационно-ролевая игра
«Физическая и мотивационная готовность ребёнка к школе»
Ход собрания
Ведущий. Все наши встречи в этом году будут связаны с подготовкой детей к обучению в школе. Каждый раз мы будем анализировать успехи детей и возникающие трудности, чтобы вовремя их исправить.
Судя по предварительной информации, большинство из вас испытывает тревожность, волнуется за своих детей. Всем хочется, чтобы они успешно преодолели трудности школьной адаптации, нашли своё место в новом коллективе, учились с удовольствием, но это совсем нелегко, детям нужно помочь. В чём помогать, как это делать, мы и обсудим сегодня.
Вы посетили открытое занятие, имели возможность понаблюдать за своими детьми, оценить уровень их подготовленности к школе. Оцените, пожалуйста, то, как ваш ребёнок принимал и понимал поставленные перед ним учебные задачи и насколько успешно он их разрешил, а также оцените эмоциональное состояние ребёнка (его настроение, поведение и т.п.) во время занятия.
Методика «Цветопись»: зелёный кружок - ребёнок принял цель занятия и реализовал её в своей деятельности - или красный кружок - ребёнок не принял цель занятия и не справился с заданиями.
Методика «Мордашки» - карточки, отражающие основные эмоциональные состояния ребёнка. Родители «выкладывают» на стол кружки и картинки, обсуждают содержательные результаты занятия и «разброс» настроения детей.
Психолог. Теперь обратимся к таблице и проанализируем, из каких составляющих складывается готовность детей к школе.
Готовность детей к школе
Общая Специальная
Физическая Физиологическая
Психологическая Развитие речи
Интеллектуально-волевая Подготовка к грамоте
Социальная Формирование начал математики
Мотивационная Подготовка к письму
Как много должен знать, уметь и понимать ребёнок, чтобы быть готовым к школе, - это специальная готовность, но ведущую роль играют показатели общей готовности: ребёнок должен созреть физиологически, окрепнуть физически, а уровень развития его психических процессов и личностных качеств должен стать основой для активного вхождения в школьную жизнь.
А какие трудности родители испытывают в связи с подготовкой детей к школе?
Мини-игра по методике «Диаграмма решений». Родителям предлагаются конверты с полосками цветной бумаги, на каждой из полосок обозначена типичная проблема (7-8 проблем) подготовки ребёнка к школе.
Из предлагаемых проблем родители выделяют четыре, с которыми им удаётся справиться, и четыре, в результате которых они затрудняются.
На ватмане, заранее разделённом на вертикальные столбцы (соответственно количеству проблем), а также на двух горизонтальных (по уровню «трудности» проблем для родителей - «разрешимые» и «неразрешимые самостоятельно» проблемы), совместно с родителями происходит ранжирование проблем.
Старшая медсестра. В деталях можно обсудить несколько наиболее актуальных проблем: физическую и мотивационно-потребностную готовность детей к школе.
1. Физическая готовность детей к школе. Состояние здоровья. (Анализ состояния здоровья детей подготовительной группы)
2. Физическая готовность детей к школе. Двигательная активность. (Результаты диагностики развития движений и физических качеств детей)
3. Мотивационная готовность детей к школе.
(Чтобы выяснить мотивационную готовность детей
к школе, мы беседовали с детьми. Родителям предлагается прослушать ответы детей без называния фамилий.)
Ведущий. Хотелось бы посоветовать всем -не ставить перед ребёнком непосильных задач, например: «Учить всегда и всё!» Это по силам не каждому и нередко ведёт к возникновению так называемого «синдрома отличника2. Опасность завышенных требований родителей ведёт также к тому, что у ребёнка формируется «комплекс неполноценности».
Хотите, проверим сейчас, как вы знаете своих детей?
Игра-тест «Лесенка». Предварительно такую игру провели с детьми, чтобы выявить, как ребёнок оценивает себя сам, как, по его мнению, оценивает его мама и как воспитатель.
Вам предлагается точно такая же «Лесенка», только другого цвета. На верхней ступеньке этой лесенки стоят самые лучшие дети, на следующей - очень хорошие, дальше - просто хорошие, потом - не очень хорошие, плохие и очень плохие. Отметьте буквой «С» (сам), куда, по вашему мнению, поставил себя сам ваш ребёнок; куда, как он считает, поставите его вы - «М» (мама); куда поставит его, по мнению ребёнка, воспитатель ( «В»).
А теперь возьмите лесенки своих детей и сравните.
Рефлексия.
№ 3 Урок общения для детей и взрослых «Школа - прошлое родителей и будущее детей»
Ход урока
Психолог.
Сегодня каждый из вас постарается ненадолго стать шестилетним, чтобы понять, что значит быть ребёнком.
Раз в неделю я провожу с ребятами урок общения. На нём мы учимся высказывать свои мысли, говорить друг другу приятные слова, комплименты; регулировать своё настроение, справляться с эмоциями:
46
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
гневом, злостью, грустью, страхом. Также мы учимся устанавливать контакты с новыми знакомыми, поддерживать разговор, включая как вербальные речевые) средства, так и невербальные - мимику, жесты. А ещё... просто шутим, делимся друг с другом своими радостями и печалями, просто отдыхаем. И всё это проходит в форме игр.
Для начала напишите на листочках крупными буквами имя, которым вас называли в детстве. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, вспомните себя 6-7-летним мальчиком или девочкой. Что на вас одето? Какое в данный момент у вас настроение? Кто рядом?
Звучит тихая успокаивающая музыка. В течение 3-4-х минут родители входят в образы детей.
Расскажите, кто вы и как ощущаете себя в этой роли. Взрослые по очереди рассказывают о своих детских ощущениях.
Упражнение-игра
«Умею ли я оказывать внимание другим?»
Психолог. Мы будем учиться оказывать знаки внимания другому человеку и принимать их от собеседника. Участники образуют два круга - внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Находящиеся во внутреннем круге обозначаются буквой А, во внешнем - буквой Б.
Инструкция
Каждый «А» демонстрирует искренний знак внимания стоящему напротив него «Б», который отвечает: «Спасибо, я тоже думаю, что я ...» (повторяет точно сказанное «А»). Затем «Б» подкрепляет сказанное ещё одной похвалой в свой адрес: «Но, кроме того, я ещё хорошо умею . » (называет качество, которое он ценит в себе и считает, что оно заслуживает положительных знаков внимания). Знаками внимания могут отмечаться личные качества, умения, внешность, манера поведения и пр. Затем участники меняются кругами, и упражнение повторяется.
После завершения упражнения психолог спрашивает участников, какие чувства вызвала у них игра и что было проще - оказывать знаки внимания или принимать их?
Упражнение «Фантазия»
Участникам предлагается разыграть ситуацию.
В детский сад пришла журналистка, которая берёт у детей интервью. Она просит рассказать каждого из них о своей маме. Какая она? Как к вам относится?
Игра «За что меня любит мама»
Участники садятся в круг. Каждый по очереди говорит, за что его любит мама. Затем ведущий просит кого-либо повторить, за что любит мама каждого присутствующего в группе. При возникновении затруднений ему могут помочь другие участники игры.
Релаксация
Психолог. Примите удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза. Постарайтесь сделать то, что я скажу.
Вы вновь мамы и папы. Очень приятно себя ощутить взрослым человеком. Представьте себе чудесный солнечный день. Вы тихо сидите около прекрасного озера. Солнце ярко светит, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вам приятно, что солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц, журчание воды. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чит и прозрачен. Вы чувствуете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это прекрасный день. Слышно лишь ваше дыхание и тихий плеск воды.
Вы чувствуете себя свободно и прекрасно. Пронесите это ощущение через весь оставшийся день. Досчитайте до 10 и откройте глаза.
Если кто-то хочет, может поделиться своими ощущениями.
Наш урок общения подходит к концу. Поделитесь своими чувствами и впечатлениями.
№ 4 Встреча с учителями школы
Материалы и оборудование
Выставка учебников и учебных пособий, аудиозаписи, свеча.
Ход встречи
Учителя школы представляют программы, по которым предполагается обучать детей в начальной школе, а также рассказывают об образовательном процессе в школе. Родители знакомятся с учебниками для первоклассников и учебными пособиями.
Психолог раздаёт каждому родителю текст с рекомендациями для работы по подготовке к школе сына или дочери. Эти рекомендации разработаны по результатам тестирования.
Родители знакомятся с рекомендациями, задают вопросы. В случае необходимости они договариваются об индивидуальном консультировании.
Упражнение «Свеча»
Психолог. А сейчас я прошу вас встать в круг и, передавая друг другу зажжённую свечу, высказать пожелание своему ребёнку. Скажите то, что вы считаете особенно важным для него. Возможно, кому-то из вас будет сложно высказать своё пожелание вслух. В таком случае просто проговорите его про себя.
Приложение 2
Карта наблюдения за состоянием ребёнка
Карта заполняется родителями по результатам наблюдения за ребёнком в течение недели.
Дата_______________________________________
Фамилия, имя ребёнка_______________________
№ школы и класса___________________________
Возраст ребёнка____________________________
Критерии оценки: 0 - симптомы отсутствуют; 1 -слабо выражены, отмечаются изредка; 2 - умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 - ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
47
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
Показатели состояния 0 1 2 3
1 2 3 4 5
1. Ребёнок под разными предлогами неохотно идёт в школу (не выспался; плохое общее самочувствие; болит живот, голова, горло и т.п.)
2. Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписания уроков, требует постоянного контроля родителей
3. Возвращается из школы вялый, сонливый или, наоборот, чрезмерно возбуждённый, раздражительный, агрессивный
4. Наблюдаются частые жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту
5. К вечеру чрезмерно возбуждён, отказывается ложиться в постель, долго не может уснуть
6. Сон беспокойный, с неприятными сновидениями, страхами. В течение ночи часто просыпается, вскрикивает, «крутится» (может проснуться с ногами на подушке), зовёт родителей
7. Отмечаются такие нарушения, как неконтролируемые подёргивания век, различных групп мышц (лица, шеи, плеч ит.п.), заикание, разного рода страхи (боязнь темноты, одиночества, замкнутого пространства и т.п.) или навязчивости, «вредные привычки» (обкусывание ногтей, сосание пальца, «шмыгание» носом и т.п.)
8. В домашних условиях характерны постоянная возбуждённость, неспособность организовать свою деятельность, бесцельная беготня, эмоциональная неустойчивость, постоянные капризы, споры, упрямство, неадекватные реакции на различные бытовые ситуации (приход гостей, посещение общественных мероприятий, праздники)
9. Очень болезненно или, наоборот, безразлично относится к школьным оценкам, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливость отношения учителя
10. Отказывается от приготовления домашних заданий, «торгуется», ставит массу условий. Долго не может организовать себя, постоянно отвлекается, в связи с чем на приготовление домашних заданий уходит несколько часов. Не помнит, что задали на дом и какие завтра уроки. Самостоятельно работать не может, требует постоянного контроля за своей деятельностью
Суммарный балл
Интерпретация результатов
Если суммарный балл находится в пределах 0-15 - состояние ребёнка не вызывает тревогу, он справляется с учебной нагрузкой, нет перенапряжения.
Если суммарный балл - 15-20, то следует обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить трудности, которые возникают.
Если суммарный балл составляет больше 20, то это свидетельствует о значительном напряжении, нарушении адаптации и ухудшении состояния психического здоровья.
Приложение 3
Карта наблюдения за поведением ребёнка в школе
Карта заполняется учителем. Позволяет выявить отклонения в состоянии учащегося, свидетельствующие о недостаточной его адаптации к школе и значительном напряжении.
Дата__________________________________________________________
Фамилия, имя ребёнка__________________________________________
№ школы и класс_______________________________________________
Возраст ребёнка_______________________________________________
Критерии оценки: 0 - симптомы отсутствуют; 1 - слабо выражены, отмечаются изредка; 2 - умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 - ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.
Поведение учащегося 0 1 2 3
1 2 3 4 5
1. Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает
2. У школьника быстро нарастает утомление, истощение; он становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя
3. На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем
4. На контрольных работах (или перед ней) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными и потными. В процессе выполнения работы не понимает задания, задаёт много вопросов, делает простые ошибки в заданиях
5. В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не «удерживает» её или быстро забывает, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального объяснения. При выполнении задания задаёт много вопросов
6. На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо повторить замечание несколько раз или держать его за руку)
7.Приходит в школу неподготовленным, постоянно всё забывает учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.)
Суммарный балл
48
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
Интерпретация результатов
Сумма баллов до 7 свидетельствует о том, что состояние ребёнка не вызывает тревоги.
При суммарном балле от 7 до 14 следует обратить внимание на проблемы ребёнка, проанализировать режим его работы, нагрузки, трудности.
При суммарном балле от 14 до 21 необходимо обратить внимание на состояние здоровья школьника; нормализовать режим, возможно, используя вариант щадящего режима; снять дополнительные нагрузки; детально проанализировать все проблемы ребёнка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребёнку.
Приложение 4
Дневник здоровья
ученика (цы).......класса
средней школы № 84 г. Кемерово
«Дневник здоровья» предназначен для учащихся начальной школы, позволяет контролировать состояние своего здоровья в течение учебного года и повышает интерес к здоровому образу жизни. Положительным моментом в использовании дневника является стимулирование совместной деятельности учителя, ребёнка и родителей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Может использоваться на протяжении всего процесса обучения в начальной школе.
Самочувствие
О — хорошее О — обычное О - плохое
Мое фото _________
Я родился
Я живу
Я учусь
Мой рост Мой вес
Мои родители
Мама__________________________________
Папа__________________________________
Занимательная страничка ? Ответь на вопросы.
1. Что значит быть здоровым?___________
2. Что влияет на твоё здоровье?________
3. Как уберечь себя от болезней?_______
4. Как лечат простуду?__________________
5. Как тебе помогают солнце, воздух и вода?
6. Может ли измениться температура тела, и когда это
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
49
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
25
26
27
28
29
30
31
Посчитай, каких значков у тебя больше, и запиши в таблицу
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль “РТ апрель май
ш
происходит?__________________________________
Прочитай и подумай!
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее: богатство или слава?»
Узнай, что ответил мудрец...
Здоровье не купишь - его разум дарит.
Здоров будешь - всё добудешь.
Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
В конце каждого месяца загляни последнюю страницу!
на
Напиши сам пословицы о здоровье.
Занимательная страничка
О — спокойный О — беспокойный
(77) Проверь себя.
1. Во сколько ты ложишься спать?
ентябрь октябрь ноябрь декабрь
январь февраль
12
2.Какова продолжительность твоего сна?
3.Проветриваешь ли ты комнату перед сном?
4.Какие правила гигиены нужно соблюдать перед сном?
Какую колыбельную тебе мама, бабушка перед сном?
песню пели или поют
Посчитай, каких значков у тебя больше, и запиши в таблицу
В
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель
В конце каждого месяца загляни на последнюю страницу!
Дпппетат
О — хороший О - плохой
Занимательная страничка
Правила питания
❖ Старайся есть разнообразную пищу.
♦> Булочек и сладостей ешь меньше.
❖ Не ешь много жареного, соленого и острого.
❖ Больше пей соков, меньше газированной воды.
❖ Утром перед школой обязательно завтракай.
❖ Горячий обед в школе полезен для твоего здоровья.
50
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Посчитай, каких значков у тебя больше, и запиши в таблицу
Ч. I сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль “РТ апрель май
■
п
В конце каждого месяца загляни на последнюю страницу!
По горизонтали I—I
1. Вещество, без которого человек не может жить более 3-4 дней.
2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге.
5. Продукт животного происхождения, необходимый, в большом количестве грудным детям.
8.Орган пищеварения, соединяющий рот и желудок.
9.Инструмент, помогающий человеку заботиться о зубах.
Ю.Соседка желудка, но живет справа.
По вертикали
1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах.
3. Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком.
4. Желание есть.
6. Помидор, огурец, лук... (общее понятие).
7.Орган, в котором пища начинает перевариваться.
Папа, мама, я ° слоршшшя семья
Поделись впечатлениями о своём лучшем
выходном дне.
Люди с самого рожденья Жить не могут без движенья. Солнце, воздух и вода -Наши лучшие друзья!
Напиши
Нарисуй
Месяц Содержание Оценка
Сентябрь Веселый поезд
Октябрь Осенний марафон
Ноябрь Спартакиада
Декабрь Зимние забавы
Январь Строим снежный городок
Февраль Вперед, мальчишки!
Март Молодецкие игры
Апрель Поход по родному краю
Май Костер дружбы
О — здорово! О — хорошо О - нормально
Странмчоса врача
Подведем итоги нашей работы
У доктора Неболита
Параметры Наблюдения
начало учебного года конец учебного года
1 Соотношение веса и роста
2 Окружность грудной клетки
Самочувствие
О о
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
51
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
3 Жизненная емкость легких
4 Вес
5 Частота пульса
6 Частота дыхательных актов
7 Гемоглобин Аппетит
8 Кожа
Ппктпп Нр^ппит тр^р mRPTVPT
Если у тебя больше красных значков напиши красным цветом:
Девиз:
Я расту и учусь быть здоровым!
«Я молодец!»
Если больше серых значков, подумай и напиши почему. Обратись за помощью к родителям, учителю или врачу.
Если у тебя за учебный год
больше О
Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу!
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся.
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся.
Всегда правильно питайся, Аккуратно одевайся.
В школу смело отправляйся!
Приложение 5
Паспорт здоровья дошкольника
Подготовительная к школе группа
Фамилия_____________________
Имя_________________________
Группа здоровья_____________
Физическое развитие
рост вес объём гр.
осень
весна
Таблица( зизической подготовленности
Показатели Результаты Осень 200... г. Результаты Весна 200...г.
1.Основной вид движения Бег - 10 м (сек.) Бег - 30 м (сек)
2.Прыжки В длину с места (норма- 90 см) В высоту с разбега (норма-50 см)
3. Метание левой\правой рукой
В даль л\п (норма-6\12 м)
4. Физические качества
1. ловкость (сек)
2. гибкость (см)
3. равновесие (сек)
Приложение 6
Единая индивидуальная карта медико-
психологического сопровождения (воспитанника) обучающегося
Первый раздел. Сведения социального характера
ФИО обучающегося__________________________
1. Дата рождения_________________________
2. Адрес: по прописке_____________________
- по фактическому месту жительства________
4. Состав семьи____________________________
4.1. ФИО матери, год рождения, образование, место работы __________________________________
4.2. ФИО отца, год рождения, образование, место
работы ______________________________________
52
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
5. Пребывание ребёнка в детских учреждениях (от-
метить факты посещения специальных коррекционных групп ДОУ, коррекционных классов школ)________
6. Девиантное или делинквентное поведение___
7. Дата поступления в школу \детский сад, возраст
на момент поступления_________________________
8. Заключение об отнесении к группе риска по социальным показаниям __________________________
9. №№ удостоверений по инвалидности, многодетности) _______________
Второй раздел. Медицинские данные
1. Заключение ПМПК_________________________
2. Общее соматическое состояние_____________
3. Состояние зрения_________________________
4. Состояние слуха__________________________
5. Характеристика физического развития______
6. Неврологический статус___________________
7. Диагноз логопеда_________________________
8. Психиатрический диагноз__________________
9. Данные о текущем лечении_________________
Третий раздел. Психолого-педагогическая информация
Характеристики Данные на начало учебного года Мониторинг развития
Данные проме- жу- точного анализа Дан- ные на конец года Ха- рак- тер дина- мики
1.Особенности психических процессов
1.1 память
1.2 внимание
1.3 восприятие
1.4 мышление
1.5.особенности речевой деятельности
2. Особенности моторики (координация, мелкая моторика и др.)
3. Сформированность представлений (объём, адекватность, временные и пространственные представления)
4. Характеристика общения
4.1. Общение со взрослыми:
ведущие реакции
доминирование
активность
адекватность
умения
4.2. Общение со сверстниками:
ведущие реакции
доминирование
активность
адекватность
умения
4.3. Общение с группой:
ведущие реакции
доминирование
активность
адекватность
умения
5. Эмоции:
яркость
инертность
адекватность
мимические навыки
6.Самооценка:
выраженная
относительная
7. Уровень притязаний
8. Роль обучающегося:
знания
освоенность
принятие
9. Социальная адаптирован-ность
10. Интересы, предпочтения
11. Прогноз темпов развития
Четвёртый раздел. Психолого-педагогическая характеристика воспитанника на конец года____
Пятый раздел. Сформированность учебных навыков
1.Сформированность учебных навыков по математике
№ Дата Вид работы Качество выполнения Характер ошибок Причины ошибок Основные направления коррекционной работы
2. Сформированность учебных навыков по русскому языку
№ Дата Вид работы Качество выполнения Характер ошибок Причины ошибок Основные направления коррекционной работы
3. Сформированность процесса чтения
№ Д А та Способ чтения Правильное чтение Темп чтения Понимание прочитанного
слог Слог +слово Целыми словами Без ошибок Вид ошибок Ниже нормы В норме Выше нормы Осознанность Пересказ
Шестой раздел. Сведения о работе с родителями
Дата С кем проводится работа и по чьей инициативе Кто контактирует с родителями Форма и содержание работы Результаты
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
53
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
Седьмой раздел. Характеристика обучающегося в конце учебного года
Рекомендации по ведению карты
Индивидуальная карта заполняется воспитателем, классным руководителем на основе интегрированной психолого-медико-педагогической оценки, полученной по итогам анализа данных психолога, логопеда, врача и других специалистов, изучающих развитие воспитанника, а также опроса учителей и изучения учебной документации. Все данные вносятся в соответствующие разделы карты разборчиво и без сокращений.
Рекомендации по заполнению первого раздела.
Заполняется воспитателем, классным руководителем. В пункте 5 в хронологической последовательности указываются наименования учреждений (ясли, сад и т.д.), которые посещал обучающийся, а также фиксируется время пребывания («с..по..»). В пункте 6 поведение обучающегося описывается на основе наблюдения за ребёнком, по сведениям родственников, характеристик из предыдущих образовательных учреждений. Отмечаются факты хулиганства, грубости, агрессивности, бродяжничества. Информация о делинквентном, т.е. противоправном поведении указывается, если воспитанник состоит на учёте в милиции, воровал, повреждал имущество, употреблял имущество и т.д. В пункте 8 отнесение к группе риска делается по согласованию с администрацией и означает необходимость повышенного внимания к поведению данного ребёнка.
Рекомендации по заполнению третьего раздела.
Заполняется классным руководителем, воспитателем на основе данных психолога, логопеда.
В пункте 1 необходимо указать преобладающий тип памяти (долговременная или кратковременная); охарактеризовать, как заучивает стихи, пересказывает текст. Отметить, какое мышление преобладает (наглядно-образное, наглядно-действенное, логическое). Дать характеристику операциям сравнения, обобщения, классификации (по каким признакам, главным или второстепенным, они осуществляются). Графа « характеристика речевой деятельности» заполняется учителем вместе с логопедом. В ней указываются звукопроизношения, типичные ошибки на письме, качество чтения, особенности связной речи.
Пункт 4 раздела заполняется воспитателем совместно с классным руководителем. В разделе «реакция» (на ситуацию общения в целом) может быть указано: позитивная (положительная), нейтральная (безразличная), негативная (избегание). «Доминирование» - это стремление достичь в обществе позиции превосходства. Может быть выраженным, незначительным или отсутствовать. «Активность» -энергичность, инициативность, интенсивность общения. Может быть оценена как высокая, средняя,
низкая. «Адекватность», т.е. соответствие принятым социальным нормам, смыслу ситуации и целям общения. Может быть полная, неполная. В особых случаях фиксируется отсутствие адекватности. Под характеристикой «умения» подразумевается комплекс позитивных навыков общения. Оценка даётся относительно возрастной нормы: развитые, достаточные, недостаточные.
В пункте 5 «яркость» понимается как интенсивность выражения эмоций. Амплитуда: высокая, средняя, низкая. Характеристика «инертность» означает «застревание» на эмоции, невозможность быстро переключиться. Амплитуда: высокая, средняя, низкая. «Мимические навыки» - это навыки выражения эмоции. Характеризуются как развитые, достаточные, неразвитые.
В пункте 6 «самооценка выраженная» - это наблюдаемая, проявляемая в поведении и вербально самооценка. Она может оцениваться как высокая, оптимальна, низкая. «Самооценка относительная» - это переживаемая в подсознании реальная самооценка, которая строится относительно уровня притязаний. Оценка: высокая, оптимальна, низкая.
В пункте 7 «уровень притязаний» - это уровень нормы, эталон на соответствие которому претендует обучающийся. Оценивается как высокий, средний, низкий.
В пункте 8 «роль обучающегося» выражается комплексом предписаний к позиции, деятельности, поведению ребёнка в ситуации школьного обучения. По критерию «знание» оценка даётся в зависимости от того, насколько ученик знает и понимает предъявленные к нему требования (полное, достаточное, недостаточное). «Освоенность» означает, насколько ребёнок владеет навыками, составляющими «роль» школьника. Она может быть оценена как хорошая, достаточная, недостаточная. По критерию «принятие» оценка даётся в зависимости от того, насколько ученик реально следует своей «роли» в ситуациях школьного взаимодействия. Например, обучающийся может «соскальзывать» в роли «друга», «ребёнка», «борца за справедливость» и т.д. Принятие может быть полным, неполным, отсутствовать. В пункте 9 «социальная адаптированность» означает приспособленность к жизни в социуме. Определяется знанием, владением и принятием системы социальных отношений, позволяющим эффективно реализовывать личные потребности. К социальной адаптированности относятся: навыки самообслуживания, адекватность ребёнка принятым нормам и правилам поведения, эмоциональная адекватность и др. Оценка даётся относительно возрастной нормы: хорошая достаточная, недостаточная. В пункте 11 прогнозируются варианты темпов развития обучающегося (высокие, средние, низкие).
54
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3