ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
вающих поле деятельности, на котором могут быть развернуты программы социальной ответственности бизнеса. Бизнес с большей вероятностью заинтересуется, если гимназия убедительно продемонстрирует свою способность быть проводником программ социальной ответственности бизнеса. На настоящем этапе в бизнес-среде не существует образа школы, как полноценного делового партнёра бизнеса. Необходимо формировать этот образ - для этого важно иметь опыт по реализации полезных и «представительных» проектов в гимназии.
Шагами формирования инвестиционной привлекательности гимназии могут быть:
• Мероприятия по вовлечению родителей в работу;
• Изучение потребностей всех типов инвесторов;
• Описание инвестиционной привлекательности для каждой группы инвесторов и воплощение
ее в пакеты проектов, соответствующие каждой группе;
• Разработка инвестиционного меморандума;
• Информационные мероприятия для всех групп инвесторов;
• Формирование долгосрочного партнерства с бизнесом, через разработку программ социальной ответственности компаний;
Становление и улучшение способов взаимодействия с другими типами инвесторов.
Формирование инвестиционной привлекательности гимназии происходит на фоне постоянной работы по созданию бренда, совершенствованию структуры управления, так как это будет неотъемлемой частью инвестиционной привлекательности. Таким образом, орган государственно-общественного управления -Управляющий совет гимназии является также и институтом партнерства в местном сообществе.
Караева Мадина Гавриловна,
к.п.н., директор МОУ СОШ № 29 г. Норильск
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
в образовательном учреждении
Как можно создать условия, развивающие здоровье?
Здоровые и оптимально адаптированные учащиеся; условия, развивающие здоровье, ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие новых поколений; информированность учащихся по вопросам охраны здоровья
Актуальность проекта:
Богатство нации - это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас не радуют. Если вести речь об определении индивидуального здоровья, то определение Всемирной Организации Здравоохранения основано на таких положениях: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
Кроме влияния социально-экономических проблем, это результат низкой гигиенической культуры и распространения вредных привычек, провоцирующих заболевания. Известно, что здоровье человека формируется с детства. Выявлено, что 40% заболеваний у взрослых своими истоками уходят в ранний возраст. Научные данные центра А.В. Запорожца позволяют предполагать, что полученные в раннем возрасте знания, умения и навыки оказывают влияние на последующее развитие, уходя в долговременную память человека.
«Приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить с доступными способами его укрепления» - одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников.
Анализ состояния здоровья детей по данным статистики показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых странах, и следует ожидать его дальнейшее ухудшение, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье. На состояние здоровья детей оказывают влияние неблагоприятные социальные и экологические условия.
Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют: ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое и металло-звуковое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая тяжелая музыка и т.д.), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения.
56
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 5, 2008
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.
Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период жизни показывает, что абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, а уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22%. Связано это не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут дети. Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека. К счастью, что педагоги все острее понимают свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие новых поколений. Перед каждым участником образовательного процесса стоит задача - создать в образовательной среде условия развивающие здоровье (физическое, психологическое и социальное) субъектов образовательного процесса. На наш взгляд сохранение и развитие здоровья воспитанников должно стать основным содержанием деятельности учителя и воспитателя, чтобы в процессе обучения и воспитания детей улучшалось здоровье.
Дошкольное и школьное пространство должно способствовать не только сохранению здоровья, но и развитию. А для этого необходимы не только выполнение санитарно-гигиенических норм, наличие удобной учебной мебели, современных тренажеров, что необходимо в первую очередь, но и новые подходы и тех-
нологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей.
Обоснование проекта:
Необходимость разработки данного проекта обусловлена результатами анализа состояния здоровья учащихся. Выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, в том числе и в Норильске.
Состояние здоровья норильских детей вызывает серьезную тревогу. На сегодняшний день в едином муниципальном образовании «город Норильск» практически здоровых детей - 5%, 77% имеют отклонения в здоровье, 16% школьников имеют хронические заболевания и около 1% - дети инвалиды. Уже в начальной школе у нас обучаются дети, из которых только 7% практически здоровы, во второй ступени их 5%, а в 10-11 классах только - 2,8% практически здоровы и 21% хронически больные дети. За период обучения в общеобразовательных школах среди учащихся в 5 раз увеличивается нарушение органов зрения, в 3 раза -патология органов пищеварения, в 4 раза - нервнопсихических расстройств и т.п. Становится очевидным, что ст.51 Закона РФ «Об образовании», гарантирующая охрану и укрепление здоровья учащихся не исполняется в должной степени по многим причинам, в том числе, изменившейся экономической и демографической ситуацией в стране.
Для определения уровня информированности учащихся по вопросам нарушений опорно-двигательного аппарата и их предупреждения был проведен опрос учащихся. Уровень знаний оценивался по следующим позициям: что такое осанка, строение костномышечной системы, различие костно-мышечной системы детей и взрослых; влияние на формирование осанки походки, посадка за учебным столом, ношение
Сравнительный анализ состояния здоровья детей за 3 года МДОУ Детский сад № 8 «Тундровичок»
Показатели, результаты
Категории 2004-2005 2005-2006 2006-2007
Здоровы 3% 4% 3%
Здоровые дети с риском возникновения патологии 91% 90% 91%
Дети с хроническими заболеваниями или врожденной патологией 6% 6% 4%
Дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития, с частыми обострениями основного заболевания - - 2%
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №29»
Показатели, результаты
Категории 2004-2005 2005-2006 2006-2007
Здоровы 4,2% 3,9% 4,7%
Имеют одно заболевание 72% 72,1% 72,5%
Имеют несколько заболеваний 23,8% 24% 22,7%
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 5, 2008
57
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
тяжестей, положение тела во время сна, а так же физической культуры, питания, одежды, обуви и образа жизни в целом.
Результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных не знают, как формируется осанка. Ни один из учащихся не указал всех признаков правильной осанки, походки и посадки за учебным столом. Более половины респондентов не знают, что детский опорно-двигательный аппарат значительно отличается от такового у взрослых. У большинства детей отсутствуют знания о влиянии питания на здоровье человека, не все учащиеся владеют основами здорового образа жизни, учащиеся имеют недостаточно высокий уровень знаний о последствиях вредных привычек, наркомании.
Ясно, что детский сад и школа должны и могут сделать многое для сохранения и укрепления здоровья учеников. Положительно оценивая попытки педагогов и других специалистов (психолог, логопед, фельдшер) выстроить систему учета индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения, нельзя не признать, что эти попытки и подходы не системны, не имеют четкого научного и методического обоснования и критериев оценки их эффективности. Поэтому общество предъявляет социальный заказ системе образования - усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни.
Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:
1. Наследственность - определяет здоровье на 20%.
2. Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%.
3. Деятельность системы здравоохранения - на 10%.
4. Образ жизни человека - на 50%.
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. А для этого необходимо создать пространство, призванное развивать здоровье детей, т.е. создавать такое окружение, в котором детям комфортно во всех отношениях. Мы полагаем использовать разный подход к развитию здоровья, а соответственно разные методы и формы работы.
1. Медико-гигиенические технологии.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии.
3. Экологические здоровье развивающие технологии.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
5. Технологии арт-терапии.
6. Здоровье развивающиеобразовательные технологии (организационные и педагогические).
Таким образом, главная задача реализации здоровье развивающих технологий - такая организация образовательного процесса, при которой качествен-
58
ное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Грамотное решение этой проблемы позволяет решить также и две другие задачи, непосредственно с ней связанные: сохранение здоровья педагогов и воспитание культуры здоровья у школьников и дошкольников, чему будет содействовать также стимулирование детей за сохранение своего здоровья, за умение оказать первую помощь, за отказ от вредных привычек.
Сегодня здоровье наших детей - забота не только врачей и родителей, а и нас, педагогов.
Поэтому забота о сохранении и укреплении здоровья учащихся одно из приоритетных направлений деятельности педагогов коллектива МОУ «СОШ №29» и МДОУ «Детский сад № 8 «Тундровичок». Началась эта работа не сегодня и не вчера:
- в образовательном учреждении создан творческий коллектив педагогов, ориентированных на реализацию идей здоровья в образовании, вектор деятельности которых направлен на развитие здоровья учащихся, школа имеет ресурсы здоровье развивающей среды;
- создана система психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса;
- внедряются в УВП и ВОП оздоровительные технологии, способствующие укреплению физического и психического здоровья.
В МОУ СОШ №29 успешно реализуется научноисследовательский проект: «Влияние здоровьеразвивающих технологий на адаптацию и обучение леворуких детей».
В МДОУ «Детский сад № 8 «Тундровичок» реализуется проект «Формирование осознанного отношения у детей дошкольного возраста к собственному здоровью».
Педагоги образовательных учреждений активно внедряют здоровье развивающие методики на «уроках здоровья» и во внеурочной деятельности проводят мониторинг состояния здоровья детей.
В этом аспекте многие «новшества» программы не соответствуют требованиям и не в полном объеме решают задачи оздоровления.
Итак, анализ деятельности педагогического коллектива, мониторинг исследований и наблюдений привели к необходимости обновления форм и содержания учебного процесса и внеурочной деятельности, которая должна быть направлена на укрепление и сохранение здоровья учащихся, формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.
Данный проект:
- позволит сохранить здоровье, повысит стрессоустойчивость, приведет к положительным изменениям в знаниях воспитанников и их отношениях к себе и окружающим;
- ориентирован на всех участников образовательного процесса;
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 5, 2008
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
- является личностно-ориентированным, практически направленным, основанный на уважении личности, признания её самоценности и самостоятельности;
- требует минимальной подготовки учителя, вместе с тем заставляет его по другому смотреть на оценку по предмету и на отношение к ребенку;
- ориентирован на всех участников образовательного процесса;
- затрагивает широкий спектр проблем жизни школьников от питания до физических и психических нагрузок;
- объединяет в себе широкий спектр воспитательно - образовательной работы, междисциплинарных и внеклассных занятий, в которых принимают участие воспитанники, родители, городские службы, общественность, персонал медиков, школьной столовой, воспитатели и учителя, специалисты.
Объект исследования:
Здоровьеразвивающая среда образовательного учреждения.
Предмет исследования:
Совокупность форм, методов, способов формирования в дошкольном образовательном учреждении здоровье развивающей среды.
Цель проекта:
Создание среды, способствующей безопасности, сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, формированию у школьников и дошкольников ответственного отношения к своему здоровью и соблюдению правил личной гигиены.
Гипотеза исследования:
Создание здоровье развивающей среды в образовательном учреждении возможно при условиях:
1. Реализации здоровьеразвивающих технологий в УВП и ВОП, которые позволят снизить заболеваемость воспитанников, создать психофизическую готовность воспитанников к школьному обучению, решить проблему перегрузок, снизить утомляемость, повысить качество обучения.
2. Использования методического обеспечения, включающего в себя новаторские здоровье развивающие технологии, современные программы.
3. Внедрения психофизических тренировок на уроках физического воспитания, что раскроет способности детей, будет содействовать сохранению и укреплению психофизического здоровья учащихся и педагогов, позволит не только развить детей физически, но и гармонизировать их эмоционально-личностную сферу.
4. Осуществления системного подхода к формированию здорового образа жизни (через занятия по ОБЖ, уроки ЗОЖ, спецкурсы, реализацию проектов, внеклассную работу, кружковую работу, сотрудничество с семьёй и т.п.), способствующего развитию у детей стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самооздоровлению, формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
5. Проведения совместных мероприятий специалистов МОУ СОШ № 29 и ДОУ №8, внеклассных ме-
роприятий с привлечения родителей воспитанников, которые расширят возможности приобретения опыта формирования культуры здоровья и здорового образа жизни, привития чувства ответственности за свое здоровье, научат вести себя в различных ситуациях.
6. Соблюдения гуманистических принципов валь-дорфской педагогики, принципов природосообразности.
Задачи исследования:
S Построение образовательного процесса в соответствии с целями гуманистического образования.
S Создание здоровье развивающей среды, системы укрепления и развития здоровья посредством физической культуры.
S Создание системы физкультурно-оздоровительной работы ДОУ, включающей в себя оздоровительные и профилактические мероприятия, воспитание КГН, знакомство с правилами ОБЖ
S Формирование у школьников и дошкольников мотивации на сохранение и развитие здоровья, личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
S Создание комфортного эмоциональнопсихологического состояния педагогических работников и воспитанников.
S Внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровье развивающих технологий, специальных курсов, способствующих укреплению и сохранению физического и психического здоровья, формирующих культуру здоровья, здорового образа жизни учащихся.
S Повышение компетентности педагогов в вопросах сохранения и развития здоровья школьников.
S Создание действенного мониторинга оценки эффективности работы образовательных учреждений МДОУ « Детский сад № 8 « Тундровичок « и МОУ СОШ № 29 в области здоровья воспитанников.
S Организация системы работы с родителями по вопросам здоровья детей.
S Разработка методических рекомендаций.
S Оформление паспортов здоровья воспитанников.
S Расширение представлений детей о своем теле, олимпийском движении, различных видах спорта через использование новых организационно - деятельностных форм физического воспитания, позволяющих детям непосредственно наблюдать за тренировкой спортсменов, участвовать в соревнованиях своего региона, демонстрировать свои способности.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ проектной деятельности:
1. НАУЧНОСТИ - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 5, 2008
59
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
2. АКТИВНОСТИ И СОЗНАТЕЛЬНОСТИ - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. КОМПЛЕКСНОСТИ И ИНТЕГРАТИВНОСТИ -решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. АДРЕСОВАННОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ -поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ГАРАНТИРОВАННОСТИ - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:
1.Нормативная база: Закон РФ «Об образовании». Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Конвенция о правах ребенка, Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., Программа развития образования г. Норильска, Программа развития МДОУ «Детский сад № 8 «Тундровичок», Устав образовательного учреждения, Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
Ресурсное обеспечение проекта:
• Нормативная база: Закон РФ «Об образовании». Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Конвенция о правах ребенка, Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., Программа развития образования г. Норильска, Программа развития МОУ «СОШ №29».
• Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, руководителей, специалистов, способных организовать учебно-воспитательный процесс с позиции здоровья сбережения.
• Наличие опыта работы учителей школы и города по проблеме.
• Наличие интернет-связи, возможности использовать информации различных сайтов, локальных сетей.
• Достаточная учебно-материальная база школы.
• Наличие в библиотеке, методическом кабинете школы, кабинетах педагога-психолога, учителя-логопеда необходимых методических, диагностических и нормативно-правовых материалов по подготовке и проведению мероприятий по ЗОЖ.
• Наличие медицинского и стоматологического кабинетов.
• Наличие спортивного, тренажерного, танцевального залов, спортивной площадки, мини тренажерного комплекса, театральной студии, зимнего сада, малого спортивного зала для детей раннего возраста.
• Кабинет для релаксации.
• Кабинет психологической разгрузки.
Сроки эксперимента: 2007 - 2012 г.
Ожидаемый результат:
• Организация воспитательно-образовательного процесса будет осуществляться с учетом индивидуальных способностей ребенка и его здоровья
• Внедрение оздоровительных технологий обучения позволит снизить уровень заболевания у детей, решить проблему перегрузок у учащихся, повысить качество обучения
• Повышение мотивации к ведению здорового образа жизни воспитанников, привитие чувства ответственности за свое здоровье
• Формирование у родителей валеологического мышления, улучшение микроклимата семьи
• Укрепление здоровья детей, искоренение вредных привычек
• 100% охват учащихся горячим полноценным питанием
• Сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения
• Сформированность у всех субъектов образовательного процесса представления о значимости проблемы.
• Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями, заболеваниями глаз и позвоночника.
• Улучшение санитарно-гигиенических условий, материально-технической и учебной базы, социальнопсихологического климата в коллективе.
• Повышение взаимодействия детского сада и школы с представителями других ведомств, с общественными организациями.
• Улучшение общего самочувствия, настроения.
• Гармонизация уровня самооценки учащихся
• Снижение уровня реактивной и внутренней тревожности детей
• Повышение умственной и физической работоспособности воспитанников.
• Повышение профессионализма педагогов за счет активизации научно-исследовательской, творческой деятельности.
• Повышение компетентности учащихся в разных видах здоровье развивающей деятельности, в сфере отношений и в выявлении источников стресса.
• Повышение статуса образовательных учреждений в микрорайоне, городе, крае.
• Разработка методических материалов по внедрению в УВП здоровье развивающих технологий.
Методы опытно-экспериментальной работы:
Наблюдение, мониторинг, анкетирование, беседы, эксперимент, проектная деятельность, обобщение, систематизация и другие.
60
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 5, 2008
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Приложение 1
Этапы реализации проекта:
1- й этап: подготовительный
1. Заключение договора о взаимодействии ДОУ №8 с МОУ СОШ № 29
1. Создание творческой группы участвующей в эксперименте.
2. Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы.
3. Изучение опыта работы по данному вопросу других образовательных учреждений, соотношение его с собственными возможностями школы.
4. Определение уровня состояния здоровья учащихся.
5. Разработка локальных школьных актов по организации здоровьесберегающей среды в школе.
2- й этап: организационный
1. Разработка локальных актов, регламентирующих ход эксперимента.
2. Организация прохождения педагогами курсов повышения квалификации по теме эксперимента.
3. Подбор методик опытно-экспериментальной работы.
4. Диагностика педагогов (стилей обучения, общения).
5. Разработка структуры конечного результата.
6. Выбор диагностического инструментария.
7. Разработка программ и описание технологий по созданию здоровьеразвивающей среды.
8. Планирование воспитательных мероприятий по проблеме.
9. Планирование диагностики и контроля учебновоспитательного процесса в рамках данного эксперимента.
10. Создание условий для воспитания, обучения и развития.
11. Комплексная диагностика детей.
12. Организация оздоровительных режимных моментов. Проведение зарядки, физминуток, динамических пауз.
13. Информирование родителей, общественности.
14. Проведение методических семинаров, педсоветов по теме эксперимента.
3- й этап: практический
1. Внедрение здоровьеразвивающих технологий в УВП.
Апробация и внедрение методик и технологий: «Биоэнергопластика», «Кинезиологическая программа», «Цветоимпульсная терапия», «Интеллектуальноличностное развитие детей посредством методик Н.А.Зайцева», «Арттерапия на уроках ИЗО», «Сказкотерапия», «Психофизическая тренировка на уроках физкультуры» (Нежкина Н.), «Лечение музыкой»(Н. Лихолет), «Разговор о правильном питании» (Безруких
М.М.), «Все цвета кроме черного»(Макеев А.), «Терапия песком», «Профилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата»(Н.Мирская), релаксационная программа для детей младшего школьного возраста, тренинг «Как вести себя в стрессовых ситуациях»; разработка рекомендаций по проведению организованной деятельности по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
2. Изучение и описание опыта педагогов по проблеме.
3. Медико-психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
4. Формирование учебно - методической базы по проблеме.
5. Промежуточный контроль, анализ, корректировка.
6. Отслеживание динамики обучения и состояния здоровья учащихся.
7. Внедрение в УВП мероприятий по профилактике нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата
8. Проведение внеурочной воспитательной работы по ЗОЖ.
9. Оформление паспортов здоровья учащихся.
10. Дооборудование спортивного зала, площадки.
11. Приобретение тренажеров, ТСО, соответствующей мебели.
12. Анализ деятельности экспериментальной площадки за период 2007-2011 года.
13. Реализация подпроектов по проблеме.
14. Разработка рекомендаций и советов для родителей.
15. Разработка рекомендаций по проведению организованной деятельности по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
4- й этап: обобщающий
1. Подготовка и публикация учебно-методического материала.
2. Обобщение опыта по созданию здоровьеразвивающей среды.
3. Распространение данного опыта.
4. Проведение круглого стола участников эксперимента «Опыт, проблемы, перспективы»
5- й этап: внедренческий
1. Проведение городского семинара-практикума по применению здоровьесберегающих технологий в УВП.
2. Публикации наработок в научно-методических журналах.
3. Определение перспектив востребованности данного опыта.
4. Внедрение и распространение передового опыта в школах НПР
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 5, 2008
61