Научная статья на тему 'Новая модель практико-ориентированной подготовки педагогов с учетом требований профессионального и образовательного стандарта'

Новая модель практико-ориентированной подготовки педагогов с учетом требований профессионального и образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODEL / PRACTICE-ORIENTED TEACHER TRAINING / MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD / EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломин Валерий Павлович, Рабош Василий Антонович, Гогоберидзе Александра Гививна

В статье раскрываются ведущие характеристики разработанной в Герценовском университете в рамках Программы модернизации педагогического образования новой модели практико-ориентированной подготовки педагогов с учетом требований профессионального и образовательного стандарта. Описаны целевые, содержательные, инструментальные и результативные характеристики модели, которая ориентирована на совокупность измеряемых образовательных результатов, соответствующих требованиям стандарта профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования и требованиям ФГОС высшего образования. Модель рассчитана на несколько категорий обучающихся: на студентов прикладного бакалавриата, студентов системы среднего профессионального образования, представителей широкого круга профессий, связанных с детьми дошкольного возраста (детский психолог, педагог дополнительного образования, семейный тьютор, социальный педагог). Модули предлагаемой программы могут использоваться в магистерских программах и программах дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки). При разработке программы использовался модульный принцип. Учебный модуль относительно самостоятельная единица образовательной программы, направленная на формирование определенной группы компетенций (образовательных результатов). Модуль можно рассматривать как способ конструирования содержания образования как проектов индивидуальной и совместной деятельности преподавателей и студентов по достижению образовательных результатов. Основной инструмент оценки предлагаемой модели работы (продукты деятельности) студента и демонстрация образовательных результатов в практике работы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соломин Валерий Павлович, Рабош Василий Антонович, Гогоберидзе Александра Гививна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MODEL OF PRACTICE-ORIENTED TEACHER TRAINING IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL STANDARD

The article deals with the main features of a new model of practice-oriented training of teachers with regard to the requirements of professional and educational standards. The model was developed in the Herzen University in the framework of the Program of modernization of pedagogical education. The article describes the purpose, content, instrumental and results-based characteristics of the model, which is focused on a set of measurable learning outcomes that meet the requirements of the standard of professional activity of the teacher of preschool education, the requirements of the new Federal State Educational Standard for the preschool education and the requirements of the Federal State Educational Standards for higher education. The model is designed for several categories of students: Applied Baccalaureate students, secondary professional education students, representatives of a number of professions dealing with preschool children (child psychologist, additional education teacher, family tutor, social pedagogue, etc.). The modules of the presented program may be used in master’s degree programs and additional professional education programs (advanced training and retraining). The module principle was used in designing the program. An academic module is treated as a relatively independent unit of the education program aimed at developing a certain group of competences (learning outcomes). The module may be also treated as a method of design of education content of projects of individual and joint activity of teachers and students for achievement of learning outcomes. Students’ works (products of activity) and demonstration of the learning outcomes in practical work with children are the main instruments in the assessment of the given model.

Текст научной работы на тему «Новая модель практико-ориентированной подготовки педагогов с учетом требований профессионального и образовательного стандарта»

УДК 378.147:371.124

ББК Ч448.904 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Соломин Валерий Павлович,

доктор педагогических наук, профессор, ректор Российского государственного педагогического университета им.

А. И. Герцена; адрес: 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48; e-mail: rector@herzen.spb.ru.

Рабош Василий Антонович,

доктор философских наук, профессор, проректор Российского государственного педагогического университета им.

А. И. Герцена; адрес: 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48; e-mail: rabosh@herzen.spb.ru.

Гогоберидзе Александра Гививна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики Российского государственного

педагогического университета им. А. И. Герцена; адрес: 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48; e-mail:

alexandra@rshu.ru.

НОВАЯ МОДЕЛЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модель практико-ориентированной подготовки педагогов; модернизация педагогического образования; профессиональный стандарт; образовательные стандарты высшего образования.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются ведущие характеристики разработанной в Герценовском университете в рамках Программы модернизации педагогического образования новой модели практико-ориентированной подготовки педагогов с учетом требований профессионального и образовательного стандарта. Описаны целевые, содержательные, инструментальные и результативные характеристики модели, которая ориентирована на совокупность измеряемых образовательных результатов, соответствующих требованиям стандарта профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования и требованиям ФГОС высшего образования. Модель рассчитана на несколько категорий обучающихся: на студентов прикладного бакалавриата, студентов системы среднего профессионального образования, представителей широкого круга профессий, связанных с детьми дошкольного возраста (детский психолог, педагог дополнительного образования, семейный тьютор, социальный педагог). Модули предлагаемой программы могут использоваться в магистерских программах и программах дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки). При разработке программы использовался модульный принцип. Учебный модуль — относительно самостоятельная единица образовательной программы, направленная на формирование определенной группы компетенций (образовательных результатов). Модуль можно рассматривать как способ конструирования содержания образования как проектов индивидуальной и совместной деятельности преподавателей и студентов по достижению образовательных результатов. Основной инструмент оценки предлагаемой модели - работы (продукты деятельности) студента и демонстрация образовательных результатов в практике работы с детьми.

Solomin Valeriy Pavlovich,

Doctor of Pedagogy, Professor, Rector of Hersen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg, Russia.

Rabosh Vasiliy Antonovich,

Doctor of Philosophy, Professor, Deputy Rector of Hersen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.

Gogoberidze Aleksandra Givivna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Preschool Pedagogy, Hersen State Pedagogical University of Russia,

St.Petersburg, Russia.

NEW MODEL OF PRACTICE-ORIENTED TEACHER TRAINING IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL STANDARD

KEYWORDS: model, practice-oriented teacher training; modernization of pedagogical education; professional standard; educational standards of higher education.

ABSTRACT. The article deals with the main features of a new model of practice-oriented training of teachers with regard to the requirements of professional and educational standards. The model was developed in the Herzen University in the framework of the Program of modernization of pedagogical education. The article describes the purpose, content, instrumental and results-based characteristics of the model, which is focused on a set of measurable learning outcomes that meet the requirements of the standard of professional activity of the teacher of preschool education, the requirements of the new Federal State Educational Standard for the preschool education and the requirements of the Federal State Educational Standards for higher education. The model is designed for several categories of students: Applied Baccalaureate students, secondary professional education students, representatives of a number of professions dealing with preschool children (child psychologist, additional education teacher, family tutor, social pedagogue, etc.). The modules of the presented program may be used in master's degree programs and additional professional education programs (advanced training and retraining). The module principle was used in designing the program. An academic module is treated as a relatively independent unit of the education program aimed at developing a certain group of competences (learning outcomes). The module may be also treated as a method of design of educa-

tion content of projects of individual and joint activity of teachers and students for achievement of learning outcomes. Students' works (products of activity) and demonstration of the learning outcomes in practical work with children are the main instruments in the assessment of the given model.

На протяжении всей истории своего развития Герценовский университет находился и находится в центре инновационных изменений педагогического образования.

Сегодня университет включен в процесс формирования новых условий функционирования и развития системы педагогического образования и в целом высшей школы России [10, с. 3].

В 2014 г. Министерство образования и науки Российской Федерации начало реализацию проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образов а-тельных программ бакалавриата и магистратуры в рамках проекта модернизации педагогического образования и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.

Ключевые элементы новой системы подготовки педагогов определяются необходимостью «радикально повысить качество людей, получающих педагогическую подготовку, и изменить содержание и технологии педагогической подготовки так, чтобы обеспечить реализацию нового профессионального стандарта и новых стандартов школьного образования» [3, с. 32].

«Главная цель предстоящих изменений заключается в том, чтобы будущие педагоги, заканчивая педагогические вузы, были подготовлены к работе как теоретически, так и практически. Для ее реализации предстоит разработать и апробировать новые образовательные модули - сформировать ядро современных программ педагогического образования на уровне бакалавриата и магистратуры» [5, с. 4].

Работа в рамках проекта ведется по четырем направлениям (23 проекта): академический бакалавриат (восемь проектов), прикладной бакалавриат (семь проектов), профессиональная (педагогическая) магистратура (шесть проектов), исследовательская магистратура (два проекта).

В проекте участвуют 13 российских вузов-исполнителей и 44 вуза-соисполнителя [1, с. 6-7].

Герценовский университет реализует 2 проекта, направленные на обновление содержания и технологий подготовки педагогических кадров:

1. Профессиональная (педагогическая) магистратура: «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в

рамках укрупненной группы специальностей "Образование и педагогика" по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" (учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования, и предполагающей углубленную профессионально ориентированную практику студентов (проект Ф-108.056)».

2. Прикладной бакалавриат: «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей "Образование и педагогика" по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" (воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования (проект Ф-131.054)».

Общее руководство проектами осуществляет ректор университета - профессор В. П. Соломин.

В настоящей статье предлагается описание модели практико-ориентированной подготовки педагогов для системы дошкольного образования, которая разработана коллективом авторов кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена в рамках проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей "Образование и педагогика" по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования».

Актуальность и необходимость разработки модели прикладной подготовки педагога дошкольного образования обусловлена:

- изменением ценностно-целевых ориентиров подготовки, которые должны быть связаны с формированием образовательных результатов, позволяющих выпускнику выполнять основные, обозначенные в стандарте функции профессиональной деятельности, обеспечивать реализацию образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;

© Соломин В. П., Рабош В. А., Гогоберидзе А. Г., 2015

- изменением содержательных и технологических ориентиров подготовки педагогов, способных сопровождать процессы развития детей в разных видах деятельности, которые должны быть связаны с переносом акцентов подготовки на ее практико-ориентированность, формирование практических (инструментальных) образовательных результатов, реализацию процесса подготовки и организацию практик студентов в условиях высококачественной профессиональной среды. Такая среда может быть создана при использовании ресурсов сетевого взаимодействия и партнерства организаций дошкольного, высшего и среднего профессионального образования, что позволит формировать и развивать у обучающихся требуемые образовательные результаты.

Целевые характеристики модели практико-ориентированной подготовки педагогов дошкольного образования с учетом требований профессионального и образовательного стандарта. Цели в модели подготовки ориентированы на совокупность измеряемых образовательных результатов, соответствующих требованиям стандарта профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, требованиям ФГОС дошкольного образования и требованиям ФГОС ВО по направлению « Психолого-педагогическое образование ».

Данная модель может рассматриваться как модель подготовки прикладного бакалавра, цели подготовки которой ориентированы на профессиональную квалификацию «воспитатель (педагог дошкольного образования)».

Модель подготовки ориентирована на несколько категорий обучающихся.

Во-первых, это студенты прикладного бакалавриата, обучающиеся в условиях высшего образования по основной профессиональной образовательной программе.

Во-вторых, в данной модели в условиях сетевого взаимодействия могут обучаться студенты системы среднего профессионального образования.

В-третьих, модули основной части основной профессиональной образовательной программы могут быть «встроены» в другие образовательные программы бакалавриата, ориентированные на подготовку специалиста, работающего с детьми раннего и дошкольного возраста (детский психолог, педагог дополнительного образования, семейный тьютор, социальный педагог и пр.).

В-четвертых, модули вариативной части основной профессиональной образовательной программы могут быть предложены обучающимся, перешедшим в процессе обучения с других бакалаврских образова-

тельных программ и желающим освоить педагогическую деятельность в дошкольном образовании.

Кроме того, в различных сочетаниях модули базовой и вариативных частей основной профессиональной образовательной программы могут быть использованы в магистерских программах и программах дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки).

Целевые характеристики в данной модели сформулированы в виде компетенций (образовательных результатов) как результатов освоения выпускниками программы.

При формировании перечня компетенций (образовательных результатов) в модели учтены:

- требования стандарта профессиональной деятельности педагога в части общепедагогических и специальных функций и трудовых действий;

- требования ФГОС дошкольного образования;

- требования ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» (ФГОС ВПО 3+).

Особенностями определенного в модели перечня компетенций (образовательных результатов) являются:

- формулирование в терминах проверяемых образовательных результатов, которые являются компиляцией совокупности требований, определенных в трех вышеперечисленных документах;

- выделение ряда образовательных результатов, формируемых в условиях сетевого взаимодействия с образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования, при делегировании содержательной и инструментальной ответственности за их формирование этим организациям;

- определение в перечне групп образовательных результатов, соответствующих обобщенным трудовым функциям педагога дошкольного образования (воспитателя).

Выделение групп образовательных результатов позволило:

- обеспечить модульное проектирование содержания образовательной программы по образовательным результатам,

- определить содержание учебных практик,

- разработать совокупность способов достижения образовательных результатов,

148

- разработать инструментарий оценки сформированное™ компетенций студентов.

Содержательные характеристики модели практико-ориентированной подготовки педагогов дошкольного образования с учетом требований профессионального и образовательного стандарта. Содержание основной профессиональной образовательной программы проектируется в данной модели на основе определенных выше образовательных результатов.

В современных образовательных системах центральное место в содержании образования начинают занимать не столько знания, сколько способы, средства и модели деятельности, алгоритмы решения задач, их индивидуальный стиль освоения. Таким образом, знания сегодня занимают второстепенное положение по отношению к процессам развития и саморазвития как содержательным основам образования, они рассматриваются как их инструменты и средства.

Принципиальные изменения подходов к проектированию содержания педагогического образования обусловливают выделение проблемы его восприятия и осмысления субъектами образовательной деятельности. От ценностно-смысловой и деятельностно-преобразовательной включенности субъекта в проектирование содержания во многом зависит результативность и качество образования.

Содержательные характеристики модели подготовки формализованно представлены основной профессиональной образовательной программой.

Содержание программы построено с учетом требований ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование ».

В программе выделены базовая и вариативная части.

Содержание базовой части программы ориентировано на достижение образовательных результатов, связанных с организацией:

- собственной профессиональной деятельности,

- общения и детской деятельности на основе понимания анатомо-физио-логических, психологических, социальных, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка раннего и дошкольного возраста.

Таким образом, содержание базовой части:

- должно позволить сформировать образовательные результаты, соответствующие требованиям стандарта профессиональной деятельности педагога в части общепедагогических и специальных функций и трудовых действий;

- может быть предложено обучающимся по другим образовательным программам, в том случае, если их профессиональная деятельность связана с организацией взаимодействия и деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Вариативная часть программы обусловлена образовательными результатами, связанными с профессиональными действиями по проектированию программ дошкольного образования, и организацией образовательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста и ориентирована на профессиональную квалификацию «воспитатель (педагог дошкольного образования)».

В содержании программы предусмотрены части, которые реализуются на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.

Отличительная особенность программы - включение стажерской практики, что позволит студенту накопить достаточный опыт профессионально-образовательной деятельности, включиться в профессиональную деятельность в ее целостности и в пространстве профессионального и социального взаимодействия.

Основная профессиональная образовательная программа проектируется в данной модели как модульная.

Учебный модуль - относительно самостоятельная единица образовательной программы, направленная на формирование определенной группы компетенций (образовательных результатов). Учебный модуль представляет собой совокупность содержательных, организационных, методических и технологических компонентов, в том числе мероприятий и контрольных материалов (программ дисциплин, практик, различных форм самостоятельной работы студентов и форм контроля и т. п.). Сущностная характеристика модуля - единство теоретических и прикладных (практических) сторон содержания обучения с ориентацией на образовательно-профессиональную в настоящем и профессиональную в будущем деятельность выпускника. В данной модели модуль может рассматриваться:

- как организованная образовательно-профессиональная деятельность студента по решению определенного круга задач и проблем, связанных с достижением определенного набора образовательных результатов;

- способ конструирования содержания образования в виде проектов индивидуальной и совместной деятельности преподавателей и студен-

тов по достижению образовательных результатов.

Практикоориентированность содержания подготовки в данной модели обеспечивается подходом к рассмотрению структуры модуля.

Данная модель построена на основе разработанной А. А. Марголисом структуры учебного модуля [6, с. 106-107].

Инструментальные характеристики модели практико-ориентированной подготовки педагогов дошкольного образования с учетом требований профессионального и образовательного стандарта. Целевые ориентиры модели обусловливают применение особых способов их достижения.

Образовательные результаты, ориентированные на формирование профессиональных функций педагога, предопределяют отличительные особенности способов организации образовательно-профессиональной деятельности студента:

1. Увеличение доли практики в содержании подготовки. Практика - один из ведущих инструментов формирования образовательных результатов. В модели разные виды практики студентов - учебно-ознакомительная, учебная, стажерская - используются:

- как инструмент «запуска» интереса и понимания студентом необходимости теоретической подготовки;

- способ получения первичного профессионального опыта, первичная самодеятельность студента для «включения» субъектных механизмов образовательно-профессиональной деятельности;

- способ накопления практического опыта осуществления отдельных профессиональных действий;

- пространство профессионального и социального взаимодействия с педагогами-практиками, преподавателями, другими студентами;

- способ осуществления целостной профессиональной деятельности.

2. Представление содержания учебного модуля в двух планах. Каждый учебный модуль представляется студенту в данной модели и как пространственная, и как процессуальная единица образовательной программы. В пространстве образовательной программы модуль структурируется традиционно и включает перечень компетенций как образовательных результатов модуля, перечень дисциплин, учебно-тематический план, программы дисциплин и практик, учебно-методические материалы, систему контроля и фонды оценочных средств для текущей, промежуточной и итоговой аттестации. В образовательном процессе модуль разворачивается для студента и преподава-

теля поэтапно, в соответствии с логикой этапов, представленных выше, что требует особого сопровождения студента в продвижении в освоении модуля.

3. Реализация ценностно-целевых и содержательных ориентиров модели подготовки возможна только при применении адекватных технологий организации образовательного процесса. В данной модели это технологии, обеспечивающие процесс психолого-педагогической поддержки студента в самостоятельном решении актуальных задач образовательно-профессиональной деятельности.

Ведущим способом достижения образовательных результатов в данной модели выбрана стратегия проектного обучения как разновидности контекстного обучения. Преимущества проектного обучения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- контекстность: поскольку метод проектов становится одним из ведущих в построении образовательной работы с детьми дошкольного возраста, то и погружение студента в ситуации, сходные с ситуациями, которые он должен будет организовывать в работе с детьми, предопределяет успешность формирования трудовых действий;

- получение результата и продукта проекта как формализованного образовательного результата;

- возможность использования результатов и продуктов проектной деятельности как инструмента оценки образовательных результатов;

- возможность накопления продуктов образовательно-профессиональной деятельности, составления на их основе портфолио личных и профессиональных достижений;

- многообразие форм проектного обучения (по длительности и составу участников) позволяет рассматривать их как особую, деятельностную среду профессионального и личностного взаимодействия студентов друг с другом, студентов и преподавателей.

4. Моделирование сетевой среды взаимодействия. В модели предусмотрены разные формы взаимодействия студентов и преподавателей вуза и колледжа:

- взаимодействие в процессе совместной проектной деятельности;

- партнерское взаимодействие на практике;

- взаимообучение;

- со-бытийность совместной деятельности;

- взаимный анализ и оценка достижений и проблем при решении образовательно-профессиональных задач.

150

5. Организация процесса особого над-предметного сопровождения студента. Психолого-педагогическая поддержка студента в самостоятельном решении актуальных задач образовательно-профессиональной деятельности может быть обеспечена за счет особой формы представления студенту содержания и перспектив его образовательно-профессиональной деятельности. Для этого в модели предусмотрены способы работы с такой формой информационного сопровождения студента, как «Органайзер образовательно-профессиональной деятельности», в котором содержится возможность интерактивного использования информации о перспективах образования, образовательных результатах, о возможных перспективах профессиональной и дальнейшей образовательной деятельности.

«Органайзер» позволяет студенту активно включиться в процесс проектирования и реализации собственного образовательного маршрута, фиксируя характер получаемых результатов.

Результативные характеристики модели практико-ориентированной подготовки педагогов дошкольного образования с учетом требований профессионального и образовательного стандарта. Результативные характеристики данной модели соотносятся ее целевыми, содержательными и инструментальными характеристиками. В связи с этим:

- образовательные результаты рассматриваются как способности и умения студента, которые он может продемонстрировать по окончании освоения модуля или программы. Поэтому ведущий инструмент оценки в данной модели - работы (продукты деятельности) студента и демонстрация образовательных результатов в практике работы с детьми;

- профессиональные действия, обозначенные в стандарте профессиональной деятельности, являются перспективными ориентирами. Образовательные результаты соотносятся с ними и учитывают реальный уровень, который может достигнуть студент при освоении учебного модуля;

- в соответствии с целями и содержанием подготовки в данной модели образовательные результаты по модулям соотносятся с образовательными результатами образовательной программы в целом.

Инструментарий оценки сформиро-ванности компетенций студентов, формируемых в соответствии с задачами практик и в рамках сетевого взаимодействия с организациями среднего профессионального образования и их базами практик, разработан на основе ведущей идеи о том, что образовательные результаты рассматриваются как способности и умения студента, которые он может продемонстрировать по окончании освоения модуля или программы.

Поэтому ведущий инструмент оценки в данной модели - работы (продукты деятельности) студента и демонстрация образовательных результатов в практике работы с детьми.

Апробация новых модулей модели практико-ориентированной подготовки педагогов дошкольного образования с учетом требований профессионального и образовательного стандарта осуществлялась в условиях функционирования специально созданной пилотной площадки, в которую вошло 6 российских вузов - Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, Новосибирский государственный педагогический университет, Забайкальский государственный университет, Томский государственный педагогический университет, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

Продуктивное функционирование пилотной площадки стало возможным благодаря созданному Герценовским университетом сетевому консорциуму «Педагогические кадры России» - успешно действующему инновационному проекту, который позволяет результативно взаимодействовать вузам - участникам сетевого взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитическая справка о ходе реализации проекта модернизации педагогического образования (май 2015). URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/l50.

2. Баранова Е. В., Батракова И. С., Бендюкова Т. С., Богословский В. И., Бражник Е. И., Гладкая И. В., Гогоберидзе А. Г., Государев И. Б., Кантор В. З., Комарова Ю. А., Лаптев В. В., Львов Ю. В., Матросова Ю. С., Пусвацет В. С., Пискунова Е. В., Рабош В. А., Радионова Н. Ф., Ривкина С. В., Симонова И. В., Снегу-рова В. И. [и др.]. Нормативно-правовые основы и концепция формирования и развития научно-образовательной среды современного университета : учеб. пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, НИИ непрерывного педагогического образования. СПб., 2014.

3. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, №3. С. 32-40.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. URL: http://programs.gov.m/Portal/programs/passport?Gpid=2.

5. Климов А. А. Вступление // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, №3. С. 4.

6. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 20l4. Т. l9, N°3. С. 4l-57.

7. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров / / Психологическая наука и образование. 20l4. Т. l9, Шз. С. 105-126.

S. Рабош В. А. Философия человека как методология современного педагогического образования // Теория и методика философско-культурологического образования : сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 20l2. С. 5-17.

9. Соломин В. П. Векторы модернизации педагогического образования: в преддверии институциональных изменений / / Образование: цели и перспективы. 20l4. Ж 35. С. 5-15.

10. Соломин В. П. Деятельность университета в новых условиях развития педагогического образования // Universum : вестн. Герценов. ун-та. 20l4. Ж l. С. 3-17.

11. Соломин В. П. Педагогическое образование в России: поиск моделей и форматов // Университетская книга. 20l4. да 3. С. 60-65.

12. Соломин В. П., Гончаров С. А. Педагогические кадры: новый образ, новое образование // Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени : материалы б сессии общественно-педагогического форума / МОФ «Центр Национальной Славы», С.-Петерб. гос. ун-т, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. 20l4. С. 52-63.

13. Соломин В. П., Гончаров С. А., Проект Ю. Л. Программа стратегического развития Герценовского университета: основные результаты и эффекты реализации // Вузы - региональной экономике : сб. докл. отчетной науч.-практ. конф. / Национальный исследовательский Томский политехнический ун-т ; под ред. Е. А. Панасенко, С. В. Ефимова. Томск, 20l4. С. 13-14.

REFERENCES

1. Analiticheskaya spravka o khode realizatsii proekta moderniza-tsii pedagogicheskogo obrazovaniya (may 2015). URL: http://pedagogicheskoeobrazovanie.rf/documents/show/l50.

2. Baranova E. V., Batrakova I. S., Bendyukova T. S., Bogoslovskiy V. I., Brazhnik E. I., Gladkaya I. V., Gogoberidze A. G., Gosudarev I. B., Kantor V. Z., Komarova Yu. A., Laptev V. V., L'vov Yu. V., Mat-rosova Yu. S., Pusvatset V. S., Piskunova E. V., Rabosh V. A., Radionova N. F., Rivkina S. V., Simonova I. V., Snegurova V. I. [i dr.]. Normativno-pravovye osnovy i kontseptsiya formirovaniya i razvitiya nauchno-oЪrazovatel'noy sredy sovremennogo universiteta : ucheb. posobie / Ros. gos. ped. un-t im. A. I. Gertsena, NII nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. SPb., 2014.

3. Bolotov V. A. K voprosam o reforme pedagogicheskogo obrazova-niya // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 20l4. T. l9, ВДз. S. 32-40.

4. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 20l3-2020 gody. URL: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport?Gpid=2.

5. Klimov A. A. Vstuplenie // Psikhologicheskaya nauka i obrazova-nie. 20l4. T. l9, Юз. S. 4.

6. Margolis A. A. Problemy i perspektivy razvitiya pedagogiche-skogo oЪrazovaniya v RF // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 20l4. T. l9, даз. S. 4l-57.

7. Margolis A. A. Trebovaniya k modernizatsii osnovnykh profes-sional'nykh oЪrazovatel'nykh programm (OPOP) podgotovki peda-gogicheskikh kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: predlozheniya k realizatsii deyatel'nostnogo podkhoda v podgotovke pedagogicheskikh kadrov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 20l4. T. l9, даз. S. l05-l26.

S. Rabosh V. A. Filosofiya cheloveka kak metodologiya sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Teoriya i metodika filosofsko-kul'turologicheskogo oЪrazovaniya : sЪ• nauch. tr. / Ros. gos. ped. un-t im. A. I. Gertsena. SPb., 2012. S. 5-17.

9. Solomin V. P. Vektory modernizatsii pedagogicheskogo obrazo-vaniya: v preddverii institutsional'nykh izmeneniy / / Obrazova-nie: tseli i perspektivy. 20l4. да 35. S. 5-15.

10. Solomin V. P. Deyatel'nost' universiteta v novykh usloviyakh razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya / / Universum : vestn. Gertsenov. un-ta. 20l4. да l. S. 3-17.

11. Solomin V. P. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii: poisk modeley i formatov // Universitetskaya kniga. 20l4. да 3. S. 60-65.

12. Solomin V. P., Goncharov S. A. Pedagogicheskie kadry: novyy obraz, novoe obrazovanie // Prosveshchenie v Rossii: traditsii i vyzovy novogo vremeni : materialy 6 sessii obshchestvenno-pedagogicheskogo foruma / MOF «Tsentr Natsional'noy Slavy», S.-Peterb. gos. un-t, Ros. gos. ped. un-t im. A. I. Gertsena. 2014. S. 52-б3.

13. Solomin V. P., Goncharov S. A., Proekt Yu. L. Programma strate-gicheskogo razvitiya Gertsenovskogo universiteta: osnovnye rezul'-taty i effekty realizatsii // Vuzy - regional'noy ekonomike : sb. dokl. otchetnoy nauch.-prakt. konf. / Natsional'nyy issledovatel'skiy Tomskiy politekhnicheskiy un-t ; pod red. E. A. Panasenko, S. V. Efimova. Tomsk, 2014. S. 13-14.

Статью рекомендует канд. психол. наук, доц. Н. О. Леоненко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.