Научная статья на тему 'Подготовка кадров к методической и преподавательской деятельности в сфере вожатской деятельности в образовательных организациях'

Подготовка кадров к методической и преподавательской деятельности в сфере вожатской деятельности в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / МЕТОДИЧЕСКАЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СФЕРА ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / PERSONNEL TRAINING / METHODOLOGICAL AND TEACHING ACTIVITIES / COUNCELOR ACTIVITIES / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Раиса Умяровна

Одно из важнейших направлений работы образовательных организаций создание воспитывающей среды. Существенным потенциалом для этого обладают студенческие педагогические отряды. Однако существует дефицит квалифицированных кадров, способных осуществлять подготовку студентов к этой деятельности, не разработаны развивающие дополнительные образовательные программы для этого. Раскрываются возможные пути решения этой профессиональной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the creation of an educative environment as one of the most important areas of work of educational organizations. The authors point out the shortage of qualified personnel capable of preparing students for councelor activities as well as the lack of special educational programs. Special attention is paid to student pedagogical teams and their potential for councelor activities. The possible ways of solving this professional problem are considered.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров к методической и преподавательской деятельности в сфере вожатской деятельности в образовательных организациях»

The language picture of the world of the modern textbook, or What we teach schoolchildren

The article presents a research in pedagogical semiology as a branch of pedagogical science. The authors look at the ways of studying the semantics of the language means used in the textbook to give the students a picture of the world around them. The authors analyze a textbook reader on literature for the 5th grade (11-12 year-old students) giving a systematic and consistent insight into the concept of 'Motherland'. The peculiarities of the language picture of the world offered to school students in textbooks are examined.

Key words: pedagogy, pedagogical semiology, cognitive linguistic approach, the picture of the world, concept, school textbook, textbook reader on literature.

(Статья поступила в редакцию 15.10.2018)

р.у. Богданова

(Санкт-Петербург)

подготовка кадров к методической и преподавательской деятельности в сфере вожАтской деятельности в образовательных организациях*

Одно из важнейших направлений работы образовательных организаций - создание воспитывающей среды. Существенным потенциалом для этого обладают студенческие педагогические отряды. Однако существует дефицит квалифицированных кадров, способных осуществлять подготовку студентов к этой деятельности, не разработаны развивающие дополнительные образовательные программы для этого.

Ключевые слова: подготовка кадров, методическая и преподавательская деятельность, сфера вожатской деятельности, образовательная программа.

Сегодня одним из важнейших направлений работы образовательных организаций является создание воспитывающей среды. В этих организациях появились организаторы вос-

* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».

питательной деятельности различного уровня (педагоги-организаторы, старшие вожатые, вожатые и др.). Возобновляется педагогичекая практика студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, связанная с воспитательной работой. Существенным потенциалом для создания воспитывающей среды в школе обладают студенческие педагогические отряды.

Особенность воспитательной деятельности на современном этапе состоит в том, что осуществлять ее предлагается в контексте программ Российского движения школьников (далее - РДШ). Однако существует дефицит квалифицированных кадров, способных осуществлять подготовку студентов к этой деятельности, особенно тех, кто состоит в студенческих педагогических отрядах. Не разработан необходимый для этого спектр развивающих дополнительных образовательных программ. Это обусловило необходимость подготовки кадров к осуществению нового вида профессиональной деятельности в сфере вожатской деятельности, связанной с проектированием и реализацией программ подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях в контексте реализации программ РДШ. В этой статье раскрываются возможные пути решения данной профессиональной задачи, в частности рассматривается дополнительная программа профессиональной переподготовки «Реализация программ подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях в контексте реализации программ РДШ» Такая программа переподготовки разработана специалистами РГПУ им. А.И. Герцена в рамках реализации проекта «Всероссийская школа вожатых» на основе выполненных ими ранее исследований [1].

Цель программы - подготовка специалистов, способных решать профессиональные задачи, связанные с подготовкой вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях в контексте реализации программ РДШ.

Задачи программы - расширить представления слушателей о деятельности вожатых педагогических отрядов, связанные с созданием воспитывающей среды в образовательных организациях, в том числе в контексте РДШ; обучить слушателей поиску и применению на практике современных форм и технологий

О Богданова Р.У., 2018

педагогические науки

подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, в том числе в контексте РДШ; развить у слушателей компетенции проектирования и реализации программ подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, в том числе в контексте РДШ реализации и отслеживания ее эффективности.

В процессе реализации программы у слушателей формируются компетенции, предусматриваемые ФГОС ВО «44.04.01. Педагогическое образование» [2] и соответствующие им трудовые функции, предусматриваемые профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 608н от 8 сентября 2015 г.) [3].

На программу на конкурсной основе принимаются специалисты из вузов, ссузов, региональных отделений РДШ, образовательных организаций общего и дополнительного образования в возрасте до 35 лет, имеющие опыт воспитательной работы с детьми не менее 2 лет, опыт методической работы, рекомендацию - направление на обучение. Необходимо резюме. Требования к уровню предшествующей подготовки - высшее образование.

Трудоемкость программы - 13 з. е. Теоретическое обучение - 252 часа (7 з. е.), из них аудиторных 126 часов. Практика - 2 недели (3 з. е.). Итоговая аттестация - итоговая квалификационная работа (3 з. е.).

Несколько слов об организационно-педагогических условиях. Теоретическое обучение осуществляется в форме лекционных и практических занятий. Практика организуется на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, где созданы студенческие педагогические отряды, направляемые в общеобразовательные организации для создания в них воспитывающей среды в образовательных организациях, в том числе в контексте РДШ. Слушатели под руководством назначенных кураторов апробируют разработанные ими программы подготовки вожатых к созданию воспитывающей среды в общеобразовательных учреждениях и учебно-методические комплексы к ним. Занятия по данной программе проводят профессора и доценты РГПУ им. А.И. Герцена, а также привлеченные специалисты. Слушатели обеспечены основной и дополнительной литературой

(из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы на 100 обучающихся и не менее 25 экземпляров на 100 обучающихся) и учебно-методическими комплексами для каждой дисциплины. Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам). Для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы используются учебные аудитории, отвечающие противопожарным правилам и нормам, обеспечивающие проведение всех видов деятельности обучающихся при освоении дисциплины, а также помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Учебные аудитории укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения (мультимедийными комплексами), служащими для представления учебной информации большой аудитории. Для проведения занятий лекционного типа имеются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие темам программы дисциплины. Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с подключением к сети Интернет и обеспечены доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза.

Программа включает в себя три учебных модуля, самостоятельную работу, практику, итоговую аттестацию.

Первый учебный модуль - «Деятельность педагогических отрядов в контексте реализации программ РДШ». Модуль знакомит слушателей с деятельностью РДШ, направленной на воспитание подрастающего поколения, на формирование личностей на основе присущей российскому обществу системы ценностей, а также раскрывает содержание и деятельность педагогических отрядов вожатых, обеспечивающих создание воспитательной среды в образовательной организации, в том числе в контексте реализации программ РДШ.

Цель модуля - познакомить слушателей со спецификой деятельности педагогических отрядов вожатых, обеспечивающих создание воспитывающей среды в образовательных организациях в контексте реализации программ

РДШ. Задачи модуля - сформировать у слушателей понимание целей, задач и условий деятельности РДШ, а также представления об основных направлениях деятельности РДШ, представления о целевых установках, задачах, моделях, основных видах деятельности педагогических отрядов вожатых, обеспечивающих создание воспитывающей среды образовательной организации.

Рабочая программа учебной дисциплины 1 «РДШ- направления и программы деятельности» включает такие темы, как «Российское движение школьников и современные тенденции развития вожатской деятельности», «Устав, структура и направления деятельности РДШ» Рабочая программа учебной дисциплины 2 «Деятельность педагогических отрядов по созданию воспитывающей среды» включает такие темы, как «Концептуальные подходы к деятельности педагогических отрядов по созданию воспитывающей среды школы в контексте реализации РДШ» «Характеристика педагогических отрядов, модели и деятельность в образовательной организации».

Второй учебный модуль - «Подготовка вожатых к созданию воспитывающей среды». Модуль обеспечивает теоретико-практическую подготовку слушателей к основным подходам, формам и технологиям подготовки вожатых к созданию воспитывающей среды в образовательной организации, способствует преемственности между первым и третьим модулями и является содержательной основой производственной практики. Модуль раскрывает психолого-педагогические основы подготовки вожатых педагогических отрядов, дает информацию о современных формах и технологиях подготовки вожатых педотрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях.

Цель модуля - обеспечить освоение основных подходов, форм и технологий подготовки вожатых для создания воспитывающей среды в контексте программ РДШ. Задачи модуля - создать условия для овладения теоретическими знаниями о психолого-педагогических особенностях подготовки вожатых педотря-дов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, для овладения технологиями подготовки вожатых педотрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях.

Рабочая программа учебной дисциплины 1 «Психолого-педагогические основы под-

готовки вожатых к созданию воспитывающей среды» включает такие темы, как «Психологические особенности подготовки вожатых педотрядов» и «Педагогические основы подготовки вожатых педотрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях». Рабочая программа учебной дисциплины 2 «Подготовка вожатых к созданию воспитывающей среды» включает такие темы, как «Современные формы и методы подготовки вожатых педотрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях» и «Педагогические технологии подготовки вожатых педотрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях».

Третий учебный модуль «Разработка и реализация программ подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды» завершает программу переподготовки и направлен на овладение практическими навыками разрабатывать и реализовы-вать программу подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях в контексте реализации программ РДШ. Он раскрывает специфику проектирования программ подготовки вожатых педотрядов, подготовки методического обеспечения программ и условий реализации программ в реальных образовательных организациях - секции РДШ, а также подготавливает слушателей к решению задач производственной практики и итоговой аттестации.

цель модуля - создать условия для освоения слушателем профессиональных компетенций, необходимых для разработки и реализации программ подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в общеобразовательных организациях. Задачи модуля - сформировать умения проектировать программы подготовки вожатых педагогических отрядов для реализации основных направлений деятельности РДШ, теоретические представления о содержании и формах методического обеспечения реализации программ подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях и практические умения по его созданию, научить адаптировать программы подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях к конкретным социально-педагогическим условиям и оценивать их эффективность.

Рабочая программа учебной дисциплины 1 «Проектирование программ подготовки вожатых для реализации направлений деятельности РДШ» включает такие темы, как «Теоретические основы педагогического проектирования» и «Педагогическое проектирование образовательных программ подготовки вожатых педагогических отрядов». Рабочая программа дисциплины 2 «Методическое обеспечение реализации программ подготовки вожатых к созданию воспитывающей среды» включает такие темы, как «Современное учебно-методическое обеспечение реализации программ подготовки вожатых к созданию воспитывающей среды» и «Разработка методического обеспечения реализации программ подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях». Рабочая программа дисциплины 3 «Практикум реализации программ подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях» включает такие темы, как «Проектирование содержания учебных занятий для вожатых педагогических отрядов по подготовке к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях» и «Проведение учебных занятий для вожатых педагогических отрядов».

Производственная практика организуется после завершения слушателями теоретического курса обучения и предваряет итоговую аттестацию. Цель и ожидаемые результаты производственной практики - создание условий для формирования профессиональных компетенций преподавателя-методиста в сфере во-жатской деятельности путем актуализации, углубления и закрепления теоретической подготовки слушателей и приобретение ими практических умений реализации программ подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях в контексте реализации программ РДШ. Задачи практики - приобретение навыков реализации программ подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях в контексте реализации программ РДШ, выполение экспериментальной части выпускной квалификационной работы.

Содержание программы практики включает знакомство с членами студенческих педагогических отрядов, их информирование и мотивирование к освоению программы обучения вожатых педагогических отрядов соз-

кие науки -

данию воспитывающей среды в образовательной организации в контексте РДШ; набор слушателей на программу обучения вожатых созданию воспитывающей среды в образовательной организации; знакомство с группой обучающихся на программе; проведение занятий со студентами согласно разработаной слушателем программе обучения вожатых педагогических отрядов созданию воспитывающей среды в образовательной организации; выявление результативности проведенных со студентами занятий; обобщение результатов практики и самостоятельный анализ ее эффективности; подготовку отчета о практике и представление его на итоговой конференции.

организация практики осуществляется на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, где созданы студенческие педагогические отряды, направляемые в общеобразовательные организации для создания в них воспитывающей среды, в том числе в контексте РДШ. Слушатели под руководством назначенных кураторов апробируют разработанные ими программы подготовки вожатых к созданию воспитывающей среды в общеобразовательных учреждениях и учебно-методические комплексы к ним. Продолжительность занятия - не менее 30 минут, количество обучающихся - не менее 10-15 человек.

Продолжительность практики составляет 2 недели. Практику предваряет установочная конференция, на которой руководитель практики раскрывает цели, задачи, содержание, итоговые документы по практике, методические рекомендации по выполнению программы практики. В процессе практики каждый слушатель ведет дневник, в котором отражены место и сроки проведения, индивидуальный план прохождения практики и его выпол-ненение. Завершается практика итоговой конференцией.

оценка проведения занятий со студентами проводится по следующим критериям: умение найти контакт с аудиторией и мотивировать ее к активному участию в занятии; владение содержанием проводимого занятия; умение использовать активные формы и технологии проведения занятия, адекватные его целям и содержанию; достижение в результате проведения занятий поставленных целей; композиционная стройность занятия; соблюдение норм культуры речи.

Отчетная документация по практике включает письменный отзыв руководителя практи-

известия вгпу

ки; дневник практики; заключение по результатам анализа оценки уровня подготовленности вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательной организации в контексте РДШ; программу обучения вожатых педагогических отрядов с целью повышения их профессиональной компетентности в создании воспитывающей среды образовательной организации в контексте РДШ; отчет о проведенных с вожатыми педагогического отряда занятиях по подготовке их к созданию воспитывающей среды образовательной организации в контексте РДШ; самостоятельный анализ результатов педагогической практики (рефлексивный отчет); отзыв организации о работе практиканта.

Несколько слов о формах и методах аттестации. Текущий контроль по практике осуществляется в форме оценки дневника практики и отзыва организации о работе практикантов. Промежуточная аттестация по практике осуществляется в форме оценки отчета по практике и руководителя практики от университета.

Предлагаются следующие критерии оценивания практики: оценка «отлично» ставится в том случае, если слушатель выполнил все задания в соответствии с требованиями в полном объеме, выполнял дополнительные поручения, замечания по оформлению отчета не выявлены; «хорошо», если слушатель выполнил все задания в соответствии с требованиями в полном объеме, имеются незначительные замечания, требующие доработки; оценка «удовлетворительно», если слушатель выполнил все задания в соответствии с требованиями в достаточном объеме, допущены грубые ошибки в оформлении; в том случае, если слушатель не выполнил требуемые задания, ставится оценка «неудовлетворительно».

Итоговая аттестация слушателя, прошедшего профессиональную переподготовку, проводится с целью установления соответствия уровня профессиональной подготовки слушателей требованиям, которые предусматриваются ФГОС ВО «44.04.01. Педагогическое образование» и профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Цель итоговой аттестации - выявление способности слушателей решать профессиональные задачи, связанные с подготовкой вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных ор-

ганизациях в контексте реализации программ РДШ. Задачи итоговой аттестации связаны с определением степени владения слушателями профессиональными компетенциями, необходимыми для подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды образовательной организации, для разработки и реализации программ подготовки вожатых и создания методического обеспечения таких программ.

Итоговая аттестация по программе проводится в форме защиты итоговой квалификационной работы. Такая работа по своему содержанию должна раскрывать связь теоретических положений с практическими задачами, отражать собственный подход автора к решению проблемы подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды образовательной организации в контексте РДШ, содержать соответствующую дополнительную общеразвивающую программу подготовки вожатых, учебно-методический комплекс к ней и необходимые приложения. Содержание итоговой квалификационной работы должно позволять сделать вывод о владении выпускником необходимыми компетенциями.

Цель итоговой квалификационной работы - разработать и апробировать программу подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях в контексте реализации программ РДШ и учебно-методический комплекс к ней. Задачи итоговой квалификационной работы - выявить проблемное поле (затруднения) в деятельности вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях в контексте реализации программ РДШ и сформулировать тему общеразвивающей дополнительной программы подготовки вожатых; разработать программу подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях в контексте реализации программ РДШ; подготовить учебно-методический комплекс к разработанной программе; провести апробацию программы подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях в контексте реализации программ РДШ и учебно-методического комплекса к ней для выявления ее продуктивности.

Темы итоговых квалификационных работ должны формулироваться в соответствии

с основными направлениями общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (личностное развитие, гражданская активность, информационно-медийное направление, военно-патриотическое направление).

Структура итоговой квалификационной работы должна соответствовать сложившейся традиционной композиционной структуре итоговой квалификационной работы, основными элементами которой являются титульный лист, оглавление, введение, главы основной части, заключение, библиографический список, приложения. Основное содержание итоговой квалификационной работы включает проект дополнительной общеразвивающей программы подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях в контексте основных направлений деятельности РДШ, содержащий пояснительную записку (цель, задачи, категории обучающихся, актуальность программы, планируемые результаты обучения, объем программы, календарный учебный график, документ, выдаваемый после завершения обучения, организационно-педагогические условия), учебно-тематический план, содержание программы, тематику и описание практических занятий по каждой теме, тематику и содержание самостоятельной работы обучающихся по каждой теме, тематику и содержание практических занятий по каждой теме, список рекомендуемой литературы и других информационных ресурсов (основная литература, дополнительная литература, другие информационные ресурсы); разработку учебно-методического обеспечения для реализации программы подготовки вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях (открытые образовательные ресурсы, мультимедийные компоненты, видеолекции, гипертекстовые учебные материалы, учебно-методические материалы для организации практических занятий, методические материалы для контроля освоения оберазвивающей образовательной программы), краткое описание опыта апробации развивающей программы дополнительного образования, направленной на подготовку вожатых педагогических отрядов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях в контексте основных направлений деятельности РДШ, и доказательства ее результативности.

кие науки -

Процедура защиты итоговой квалификационной работы состоит в следующем. Работа представляется на кафедру теории и истории педагогики для рецензирования за две недели до дня защиты. Кафедра назначает рецензента из числа специалистов, работающих в соответствующей области. К защите допускается работа, оформленная в соответствии с требованиями и получившая допуск к защите после рецензирования. Работа представляется в двух экземплярах - в государственную экзаменационную комиссию по защите выпускных работ и рецензенту (не позднее чем за две недели до защиты). Рецензент на основе изучения ВКР представляет в государственную экзаменационную комиссию письменный отзыв, в котором оцениваются актуальность избранной темы, степень разаботанности программы подготовки вожатых педагогических отрядов и методического обеспечения к ней, практическая значимость полученных результатов. Защита проводится на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии.

Защита выпускной работы осуществляется в форме авторской презентации, на которую отводится не более 10 минут. В презентации необходимо отразить суть проделанной работы по проектированию программы подготовки вожатых педотрядов к созданию воспитывающей среды в общеобразовательных организациях и ее методического обеспечения, а также результаты их апробации. Процедура защиты также включает вопросы членов комиссии, отзыв научного руководителя, оглашение рецензии и ответы на вопросы, содержащиеся в рецензии, свободную дискуссию, заключительное слово автора работы. К работе в письменном виде прилагаются отзыв научного руководителя, внешняя рецензия (одного из преподавателей факультета или специалиста сторонней организации).

Результаты защиты обсуждаются на закрытом заседании экзаменационной комиссии. Научный руководитель и рецензент пользуются правом совещательного голоса. Оценка, выставляемая комиссией, может отличаться от оценки, выставленной рецензентом. Оценка, выставляемая экзаменационной комиссией, складывается из двух составляющих: соответствие содержания и формы представленной итоговой квалификационной работы всем требованиям, предъявленным к данному виду работ; умение слушателя публично представлять результаты проведенной работы, отвечать на вопросы, участвовать в сво-

бодной дискуссии. Итоговые квалификационные работы передаются на хранение на кафедру теории и истории педагогики.

Предлагаются следующие критерии оценки итоговой квалификационной работы. Оценка «отлично» ставится в том случае, если слушатель представил работу в виде рукописи и устной презентации в полном соответствии с требованиями к структуре и содержанию ВКР, проявил высокую степень самостоятельности и творчества. Работа, выполненная на отлично, может быть использована в работе по подготовке вожатых педагогичеких отрядов. Оценка «хорошо» ставится в случае, если слушатель представил работу в виде рукописи и устной презентации в основном в полном соответствии с требованиями к структуре и содержанию ВКР, проявил достаточно высокую степень самостоятельности и творчества. Работа, выполненная на оценку «хорошо», может быть использована в работе по подготовке вожатых педагогичеких отрядов при ее незначительной корректировке (доработке). Если слушатель представил работу в виде рукописи и устной презентации в существенно неполном соответствии с требованиями к структуре и содержанию ВКР, проявил недостаточно высокую степень самостоятельности и творчества, и выполненная работа может быть использована в работе по подготовке вожатых педаго-гичеких отрядов только частично при ее корректировке (доработке), ставится оценка «удовлетворительно». Если же слушатель представил работу в виде рукописи и устной презентации в полном несоответствии с требованиями к структуре и содержанию ВКР, не проявил самостоятельности и творчества при выполнении работы, а выполненная работа не может быть использована в работе по подготовке вожатых педагогичеких отрядов, ставится оценка «неудовлетворительно».

Слушателю, освоившему программу, выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, дающий право на ведение методической и преподавательской деятельности по подготовке вожатых к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях.

Список литературы

1. Богданова Р.У. Повышение квалификации организаторов воспитательной деятельности в вузе // Воспитание студенческой молодежи: учебно-методическая серия: УМК: пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Упр. развитием воспита-

тельной деятельности РГПУ им. А.И. Герцена; № 1. СПб.: Центр информатизации образования, 2009.

2. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf (дата обращения: 05.09.2018).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) [электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/3/553 (дата обращения: 05.05.2018).

* * *

1. Bogdanova R.U. Povyshenie kvalifikacii orga-nizatorov vospitatel'noj dejatel'nosti v vuze // Vos-pitanie studencheskoj molodezhi: uchebno-meto-dicheskaja serija: UMK: posobie / Ros. gos. ped. un-t im. A.I. Gercena, Upr. razvitiem vospitatel'noj dejatel'nosti RGPU im. A.I. Gercena; № 1. SPb.: Centr informatizacii obrazovanija, 2009.

2. Professional'nyj standart «Pedagog profes-sional'nogo obuchenija, professional'nogo obrazovani-ja i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovani-ja» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/up-loadfiles/profstandart/01.004.pdf (data obrashhenija: 05.09.2018).

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.04.01 «Pedagogicheskoe obrazova-nie» (uroven' magistratury) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/news/3/553 (data obrashhenija: 05.05.2018).

Training students in methodology and teaching for councelor activities in educational organizations

The article deals with the creation of an educative environment as one of the most important areas of work of educational organizations. The authors point out the shortage of qualified personnel capable ofpreparing students for councelor activities as well as the lack of special educational programs. Special attention is paid to student pedagogical teams and their potential for councelor activities.

Key words: personnel training, methodological and teaching activities, councelor activities, educational program.

(Статья поступила в редакцию 16.10.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.