Научная статья на тему 'Квазипрофессиональные инструктивные сборы как условие качественной подготовки студентов к летней педагогической практике'

Квазипрофессиональные инструктивные сборы как условие качественной подготовки студентов к летней педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЖАТЫЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COUNSELOR / PEDAGOGICAL TRAINING / QUASI-PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чандра Маргарита Юрьевна, Сергеева Елена Викторовна

Представлен подход Волгоградского государственного социально-педагогического университета к организации квазипрофессиональной деятельности студентов в рамках их подготовки к летней педагогической практике. Определена роль инструктивных сборов в такой подготовке. Приведены данные опросов, свидетельствующих о результативности предложенного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чандра Маргарита Юрьевна, Сергеева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the approach of the Volgograd State Socio-Pedagogical University to the organization of quasi-professional activities of students in the framework of their preparation for the summer teaching practice. The authors define the role of instructional briefings in such training. The data of surveys pointing to the effectiveness of the proposed approach are given.

Текст научной работы на тему «Квазипрофессиональные инструктивные сборы как условие качественной подготовки студентов к летней педагогической практике»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2. Каптерев П.С. Детская и педагогическая психология. М.: НПО: МОДЭК, 1999.

3. Слободчиков В.И. Психологическая антропология и современное образование // Педагогическая наука и образование. 2014. № 3. С. 112-116.

4. Степашко Л.А. Философия образования: онтологический аспект. Хабаровск: ХГПУ, 2002.

5. Степин В.С. Типы научной рациональности и синергетическая парадигма // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2013. № 4. С. 45-59.

6. Фуко М. Археология знания / пер. с фр. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой. СПб., 2004.

7. Энциклопедия эпистемологии и философии

науки / сост. И.Т. Касавин. М., 2009.

* * *

1. Inishev I.N. Fenomenologicheskaja germenev-tika v media-teoreticheskoj perspektive // Vopr. filo-sofii. 2014. № 34. S. 153-162.

2. Kapterev P.S. Detskaja i pedagogicheskaja psihologija. M.: NPO: MODJeK, 1999.

3. Slobodchikov V.I. Psihologicheskaja antro-pologija i sovremennoe obrazovanie // Pedagogicheskaja nauka i obrazovanie. 2014. № 3. S. 112-116.

4. Stepashko L.A. Filosofija obrazovanija: onto-logicheskij aspekt. Habarovsk: HGPU, 2002.

5. Stepin V.S. Tipy nauchnoj racional'nosti i si-nergeticheskaja paradigma // Slozhnost'. Razum. Post-neklassika. 2013. -№ 4. S. 45-59.

6. Fuko M. Arheologija znanija / per. s fr. M.B. Ra-kovoj, A.Ju. Serebrjannikovoj. SPb., 2004.

7. Jenciklopedija jepistemologii i filosofii nauki / sost. I.T. Kasavin. M., 2009.

Practice as a resource

for the development of higher education

The article considers the theoretical foundations of the use of practices in the educational environment of higher education. The author claims that, in modern education, priority should be given to the personal initiative of the student, his cognitive initiative, the ability to realize knowledge in the educational and scientific process, as well as to creativity and team types of work. The author indicates that involvement of students into active learning in higher education presupposes the use of appropriate methods that should contribute to the expansion of the educational process into anthropological practice - the practice of developing the human in man.

Key words: practice, anthropological practice, educational process, human agency, thinking practices.

(Статья поступила в редакцию 11.09.2018)

О Чандра М.Ю., Сергеева Е.В., 2018

м.Ю. чандра, е.в. Сергеева

(волгоград)

КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

инструктивные сборы как условие качественной Подготовки студентов к летней педагогической практике*

Представлен подход Волгоградского государственного социально-педагогического университета к организации квазипрофессиональной деятельности студентов в рамках их подготовки к летней педагогической практике. Определена роль инструктивных сборов в такой подготовке. Приведены данные опросов, свидетельствующих о результативности предложенного подхода.

Ключевые слова: вожатый, педагогическая подготовка, квазипрофессиональная деятельность.

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) существенно повышается доля практической подготовки студентов к решению задач будущей профессиональной деятельности. В процессе обучения студент бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» должен быть включен в систему учебных и производственных практик, направленных на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. В логике требований ФГоС Во в обязательном порядке предполагается прохождение студентом летней педагогической производственной практики в качестве вожатого временного детского объединения. Местом ее проведения являются детские загородные оздоровительные лагеря.

особенностью летней педагогической практики является то, что студент одновременно осваивает две роли, первая из которых -роль практиканта, приобретающего новые знания, умения и личностный профессиональный опыт, а вторая - роль работающего педагога, несущего полную ответственность за выполнение своих должностных обязанностей.

* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Выполняя вторую роль, студенты становятся полноправными членами трудового коллектива детского оздоровительного лагеря: «...принимаются на работу, вступают в реальные трудовые отношения со всеми службами и работниками лагеря, получают заработную плату и несут полную административную и юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей, а также - ответственность морально-этическую и профессиональную за организацию интересной развивающей жизнедеятельности вверенных им детей и детских коллективов» [5, с. 273]. Получается, что для студента-практиканта летняя производственная педагогическая практика - это первый реальный трудовой опыт будущей профессиональной деятельности, успешность которого во многом зависит от того, насколько эффективно организован процесс подготовки студента к работе вожатым в детском оздоровительном лагере.

Анализ педагогической литературы [2; 3; 5] и наши собственные исследования позволяют сделать вывод о том, что существующая в вузах система организации процесса подготовки студента к прохождению летней педагогической практики недостаточно эффективна. Наблюдается отрыв этого процесса от реальных условий детского оздоровительного лагеря, в котором предстоит трудиться практиканту.

Проблемной областью является и то, что значительная часть современных студентов (30-40%) в детстве никогда не были в оздоровительном лагере и имеют только общие представления о той атмосфере, которая царит в различные периоды лагерной смены. Об этом свидетельствуют результаты проведенных в ведущих педагогических вузах мониторинговых обследований, опубликованные в рецензируемых изданиях [2; 3].

Изменение ситуации возможно при внедрении в процесс подготовки к летней педагогической практике наряду с освоением блока психолого-педагогических дисциплин звена-посредника между учебной и профессиональной деятельностью. Формой организации такого звена могут выступить инструктивные сборы [5].

Инструктивные сборы, по мнению ученых (С.К. Кудряшова, Н.Ю. Сосунова, Н.И. Тихо-ненков и др.), являются непременным элементом в системе подготовки вожатских кадров [1; 3-5]. Реализация учебной практики в форме инструктивных сборов «способствует подготовке квалифицированных педагогических кадров, готовых к организации и проведению воспитательной работы в условиях системы детских оздоровительных лагерей», обес-

печивает формирование у студента умений «устанавливать и поддерживать конструктивные деловые и личные отношения с коллегами (напарниками), решать конфликты и находить стратегии выхода из сложных педагогических ситуаций в условиях лагеря, проводить самоанализ педагогической деятельности, а также коррекцию своего поведения в зависимости от конкретной ситуации» [1, с. 7].

В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГСПУ) начиная с 2012 г. инструктивные сборы введены в качестве обязательного элемента подготовки студентов второго курса бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» к летней педагогической практике. Участие студентов в инструктивных сборах официально закреплено в учебных планах, согласно которым они освобождаются от иных учебных занятий. общая нагрузка для студентов составляет 36 учебных часов.

Инструктивные сборы мы рассматриваем как ограниченный во времени отрезок жизни коллектива, событие, в котором студенты и организаторы инструктивных сборов живут повышенно интенсивной, напряженной совместной жизнью в условиях, максимально приближенных к реалиям предстоящей педагогической практики в летнем оздоровительном лагере. Именно поэтому в рамках инструктивных сборов организуется квазипрофессиональная деятельность студентов.

К настоящему времени в ВГСПУ приобретен положительный опыт проведения инструктивных сборов в разных форматах:

• выездных инструктивных сборов, организуемых на базе спортивно-оздоровительного лагеря ВГСПУ «Марафон» согласно утвержденному графику в четыре потока;

• стационарных инструктивных сборов, организуемых на базе главного учебного корпуса ВГСПУ в течение трех учебных сессий (недель) с понедельника по субботу, двумя потоками (сменами) (по временной продолжительности такие сборы составляют 3 учебные пары (6 часов) ежедневно для каждой подгруппы (с 08:00 ч. до 13:00 ч. и с 13:30 ч. до 18:10 ч.)).

Программа инструктивного сбора представляет собой 6-дневное погружение в условия предстоящей летней практики. Логика ее проведения предполагает:

1) полное (в условиях выездных инструктивных сборов) или частичное (в условиях их стационарного проведения) моделирование реальных условий детского оздоровительного лагеря, в которых студент кратковременно в интенсивном режиме проживает все этапы ла-

герной смены: организационный, основной, итоговый;

2) проведение педагогических мастерских по вожатскому делу, в рамках которых студенты овладевают формами и методами оздоровительной и воспитательной работы с детьми и подростками; разрабатывают и педагогически обосновывают режим лагерной смены; моделируют ситуации соблюдения ритуалов детского оздоровительного лагеря; разучивают детские песни и музыкально-песенные игры и др. [5] (педагогические мастерские - «Педагогика лагеря», «Мастер сцены», «Танцуем вместе», «Игротека вожатого», «Песни лета», «оформительство», «Вечерние огоньки», «Психология детства», «Нормы права», «Безопасность жизнедеятельности», «Этика вожатого», «Первая помощь», «Отрядные КТД», «Символика и ритуалы детского лагеря», «Непростые ситуации» - ведут «преподаватели-мастера» кафедры педагогики ВГСПУ и приглашенные специалисты (старшие воспитатели, методисты, вожатые), имеющие богатый опыт педагогической деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря).

Многолетний опыт организации инструктивных сборов в ВГСПУ свидетельствует об эффективности данной формы работы по ряду обстоятельств.

• Во-первых, обеспечивается полное погружение студента в практическую деятельность, моделирующую профессиональную. Режим жизнедеятельности студента в рамках инструктивных сборов предполагает одновременное проживание студентами сразу двух ролей: детей в отряде с полноценным режимом лагерной смены и тех, кто обучается вожат-скому мастерству. Соответственно, у студентов в период инструктивных сборов появляется возможность как приобрести практический опыт работы вожатого в условиях, максимально приближенных к условиям детского оздоровительного лагеря, так и составить свой собственный взгляд на жизненные ситуации в отряде, с которыми может сталкиваться ребенок.

• Во-вторых, у студента появляется возможность трансформировать ранее приобретенные теоретические знания и практические умения из дисциплин психолого-педагогической направленности применительно к предстоящей лагерной практике.

• В-третьих, формируются положительная мотивация студентов к прохождению летней воспитательной практики и ответственное отношение к предстоящей работе с детьми и подростками в условиях лагеря.

КИЕ НАУКИ -

• В-четвертых, инструктивные сборы способствуют развитию у студента творческих, коммуникативных и организаторских умений.

• В-пятых, в рамках инструктивных сборов осуществляется коррекция личностных качеств и межличностных отношений в коллективе, формируется умение устанавливать взаимодействие с разными субъектами воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере.

• В-шестых, режим жизнедеятельности инструктивных сборов содействует принятию студентом ценностей здорового образа жизни.

Роль инструктивных сборов мы видим в реализации данной формой обучения следующих функций в системе подготовки студентов к прохождению летней педагогической практики в условиях детского загородного оздоровительного лагеря.

Квазипрофессиональная функция заключается в моделировании в рамках инструктивных сборов отрезка лагерной смены, создании условий и ситуаций, максимально приближенных к жизни в традициях летнего лагеря (зарядка, линейка, общелагерные мероприятия, отрядное время, планерки вожатых и др.). Данная функция инструктивных сборов обеспечивает студентам возможность гибкого перехода от собственно учебной деятельности в мир профессиональной культуры, позволяет попробовать себя как в роли вожатого, так и в роли ребенка еще до момента выхода на практику в детский оздоровительный лагерь.

Образовательная функция обеспечивает студентам возможность актуализировать знания и умения, полученные в ходе освоения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др., осмыслить значение их практического применения, а также усвоить новые знания и приобрести опыт вожатской деятельности.

Мотивационная функция способствует становлению у студента смыслообразующих профессиональных мотивов, развитию профессионально важных качеств, профессионального мышления, а также эмоционально-волевой регуляции.

Социальная функция способствует подготовке студента к взаимодействию с разными субъектами воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере, к организации социально значимой досуговой деятельности детского коллектива, решению вопросов организации образовательно-оздоровительного процесса на основе целеполагающих элементов и традиций лагерной смены.

известия вгпу

Эффективность проведения инструктивных сборов помимо традиционных отзывов студентов, собираемых сразу после окончания финального (вечернего) мероприятия, фиксируется также с помощью анкеты. Анкета размещена в группе информационно-методической поддержки в социальной сети «ВКонтакте». Заполнение анкеты добровольное, в 2018 г. ее заполнили 353 студента (68% от всех принявших участие в инструктивных сборах).

Студенту предлагается ответить на ряд высказываний, в том числе позволяющих дать оценку качеству подготовки к вожатской практике (см. рис. ниже). Так по высказыванию 1 «Активное участие в ИС формирует профессиональные компетенции будущего педагога» ответы распределились следующим образом: 97,5% студентов поддержали данное высказывание и только 2,5% выбрали вариант «нет, не совсем так».

По высказыванию 2 «Мастерские вожатого помогли мне обрести уверенность в успешном прохождении производственной практики» 94,6 % студентов выбрали поддерживающие высказывание варианты ответов «Да, абсолютно верно» и «Да, мне кажется, это так».

В высказывании 3 студентам предлагалось оценить успешность развития у них талантов и способностей во время квазипрофессиональной деятельности (моделирования общелагерных мероприятий). Большинство (85,6%) студентов подтвердили, что подготовка к таким мероприятиям и участие в них во время инструктивных сборов позволили им раскрыться.

Отдельного внимания заслуживает высказывание 4 «Инструктивные сборы сформировали представление о том, чем я должен заниматься с детьми в лагере». оно было поддержано 98% студентов, что свидетельствует о достижении поставленных образовательных целей.

Высказывание 5 было направлено на выяснение востребованности предыдущей педагогической подготовки («На инструктивных сборах я использовал компетенции, приобретенные на дисциплине "Педагогика"»). Данное высказывание поддержало 90,1% студентов, принявших участие в опросе. Следует отметить, что инструктивные сборы проходят в конце изучения раздела «Теория воспитания».

У студентов также была возможность выбрать самые важные вожатские мастерские. В топ-5 попали такие мастерские, как «Игротека вожатого» (10,1%), «Особые ситуации» (9,4%), «Отрядные КТД» (9,4%), «БЖД в лагере» (8,6%) и «Вечерние огоньки» (8,1%).

Сходные результаты были показаны и в ходе мониторинга, проводимого Федеральным координационным центром подготовки и сопровождения вожатских кадров (Москва) в июле 2018 г. для студентов-практикантов в пришкольных лагерях. Один из вопросов был направлен на оценку эффективности подготовки к летней воспитательной практике («Была ли полезной прошедшая Вами подготовка по программе модуля "Основы вожатской деятельности" для прохождения практики в пришкольном лагере?»). Студенты ВГСПУ (22 чел.),

распределение ответов студентов на высказывания (шкала одобрения)

уже прошедшие летнюю практику на тот момент, принимали участие в этом опросе, их ответы распределились следующим образом: 20 студентов (90,1%) студентов выбрали ответ «Все знания и навыки, полученные в процессе подготовки оказались полезны в полном объеме» и только 2 студента отметили, что полезными оказались только некоторые разделы программы.

В подтверждение приведем несколько цитат из отзывов, полученных от студентов по итогам прохождения выездных инструктивных сборов на базе оздоровительного лагеря ВГСПУ «Марафон», которые оказались особенно полезными для ребят, не имевших опыта отдыха в детских оздоровительных лагерях в качестве воспитанника.

• Я впервые оказалась в лагерной обстановке. Если раньше я не имела представления о том, что такое вожатый, то сейчас я уезжаю с чувством уверенности, осознанием того, что я справлюсь со своей работой в лагере на ура! Спасибо всем преподавателям и вожатым. Вы так много для нас делаете!

• Эта поездка дала мне очень многое. Я никогда не была в лагере, а теперь имею хоть какое-то представление об этом месте. Теперь хочется узнавать еще больше лагерных традиций, песен, игр. Творческие мастерские внесли огромный вклад в развитие моей педагогической копилки. Мне очень понравилось здесь, потому что нас окружал заботливый коллектив старших вожатых, организаторов-педагогов, поваров. Очень приятная атмосфера. Через это должен пройти каждый студент. Спасибо за яркие впечатления!

• Понравились различные игры на открытом воздухе. К концу 3-го дня я адаптировалась ко всему. Я буду скучать по лагерю и ребятам. Я узнала много нового на творческих мастерских, осталось только все оформить перед лагерем. Спасибо всем, кто организовал эти сборы. Я ни разу не была в лагере, но теперь я поняла всю суть этого места. У меня много впечатлений и положительных эмоций.

• Очень понравилось! Веселая учеба + обстановка лагеря. Мы многому научились на творческих мастерских, а на мероприятиях научились быть активными. Спасибо!

В заключение отметим, что инструктивные сборы в системе подготовки студентов к летней педагогической практике являются связующим элементом между учебной и профессиональной деятельностью и могут быть успешно реализованы при соответствующей подготовке преподавателей к организации этой формы работы.

кие науки -

Список литературы

1. Кудряшова С.К., Кижаева Д.В., Сорокина Т.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к летней практике в детском оздоровительном лагере [Электронный ресурс] // Науковедение: интер-нет-журн. 2015. № 2(7). URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/10PVN215. DOI: 10.15862/10PVN215 (дата обращения: 16.09.2018).

2. Николаева Л.Н., Сосунова Н.Ю. Проблемы совершенствования системы подготовки студентов к летней педагогической практике // Академ. вестн. 2018. № 1(39). С. 41-45.

3. Опфер Е.А., Романов С.В. Летняя воспитательная практика в системе профессиональной подготовки учителя [Электронный ресурс] // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. 2016. № 3 (46). URL: http://grani.vspu.ru/files/pub lics/l4657582l0.pdf (дата обращения: 19.09.2018).

4. Сосунова Н.Ю., Николаева Л.Н. Выездной семинар как элемент подготовки студентов к летней педагогической практике // Человек и образование. 2018. № 1(54). С. 64-70.

5. Тихоненков Н.И. Технологические основы подготовки студентов к летней воспитательной практике в детских оздоровительных лагерях [Электронный ресурс] // Грани познания. 2015. № 7(41). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/l4433787l9.pdf

(дата обращения: 24.09.2018).

* * *

1. Kudrjashova S.K., Kizhaeva D.V., Soroki-na T.N. Podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza k letnej praktike v detskom ozdorovitel'nom lagere [Jelektronnyj resurs] // Naukovedenie: internet-zhurn. 2015. № 2(7). URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/10PVN215. DOI: 10.15862/10PVN215 (data ob-rashhenija: 16.09.2018).

2. Nikolaeva L.N., Sosunova N.Ju. Problemy sovershenstvovanija sistemy podgotovki studentov k letnej pedagogicheskoj praktike // Akadem. vestn. 2018. № 1(39). S. 41-45.

3. Opfer E.A., Romanov S.V. Letnjaja vospi-tatel'naja praktika v sisteme professional'noj podgo-tovki uchitelja [Jelektronnyj resurs] // Grani pozna-nija: jelektron. nauch.-obrazovat. Zhurn. 2016. № 3 (46). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/l465 7582l0.pdf (data obrashhenija: 19.09.2018).

4. Sosunova N.Ju., Nikolaeva L.N. Vyezdnoj seminar kak jelement podgotovki studentov k letnej pedagogicheskoj praktike // Chelovek i obrazovanie. 2018. № 1(54). S. 64-70.

5. Tihonenkov N.I. Tehnologicheskie osnovy podgotovki studentov k letnej vospitatel'noj praktike v detskih ozdorovitel'nyh lagerjah [Jelektronnyj resurs] // Grani poznanija. 2015. № 7(41). URL: http:// grani.vspu.ru/files/publics/l4433787l9.pdf (data obrashhenija: 24.09.2018).

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Quasi-professional instructive briefings as a condition for high-quality preparation of students for summer teaching practice

The article presents the approach of the Volgograd State Socio-Pedagogical University to the organization of quasi-professional activities of students in the framework of their preparation for the summer teaching practice. The authors define the role of instructional briefings in such training. The data of surveys pointing to the effectiveness of the proposed approach are given.

Key words: counselor, pedagogical training, quasiprofessional activity.

(Статья поступила в редакцию 15.10.2018)

в.г. малахова

(волгоград)

воспитательная ПРАКТИКА студентов в организациях отдыха детей КАК ПРофориентационная деятельность*

Рассматривается профориентационная роль педагогической воспитательной практики в организациях детского отдыха, дается анализ профессионально-педагогической подготовки будущих вожатых для работы с детьми в условиях летнего лагеря.

Ключевые слова: воспитательная практика, вожатый, профессиональный выбор, педагогическая профессия, детский оздоровительный лагерь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производственная практика студентов в педагогических вузах является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих педагогов. Именно в процессе практической деятельности развиваются столь необходимые педагогу коммуникативные, дидактические, перцептивные, организаторские способности, которые впоследствии способствуют формированию аксиологического, техно-

* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».

логического и личностно-творческого компонентов профессиональной педагогической культуры.

В учебном плане подготовки бакалавров Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) на собственно прохождение педагогической производственной (воспитательной) практики отводится 216 часов (или 6 зачетных единиц). Традиционно производственная педагогическая (воспитательная) практика для студентов проводится в летнее время, в период школьных каникул в организациях отдыха детей. Ноу-хау университета в подготовке вожатых, имеющей более чем сорокалетнюю историю, является проведение инструктивных сборов, на которых будущие вожатые получают системную подготовку в вопросах нормативно-правовых основ деятельности вожатого, профессиональной этики, вожатского мастерства. Студенты, успешно освоившие курс подготовки на инструктивных сборах, получают сертификат и допускаются к работе с детьми в летнем лагере в качестве вожатого.

Значительный опыт, накопленный педагогами ВГСПУ в процессе многолетней системной работы по подготовке вожатых, нашел свое отражение в ряде статей, посвященных анализу данного направления работы. Определению места и роли летней воспитательной практики в системе профессиональной подготовки учителя посвящена статья С.В. Романова и Е.А. Опфер [4]. Летняя практика выступает в данной статье как один из необходимых и значимых элементов в становлении личности будущего учителя. Деятельность вожатого рассматривается через призму профессиональных компетенций, формируемых у студентов-бакалавров. В статье Н.И. Тихоненкова «Технологические основы подготовки студентов к летней воспитательной практике в детских оздоровительных лагерях» инструктивные сборы выступают в качестве одной из форм подготовки студентов к практике в детских оздоровительных лагерях как квазипрофессиональной деятельности, дается подробное технологическое описание организации и проведения данной эффективной формы практической подготовки студентов к осуществлению первой профессиональной педагогической деятельности в качестве вожатых и воспитателей [5]. Одним из важнейших аспектов подготовки педагога является вопрос обратной связи вуза и подготовленных специалистов-

О Малахова В.Г., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.