Научная статья на тему 'Организационно-методическое сопровождение педагогической практики студентов на базах загородных детских центров'

Организационно-методическое сопровождение педагогической практики студентов на базах загородных детских центров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ВОЖАТЫЙ / ЗАГОРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сомкина Мария Александровна

В статье представлен анализ основных подходов к организации педагогической практики, обосновывается ее необходимость в системе профессионального становления будущего педагога. Подробно описаны цели и задачи, этапы и содержание деятельности студентов в период прохождения практики на базах учреждений, организаций отдыха и оздоровления детей и подростков. Дается характеристика заданий и методических рекомендаций по их исполнению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сомкина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisational and methodological support of students in the process of teaching practice on the bases of suburban children’s centres

The article presents an analysis of the main approaches to the organisation of pedagogic practice, substantiates its necessity in the system of professional development of the future pedagogue. The purposes and tasks, stages and the maintenance of activity of students during practical training on bases of establishments, the organisations of rest and improvement of children and teenagers are described in detail. The characteristic of the tasks and the methodical recommendations on their implementation is given.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическое сопровождение педагогической практики студентов на базах загородных детских центров»

УДК 329.78

Сомкина Мария Александровна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет mariasomkina@ksu.edu.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ НА БАЗАХ ЗАГОРОДНЫХ ДЕТСКИХ ЦЕНТРОВ

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ. Проект № 27.12892.2018/12.1

В статье представлен анализ основных подходов к организации педагогической практики, обосновывается ее необходимость в системе профессионального становления будущего педагога. Подробно описаны цели и задачи, этапы и содержание деятельности студентов в период прохождения практики на базах учреждений, организаций отдыха и оздоровления детей и подростков. Дается характеристика заданий и методических рекомендаций по их исполнению.

Ключевые слова: педагогическая практика, вожатый, загородный детский центр, профессиональная подготовка, обучающийся.

] щ инамично развивающаяся система выс-I I шего образования характеризуется зна-/ И чительными изменениями в содержании процесса обучения студентов, поиском, отработкой и внедрением форм и методов организации учебной деятельности, способствующих формированию и развитию личностно-профессиональной компетентности будущего педагога, профессиональной позиции, выбору индивидуального стиля профессиональной деятельности, включенности в систему социокультурных отношений и др.

Актуальность разработки системы непрерывной профессиональной практики обуславливается необходимостью модернизации системы педагогического образования, связанной с новыми образовательными тенденциями:

- обеспечения взаимосвязи академической и прикладной подготовки обучающихся в соответствии с Федеральным государственным стандартом и стандартом профессиональной деятельности;

- приведения основных образовательных программ по направлению подготовки «Педагогическое образование» в соответствие с стандартом профессиональной деятельности педагога;

- уменьшения разрыва между профессиональной подготовкой и будущей педагогической деятельностью.

- увеличения практико-ориентированных форм организации образовательной деятельности обучающихся;

- консолидации ресурсов образовательных и иных организаций развития новых форм взаимодействия, в том числе сетевых;

- внедрения учебно-методических комплексов практик в соответствии с требованиями к основным видам профессиональной деятельности педагога.

Профессиональная практика является неотъемлемой частью всей системы профессиональной подготовки обучающихся, особенностью которой является поэтапное усложнение профессиональной деятельности студента, рост его навыков

и умений при переходе от одного вида практики к другому, профессионализация деятельности «обучение через участие».

При наличии значительной содержательной и организационной специфики вся система непрерывной профессиональной практики подчинена общим принципам ее построения и реализации.

Принцип последовательности, который требует, что каждая практика включала в себя освоение новых видов профессиональной деятельности, приобретение умений и навыков, которые базируются на освоенных знаниях и приобретенном опыте в ходе прохождения предыдущих практик.

Принцип субъектности, предполагает возрастание уровня самостоятельности и активности студента в ходе практик, изменение его позиции с учетом расширения пространства освоенного профессионального опыта.

Принцип взаимного сотрудничества, указывает на содержательный и организационный характер взаимодействия, взаимообязательств, системы договорных отношений администрации университета с администрацией учреждений, являющихся основными базами практик студентов.

Принцип связи теоретических и практических компонентов подготовки к практике. Данный принцип обусловливает соотнесение и взаимоучет развития теоретических представлений студента о будущей профессии и накопления практического опыта реализации профессиональных функций.

Принцип проблемности, заключающийся в том, что формируемые компетенции по изучаемому модулю сначала должны вызвать у студента затруднения деятельностного характера, которые затем преодолеваются в ходе изучения дисциплин модуля в рамках теоретического обучения. В ходе практики студент должен сформировать «свой» список педагогических проблем и задач, с которыми он столкнулся. Именно работа с такими «списками» обучающихся будет основной в ходе реализации теоретического обучения. По окончанию изучения

© Сомкина М.А., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

217

модуля студент обязан продемонстрировать построение нового профессионального действия на основе рефлексии своих действий с учетом результатов предшествующей практики и теоретического изучения модуля [2].

В соответствии с этим можно обозначить стратегическую цель системы непрерывной практики обучающихся, которая может быть сформулирована следующим образом: «Содействие становлению универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся, которые способствуют становлению профессиональной педагогической позиции, овладению профессиональной культурой на основе освоения разнообразных способов педагогической деятельности».

Особое место в системе профессионального становления будущих педагогов отводится летней педагогической практике в роли вожатого временного детского коллектива в условиях загородного детского центра. Эта практика обладает огромным потенциалом в формировании профессиональных педагогических компетенций, связанных с организацией воспитательной работы и культурно-до-суговой деятельности, индивидуальной работы с ребенком, психолого-педагогического сопровождения летних программ отдыха и оздоровления детей и подростков группы риска и др.

Целью летней педагогической практики является отработка у студентов профессиональных умений и навыков работы в качестве вожатого с временным детским объединением в организациях и учреждениях отдыха и оздоровления для детей и молодежи.

В качестве базы практики могут выступить пришкольные площадки при образовательных организациях и загородные детские оздоровительные центры. На базе практики должен быть специалист, имеющий опыт и выполняющий обязанности/функции вожатого. Студент на объекте практики выступает в качестве вожатого детского объединения (отряда).

За время практики студент:

1) знакомится с деятельностью ЗДОЦ, профильной площадкой отдыха и оздоровления с дневным пребыванием;

2) составляет индивидуальную программу и план собственной деятельности как вожатый детского коллектива;

3) занимается практической воспитательной работой (проводит дела в своем коллективе, готовит и организует праздники, порученные ему заместителем директора учреждения, организации по воспитательной работе, проводит индивидуальные и групповые беседы, помогает подопечным адаптироваться в условиях учреждения, организации и т.д.);

4) анализирует вместе с напарником, методистом и заместителем директора организации свою педагогическую деятельность;

5) анализирует динамику коллективообразо-вания в детском коллективе, составляет методические разработки мероприятий во временном коллективе, апробирует и анализирует усвоенные в ходе обучения педагогические средства (работа с одной категорией детей или подростков), управление педагогическим процессом во временном детском коллективе, развитие творческих умений определенной возрастной категории и т. п.

Организационно педагогическая практика представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов.

Подготовительный этап, предполагает определение баз для прохождения практики студентами, координацию усилий по организации практики с администрацией загородного детского центра, определение руководителей практики и распределение студентов по загородным оздоровительным и пришкольным лагерям. В рамках подготовки к летней практике для студентов организуется «Ярмарка вакансий». Это творческая встреча, в рамках которой студент самостоятельно делает выбор загородного детского центра и смены.

Основными задачами деятельности студента на данном этапе становятся изучение нормативно-правовой документации, регламентирующей работу вожатого, педагога-организатора, анализ деятельности загородного детского центра/пришкольной площадки, анализ имеющегося опыта реализации программы воспитательной работы и организации воспитательных, коллективно-творческих дел, отбор диагностического инструментария для проведения исследования процесса кол-лективообразования и др.

Таким образом, к моменту выхода на базу практики студент должен: знать систему организации и планирования работы в детском оздоровительном лагере, нормативно-правовые основы, особенности работы отрядного вожатого; уметь составлять планы воспитательной работы на лагерную смену и на каждый день, разрабатывать содержание культурно-досуговых мероприятий.

Основной этап соответствует периоду смены. Содержание деятельности вожатого включает в себя: корректировку индивидуальной программы и плана собственной деятельности; участие в планировании деятельности лагеря и педагогического коллектива; реализацию программы воспитательной работы (проведение дел в своем коллективе, подготовка и организация общелагерных праздников, порученных заместителем директора ЗДОЦ по воспитательной работе, проведение индивидуальных и групповых бесед, помощь подопечным адаптироваться в условиях ЗДОЦ и т.д.); организацию индивидуальной работы с детьми; анализ вместе с педагогическим коллективом собственной педагогической деятельности; участие в разрешении педагогических ситуаций; коррекцию программы

отрядной работы; стимулирование деятельности ребенка и детского коллектива.

Данный этап, в большей степени направлен на формирование профессиональных компетенций вожатого.

Завершающий этап, предполагает многоаспектный анализ результатов практики каждого студента: подготовку отчетной документации, презентации результатов на итоговой конференции по практике, участие в Фестивале лета.

Одним из элементов содержательного подведения итогов практики является участие студентов в Фестивале лета, где студенты демонстрируют полученный опыт работы вожатым, организуют и проводят мастер-классы для будущих вожатых, готовят доклады на круглый стол по обмену опытом в сфере вожатской деятельности, презентуют творческие номера, отражающие содержание смены и пр.

Содержание практики может включать инвариантную систему заданий, направленную на формирование готовности студента к самостоятельному проектированию и реализации профессионально-практической деятельности, и вариативную часть, ориентированную на интересы и ожидания студента, задачи, которые решает конкретная образовательная организация (учреждение) в процессе реализации проектной деятельности и т.д.

В вариативной части могут быть представлены задания, ориентированные на участие в методической, воспитательной работе, организация психолого-педагогических исследований, организация досуговой, коррекционно-развивающей деятельности и др. Перечень заданий, входящих в вариативную часть практики, не ограничен.

В систему отчетной документации по педагогической практике студентов, обучающихся на УГНП 44 «Образование и педагогические науки» входит:

1. Программа отрядной работы. Структура отрядной программы достаточно варьируема. В целом можно представить следующую логику разработки и написания программы отрядной работы:

- краткое введение к программе, где дается обоснование актуальности данной программы;

- характеристика временного детского коллектива (количественная и качественная). К количественным характеристикам относится: список отряда, возраст, группа здоровья и т.д. Качественная характеристика содержит информацию об отдельных поведенческих особенностях группы, складывающихся взаимодействиях в коллективе, наличии группировок, лидеров и аутсайдеров;

- описание целей и задач, педагогического замысла смены;

- характеристика системы самоуправления в отряде;

- план отрядной работы (для удобства в загородных детских центрах используется план-сетка,

в которой указывается дата, день недели и основное содержание деятельности вожатого),

- ожидаемые результаты программы, которые могут быть описаны как на индивидуальном уровне развития личности ребенка, так и на уровне развития коллектива в целом [3].

2. Дневник по практике. Дневник по практике является основным документом, отражающим содержание деятельности студента во время практики. Дневник по практике отражает цели на день, задачи, распорядок дня, анализ дня. Кроме того, студент-практикант проводит анализ основных периодов смены (организационного, основного, заключительного).

3. Методические разработки отрядных и общелагерных мероприятий. Методическая разработка представляет собой совокупность методических материалов, определяющих содержание, порядок и методы проведения мероприятий по теме или отдельным вопросам.

4. Анализ педагогических ситуаций. По своей сущности любая педагогическая ситуация заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно. Студентом анализируются не менее трех педагогических ситуаций. Задача студента провести подробный анализ педагогической ситуации и способов ее разрешения. Важно указывать возраст детей, вовлеченных в ситуацию.

5. Анализ динамики коллективообразования. Студенту в течение смены необходимо провести диагностику отряда (на первом этапе смены и заключительном). Для этого можно использовать любые стандартизированные методики диагностики (Социометрия, «Мой отряд» и др.). Результаты диагностики отражаются в виде диаграмм, таблиц и развернутой характеристики на основе количественного и качественного анализа результатов.

6. Самоотчет по практике. Готовится студентом на основе самоанализа деятельности и предполагает анализ усвоенных в ходе практики педагогических средств работы с детьми, подростками, выработку рекомендаций по отбору педагогических средств в работе с конкретной категорией детей. Студент может ответить на следующие вопросы: что нового, интересного и полезного для себя узнал в процессе практической деятельности; какие пробелы в знаниях помешали сделать свою работу на практике более успешной; наиболее яркие впечатления от работы; что дала практика в человеческом и профессиональном плане.

Следует отметить, что прохождению педагогической летней практике предшествует обучение по образовательной программе «Школа профессионального вожатого» (факультатив, 216 часов), целью которой является формирование у обучающихся готовности к реализации функций и основных

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

219

видов профессиональной деятельности вожатого в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков, становление профессиональных компетенций в ходе решения типовых и нестандартных задач профессиональной деятельности [1].

Таким образом, в результате прохождения практики обучающийся должен:

знать: систему организации и планирования работы с детьми в детском оздоровительном лагере; нормативно-правовые основы, специфику работы и функциональные обязанности отрядного вожатого; особенности формирования коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря и способы решения конфликтных ситуаций; способы и приемы самоанализа и др.;

уметь: эффективно применять предлагаемые формы и приемы работы в практической деятельности; определять цели и задачи деятельности отрядного вожатого, составлять план деятельности отряда на сезон, на день с учетом контингента детей, их интересов и возможностей, общего плана работы смены, специфики детского оздоровительного лагеря; составлять планы воспитательной работы на смену; выстраивать деловые и конструктивные отношения с коллегами, с руководством лагеря, с детским коллективом; организовать разнообразную деятельность (игровая, познавательная, воспитательная, охранно-защитная и т.д.) в зависимости от возраста детей, их интересов; сочетать индивидуальную, групповую, коллективную формы работы с детьми; организовать (спланировать и провести) отрядные и общелагерные мероприятия интеллектуального, развлекательного, спортивного характера; проводить индивидуальную и групповую диагностику развития детей и подростков, коллектива и др.;

владеть: навыками организации воспитательного воздействия на ребёнка с учётом его возрастных психолого-педагогических особенностей; навыками организации игровой деятельности детей и подростков, методикой организации коллективно-творческих дел, проведения индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками разных возрастных категорий, методикой проведения исследования в коллективе; методикой анализа и самоанализа, навыком решения педагогических ситуаций в условиях детского оздоровительного лагеря.

Педагогическая практика обладает огромным потенциалом в профессиональном становлении

будущего педагога и способствует формированию необходимых профессиональных и личностных компетенций; утверждению лидерской позиции; развивает коммуникативные способности, организационную и нравственную культуру; формирует ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности; формирует готовность решать типичные и нестандартные задачи профессиональной деятельности; научно-исследовательскую деятельность и др.

Библиографический список

1. ПетроваМ.С., СомкинаМ.А. Опыт подготовки педагогов-организаторов профильных площадок для детей и молодежи // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. -Т. 21. - № 3. - С. 155-157.

2. Райкина М.А. Непрерывная профессиональная практика студентов в вузе как условие формирования социального опыта будущего специалиста // Психолого-педагогическое обеспечение процесса социального становления личности в современном обществе: Сб. науч. тр. студентов и аспирантов института педагогики и психологии. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. -С. 145-148.

3. Сомкина М.А. Программа отрядной работы: методические рекомендации. - Кострома, 2017. -56 с.

References

1. Petrova M.S., Somkina M.A. Opyt podgotovki pedagogov-organizatorov profil'nyh ploshchadok dlya detej i molodezhi // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. - 2015. - T. 21. -№ 3. - S. 155-157.

2. Rajkina M.A. Nepreryvnaya professional'naya praktika studentov v vuze kak uslovie formirovaniya social'nogo opyta budushchego specialista // Psihologo-pedagogicheskoe obespechenie processa social'nogo stanovleniya lichnosti v sovremennom obshchestve: Sb. nauch. tr. studentov i aspirantov instituía pedagogiki i psihologii. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2010. - S. 145-148.

3. Somkina M.A. Programma otryadnoj raboty: metodicheskie rekomendacii. - Kostroma, 2017. - 56 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.