Научная статья на тему 'Организация и проведение летней педагогической практики в ПГСГА'

Организация и проведение летней педагогической практики в ПГСГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1546
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ВОЖАТЫЙ / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ / SUMMER TEACHING PRACTICE / RECREATION CAMP FOR CHILDREN / CAMP COUNSELOR / SKILLS / COMPETENCES / SAMARA STATE ACADEMY OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вадясова Екатерина Владимировна

В статье рассказано об опыте ПГСГА в организации и проведении летней педагогической практики; выделены три ее этапа: подготовительный (планирование и организация практики), основной (проведение практики) и заключительный (анализ итогов и реализация мер по улучшению качества подготовки). В статье указаны места, сроки проведения практики, а также описаны основные практические навыки, умения, профессиональные компетенции, приобретаемые в результате прохождения летней педагогической практики в детском оздоровительном лагере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вадясова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMER TEACHING PRACTICE MANAGEMENT IN SAMARA STATE ACADEMY OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES

The author shares her experience of summer teaching practice management. It includes three stages: preparatory (planning and arranging), main (carrying out teaching practice) and final (analyzing the results and taking steps on quality improvement). The paper informs about the location, period of summer teaching practice. It dwells upon the most important practical skills, professional competences that students acquire during teaching practice at a recreation camp.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение летней педагогической практики в ПГСГА»

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ПГСГА

SUMMER TEACHING PRACTICE MANAGEMENT

IN SAMARA STATE ACADEMY OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES

© Е.В. Вадясова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© Ye. V. Vadyasova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье рассказано об опыте ПГСГА в организации и проведении летней педагогической практики; выделены три ее этапа: подготовительный (планирование и организация практики), основной (проведение практики) и заключительный (анализ итогов и реализация мер по улучшению качества подготовки). В статье указаны места, сроки проведения практики, а также описаны основные практические навыки, умения, профессиональные компетенции, приобретаемые в результате прохождения летней педагогической практики в детском оздоровительном лагере.

The author shares her experience of summer teaching practice management. It includes three stages: preparatory (planning and arranging), main (carrying out teaching practice) and final (analyzing the results and taking steps on quality improvement). The paper informs about the location, period of summer teaching practice. It dwells upon the most important practical skills, professional competences that students acquire during teaching practice at a recreation camp.

Ключевые слова: летняя педагогическая практика; детский оздоровительный лагерь; вожатый; навыки; умения; компетенции; Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.

Keywords: summer teaching practice; recreation camp for children; camp counselor; skills, competences; Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

В профессиональной подготовке будущих педагогов особое место принадлежит летней педагогической практике, которая является первым этапом их самостоятельной педагогической деятельности. Педагогическая практика в летний период, проводимая с отрывом от учебных занятий, максимально приближена к профессиональной деятельности. Она обеспечивает единство теоретической подготовки будущих педагогов с их практической педагогической деятельностью в образовательном учреждении; дает возможность студентам реализовать профессиональный и личный потенциал, развить и закрепить знания, умения и навыки работы с детьми разного возраста в условиях временного детского коллектива.

Летняя педагогическая практика является важнейшим звеном в системе непрерывной педагогической практики студентов, ставя их перед необходимостью творчески организовывать воспитательную работу с детьми во внешкольных условиях, сознательно используя при этом професси-

ональные знания и умения. Она является подготовкой к педагогическим практикам, запланированным на более старших курсах. Когда студенты приходят на практику в образовательные учреждения, они уже умеют общаться с детьми, строить взаимоотношения с коллегами, владеют умениями, навыками организации воспитательной работы с учащимися. Таким образом, студенты могут сконцентрировать свое внимание непосредственно на преподаваемом предмете и успешнее овладевать на практике методикой преподавания.

Практика организуется и проводится на основании Положения о порядке проведения практики студентов ПГСГА от 20.11.2012 № 110-ок и в строгом соответствии с учебным планом по соответствующей образовательной программе.

Педагогическая практика в детском оздоровительном лагере является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5 Учебная и производственная практики» федерального государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование (профили: «Психология и социальная педагогика», «Психология образования»); 050100.62 Педагогическое образование (профили: «Русский язык и Литература», «Начальное образование и Информатика», «Начальное образование и Иностранный язык», «Дошкольное образование», « узыкальное образование», « и-ровая художественная культура», «Изобразительное искусство», «Экономика», «Физическая культура», «Информатика и Иностранный язык», «Информатика», « ате-матика и Информатика», «Физика и Информатика», «Иностранный язык», «История и Обществознание», «Экономика», «Биология» и «География», «Биология» и «Химия», «Культурологическое образование» и «Иностранный язык»). Продолжительность летней педагогической практики студентов, обучающихся по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование составляет 4 недели (6 зачетных единиц), по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование - 3 недели (4,5 зачетные единицы).

Работа ПГСГА по подготовке к проведению летней педагогической практики студентов носит комплексный и динамичный характер. ы исходим из того, что готовность ПГСГА к проведению летней педагогической практики представляет собой сложный процесс, результат которого зависит от соответствия условий организации и проведения практики нормативным требованиям ФГОС ВПО, интересам, потребностям детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) и профессионально-личностным ожиданиям студентов.

Подготовка ПГСГА к проведению летней педагогической практики представляет собой цикл, включающий подготовительный этап (планирование и организация практики), основной (проведение практики) и заключительный этап (анализ итогов и реализация мер по улучшению качества подготовки).

В подготовительный период летней педагогической практики осуществляется система различных по содержанию, характеру и уровню мероприятий:

- определение базовых детских оздоровительных лагерей, заключение договоров с администрацией детских оздоровительных лагерей;

- распределение студентов по детским оздоровительным лагерям;

- изучение курса по выбору «Специфика воспитательной работы в детском оздоровительном лагере»;

- работа «Школы вожатского мастерства», организуемая на базе ПГСГА;

- самостоятельная работа студентов по составлению и сбору методической копилки, в которую входят: игры (различной направленности), считалки, загадки, названия отрядов и девизы, разработки отрядных и общелагерных мероприятий;

- встреча-беседа студентов с администрацией и сотрудниками детских оздоровительных лагерей, в которых им предстоит пройти практику; знакомство студентов с базовыми детскими оздоровительными лагерями;

- проведение установочных конференций на факультетах;

- семинары по подготовке студентов для работы в конкретном ДОЛ.

В ходе практики студенты знакомятся с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями, обычаями, предшествующим опытом лагеря. Они осуществляют психолого-педагогическое изучение детей, планирование и организацию воспитательной работы; осваивают специфические особенности работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря; участвуют в разнообразной методической работе.

Жизнь и работа в лагере носят циклический характер. Каждая лагерная смена - новый цикл, в рамках которого обнаруживаются четко выраженные периоды, имеющие свою специфику, обусловленную динамичностью жизни отряда, интенсивностью общения и совместной деятельностью, особенностями их характера и содержания. Такие периоды условно обозначаются как организационный, основной и заключительный.

В результате прохождения летней практики в ДОЛ обучающийся должен приобрести практические навыки, умения, профессиональные компетенции (см. табл. 1).

Таблица 1

Практические навыки, умения, профессиональные компетенции, формируемые во время летней педагогической практики

Этапы Содержание практики Практические умения и навыки, компетенции, формируемые на данном этапе Формы текущего контроля

Организационный - организация заезда детей, регистрация; - знакомство воспитанников друг с другом, педагогами, с условиями лагеря и требованиями к организации жизнедеятельности в нем; - выработка плана жизнедеятельности в отряде; - выявление потребностей, интересов, способностей воспитанников; - формирование органов самоуправления; - планирование перспектив жизнедеятельности детей в отряде и лагере; - благоустройство жилых помещений и территории отряда; - подготовка к открытию лагерной смены - уметь определять цель и задачи оздоровительной и воспитательной работы с детьми и подростками в ДОЛ (ОПК-1; ПК-2); - уметь осуществлять планирование оздоровительной и воспитательной работы на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей (ОК-1, 13; ОПК-2; ПК-8); - уметь устанавливать педагогически правильные отношения с детьми (ОК-3, 7; ПК-6); - уметь отбирать и применять методики диагностики социально-психологического климата в отряде (ПК-3) - запись в дневнике практики о целях и задачах работы с отрядом на смену; - информация о ДОЛ, о своем отряде; - план-сетка оздоровительной и воспитательной работы на лагерную смену; - изучение психологической атмосферы в коллективе

Основной - реализация программы воспитательной деятельности вожатого; - организация и включение детей в различные виды деятельности; - проведение коллективных творческих дел; - деятельность профильных детских объединений по интересам; - корректировка норм общения, поведения, отношений и деятельности; - руководство функционирующими в отряде органами самоуправления - уметь создавать условия для развития самодеятельности детей и подростков; организации самоуправления в коллективе (ОПК-5); - уметь организовывать разнообразную деятельность детей и подростков (ОПК-5); - уметь проектировать интеллектуально-познавательные игры и игровые программы, использовать технологию игрового сюжетно-ролевого моделирования (ОПК-5); - уметь устанавливать педагогически правильные отношения с детьми (ОК-3, 7; ПК-6); - уметь составлять сценарий воспитательного мероприятия (ОПК-5); - уметь корректировать нормы общения, поведения, отношений и деятельности (ПК-2) - запись в дневнике практики краткого содержания и анализа проделанной работы; - методическая разработка воспитательного сценария; - самоанализ воспитательного мероприятия; - материалы фото- и видеофиксации интересных и значимых моментов жизнедеятельности лагеря и педагогической деятельности вожатых

Итоговый - анализ работы на совете отряда и сборе; - подведение итогов и организация церемонии награждения победителей, соревнований, конкурсов; - подготовка и участие в закрытии лагерной смены - уметь составлять отчет по результатам прохождения педагогической практики (ОПК-4); - уметь рефлексировать, анализировать собственный опыт педагогической деятельности (ОПК-4) - отчет по результатам прохождения педагогической практики; - фото- и видеоматериалы для заключительной конференции

уководителями летней педагогической практики являются ведущие педагоги вуза, занимающиеся изучением образовательно-воспитательной среды школы, проблемами духовно-нравственного воспитания молодежи и обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса.

В ПГСГА в качестве базовых выбраны детские оздоровительные лагеря, имеющие многолетний опыт организации и проведения летнего оздоровительного отдыха детей: муниципальное автономное учреждение санаторий « олодецкий курган» и структурное подразделение «Детский оздоровительный центр «Жигулевский Артек», Детский оздоровительный лагерь «Волжский Артек», детский оздоровительный комплекс «Костер», детский оздоровительный лагерь «Орленок» Федерального государственного ракетно-космического комплекса « СКБ-Прогресс», детский оздоровительный лагерь «Салют», расположенный в загородной лесной зоне г.о. овокуйбышевск, муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Бригантина». Заявки от других ДОЛ, например, поступившие в 2014 году заявки от детского оздоровительного лагеря им. Ю.А. Гагарина, муниципального автономного учреждения «Детский центр "Березки"», детского загородного спортивно-оздоровительного лагеря «Дружба», детского оздоровительного центра « оссия», передаются в управление по воспитательной и социальной работе специалисту отдела занятости и трудоустройства студентов ПГСГА для рассмотрения возможности направления студентов старших курсов, подготовленных ранее для работы в качестве вожатых. Кроме того, вся информация о трудоустройстве в детские оздоровительные лагеря размещена на официальном сайте ПГСГА.

екоторые студенты по состоянию здоровья или по заявкам от образовательных учреждений будут работать в пришкольных лагерях дневного пребывания по месту жительства.

Согласно условиям договора между ПГСГА и ДОЛ о сотрудничестве в организации и проведении летней педагогиче-

ской практики студентов ПГСГА учреждения оздоровительного летнего отдыха детей обязуются организовать проведение медицинского осмотра студентов, заключить с каждым студентом трудовой договор на время проведения детских оздоровительных заездов, предоставить питание и проживание на территории учреждения, производить оплату труда студентов согласно окладам, установленным штатным расписанием, и др.

Важным компонентом готовности ПГСГА к проведению летней педагогической практики является построение эффективного организационно-методического сотрудничества с администрацией ДОЛ. В текущем учебном году для преодоления противоречий в уровне теоретической ипрактической готовности студентов к летней педагогической практике в ДОЛ методистами базовых ДОЛ, специалистами Городской школы вожатского мастерства (МУ «Молодежный центр «Самарский») были организованы и проведены во внеучебное время дополнительные занятия практического характера со студентами ПГСГА. По окончании курса студенты получают сертификаты, свидетельствующие о готовности к работе в ДОЛ.

Прохождение практики студентами в ДОЛ контролируется педагогами от соответствующих кафедр, руководителем производственной практики ПГСГА, практикантам оказываются консультации по интересующим их вопросам.

Итогом летней практики является выставление отметки за практику на основе работы студента в течение смены и представленной им отчетной документации (характеристика студента (заполняет администрация ДОЛ); дневник практики (готовые формы дневников практики предоставляются студентам руководителями практики); план работы с отрядом на смену; разработка воспитательного мероприятия с анализом; самоанализ смены).

езультаты летней педагогической практики подводятся на итоговых конференциях, проводимых на факультетах. Как правило, выступления студентов на конференциях бывают яркими, эмоциональными, сопровождаются интересными, запоминающимися примерами. Нередко такие мероприятия посещает администрация лаге-

Е.В. Вадясова

рей, где проходила практика, сами дети -воспитанники наших студентов. Студенты анализируют затруднения, с которыми они сталкиваются в период практики, что является очень важной информацией для администрации ПГСГА, руководителей практик. Ежегодно на факультетах проводится анкетирование студентов-практикантов, работавших в летний период в ДОЛ. По итогам анкетирования изучается отноше-

ние студентов к данному виду педагогической практики, к базам практики, выявляются сильные и слабые стороны в подготовительном процессе к практике.

Таким образом, созданные в ПГСГА организационно-методические условия позволяют видеть направления дальнейшего совершенствования системы подготовки ПГСГА к проведению летней педагогической практики.

Литература

1. Положение о порядке проведения практики студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» от 20.11.2012 № 110-ок.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. Приказом министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009г. № 788) (с изменениями от 31 мая 2011 г.).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. Приказом министерства образования и науки Ф от 22 марта 2010г. № 200) (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 314.05.2011 № 1975).

Сведения об авторе

Екатерина Владимировна Вадясова, специалист по учебно-методической работе учебно-методического управления Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: [email protected].

Почтовый адрес: 443099, Россия, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.

Телефон: (846) 333-37-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.