Научная статья на тему 'Музыкальное просветительство в образовательной среде современного университета'

Музыкальное просветительство в образовательной среде современного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРТРЕГЕР / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / MUSICAL ENLIGHTENMENT / MODERN EDUCATIONAL SPACE / CULTURE TRIGGER / MUSICAL AND PEDAGOGICAL SPECIALTY / METHODOLOGICAL CULTURE OF THE TEACHER-MUSICIAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рапацкая Людмила Александровна, Поронок Светлана Александровна

Статья посвящена вопросам музыкального просветительства в условиях культурно-образовательной среды современной высшей школы. Рассмотрена музыкально-просветительская деятельность кафедры музыкального образования Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Особое внимание уделено проблеме соответствующей подготовки бакалавров музыкально-педагогической специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рапацкая Людмила Александровна, Поронок Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The musical enlightenment in the educational environment of modern university

The article is devoted to problems of musical enlightenment in terms of cultural and educational environment of modern high school. The authors examined musical and educational activities of the Department of Music Education of the Transdniestrian State University T.G. Shevchenko. Special attention is paid to the appropriate training of the bachelors of musical and pedagogical specialty.

Текст научной работы на тему «Музыкальное просветительство в образовательной среде современного университета»

Теория и методика

профессионального

образования

Л.А. Рапацкая, С.А. Поронок

Музыкальное просветительство в образовательной среде современного университета

Статья посвящена вопросам музыкального просветительства в условиях культурно-образовательной среды современной высшей школы. Рассмотрена музыкально-просветительская деятельность кафедры музыкального образования Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Особое внимание уделено проблеме соответствующей подготовки бакалавров музыкально-педагогической специальности.

Ключевые слова: музыкальное просветительство, современное образовательное пространство, культуртрегер, музыкально-педагогическая специальность, методологическая культура педагога-музыканта.

Музыкальное просветительство занимает значимое место в истории культуры России. В глобальном значении данный процесс направлен на привлечение и приобщение общества к высоким образцам мировой музыкальной культуры и к ее распространению. Безусловно, система современного музыкального образования в России занимает одно из ведущих мест в мировой образовательной практике. Однако в условиях глобализации и некоторой трансформации социокультурного пространства растет необходимость реформирования данной системы с целью стабилизации процессов подготовки специалистов высокого уровня в контексте выполнения просветительских задач.

Вопросы музыкально-просветительской работы, организации кон-цертно-просветительской деятельности и музыкальной пропаганды

cc m

отражены в трудах таких выдающихся отечественных музыковедов, Е публицистов и музыкальных критиков, как М.А. Балакирев, Г.А. Ларош, § ^ В.В. Стасов, А.И. Зилоти, Б.В. Асафьев, А.В. Луначарский, Б.А. Явор- g ° ский, И.И. Соллертинский, Д.Б. Кабалевский и др. I |

Концептуальные особенности музыкально-просветительской деятель- | S ности и собственно изучение данного феномена стало целью исследо- о Е-З вания многих современных российских ученых в области педагогики, истории, философии, культурологии, искусствоведения. Так, Е.В. Поме- с лова рассматривает просветительство как «самоотверженную плодотворную деятельность личности или группы лиц по развитию просвещения в сложных социальных условиях» [2, с. 8]. Н.Л. Савельева трактует музыкальное просветительство как часть музыкального просвещения, с присущими только ей методами и формами, связанными с подготовкой, организацией и реализацией концертных проектов [4]. Л.В. Шейко, определяя функции просветительства, выделяет формирование музыкальной культуры личности [5, с. 12]. При этом данный исследователь указывает на общие признаки музыкального просветительства как такового.

Множественность трактовок и интерпретаций понятия музыкального просветительства диктует необходимость сформулировать собственную позицию относительно данного явления. В процессе исследования феномена музыкального просветительства мы сформулировали следующее его определение.

Музыкальное просветительство - это культурно-образовательный процесс пропагандистской «культуросозидающей» направленности, выступающий как определенное средство формирования культурной среды общества. Этот процесс обусловлен различными взаимосвязанными видами и формами просветительской деятельности, способствующими реализации культуротворческого потенциала просветителя, что, в свою очередь, стимулирует интерес общества к высоким образцам мирового музыкального культурного наследия.

Музыкальное просветительство является мощным оружием формирования духовно-нравственных установок и ценностных ориентаций личности. В контексте нашего исследования музыкальное просветительство следует рассматривать как определенное педагогическое средство формирования культурной среды современного университета, способствующее воспитанию поликультурной, в высшей степени образованной, гуманистически развитой и нравственно-ориентированной личности студента в процессе его профессиональной подготовки. Музыкальное просветительство позволяет «выйти из исторической заданности и выстроить новую систему музыкального образования, соответствующую стандартам, нормам и формам европейских культур»

*

го о к

1 о I [3, с. 3]. Данное стремление обусловлено комплексом педагогических

В ^ о средств, касающихся процесса подготовки специалистов высокого уров-

5 о а. ня, отвечающим требованиям высшей школы и соответствующим реа-

ы ^ о „ _

§ у ° лиям и нормам современной культурно-образовательной среды. о-е- В настоящее время вопросы исследования процесса профессиональ-_ ^ ной подготовки студентов музыкально-педагогических специальностей средствами музыкального просветительства приобретают все большую актуальность, в том числе - в региональном аспекте.

Так, ГОУ ВПО «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко» (г. Тирасполь) с 2012 г. осуществляет набор и подготовку бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (бакалавриат), профиль - «Музыкальное образование». На базе кафедры планируется открытие и функционирование магистратуры по специальности «Музыкальное образование».

Итоговым результатом освоения бакалаврской программы указанного направления является подготовка широко образованных и высококвалифицированных специалистов в области социальной сферы, сферы культуры и собственно образования. Однако концепт формирования модели современного выпускника-бакалавра значительно глубже и шире указанных областей. Будущий специалист музыкально-педагогической направленности должен мобильно и успешно реализовать себя в таких видах профессиональной деятельности, как организационно-управленческая, художественно-творческая, научно-исследовательская, культурно-просветительская и собственно педагогическая.

Согласно образовательным стандартам третьего поколения, высшее образование должно вырабатывать у студентов-бакалавров специальности «Музыкальное образование» общекультурные и профессиональные компетенции, а также ряд профессиональных компетенций в области культурно-просветительской деятельности, среди которых:

- способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения (ПК-8);

- способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

- способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

- способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

Все они в совокупности будут способствовать реализации необходимых профессиональных качеств будущего специалиста профиля

д

ш

«Музыкальное образование» в его практической деятельности поству- Е зовского пространства. о ^

Кафедрой музыкального образования при факультете общественных 5 ^

с= се

наук Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шев- ^ | ченко (ПГУ им. Т.Г. Шевченко) осуществляется разработка специально- | | го учебно-методического комплекса дисциплин (УМКД), являющегося 2 й частью Основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВО) по вышеуказанному направлению подготовки. УМКД как определенная система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для качественной организации образовательных программ по конкретным дисциплинам, обладает следующими целями:

1) подготовка высококвалифицированных, широко образованных музыкантов, свободно владеющих навыками игры на инструменте, способных раскрыть художественное содержание произведений разных исполнительских стилей мировой музыкальной культуры и готовых к практической исполнительской и педагогической деятельности;

2) систематизация содержания дисциплины с учетом достижений музыкально-педагогической науки, культурно-просветительского, музыкально-эстетического и духовного развития общества;

3) повышение эффективности и качества исполнительских навыков и знаний студентов;

4) улучшение методического обеспечения дисциплины;

5) оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала;

6) рациональное планирование и организация самостоятельной работы и контроля теоретических знаний и исполнительских умений студентов.

Учебно-методический комплекс многофункционален по своему содержательному наполнению, поскольку включает в себя программные и учебно-методические материалы, среди которых: примерная типовая программа, рабочая программа, методические рекомендации по подготовке к межсессионной аттестации, требования к зачетам, экзаменам и итоговой государственной аттестации. Данный комплекс разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), эквивалентного Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования РФ (ФГОС-3 и ФГОС-3+) по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (бакалавриат), а также с учетом

го <3 сс

ы

о л

^ л го

О ей

к о

Ф го го

л го

О .

ы МЭ

сс и О

и

а. си

о-а

О

1— . с

рекомендаций ООП ВО по названному направлению подготовки ПГУ им. Т.Г. Шевченко.

Таким образом, задача кафедры музыкального образования - сохранить высокие профессиональные традиции музыкально-педагогической науки ведущих российских вузов с учетом специфики профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в условиях региона.

В настоящее время коллективом кафедры музыкального образования разработан учебно-методический комплекс для ряда музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин, среди которых «История музыкального образования», «Методология музыкально-педагогического образования», «Музыкальная психология и психология музыкального образования», «Теория и история музыкальных стилей», «Музыкальная эстетика», «Теория и технологии музыкального образования», «Хороведение и хоровая аранжировка», «Детский музыкальный театр», а также «Введение в гармонию и полифонию», «Сольфеджио», «Полифония», «Гармония», «Анализ музыкальных произведений», «История русской музыкальной культуры», «Музыкальная информатика», «Компьютерная аранжировка», для дирижерско-хоровых дисциплин («Класс хорового дирижирования», «Хоровой класс и практическая работа с хором», «Практикум по школьному хоровому репертуару») и специальных инструментально-исполнительских дисциплин, таких как «Класс основного музыкального инструмента», «Класс дополнительного музыкального инструмента», «Концертмейстерский класс», «Практикум по школьному инструментальному репертуару», «Оркестр русских народных инструментов», «Класс сольного пения» и др. Все эти дисциплины призваны привить в условиях высшей школы будущему учителю музыки профессиональные навыки и умения, позволяющие на высоком уровне вести самостоятельную практическую художественно-педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Будущий педагог-музыкант является своего рода культуртрегером -носителем культуры, распространителем просвещения, способствующего духовному и умственному развитию личности, считаем, что именно ему принадлежит ведущая роль в осуществлении просветительской миссии в современном социуме. Так, в условиях современной социокультурной ситуации педагог приобретает черты модели музыканта-универсала, представителя эпохи западноевропейского музыкального искусства XVI в. Сегодня это педагог-исполнитель, педагог-лектор, педагог-публицист, педагог-артист, педагог-постановщик мероприятий, педагог-воспитатель нового поколения специалистов данной области, педагог-транслятор ценностных универсалий, наконец, педагог как синтез сохранения и преумножения духовных традиций российской

культуры и искусства и потенциального формирования нравственного мировоззрения личности и общества в целом. Именно педагог профессиональной музыкальной сферы на современном этапе музыкального образования и воспитания должен целеустремленно инициировать и последовательно осуществлять исследовательскую, органи-

которой является нравственное совершенствование общества. Здесь уместно процитировать выдающегося публициста А.В. Луначарского, указавшего на то, что музыка в ее «самодовлеющей художественности, не служа ничему конкретному, служит зато росту человечества в его целом» [1, с. 319].

Подтверждением вышесказанного служит насыщенный опыт культурно-просветительской работы коллектива кафедры музыкального образования ПГУ им. Т.Г. Шевченко. Преподаватели систематически и целенаправленно пропагандируют музыкальную культуру и искусство, осуществляя музыкально-просветительскую деятельность в виде лекций-концертов, музыкальных вечеров, конкурсных программ и фестивалей университета, торжественных мероприятий, приуроченных к куль-турным-исторически датам республики, а также поездок-выступлений с концертно-исполнительскими программами силами студентов и педагогов в рамках профориентационной работы на концертных площадках средних общеобразовательных школ (СОШ), музыкально-педагогических колледжей, детских музыкальных школ (ДМШ), детских школ искусств (ДТТТИ), детских музыкальных студий региона, успешно воплощая музыкально-исполнительские и просветительские задачи.

Музыкальное просвещение в виде регулярных посещений классических концертов камерной, вокальной, симфонической музыки и национального фольклора служит культурным толчком к формированию у студенчества художественно-эстетического вкуса и нравственных ориентиров. Осуществление музыкально-просветительской деятельности в региональном аспекте выпускники кафедры эффективно реализуют в приднестровском образовательном пространстве на базе СОШ, ДМШ, ДТТТИ и музыкальных студий, а также являясь артистами-солистами творческих коллективов Приднестровской Молдавской Республики (ПМР): солистами государственного хора ПМР, государственного симфонического оркестра и военно-духового оркестра Министерства внутренних дел ПМР.

Таким образом, концертно-исполнительская практика как просветительский компонент пропаганды высокого музыкального искусства обусловлена потребностями современного социокультурного общества,

73

о ^

X О

б ^

С IX

го го ^ т

зационную, публицистическую, агитационно-пропагандистскую и, как о следствие, музыкально-просветительскую деятельность, результатом 5

го <3 сс

ы

<5 л

^ л го

О ей

к о

Ф го го

л го

О .

ы О

сс и О

и

а. си

О

1— . с

особенностями динамики его развития. Она направлена, прежде всего, на решение важнейшей проблемы, связанной с привлечением будущих студентов к обучению музыкально-педагогической специальности в вузе, формированием потребности у массовой аудитории в дальнейшем музыкально-профессиональном обучении, а также возрождению престижа данной профессии.

Образовательные программы нового поколения направлены на конструирование модели будущего педагога-музыканта, глубоко образованного не только в области учебно-методической и культурно-просветительской работы, но и научно-исследовательской. Педагогу высшей школы с целью воспитания профессионально-педагогической культуры личности студента необходимо систематически реализовывать собственный социокультурный, интеллектуальный и нравственный потенциал.

Так, для становления собственной методологической культуры педагог высшего образовательного звена должен регулярно принимать участие в научно-практических конференциях и круглых столах, выступать с докладами на онлайн-конференциях и вебинарах, принимать участие в методических семинарах, писать рецензии к дипломным, курсовым и учебно-методическим работам, уметь составлять аннотации и отзывы, издавать научно-исследовательские статьи и тезисы, анализировать современные научно-педагогические и теоретико-методологические концепции, заниматься экспериментальной деятельностью, наконец, работать над диссертационным исследованием. Поскольку основой методологической культуры является рефлексия, педагогу вуза следует научиться исследовать самого себя, анализировать свою профессиональную деятельность, осмысливать эффективность применяемых методов преподавания, а также анализировать результаты конструирования содержания образовательной деятельности и пытаться сформулировать для себя принципы этого исследования. Все это будет способствовать формированию профессиональной культуры выпускника кафедры, а также самореализации и самоактуализации личности студента в условиях культурной среды современного университета.

Итак, исследование региональной культуры и искусства способствует воспитанию у студентов уважения к национальным ценностям, стимулируя преумножение высоких духовных традиций края. В свою очередь, музыкально-просветительский компонент высшего профессионального образования служит формированию ментальности и эстетического мышления в процессе социализации, гуманитаризации, инкультурации и информатизации субъекта, способствует моделированию многополярной (в аспекте профессиональной специализации), нравственно-ориентированной личности студента. Вместе с тем, учитывая все

творческие инициативы кафедры, необходимо не только развивать подобного рода деятельность, но и формировать иное самоощущение учителя музыки, его понимания своего многогранного назначения в обществе не только как педагога-воспитателя, но и как музыканта-просветителя.

о ^

X О

S ^

с к

го го

Е °

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследуя музыкальное просветительство как процесс, обусловлен- о

ный культурно-историческими реалиями, следует выделить его как ч педагогическое средство формирования интеллектуальной личности с в образовательнои среде современного университета, ориентированной на нравственные установки и адекватной прогрессивным гуманистическим идеалам. Исторически-эпохальный аспект феномена просветительства формирует представление о современном «культурном человеке» как субъекте культурно-образовательного пространства, являющегося приверженцем пропагандистской деятельности как мощного воспитательного средства музыкального образования. Концепт музыкально-просветительской деятельности будет всегда значимой проблемой педагогических, культурологических и музыковедческих исследований от провинции до культурных центров России, поскольку является эффективным фактором развития и становления музыкальной и художественной культуры общества. В свою очередь, современное профессиональное образование требует новых научных фундаментальных разработок в области музыкального просвещения и усиления творческих инициатив на базе вузов, ссузов и других специальных музыкальных учреждений.

о

Библиографический список

1. Луначарский А.В. В мире музыки. М., 1971.

2. Помелова Е.В. Просветительство и его роль в развитии образования в Вятской губернии со второй половины XIX в. по Октябрь 1917 г.: Дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2005.

3. Рапацкая Л.А. Музыкальное образование в культуре России: опыт исторического анализа // Вопросы музыкальной культуры и образования: Сб. научных тр. / Под ред. Л.А. Рапацкой. М., 2012 г. С. 3-17.

4. Савельева Н.Л. Музыкальное просветительство в деятельности концертно-филармонических организаций: теория, история, практика: Дис. ... канд. искусствоведения. Саратов, 2013.

5. Шейко Л.В. Просветительство как средство формирования музыкальной культуры молодежи: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.