Научная статья на тему 'Фил0с0фск0 педагогические стратегии полихудожественного образования бакалавров в области изобразительного искусства'

Фил0с0фск0 педагогические стратегии полихудожественного образования бакалавров в области изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИОВАННЫЙ ПОДХОДЫ / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВР В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PHILOSOPHICAL-PEDAGOGIC STRATEGIES / CULTUROLOGICAL / SYNERGETICAL / AND PERSONAL-COMPETENT APPROACH / POLYARTISTIC EDUCATION / BACHELORS IN THE SPHERE OF FINE ARTS / PROFESSIONAL COMPETENCE 9

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарева Л. Р.

В статье описаны философско-педагогические стратегии современного полихудожественного образования бакалавров в области изобразительного искусства: культурологический, синергетический и личностно-ориентированный подходы. Обосновывается модель, рассматриваются содержание и культурообразующие функции полихудожественного образования, профессиональная компетентность бакалавра-преподавателей изобразительного искусства в контексте полихудожественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL-PEDAGOGIC STRATEGIES OF POLLARD EDUCATION OF BACHELORS IN THE SPHERE OF FINE ARTS

The article describes philosophical-pedagogic strategies of modern polyartistic education of bachelors in the sphere of fine arts: culturological, synergetical, and personal-competent approach. The model is based; matter, cultural and formed functions of polyartistic education are considered; professional competence of bachelors-teachers of fine arts in the context of polyartistic education.

Текст научной работы на тему «Фил0с0фск0 педагогические стратегии полихудожественного образования бакалавров в области изобразительного искусства»

принципиально важных действий. Для благоприятного протекания процессов конвергенции и интеграции образовательных учреждений необходима модернизация механизмов управления ими. К инновационным из таких механизмов следует отнести:

1) экономические - прогрессирующую экономию средств за счет роста масштабов подготовки кадров, ускорения сроков обучения, благополучной адаптации выпускников на производстве, удовлетворенности работодателей сотрудничеством с учебными заведениями и готовности к инвестициям в их развитие;

2) финансово-экономические - отнесение на себестоимость продукции (услуг) расходов предприятий и организаций (партнеров ОУ), направляющих на подготовку, переподготовку и повышение квалификации свой персонал; инициирование муниципальных органов власти на установление льготных ставок налогообложения для предприятий (организаций), участвующих в интеграционном взаимодействии с профессиональными учебными заведениями, на предоставление им государственных заказов и инвестиций;

3) профессионально-продуктивные - обеспечение роста удельного веса выпускников с широким профилем подготовки или повышенной квалификации;

4) социально стимулирующие - повышение статуса выпускников СПО до уровня бакалавров; выпускников ВПО - до уровня магистров, обладателей ученых степеней;

5) партнерские учебно-методические - привлечение представителей бизнеса и госпредприятий (организаций), сотрудников муниципальных управлений образованием к разработке региональных компонентов образовательных стандартов, к общественно-профессиональной аттестации выпускников, к участию в определении содержания и технологий реализации образовательных программ, к общественно-профессиональной аккредитации учебных заведений, к определению

рейтинга их социальных партнеров;

6) контрактно-организационные - формирование государственного и частного заказов на подготовку кадров (вместо устоявшейся практики определения потребности в них системой управления образованием); в том числе заключение трехсторонних договоров между обучающимся, предприятием (организацией) и учебным заведением, которое отвечает за подготовку выпускника для конкретного рабочего места, с учетом интересов работодателей;

7) дополнительные образовательные - «опережающее» обучение и переобучение персонала производств, находящихся в зоне финансового риска;

8) компетентностно ориентированные - повышение квалификации руководящего и педагогического состава ОУ в части освоения технологий непрерывного образования;

9) материально-технические - обновление научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспериментальной базы учреждений образования в целях профессиональной подготовки кадров для инновационного бизнеса;

10) инфраструктурные - создание системы «открытого менеджмента» [5] - системы мониторинга, учета, надзора, контроля, общего и социального аудита деятельности создаваемых конвергенционных и интеграционных альянсов, реализуемой непосредственно их участниками, полномочными представителями региональных и муниципальных органов власти, институтов гражданского общества (союзов учащихся и трудовой молодежи, родительских комитетов и т. п.).

Перечисленные управленческие акции способны ускорить процесс создания укрупненных образовательных структур в кризисной ситуации развития страны и обеспечить их функционирование в режиме непрерывной миссии подготовки востребованных экономикой профессиональных кадров.

Библиографический список

1. Чапаев, Н.К. О некоторых проблемах конвергенции НПО и СПО // Проф. образование. Столица. - 2010. - № 9.

2. Лунькин, А.Н. Стратегические альянсы в социальном партнерстве // Проф. образование. Столица. - 2011. - № 2.

3. Волохин, А.В. Уровень НПО должен быть базовым // Проф. образование. Столица. - 2011. - № 5.

4. Токарева, С.А. Ресурсный центр на базе ИНУМиТ при МГУ им. Ломоносова. // Технополис. -2010. - № 1.

5. Петухова, Т.П. Университет и школы: образовательный кластер // Высш. образование в России. - 2010. - № 7.

6. Буреш, О.В. Формирование образовательно-научно-производственных кластеров как стратегия повышения конкурентоспособности региона / О.В. Буреш, М.А. Жук // Высш. образование в России. - 2009. - № 3.

7. Тимофеев, А.Ю. Проблемы реализации сквозных образовательных программ // Проф. образование. Столица. - 2010. - № 4.

8. Колокольцев, В.М. Подготовка квалифицированных кадров в условиях университетского комплекса / В.М. Колокольцев, Е.М. Разинки-на // Известия Самаркандского научного центра РАО. - 2010. - Т. 12 (33). - № 1 (2).

Bibliography

1. Chapaev, N.K. O nekotorihkh problemakh konvergencii NPO i SPO // Prof. obrazovanie. Stolica. - 2010. - № 9.

2. Lunjkin, A.N. Strategicheskie aljyansih v socialjnom partnerstve // Prof. obrazovanie. Stolica. - 2011. - № 2.

3. Volokhin, A.V. Urovenj NPO dolzhen bihtj bazovihm // Prof. obrazovanie. Stolica. - 2011. - № 5.

4. Tokareva, S.A. Resursnihyj centr na baze INUMiT pri MGU im. Lomonosova. // Tekhnopolis. -2010. - № 1.

5. Petukhova, T.P. Universitet i shkolih: obrazovateljnihyj klaster // Vihssh. obrazovanie v Rossii. - 2010. - № 7.

6. Buresh, O.V. Formirovanie obrazovateljno-nauchno-proizvodstvennihkh klasterov kak strategiya povihsheniya konkurentosposobnosti regiona / O.V. Buresh, M.A. Zhuk // Vihssh. obrazovanie v Rossii. - 2009. - № 3.

7. Timofeev, A.Yu. Problemih realizacii skvoznihkh obrazovateljnihkh programm // Prof. obrazovanie. Stolica. - 2010. - № 4.

8. Kolokoljcev, V.M. Podgotovka kvalificirovannihkh kadrov v usloviyakh universitetskogo kompleksa / V.M. Kolokoljcev, E.M. Razinkina // Izvestiya Samarkandskogo nauchnogo centra RAO. - 2010. - T. 12 (33). - № 1 (2).

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 378

Zolotareva L.R. PHILOSOPHICAL-PEDAGOGIC STRATEGIES OF POLLARD EDUCATION OF BACHELORS IN THE SPHERE OF FINE ARTS. The article describes philosophical-pedagogic strategies of modern polyartistic education of bachelors in the sphere of fine arts: culturological, synergetical, and personal-competent approach. The model is based; matter, cultural and formed functions of polyartistic education are considered; professional competence of bachelors-teachers of fine arts in the context of polyartistic education.

Key words: philosophical-pedagogic strategies; culturological, synergetical, and personal-competent approach; polyartistic education; bachelors in the sphere of fine arts; professional competence.

Л.Р. Золотарева, канд. пед. наук, проф. КарГУ, г. Караганда, Казахстан,

E-mail: zolotoreva-larisa@yandex.ru

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье описаны философско-педагогические стратегии современного полихудожественного образования бакалавров в области изобразительного искусства: культурологический, синергетический и личностно-ориентированный подходы. Обосновывается модель, рассматриваются содержание и культурообразующие функции полихудожественного образования, профессиональная компетентность бакалавра-преподавателей изобразительного искусства в контексте полихудожественности.

Ключевые слова: философско-педагогические стратегии, культурологический, синергетический, личностно-ориентиованный подходы, полихудожественное образование, бакалавр в области изобразительного искусства, профессиональная компетентность.

«Основной тенденцией развития высшего образования является повышение качества подготовки специалистов, обеспечение новых направлений подготовки, инновационного развития, интеграция с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований с потребностями общества на основе совершенствования образовательных и информационных технологий, - подчеркивается в «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года». Системе высшего образования в современных условиях необходимо придание нового качества, общественного статуса и понимание ее как особой сферы, первоочередной задачей которой является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов, гибкость и адаптация. В целях реализации указанных задач совершенствовать технологию организации учебного процесса, подчинить ее интересам обучающихся» [1].

Особую актуальность приобретает профессиональная подготовка специалистов в области художественно-педагогического образования - бакалавров и магистров в области изобразительного искусства, которым предстоит обучать и воспитывать средствами искусства подрастающее поколение в условиях современной 12-летней общеобразовательной школы, и тем самым обеспечить социокультурные преобразования в стране.

Главный акцент «культурного поля» ныне перенесен в общеобразовательные школы современного типа: гимназии, лицеи, профильные школы с углубленным изучением предметов социально-гуманитарного, художественно-эстетического профиля; принципиально переориентируются предметы художественно-эстетического цикла как циклы курсов художественного творчества.

Учитывая необходимость осуществления культурно-воспитательной и творческой функции в общеобразовательной школе, качественная профессиональная и общекультурная подготовка специалистов художественно-эстетического профиля приобретает свое целевое назначение.

В основу настоящего исследования положены философско-педагогические стратегии, имеющие основополагающее значение для достижения гуманистических целей полихудо-жественного образования бакалавров-преподавателей в области изобразительного искусства.

Среди современных философско-педагогических подходов к образованию, в том числе, художественно-педагогическому, исследователи выделяют интегративный, личностный, ценностно-смысловой, феноменологический, синергетический, деятельностно-творческий, культурологический. Методологической базой разработки научных основ полихудожествен-ного образования бакалавров изобразительного искусства явился культурологический подход, сопряженный с синергетическим и личностно-ориентированным.

Определим понимание культурологического подхода в широком смысле - как перспективной стратегии образования. Культурологический - значит, на первооснове культуры, то есть опирающийся на доминирующую в обществе систему ценностей - желаемую, где общечеловеческие ценности являются основополагающими. Опора на культуру в формиро-

вании содержания образования предполагает существование в открытой системе, что означает множественность точек зрения на мир и место человека в нем, а также постоянно расширяющееся пространство для человеческого и образовательного взаимодействия, самопроявления, реализации сущностных, творческих сил человека.

Культура - способ сохранения и передачи социокультурного опыта, следовательно, открыта для любого поколения всем богатством мирового опыта. Л.Н.Коган определяет сферу культурного бытия как «вечное настоящее» [2, с. 42]. Сердцевина этого определения состоит в том, что весь арсенал мирового культурного опыта может существовать только в преломлении индивидуального опыта каждого человека. В процессе освоения личностью культуры есть два важнейших момента: во-первых, культура - это свобода выбора в огромном поле культурных смыслов; во-вторых, выбор осуществляется всегда на первоэлементе индивидуальной системы ценностей, суть которой заключается в соотнесении смыслов, даваемых культурой, и в превращении «чужого» смысла в личностный, «свой». По этому поводу М.Вебер писал: «Безусловно, культура состояла для отдельного человека не в количестве воспринятых им «культурных ценностей», а в соответствующем их отборе» [3, с. 341].

Итак, культура понимается нами как основа образовательной стратегии и поле свободного выбора, осуществляемого на первоэлементе индивидуальной системы ценностей. Исходя из теоретических выводов исследователей (М.М. Бахтин, В.С. Библер, И.М. Быховская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, А.Я. Флиер и др.) и авторских изысканий, сделаем научное обобщение по определению «культурологический подход к образованию»:

% культура - методологическая основа и источник содержания образования, метод его исследования и прогнозирования; культура понимается как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает и освоение способов творческой деятельности;

• понимание образования как феномена культуры; обращения к фундаментальным истокам образования, рассмотрения его как части культуры, культуросообразной системы;

• культура рассматривается не только как результат образования, но и как источник конструирования и пространство развития содержания образования;

• образование - составная часть культуры и в то же время одно из наиболее действенных средств ее социального воспроизводства;

• диалектика соотношения культуры и образования: образование становится источником развития культуры, генератором новых культурных форм;

• культуросообразность - важнейшее условие развития образования и средство реализации его гуманизации и гуманитаризации;

• одной из характеристик гуманитарного мышления является общение, понимаемое как диалог: гуманитарное мышление равнозначно диалогическому мышлению;

• человечеству нужен новый тип мышления - креативный; формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления: системно-креативное мышление - мышление, активизирующее креативность в процессе решения существующих проблем и поиска новых возможностей;

• освоение культуры - творческий процесс, поэтому образование пони-мается как культуротворческий процесс, процесс социализации и инкультурации обучающихся; исходя из креативной доминанты культуры, основная линия развития человека - его творческое самоопределение в историческом пространстве и времени культуры.

• цель профессионального образования - целостный человек, человек культуры; человек в культуре - это личность, субъект творения ее новых форм, то есть общего и значимого для других людей, в которых он идеально представлен, и одновременно - субъект самоизменения, самопреображения, саморазвития.

В культурологической концепции содержание образования изоморфно содержанию социального опыта и включает четыре компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Знания в данном случае выступают самоценностью, их значимость в образовании определяется тем, что они являются элементом культуры, то есть традиционный «знаниецентризм» трансформируется в «культуроцентризм». Культура личности выступает как цель и фактор образования.

Культура - целостный прообраз проектируемой целостной педагогической деятельности. Культурология в этом смысле дает новый метод образования, является средством познания, особой системой мировоззрения и мироосвоения. Культурологический подход выступает системообразующим в проектировании современного образования, что позволяет рассматривать образование как культурный процесс, наполненный человеческими смыслами и ценностями.

Итак, культурологический подход - концептуальная основа модернизации содержания профессионального образования, развитие идеи гуманитарного образования. В профессиональном образовании он не сводится к радикальной перестройке существующих образовательных систем, структур и процессов, его суть состоит в их модернизации - придании им целевой (профессиональной и личностной), содержательной и процессуальной, организационной и технологической целостности. Научно-образовательное и воспитательное пространства вуза становится «культуросообразной средой». Интегральным результатом культурологической направленности содержания образования выступает становление человека, готового к гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетенциями.

Культурологический подход тесно сопрягается с синергетическим подходом в образовании. Синергетика, имея первоначально естественнонаучную основу (нелинейный анализ, теорию детерминированного хаоса, теорию диссипативных структур, фрактальную геометрию природы, моделирование быстрых процессов blow up), ныне все более гуманитаризи-руется. Она постепенно становится человекомерной областью знания. Обнаруживается плодотворность ее применения в понимании феномена человека и человеческой культуры, в разгадывании тайн человеческого сознания и психики.

Благодаря недавним результатам в области синергетики (или теории самоорганизации), начинают устанавливаться внутренние связи между естественными и гуманитарными науками, восточным и западным мировосприятиями, новой наукой (наукой о сложности, нелинейности и хаосе) и старой культурой, наукой и искусством, наукой и философией. Синергетика имеет интегративную, или синтетическую ценность. Она позволяет понять разрушение как креативный принцип, а «страсть к разрушению как творческую страсть», о чем пи-

сал М.А. Бакунин, ибо, только освободившись от прежнего, повернув процессы в обратную сторону на противоположный режим, на осколках старого может быть создано что-то привлекающее внимание - новое.

Синергетическое видение исторического развития науки и культуры складывается из представлений о принципиальной нелинейности и циклическом характере развития, неравномерности темпов развития и чередовании периодов «сгущения инноваций» («всплеска талантливости») и «разрежения инноваций» в науке и культуре, инерции парадигмально-го сознания и ценности маргинальных и архаических элементов в науке и культуре.

Благодаря междисциплинарному характеру этих фундаментальных открытий, синергетика открывает возможности для нового диалога между естествоиспытателями и гуманитариями, делает шаги в направлении синтеза естественных и гуманитарных наук, в направлении универсального знания [4].

В последнее время синергетика стала широким междисциплинарном течением в универсалистском ключе, порождающем новую антологию общенаучной картины мира или, иначе говоря, синергетику называют общенаучной исследовательской программой. Методология теории самоорганизации, обладающая междисциплинарностью и интегративностью, допускает самое широкое понимание культуры, позволяет включать в сферу компетенции наук о ней все многообразие форм человеческой практики и рассматривать их под определенным углом зрения.

Объектами исследования синергетики выступают самые разные системы, в том числе, образование. Синергизация ныне понимается как средство гуманизации образования. Современное синергетическое мышление основано на принципе внутреннего многообразия и нелинейной логике. Оно является интеллектуальным сознанием, соответствующим картине мира и стилю мышления в культуре постиндустриальной цивилизации. Вопрос о том, что лучше - наука или мораль, искусство или философия, что истинное - чувство или разум, здесь снимаются. Мир мышления, культура становятся сложными, многомерными самоорганизующими системами. Такой тенденции развития образования с достаточной полнотой отвечает полихудожественное педагогическое образование, формирующее поликультурное, полихудожественное сознание. Ориентация на его синергетическое осмысление обретает культурологическую и педагогическую целесообразность.

Вместе с тем, культурологический подход находится в органической взаимосвязи с личностно ориентированным подходами. Культурологический подход понимается как система принципов культуросообразного построения образовательного процесса, направленных на развитие модели социально-культурной личности - человека культуры как человека творческого на базе полноценного усвоения содержания образования как «целостного культурного текста», пригодного для восприятия и понимания.

Синергетический подход, как междисциплинарное научное исследование, ныне понимается как средство гуманизации образования. Современное синергетическое мышление основано на принципе внутреннего многообразования и нелинейной логики. Оно является интеллектуальным сознанием, соответствующим картине мира и стилю мышления в культуре постиндустриальной цивилизации. Мир, мышление, культура становятся сложными многомерными, самоорганизующимися системами.

Поскольку система полихудожественного образования будущих бакалавров изобразительного искусства рассматривается как междисциплинарный проект, его обоснование через призму синергетики является обоснованным.

В системе полихудожественного образования акцентируется стратегия личностно-ориентированного подхода, которая является прообразом теорий XXI века, а стало быть, теоретической направляющей данного педагогического исследования. Среди концепций личностно-ориентированного подхода к об-

разованию в истории философии культуры, педагогики и психологии и современной науке актуализируются следующие: ««поиска истины» Сократа (майевтика) - метод эвристики, диалога как художественного общения (В.С. Библер, С.Ю. Курганов); самоактуализации (А. Маслоу и др.); ««педагогической свободы» (Р Штайнер, О.С. Газман); синергетическая, ведущей идеей концепции является идея о формировании личностных структур сознания (обучающихся и преподавателей) как источника и механизма самоорганизующе-го педагогического творчества, способности выращивать в себе новые качества (Р.Г Баранцев, В.Г. Буданов, М.С. Каган, Е.Н. Князева, И. Пригожин, Г. Хакен, С.С. Шевелева и др.); концепция личностно ориентированного образования культурологического типа - понимание образования как культуросообразного процесса (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Л.В. Школяр и др.).

Профессиональная подготовка учителя в настоящее время не может быть узкоспециальной. Преподавание, мировой художественной культуры, художественной культуры Казахстана, предусматривающих интеграцию разных видов искусства и художественной деятельности, выдвигает требование по-лихудожественной подготовки специалистов художественноэстетического профиля, в частности, будущих бакалавров-преподавателей в области изобразительного искусства.

Говоря о запросах к полихудожественной подготовке бакалавров, будущих преподавателей предметов художественно-эстетического цикла, коснемся важного профессионального вопроса. На художественно-графическом (профессиональнохудожественном) факультете изучаются все основные грани пластических искусств: рисунок, живопись, композиция, цве-товедение, скульптура, пластическая анатомия и т. д. В единстве этих знаний и навыков происходит развитие будущего бакалавра искусства. Однако овладение графической грамотой само по себе не гарантирует формирование высокого уровня духовных интересов овладевшего этим мастерством специалиста, поэтому ограничиться художественной грамотой на современном уровне развития художественно-педагогического образования нельзя. Другая сторона вопроса. Изобразительное искусство, изучаемое студентами в процессе всех специальных дисциплин, развивает преимущественно одну грань «человеческой чувственности»: культуру зрения, владение пространственной формой, цветовое восприятие. Именно с помощью изобразительного искусства можно «широкой палитрой развить образное, пространственное, колористическое и фактурное мышление в единстве глаза и руки» [5, с. 26]. Вследствие этого у студентов профессионально-художественных, художественно-графических факультетов преимущественно развиваются те элементы художественной культуры, которые соответствуют профилю их обучения, тогда как другие формируются менее интенсивно. Наблюдается бедность словарного запаса, искусствоведческо-понятийной базы художественного восприятия, неполнота эмоционально-чувственной сферы, односторонность духовных потребностей (это подтверждают и данные нашего анкетного опроса).

Для целостного художественного развития личности будущего бакалавра важно обучение не только изобразительному искусству, а различным по своим средствам выражения искусствам, поскольку в этом смысле имеет значение «художественная включенность» всех органов чувств человека. Воздействие различных видов искусства вызывает гамму разнообразных переживаний, которые являются выражением всего нравственно-эстетического опыта [6, с. 67]. Воспитательно-педагогическая эффективность взаимосвязи и взаимодействия искусств усматривается в возможностях адресовать свои импульсы к разным граням личности обучающихся (к их чувствам, мыслям, воображению), формируя в конечном итоге целостную - полихудожественную личность будущего бакалавра изобразительного искусства.

Обоснуем сущность понятия «полихудожественность», связанное с интеграцией различных видов искусства и разными типами художественной деятельности в художествен-

ном, художественно-педагогическом образовании. Это понятие вошло в художественную педагогику в середине 80-х годов ХХ века (одним из первых ввел его в научный обиход доктор педагогических наук, профессор, известный ученый-педагог Б.П. Юсов). В контексте нашего исследования формулируется следующее определение применительно к вузовской системе обучения в условиях профессионально-художественного (художественно-графического) факультета: «Поли-художественное образование» - это комплексная взаимосвязь искусств в процессе специального образования и воспитания обучающихся, которая возможна на основе интеграции предметов культурологического и эстетико-искусствоведческого цикла. Это не замена традиционных академических занятий по искусству, а создание новых условий их организации в интеграционном пространстве. Целевая задача полихудоже-ственного образования - формирование и развитие гуманитарного диапазона знаний, полихудожественного мышления, творческих и исследовательских способностей, культуры восприятия, воображения, эмпатии и эмоционально-чувственной сферы обучающихся. В целостном педагогическом процессе полихудожественное образование неразрывно связано с исследованием и внедрением в практику интерактивных технологий для работы с будущими бакалаврами искусства на основе личностных ценностей.

Сущность и структурные компоненты полихудожествен-ного образования, исходя из интерпретации теоретической идеи Б.С. Гершунского, понимаются как ценность, система, процесс, результат [7, с. 34]. Однако, такое аспектное разделение понятия «полихудожественное образование» не нарушает его целостности. Центральной составляющей поли-художественного образования является личностно-ориентированная ценность. Полихудожественное образование как система, как ценностная структура педагогического процесса допускает наличие общих, инвариантных качеств: вариативность, преемственность, многоуровневость, прогностичность, целостность; как процесс - включает инновационную педагогическую технологию; как результат - определяет облик поли-культурной личности специалиста современного типа, его профессиональной грамотности, образованности, искусстововед-ческо-культурологической и педагогической компетентности.

В Декларации Всемирной Конференции ЮНЕСКО акцентируется роль искусства как центрального компонента образования. Интерпретируя теоретические выводы исследователей (М.С. Кагана, С.В. Кривцуна, А.Ф. Еремеева, Л.Н. Сто-ловича, Ю.Б. Борева и др.), исходя из полифункциональности искусства, автор систематизировал наиболее важные культурообразующие функции полихудожественного образования.

Общественно-преобразующая функция - целостно ориентированная деятельность, направленная на социокультурное преобразование общества по законам красоты, эстетизацию окружающей среды.

Познавательно-эвристическая: полихудожественное образование - знание и просвещение, усвоение художественной традиции, общечеловеческого опыта, становления и развития системы художественного образования в истории культуры, постижения художественного знания в диапазоне культуры.

Коммуникативная: полихудожественное образование -художественное общение, форма «диалога», т.е. процесс взаимодействия автора (художника) с реципиентом (в нашем понимании обучающимся) через восприятие художественного текста; «педагогика сотрудничества» в процессе художественно-педагогической драматургии.

Художественно-концептуальная: полихудожественное образование в ходе освоения искусствоведческо-культурологических дисциплин предстает - философский анализ состояния мира - как «художественная картина мира».

Творческая: полихудожественное образование - творчество, формирование творческого потенциала и «самости»; творческая функция обеспечивает социализацию личности, формирует ее социально-творческую самодостаточность.

Развитие модели социально-культурной личности - «человека культуры» остается проблемой всех художественно-культурологических дисциплин.

Суггестивно-гедонистическая: полихудожественное образование - суггестия, внушение, воздействие, сильнейшее средство воспитания эмоциональной культуры; наслаждение творчеством, вдохновение, эмпатия; терапия средствами искусства: установление эмоционального баланса личности и среды, накопление положительно окрашенного субъективного опыта.

Воспитательно-эстетическая: полихудожественное образование -формирование целостной личности, ее ценностных ориентаций.

Определяется содержание полихудожественного образования как интеграционного пространства (И.Н. Кашекова, Н.П. Шишлянникова и др.). При этом теоретическим основанием явился синергетический подход (B.T Буданов, M.^ Каган), взаимосвязанный с культурологическим. Исходя из синергетического подхода, полихудожественное образование предусматривает интегративный процесс изучения предметов культурологического и эстетико-искусствоведческого цикла на основе взаимосвязи и синтеза «родственных» видов искусства: пластических, изобразительных искусств как доминатных - литературы - музыки. Характеризуются уровни: внутрипред-метный и межпредметный (Т.Г. Браже.): интеграция базовых, классических предметов, рождение новых интегративных предметов, локальная интеграция.

Практика показывает разнообразие вариантов воплощения этих подходов.

Первое направление - рождение новых интегративных предметов: «Семиотика искусства», «Описание и анализ произведения искусства», «Психология художественного творчества», «Педагогическое искусствоведение» для концентра обучения [S].

Bторое направление - интеграция базовых, классических предметов. Сюда относятся эксперименты в области интегрирования вузовских курсов: культурология - история и теория изобразительного искусства - история искусств Казахстана. Культурологическая основа является базой многих явлений в этой области поисков.

Данный процесс может вылиться в рождение единых для двух, трех предметов спецкурсов - описание и анализ произведения искусства: перспектива, композиция, теория искусства, история искусства, цветоведение; бинарных уроков по отдельным темам (Биография художника как жизнетворчество: взаимосвязь бытийной и творческой биографии художника и т.д.). Bместе с тем и этот процесс может рождать принципиально новые самостоятельные курсы (предметы), например, «История искусств Казахстана».

Третье направление - интеграция внутри уже существующего предмета, блокирование, например, мифологические, литературные и исторические сюжеты в изобразительном искусстве. Примыкает к этому и более локальная интеграция. Различные уровни интеграции, находят организационное выражение в виде новых курсов, спецкурсов (компонентов по выбору, бинарных уроков, межпредметных диспутов, конференций «Любовь и творчество», «Творчество как тема истории искусства» и др.).

Bажны не только конкретные результаты интеграции, сколько рождение у будущих бакалавров искусства нового уровня мышления - глобального, интегрированного, не замкнутого в узкой своей специализации. Этот итог является методологической основой любого конкретного решения. B контексте настоящего исследования подчеркивается интегративный характер самого процесса обучения. Важным принципом является изучение национальной культуры на фоне мировой, сочетание национального, регионального и общечеловеческого компонентов.

B нашей образовательной практике этот подход отрабатывается на предметах культурологического и искусствоведческо-эстетического цикла. B логике образовательного про-

цесса рассматривается содержание учебного предмета как компонента культуры.

Культурологическая модель полихудожественного образования представляет интегративный комплекс междисциплинарного знания, конструируемый в образовательные блоки.

• Гуманитарно-культурологический: Культурология как методология эстетико-искусствоведческих дисциплин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Полихудожественный: История и теория изобразительного искусства (История искусства), История искусств Казахстана, Семиотика искусства, Описание и анализ произведения искусства, Психология художественного творчества.

• Художественно-педагогический: Педагогическое искусствоведение, Музееведение (музейная практика).

• Научно-исследовательский: курсовое и дипломное сочинение по предметам эстетико-искусствоведческого и культурологического цикла; деятельность студенческого научного объединения «Мир искусства».

Полихудожественное образование как интеграционное пространство включает изучение предметов эстетико-искусствоведческого и культурологического на основе взаимосвязи и синтеза родственных видов искусства. В связи с этим анализируется взаимосвязь искусств как педагогическая проблема, главным образом, в исследованиях ученых и педагогов российской школы с целью внедрения их ценного опыта в казахстанскую педагогику искусства. Прослеживается ретроспективный аспект (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, 1920 - 1950-е гг.); Л.М. Баженова, Н.К. Карпова, Е.В. Квятковский, Н.И. Лысина, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, В.В. Неверов, Т.Г. Пеня, Т.И. Сухова, Ю.У Фохт-Бабушкин, Г.П. Шевченко, Б.П. Юсов и др., 1960 -1980-е гг.). В настоящее время проблема взаимодействия искусств стала общепедагогической (М.Ю. Борщевская, Л.Р Золотарева, Е.П. Кабкова, И.Н. Кашекова, Ж. Кармазина Г. Кириллова, И.Н. Миклушевская, Г.М. Москвина, Л.Н. Мун, Л.Г. Савенкова, И.А. Синкевич, Т.В. Фуртаева, Н.П. Шишлянникова, Е. Яковлева и др. (1990-е годы - по настоящее время).

Выявляется профессиональная компетентность бакалавра изобразительного искусства в контексте полихудожествен-ного образования. «Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире» [1]. В российском образовании изучение сущности и содержания феномена профессиональной компетентности со стороны ученых всегда уделялось пристальное внимание. В разное время различные аспекты данной проблемы разрабатывали С.И. Архангельский, В.П. Бездухов, А.А. Вербицкий, Т.Д. Добудько, В.И. Журавлев, Л.Н.З ахарова, Е.И. Исаев, М.С. Каган, И.А. Колесникова, А.К. Маркова, Л.Н. Митина, Т.В. Новикова, Е.И. Рогов, В.А. Сластенин, В.И. Слобод-чиков, О.В. Хуторской, Д.С. Цодикова, Г.А. Цукерман, К.В. Шапошников и др.

Определена профессиональная полихудожественная компетентность будущего бакалавра изобразительного искусства, включающая следующие группы свойств: искусствоведческая компетентность на основе взаимосвязи и синтеза искусств (познавательно-мировозренческий и эмоционально-ценностый аспекты); этнохудожественная компетентность (владение историей искусства Казахстана, формирование творческой деятельности по этнокультурному образованию и воспитанию учащихся); «языковая» компетентность (овладение «языка» пластических, изобразительных искусств); семиотическая компетентность (постижение художественного текста как знаковой системы); творческая компетентность (развитие сущностных, творческих сил); научно-исследовательская компетентность (уровень научно-исследовательских способностей); педагогическая компетентность (искусство педагогической технологии); музееведческая компетентность (искусство музейной педагогики).

При этом определяются оптимальные показатели, критерии профессиональной компетенции бакалавров изобразительного искусства на основе полихудожественности.

• Искусствоведческая компетентность определяется «культурным миром» личности: общей художественно-культурологической развитостью; системностью искусствоведческих знаний на основе взаимосвязи искусств; культурой художественного восприятия.

• Творческая компетентность: овладение соотношением понятий «деятельность», «культура», «творчество» (научное, художественное и педагогическое), психологическими механизмами художественного творчества, эмпатической способностью, условиями и факторами формирования творческой личности, механизмами педагогического процесса в любом виде художественного творчества.

Выделяются личные качества, определяющие, на наш взгляд, облик специалиста в сфере художественно-творческой деятельности: эмоция интереса; образная память (эйдетическая); фантазия, воображение; творческая интуиция (чувственная и интеллектуальная); вдохновение; внутреннее освобождение; единство сознательного и бессознательного; эмпатия; эрудиция (владение спецификой «родственных» видов искусства, полихудожественный диапазон).

• Научно-исследовательская компетентность: определяется научным складом ума, знанием методологии и методики написания научного исследования (реферата, курсового сочинения, дипломной работы): правилами структурирования

Библиографический список

научной работы, составления научного аппарата, языка и стиля научного текста, оформления и логикой его защиты.

• Музееведческая компетентность: осмысление комплексной деятельности художественного музея: научно-фондовой, научно-эскпозиционной, научно-исследовательской и музейно-педагогической, культурного и образовательного пространства художественного музея, опыта подготовки музейных работников в странах дальнего и ближнего зарубежья в сфере музееведения и музейной педагогики, модернизации музейного дела в Казахстане.

• Педагогическая компетентность характеризуется искусством педагогики и включает такие качества: способность эффективно действовать в процессе педагогической деятельности; освоение инновационной педагогической технологии; владение личностно-ориентированными технологиями, разнообразными творческими педагогическими технологиями средствами взаимосвязи разных видов искусств; обладание эмпатической способностью (способностью проникать в психику обучающегося, понимать его эмоциональное состояние и на этой основе предвидеть реакцию).

Таким образом, проведенное исследование показало, что в современных условиях реформирования образования постановка проблемы художественно-педагогического образования как полихудожественного связана с необходимостью разработки философско-педагогических стратегий, направленных на развитие творческой личности будущего специалиста % человека культуры.

■ 2004. - 1 янв.

1. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года // Наука и высшая школа Казахстана.

2. Коган, Л.Н. Теория культуры: учеб. пособие. - Екатеринбург, 1993.

3. Вебер, М. Избранные произведения. - М., 1990.

4. Князева, Е.Н. Синергетически конструируемый мир [Э/р]. - Р/д: http://spkurdyumov.narod.ru/KnyazevaElena.htm

5. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя. - М., 1987.

6. Якобсон, П.М. Психология и художественное восприятие // Художественное восприятие / под ред. Б.С. Мейлаха. - Л., 1971.

7. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М., 1998.

8. Золотарева, Л.Р Концепция инновационного спецкурса «Педагогическое искусствоведение» // Проблемы и перспективы повышения качества образования: Материалы междунар. конф. «Определение проблем повышения качества образования в государствах - членах ЕврАзЭС». - Душанбе, 2009.

Bibliography

vihsshaya shkola Kazakhstana. - 2004. - 1 yanv.

1. Koncepciya razvitiya obrazovaniya Respubliki Kazakhstan do 2015 goda // Nauka

2. Kogan, L.N. Teoriya kuljturih: ucheb. posobie. - Ekaterinburg, 1993.

3. Veber, M. Izbrannihe proizvedeniya. - M., 1990.

4. Knyazeva, E.N. Sinergeticheski konstruiruemihyj mir [Eh/r]. - R/d: http://spkurdyumov.narod.ru/KnyazevaElena.htm

5. Nemenskiyj, B.M. Mudrostj krasotih. O problemakh ehsteticheskogo vospitaniya: kn. dlya uchitelya. - M., 1987.

6. Yakobson, P.M. Psikhologiya i khudozhestvennoe vospriyatie // Khudozhestvennoe vospriyatie / pod red. B.S. Meyjlakha. - L., 1971.

7. Gershunskiyj, B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. (V poiskakh praktiko-orientirovannihkh obrazovateljnihkh koncepciyj). - M., 1998.

8. Zolotareva, L.R. Koncepciya innovacionnogo speckursa «Pedagogicheskoe iskusstvovedenie» // Problemih i perspektivih povihsheniya kachestva obrazovaniya: Materialih mezhdunar. konf. «Opredelenie problem povihsheniya kachestva obrazovaniya v gosudarstvakh - chlenakh EvrAzEhS». - Dushanbe, 2009.

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 796.01

Krivko O.A., Rusanov V.P. CONTEXT COMPETENT TRAINING IN PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF PHYSICAL TRAINING AND SPORT. The problem of professional competency formation of specialists in physical training and sport in higher educational institutions through academic disciplines providing knowledge, skills and ability of future teacher using technology of context education is considered in this article.

Key words: professional competency, professional training, context learning.

О.А. Кривко, ст. преп. каф. «ТиМФКиС» ВКГУ им. С.Аманжолова, г. Усть-Каменогорск, Казахстан,

E-mail- krivko_1972_27@mail.ru; В.П. Русанов, д-р пед. наук, зав. каф. ««ТиМФКиС» ВКГУ им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск, Казахстан, E-mail- sandi_86_86@)mail. ru

КОНТЕКСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности специалистов физической культуры и спорта в вузе, через учебные дисциплины, обеспечивающие знания, навыки и умения будущего педагога с использованием технологии контекстного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.