Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 142-144
УДК 378
ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ В ОПЫТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРЗАМАССКОГО ФИЛИАЛА ННГУ
© 2014 г. В.Ф. Миронычева, И.В. Кузина, А.В. Марина
Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского mironycheva52@mail. ru
Поступила в редакцию 03.02.2014
Рассматриваются вопросы организации производственной практики бакалавров педагогического образования с использованием инновационных образовательных технологий профессионального самообразования и личностного роста.
Ключевые слова: педагогическое образование, компетентностный подход, производственная практика, образовательные технологии, портфолио профессиональных достижений.
Технологии профессионального самообразования и личностного роста студента-бакалавра при организации производственной практики приобретают особую значимость в контексте модернизации системы профессиональной подготовки будущих педагогов.
В настоящее время, в связи с обсуждением Концепции поддержки развития педагогического образования и началом реализации Профессионального стандарта педагога, особое внимание в вузе уделяется разработке вопросов научно-методического сопровождения практикантов. В первую очередь это связано с тем, что направление 050100.62 «Педагогическое образование» занимает доминирующее место, ориентировано на подготовку нового поколения педагогических работников, способных квалифицированно, компетентно решать профессиональные задачи; готовых к инновационной деятельности, к сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса, к реализации социального заказа общества в условиях перехода на новые стандарты: образовательный и профессиональный. Необходимость личного и профессионального развития будущего специалиста в условиях освоения федеральных государственных образовательных стандартов потребовала создания новой информационно-образовательной среды. В связи с этим нами разработан проект эффективной организации и проведения практики бакалавров педагогического образования - «Практика в системе профессионального самообразования и личностного роста студента-бакалавра», основной целью которого является повышение качества подготовки педагогических кадров.
Реализация обозначенной цели видится нам путем решения ряда задач. Во-первых, повышение качества практической подготовки за счет создания условий прохождения практики по индивидуальному образовательному маршруту (построение программ всех видов практики с учетом непрерывного формирования компетенций, как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне, разработка интегрированных технологических карт формирования компетенций бакалавра).
Во-вторых, разработка психолого-педагогического, методического сопровождения практикантов всеми участниками образовательного процесса в строгом соответствии с видами профессиональной деятельности бакалавра в следующих областях: педагогической, культурно-просветительской, научно-исследовательской. Так, в области педагогической деятельности приоритетное внимание уделяется изучению бакалаврами возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектированию на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития, что в свою очередь позволяет реализовать требования ФГОС начального, основного, среднего общего образования в школе. Важным аспектом является организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знания (в соответствии с реализуемыми профилями). Для этого факультетскими руководителями, методи-
Технологии профессионального самообразования и личностного роста студента-бакалавра 143
стами вуза в курсе основных педагогических, психологических, методических дисциплин разработана система занятий, позволяющих моделировать уроки, внеклассные, воспитательные мероприятия на основе инновационных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных. Следует отметить, что в реальных условиях образовательного пространства базы практики проводятся научно-методические семинары по актуальным проблемам современной педагогики и методики, участниками которых являются педагоги, учёные вуза, студенты-практиканты. Выездные семинары на базы практики в школы Нижегородской области позволяют объединить усилия всех участников образовательного процесса по внедрению ФГОС. Преподаватели вуза для педагогов сельских школ и студентов-бакалавров, которые проходят практику в образовательных учреждениях, читают цикл лекций, направленных на решение актуальных вопросов, связанных с формированием универсальных учебных действий обучающихся (УУД), личностных, метапредметных и предметных результатов; составляют технологические карты уроков, воспитательных мероприятий. Важным видом деятельности в школе является организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности. Это связано с тем, что в современной школе особое внимание уделяется проектной исследовательской деятельности, в которой непосредственное участие принимают родители, практически не знакомые с требованиями подготовки исследовательского, творческого проекта. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий, связано с тем, что в настоящее время все образовательные учреждения технически обеспечены, в распоряжении студентов - мультимедийная аппаратура, компьютерные классы, есть возможность выхода в Интернет. Для обогащения образовательной среды студенты активно используют разнообразные компьютерные программы, привлекают дидактические средства образовательных порталов для учителей, создают электронное сопровождение уроков и воспитательных мероприятий, что существенно повышает качество образования. Таким образом, осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры осуществляется систематично
во время прохождения бакалаврами всех видов практики. Необходимо отметить, что внимание студентов направлено на изучение, формирование и реализацию потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности, а также на организацию культурного пространства. Во время практики студенты активно работают над курсовыми и выпускными проектами. Научно-исследовательская деятельность бакалавров сосредоточена:
• на сборе, анализе, систематизации и использовании информации по актуальным проблемам науки и образования;
• на разработке авторских технологий на основе современных педагогических, в том числе информационно-коммуникационных, с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;
• на проведении экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности и анализе результатов.
Усиление интегративных связей всех компонентов содержания подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами будущего педагога существенно влияет на качество подготовки будущего педагога. Система практики в вузе выстроена на основе принципа преемственности от учебных к производственным практикам по стандарту и учебному плану профиля подготовки, что обеспечивает непрерывность процесса профессионального самосовершенствования. Для решения этой задачи осуществляется школьно-университетское партнерство на основе договора об организации и проведении практики студентов Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Базами практики филиала в настоящее время являются более четырехсот учреждений (муниципальные бюджетные образовательные учреждения СОШ и ООШ, муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения г. Арзамаса, Нижегородской области, Российской Федерации, управления образования, средние специальные учебные заведения, детские оздоровительные лагеря).
В-третьих, разработка и апробация электронного образовательного ресурса студента-практиканта в форме портфолио как результата самостоятельной творческой деятельности в реальных условиях образовательного пространства. Содержание электронного «Портфолио профессионального самообразования и личностного роста бакалавра-практиканта» позво-
144
В.Ф. Миронычева, И.В. Кузина, А.В. Марина
ляет проверить реализацию индивидуального образовательного маршрута, уровень сформи-рованности компетенций во время производственной практики, выявить степень готовности к педагогической профессии.
В-четвертых, презентация лучших педагогических проектов в информационной среде, в том числе и на сайте вуза, публикация научно-методических работ студентов в сборниках разного уровня даст возможность будущим педагогам представить авторский опыт решения различных профессиональных задач, обусловленных переходом школ страны к реализации ФГОС основного и среднего (полного) общего образования.
В-пятых, разработка системы независимой профессиональной сертификации студентов-практикантов в настоящее время крайне необходима. Для этого преподавателями вуза разработан маршрутный лист, в котором:
• представлены все виды деятельности практиканта, предусмотренные программами практики;
• определены индикаторы сформированно-сти данных видов деятельности уровневого характера.
Ценность нововведения заключается в том, что в оценивании деятельности студента принимают участие не только вузовские и школьные педагоги, но и студенты, проходящие практику на базе образовательного учреждения. Значительная роль отводится формированию
саморефлексии, так как итоговая оценка по результатам практики складывается из всех перечисленных показателей.
В-шестых, на иной, качественно более высокий уровень выходит традиционная поддержка выпускников в рамках ежегодно проводимого внутривузовского конкурса педагогического мастерства «Учитель XXI века», задачами которого являются:
• активизация творческого и познавательного интеллектуального потенциала студентов в период педагогической практики;
• внедрение и распространение современных педагогических технологий в практику учебно-воспитательного процесса образовательного пространства г. Арзамаса и районов Нижегородской области;
• содействие более осознанному выбору студентами-практикантами будущей профессии учителя.
Таким образом, изменение содержания программ производственной практики, усиление всех компонентов содержания подготовки, способов научно-методической поддержки бакалавров, внедрение технологий профессионального самообразования и личностного роста студентов обеспечивают практическую подготовку будущих учителей, что соответствует требованиям профессиональных стандартов и, на наш взгляд, без особых сложностей и проблем позволит перейти к их реализации.
TECHNOLOGIES FOR PROFESSIONAL SELF-EDUCATION AND PERSONAL GROWTH OF STUDENTS IN THE BACHELOR PROGRAM USED IN THE ORGANIZATION OF INTERNSHIPS AT THE UNN ARZAMAS BRANCH
V.F. Mironycheva, I.V. Kuzina, A V. Marina
The article focuses on the organization of internships for students of the Bachelor program of teacher education with the use of innovative educational technologies for professional self-education and personal growth.
Keywords: teacher education, competence-based approach, internship, educational technology, portfolio of professional achievements.