Научная статья на тему 'Технологии профессионального самообразования и личностного роста студента-бакалавра при организации практики в опыте деятельности Арзамасского филиала ННГУ'

Технологии профессионального самообразования и личностного роста студента-бакалавра при организации практики в опыте деятельности Арзамасского филиала ННГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронычева В. Ф., Кузина И. В., Марина А. В.

Рассматриваются вопросы организации производственной практики бакалавров педагогического образования с использованием инновационных образовательных технологий профессионального самообразования и личностного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR PROFESSIONAL SELF-EDUCATION AND PERSONAL GROWTH OF STUDENTS IN THE BACHELOR PROGRAM USED IN THE ORGANIZATION OF INTERNSHIPS AT THE UNN ARZAMAS BRANCH

The article focuses on the organization of internships for students of the Bachelor program of teacher education with the use of innovative educational technologies for professional self-education and personal growth.

Текст научной работы на тему «Технологии профессионального самообразования и личностного роста студента-бакалавра при организации практики в опыте деятельности Арзамасского филиала ННГУ»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 142-144

УДК 378

ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ В ОПЫТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРЗАМАССКОГО ФИЛИАЛА ННГУ

© 2014 г. В.Ф. Миронычева, И.В. Кузина, А.В. Марина

Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского mironycheva52@mail. ru

Поступила в редакцию 03.02.2014

Рассматриваются вопросы организации производственной практики бакалавров педагогического образования с использованием инновационных образовательных технологий профессионального самообразования и личностного роста.

Ключевые слова: педагогическое образование, компетентностный подход, производственная практика, образовательные технологии, портфолио профессиональных достижений.

Технологии профессионального самообразования и личностного роста студента-бакалавра при организации производственной практики приобретают особую значимость в контексте модернизации системы профессиональной подготовки будущих педагогов.

В настоящее время, в связи с обсуждением Концепции поддержки развития педагогического образования и началом реализации Профессионального стандарта педагога, особое внимание в вузе уделяется разработке вопросов научно-методического сопровождения практикантов. В первую очередь это связано с тем, что направление 050100.62 «Педагогическое образование» занимает доминирующее место, ориентировано на подготовку нового поколения педагогических работников, способных квалифицированно, компетентно решать профессиональные задачи; готовых к инновационной деятельности, к сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса, к реализации социального заказа общества в условиях перехода на новые стандарты: образовательный и профессиональный. Необходимость личного и профессионального развития будущего специалиста в условиях освоения федеральных государственных образовательных стандартов потребовала создания новой информационно-образовательной среды. В связи с этим нами разработан проект эффективной организации и проведения практики бакалавров педагогического образования - «Практика в системе профессионального самообразования и личностного роста студента-бакалавра», основной целью которого является повышение качества подготовки педагогических кадров.

Реализация обозначенной цели видится нам путем решения ряда задач. Во-первых, повышение качества практической подготовки за счет создания условий прохождения практики по индивидуальному образовательному маршруту (построение программ всех видов практики с учетом непрерывного формирования компетенций, как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне, разработка интегрированных технологических карт формирования компетенций бакалавра).

Во-вторых, разработка психолого-педагогического, методического сопровождения практикантов всеми участниками образовательного процесса в строгом соответствии с видами профессиональной деятельности бакалавра в следующих областях: педагогической, культурно-просветительской, научно-исследовательской. Так, в области педагогической деятельности приоритетное внимание уделяется изучению бакалаврами возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектированию на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития, что в свою очередь позволяет реализовать требования ФГОС начального, основного, среднего общего образования в школе. Важным аспектом является организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знания (в соответствии с реализуемыми профилями). Для этого факультетскими руководителями, методи-

Технологии профессионального самообразования и личностного роста студента-бакалавра 143

стами вуза в курсе основных педагогических, психологических, методических дисциплин разработана система занятий, позволяющих моделировать уроки, внеклассные, воспитательные мероприятия на основе инновационных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных. Следует отметить, что в реальных условиях образовательного пространства базы практики проводятся научно-методические семинары по актуальным проблемам современной педагогики и методики, участниками которых являются педагоги, учёные вуза, студенты-практиканты. Выездные семинары на базы практики в школы Нижегородской области позволяют объединить усилия всех участников образовательного процесса по внедрению ФГОС. Преподаватели вуза для педагогов сельских школ и студентов-бакалавров, которые проходят практику в образовательных учреждениях, читают цикл лекций, направленных на решение актуальных вопросов, связанных с формированием универсальных учебных действий обучающихся (УУД), личностных, метапредметных и предметных результатов; составляют технологические карты уроков, воспитательных мероприятий. Важным видом деятельности в школе является организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности. Это связано с тем, что в современной школе особое внимание уделяется проектной исследовательской деятельности, в которой непосредственное участие принимают родители, практически не знакомые с требованиями подготовки исследовательского, творческого проекта. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий, связано с тем, что в настоящее время все образовательные учреждения технически обеспечены, в распоряжении студентов - мультимедийная аппаратура, компьютерные классы, есть возможность выхода в Интернет. Для обогащения образовательной среды студенты активно используют разнообразные компьютерные программы, привлекают дидактические средства образовательных порталов для учителей, создают электронное сопровождение уроков и воспитательных мероприятий, что существенно повышает качество образования. Таким образом, осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры осуществляется систематично

во время прохождения бакалаврами всех видов практики. Необходимо отметить, что внимание студентов направлено на изучение, формирование и реализацию потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности, а также на организацию культурного пространства. Во время практики студенты активно работают над курсовыми и выпускными проектами. Научно-исследовательская деятельность бакалавров сосредоточена:

• на сборе, анализе, систематизации и использовании информации по актуальным проблемам науки и образования;

• на разработке авторских технологий на основе современных педагогических, в том числе информационно-коммуникационных, с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;

• на проведении экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности и анализе результатов.

Усиление интегративных связей всех компонентов содержания подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами будущего педагога существенно влияет на качество подготовки будущего педагога. Система практики в вузе выстроена на основе принципа преемственности от учебных к производственным практикам по стандарту и учебному плану профиля подготовки, что обеспечивает непрерывность процесса профессионального самосовершенствования. Для решения этой задачи осуществляется школьно-университетское партнерство на основе договора об организации и проведении практики студентов Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Базами практики филиала в настоящее время являются более четырехсот учреждений (муниципальные бюджетные образовательные учреждения СОШ и ООШ, муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения г. Арзамаса, Нижегородской области, Российской Федерации, управления образования, средние специальные учебные заведения, детские оздоровительные лагеря).

В-третьих, разработка и апробация электронного образовательного ресурса студента-практиканта в форме портфолио как результата самостоятельной творческой деятельности в реальных условиях образовательного пространства. Содержание электронного «Портфолио профессионального самообразования и личностного роста бакалавра-практиканта» позво-

144

В.Ф. Миронычева, И.В. Кузина, А.В. Марина

ляет проверить реализацию индивидуального образовательного маршрута, уровень сформи-рованности компетенций во время производственной практики, выявить степень готовности к педагогической профессии.

В-четвертых, презентация лучших педагогических проектов в информационной среде, в том числе и на сайте вуза, публикация научно-методических работ студентов в сборниках разного уровня даст возможность будущим педагогам представить авторский опыт решения различных профессиональных задач, обусловленных переходом школ страны к реализации ФГОС основного и среднего (полного) общего образования.

В-пятых, разработка системы независимой профессиональной сертификации студентов-практикантов в настоящее время крайне необходима. Для этого преподавателями вуза разработан маршрутный лист, в котором:

• представлены все виды деятельности практиканта, предусмотренные программами практики;

• определены индикаторы сформированно-сти данных видов деятельности уровневого характера.

Ценность нововведения заключается в том, что в оценивании деятельности студента принимают участие не только вузовские и школьные педагоги, но и студенты, проходящие практику на базе образовательного учреждения. Значительная роль отводится формированию

саморефлексии, так как итоговая оценка по результатам практики складывается из всех перечисленных показателей.

В-шестых, на иной, качественно более высокий уровень выходит традиционная поддержка выпускников в рамках ежегодно проводимого внутривузовского конкурса педагогического мастерства «Учитель XXI века», задачами которого являются:

• активизация творческого и познавательного интеллектуального потенциала студентов в период педагогической практики;

• внедрение и распространение современных педагогических технологий в практику учебно-воспитательного процесса образовательного пространства г. Арзамаса и районов Нижегородской области;

• содействие более осознанному выбору студентами-практикантами будущей профессии учителя.

Таким образом, изменение содержания программ производственной практики, усиление всех компонентов содержания подготовки, способов научно-методической поддержки бакалавров, внедрение технологий профессионального самообразования и личностного роста студентов обеспечивают практическую подготовку будущих учителей, что соответствует требованиям профессиональных стандартов и, на наш взгляд, без особых сложностей и проблем позволит перейти к их реализации.

TECHNOLOGIES FOR PROFESSIONAL SELF-EDUCATION AND PERSONAL GROWTH OF STUDENTS IN THE BACHELOR PROGRAM USED IN THE ORGANIZATION OF INTERNSHIPS AT THE UNN ARZAMAS BRANCH

V.F. Mironycheva, I.V. Kuzina, A V. Marina

The article focuses on the organization of internships for students of the Bachelor program of teacher education with the use of innovative educational technologies for professional self-education and personal growth.

Keywords: teacher education, competence-based approach, internship, educational technology, portfolio of professional achievements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.