DOI 10.24411/1813-145X-2018-10107
УДК 378.1
Н. В. Чекалева
https://orcid.org/0000-0003-4772-1676
Специфика подготовки будущего педагога в условиях поликультурного образования
В статье анализируются особенности подготовки будущего педагога в условиях поликультурного образования. Акцент делается на изменениях, происходящих в обществе и образовании, анализируется социокультурная обусловленность образования. Исходя из определения профессиональной подготовки будущих педагогов рассматривается необходимость и сущность поликультурного образования; анализируются ФГОС ВО третьего поколения с точки зрения тех компетенций, которыми должны овладеть студенты в поликультурном образовании. Специфика подготовки студентов рассмотрена через их способность решать учебно-профессиональные и профессиональные задачи. Задачный подход отражен через учет трех взаимосвязанных направлений подготовки студентов в поликультурном образовании: обогащение и обновление содержания образования за счет включения учебных материалов и конструирования профессиональных задач этнопедагогического характера. Подчеркивается необходимость интеграции психолого-педагогической, методической и предметной подготовки, теоретической, практической и личностной готовности деятельности будущего педагога в условиях поликультурного общества. Акцентируется важность особого внимания при работе с педагогическими текстами, указываются эффективные педагогические приемы. Называются принципы отбора содержания поликультурного образования: культуросообразности и практико-ориентированности. Делается акцент на новом дискурсе образования, ориентированном на разнообразие мнений, толерантности, признание прав и достоинств всех языков и культур.
В статье анализируются гуманитарные технологии, использование которых позволяет эффективно осуществлять подготовку студентов в поликультурном образовании: технология критического мышления, технология рефлексивного обучения, технология проектного обучения, технология обучения методом кейсов, технология веб-квеста, технология индивидуального образовательного маршрута, технология групповой работы.
Специфика подготовки будущих педагогов в поликультурном образовании отражена также в период педагогических и социальных практик, решения практических реальных задач, участия в разных видах деятельности, в том числе волонтерской. Подчеркивается необходимость учета потребностей студентов-мигрантов, билингвалов, иностранных студентов.
Ключевые слова: изменения, специфика, социокультурная обусловленность, поликультурное образование, будущие педагоги, обновление содержания, гуманитарные технологии, учебно-профессиональные задачи, педагогические практики, потребности студентов в поликультурном образовании.
N. V. Chekaleva
The Specifics Of Future Teachers Training In The Conditions Of Polycultural Education
The article shows the results of the analysis of the peculiarities of training a future teacher under the conditions of polycultural education. The changes in the society and education are pointed out, sociocultural causes of education are analyzed. Based upon the definition of professional training of future teachers the necessity and meaning of polycultural education is analyzed. The Federal State Educational Standard of Higher education is under analysis from the viewpoint of the competences which students should acquire in the process of polycultural education. The specifics of students training is outlined through the representation of their ability to decide professional problems. Problem-based approach is shown by three cross-coupling directions of future students' preparation in polycultural education: renovation of education by including study materials and construction of professional problems of Etna pedagogical character. The necessity of integration of psychological and pedagogical, methodical and subject-based training, theoretical, practical, personal readiness of a future teacher under the circumstances of polycultural education is shown. The importance to work with pedagogical texts and instructional devices is highlighted. The principals of selection in polycultural education are stated, they are cultural congruence and practical oriented principal. The importance of a new educational discourse which is oriented on a diversity of opinions, tolerance, recognition of right of all languages and cultures.
The humanitarian technologies which are used for the training of future teachers are analyzed: technology of critical thinking development, Reflective Teaching, project teaching technology, case technology, web-quest technology, individual educational route, Technology of Group Teaching
The specifics of students' training in polycultural education in the period of pedagogical and social practices, solving real problems and in volunteering are outlined. The necessity of including needs of students-immigrants, bilinguals and foreigners is emphasized.
Keywords: changes, specifics, sociocultural causes, polycultural education, future teacher, renovation of education, humanitarian technologies, professional problems, pedagogical practices, needs of students in polycultural education.
© Чекалева Н. В., 2018
Модернизация педагогического образования, осуществляемая в настоящее время в Российской Федерации, обусловлена требованиями складывающейся новой трудовой реальности профессионального стандарта педагога, ФГОС высшего образования, ФГОС общего образования, а также вызовами меняющегося мира. Современный мир - это мир постоянных изменений: социокультурных, экономических, технологических, демографических, принимающих глобальный масштаб. И конечно, к этим изменениям, которые носят характер неопределенности, должны быть готовы педагоги, реализующие идеи опережающего образования, как в собственной деятельности, так и в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения [1].
Социокультурная обусловленность образования предполагает наличие трех групп позиций: 1) динамичное изменение жизни ориентирует студентов на готовность к изменениям, но часто встречающаяся неопределенность жизненных целей затрудняет эту готовность; 2) многообразие культур, конфессий, взглядов ориентирует будущих педагогов на развитие толерантности и гражданской позиции, но проблемы с формированием гражданской идентичности затрудняют данный процесс; 3) цифровизация общества, экономики, образования дает молодежи возможность мгновенной коммуникации, доступность информации, но зачастую уводит их в виртуальный мир, что не способствует развитию способности общаться в реальном мире, разрешать конфликты (или не вступать в них) [5].
Сегодня выделяют три основные группы изменений в образовании (Н. Торранс, Д. Олсон, Д. Китинг и др.):
— изменения, которые связаны со сдвигами в образовательных целях, вытекающих из более обширных социокультурных изменений в обществе, и изменениями самой природы труда в эволюционирующих экономиках;
— изменения, которые связаны с ростом разнообразия состава населения, охватывающие сферу образования, и демографическими сдвигами, начиная от урбанизации и демографических ям и заканчивая глобальным переселением и иммиграцией;
— изменения, которые связаны с новыми концепциями обучения и получения знаний, основывающихся на изменениях фундаментальных процессов человеческого развития [17].
В работах Д. Двайера выделено три группы факторов, которые вызывают изменения в организации образовательного процесса:
— изменение контекста обучения, связанное с использованием новых технологий;
— время, которое необходимо для привыкания к изменениям, так как изначально внимание преподавателей сосредоточено на деталях изменений, особенностях технологий, а не на самом процессе обучения;
— подготовка преподавателей к осуществлению изменений, так как кто-то учится и принимает изменения быстрее, кто-то - медленнее [17].
Во всех странах либо осуществляют, либо обсуждают радикальные реформы в системе образования [13, 16, 11, 12, 14, 15].
Очевидно, что происходящие в настоящее время изменения в высшем образовании (переход на уровневое образование, введение ФГОС 3++, модульный характер построения примерных основных образовательных программ, компетент-ностный подход при организации образовательного процесса, реализации электронного обучения и т. д.) предполагают и акцентирование на изменениях в подготовке будущих учителей.
Мы солидарны с позицией А. П. Тряпицыной, которая утверждает, что профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе может рассматриваться
— как процесс, детерминированный разного рода требованиями к ее результатам (требованиями, требованиями научно-технического прогресса, современного общества, требованиями современного человека др.);
— становление субъектного опыта профессионально-педагогической деятельности, который заключается в освоении норм, образцов и правил профессиональной деятельности [10].
Становление субъектного опыта студентов происходит в условиях специфики российского и регионального социума, социокультурных и со-циоэкономических изменений, в понимании многообразия культур, конфессий и социальных групп.
В современном образовании активно обсуждается актуализация системы ценностей, идея развития человеческого капитала, личности, воспитанной на идеях природосообразности, куль-туросообразности, индивидуально-личностного развития и полипарадигмальности.
Изменения в мировой цивилизации, научные исследования показали различия в стандартах, ценностях, целей образования, поведении, свойственных представителям различных культур. Поликультурное общество, активные миграционные процессы предъявили свои требования к людям: различные культурные и расовые группы должны научиться уживаться вместе, уважать различные культурные традиции, признавать языки и культуры всех этнических групп.
В этих условиях поликультурной реальности от педагога (и от будущего тоже) требуется знать, понимать, уметь и владеть различными способами установления диалога как с представителями различных этнических групп внутри поликультурного государства, так и с представителями других государств.
В этом случае поликультурное образование определяется как приобщение будущих педагогов к этнической, общенациональной и мировой культуре, формирование умения и готовности жить в многокультурном полиэтническом обществе. Основой поликультурного образования являются воспитание и образование в контексте диалога национальных культур, воспитание толерантности и религиозно-этнической культуры, формирование педагогической культуры населения, освоение общечеловеческих ценностей мировой и национальных культур, воспитание культуры межнационального общения. Поликультурное воспитание может быть определено как целенаправленный процесс создания благоприятных условий для развития личности как субъекта национальной и общечеловеческой культуры [7].
Современное образование участвует в создании следующих социальных и ментальных эффектов:
— формирование идентичности человека в условиях полиэтнического, поликонфессионального и поликультурного государства;
— социальная и духовная консолидация общества;
— обеспечение социальной мобильности личности, качества и доступности образования как факторов уменьшения рисков социального расслоения общества;
— конструирование социальных норм толерантности и доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;
— успешная социализация подрастающего поколения;
— повышение конкурентоспособности личности, общества и государства [2].
Мы солидарны с позицией Ю. Б. Дроботенко, которая отмечает необходимость подготовки педагогов для работы в поликультурном образовательном пространстве. Современные педагоги должны быть готовы учитывать этнические, социокультурные особенности и проблемы обучающихся, родителей, педагогов и самого себя в образовательном процессе; владеть методикой работы с основными типами поликультурных образовательных программ; способны строить свою деятельность и организовывать деятельность других людей с учетом этнокультурных особенностей и последствий, которые связаны с возможной межэтнической напряженностью [4].
ФГОС ВО 3+ указывают, что при подготовке будущих педагогов необходимо формировать у них следующие общекультурные компетенции (развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения), общепрофессиональные (готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках, взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия), а также профессиональные компетенции (способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения).
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (3-го поколения и 3++) ориентируют будущих педагогов на овладение профессиональной компетентностью как результат обучения. Ученые РГПУ им. А. И. Герцена профессиональную компетентность представляют как процесс реализации за-дачного подхода, предполагающий расширение круга задач, которые умеет решать студент, разнообразие средств решения, увеличение контекстов решаемых задач, которые студент умеет учитывать, использование новых ресурсов (технологий, средств) в решении профессиональных задач; расширение круга субъектов образовательного процесса, которых студент способен привлекать к решению задач; осознание интереса к решению тех задач, которые соответствуют индивидуальности студента [3].
Для формирования у будущих педагогов готовности к решению профессиональных задач в условиях поликультурного общества и образования необходимо обогащать и обновлять содержание образования («Введение в педагогическую деятельность», «Общая педагогика», «История и теория образования», «Практика современного образовательного процесса») путем включения учебного материала об этнопедагогических особенностях воспитания, этнической идентичности, поликультурной среде, особенностях межгруппового взаимодействия и т. д.; разрабатывать учебно-профессиональные задачи, определяющие готовность жить в поликультурной среде.
Важно актуализировать и разрабатывать новое предметное содержание образовательных программ, отражающих не только культурно -образовательные традиции отечественного и зарубежного образования, но и современные вызовы культурной, конфессиональной, межэтнической политики. При этом акцент необходимо сделать на интеграции предметной, психолого-педагогической, методической подготовки, учитывать интеграцию науки и образования, взаимосвязь теории и практики. Курсы педагогики, психологии, методические и предметные дисциплины обогащают студентов новыми знаниями, практическими умениями (умение общаться в разных этнических группах, межконфессиональная толерантность и др.), помогают овладеть новыми способами решения профессиональных задач (обучение детей-мигрантов, обучение детей разных конфессий в одном классе и т. д.). Одновременно с этим у студентов формируется собственное ценностное отношение к обозначенной проблеме, они осваивают нормы, образцы и правила профессионально-педагогической деятельности в новых социокультурных условиях.
На формирование собственной профессиональной позиции, на накопление ценностно-смыслового опыта решения профессиональных задач работает, в первую очередь, содержание педагогических дисциплин. При этом, усвоив теоретический компонент педагогики, будущие педагоги не всегда осознают полученные знания в качестве опыта, не превращают их в руководство практическими действиями. Педагогические знания выступают основой представлений о действительности, ориентиром в направлении деятельности, базой формирования отношения к объектам действительности [8].
Именно психолого-педагогические дисциплины дают студенту возможность овладеть знания-
ми о человеке как развивающейся личности, субъекте жизнедеятельности; о социально-психологических закономерностях взаимодействия человека с обществом, другими людьми и т. д.
Овладение будущим педагогом ценностями профессиональной деятельности в условиях поликультурного образования, накопление опыта решения учебно-профессиональных задач возможно через «конкретные формы существования знания в культуре» (В. А. Сластенин).
Преобразования теоретических знаний в способы будущей профессиональной деятельности происходят в процессе решения задач. Теоретические знания, включаясь в контекст реальной (данной в условиях задачи) педагогической проблематики, приобретает определенную практическую направленность, перестраиваясь в соответствии со спецификой решаемой проблемы. Таким образом, задача выступает средством интеграции теоретической, практической и личностной готовности к деятельности.
В это же время на современном этапе развития высшей школы обучение в вузе можно считать эффективным только тогда, когда содержание, осваиваемое студентом, становится для него личностно значимым, формируется ценностное отношение к явлениям окружающего мира и желание это отношение активно проявлять.
При этом важно обратить внимание на работу с педагогическими учебными текстами, освоение которых способствует формированию педагогического мышления, становлению жизненного опыта студента, так как именно в нем (жизненном опыте) запечатлены способности, интересы, направленность, смыслы и ценности личности. Использование совокупности приемов индивидуальной и групповой работы (выделение главной мысли текста, постановка вопросов к тексту, критическая оценка прочитанного текста в диалоге, обыгрывание ситуаций по проблеме, обсуждаемой в тексте, определение терминов и понятий, использованных в тексте, построение понятийных схем, создание встречного текста) способствует более глубокому пониманию и принятию ценностей, социокультурных изменений, а также собственной готовности к этим изменениям.
В условиях поликультурного общества ведущими принципами отбора содержания подготовки будущих педагогов становятся принципы со-циокультуросообразности и практико-ориентированности. Это позволяет учитывать особенности мезосреды, культурно-исторические
традиции и специфику конкретного региона. Одновременно важно учитывать особенности возраста обучающихся, субкультуру студентов. Содержание обучения разворачивается из постановки задачи, которая может быть подана как проблема. В этом случае студенты сами формулируют задачи, требующие решения. Анализ, критика, обобщение, интерпретация ведут к трансформации текста через ценностный обмен мнениями, оценки с личностных позиций, собственного опыта, ценностных ориентаций.
Следует отметить, что решение задач предполагает не только высказывание суждений, но и конкретные действия, презентацию, рефлексию.
Вместе с тем содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству, учитывать широкий спектр мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и суждений.
В условиях формирования готовности у будущих педагогов в поликультурной среде важно «включать» студентов в разные виды деятельности: проектную, исследовательскую, волонтерскую и т. д., которые позволяют развивать у них созидательную инициативу, содействовать освоению общечеловеческих ценностей, создавать среду для самореализации и творческого самовыражения.
Очевидно, что решение этих задач продуцирует новый дискурс образования, ориентированный на разнообразие мнений, толерантности, признания прав и достоинств всех языков и культур, различных жизненных укладов, деятельности и отношений. И в таком случае данные дискурсы влияют на отбор содержания и организацию его освоения, использования образовательных ресурсов.
Поликультурное образование предполагает использование так называемых гуманитарных технологий, то есть технологий «мягкого» взаимного воздействия, человечного влияния, технологии социальной инженерии.
Данный вид технологий позволяет актуализировать индивидуально-личностные смыслы, реа-лизовывать субъект-субъектные отношения; вырабатывать доступный язык общения, влиять на интегральные характеристики личности (потребности, интересы, мотивы, ценностные отношения, установки). При этом осуществляется развитие у будущих педагогов таких компетенций, как способность решать возникающие конфликты и проблемы, организовывать собственную
деятельность в условиях неопределенности; системно мыслить; проявлять ответственность за выполняемую работу; осуществлять саморефлексию; осуществлять действия для получения нового опыта; понимать себя, другого человека и свой жизненный контекст [9].
Этому способствуют технологии критического мышления, рефлексивного обучения, проектного обучения. Приемы, используемые в технологии критического мышления («знаю - хочу узнать - узнаю», «толстые и тонкие вопросы», «Синквейн», «Инсерт», «Парная мозговая атака», «Бортовой журнал» и др.), позволяют не только качественно осваивать знания, но и вырабатывать собственную точку зрения, грамотно вести дискуссию, заполнять портфолио.
Технология рефлексивного обучения предполагает осуществление студентами устной рефлексии (с использованием приемов диалога, перекрестной дискуссии, дискуссии «совместный поиск», «Двухрядный круглый стол» и др.) и письменной рефлексии («эссе», «бортовой журнал» и др.). Будущие педагоги участвуют в обсуждении и разрешении конфликтных ситуаций, анализируют собственные действия и суждения, осуществляют поиск вариантов решения педагогических ситуаций.
Технология проектного обучения научает студентов анализировать ситуации, выбирать проблему для решения, формировать идею, находить варианты ее достижения, а также оценивать предложенные варианты и выбирать наиболее эффективные. Будущие педагоги учатся разрабатывать реальные проекты (например, в рамках РДШ, противодействия терроризму, экстремизму и т. д.), реализовывать их и определять риски и трудности при их достижении.
Одной из эффективных гуманитарных технологий в поликультурном образовании является технология обучения методом кейсов, то есть изучение наибольшего количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Данный метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. У студентов развивается способность к обоснованному и аргументированному выбору различных вариантов решения той или иной проблемы, что, несомненно, создает предпосылки для формирования ценностного отношения, убеждений, активного поведения в условиях поликультурного общества [9].
Задача преподавателя состоит в том, чтобы подобрать соответствующий материал, актуальный и социально значимый, учитывающий современные интересы и проблемы молодежи («Этнопедагогическая компетентность педагогов», «Обучение детей-мигрантов», «Гражданская идентичность»).
В условиях поликультурного образования эффективной является также технология веб-квеста, когда будущие педагоги осуществляют самостоятельный исследовательский поиск в интернете по указанным адресам. Если краткосрочные веб-квесты позволяют найти необходимую информацию и интегрировать ее в собственную систему знаний, то долгосрочные веб-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. Студенты ведут глубокий анализ полученных знаний, трансформируют их. Могут быть использованы разнообразные формы веб-квестов:
— создание базы данных по проблеме;
— создание микромира, где передвижение производится с помощью гиперссылок;
— написание интерактивной истории;
— создание документа, который дает анализ какой-либо сложной проблемы и приглашает студентов согласиться или не согласиться с мнением авторов;
— online-интервью с виртуальным персонажем (ответы и вопросы разрабатываются студентами, глубоко изучившими данную персону).
Веб-квесты могут быть составлены в логике профессиональных задач, основой которых могут являться проблемы поликультурного общества.
Современная социкультурная ситуация характеризуется наличием неопределенности, системных изменений, приводящих к новым реалиям. В условиях нелинейного образования большое значение приобретает, с одной стороны, простраи-вание персонального пути реализации профессионально-личностного потенциала студента (индивидуальный образовательный маршрут), а с другой - формирование навыков организации коллективного мышления при анализе ситуаций, формулировании проблем, подготовке и экспертизе вариантов решения. В реализации задач диалога культур, решения проблем межконфессионального и межэтнического характера будущий педагог самостоятельно овладевает средствами решения профессионально-педагогических задач, а также моделями их решения с целью самоопределения и самореализации при осуществлении преподавателем педаго-
гической поддержки, а при необходимости и сопровождения.
Однако при решении сложных поликультурных задач невозможно проработать глубокое и обоснованное решение в индивидуальном порядке. И тогда от будущих педагогов требуются навыки групповой работы, коллективного мышления. Если технология проектирования индивидуального образовательного маршрута предполагает, прежде всего, выявление и построение ценностно-смыслового поля самоактуализации студента, то технология групповой работы ориентирована на создание условий для достижения индивидуальных целей в потенциально-конкурсной коллективной ситуации; создание условий для самореализации членов группы.
Использование гуманитарных интерактивных технологий акцентирует внимание на «проживании» и приобретении будущими педагогами опыта ценностного отношения, положительной мотивации и самоопределения в межкультурном диалоге.
Одновременно с этим названные технологии (как, наверное, и другие) позволяют развивать критическое (но не критиканское) освоение поликультурной реальности, воспитание терпимости и уважения права каждого человека и народа сохранить свою культурную самобытность.
Интерес студентов к работе с интернет-источниками дает им возможность не только быстро находить необходимую разнообразную информацию, но и использовать ее в практических целях и развивать навыки практического мышления, анализа, синтеза и оценки информации [12].
Использование интернета дает студентам возможность осуществлять диалог с актуальной зарубежной культурой, формировать представления о культурно-этническом разнообразии мира, специфике поликультурной среды, важности многообразия культур для развития цивилизации.
Важной чертой осуществляемой в настоящее время модернизации педагогического образования является практико-ориентированность подготовки студентов. В условиях современных вызовов более актуальной становится задача овладения опытом решения реальных практических задач, активного поведения в условиях поликультурного общества.
Значимым становится не только организация педагогической практики студентов для «входа в профессию», профессиональных проб и адаптации к педагогической профессии, но и возмож-
ность интерактивного взаимодействия в классе, дошкольной группе с детьми разных национальностей, конфессий, детьми-мигрантами, одаренными детьми, детьми с неуспешностью в образовании, с лицами с ОВЗ [6].
Учебная и производственная практики в вузе дают будущим учителям возможность вовлекаться в активный и самостоятельный процесс формирования и развития практических умений, общепрофессиональных, профессиональных и общекультурных компетенций.
Основной смысл практики для решения задач поликультурного образования состоит в том, что студент овладевает опытом реализации целостного образовательного процесса в условиях реальной профессиональной деятельности (с учетом этнической, конфессиональной специфики конкретного региона, школы, класса, групп обучающихся); выбирает стратегии поведения в различных ситуациях, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся; проявляет активную гражданскую позицию. В период практики студенты научаются организовывать безопасное пространство (физическое, психологическое, эмоциональное и т. д.); выявляют особенности организации мотивации и рефлексии не только у себя, но и у детей; реально участвуют в реализации личностно-ориентированного обучения школьников, что позволяет им работать над жизненными проблемами.
Участие будущих педагогов в разного рода практиках (учебных, производственных, социальных) вырабатывает у них понимание, что в современном образовании (как впрочем, и в других сферах деятельности человека) необходимо предоставить равные возможности для развития каждого человека независимо от этнического происхождения, интеллектуальных и физических способностей, вероисповедания, а «образование должно способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» [15].
Необходимо создавать условия для «включения» студентов в социальные практики, которые позволят им расширить поле социального общения, выработать собственное отношение к наиболее сложным социокультурным проблемам, овладеть необходимыми способами профессионально-педагогической деятельности в условиях поликультурного общества. Участие будущих педагогов в программах развития национальных культур, искусств, национального образования позволяют им осознать собственное культурное
своеобразие, а также способствуют снижению разного рода нетерпимости, предвзятости, дискриминации.
Социальные практики предполагают совместные проекты (межконфессиональные, межэтнические), ярмарки, фестивали, праздники, волонтерскую деятельность. Студенты через собственный реальный опыт осознают возможность социальных изменений через образование, воспитание, готовности к жизни и деятельности в условиях демократического общества и поликультурного пространства. Участие студентов (вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности) в праздниках Наурыза, католического Рождества, участие в Бессмертном полку, помощь ветеранам войны и труда, экологическим десантам, участие в Российском Движении Школьников, педотрядах и т. д. позволяет им в совместной деятельности научиться решать жизненно важные и профессионально значимые задачи, понимать разнообразие культур, критически осмысливать такие недопустимые в современном обществе явления, как шовинизм, дискриминация, авторитаризм в предъявлении культурных образцов и т. д. И тогда специфика организации воспитательного процесса будущих педагогов будет направлена на развитие ценностных ориентаций, ценностного отношения и создание ценностно-смысловых пространств не на поверхностном, а на глубинном уровне.
При организации образовательного процесса в вузе должна быть разработана программа, учитывающая потребности самих студентов, представителей разных этнических, социокультурных и конфессиональных групп. От преподавателей в работе с иностранными студентами, студентами - мигрантами, билингвалами и др. Требуется не только проявление этнопедагогической компетентности социально-психологических знаний, но и таких качеств личности как этническая толерантность, эмпатия, наличие гражданской позиции в поликультурном глобальном обществе.
Таким образом, изменения, происходящие в современном обществе и образовании, предполагают учет специфики подготовки будущих педагогов в условиях поликультурного образования (модернизация учебных программ, ориентированных на обновление содержания путем включения учебно-профессиональных задач, предполагающих овладение студентами способами деятельности, адекватными решению задач и проблем поликультурного общества; «включение» будущих педагогов в разнообразные виды прак-
тик, в том числе социальные, которые помогают им развивать способность к этнопедагогической социализации, развитию поликультурных качеств личности), а также необходимость повышения квалификации преподавателей вуза для организации педагогического сопровождения студентов в полиэтнической среде.
Библиографический список
1. Альтергот, Е. Г., Дроботенко, Ю. Б., Чекалева, Н. В. Исследование изменений в образовании [Текст] : монография / Е. Г. Альтергот, Ю. Б. Дроботенко, Н. В. Чекалева. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2012. - 164 с.
2. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд Форсайт - исследование - 2030. Аналитический доклад [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://foresight.sfu-kras.ru/sites/foresight. sfu-kras.ru/files/_Doklad_Vysshaya_shkola_-_2030_ekspertnyy_vzglyad_2012_0.pdf (Дата обращения 11.06.2018 г.).
3. Верещагина, Н. О., Гладкая, Н. В., Глубокова, Е. Н., Писарева, С. А., Соломин, В. П., Тряпицына, А. П. Развитие компетентности будущего педагога в образовательном процессе современного вуза [Текст] : практико-ориентированная монография / Н. О. Верещагина, Н. В. Гладкая, Е. Н. Глубокова, С. А. Писарева, В. П. Соломин, А. П. Тряпицына. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016 г.
4. Дроботенко, Ю. Б. Поликультурное образование: проблемы и перспективы развития [Текст] / Ю. Б. Дроботенко // «Омская область - территория дружбы народов и межнационального мира» : материалы Международной научно-практической конференции (25 ноября 2014). - Омск : Полиграфист, 2014. - С. 24-32.
5. Изменения в профессиональной деятельности педагога в контексте новой трудовой реальности [Текст] : коллективная монография / Н. В. Чекалева,
A. П. Тряпицына, С. А. Писарева, Ю. Б. Дроботенко, Н. А. Дука, Е. И. Зарипова, Н. С. Макарова, Г. П. Синицына, Т. О. Соловьева, И. В. Феттер, Е. А. Черкевич, Н. И. Чуркина ; под общ. ред. Н. В. Чекалевой. - Омск : ЛИТЕРА, 2015. - 228 с.
6. Ильина, Т. Б. Подготовка педагогов к работе с детьми-мигрантами в дополнительном профессиональном образовании [Текст] / Т. Б. Ильина // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 12. - С. 158-162.
7. Ковалева, Т. И. Роль поликультурного образования в системе подготовки будущих педагогов [Текст] / Т. И. Ковалева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 4. - С. 127-130.
8. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст] : коллективная монография / под ред.
B. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. -СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
9. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в подготовке магистра образования [Текст] : учебное пособие / Ю. Б. Дроботенко, Н. А. Дука, Н. С. Макарова, С. В. Никитина, Г. П. Синицына, Н. В. Чекалева ; под общ. ред. Н. В. Чекалевой. - СПб. : ООО «Книжный Дом», 2010. - 160 с.
10. Тряпицына, А. П. Современные тенденции развития качества педагогического образования [Текст] / А. П. Тряпицына // Человек и образование. 2012. - № 3. - С. 4-10.
11.Banks, J., & Banks, C. (2010). Multicultural education: Issues and perspectives (7th ed.). New York, NY: Wiley.
12.Davis, N. (2005). Intercultural competence for future leaders of educational technology and its evaluation. Interactive Educational Multimedia, 10, 1-22.
13.Fullan M. The Change Leader // Educational Leadership. - May 2002. - PP. 16-20.
14.Gay, G., & Howard, T. (2000). Multicultural teacher education for the 21st century. The Teacher Educator, 36, 116.10.
15.Gorski, P. C. (2009). What we're teaching teachers: An analysis of multicultural teacher education coursework syllabi. Teaching and Teacher Education, 25, 309-318.
16.Miller Ryan Thomas Laptop Educators: Identifying Laptop Use and Pedagogical Change. Dissertation for PhD Department of Teaching and Learning. University of Utah, august 2008.
17.Teachers' Professional Development. Europe in international comparison // An analysis of teachers' professional development based on the OECD's Teaching and Learning International Survey (TALIS). European Union, 2010.
Reference List
1. Al'tergot, E. G., Drobotenko, Ju. B., Chekaleva, N. V. Is-sledovanie izmenenij v obrazovanii = Research of changes in education [Tekst] : monografija / E. G. Al'tergot, Ju. B. Drobotenko, N. V. Chekaleva. - Omsk : Izd-vo OmGPU, 2012. -164 s.
2. Budushhee vysshej shkoly v Rossii: jekspertnyj vzgljad Forsajt - issledovanie - 2030. Analiticheskij doklad = The future of the higher school in Russia: an expert's look Foresight -a research - 2030. Analytical report [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://foresight.sfu-kras.ru/sites/foresight.sfu-kras.ru/files/_Doklad_Vysshaya_shkola_-_2030_ekspertnyy_vzglyad_2012_0.pdf (Data obrashhenija 11.06.2018 g.).
3. Vereshhagina, N. O., Gladkaja, N. V., Glubokova, E. N., Pisareva, S. A., Solomin, V. P., Trjapicyna, A. P. Razvitie kom-petentnosti budushhego pedagoga v obrazovatel'nom processe sovremennogo vuza = Development of the future teacher's competence in the educational process of modern higher education institution [Tekst] : praktiko-orientirovannaja monografija / N. O. Vereshhagina, N. V. Gladkaja, E. N. Glubokova, S. A. Pisareva, V. P. Solomin, A. P. Trjapicyna. - SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2016 g.
4. Drobotenko, Ju. B. Polikul'turnoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitija = Polycultural education: problems and prospects of development [Tekst] / Ju. B. Drobotenko // Omska-ja oblast' - territorija druzhby narodov i mezhnacional'nogo mira : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii (25 nojabrja 2014). - Omsk : Poligrafist, 2014. -S. 24-32.
5. Izmenenija v professional'noj dejatel'nosti pedagoga v kontekste novoj trudovoj real'nosti = Changes in the teacher's professional activity in the context of new labor reality [Tekst] : kollektivnaja monografija / N. V. Chekaleva, A. P. Trjapicyna, S. A. Pisareva, Ju. B. Drobotenko, N. A. Duka, E. I. Zaripova, N. S. Makarova, G. P. Sinicyna, T. O. Solov'eva, I. V. Fetter, E. A. Cherkevich, N. I. Churkina ; pod obshh. red. N. V. Chekalevoj. -Omsk : LITERA, 2015. - 228 s.
6. Il'ina, T. B. Podgotovka pedagogov k rabote s det'mi-migrantami v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii = Training of teachers for work with children-migrants in additional professional education [Tekst] / T. B. Il'ina // Pedagog-icheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 12. - S. 158-162.
7. Kovaleva, T. I. Rol' polikul'tumogo obrazovanija v sisteme podgotovki budushhih pedagogov = The role of polycul-tural education in the system of training of future teachers [Tekst] / T. I. Kovaleva // Izvestija Volgogradskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2008. - № 4. -S. 127-130.
8. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obra-zovanii = A competence-based approach in pedagogical education [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod red. V. A. Kozyreva, N. F. Radionovoj, A. P. Trjapicynoj. - SPb. : RGPU im. A. I. Gercena, 2008.
9. Mezhdisciplinarnaja strategija vybora gumanitarnyh tehnologij v podgotovke magistra obrazovanija = The cross-disciplinary strategy of the choice of humanitarian technologies in training of the master in education [Tekst] : uchebnoe posobie / Ju. B. Drobotenko, N. A. Duka, N. S. Makarova, S. V. Nikitina, G. P. Sinicyna, N. V. Chekaleva ; pod obshh. red. N. V. Chekalevoj. - SPb. : OOO «Knizhnyj Dom», 2010. - 160 s.
10.Trjapicyna, A. P. Sovremennye tendencii razvitija kachestva pedagogicheskogo obrazovanija = Current trends of pedagogical education quality development [Tekst] / A. P. Trjapicyna // Chelovek i obrazovanie. 2012. - № 3. -S. 4-10.
11.Banks, J., & Banks, C. (2010). Multicultural education: Issues and perspectives (7th ed.). New York, NY: Wiley.
12.Davis, N. (2005). Intercultural competence for future leaders of educational technology and its evaluation. Interactive Educational Multimedia, 10, 1-22.
13.Fullan M. The Change Leader // Educational Leadership. - May 2002. - PP. 16-20.
14.Gay, G., & Howard, T. (2000). Multicultural teacher education for the 21st century. The Teacher Educator, 36, 1-16.10.
15.Gorski, P. C. (2009). What we're teaching teachers: An analysis of multicultural teacher education coursework syllabi. Teaching and Teacher Education, 25, 309-318.
16.Miller Ryan Thomas Laptop Educators: Identifying Laptop Use and Pedagogical Change. Dissertation for PhD Department of Teaching and Learning. University of Utah, august 2008.
17.Teachers' Professional Development. Europe in international comparison // An analysis of teachers' professional development based on the OECD's Teaching and Learning International Survey (TALIS). European Union, 2010.
88
Н. В. ^eKaneea