Научная статья на тему 'Организация внеаудиторной музыкально-творческой деятельности будущих педагогов-музыкантов в структуре культурно-образовательной среды вуза'

Организация внеаудиторной музыкально-творческой деятельности будущих педагогов-музыкантов в структуре культурно-образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИ-МУЗЫКАНТЫ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PROFESSIONAL PREPARATION / TEACHERMUSICIANS / CULTURED WAYEDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тенюкова Г. Г., Хрисанова Е. Г.

Проведен анализ сущности и особенностей культурно-образовательной среды факультета педагогического вуза, осуществляющего подготовку педагогов-музыкантов. Среда рассматривается как совокупность условий для культурного и профессионального становления будущих педагогов-музыкантов. Выделены культурная и образовательная составляющие такой среды: образовательный процесс строится как освоение образцов музыкального искусства, культурная среда как включение студентов в музыкально-творческую деятельность предполагает освоение образцов-идеалов и расширение их музыкального кругозора. Рассмотрен педагогический потенциал внеаудиторной музыкально-творческой деятельности в структуре культурно-образовательной среды музыкально-педагогического факультета как фактора профессиональной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тенюкова Г. Г., Хрисанова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE EXTRA-LECTURE-ROOM MUSICAL-CREATIVE ACTIVITY OF FUTURE TEACHER-MUSICIANS IN THE STRUCTURE OF THE CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

Is carried out the analysis of essence and special features of a cultured wayeducational medium of the departments of pedagogical Institute of Higher Education, which accomplish training teachermusicians. Medium is considered as the totality of conditions for the cultural and professional making of future teachermusicians. Are isolated cultural and educational components of such medium, which interpenetrate into each other: educational process is built as the mastery of the models of musical skill, culture medium as the start of students in musicalcultural activity assumes the mastery of modelideals and the expansion of their musical horizon. The pedagogical potential of extra-lecture-room musicalcreative activity in the structure of in a cultured wayeducational medium of musicalpedagogical department as the factor of the professional training of students is examined.

Текст научной работы на тему «Организация внеаудиторной музыкально-творческой деятельности будущих педагогов-музыкантов в структуре культурно-образовательной среды вуза»

УДК 378.016: 78

Tenjukova G.G., Khrisanova E.G. ORGANIZATION OF THE EXTRA-LECTURE-ROOM MUSICAL-CREATIVE ACTIVITY OF FUTURE TEACHER-MUSICIANS IN THE STRUCTURE OF THE CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION. Is carried out the analysis of essence and special features of a cultured way- educational medium of the departments of pedagogical Institute of Higher Education, which accomplish training teacher- musicians. Medium is considered as the totality of conditions for the cultural and professional making of future teacher- musicians. Are isolated cultural and educational components of such medium, which interpenetrate into each other: educational process is built as the mastery of the models of musical skill, culture medium as the start of students in musical- cultural activity assumes the mastery of model- ideals and the expansion of their musical horizon. The pedagogical potential of extra-lecture-room musical- creative activity in the structure of in a cultured way- educational medium of musical- pedagogical department as the factor of the professional training of students is examined.

Key words: professional preparation, teacher- musicians, cultured way- educational environment.

Г.Г. Тенюкова, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, Е-mail: muzikant1746@ yandex.ru;

Е.Г. Хрисанова, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, Е-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Проведен анализ сущности и особенностей культурно-образовательной среды факультета педагогического вуза, осуществляющего подготовку педагогов-музыкантов. Среда рассматривается как совокупность условий для культурного и профессионального становления будущих педагогов-музыкантов. Выделены культурная и образовательная составляющие такой среды: образовательный процесс строится как освоение образцов музыкального искусства, культурная среда как включение студентов в музыкально-творческую деятельность предполагает освоение образцов-идеалов и расширение их музыкального кругозора. Рассмотрен педагогический потенциал внеаудиторной музыкально-творческой деятельности в структуре культурно-образовательной среды музыкально-педагогического факультета как фактора профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагоги-музыканты, культурно-образовательная среда.

Современная российская система образования нуждается в учителе-специалисте, обладающем сформированной профессионально-педагогической компетентностью, ориентирующемся в обилии педагогических технологий, умеющем вырабатывать собственную стратегию профессионального поведения, готовом к активной инновационной педагогической деятельности и творческому росту.

В рамках нашего исследования мы рассматриваем проблему профессиональной подготовки будущего учителя музыки, многопрофильность деятельности которого отмечали видные деятели отечественной музыкальной культуры Э.Б. Абдулин [1], Л.Г. Арчажникова [2] и др. Учитель музыки является главным организатором творческой жизни школы. В его обязанности входит проведение массовых школьных праздников, руководство различными музыкальными кружками, составление компьютерных музыкально-художественных программ, компьютерное музицирование, руководство фольклорными коллективами и т.д. Умение проявить себя в различных видах музыкального творчества становится важным фактором конкурентоспособности учителя в условиях развития современного музыкального образования.

Современные исследования (В.И. Попова [3], Е.В. Павлова [4] и др.) доказали, что включение студентов в активную внеаудиторную музыкально-творческую деятельность является эффективным фактором формирования у них музыкально-практических (профессиональных) знаний, умений и навыков. Вместе с тем в педагогической теории и практике потенциал внеаудиторной деятельности как компонента культурно-образовательной среды вуза остается недостаточно раскрытым. Таким образом, возникновение проблемы и актуальность ее исследования обусловлены противоречием между необходимостью использования возможностей внеаудиторной деятельности в профессиональной подготовке будущего учителя музыки и недостаточной разработанностью содержания и научно-методического обеспечения данного процесса в культурно-образовательной среде вуза.

Анализ различных трактовок сущности внеаудиторной деятельности показал, что она имеет собственную специфику,

присущие только ей функции. Смыслообразующим центром внеаудиторной деятельности студента является пространство его профессиональной подготовки, культурно-образовательная среда вуза, в рамках которой он приобретает личностно значимый опыт, умения, навыки и знания, способы мышления и деятельности.

Анализ научно-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что появление термина «культурно-образовательная среда» было связано с активизацией роли образования в информационном, постиндустриальном обществе, в котором существенно возрастает роль знаний и информации, а культура пронизывает все сферы и уровни бытия человека. Е.П. Белозерцев трактует культурно-образовательную среду как совокупность природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий, в которых человек живет, учится, трудится и развивается.

Культурно-образовательная среда вуза является важным источником всестороннего развития личности студентов и преподавателей, создания нравственного, творческого и интеллектуального климата. С одной стороны, это пространство профессионального и культурного самоопределения личности студента в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями, с другой - это сфера формирования траекторий профессионально-личностного развития каждого обучающегося и создания педагогических условий их реализации.

Интериоризация средовых характеристик, осваивание и присваивание элементов среды, составляющих индивидуальное культурно-образовательное пространство студента, способствуют расширению границ его компетенции. Мы поддерживаем мнение И.Л. Набок, что чем шире культурнообразовательный сре-довой ресурс, тем шире и богаче индивидуальный опыт учащегося, выше его собственная ответственность за результаты реализации своих культурнообразовательных потребностей [5].

Особую роль играет культурно-образовательная среда в обучении студентов так называемых творческих факультетов. Ее специфика определяется целями и задачами основной образовательной программы подготовки бакалавра по профилю «Му-

зыка». Профессия учителя музыки многогранна и требует от обучающегося владения многими специальными умениями и навыками, которые могут формироваться только при условии созданной на факультете современной культурно-образовательной среды.

В структуре культурно-образовательной среды факультета мы выделяем две составляющие: образовательную среду (учебную деятельность студентов) и культурную среду, представленную внеаудиторной музыкально-творческой (концертно-исполнительской и конкурсной) деятельностью будущих педагогов-музыкантов.

Мы понимаем внеаудиторную деятельность студентов-му-зыкантов как деятельность, имеющую ярко выраженную профессиональную направленность, предполагающую взаимодействие интеллектуальной и умственной сфер личности, осуществляемую во взаимодействии с учебной музыкально-педагогической деятельностью и в соответствии с интересами и склонностями студентов [6]. В содержании внеаудиторной деятельности условно можно выделить три направления. Первое непосредственно связано с учебной работой и является ее своеобразным завершением (академические концерты, отчетные концерты, беседы у рояля и т.д.). Второе направление предусматривает выступления студентов в школах перед детьми. В процессе педагогической практики студенты с 1 по 5 курсы выступают организаторами музыкально-эстетической деятельности школьников, проводят вечера классической и современной музыки, тематические лекции и концерты и т.д. Здесь будущие педагоги получают возможность выступать не только как исполнители, но и как лекторы-музыковеды, ведущие концертов, режиссеры. Третье направление связано с общественно-просветительской работой студентов. Ежегодно они участвуют примерно в 100 концертах, в городских и республиканских мероприятиях, работе агитбригад и т.д.

Среди видов внеаудиторной деятельности студентов-музы-кантов можно выделить концерты, творческие конкурсы, участие в работе кружков, культурно-массовые мероприятия; участие в конкурсах и фестивалях различного ранга; работу кружков и студенческих проблемных групп; участие студентов в массовых факультетских, вузовских, городских, республиканских мероприятиях («Посвящение в студенты», «Перловка», «Студенческая весна», «Последний звонок» и др.).

Организуя внеаудиторную деятельность на факультете, мы столкнулись с фактом, что значительная доля студентов не испытывает потребности во внеаудиторной деятельности, зачастую студенты затрудняются в организации праздников, шоу, в записи фонограммы, составлении сценариев, оставляет желать лучшего и их речь. Мы предположили, что для устранения этого недостатка необходимо последовательно и целенаправленно вовлекать студентов в различные виды внеаудиторной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей и способностей.

При этом мы исходили также из убеждения, что качество образовательной среды может определяться способностью этой среды обеспечивать всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей и трансформацией этих потребностей в жизненные ценности, что актуализирует процесс их личностного саморазвития. Ставя задачу создания культурно-образовательной среды факультета, мы исходили из убеждения о необходимости создания условий для гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности каждого студента, формирования у него нравственных ориентаций и образов-идеалов в контексте общемирового и национального культурно-музыкального наследия.

С учетом вышесказанного организовывались концерты различных уровней: совместные концерты с ведущими солистами и музыкальными коллективами Чувашской республики; концерт хоровой музыки совместно с Союзом композиторов в рамках XVIII фестиваля музыки композиторов Поволжья и Приуралья, тема-

Библиографический список

тические лекции-концерты на факультете и в различных образовательных и социально-культурных учреждениях республики, концерт для комитета солдатских матерей, отчетные концерты студентов и др.

Ежегодно на базе факультета проводятся региональные и вузовские творческие конкурсы различной тематической направленности: конкурс студентов-вокалистов «Народная песня и современная песня», Региональный конкурс пианистов «Танцевальные жанры в фортепианной музыке» и др. Всероссийский конкурс «Учитель музыки», регулярно проводимый на факультете, стал настоящей школой музыкально-педагогического мастерства и творчества.

Полученные в учебном процессе и апробированные в творческих коллективах профессиональные навыки позволяют студентам принимать результативное участие в профессиональных конкурсах разных направлений и уровней, являющихся системообразующими в подготовке будущего педагога-музыканта. Конкурсы являются определяющим критерием в формировании культурно-образовательной среды, поскольку их результаты отражают сформированность профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта.

Не менее важная составляющая культурно-образовательного пространства - это концертно-исполнительская деятельность. Студенты факультета участвуют в проектах совместно с театром оперы и балета, участвовали в постановке спектаклей на Международных оперных фестивалях.

Формирование культурно-образовательной среды невозможно без личного примера педагогов, который имеет существенное значение в развитии профессиональной компетентности будущего учителя музыки. Высокая результативность творческой работы студентов обусловлена высоким исполнительским уровнем и педагогическим мастерством профессорско-преподавательского состава факультета. Преподаватели факультета -участники и победители международных, Всероссийских и региональных фестивалей и конкурсов.

Внеаудиторная музыкально-творческая деятельность позволяет студентам раскрыть те качества, которые они не всегда могут проявить в учебной деятельности, что способствует развитию мотивации к педагогической деятельности, побуждает студентов к развитию познавательной активности, и в целом к созданию на факультете демократической творческой среды, атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.

Об уровне организации музыкально-творческой деятельности на факультете можно судить по данным анкетирования студентов 2-4 курсов. Результаты показали, что во внеурочное время студенты предпочитают заниматься культурно-массовой (92%), научно-исследовательской (84%) и художественно-творческой (55%) работой, считают уровень материально-технического обеспечения этих видов деятельности высоким (8,8 баллов).

Создание в вузе культурно-образовательной среды обеспечивает включение студента в культурно-социальные связи различного типа и уровня; развитие его мотивационно-смысловой сферы; построение учебного процесса на основе формирования продуктивного опыта; индивидуализацию процесса обучения на основе формирования и реализации индивидуальных образовательных программ.

Формирование культурно-образовательной среды как средства социализации и самореализации личности студента позволяет превратить факультет в особое интегрирующее сообщество разновозрастных групп, особую организацию жизни и деятельности студентов, всей системы их отношений с окружающим миром. Результат деятельности факультета - компетентные специалисты-профессионалы, которые становятся руководителями ведущих детских и взрослых коллективов, солистами театров, артистами ансамблей песни и танца, успешными педагогами общеобразовательных и детских музыкальных школ.

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. -М., 2004.

2. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки. - М., 1984.

3. Попова, В.И. Внеаудиторная деятельность студентов: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003.

4. Павлова, Е.В. Педагогические условия совершенствования подготовки будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2004.

5. Набок, И.Л. Педагогика межнационального общения. - М., 2010.

6. Тенюкова, Г.Г. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки в процессе внеаудиторной деятельности / Г.Г. Тенюкова, Е.Г. Хрисанова // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - № 2(08).

Bibliography

1. Abdullin, Eh.B. Teoriya muzihkaljnogo obrazovaniya: uchebnik dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / Eh.B. Abdullin, E.V. Nikolaeva. -M., 2004.

2. Archazhnikova, L.G. Professiya - uchitelj muzihki. - M., 1984.

3. Popova, V.I. Vneauditornaya deyateljnostj studentov: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2003.

4. Pavlova, E.V. Pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya podgotovki buduthikh uchiteleyj muzihki k vneurochnoyj muzihkaljno-prosvetiteljskoyj deyateljnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Cheboksarih, 2004.

5. Nabok, I.L. Pedagogika mezhnacionaljnogo obtheniya. - M., 2010.

6. Tenyukova, G.G. Formirovanie professionaljno-pedagogicheskoyj kompetentnosti buduthego uchitelya muzihki v processe vneauditornoyj

deyateljnosti / G.G. Tenyukova, E.G. Khrisanova // Nauka i biznes: puti razvitiya. - 2012. - № 2(08).

Статья поступила в редакцию 24.01.14

УДК 378.147

Filippova A.R. TO THE QUESTION OF INTERACTION OF STUDENTS OF DIFFERENT COURSES IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. The interaction as basic category of pedagogics is analyzed in the article: the content of concept, essence, its role in educational process. The need of the interaction organization of students of different courses for improvement of educational process at higher educational institution is proved, conditions and forms of the organization of students' interaction are revealed.

Key words: educational process, interaction, interaction of students of different courses, cooperation, conditions, forms of the organization of interaction of students.

А.Р. Филиппова, ассистент СурГПУ, г. Сургут, E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В статье анализируется взаимодействие как базисная категория педагогики: содержание понятия, сущность, его роль в образовательном процессе. Обосновывается необходимость организации взаимодействия студентов разных курсов для совершенствования образовательного процесса в высшей школе, раскрываются условия и формы организации студенческого взаимодействия.

Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическое взаимодействие, взаимодействие студентов разных курсов, сотрудничество, условия, формы организации взаимодействия студентов.

Педагогический процесс в высшей школе - это активное взаимодействие личностей, всех субъектов образовательного процесса, поэтому ключевым моментом в профессиональном становлении будущего педагога является формирование его субъектной позиции в учебной, а в дальнейшем, и в профессиональной деятельности. Развитие системы отечественного образования диктует пересмотр традиционных форм, методов обучения, поиск оптимальных условий для стимулирования профессионально-личностного развития будущих педагогов.

Важным условием повышения качества педагогического образования, способствующим формированию учебной мотивации студентов, развитию их познавательной самостоятельности и активности, на наш взгляд, может выступить взаимодействие студентов разных курсов.

Изучение взаимодействия студентов невозможно начать без рассмотрения понятия «педагогическое взаимодействие». В словаре Г.М. Коджаспировой педагогическое взаимодействие трактуется как «особая форма связи между участниками образовательного процесса, которая предусматривает взаимообогаще-ние интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию, личностный контакт...» [1, с. 18]. Е.В. Коротаева рассматривает педагогическое взаимодействие как детерминированную образовательной ситуацией, опосредуемую социальнопсихологическими процессами связь субъектов (и объектов) образования, приводящую к количественным и / или качественным изменениям исходных качеств и состояний обозначенных выше субъектов и объектов [2]. Педагогическое взаимодействие субъектов образования, по мнению А.А. Майера, Л.Г. Богосла-вец, это особое взаимодействие, взаимопроникающее, взаимо-обогащающее и взаимодополняющее субъекта и объекта воздействия. Результатом подобного взаимодействия выступает развитие субъекта воздействия посредством перевода объекта на позицию субъекта его развития [3]. Взаимодействие в высшей школе понимается как процесс поиска личностных смыслов; диалогическое взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов, а также студентов друг с другом для достижения целей их саморазвития.

Рассматривая взаимодействие преподавателей и студентов, исследователи выделяют также черты, присущие студенческому взаимодействию: сотрудничество, гуманные отношения, эффективное взаимодействие (общение), продуктивное взаимодействие, субъект-субъектные отношения, конструктивное разрешение конфликтов, сотворчество (Ю.К. Бабанский, Е.В. Бонда-ревская, С.В. Кульневич, М.И. Станкин).

Общеизвестно, что центральной фигурой в образовательном процессе любого вуза является студент, который с одной стороны выступает объектом педагогических воздействий преподавателей, с другой стороны - субъектом собственной учебной и воспитательной деятельности. Для определения специфики студенческого взаимодействия остановимся более подробно на особенностях студенческого возраста. Изучением студенчества как социальной группы занимались Б.Г. Ананьев, Д. Бромлей, Е.А. Бур-дуковская, Ш. Бюлер, Г. Крайг, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.А. Милтс, М. Ремшмидт, Г. Томэ, В.А. Якунин и др.

Считается, что студенческий возраст - это возраст 17-23 лет. Однако на сегодняшний день в науке нет единой возрастной периодизации онтогенеза человека, поэтому нет и единого мнения по данному вопросу. Некоторые исследователи вообще не выделяют студенческий возраст. И.С. Кон называет этот возраст «старшим юношеским возрастом», Г. Томэ - «третьим десятилетием жизни», М. Ремшмидт - «возрастом взросления», Б.Г. Ананьев - «поздней юностью», В.А. Крутецкий - «ранней зрелостью», Г. Крайг - «ранней взрослостью». Настолько различная оценка говорит о том, что данный возрастной период является переходным, сочетающим в себе «черты юношеского возраста» и взрослости, а точнее на этот период приходится два возраста: на 1 и 2 курсах - юность, на 4 и 5 курсах - ранняя зрелость, на 3 курс приходится переход от юности к ранней зрелости [4; 5].

Основу деятельности студента составляют обучение, участие в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью. Любая деятельность направлена на удовлетворение той или иной потребности и детерминирована, как правило, несколькими мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.