Научная статья на тему 'К вопросу об организации внеурочной деятельности учащихся сельской школы'

К вопросу об организации внеурочной деятельности учащихся сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1096
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРУДНОСТИ / ПРОБЛЕМЫ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / VILLAGE SCHOOLS / ORGANIZATION / DIFFICULTIES / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Нелли Геннадьевна, Хрисанова Елена Геннадьевна

В статье рассматривается сущность внеурочной деятельности учащихся современной общеобразовательной школы, раскрываются требования к ее организации согласно ФГОС ООО второго поколения. Представлены результаты исследования, проведенного в сельских школах Чувашии, в аспекте трудностей, испытываемых педагогами в осуществлении внеурочной деятельности в этих школах. Показаны возможности педагогических вузов в подготовке бакалавров педагогического образования к организации внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Нелли Геннадьевна, Хрисанова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES FOR VILLAGE SCHOOLCHILDREN

The article discusses the essence of extracurricular activities for modern comprehensive school pupils, reveals the requirements for its organization according to the second-generation of FSES of BGE; shows the results of the study undertaken in village schools of Chuvashia in terms of difficulties the teachers have when providing extracurricular activities; also demonstrates the opportunities of organizing extracurricular activities at pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации внеурочной деятельности учащихся сельской школы»

УДК 371.398:37.018.523

Н. Г. Гаврилова, Е. Г. Хрисанова

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье рассматривается сущность внеурочной деятельности учащихся современной общеобразовательной школы, раскрываются требования к ее организации согласно ФГОС ООО второго поколения. Представлены результаты исследования, проведенного в сельских школах Чувашии, в аспекте трудностей, испытываемых педагогами в осуществлении внеурочной деятельности в этих школах. Показаны возможности педагогических вузов в подготовке бакалавров педагогического образования к организации внеурочной деятельности.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, сельские школы, организация, трудности, проблемы.

Актуальность исследуемой проблемы. Современная общеобразовательная школа призвана обеспечить реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства, развитие гражданского самосознания общества, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения и др. Одним из средств решения поставленных задач является внеурочная воспитательная деятельность школьников, которая рассматривается в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения как деятельность, направленная на достижение учащимися метапредметных и личностных результатов [14].

Материал и методика исследований. Исследование было проведено на основе анализа педагогических трудов по разрабатываемой проблеме (Л. В. Байбородова [1], Д. В. Григорьев [6], М. И. Рожков [12] и др.). В качестве методов исследования были применены анализ передового и массового опыта организации внеурочной деятельности, беседа с учителями сельских школ, анкетирование сельских школьников.

Результаты исследований и их обсуждение. Современный этап развития отечественного образования характеризуется формированием особого многомерного культурно-образовательного пространства, в котором происходит становление взрослеющей личности. Многомерность данного пространства во многом определяется противоречиво-

© Гаврилова Н. Г., Хрисанова Е.Г., 2016

Гаврилова Нелли Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: neljakrylova@yandex.ru

Хрисанова Елена Геннадьевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: elenka0304@gmail.com

Статья поступила в редакцию 28.01.2016

стью его организации, где есть место реальным и имитационным инновациям; дискретностью и системностью процессов воспитания и социализации; наличием консервативности и творчества [15]. Внеурочная деятельность становится одной из составляющих такого пространства, где происходит согласование возможностей и готовности образовательной организации, всех субъектов образовательных отношений (педагогов, учащихся и их родителей, социальных партнеров) к продуктивному взаимодействию в развитии многогранной личности, принимающей и разделяющей социально значимые ценности гражданского общества. Предполагается, что внеурочная деятельность должна способствовать формированию положительного опыта участия учащихся в системе социальных отношений, успешному освоению ими социальных ролей.

Сельская школа является важным фактором социализации и воспитания подрастающего поколения благодаря силе этнопедагогических традиций, компактному проживанию населения на территории одного сельского поселения, вовлеченности детей в решение реальных жизненных проблем [5]. Вместе с тем внеурочная деятельность учащихся в сельских школах продолжает оставаться недостаточно эффективной, при ее организации значительная часть педагогов испытывает трудности. К такому выводу мы пришли в результате изучения деятельности МБОУ «Большечурашевская СОШ», МБОУ «Старотинь-гешская СОШ» Ядринского района, МБОУ «Москакасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики.

Прежде всего была поставлена задача выяснить отношение самих школьников к организуемой в их школах внеурочной деятельности. С целью решения этой задачи было проведено анкетирование 75 учащихся названных выше сельских школ, включавшее вопросы, связанные с оценкой содержания внеурочной работы, ее разнообразия и соответствия интересам и потребностям школьников, возможности развития их способностей. В анкету был также включен вопрос для оценки школьниками своего уровня общественной активности и участия во внеурочных мероприятиях.

Анализ анкет показал следующее:

- 38 человек (50,7 %) отметили, что внеурочная деятельность в их школах не позволяет расширить круг общения, ограниченный средой села. В то же время учащиеся школ, расположенных ближе к городу Чебоксары (52 человека - 69,3 %), оценили внеурочную деятельность в их школах как разнообразную и интересную, способствующую установлению связей с другими школами района, Чувашской Республики и России. Этому, по мнению респондентов, способствуют такие формы внеурочной деятельности, как экскурсии, туристические поездки, а также хорошая оснащенность школ информационными технологиями;

- 39 человек (52 %) оценили свой уровень общественной активности как низкий, 26 учащихся (34,7 %) - как средний и 10 человек (13,3 %) - как высокий.

Следует также отметить, что почти половина опрошенных школьников (45,3 %) считает, что внеурочная деятельность не способствует формированию сплоченного классного коллектива.

С учетом значимости для нашего исследования аксиологического подхода мы решили выявить ценностные отношения учащихся старших классов к формам внеурочной деятельности, организуемым в их школах.

Во-первых, старшеклассники отдают предпочтение таким формам, в которых им предоставляется максимальная свобода деятельности: практические работы на природе -86 %, экскурсии - 79 %, тематические вечера - 73 %, игровые методы - 67 %. Во-вторых, как для учителей, так и для учащихся наиболее сложными являются такие формы вне-

урочной деятельности, которые требуют максимальных интеллектуальных усилий и физического напряжения (тренинги, круглые столы, дискуссии, мозговые штурмы). В-третьих, проектные и исследовательские работы пользуются примерно одинаковым предпочтением как со стороны учителей, так и со стороны учащихся. Это открывает широкие возможности для консолидации усилий заинтересованных сторон в расширенном использовании метода проектов в образовательном процессе.

Следующей задачей исследования стал опрос 45 учителей названных выше сельских школ. Нас интересовало, насколько педагоги осведомлены в теории и методике организации внеурочной деятельности, а именно что они знают о сущности и содержании внеурочной деятельности, подходах и принципах ее организации, требованиях к результатам внеурочной деятельности. Учителям также были заданы вопросы, какие трудности они испытывают при организации внеурочной деятельности учащихся.

В процессе исследования были получены следующие данные.

1. Знание учителями школ теории внеурочной деятельности можно признать удовлетворительным. Так, 35 педагогов (77,8 %) показали хорошее знание нормативных документов, определяющих сущность и содержание внеурочной деятельности, а именно - Федерального закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Несколько хуже знают педагоги методологические основы внеурочной деятельности. Лишь 8 из опрошенных учителей (17,8 %) смогли назвать отдельные подходы (личностно ориентированный, системно-деятельностный) и принципы (индивидуального подхода, сочетания коллективных и индивидуальных форм деятельности).

2. Владение методикой организации внеурочной деятельности оценивалось как на основе самооценки педагогов, так и оценки данного умения со стороны администрации школ. Как оказалось, 24 учителя (53,3 %) оценили свой уровень владения методикой организации внеурочной деятельности школьников как высокий. Это были преимущественно учителя со стажем работы в школе не менее 8-10 лет. 8 учителей (17,8 %) считают свой уровень методического мастерства недостаточным для эффективной организации внеурочной деятельности. Это в основном молодые педагоги, имеющие стаж педагогической работы в школе до 4-х лет. С данной группой учителей были проведены дополнительные беседы. Предполагалось выяснить, каких знаний и практических умений им не хватает для эффективной организации внеурочной деятельности школьников. Опрос показал следующее: подавляющее большинство молодых учителей (75 %) отметили, что им не хватает знания нормативных документов, определяющих требования к организации и содержанию внеурочной деятельности школьников; 50 % опрошенных считают недостаточными свои знания в области проектирования и планирования внеурочной деятельности, выбора форм работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям школьников; 37,5 % учителей выразили желание совершенствовать свои организаторские и коммуникативные умения, необходимые для эффективной внеурочной деятельности.

Проведенный опрос позволил также выявить негативные факторы, которые, по мнению учителей, снижают эффективность внеурочной воспитательной работы. Это недостаточное кадровое и материально-финансовое обеспечение школ, отсутствие большого педагогического коллектива, более узкие профессиональные контакты сельского учителя, удаленность от научно-методических и культурных центров, многопрофильность учительской деятельности и, в то же время, недостаточная компетентность педагогов в области методики преподавания дополнительных учебных предметов, желание работать только по специальности, приобретенной в вузе и др.

Учителя сельских школ испытывают трудности в реализации таких приоритетных направлений внеурочной воспитательной работы, как изучение исторического прошлого и настоящего родного края, изучение, возрождение и пропаганда традиций сельских поселений, связанных со спецификой сельскохозяйственного производства, особенностями сельского образа жизни; изучение и пропаганда прогрессивных национальных традиций, изучение семейных традиций сельских жителей; пропаганда гуманитарных, общественно-политических, экономических юридических, санитарно-гигиенических знаний среди населения и т. д.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о наличии противоречия между стоящей перед сельскими общеобразовательными школами задачей формирования личности обучающихся, развития их склонностей, интересов, способности к социальному и профессиональному самоопределению и недостаточно эффективной организацией в этих школах внеурочной воспитательной деятельности как средства решения поставленной задачи.

Работа организатора внеурочной деятельности - многогранный творческий процесс, включающий в себя изучение и исполнение нормативных документов, методических материалов по организации внеурочной деятельности. Необходимо отметить, что ФГОС общего образования предусматривает включение в содержание образовательного процесса в школе в качестве основного направления деятельности педагогов духовно-нравственное воспитание школьников. При этом предполагается, что данное направление должно быть реализовано как целостный и системный процесс, составляющими которого выступают патриотическое, правовое, социально-экологическое и другие виды воспитания. Целостность процесса также требует проникновения его как в учебный, так и внеучебный процесс, формирования многомерной образовательной среды, обеспечивающей разностороннее развитие школьников [14].

В связи с этим актуальной становится компетентность педагогических кадров в области организации внеурочной деятельности, направленной на достижение учащимися мета-предметных и личностных результатов. В настоящее время формирование такой компетентности затруднено в связи с неразработанностью научно-технологических основ решения этой задачи в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин в педагогических вузах.

В ряде вузов (Арзамасском филиале ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Белгородском государственном национальном исследовательском университете, Костромском государственном университете имени Н. А. Некрасова, Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева, Орловском государственном университете, Рязанском государственном университете им. С. А. Есенина, Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете, Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого, Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева, Шуйском филиале Ивановского государственного университета, Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского и др.) имеется положительный опыт подготовки будущих учителей для работы в сельских школах. Так, на базе ЧГПУ им. И. Я. Яковлева проведены исследования проблем подготовки будущих учителей начальных классов к работе в сельской малокомплектной национальной школе, к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе [9], [11]. Вместе с тем вопросы специальной подготовки будущих учителей к организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС ООО второго поколения не получили должного отражения в содержании психолого-педагогических дисциплин.

На основе анализа отечественного опыта подготовки педагогических кадров мы разработали теоретические основы подготовки будущих бакалавров педагогического образования в области организации внеурочной деятельности школьников, включающие обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку будущих бакалавров педагогического образования к организации внеурочной деятельности школьников, программу диагностики уровня компетентности будущих бакалавров педагогического образования в области организации внеурочной деятельности школьников.

В своем исследовании мы опирались на основные положения компетентностного, контекстного, культурологического, деятельностного, личностно ориентированного подходов.

Компетентностный подход (В. И. Байденко [2], Э. Ф. Зеер [7] и др.) связан с переносом акцента с преподавателя и содержания образования на студента и ожидаемые результаты образования. Реализация этого подхода предъявляет свои требования не только к формулировке учебных целей, содержанию образовательного процесса, но и к другим компонентам образовательного процесса - технологиям обучения, в том числе средствам контроля и оценки. Главное в нем - это проектирование и реализация таких технологий, которые создавали бы ситуации включения обучающихся в разные виды профессиональной деятельности.

Опора на компетентностный подход позволила нам раскрыть сущность и содержание исследуемой компетентности будущего бакалавра педагогического образования. Мы рассматриваем компетентность в области организации внеурочной деятельности школьников как способность и готовность будущего бакалавра педагогического образования к проектированию, осуществлению, контролю, анализу, оценке и совершенствованию разнообразной внеурочной деятельности, направленной на формирование базовых компетенций школьников. При этом мы выделяем в структуре данной компетентности обеспечивающие названные способности и готовность интерес к внеурочной деятельности школьников и потребность в ее организации, прочные и систематизированные знания в области теории и методики воспитания, педагогического проектирования, возрастной и педагогической психологии, владение технологиями педагогического взаимодействия. В качестве отдельного компонента содержания исследуемой компетентности мы предлагаем рассматривать личностную готовность будущего бакалавра к организации внеурочной деятельности школьников, предполагающую наличие опыта творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, хореографической и пр.).

Контекстный подход в обучении (А. А. Вербицкий [4]) заключается в моделировании предметного и социального содержания профессионального труда, что позволяет трансформировать учебную деятельность студента в профессиональную деятельность специалиста. Контекстное обучение мотивирует студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением. Технологии контекстного обучения в максимальной степени моделируют реальную профессиональную деятельность. По нашему мнению, в процессе подготовки бакалавров педагогического образования к организации внеурочной деятельности необходимо руководствоваться принципом контекстности, согласно которому весь учебный процесс должен организовываться в контексте будущей профессии. Реализация данного принципа способствует формированию у будущих учителей интереса и мотивации к педагогической профессии и осознанию сущности педагогической деятельности.

Компетентностный подход непосредственно связан с деятельностным подходом (А. Н. Леонтьев [10]), определяющим деятельность в качестве ведущего фактора становления человека. В соответствии с данным подходом мы предположили, что одним из

условий формирования у будущих бакалавров компетентности в области организации внеурочной деятельности школьников должно быть их последовательное включение в различные виды деятельности.

Концепция личностно ориентированного подхода (В. А. Кан-Калик [8], В. В. Сериков [13], И. С. Якиманская [16]) заключается в утверждении представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Реализация данного подхода обеспечивает высокий уровень освоения ценностей и норм профессиональной этики, сформированности потребностей и мотивов в организации взаимодействия в профессиональном коллективе, овладения технологией педагогической деятельности.

Ориентируя образовательный процесс на формирование и развитие личности ребенка как его ведущую цель, данный подход позволяет студентам осваивать педагогические ценности, нормы педагогической этики, осознавать значимость педагогического общения и т. п. Вместе с тем необходимо применять личностно ориентированный подход и в работе с самими студентами, учитывать их потребности и интересы, индивидуальные особенности и способности, создавать условия для формирования у них профессиональных компетенций.

В рамках реализации культурологического подхода особое распространение получают различные сетевые проекты и традиционные ключевые дела, в которых происходит встреча людей разных возрастов. Л. В. Байбородова [1] спроецировала идею диалога культур В. С. Библера [3] на организацию внеурочной деятельности в школе, включив в ее содержание организацию воспитательных диалогов и методик, «точек удивлений», «игровых средоточений» и т. п. Опыт применения таких методик свидетельствует об их эффективности, что позволило нам сделать предположение о необходимости овладения будущими бакалаврами педагогического образования культурологическими технологиями.

Важное значение для организации внеурочной деятельности школьников, по нашему мнению, также имеет культурно-образовательная среда школы. Соответственно, содержание подготовки будущих бакалавров должно включать формирование у них способности и готовности к созданию такой среды и ее использованию как средству совершенствования внеурочной деятельности школьников.

Резюме. Решение поставленной государством перед общеобразовательной школой задачи подготовки подрастающего поколения к активному творческому преобразующему участию в жизни общества требует создания соответствующих условий, одним из которых является наличие в школе разнообразной насыщенной внеучебной деятельности школьников. Практика показывает, что в организации такой деятельности наблюдаются определенные недостатки, вызванные недостаточной готовностью учителей. Особую актуальность данная проблема приобретает в сельских школах. Для ее решения в содержание психолого-педагогической подготовки необходимо включить ознакомление бакалавров педагогического образования с теоретическими и технологическими основами организации внеурочной деятельности школьников, овладение ими практической готовностью к организации такой деятельности. Реализация при этом компетентностного, дея-тельностного, культурологического, личностно ориентированного подходов обеспечивает эффективную подготовку будущих бакалавров педагогического образования к организации внеурочной деятельности школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. - М. : Просвещение, 2014. - 176 с.

2. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.

3. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век). - М. : Издательство политической литературы, 1991. - 414 с.

4. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. - М. : Логос, 2009. - 336 с.

5. Гаврилова Н. Г. Подготовка будущих учителей к выполнению функций классного руководителя в процессе педагогической практики // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 1(65). - С. 90-98.

6. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с.

7. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

8. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении : кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1987. - 190 с.

9. Ковалев В. П. Подготовка будущего учителя начальных классов к работе в сельской школе : учеб. пособие. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. - 123 с.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М. : Академия, 2005. - 352 с.

11. Металова И. Г. Подготовка учителя начальных классов к работе в современной сельской национальной школе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2005. - № 1(43). - С. 140-144.

12. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

13. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: опыт методологической рефлексии. -Волгоград : Перемена, 2001. - Вып. 5. - 174 с.

14. ФГОС ООО. - М. : Просвещение, 2014. - 48 с.

15. Хрисанова Е. Г., Казакова И. А. Педагогические условия подготовки бакалавров педагогического образования профиля «Технология» к организации культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2015. - № 2(86). - С. 159-164.

16. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. -М. : Сентябрь, 2000. - 176 с.

UDC 371.398:37.018.523

N. G. Gavrilova, E. G. Khrisanova

ON ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES FOR VILLAGE SCHOOLCHILDREN

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article discusses the essence of extracurricular activities for modern comprehensive school pupils, reveals the requirements for its organization according to the second-generation of FSES of

© Gavrilova N.G., Khrisanova E.G., 2016

Gavrilova, Nelli Gennadyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: neljakrylova@yandex.ru

Khrisanova, Elena Gennadyevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: elenka0304@gmail.com

The article was contributed on January 28, 2016

Вестник ^TnY vm. H. H. Xmeneea. 2016. № 2(90)

BGE; shows the results of the study undertaken in village schools of Chuvashia in terms of difficulties the teachers have when providing extracurricular activities; also demonstrates the opportunities of organizing extracurricular activities at pedagogical universities.

Keywords: extracurricular activities, village schools, organization, difficulties, problems.

REFERENCES

1. Bajborodova L. V. Vneurochnaja dejatel'nost' shkol'nikov v raznovozrastnyh gruppah. - M. : Pro-sveshhenie, 2014. - 176 s.

2. Bajdenko V. I. Kompetencii v professional'nom obrazovanii (k osvoeniju kompetentnostnogo podhoda) // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2004. - № 11. - S. 3-13.

3. Bibler V. S. Ot naukouchenija - k logike kul'tury (Dva filosofskih vvedenija v dvadcat' pervyj vek). - M. : Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1991. - 414 s.

4. Verbickij A. A., Larionova O. G. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii. Problemy inte-gracii. - M. : Logos, 2009. - 336 s.

5. Gavrilova N. G. Podgotovka budushhih uchitelej k vypolneniju funkcij klassnogo rukovoditelja v processe pedagogicheskoj praktiki // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2010. - № 1(65). - S. 90-98.

6. Grigor'ev D. V. Vneurochnaja dejatel'nost' shkol'nikov. - M. : Prosveshhenie, 2010. - 223 s.

7. Zeer Je. F. Kompetentnostnyj podhod k modernizacii professional'nogo obrazovanija // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2005. - № 4. - S. 23-30.

8. Kan-Kalik V. A. Uchitelju o pedagogicheskom obshhenii : kn. dlja uchitelja. - M. : Prosveshhenie, 1987. - 190 s.

9. Kovalev V. P. Podgotovka budushhego uchitelja nachal'nyh klassov k rabote v sel'skoj shkole : ucheb. posobie. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2010. - 123 s.

10. Leont'ev A. N. Dejatel'nost', soznanie, lichnost'. - M. : Akademija, 2005. - 352 s.

11. Metalova I. G. Podgotovka uchitelja nachal'nyh klassov k rabote v sovremennoj sel'skoj nacional'noj shkole // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2005. -№ 1(43). - S. 140-144.

12. Rozhkov M. I., Bajborodova L. V. Organizacija vospitatel'nogo processa v shkole : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M. : Gumanit. izd. centr VLADOS, 2000. - 256 s.

13. Serikov V. V. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: opyt metodologicheskoj refleksii. - Volgograd : Peremena, 2001. - Vyp. 5. - 174 s.

14. FGOS OOO. - M. : Prosveshhenie, 2014. - 48 s.

15. Hrisanova E. G., Kazakova I. A. Pedagogicheskie uslovija podgotovki bakalavrov pedagogicheskogo obrazovanija profilja «Tehnologija» k organizacii kul'turno-obrazovatel'nogo prostranstva obshheobrazovatel'noj shkoly // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2015. -№ 2(86). - S. 159-164.

16. Jakimanskaja I. S. Tehnologija lichnostno orientirovannogo obuchenija v sovremennoj shkole. - M. : Sentjabr', 2000. - 176 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.