Научная статья на тему 'Роль этнокультурного компонента в развитии личности младшего школьника'

Роль этнокультурного компонента в развитии личности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY DEVELOPMENT / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ETHNO-CULTURAL COMPONENT / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Л. Б., Петрова Т. И., Берзина Р. Ф.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития личности ребёнка. В школьном образовании огромная роль в развитии и воспитании обучающегося принадлежит этнокультурному образованию. Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. Для полиэтнических регионов нашей страны характерно смешивание и переплетение культур, что выдвигает перед педагогами задачу реализации этнокультурного образования школьников. В статье сформулированы соответствующие условия общеобразовательной организации, которые бы использовали возможности продуктивной и реализованной на практике системы становления личности ребёнка многонациональной школы. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование этнопедагогики в обучении детей предполагает формирование этнопедагогической культуры, знаний об истории страны, родного края, традициях и культуре народного быта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ETHNOCULTURAL COMPONENT IN THE DEVELOPMENT OF A PERSONALITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article is dedicated to a relevant issue of a child’s personality. In school education a huge role in the development and upbringing of students is given to ethnocultural education. The revival of the spiritual culture of people, interest to their history, and respect for their national traditions are very important. Without knowing the past, without respect for the history, without careful preservation of the great heritage of the ancestors, a person cannot be spiritually rich. Many regions of Russia are characterized as multiethnic, where cultures interrelate. This states a special task to teachers to use ethnocultural methods of teaching in education of schoolchildren. The article defines the appropriate conditions of educational organization that would use a possibility of a productive system to form a personality of the child in a multinational school. The material allows the authors concluding that the use of ethnopedagogy in teaching children involves the formation of ethnopedagogical culture, knowledge of the history of their country, the traditions and culture of national lifestyle.

Текст научной работы на тему «Роль этнокультурного компонента в развитии личности младшего школьника»

Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]

Т.И. Петрова, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]

Р.Ф. Берзина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]

РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития личности ребёнка. В школьном образовании огромная роль в развитии и воспитании обучающегося принадлежит этнокультурному образованию. Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. Для полиэтнических регионов нашей страны характерно смешивание и переплетение культур, что выдвигает перед педагогами задачу реализации этнокультурного образования школьников. В статье сформулированы соответствующие условия общеобразовательной организации, которые бы использовали возможности продуктивной и реализованной на практике системы становления личности ребёнка многонациональной школы. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование этнопедагогики в обучении детей предполагает формирование этнопедагогической культуры, знаний об истории страны, родного края, традициях и культуре народного быта.

Ключевые слова: личность, развитие, младший школьник, этнокультурный компонент.

На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребёнка. Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит этнокультурному образованию. Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.

Республика Башкортостан является полиэтническим субъектом Российской Федерации, при этом каждый народ отличается друг от друга по многочисленности этнического состава, по социально-экономическим характеристикам, а так же по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру. Для полиэтнических регионов нашей страны характерно смешивание и переплетение культур, что выдвигает перед педагогами задачу реализации этнокультурного образования школьников. В этой связи возникла потребность в воспитании социально ответственного подрастающего поколения, которое может успешно действовать в полиэтническом пространстве, способствовать возрождению культуры разных этносов, сохранению их культурного своеобразия. Отсюда возникает необходимость воспитать и подготовить высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в полиэтнической среде, способных сочетать национальные и интернациональные интересы [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Необходимость внимания к проблеме этнокультурного образования школьников указывается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования: «Стандарт направлен на обеспечение: ... сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, ...овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России ...» [2, с. 5]. Так, в требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования указывается:

1) «.формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.» [2, с. 8].

Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Он направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения.

Современный учитель должен обладать знаниями и умениями, чтобы осуществлять этнокультурное образование, то есть формировать этнокультурную компетентность у обучающихся начальных классов, что в свою очередь представляет сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее нашей страны в целом, значит формировать культуру взаимоотношений между представителями разных этносов необходимо с раннего школьного возраста, когда психологические особенности ребёнка наиболее благоприятны. Поэтому от уровня поликультурной грамотности педагога зависит действенность направления. Следовательно, методика формирования этнокультурной компетентности основывается на знании педагогами индивидуальных особенностей детей, коллектива, отношений между обучающимися и их проявлений в поведении, знаний об этнопедагогических и этнопсихологических черт культур, под воздействием которых складываются межнациональные отношения среди школьников и в семьях.

Школьное образование на современном этапе призвано создать условия для воспитания гармонично развитой и духовно-нравственной личности с опорой на базовые национальные ценности, выражающиеся в осознании и позитивном восприятии своеобразия культуры, истории и духовной жизни территории своего проживания, своей республики, государства.

Освоение подрастающим поколением культурно-исторического наследия своих предков, самобытных и неповторимых его традиций и обычаев, способствует становлению национального самосознания, уважения к культуре других народов, активной гражданской позиции. Воспитание подрастающего поколения -одна из главных задач изначальных потребностей человеческого

общества и необходимое условие для существования и развития. Поэтому оно и возникло вместе с зарождением человеческого общества. Чем успешнее молодое поколение усвоит принятые в семье и обществе нормы общения, отношений, способы трудовой деятельности, тем благополучнее и стабильнее станет жизнь общества.

В современной педагогической науке ученые З.А. Малькова и Л.Н. Новикова рассматривают воспитание как целенаправленное управление развитием личности ребёнка, его сознанием, чувствами и поведением как целостным процессом. Е.Н. Щур-кова под воспитанием понимает организацию деятельности подростков как активной формы проявления их отношений (прежде всего нравственных) к окружающему миру. Профессор А.Д. Сол-датенков считает: «Воспитание - это, прежде всего, «вбирание» в себя каждой личностью духовно-нравственной культуры родного этноса, его национального духа, бытия. Воспроизводя себя из поколения в поколение (физически и духовно) и беспокоясь о своей вечности бытия в кругу родственных и сопредельных народов, каждая нация заботится о воспитании детей, чтобы они продолжали в веках культурно-исторические традиции отцов, дедов и прадедов» [3, с. 33].

Эти и другие концепции теории воспитания воплощаются в практике воспитательной работы общеобразовательных учреждений, предлагая целостную педагогическую систему, где ведущее место занимает процесс духовно-нравственного становления, развития личности, этнический фактор.

Известный исследователь чувашской народной педагогики Г.Н. Волков пишет: «Совершенно очевидно, что знакомство с любым из народов не может быть успешным без изучения его системы воспитания: намерение глубоко узнать национальный характер может быть реализовано только при детальном знакомстве с исторически сложившейся национальной системой воспитания... Нет этой системы - нет и народа, есть население» [4, с. 80].

Тенденции повышения национального самосознания побуждают обращаться к вековым традициям и обычаям народа. В них нашли отражение многие общечеловеческие ценности, в которых заложены основы формирования взаимоуважения и дружбы. Усиление этнического самосознания как явление мирового масштаба относят к 60-70-м гг. XX столетия. Это выразилось в стремлении этносов сохранить самобытность, свой язык, уникальность своей культуры, познать свою историю, особенности национального характера и др. Данное явление, охватившее многие страны мира, получило название этнического парадокса современности, т.к. сопутствовало противоположной тенденции - все нарастающей унификации духовной и материальной культуры, глобализации. Но на самом деле этническое возрождение - это закономерная тенденция развития человечества второй половины XX - начала XXI вв. Народные педагогические культуры содержат уникальные механизмы по формированию у детей и молодежи системы духовно-нравственных ценностей, приобщения их к труду. Россия изначально была полиэтничным образованием. Изучение уникального опыта многовекового совместного проживания разных народов на территории современной России может помочь в решении ряда проблем, связанных с межэтническими конфликтами.

Любому народу свойственна здоровая гуманистическая нравственность, и выражена она в его лучших самобытных традициях и обычаях. Поэтому возрождение добрых обычаев и традиций народа - это значит укрепление гуманизма, национального самосознания, уважения, подлинно человеческой морали, дефицит которой мы так остро ощущаем в современном обществе. «Чтобы смело заглянуть в завтра, нам нужно оглянуться на прошлое. Помня, что любое новое вырастает из недр старого, мы должны нести в будущее и славные традиции прошлого, замечательные свершения настоящего. Народ должен хранить заветы своих далеких предков, символически воплощенные в образцах эпических поэм и сказок, в памятниках материальной культуры» [5, с. 318].

Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, поскольку это школа родного языка, естественное продолжение «школы материнской». Среди важнейших направлений этноориентированного образования и воспитания детей младшего школьного возраста можно выделить следующие: сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения; планомерное и сбалансированное включение в об-

щее содержание образования регионального и этнокультурного компонентов; развитие национального самосознания; изучение родного языка; изучение основ этнокультуры, в том числе изучение национальных игр, семейных традиций, прикладного искусства, национального эпоса, национальной истории, национальной музыки как органической части общечеловеческого опыта; ознакомление с мировой художественной литературой; по мере взросления движение от национальных форм освоения культуры к общечеловеческим культурным достижениям; формирование социально-этических норм поведения, этнопсихологического характера на основе усвоения народных традиций, обычаев, национального этикета; формирование умения выразить свое отношение к миру, к людям, к себе в условиях национально-самобытных форм поведения; развитие умения познакомить других с особенностями и лучшими образцами культуры, искусства своего этноса, народа, нации; воспитание интереса, уважения к другой культуре, терпимости человеку другой национальности и вероисповедания, к совместно проживающим народам [6, с. 137].

Задача приобщения детей к своей национальной традиционной культуре может решаться через различные виды учебной и внеурочной воспитательной работы, в процессе которой целесообразно: проводить национальные (в том числе религиозно-духовные) праздники; отмечать памятные даты исторического значения, юбилеи выдающихся деятелей национальной и духовной культуры, литературы, науки и народных героев; организовывать олимпиады, выставки по национальной культуре, спортивные соревнования по национальным видам спорта, играм; проводить фольклорные концерты с исполнением национальных песен и танцев; организовывать конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд и национальных художественно-прикладных изделий, костюмов; организовывать совместные социально-полезные, созидательно-добротворческие, трудовые дела совместно с родителями; развивать художественные промыслы и ремесла.

Истоками национального воспитания выступают семья, природа, климат, нравственные устои, духовные ценности, культура, историческая память народа, жизненные испытания, религия. Воспитательная деятельность в школе, построенная на основе учёта культурных, социо-исторических, эколого-демографиче-ских и этнопсихологических особенностей населения, способствует развитию этнического самосознания, усвоению элементов национальной культуры.

В Законе Российской Федерации «О культуре» (ст. 20) говорится: «Народы, этнические, этно-конфессиональные и иные группы имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной, культурно-исторической среды обитания.., право на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основе волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан культурно-национальных обществ, землячеств и центров, национальных школ, органов информации, театров и иных организаций и учреждений, а также их ассоциаций» [7, с. 24].

Необъятна и уникальна традиционная культура каждого народа. По крайней мере, три составляющие образуют народное самосознание и этнокультуру - родной язык, осознанное историческое прошлое и заветное слово. У каждого народа есть свои любимые поэтические образы. Башкиры и грузины поют о величии Уральских и Кавказских гор, о реке Агидель и Арагви, в песнях армян часто повторяется образ седого Арарата. У татар и башкир такими поэтическими образами являются река Волга (Идель), река Белая (Агидель), белая береза (ак кайын), родник (шишмэ). Чувашская национальная система воспитания предполагает реализацию «семи Заповедей»: трудолюбие, здоровье, ум, дружба, доброта, целомудрие, честность. Марийское этно-педагогическое наследие содержит богатый материал, который можно использовать для экологического воспитания младших школьников. Этот материал включает сведения о традиционном бережном отношении к лесу, растениям и животным, воде. Хлебу, лугам, природным явлениям. Они содержатся в различных жанрах фольклора, в обычаях и обрядах, запретах-табу и др.

У многих народов самым высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Трудовое воспитание -стержень этнопедагогики. Данное утверждение характерно для педагогических идеалов трудящихся масс разных национальностей. Важным в этом аспекте представляется изучение прогрессивных трудовых традиций и обычаев, содержащихся в разных жанрах фольклора отдельных народов: эпос, песни, предания,

Таблица 1

Календарно-тематическое планирование кружка по образовательной области «Технология»

Тема занятия Этнокультурный компонент Сроки проведения

Формы и краски осени. Аппликация «Сказочная птица» Сказки народов, проживающих в Республике Башкортостан октябрь

Бумажные узоры. Композиция «Хоровод» Павловские узоры на платках шалях, кружева октябрь

«Башкирский орнамент». Аппликация из бумаги Украшение одежды башкирским орнаментом. ноябрь

«Татарский и чувашский орнамент» Вышивка крестом Быт и одежда татарского и чувашского народа ноябрь

Бумажная пластика «Сельский пейзаж» Декор русской избы. Жилища разных народов декабрь

Работа с глиной «Дымковская игрушка» Народные игрушки, свистульки декабрь

Изделия из папье-маше «Матрешка» Деревянные матрешки, ложки январь

«Сохраним родную природу». Аппликация из природного материала Сказки, пословицы, поговорки, традиции и обычаи народов республики февраль

Изготовление лебедя в технике «Модульное оригами» Сказки, басни февраль

Работа с тканью. Сюжетная аппликация «Старые добрые сказки» Сказки, пословицы, поговорки март

Изонить «Валентинки» Легенды апрель

«Гостья наша дорогая - Масленица. Изготовление куклы-подорожницы» Куклы-обереги, частушки, заклички апрель

«Моя Родина - Республика Башкортостан» (символика) Аппликация способом торцевания Легенды, предания, традиции народов республики май

легенды, сказания, былины, загадки, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки и т. д. В этих жанрах устного народного творчества выражены идеи и традиции, отражающие разные стороны материальной и духовной жизни народа, которые не потеряли своего значения и в наше время.

В Концепции воспитания подрастающего поколения выделены как приоритетные следующие принципы: формирование у молодежи таких ценностей, как Родина (большая и малая), республика, Конституция, демократия, государство, семья, гражданская и социальная ответственность; выработка ответственности по вопросам национальной проблематики; воспитание чувства гражданина многонациональной Республики Башкортостан и Российской Федерации; приобщение учащихся к совокупности культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и культурных традиций, обычаев, обрядов народов Башкортостана и России, к их взаимодействию и взаимовлиянию, к их истории и языкам; формирование гражданского отношения к историческим, духовным и нравственным завоеваниям этих народов, а так же чувства носителей и творческих продолжателей этнокультурных традиций. Эти важнейшие принципы должны способствовать равноправному диалогу всех народов, формирование у молодёжи культуры межнационального общения в условиях многонациональной республики, формирование их личности [8, с. 341].

Почти все учебные предметы имеют общие точки соприкосновения, и эта особенность может быть использована для преодоления существующей предметной разобщенности, например, организацией комплексных занятий по определенной теме.

Библиографический список

1. Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Берзина РФ. Формирование этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 157 - 160.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: Просвещение, 2011.

3. Солдатенков А.Д. Поликультурное образование в многонациональной школе - основа диалога культур и стабилизации общества. Психолого-педагогический сборник. Москва, 2000; Вып. I.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. Москва: Academia, 2000.

5. Ярычев Н.У., Саракаева А.Х. Теоретико-методологические основы традиционной системы воспитания у народов Северного Кавказа. Современные проблемы науки и образования. 2012; 3: 318 - 321.

6. Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. Уфа, 1998.

Нужно только организовать познавательную деятельность детей, продумать их роль во время мероприятия. Они должны не просто получать готовые знания, а находить их самостоятельно, что можно стимулировать системой заданий, ориентирующий их на поиск. Большую роль в трудовом воспитании средствами этнопе-дагогики играет внеурочная деятельность. Одной из форм внеурочной деятельности является кружковая работа. Ниже приводится образец календарно-тематического плана работы кружка.

Воспитание в труде - основная проблема педагогики всех народов, трудолюбие - главная забота воспитания. В формировании личности, воспитании нравственных качеств подрастающего поколения народ в течение ряда веков руководствовался неписанными нормами, правилами, обычаями и традициями, сконцентрированными в устном поэтическом обществе. Эти нравственные регуляторы имеют огромное воспитательное значение, ибо они вобрали в себя и сохранили общечеловеческие нормы морали. Б.Т. Лихачев выделяет в качестве актуальной проблемы определение «путей наиболее эффективного и целесообразного внедрения, воплощения идеи народности, национального духа каждого народа, в практику воспитания и образования детей» [9, с. 301]. Роль школы в это время трудно переоценить. Школа становится для детей вторым родительским домом, формирующим национальное самосознание. Школа является центральным звеном в системе общественной жизни, с помощью которой можно оживить идею народности и восстановить цепь национальной культуры. Народная школа и педагогика являются сосредоточением национальной культуры, соединяют в себе историческое прошлое, настоящее и перспективы будущего.

7. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. Москва, 1993.

8. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа, 1995.

9. Аникин В.П. К мудрости ступеньки: О русских песнях, сказках, пословицах, загадках на родном языке. Москва, 1982.

References

1. Abdullina L.B., Petrova T.I., Berzina R.F. Formirovanie 'etnopedagogicheskoj kul'tury buduschih uchitelej nachal'nyh klassov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 157 - 160.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva: Prosveschenie, 2011.

3. Soldatenkov A.D. Polikul'turnoe obrazovanie v mnogonacional'noj shkole - osnova dialoga kul'tur i stabilizacii obschestva. Psihologo-pedagogicheskijsbornik. Moskva, 2000; Vyp. I.

4. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: uchebnik dlya studentov srednih i vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Academia, 2000.

5. Yarychev N.U., Sarakaeva A.H. Teoretiko-metodologicheskie osnovy tradicionnoj sistemy vospitaniya u narodov Severnogo Kavkaza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; 3: 318 - 321.

6. Bajmurzina V.I. 'Etnopedagogika bashkirskogo naroda: istoriya isovremennost'. Ufa, 1998.

7. Azarov Yu.P. Pedagogika lyubvi isvobody. Moskva, 1993.

8. Ahiyarov K.Sh. Bashkirskaya narodnaya pedagogika i vospitanie podrastayuschego pokoleniya. Ufa, 1995.

9. Anikin V.P. K mudrostistupen'ki: O russkih pesnyah, skazkah, poslovicah, zagadkah na rodnom yazyke. Moskva, 1982.

Статья поступила в редакцию 09.05.16

УДК 378

Asildarovа M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Agaragimovа V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Deputy Dean for Science of Faculty of Special Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Gasanguseinovа P.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Gasanova B.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL INDICATORS OF ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO TRAINING CONDITIONS IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article highlights some features of psychological and pedagogical training of specialists in a pedagogical university to the position of adaptation. The researchers observe the process of adaptation and interpret it as a set of properties of the higher nervous activity, as particular features of temperament and requirements, as a system of psychological tools trim typological personality with the conditions for achieving the goal. Psychological unpreparedness for higher forms of education can contribute to the gradual accumulation of mental, psychical tension, which inevitably leads to fatigue, negative impact on general health of the student, draws his attention, memory, thinking and will. A range of methods, considered by the authors, ensure the disclosure of internal relationships between various positions and possibilities of their use for the solution of the problem of adaptation of first-year students.

Key words: psychophysiological opportunities, training mode, performance, fatigue, stress, maladjustment.

М.М. Асильдерова, канд. пед. наук, доц., декан факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. факультета социальной педагогики и психологии, заместитель декана по науке факультета специального коррекционного образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

П.А. Гасангусейнова, канд. пед. наук, ст. преп. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected] Б.М. Гасанова, канд. психол. наук, доц. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье освещаются некоторые особенности психолого-педагогической подготовки специалистов в педагогическом вузе с позиции адаптации. Рассматриваемый процесс авторы трактуют как совокупность свойств высшей нервной деятельности, особенностей темперамента и требований, как систему психологических средств уравновешивания типологической индивидуальности с условиями, обеспечивающими достижение цели. Психологическая неподготовленность к вузовским формам обучения может способствовать постепенному накоплению умственного, психического напряжения, что неизбежно ведёт к переутомлению, отрицательно сказывающимся на общем самочувствии студента. Комплекс методов, рассматриваемый авторами, обеспечивает раскрытие внутренних связей между различными позициями и возможностями их использования для решения проблемы адаптации студентов-первокурсников.

Ключевые слова: психофизиологические возможности, учебный режим, работоспособность, утомление, стресс, дезадаптация.

В современных исследованиях особо подчёркивается необходимость развития научных исследований в вузах, определяются пути совершенствования работы в высшей школе, указывается на необходимость повышения эффективности и качества подготовки специалистов. Решение этой задачи во многом зависит от успешного приобщения выпускников школ к новым формам работы в непривычных для них условиях вуза, от оптимизации учебного процесса, рационализации умственного труда, начиная с первых дней обучения.

Трудности перехода от школьных форм обучения к вузовским связаны как со спецификой учебного процесса в высшей школе, так и с индивидуальными психофизическими возможностями молодого человека. Большое значение в изучении этого процесса имеет психология, знание психологической структуры познавательной деятельности и законов усвоения информации в студенческом возрасте дают возможность научно организовать процесс обучения в вузе [1; 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.