Научная статья на тему 'Современные проблемы преподавания дисциплин этнокультурного цикла в образовательных организациях'

Современные проблемы преподавания дисциплин этнокультурного цикла в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROBLEMS OF ETHNOCULTURAL EDUCATION / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ETHNO-CULTURAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодухина Татьяна Константиновна

Статья посвящена основным проблемам преподавания дисциплин этнокультурного цикла в образовательных организациях в условиях ФГОС. Обосновывается педагогический потенциал этнонациональной культуры в современной образовательной практике, обеспечивающий становление национальной идентичности личности, развитие индивидуальности, творческих начал и способностей каждого ученика. Выявляется роль народной художественной культуры в содержании этнокультурного образования, варианты её изучения в разных моделях этнокультурного образования в полиэтнических регионах. Проанализирован опыт отдельных регионов России по развитию этнообразовательной деятельности учащихся, определены компоненты (когнитивный, ценностный, деятельностный), определяющие сформированность знаний о родной культуре, национальной истории и географии, героях и выдающихся людях своего этноса, готовность школьников действовать на основе ценностей и традиций народной художественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF TEACHING DISCIPLINES OF AN ETHNOCULTURAL CYCLE IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Article is devoted to the main problems of teaching disciplines of an ethnocultural cycle in the educational organizations in the conditions of Federal state educational standard of basic general education. The pedagogical potential of ethnonational culture in modern educational practice providing formation of the national personality, development of identity, the creative beginnings and abilities of each pupil is proved. The role of national art culture in the content of ethnocultural education, options of her studying in different models of ethnocultural education in multiethnic regions comes to light. Experiment of certain regions of the Russian Federation on development of ethnoeducational activity of pupils is analyzed, components (cognitive, valuable, activity) the defining formation of knowledge of native culture, national history and geography, heroes and outstanding people of the ethnos, readiness of school students to work in values and traditions of national art culture, to participate in children's creative associations are defined. Article is devoted to the main problems of teaching disciplines of an ethnocultural cycle in the educational organizations in the conditions of Federal state educational standard of basic general education. The role of national art culture in ethnonational education, her pedagogical potential, studying options in different models of ethnocultural education in the multiethnic region is noted.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы преподавания дисциплин этнокультурного цикла в образовательных организациях»

ТЕХНОЛОГИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЦИКЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Татьяна Константиновна СОЛОДУХИНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории народной художественной культуры факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия

e-mail: tsoloduhina@yandex.ru

Статья посвящена основным проблемам преподавания дисциплин этнокультурного цикла в образовательных организациях в условиях ФГОС. Обосновывается педагогический потенциал этнонациональной культуры в современной образовательной практике, обеспечивающий становление национальной идентичности личности, развитие индивидуальности, творческих начал и способностей каждого ученика. Выявляется роль народной художественной культуры в содержании этнокультурного образования, варианты её изучения в разных моделях этнокультурного образования в полиэтнических регионах. Проанализирован опыт отдельных регионов России по развитию этнообразовательной деятельности учащихся, определены компоненты (когнитивный, ценностный, деятельностный), определяющие сформированность знаний о родной культуре, национальной истории и географии, героях и выдающихся людях своего этноса, готовность школьников действовать на основе ценностей и традиций народной художественной культуры.

Ключевые слова: этнокультурное образование, проблемы этнокультурного образования, этнокультурный компонент.

MODERN PROBLEMS OF TEACHING DISCIPLINES OF AN ETHNOCULTURAL CYCLE IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

T. K. Solodukhina, Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of theory and history of folk art and culture, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: tsoloduhina@yandex.ru

Article is devoted to the main problems of teaching disciplines of an ethnocultural cycle in the educational organizations in the conditions of Federal state educational standard of basic general education. The pedagogical potential of ethnonational culture in modern educational practice providing formation of the national personality, development of identity, the creative beginnings and abilities of each pupil is proved. The role of national art culture in the content of ethnocultural education, options of her studying in different models of ethnocultural education in multiethnic regions comes to light. Experiment of certain regions of the Russian Federation on development of ethnoeducational activity of pupils is analyzed, components (cognitive, valuable, activity) the defining formation of knowledge of native culture, national history and geography, heroes and outstanding people of the ethnos, readiness of school students to work in values and traditions of national art culture, to participate in children's creative associations are defined. Article is devoted to the main problems of teaching disciplines of an ethnocultural cycle in the educational organizations in the conditions of Federal state educational standard of basic general education. The role of national art culture in ethnonational education, her pedagogical potential, studying options in different models of ethnocultural education in the multiethnic region is noted.

Keywords: ethnocultural education, problems of ethnocultural education, ethnocultural component.

Происходящие в России социально-культурные перемены актуализируют этнонациональную культуру в содержании этнокультурного образования и воспитания как средства межкультурного взаимодействия, сохранения и развития национальной идентичности подрастающего поколения. Перемещение этнокультурного образования с периферии в центр школьной жизни связано с ролью народной художественной культуры в воспитании личности, в технологиях передачи духовного опыта народа и восстановления связи между поколениями. Особенно важно подчеркнуть, что народная художественная культура выступает своего рода «защитным поясом», охраняющим ребёнка от гипертрофированных форм массовой культуры, способных нанести личности разного рода психологические травмы, вызвать агрессивные формы поведения.

Не менее важным является рассмотрение народной художественной культуры как средства освоения ребёнком всего многообразия рациональных и эмоциональных форм и способов познания быстро меняющегося мира. Наконец, народная художественная культура - это верное средство формирования у личности готовности к межкультурному взаимодействию с полиэтническим окружением. Это особенно актуально для развития образовательных систем национальных регионов, ориентированных на учёт ценностных ориентаций, установок, поведенческих стереотипов разных этнических единиц в педагогической практике.

В исследовании Ю. В. Зорина «Государственная национальная политика в России и современность» (2011) из серии «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» этнокультурному образованию отводится важная роль. Учёный отмечает, что сегодня российская школа уделяет серьёзное внимание сохранению этнических культур народов России. Например,

в соответствии с городской программой развития системы этнокультурного (национального) образования в Москве функционируют около 70 общеобразовательных школ с этнокультурным компонентом образования; 7 учебно-воспитательных комплексов (УВК) с изучением грузинской, армянской, еврейской, русской и других культур; русские культурологические и многонациональные УВК с 17 национальными объединениями; 10 культурно-образовательных национальных центров; 4 лицея по развитию ремёсел и т.д. [3, с. 16].

Понимая социально-культурную значимость этнокультурного образования, разработчики региональных стратегий его развития указывают не только на его универсальность, исторический опыт и педагогическую целесообразность, но и на ряд проблем, среди которых недостаточная разработанность содержания этнокультурного образования, слабая ориентация на этнокультурные запросы этнических меньшинств в области образования и воспитания; отсутствие организационно-управленческих механизмов организации этнокультурного образования; слабая информированность населения по вопросам этнической культуры; недостаточное учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение этнокультурного образования. Немаловажно, что реализация этнокультурного образования носит локальный характер и отражена в программах развития отдельных образовательных организаций [9].

Анализ публикаций по проблемам российского этнокультурного образования показал, что в настоящее время оно представляет собой сложный конгломерат ценностей национальной педагогики, гуманистической педагогики, массовой педагогики и возрождающихся этнокультурных традиций. Каждый регион разрабатывает свои концепции этнокультурного образования на основании государственных документов, определяющих целевые ориентиры этнообразовательной практики. Так, «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года» (2000) ставит целью обеспечение образовательной системой исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013) говорит о необходимости сохранения единого образовательного пространства на территории России, о защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Широкие цели и задачи задают пространство для развития разных направлений этноориентированного образования, которые разрабатывают учёные и реализуют образовательные организации. Поэтому этнокультурный компонент сегодня представлен в разных моделях образования, которые, называясь по-разному, порой направлены на решение схожих задач. Ана-

лиз исследований по этнокультурному образованию позволяет нам выделить несколько направлений развития:

• мультикультурное образование, ориентированное на сохранение и развитие культурной самобытности национальных меньшинств и малых этносов, исследование малых культур, публикацию книг на родных языках и диалектах. Мультикультурная модель поощряет межнациональные контакты и воспитывает уважение к ценностям чужой культуры. Дети учатся друг у друга обычаям и традициям чужого народа; живьем, а не по учебникам, знакомятся с культурной географией мира (Л. П. Коченкова, С. В. Петрова, Г В. Палаткина, Ю. Ю. Бочарова и другие);

• поликультурное направление - это модель культурного плюрализма, которая поддерживает развитие всех и каждой культур там, где находятся разные культурные группы. В соответствии с моделью культурного плюрализма школа должна развивать этническую идентичность и принадлежность учащихся; школьные программы должны строиться с учётом специфического культурного содержания и различных стилей учения, принятых в той или иной этнической группе. Специальные этнические курсы, особые национальные классы или отдельные школы должны закреплять у учащихся этническую идентичность, развивать этническое самосознание и чувство собственной этнокультурной ценности через образовательную практику, в том числе на родных языках. Развитие родного языка школьника - представителя национального меньшинства - благотворно влияет на формирование его личной идентичности, самоуважения и уверенности в себе (Ю. В. Арутюнян, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, Л. В. Колобова, Н. М. Лебедева, З. А. Малькова, В. В. Макаев, Л. Л. Супрунова и другие) [2];

• этнокультурное (монокультурное) образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путём приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры (А. Б. Афанасьева, А. Б. Панькин, В. К. Шаповалов, Т. К. Солодухина и другие).

Интересный опыт организации этнокультурного образования в полиэтническом пространстве Томской области показывает, что созданы разные модели и направления в деятельности образовательных организаций. Например, «Школы национального согласия» по обучению детей разных национальностей, программы дополнительного образования и воспитания «Диалог», направленные на освоение культуры и традиций многонационального населения области, билингвальные школы с преподаванием славянских языков: украинского и польского. Если рассмотреть опыт моноэтнического воспитания в Томской области, то можно отметить систему польского национального образования, соединяющую семейное воспитание, костел, общеобразовательные учреждения, высшую школу, национально-культурные центры. Система монокультурного компонента

для сохранения и развития языков и культуры коренных малочисленных народов Севера Томской области включает региональную общественную организацию «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Томской области "Колта куп"», фольклорные коллективы, содействующие возрождению и развитию традиционных промыслов, культуры и образования [9]. Аналогичную картину мы можем проследить во многих других регионах Российской Федерации.

Таким образом, этнокультурное образование направлено на ознакомление детей и подростков с родной культурой, с разными культурами соседних народов, учит жить в сообществе, где их влияние накладывается друг на друга и образует новые сложные культурные конгломераты. Не случайно учёные и педагоги стремятся активнее использовать имеющийся этнокультурный потенциал регионов в образовательном процессе, что позволит выпускникам школы более компетентно разбираться как в этнокультурном, так и поликультурном духовном наследии. Результатом этнообразовательной деятельности учащихся должны стать сформированные знания (когнитивный компонент) о родной культуре, истории, географии, национальных героях, выдающихся людях. Это сформированные ценности и традиции своего народа и народов региона. Второй компонент - отношение (ценностно-смысловой компонент) к своей национальности и этнической принадлежности, уважительное отношение к культурному многообразию народов региона, фактам истории и культуры. Третий компонент - деятельный, связанный с формированием готовности школьников демонстрировать достижения в области народной культуры, развивать родную культуру через осознанное, инициативное и ответственное участие в детских и молодёжных общественных организациях, объединениях и движениях, школьных и внешкольных мероприятиях, в том числе отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности [3; 4].

Формирование содержания этнокультурного образования опирается на Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и основного образования. В ФГОС начального общего образования указывается, что «стандарт направлен на обеспечение: ... сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, ... овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России . [6]». Во втором разделе ФГОС представлены требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального уровня. Указывается, что у младших школьников в процессе освоения ООП должно произойти «... формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; станов-

ление гуманистических и демократических ценностных ориентаций [6]». Личностные результаты школьников развивает та часть ООП соответствующего уровня образования, которая формируется участниками образовательных отношений и составляет 20% от общего объёма программы начального общего образования, 30% - основного общего образования и 40% - среднего общего образования. Содержательное наполнение части каждой из реализуемых основных образовательных программ, формируемой участниками образовательных отношений, должно отражать образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе по изучению этнокультурных и региональных особенностей [8].

Учёт региональных, этнокультурных особенностей является одним из ведущих принципов формирования содержания образования, которое призвано сформировать у учащихся системное представление о регионе, обогатить их историко-культурную картину мира, сформировать гражданскую позицию относительно судеб региона и России. Этнокультурная составляющая в содержании школьного образования укладывается в несколько моделей: монопредметную, комплексную, модульную [8].

Многие регионы, чтобы выстроить модель этнокультурного образования с учётом требований ФГОС, разрабатывают методические рекомендации, разъясняющие, как можно включить в образовательный процесс этническую культуру. Предполагается, что в рамках монопредметной модели национальный язык, традиционная культура, литература изучаются на специально выделенных учебных предметах; в рамках комплексных моделей в содержание учебных предметов и курсов вводятся, в зависимости от компоновки и подачи регионального, этнокультурного содержания, дидактические единицы, отражающие своеобразие этнической культуры народа в диалоге с иными культурами. К таким моделям относятся:

• модульная модель, которая предполагает включение в учебные предметы специальных тем (модулей), отражающих своеобразие этнической культуры народа в диалоге с русской и иными культурами;

• интегративная модель, которая реализуется в виде интегративных курсов, где этнокультурные, региональные аспекты изучаются в единстве и взаимосвязи.

Специалисты по организации образовательного этнокультурного компонента отмечают, что интеграция национальных и региональных особенностей может быть отражена в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. При этом следует предусмотреть:

• разработку учебных планов и программ с обеспечением их разноуров-невости и вариативности;

• содержание образовательных программ должны быть наполнено региональным компонентом;

• организация образовательного процесса должна осуществляться педагогами с этнокультурной и этнопедагогической ориентированностью;

• создание единого этнокультурного образовательного пространства;

• создание и обеспечение учебно-методическими, наглядными пособиями, отражающими этнокультурный компонент [см.: 3; 4; 5].

При содержательном наполнении этой части образовательной организации необходимо учитывать ограничения на введение новых учебных предметов и курсов, связанные с требованиями ст. 18 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»: «4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [7]».

Для дисциплин этнокультурной направленности необходимы учебники и учебные пособия, входящие в федеральный или региональный перечень. Историки, филологи и педагоги других предметов создают региональные объединения в целях разработки нового поколения учебников для реализации этнокультурного компонента.

Таким образом, реализация этнокультурного образования требует усилий педагогического сообщества по разработке содержания, учебно-методического сопровождения и современных технологий этнообразова-тельной деятельности.

Литература

1. Зорин Ю. В. Государственная национальная политика в России и современность : [доклад]. - Москва : ИЭА, 2011. - 39 с. - (Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Вып. 225).

2. Иванова А. В., Филиппова Н. И. Модели организации непрерывного этнокультурного и поликультурного образования // Педагогическое образование в России. - 2016. - №. 3. - С. 206-212. - URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/4185

3. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / [В. Н. Кеспиков и др.] ; М-во образования и науки Челябинской обл., Гос. бюджетное образовательное учреждение доп.

проф. образования «Челябинский ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования». - Челябинск : ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2013. - 161 с.

4. Развитие поликультурного (этнокультурного) компонента в образовании в условиях интеграции общего и дополнительного образования : методическое пособие / [сост. В. Ц. Попова] ; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. - Сыктывкар : КРИРО, 2015. - 80 с.

5. Состояние и перспективы этнокультурного образования в учреждениях дополнительного образования детей : методические рекомендации по организации этнокультурного образования в учреждениях дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Pandia : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - Калуга, 2013. - URL: http://pandia.ru/text/78/148/14576.php

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - 6 октября 2009 года. -URL: https://минобрнауки.рф/документы/922

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» : принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года [Электронный ресурс] // Российская газета - Федеральный выпуск. № 5976 (303) : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - 31 декабря 2012 года. - URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovame-dok.html

8. Шеболкина Е. П. Концепция развития этнокультурного образования как системообразующий элемент регионализации образования в Республике Коми // Образование в Республике Коми. - 2016. - № 5. - С. 4-9.

9. Этнокультурное образование в Томской области: стратегия и межведомственная программа / дод ред. О. В. Горских, З. С. Камалетдиновой, Т. В. Ха-халкиной - Томск : РЦРО. - 2010. - URL: http://av.disus.ru/programma/1990286-1-etnokulturnoe-obrazovanie-tomskoy-oblasti-strategiya-mezhvedomstvennaya-programma-tomsk-2010-rekomendovano-izdaniyu-ogu-regionalniy-c.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.