12. Gromova O.N., Ryzhova N.I. Viktimologicheskaya profilaktika i zaschita kak osnova professional'noj viktimologicheskoj podgotovki specialis-tov dlya novoj 'ekonomiki. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1: 8 - 13.
13. Zykov V.V. 'Ekonomizaciya korrupcii i bezopasnost' biznesa. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; 11: 36.
14. Lysenkova E.N. Pravovye osnovy finansirovaniya malogo i srednego biznesa v Rossijskoj Federacii. Finansovo-PravovoeAgentstvo Finanso-vo-Pravovoe%20Agentstvo. Biblioteka yurista. Available at: http://www.fpa.su/biblioteka/izdaniya/pravovoe-regulirovanie-v-sfere-ekonomiki/ pravovye-osnovy-finansirovaniya-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossiyskoy-federatsii-e-n-lysenkova/?sphrasejd=20020
15. Klejner G.B. Strategiya biznesa: Analiticheskijspravochnik. Pod red. G.B. Klejnera. Moskva: KONS'EKO, 1998.
16. Gusev I.V. 'Ekonomicheskaya bezopasnost'hozyajstvuyuschih sub'ektov. Avtoreferat dissertacii ...kandidata 'ekonomicheskih nauk: Moskva, 2006.
17. Ukaz Prezidenta RF ot 29 aprelya 1996 g. № 608 «O Gosudarstvennoj strategii 'ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii». Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 29 aprelya 1996; № 18, st. 2117.
Статья поступила в редакцию 30.04.15
УДК: 373.31
Yeliseyeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakas State University n.a. N. F. Katanov (Abakan , Russia),
E-mail: [email protected]
THE IMPLEMENTATION OF THE PROGRAMME OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION FOR STUDENTS IN ELEMENTARY SCHOOL. This article fulfils goals, objectives and principles of ethno-cultural education. Conditions of realization of the program of ethno-cultural education for elementary school students residing in the Republic of Khakasia are studied. At this age, ethnic identity is formed in full and the child appreciates the uniqueness of the history and culture of different peoples. One of the factors and means of increasing national consciousness is ethnopedagogical aspect of the educational process. This is reflected in faster growth of children, it is more generalized, conscious of the views to their own and other ethnic groups. Academic and extra-curricular activities of the educational process should be aimed at familiarizing students with the ethnic culture of the people. The course of "Culture and everyday life of the Khakas", presented in the article, aimed at the formation of national identity of the students in the elementary grades. The paper has revealed its goals, tasks, and knowledge and skills that should be mastered in younger students after studying this course.
Key words: interethnic communication, national awareness, ethnic identity, ethnic and cultural education.
А.П. Елисеева, канд. пед. наук, доц. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье раскрываются цели, задачи и принципы этнокультурного образования. Рассматриваются условия реализации программы этнокультурного образования для младших школьников, проживающих в Республике Хакасия. Именно в этом возрасте этническая идентичность формируется в полном объёме и ребёнок отмечает уникальность истории и культуры разных народов. Одним из факторов и средств повышения национального самосознания является этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса. Это выражается в опережающем развитии у детей более обобщённых, осознанных представлений о своей и других этнических группах. Учебная и внеучебная деятельность образовательного процесса должны быть направлены на ознакомление обучающихся с этнической культурой народа. Программа спецкурса «Культура и быт хакасов», представленная в статье, направлена на формирование национального самосознания у обучающихся в начальных классах. Раскрыты её цели, задачи, а также знания и умения, которыми должны овладеть младшие школьники, по окончанию изучения данного спецкурса.
Ключевые слова: межнациональное общение, национальное самосознание, этнокультурное образование.
Хакасия сложилась как полиэтническая и многоязычная республика, в которой проживают представители многих национальностей. По данным Всесоюзной переписи населения 2010 года, численность коренного тюркоязычного народа - хакасов -составляла более 76 тыс. человек (11,1%). Численность остальных наиболее многочисленных народов составляет: русские
- 79,5%, украинцы - 2,9%, немцы - 2%, чуваши - 0,6%, другие
- 4,5% [1]. Всего в республике сегодня насчитывается более 100 национальностей.
Многонациональный облик республики формировался в течение длительного исторического периода. Наиболее укоренённой, дольше всех развивающей на этой территории является хакасская культура. За ней следует старожильческая русская культура, существующая в регионе почти 300 лет. Другие народы появились здесь сравнительно недавно. Некоторые из них проживают компактно, например, немцы, татары, чуваши, и в определенной степени сохранили свою культуру и язык.
Особая задача общеобразовательной школы - способствовать развитию диалога между разными культурами и, прежде всего культурами совместно проживающих народов. Решение этих задач возможно в процессе воспитания культуры межнационального общения, которое предполагает развитие у обучающихся понимания существования различных культур, способности общаться с представителями иной культуры, доброжелательного отношения к другим народам и культурам. Школа может выступать в качестве инструмента адаптации в данной национальной культуре представителей других национальностей. Движение личности от этнической к мировой культуре, в которых выража-
ются общечеловеческие ценности, осуществляется через общероссийское культурное пространство.
Этнокультурное образование является составной частью поликультурного образования. Только зная культуру своего народа, можно овладеть культурным достоянием других народов. Под этнокультурным образованием мы понимаем совместную деятельность участников образовательного процесса, направленную на овладение богатствами этнокультуры, интегрирующуюся в общечеловеческие ценности и имеющую результатом этнокультурную идентичность личности. В результате этнокультурного образования взрослый и школьник должны понять, что каждый этнос имеет свою культуру, свой стиль, свои традиции, свой родной язык, литературу, легенды, сказания, свои особенности нравственных и эстетических ценностей, свой образ жизни, свое поведение, свои ремесла, искусство, кухню и т. д. И все это составляет одну из сторон его культуры и самого человека.
Этнокультурное образование требует реализации нескольких принципов. Необходимо включение детей в родную этнокультурную традицию. Опора школы на национальную культуру создает для учащихся ощущение социальной защищенности, потому что способствует этнической самоидентификации личности ребнка, что помогает ему в социальном и гражданском самоопределении.
Данный принцип должен быть дополнен принципом перехода от приобщения к национальной культуре к познанию и уважению культур народов совместного проживания в многонациональном государстве и принятию мировых культурных ценностей. Движение личности растущего человека от родной
национальной культуры к российской и к мировой предполагает обучение межкультурному взаимопониманию. Школа должна развиваться как школа диалога культур, воспитывать в учениках толерантность. Поэтому следующим принципом деятельности школы является принцип диалога культур. Данные принципы приводят к формированию принципа диалектического единства трех начал в деятельности национальной школы: национального, общероссийского и общемирового, позволяющего растущему человеку глубоко почувствовать принадлежность к родному народу и в тоже время сознавать себя гражданином многонациональной страны и субъектом мировой цивилизации.
На основе положений, раскрывающих сущность этнокультурного образования, нами была разработана программа его реализации. Целью данной программы явилось формирование у учащихся знаний об этнической культуре хакасов, выявления педагогических условий, способствующих ее эффективному внедрению.
Мы определили задачи необходимые для реализации данной цели:
- определить педагогические условия, влияющие на формирование национального самосознания школьников;
- выявить уровни развития этнической культуры младших школьников;
- разработать программу, направленную на усвоение этнической культуры хакасов и способствующей формированию национального самосознания учащихся начальных классов;
- разработать содержание деятельности учителя по формированию этнической культуры младших школьников, включающую учебную и внеучебную деятельность.
Данная программа основывается на следующих основных принципах:
- вариативности - возможности свободного выбора детьми средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив;
- гибкости - возможности педагога изменять план своего воздействия на ученика, предвидеть и при необходимости корректировать план построения занятия;
- открытости - готовность учителя использовать возникающие у детей идеи и предложения в совместной деятельности, создания атмосферы взаимопонимания и поддержки для каждого ученика;
- индивидуализации - учет индивидуальных особенностей ученика, признание его уникальности и своеобразия, включение его в те виды деятельности, где он чувствуют себя уверенно
- системности - создание единого, целостного процесса этнокультурного обучения учащихся, его реализация осуществляется через интеграцию учебных предметов. Доминирующее значение для решения проблемы формирования системных знаний об этнической культуре учащихся имеют структура и содержание учебных предметов. Однако «знания-сведения» приобретают форму «знаний-умений» только в процессе учебной деятельности, поэтому требование включать младших школьников в практическую деятельность становится особенно важным. Формирование системных знаний будет эффективным, если предусматривается выполнение перспективных заданий по структурированию и систематизации изучаемого материала.
Национальное самосознание как осознание человеком своей принадлежности к определенной этнической общности является важным компонентом в структуре целостного самосознания личности.
Проблема национального самосознания активно исследуется в социологии (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева и др.), в философии (С.Б. Мухаметбердыев, О.С. Новикова и др.), в этнографии (Ю.В. Бромлей, РШ. Джарылгасинова и др.), в психологии (Н.М. Лебедева, В.П. Левкович, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец) [2; 3 4; 5].
Многие исследователи в своих работах рассматривают вопросы, касающиеся этапов и особенностей развития национального самосознания, факторов, влияющих на его развитие.
И.А. Снежкова также выделила три этапа в развитии этнического самосознания. Младший возраст (5-10 лет): для него характерно нечеткое осознание детьми своей этнической принадлежности. Подростковый возраст (11-15 лет): в этот период у ребёнка появляется интерес к истории и культуре своей и других стран, увеличивается объем этнических знаний. Ребёнок уже может осознанно идентифицировать себя с той или иной этнической группой. Старший школьный возраст (16-17 лет): складывается этническое мировоззрение [6].
Н.Б. Крылова определила следующие периоды культурного развития ребёнка, пренатальный и первые годы жизни (до 2,5 или 3-х лет): ребёнок интуитивно осваивает среду обитания как продолжение самого себя. «Я» и «культура» существуют для него в доброжелательным принятием всей окружающей культурной среды как данности (с 3-х до 6-7лет). Для этого этапа характерна активная культурная деятельность в рамках - искусства, ролевых игр, диалога-общения со сверстниками, взрослыми и пр.; образное схватывание культурных норм и ценностей постепенно и в большей мере оттеняется развитием рефлексии, размышляющего и критического отношения к среде и к самому себе (с 6-7 до 12 лет) [7].
На наш взгляд, именно этот возраст является наиболее благодатным для формирования и развития этнической культуры. Работы отечественных и зарубежных исследователей подтверждают эти выводы и показывают, что национальные ориентации начинают складываться с дошкольного возраста, а межэтнические установки и стереотипы утверждаются в младшем школьном возрасте.
Для более эффективного изучения культуры хакасов, что является основой формирования национального самосознания школьников, нами был разработан спецкурс «Культура и быт хакасов» для учащихся начальных классов.
Целью данного спецкурса является привитие любви к своему народу, знание его истории, культуры, традиций, обрядов и обычаев.
Его задача состоит в том, чтобы, опираясь на конкретный фольклорно-этнографический материал, научить детей понимать мировоззрение и психологию народа, способствовать целостному восприятию народной культуры как выработанного веками устойчивого и развивающегося во времени способа миропонимания. Спецкурс «Культура и быт хакасов» позволяет объединить теоретические занятия, на которых учитель и дети размышляют над смыслом традиционного мировоззрения, и практические, на которых они воплощают этот смысл, играя в народные игры, воспроизводя обряды, разучивая песни, изготавливая элементы народной одежды, утвари, жилища, постигая азы народно-прикладного искусства, готовя традиционные блюда. Тем самым складывается межпредметная интеграция дисциплин: краеведение, природоведение, музыка, хореография, трудовое обучение и физическое воспитание, занятия изобразительно-прикладным искусством.
В системе занятий перед ребёнком в фольклорном и этнографическом материале раскрывается система миропонимания, выработанная его предками по основным параметрам человеческой жизни: хозяйственно-практическим, нравственным и эстетическим.
Данный материал должен деятельностно осваиваться детьми и педагогами в виде реальных, личностно важных и интересных для ребёнка ситуаций, событий или в условно-игровой, смоделированной форме.
Важным условием успешного ознакомления школьников с культурой своего народа является проведение внешкольной работы. У детей должна формироваться потребность знакомства с национальными традициями и искусством своего народа. Проводить экскурсии в музеи и на художественные выставки, на природу. При изучении природы у детей необходимо воспитывать чувство любви к родному краю, бережного отношения к природе, желание оказывать помощь взрослым в охране природы. Большое воспитательное значение имеют выставки художественных работ школьников, конкурсы на лучшие рисунки, встречи с людьми искусства.
По формированию у школьников национального самосознания достойное место занимают хорошо организованные народные праздники, которые как по богатству содержания, так и по форме оказывают большое воздействие на формирование патриотического сознания учащихся, объединяют и сплачивают детей и взрослых, укрепляют чувство патриотизма, дружбы и богатства народов.
Программа спецкурса «Культура и быт хакасов» для начальной школы рассчитана на 36 часов, которые включают в себя посещение театров, музеев, выставок, проведение экскурсий на природу.
По окончании изучения данного спецкурса учащиеся должны знать:
- начальные сведения об истории Хакасии, герб и флаг Республики;
- распространенные бытовые традиции;
- простейшие сведения о повседневной и праздничной одежде и украшениях хакасов;
- характерные особенности традиционного семейного воспитания;
- главные календарные национальные праздники и обряды;
- основные национальные блюда;
- известных писателей, художников, композиторов Хакасии и их произведения;
- распространенные полезные ископаемые республики и их использование;
- основные элементы национального орнамента;
Должны уметь:
- рассказывать о наиболее важных событиях в истории Республики;
- воспроизводить основные обряды;
- описывать жилища, предметы быта, национальную одежду своего народа; выполнять изображение простейших из них;
- играть в народные игры;
- исполнять детские национальные песни;
- приготовить простейшие национальные блюда;
- владеть элементарными приемами выполнения хакасского орнамента и творчески применять их;
- приводить примеры произведений хакасских писателей, народного фольклора;
- показывать на карте Республику Хакасию и ее столицу;
Содержание данной дисциплины включает в себя следующие темы:
1. Хакасия - мой край родной.
Хакасия - древняя земля. Образование Хакасии, исторические свидетельства о происхождении Хакасии. Географическое положение. Наскальные письмена и рисунки. Экскурсия в музей. Лепка курганов и изображение на них рисунков.
Население Хакасии. Понятие о народе, народной культуре, о её формах - духовной и материальной, об исторической народной памяти, ее глубине и формах. Народы, проживающие в Хакасии. Численность населения республики.
Абакан - столица Хакасии. Исторический и культурный центр. Легенды о происхождении города. Произведения писателей, посвященные Абакану.
Природные богатства Хакасии. Особенности компонентов природы своей местности и взаимодействие между ними. Влияние природы на жизнь и деятельность населения. Мероприятия по охране природы своей местности. Особенности климата Хакасии. Водные ресурсы республики. Растительный и животный мир Хакасии и его охрана. Полезные ископаемые Хакасии.
2. Бытовые традиции хакасов.
Поселения и жилища хакасов. Разновидность жилища: юрта, изба, шатровые палатки. Обряды и обычаи, связанные со строительством юрт и новосельем. Убранство юрты. Ее символика, место и роль в жизни каждого члена семьи. Хакасские поверья.
Экскурсия в краеведческий музей.
Мастерим части интерьера: мужской, женский угол.
Промыслы и ремесла. Орудия труда. Основные занятия хакасов: скотоводство, земледелие, рыболовство, охота. Современные крупнейшие промышленные центры Хакасии.
3. Материальная культура хакасов.
Национальная одежда. Символика народного костюма. Мужская и женская одежда. Праздничная, летняя и зимняя одежда. Головные уборы и обувь. Хакасские поверья.
Экскурсия в краеведческий музей.
Изготовление одежды (аппликация)
Выставка работ.
Украшения хакасов. Сумочки, накосные, нашейные, нагрудные, подвесные украшения, пого. Изготовление украшений.
Национальный орнамент. Виды хакасского орнамента. Вышивание.
Выставка работ.
Национальные блюда. Традиционная пища, молочная кухня. Народный этикет, обычаи, гадания. Изготовление национального блюда с талганом.
4. Семейно-бытовая обрядность хакасов.
Жизнь человека представлена в важнейших этапах и сопровождающих их семейно-бытовых обрядах: свадьба как решающий для судьбы человека узел, кончина как закономерный итог жизни, рождение и воспитание ребёнка как продолжение жизни человека и человечества в вечности. Вся природная и вещная среда предстает двояко: мифологизированно, в соответствии с народными воззрениями на ее внутренний смысл и устройство,
конкретно-функционально, в хозяйственном, в практическом плане.
Рождение и воспитание ребёнка. Поверья и обряды, связанные с рождением и воспитанием ребёнка. Выбор имени ребёнка. Обряды принятия ребёнка в дом и семью. Охранительная магия. Заговоры, приговоры. Праздник отпавшей пуповины. Разучивание колыбельных песен.
Свадебные обряды. Сватовство детей, правила заключения брака, свадебное убранство, свадебные ритуалы. Символическая и эстетическая функция свадебной одежды. Готовим свадебный костюм. Начинаем игровое свадебное действо. Приглашение участников местного фольклорно-этнографического ансамбля, в репертуаре которого будут свадебные песни или сценическое свадьбы.
Поминальные ритуалы. Кончина человека в народных представлениях - кульминация и итог его жизни. Высокая красота и мудрость похоронных и поминальных обрядов и обычаев. Поэтические образы похоронных и поминальных причитаний.
5. Духовная культура хакасов.
Фольклорное наследие хакасов. (Хакасские народные сказки, игры, загадки, пословицы, поговорки, тахпахи). Национальное своеобразие сказок, отражение в них народной психологии, занятий хакасов, их нравственное своеобразие. Сопоставление сказок. Общее и особенное в них.
Инсценирование сказок.
Пословицы, поговорки, загадки. Своеобразие, сопоставление пословиц и поговорок. Общее и особенное в них. Загадки в культуре разных народов. Проведение конкурса. Изготовление книжки-малышки с хакасскими пословицами и поговорками, загадками.
Богатырские сказания, благопожелания - своеобразная передача народных ценностей, отражение в них традиционного мировоззрения хакасов.
Рисование.
Народные музыкальные инструменты. Их связь с природой, жизнью, обычаями, и складом характера людей, ее населяющих. Тахпахи - жанр лирической песни.
Приглашение хайджи. Рисование инструментов.
Национальные игры.. Детский игровой фольклор (игры для разных периодов года, в доме и вне дома). Отражение в них народной психологии, занятий хакасов. Разучивание детских игр.
Хакасский язык и письменность. Наскальные письмена и рисунки - экскурсия в музей. Знакомство с древним алфавитом хакасов. Математические и письменные знаки. Использование знаков для письма и счета. Составление письма.
Хакасский календарь и календарные праздники.
Календарно-обрядовая деятельность народа предстает перед детьми как способ, которым люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут. Дети узнают, как космогонические представления народа выявляются через систему загадок и поэтику сказок, какое место во Вселенной, по народным воззрениям, занимал человек на протяжении своей жизни и после нее, как эти воззрения отражаются в структуре календарных обрядов, в символике народного костюма и жилища.
Название годов, месяцев, народные приметы, лунный год, хакасские мифы. Ритуалы и обычаи. Подготовка и проведение хакасских праздников Чыл Пазы, Чир Тайин. Спортивные развлечения.
Религия хакасов. Хакасские шаманы, религиозные праздники, поклонение тесям, гадание.
Народная медицина. Рациональные методы (лекарственные растения, лекарства животного и минерального происхождения) и иррациональные ( магические действия и заговоры, шаманские ритуалы). - 1ч.
Искусство хакасов. (Памятники культуры, литература Хакасии, живопись, музыка, скульптура). Писатели, художники, композиторы Хакасии. Посещение выставок, театров, музеев.
На основе полученных данных нами были определены условия реализации программы:
- организация педагогического руководства учебно-воспитательным процессом;
- разработка содержания деятельности по формированию национального самосознания младших школьником с применением личностно ориентированной технологии обучения;
- создания в классе этнокультурной среды.
Изучение спецкурса должно соответствовать следующим требованиям:
- обучение детей на основе национальных и общекультурных ценностях;
- систематическое просвещение учащихся на основе этнокультурного материала;
- деятельность направлена на формирование духовно-нравственного идеала.
Для создания этнокультурной среды необходимо проводить беседы с детьми, обращать их внимание на необходимость знания своей культуры и традиций. На наш взгляд, надо оформить учебный кабинет в хакасском народном стиле. Проводить различные выставки, конкурсы на темы: «Промыслы и искусство хакасов», «Национальный костюм и украшение хакасов», «Известные люди Хакасии» и т. д. Организовывать и проводить хакасские народные праздники, знакомить с национальными обрядами и ритуалами. Большое внимание следует уделить внешкольным мероприятиям, организовывать экскурсии по Хакасии, посещать городские выставки с этнической направленностью, проводить встречи с писателями Хакасии. Необходимо также проводить работу с родителями, привлекать их к учебно-воспитательному процессу.
Большое воспитательное значение в формировании национального самосознания школьников имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности людей. Это, прежде всего, лучшие эпизоды из жизни и деятельности известных людей Хакасии - ученых, художников, писателей.
Учебный процесс является основным источником получения знаний об этнической культуре хакасов. Так на уроках литературного чтения необходимо изучать фольклор хакасов, знакомить с писателями и поэтами республики, использовать методики незаконченных предложений. Изучать климатические особенности региона, его природу, животный и растительный мир на уроках естествознания. На уроках изобразительного искусства и трудового обучения знакомить учащихся с декоративно-прикладным творчеством хакасов, с их промыслом, орнаментом, националь-
Библиографический список
ной одеждой. На уроках музыки знакомить детей с национальными музыкальными инструментами, разучивать хакасские народные песни. Хакасские народные игры использовать на уроках физической культуры. Таким образом, учащиеся получали бы не только теоретические, но и практические знания. В процессе практической работы происходит ознакомление с декоративно-прикладным искусством народа, развитие фантазии, творчества, выдумки, эстетического вкуса. Также одним из видов такой деятельности являются сюжетно-ролевые игры, в процессе которых происходит расширение и закрепление знаний учащихся.
Воспитательная работа также должна быть направлена на изучение культуры хакасов и способствовать формированию национального самосознания младших школьников. Знакомить учащихся с историческими корнями хакасского народа, с истоками праздников, с местами, где сохранились памятники письменности. Организовывать встречи с интересными людьми Хакасии. Подобные встречи обогащают духовный мир детей, способствуют формированию чувства гордости за свой народ, расширяют их кругозор.
Для учащихся необходимо организовывать экскурсии в краеведческий музей, автобусные экскурсии «Улицы города Абакана. Их названия», «Город, в котором мы живём», «Библиотеки нашего города». Учителям проводить конкурсы чтецов по произведениям хакасских поэтов, рисунков «Моя Хакасия». Игры «Звёздный час» - «Знаешь ли ты Хакасию?», «Поле чудес» (об обычаях хакасов при рождении ребёнка, о хакасских праздниках и т. д.).
Возрождение и сохранение духовных ценностей каждого народа, их использования в культурном развитии новых поколений обязывает педагогически целесообразно организовывать учебный процесс в многонациональном регионе. Образование и воспитание должны опираться как на общечеловеческие, так и на прогрессивные национальные принципы, учитывая специфику и опыт многовековой педагогической культуры народа.
1. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Available at: http://www.binfocom.ru/content/publication/view/311.html
2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Москва, 1999.
3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. Москва, 2012.
4. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблема формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых. Советская этнография. 1973; 3.
5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник. Москва, 2014.
7. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества. Советская этнография. 1981; 2.
8. Крылова Н.Б. Культурология образования. Москва, 2000.
References
1. Osnovnye itogi Vserossijskojperepisinaseleniya 2010 goda. Available at: http://www.binfocom.ru/content/publication/view/311.html
2. Arutyunyan Yu.V., Drobizheva L.M., Susokolov A.A. 'Etnosociologiya. Moskva, 1999.
3. Bromlej Yu.V. Ocherki teorii'etnosa. Moskva, 2012.
4. Levkovich V.P., Pankova N.G. Problema formirovaniya 'etnicheskogo samosoznaniya u detej v rabotah zarubezhnyh uchenyh. Sovetskaya 'etnografiya. 1973; 3.
5. Stefanenko T.G. 'Etnopsihologiya: uchebnik. Moskva, 2014.
6. Snezhkova I.A. K probleme izucheniya 'etnicheskogo samosoznaniya u detej i yunoshestva. Sovetskaya 'etnografiya. 1981; 2.
7. Krylova N.B. Kul'turologiya obrazovaniya. Moskva, 2000.
Статья поступила в редакцию 12.05.15
УДК 378
Kadyrova G. T., teacher, Kostanai Technical Economical College (Kostanai, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
SYSTEM DESIGN OF FORMATION OF ECONOMIC-ANALYTICAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS BY MEANS OF SIMULATION. This article deals with the basic aspects of the system design formation of economic-analytical competence of college students by means of simulation modeling the representing pedagogical process which is realized within pedagogical system. Components of this system are the teachers, students and conditions of training. Process is characterized by the purposes and objectives, the contents and ways (methods and forms) the interactions of teachers and students, reached thus results. In our system they act as structural components, reflecting its morphology and structure. The article has the research character expressing that the agent-based model of economic processes, which allows forming economic-analytical competence of students in the process of their training in the professional educational organization, is used as the main way of simulation modeling. Building of simulating educational and professional environment will give a chance to train experts of an average link in the conditions, which are approached in actual life. Thus, as a result of activity trained in the simulating educational and professional environment, the expert is formed to be capable to use the gained knowledge and practical skills in the real sphere of future professional activity that will allow him to be demanded and competitive in the future.
Key words: economic-analytical competence, pedagogical system, simulation.
Г.Т. Кадырова, преподаватель Костанайского технико-экономического колледжа, г. Костанай, Республика Казахстан, Е^аИ: [email protected]