раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
УДК 373.5.016:39
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
© С. М. Мамлеева
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.
Тел.: +7 (347) 272 77 07.
Статья посвящена исследованию проблемы теории и практики формирования поликуль-турного образования учащихся. На основе анализа системы поликультурного воспитания учащихся в системе общего образования определено противоречие между теорией и практикой внедрения поликультурного образования в учебный процесс, рассматриваются пути реализации и практического решения исследуемого вопроса.
Ключевые слова: поликультурное образование; этнокультура; этнопедагогика.
В рамках общей стратегии модернизации российского образования проблема поликультурного образования учащихся является весьма актуальной, так как российское общество многонационально и поэтому задача воспитания молодежи в духе интернационализма, уважения к другим народам и национальностям, к их культурным ценностям, языку является необходимой в условиях современного мира.
В настоящее время в сфере образования в России все больше внимания уделяется поликультур-ному воспитанию учащейся молодежи. И, хотя идеи концепции поликультурного воспитания уже находят свое достойное отражение в общей структуре воспитательной работы, тем не менее, существуют проблемы их практического внедрения.
Устойчивое развитие российской системы образования предполагает обеспечение государственных гарантий доступности поликультурного образования, потому что поликультурное образование обладает большим воспитательным потенциалом: развитие патриотизма, толерантности, интереса к культурам народов России и других стран мира, культуре межнационального общения и др. Определяя философско-педагогический аспект содержательной сущности ценностного богатства поликультуры, следует, прежде всего, конкретизировать, что поликультурная ценность выражена в эстетических традициях культуры разных жанров, будь то песни, танцы или живопись. Это позволило нам представить философско-педагогический анализ этнокультурного компонента.
Прогрессивные эстетические традиции разных народов, заложенные в шедеврах фольклора, отражают накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческую мудрость, выражают характер и душу народа, воплощают лучшие черты истории семейно-бытовой и коллективно-родовой жизни общества. Многие образцы народного поэтического творчества и на сегодняшний день имеют актуальное педагогическое значение и поликультур-ную ценность для всех народов, населяющих нашу страну. Идеи поликультурных ценностей народного творчества россиян доступны всем, они достойны внимания и восхищения. В качестве примера отметим, что, например, народная мифология удмуртского народа, близкая к мифологиям других финноугорских народов, олицетворяет дуалистическую космогонию (борьба доброго и злого начал), трехчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество - Инмар (другие ипостаси -
Кылдысин, Куазь, Инву). Злой дух, соперник Инма-ра - Шайтан. Мордовский поэтический фольклор «Эрзянь евкст» (Эрзянские сказки) и «Эрзянь морот» (Эрзянские песни) отражает мировоззрение народа, хозяйственную смекалистость, национальный быт мордвы, любовь к родной земле и природе. Татарская этнокультура свое первоначальное выражение получила в первых образцах тюрко-татарских литературных сочинений времен средневековья - в поэме «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласагуни, в сборнике стихотворений «Хикметы» Ахмеда Йасави. В башкирском фольклоре существуют древние сказания-кубаиры, среди которых известные «Урал-батыр», «Акбузат» имеют героическую тематику.
В марийских легендах и преданиях «Тошто ойлымаш-влак» («Легенды и предания»), «Иомак-влак» («Сказки»), «Тушто-влак» («Загадки»), «Му-ро-влак» («Песни») «Турлб ойлымаш-влак: мыска-ра шот ден, туштен, туныктен каласыме да монь» -(тошто ой) нашли отражение различные этапы этнической и социально-политической истории. Этнокультура чувашей отличается своей исключительной этнопедагогической направленностью. «Ылтан дёр», «Илемле тёрё - таван дёр йёрё», «Таван дёршыв» и др.
Ценностные понятия возникали и развивались на основе размышления, осмысления и обобщения поступков, характера, личностных психологических и душевных качеств отдельных людей, осведомленности о последствиях определенного поведения народа в целом. Поликультурное ценностное наследие, сохраняемое в памяти народа в сказках, пословицах, поговорках, преломляясь сквозь призму национальных обычаев, в конечном итоге имеет цель воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народа.
Коллективный эстетический опыт, созданный народом, нашел отражение в его традициях. Одним из самых популярных фольклорных жанров, характеризующих нацию и имеющих доступные ценностные качества, на наш взгляд, является музыка и песня.
В педагогической науке понятие «поликуль-турное образование» определяется как:
- процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам;
- организация учебной деятельности учащихся (студентов), направленная на повышение уровня
328
ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
обучения лиц, представляющих этнические меньшинства, и иммигрантов.
Известно, что в соответствии с этнополитиче-ской моделью российской гражданской нации содержание поликультурного образования можно условно разделить на четыре взаимосвязанные культурные части: этнокультурная, национальнотерриториальная, общероссийская, мировая. В качестве основных принципов образовательной системы, определяющей реализацию поликультурного образования в целом, следует выделить: «национально-культурную основу воспитания; гуманистическую открытость воспитания; личностную ориентированность воспитания; воспитание гражданской ответственности; воспитание целенаправленной созидательной активности; базовый принцип организованного саморазвития». Значение культуры как основы реализации поликультурного образования требует развития компетенций, в том числе освоения учащимися норм культуры.
В условиях дисциплинарной системы обучения, когда предметы, преподаваемые в образовательном учреждении не взаимосвязаны между собой, внедрение образцов культуры через учебный процесс оказывается недостаточно эффективным. Концептуальное единство культурной основы всех учебно-образовательных комплексов при тесной взаимосвязи с дополнительным образованием, с учетом интересов и мотиваций обучающихся будет способствовать формированию условий поликуль-турного образования и воспитания. Под условиями построения и функционирования интегративной системы образования учащихся мы понимаем комплекс взаимосвязанных мер педагогического процесса, обеспечивающих эффективность формирования поликультурной образованности.
Опираясь на исследования в области теории поликультурного образования, этновоспитания, народной педагогики, изучения культур народов К. Ш. Ахиярова, В. И. Баймурзиной, Г. Н. Волкова, Г. С. Трофимовой и других [1-4], проблем междисциплинарной интеграции В. В. Давыдова,
Л. В. Занкова, В. Н. Максимовой [5-7], мы выделили ряд условий, обеспечивающих эффективность процесса поликультурного образования учащихся:
Первое условие - формирование устойчивой нравственно-психологической готовности обучающихся к выбору целей и приоритетов, способствующих формированию ценностных ориентаций, созданию ситуаций необходимости обоснованного выбора ролевых позиций, формирования личностного компонента готовности к поликультурному образованию.
Второе условие - обеспечение междисциплинарной интеграции как условие формирования когнитивного компонента, с учетом актуализации профессионально-ориентированных знаний, навыков, умений. В настоящее время в учебнообразовательных учреждениях процесс поликуль-турного воспитания учащихся не выделен в отдельную структуру и рассматривается в рамках общего образования. Поликультурное воспитание не может реализоваться в рамках одного предмета (дисциплины), безусловно, необходим разносторонний целостный подход к данной проблеме.
Третье условие - осуществление этапов формирования поликультурной образованности обу-
чающихся при использовании инновационных педагогических технологий в образовательном процессе (информационные технологии, модульное обучение) в рамках учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной деятельности обучающихся. Таким образом, выделяя третье педагогическое условие, отмечаем технологию работы с включением электронных ресурсов в процесс изучения тем, как одну из форм инновационных педагогических технологий. Современная методика подачи нового учебного материала предполагает использование компьютерной поддержки как средства обучения. В качестве средства электронного учебного пособия можно представить слайды по этнокультурным источникам в виде образцов народного художественного творчества: репродукции рисунков, вышивки, декоративно-прикладного искусства и других.
Реализация выделенных условий может быть обеспечена за счет построения авторских образовательных программ, за счет организации образовательного пространства, которое может быть сформировано через ряд этапов:
- формирование новых образовательных целей и ориентиров;
- организация различных форм образовательного процесса;
- готовность участников образовательного процесса занять различные ролевые образовательные позиции;
- использование участниками образовательного процесса современных форм мышления, коммуникации и деятельности.
Как отмечает Ф. Н. Зиатдинова «Мировое образовательное пространство - это многомерный диалог культур, обозначаемый в постмодернистской лексике термином мультикультурализм. В этом пространстве возможен поликультурный уровень национального образования, обеспечивающий выход человека в мировое образовательное пространство на основе глобализации культурной среды» [8, с. 21].
Практическая сторона исследуемого вопроса связана с решением многих задач, так как, регулируя формы социально-общественной и культурной жизни многонационального народа Республики Башкортостан и России, поликультурное образование позволит молодежи участвовать в межкультур-ном сообществе, а также научит лучше понимать свою национальную культуру в тесном диалоге с другими культурами России. А. С. Гаязов отмечает, что необходимо «предоставление современному школьнику и студенту широкого спектра возможностей в личностном развитии, в повышении культуры межнациональных и межэтнических отношений на основе использования народной педагогики как важного средства воспитания» [9, с. 224].
Рассматривая сущность целей и задач по реализации поликультурного образования обучающихся, можно выделить следующие функции задач по формированию исследуемого вопроса:
Обучающая функция - при которой формируются интеллектуальные умения, повышается степень усвоения учебного материала при постоянно меняющихся условиях (проблемных ситуациях). Образование, полученное на языке своего или дру-
гого народа (проблемная ситуация), усилит интеллектуальное развитие человека, изменит особенности его мышления, потому что происходит сопоставление изучаемого языка с родным языком, осознаются особенности не только чужого языка, но и чужого менталитета. Человек обогащается знаниями о культуре, жизни, традициях другого народа.
Воспитывающая функция - направлена на формирование познавательного интереса, творческих способностей, воспитание нравственных качеств, самостоятельность. Постижение этнопедаго-гических понятий инородной культуры приблизит процесс интеграции национальных культур и идей, создаст благоприятные условия для общемирового диалога культур. Как отмечает О. С. Газман «Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом...» [10, с. 232].
Развивающая функция - направлена на развитие мышления и умственной деятельности обучающихся, умение использовать методы научного познания в процессе обучения. Культура и искусство народов республики Башкортостан изучаются повсеместно. Этому способствует не только учебно-образовательная работа, но и деятельность Дома дружбы народов Республики Башкортостан, целью которой является: создание необходимых условий для деятельности национально-культурных организаций (обществ, центров) по возрождению, сохранению, развитию и рациональному использованию духовных ценностей народов, этнических групп, диаспор и национальных меньшинств, проживающих на территории Республики Башкортостан.
Контролирующая функция - направлена на выявление уровня сформированности поликуль-турного образования.
Раскрывая вопрос о развитии личности на основе традиций поликультурного образования, следует подчеркнуть значение воспитания, основанного на традициях не своей национальной культуры. Знание языка постигаемой культуры предполагает формирование у молодых людей системы моральных критериев и ценностей, оценочно-эмоционального отношения к народному творчеству, позитивного отношения к традициям и обычаям народа; взаимопонимания и понимания необходимости изучения неродного языка, чтобы пользоваться им, общаться на нем в условиях совместного проживания. Академик Н. Д. Никандров писал: «Одной из важнейших идеологических ценностей является ценность принадлежности к своему этносу и стране. По сути речь идет о проблеме соотношения общечеловеческих и национальных ценностей... Общечеловеческие ценности - прекрасный, возвышенный идеал» [11, с. 217].
В образовательных учреждениях культуры и искусства - основной базе экспериментальной работы, на наш взгляд, созданы наиболее благоприятные условия реализации идей поликультурного образования, так как основное программное обес-
печение учебного процесса полностью связано с культурными традициями мирового искусства.
Уровень поликультурной образованности обучающихся определялся нами с позиции компетент-ностного подхода. Исходя из структурных составляющих образовательного процесса, были использованы методы, позволяющие изучить каждый компонент исследования в отдельности: анкетирование для изучения уровня знаний, умений; ранжирование для выявления отношения к проблеме; оценка и самооценка, направленная на определение поликультурной образованности. Результаты констатирующего эксперимента показали, что учащиеся имеют разный уровень поликультурной образованности из-за низкой мотивации учащихся на приобретение знаний о культуре народов; из-за отсутствия познаний и практических умений.
В рамках исследования проблемы поликуль-турного образования обучающихся мы предположили, что ориентация на воспитание личности под воздействием поликультуры окажет положительное воздействие на становление ее сознания, толерантности, всесторонней воспитанности. Повышение поликультурной образованности осуществлялось в рамках целевой программы, ориентированной на реализацию исследуемого вопроса. Формирующий этап эксперимента позволил получить положительную динамику на когнитивную и мотивационную готовность учащихся к формированию поликуль-турного образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи поликультурного образования учащихся, подчиненные актуальным интересам общественного развития, сохранению многообразия культур, в рамках эксперимента в отдельно взятых учебных заведениях культуры и искусства выполнены и нацелены на социализацию новых поколений людей в условиях современного мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа: Монография. Уфа: БГПУ, 2000. 328 с.
2. Баймурзина В. И. Теория и практика башкирской народной педагогики. Уфа: Изд-во ВЭГУ,1995. 135 с.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Изд. центр «Академия», 1999. 168 с.
4. Трофимова Г. С. Компетентностный подход к проблеме межэтнического воспитания учащихся. // Образование и межнациональные отношения: пути подготовки специалистов: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 17-18 октября 2008 г. / под ред. Э. Р. Хакимова. / Ижевск. ГОУ ВПО «УдГУ», 2008. 219 с.
5. Давыдов В. В.Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
6. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. 432 с.
7. Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. 160 с.
8. Зиатдинова Ф. Н., Актуализация поликультурного образования в современной школе. Уфа: Вагант, 2010. 124с.
9. Гаязов А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М.: Наука, 2003. 256 с.
10. Новое педагогическое мышление. / под ред. акад. АПН СССР А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. 280 с.
11. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. 304 с.
Поступила в редакцию 21.11.2011 г. После доработки -12.03.2012 г.