УДК 37.017.925 ББК 74.489
Харитонова Фаина Петровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики начального образования Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
г. Чебоксары Kharitonova Faina Petrovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Primary Education Pedagogy Chuvash State Pedagogical University named after Ivan Yakovlev Cheboksary [email protected]
Поликультурное образовательное пространство региона и образовательная среда Multicultural Educational Space of a Region and Educational Environment
В статье рассматриваются сущность, содержание понятия «поликультур-ное образовательное пространство», дается обоснование поликультурного образовательного пространства региона.
The article considers the essence and the content of such concept as «multicultural educational space»; substantiates the multicultural educational space of a region.
Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство, образовательная среда, регион.
Key words: multicultural educational space, educational environment, region.
В условиях развития культурного многообразия современного российского общества перед педагогическим образованием выдвигается важнейшая задача подготовки педагога к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве (ОП). Проблемы поликультурного образования делают необходимым ориентацию системы профессиональной подготовки педагога на формирование у него этнопедагогической компетентности, готовности к межкультурному взаимодействию на основе знаний этнической культуры своего народа и культуры других народов.
Педагог в работе с детьми с разными этническими традициями должен знать не только национальные культурные традиции, фольклор, этнокультур-
ные ценности своего народа, но и общечеловеческие ценности. Знания педагогом культуры своего народа и других народов способствуют построению образовательного процесса в соответствии с задачами поликультурного образования. Особую необходимость приобретают вопросы формирования умений сотрудничества и общения с детьми разных национальностей, активизации процессов межкультурной коммуникации. В связи с проявлением межнациональных и религиозных конфликтов актуализируется задача формирования конструктивного отношения к межэтническому взаимодействию, осмыслению и принятию этнокультурных ценностей, таких как язык, религия, традиции, природа и др.
В условиях совместного проживания различных этносов в регионе, происходят взаимодействия разных национальных культур. В профессиональной подготовке педагога наиболее важными становятся: учет особенностей этнического социума; знание педагогами истории своего народа, народного искусства, традиционной культуры воспитания своего и других народов в контексте «культурного развития мира» [3, с. 85]; обращение внимания на взаимоотношения между субъектами образовательного процесса; учет их национально-психологических особенностей в поликультурном образовательном пространстве.
Целью данной статьи является раскрытие сущности, функций и структуры ОП. В статье дается обоснование содержания регионального поликультур-ного образовательного пространства, раскрывается соотношение понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда».
Сущность, функции и структура поликультурного образовательного пространства.
В «Педагогическом словаре» пространство образовательное определяется, как «пространство, на протяжении которого сохраняется общегосударственное единство в образовании» [6, с. 124]. В данном определении Г.М. Коджаспиро-вой и А.Ю. Коджаспировым подчеркивается необходимость соблюдения в
образовательном пространстве прав каждого гражданина, вне зависимости от места проживания, о сохранении взаимосвязи всех образовательных структур.
Ю.П. Сокольников определяет образовательное пространство как «пространство, на котором функционирует та или иная система образовательных учреждений - в их взаимосвязи и взаимодействии» [9, с. 8]. Сущность исследуемого понятия автор раскрывает в теории воспитательных пространств (Ю.П. Сокольников, 2001), как территорию, на которой осуществляется процесс воспитания. Образовательное пространство характеризуется следующими параметрами: образовательный потенциал, различные условия (демографические, национальные, социально-экономические, природные и др.).
А.Н. Джуринский указывает, что образовательное пространство определяется как «территория государства или группы государств, в пределах которого возможно действие тех или иных стандартов образования и воспитания»[5, с. 222].
В каждом из перечисленных трактовок данный феномен обозначается как территория, объединяющая взаимосвязанную систему образовательных учреждений. В определении, данном А.Н. Джуринским, особо подчеркивается роль этой территории в осуществлении содержания образования.
Большое значение для нашего исследования имеет позиция ученых (В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк, О.В. Гукаленко), рассматривающая поликультурное ОП как две субмодели: образование и пространство. Пространство, по их мнению, переводит педагогическую мысль в план бытия, «в систему его базовых категорий: пространство, время, материя, движение, количество, качество, мера» [2, с. 17]. Авторы характеризуют ОП как пересечение физического и духовного измерения и рассматривают его в трех аспектах (историческом, антропологическом, педагогическом). По мнению исследователей, ОП включает образовательные учреждения, находящиеся на определенной территории.
В профессиональном образовании специалистов феномен поликультурно-го ОП раскрывается в работах многих ученых (Г.В. Безюлёва, С.К. Бондырева, В.П. Борисенков, Н.Н. Бушмарина, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, Н.И. Кли-
менко и др.). Так, О.В. Гукаленко [3] определяет данное понятие как территориально обозначенную среду, включающую воспитательно-образовательные учреждения. По мнению автора, в его содержание как среды становления личности, входят также социальные системы и явления, люди, учреждения, СМИ, ценностные ориентации и др.
Э.Р. Хакимов раскрывает данный феномен как «особый вид «поля возможностей», как «место, охватывающее личность и среду»[10, с. 29].
В различных трактовках сущности понятия «поликультурное образовательное пространство» есть много общего и различного. Общими являются определение его как территориальной полиэтнической образовательной среды; функционирование в нем множества образовательных учреждений; объединение всех субъектов педагогического процесса: педагогов и учащихся разных этнических групп. В исследованиях других авторов данный феномен определяется понятием взаимоотношение. Н.Л. Чикалкина отмечает что, поликультур-ное ОП представляет собой «реально существующую многонациональную полиэтническую образовательную среду функционирования определенных взаимоотношений» [11, с. 54]. Автор включает сюда взаимоотношения между детьми и различными образовательными учреждениями, социальнообразовательными институтами и др.
Анализ рассмотренных определений показывает, что поликультурное ОП представлено многими авторами как образовательная среда, создающая условия для культурной идентификации личности педагога, показано наличие культурного, этнического многообразия среды, представлена роль данного пространства в развитии личности, являющегося средой социализации детей разных этнических общностей и др.
Поликультурное образовательное пространство региона как территориально обозначенное пространство полиэтнической образовательной среды функционирования конструктивных взаимоотношений между обучающимися разных этнических общностей, образовательно-воспитательными, культурными
учреждениями с поликультурным составом обучающихся способствует межнациональному и межкультурному взаимодействию, «интерсубъектному образованию» (В.А. Сластенин). Данное пространство отражает специфические характеристики культур различных этнических групп региона, диалог этнических культур, служит средой социализации личности в многокультурном социуме.
Функции поликультурного образовательного пространства.
В прогностической модели поликультурного образовательного пространства О.В. Гукаленко [3] выделяет следующие его функции: гуманитарнообразовательная, адаптационно-реабилитационная, социально-педагогической поддержки и защиты.
Г.В. Безюлевой, С.К. Бондыревой, Н.Н. Бушмариной, Н.И. Клименко определены психолого-педагогические функции образовательного пространства [1]: социально-адаптационная; изучение социально-психологической рискоген-ности образовательной среды; приобщение учащихся к этнокультурным ценностям, к освоению культуры и духовного наследия коренного народа; организация социальных и психолого-педагогических служб со всеми субъектами по-ликультурного образовательного пространства; развитие личностного и профессионального самоопределения на основе использования новых инновационных технологий; организация диалога культур. Авторы выделяют адаптационные, образовательные и реабилитационные аспекты поликультурного ОП.
Анализ изучения функций поликультурного ОП показал, что в имеющихся педагогических исследованиях, ученые выделяют следующие общие функции: социально-адаптационные, культурологические, гуманитарно-образовательные. Но наряду с общими, выдвигаются и другие функции, как изучение социальнопсихологической рискогенности образовательной среды [1], функции регионализации [3]. Мы считаем, что этнопедагог должен быть компетентен в выполнении функций поликультурного образования, которые реализуются в системе образовательных учреждений с поликультурным составом обучающихся; в социальных учреждениях (реабилитационные центры для несовершеннолетних
детей, для детей с ограниченными возможностями здоровья, центры социальной помощи семье и др.); в различных сферах социокультурной среды: семья, культурно-просветительные учреждения; в этнической социокультурной среде (природа, общение, искусство, традиции, религия и др.).
Далее раскроем структурные компоненты образовательного пространства.
Теоретическая модель образовательного пространства В.П. Борисенковым,
А.Я. Данилюк, О.В. Гукаленко представлена в пересечении двух осей: горизонта районирования и оси смыслообразования, состоящих из элементов-границ пространства. На горизонтальной оси расположены транснациональные и национальные системы образования с одной стороны, а с другой - урок (учебно-воспитательная ситуация). На оси системообразования - метатекст и место человека [2, с.48].
Как отмечают авторы, горизонт районирования обозначает «множество образовательных систем», находящихся на определенной территории. Организационно-управляемую функцию по отношению к таким системам, по мнению авторов, выполняет метатекст, задающий определенные требования к образованию, находящийся на границе оси системообразования, характеризующийся в различных формах метаописания.
Следующим элементом ОП авторы определяют место человека, который является пространством индивидуально-личностного самообразования. Место человека, по мнению авторов, придает образовательному пространству открытость, подвижность, пластичность. Ученик обретает свое место, осознает значимость своего «Я» [2, с. 52].
При построении ОП региона целесообразным является использование структурных компонентов рассмотренной теоретической модели, состоящих из следующих взаимодействующих элементов: горизонт районирования, метатекст, место человека.
В структуре данного пространства О.В. Гукаленко выделены факторы:
- макросреды, рассматриваемой как взаимодействие личности с образовательными учреждениями, СМИ и др.;
- мезосреды, включающей музыкальные, спортивные, художественные школы, детские объединения, библиотеки, музеи, кинотеатры и др.;
- микросреды, характеризующейся ближайшим окружением, социумом. Объединяет семью, друзей, соседей, родственников [3, с . 219].
Содержание поликультурного ОП автором включает следующие компонентами:
- ценностно-содержательный, предусматривающий освоение общечеловеческих и регионально-этнических ценностей;
- личностно-ориентированный, ориентирующий поликультурное образование на личность как «ценность, цель, субъект»;
- операционно-деятельностный, раскрывающий различные образовательные технологии;
- регионально-интеграционный, предусматривающий включение в содержание педагогического процесса «культурно-исторического опыта, традиций этносов региона [3, с. 210-216]. Они, по мнению автора, раскрывают особенности образовательной политики региона и способствуют сохранению его культурно-национальных традиций. При структурировании и создании поликуль-турного ОП в литературе имеются указания о необходимости учета опоры на «этнические, национальные черты культур народов» (Ф.М. Сысоева, 2005), приобщения обучающихся к традициям различных культур и их культуротвор-чество[10].
Таким образом, анализ исследования поликультурного ОП позволил определить: во-первых, этнонациональные компоненты культуры в содержании образования, способствующие позитивному культурному взаимодействию представителей различных этнических групп на основе выделения общего и особенного в этнических культурах с учетом многокультурности социума; во- вторых, необходимость учета в профессиональной подготовке педагога особенностей поликультурной образовательной среды.
В.А. Сластенин и Г.В. Палаткина в своих исследованиях указывают на то, что следует «развести два понятия, очень близкие, но не идентичные - «образовательная среда» и «образовательное пространство» [8, с. 15]. По их мнению, общими признаками данных понятий являются взаимосвязь условий, которые способствуют успешному образованию. Отличительными признаками являются наличие и присутствие обучающихся в образовательной среде, а существование образовательного пространства независимо от них. Как считают авторы, создание образовательной среды, творящей культуру и преобразующий социум, предполагает направить деятельность всех образовательных учреждений на интеграцию в единое образовательное пространство.
В ОП авторами предложена интеграция образовательных систем различного уровня, представлены «разнообразные сферы и виды образовательных услуг, различные образовательные среды: академическая, профессиональная, досуговая, экологическая, творческая, среда гражданского воспитания и др.» [8, с. 18].
В поликультурном ОП региона могут быть различные среды:
- поликультурная образовательная среда, как система отношений субъектов образовательного учреждения (Л.С. Мовсесян, 2006 и др.);
- полиэтническая образовательная среда (Л.Н. Бережнова, 2007);
- социокультурная среда, как «данное человеку, социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества» [8, с. 15];
- этнокультурная среда, способствующая формированию личности на основе этнокультурных ценностей (Е.Н. Губанова, 2010; И.В. Мусханова, 2012; Ю.С. Тюников, 2010 и др.);
- этнопедагогическая среда, «совокупность условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в мировоззрении людей, их поведении, народных традициях, обрядах, обычаях, фольклоре, праздниках, быте и т. д.» [8, с. 134].
На основе анализа литературы мы отмечаем, что в ряде случаев «образовательная среда» используется в качестве условий взаимодействия в процессе образования, заметно проявление взаимности, наличие взаимоотношений, системы отношений субъектов образовательного учреждения. Основу обозначенных понятий составляют условия, социальное взаимодействие. Но пространство представляет собой территории, на которых осуществляются процессы обучения, воспитания, образования.
Содержание поликультурного ОПрегиона.
Анализ литературы по изучению различных сред показал на необходимость учета особенностей поликультурного образовательного пространства при конструировании региональных систем поликультурного образования. Поликультурное ОП имеет свои особенности для различных регионов, и при этом необходимо учитывать исторические традиции, которые формировались в течение многих веков.
Регион А.В. Мудрик определяет как «часть страны, представляющую собой целостную социально-экономическую систему, обладающую общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и социальным своеобразием» [7, с. 55]. Проблемы формирования этнопедагогической компетентности специалиста нами разрабатываются с учетом национально-психологических особенностей народов Среднего Поволжья на примере Чувашской Республики. Вопросы развития поликультурного образования в Поволжье освещены в работах Г.Ж. Даутовой [4]. Автором определены предпосылки его развития: культурно-исторические, духовные, демографические, экономические, технологические и психологические. Определены факторы, связанные «с традициями уважительного отношения к культурам и религиям соседних народов» [4, с. 11].
Структура и содержание поликультурного ОП региона рассматривается нами на основе учета многоэтнического состава субъектов образовательных систем с различным языковым, культурным и духовным полиэтническим составом обучающихся и многообразия культур в социуме.
В Чувашской Республике функционируют различные национальнокультурные объединения - общественные организации представителей разных этнических групп: «Чувашский национальный конгресс (ЧНК), Чувашский общественно-культурный центр (ЧОКЦ), Центр русской культуры Чувашской Республики, Национально-культурная автономия татар, Мордовский культурный центр Чувашской Республики, Марийский культурный центр. Немецкий культурный центр и др.»[12, с. 202]. Основу образовательного пространства в регионе составляют дошкольные, школьные и внешкольные учреждения, средние и высшие учебные заведения, функционирующие на территории Чувашской Республики. В поликультурном ОП региона функционируют:
- воспитательно-образовательная система (система образовательных учреждений с поликультурным составом обучающихся).
- сфера социокультурной среды: семья (родители, семейные обряды, обычаи, традиции); культурно-просветительные учреждения (театры, музеи); средства массовой информации (национальное радио и телевидение Чувашии, газета «Советская Чувашия» и др.); органы правопорядка, здравоохранения, управления; национально-культурные объединения и др.
- этническая социокультурная среда (природа, общение, искусство, традиции, религия и др.).
В поликультурном ОП региона необходимым являются взаимодействие учреждений образования с учреждениями культуры, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и др.
Таким образом, поликультурное образовательное пространство раскрывает большие возможности для освоения обучающимися общечеловеческих и национальных ценностей, для конструктивного взаимодействия различных этнических культур в полиэтнической среде, обеспечивая при этом диалог культур, реализуется функция «приобщения учащихся к этнокультурным ценностям, к освоению культуры и духовного наследия коренного народа» [1]. Оно способ-
ствует развитию личности педагога, независимо от национально- психологических, этнических особенностей, вероисповеданий и т.п.
Библиографический список
1. Безюлёва, Г.В. Социально-психологические риски в поликультурном профессиональном образовании / Г.В. Безюлёва, С.К. Бондырева, Н.Н. Бушма-рина, Н.И. Клименко. - М.: МПСИ, 2008. - 198 с.
2. Борисенков, В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк, О.В. Гукаленко - М.: Педагогика, 2006. - 464 с.
3. Гукаленко, О.В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко. - Ростов-на Дону: Изд-во РГПУ, 200З. - 512 с.
4. Даутова, Г.Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье: дис. ... д-ра пед. наук / Г.Ж. Даутова. - Казань, 2004. - 4З5 с.
5. Джуринский, А.Н. Педагогика в многонациональном мире / А.Н. Джу-ринский. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 240 с.
6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
7. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2005. - 200 с.
8. Сластенин, В.А. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования / В.А. Сластенин, Г. В. Палаткина. - М.: Прометей, 2004. - 170 с.
9. Сокольников, Ю.П. О тенденциях, перспективах и стратегии развития педагогической науки на современном этапе / Ю.П. Сокольников // Воспитание школьников. - № 10. - 2001. - С. 2-9.
10. Хакимов, Э.Р. Конструирование практики поликультурного образования на основе полипарадигмального подхода: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /
Э.Р. Хакимов. - Ижевск, 2012. - 50 с.
11. Чикалкина, Н.Л. Некоторые аспекты особенностей воспитательной работы начального звена обучения в поликультурном пространстве / Н.Л. Чикал-кина // Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции. - М.: Полиграфист, 2006. - 264 с.
12. Чувашская энциклопедия: В 4 т. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009.
- 686 с.
Bibliography
1. Bezyulyova, G. V. Socio-Psychological Risks in Polycultural Professional Training / G. V. Bezyulyova, S. K. Bondyreva, N. N. Bushmarina, N. I. Klimenko. - M. : The Moscow Psychological-and-Social College, 2008. - 198 p.
2. Borisenkov, V. P. Polycultural Educational Space of Russia: History, Theory, Bases of Design / V. P. Borisenkov, A. Ya. Danilyuk, O. V. Gukalenko. - M.: Pedagogics, 2006. - 464 p.
3. Chikalkina, N. L. Some Aspects of Educational Work Peculiarities of Primary Education in Polycultural Space / N. L. Chikalkina // Polycultural Educational Space: Ways and Forms of Integration. - M. :Poligrafist, 2006. - 264 p.
4. Dautova, G. Zh. Development of Polycultural Education in the Volga Region: Dissertation ... Doc. of Ped. / G. Zh. Dautova. - Kazan, 2004. - 435 p.
5. Dzhurinski, A. N. Pedagogics in the Multinational World / A. N. Dzhurinski.
- M. : VLADOS, 2010. - 240 p.
6. Gukalenko, O. V. Polycultural Education: Theory and Practice / O. V. Gukalenko. - Rostov-on-Don : Publishing House of RSPU, 2003. - 512 p.
7. Kodzhaspirova, G. M. The Pedagogical Dictionary / G. M. Kodzhaspirova, A. Yu. Kodzhaspirov. - M. : Academy, 2000. - 176 p.
8. Khakimov, A. R. Design of Polycultural Education Practice on the Basis of the Polyparadigmal Approach: Synopsis of Dissertation ... Doc. of Ped. / A. R. Khakimov. - Izhevsk, 2012. - 50 p.
9. Mudrik, A. V. Social Pedagogics / A. V. Mudrik. - M. : Academy, 2005. -200 p.
10. Slastyonin, V. A. Ethnopedagogical Factors of Multicultural Education / V. A. Slastyonin, G. V. Palatkina. . - M. : Prometey, 2004. - 170 p.
11. Sokolnikov, Yu. P. About Tendencies, Prospects and Strategy of Progress of a Pedagogical Science at the Present Stage / Yu. P. Sokolnikov // Education of Students. - 2001. - P. 2-9.
12. The Chuvash Encyclopedia: In 4 V. - Cheboksary: The Chuvash Book Publishing House, 2009. - V. 3. - 686 p.