В заключение отметим, что развитие художественно-творческого потенциала учащихся становится неотъемлемой частью содержания современного образования. Это обстоятельство требует соответствующей подготовки студентов к организации музыкальной деятельности школьников.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Концепция личного ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. - 1999. - №5. - С.25-28.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987. - 238 с.
3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
4. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. - М., 1979. - Т.2.
Новикова Наталья Владимировна, музыкальный руководитель муниципального дошкольного образовательного учреждения №33 г. Улан-Удэ.
Novikova Natalia Vladimirovna, musical instructor of Municipal preschool educational establishment №33 of Ulan-Ude.
УДК 37+378
С.Л. Новолодская
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СФЕРЕ СЕРВИСА И ТУРИЗМА
Потребности образовательной практики порождают необходимость в поликультурном образовании специалистов. Чтобы эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях поликуль-турного общества, будущему менеджеру в сфере сервиса и туризма необходимо наличие поликультур-ных компетенций, ценностных ориентаций, знаний об истории и культуре, обычаях и традициях разных народов, осознание поликультурности социума. Поликультурное образование в вузе может послужить основой в содержании подготовки личности будущего профессионала.
Ключевые слова: поликультурное образование, этнический, межнациональный конфликт, многонациональный, интеграция, поликультурное общество, профессионал, адаптация, компетентность.
S.L. Novo/odskaya
POLY CULTURAL EDUCATION OF FUTURE MANAGERS OF SERVICE AND TOURISM
Needs of educational practice bring forth the necessity in polycultural education of specialists. Future managers of service and tourism should have polycultural competence, value guides, knowledge of history and culture, customs and traditions of different peoples, realization of society polyculture to effective realization of professional activity. Polycultural education in the university may serve as the base in the lead up of the personality future specialist, directed to the integration of culture and peoples with an eye to their further convergence and spiritual enrichment.
Key words: polycultural education, ethnic, international conflict, multinational, integration, polycultural society, professional, adaptation, competence.
Актуальность проблемы обусловлена реальными потребностями современного российского общества и в целом мирового сообщества в развитии поликультурного образования как одного из главных факторов освоения, сохранения и развития культурного наследия человечества и укрепления межнационального сотрудничества.
Поликультурное образование оформилось в отдельную область педагогической теории и практики в последней четверти ХХ в. Оно возникло и развивается на фоне резко обострившихся глобальных социальных, экономических, этнических и духовно-нравственных проблем.
Межнациональные конфликты и войны, кризис политической власти, ориентация экономики на рыночные отношения вызвали мощный накал социальных проблем, негативные явления в духовной жизни общества, отдельного человека породили настораживающую тенденцию к национальной нетерпимости и разобщенности, обострили проблемы адаптации человека к ино-культурной среде. Данные обстоятельства усугубляются социальной отчужденностью молодо-
2010/1
го поколения, усиливающейся геополитической нестабильностью, накалом очагов гражданских волнений, национальных конфликтов.
Происходящие изменения в мире оказывают все большее влияние и на развитие педагогической теории и практики.
В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность в 90-е гг. ХХ в.
Россия исторически сложилась и продолжает существовать как многонациональное государство. Это всегда накладывало свой отпечаток на развитие культуры и образования. Российское образование во все времена выступало фундаментом национальной культуры, специфической формой ее существования и способом трансляции культурного опыта этносов страны. Россия, являясь многокультурным обществом, испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. В этой связи повышается уровень требований современного общества к профессионалу, его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности. Потребности образовательной практики порождают необходимость в поликультурной подготовке специалистов.
Современная действительность ставит перед образованием сложную задачу воспитания молодежи в духе мира и уважения всех народов, формирования у подрастающего поколения умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов. Поэтому проблема поли-культурной подготовки будущих специалистов к жизни в поликультурной среде является весьма актуальной и занимает одно из приоритетных положений среди проблем современного образования.
В законах Российской Федерации в области образования все больший акцент делается на положения о поликультурном образовании. В таких документах федерального уровня, как закон «Национальная доктрина образования в РФ» (2000), федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001), Концепция национальной образовательной политики РФ (2006) и др. В перечисленных документах отмечается гуманистический подход к образованию, сохранение общефедерального культурного и образовательного пространства, всеобщий доступ к образованию, адаптивность образовательной системы к индивидуальным особенностям обучаемых, право получения общего среднего образования на родном языке, формирование у обучающихся толерантности, гарантия необходимых условий для полноценного качественного образования на всех уровнях. Следовательно, как и любая иная директивная установка, поликультурное образование личности специалиста-профессионала должна стать полноценным объектом формирования в процессе высшего профессионального образования.
Осмысление проблемы поликультурного образования личности выпускника в целом, и в частности, будущего менеджера в сфере сервиса и туризма характеризуется сегодня особой актуальностью.
Эта цель, со всей очевидностью проявляющая себя на уровне нормативной документации, к сожалению, не находит сегодня реализации на практике. Как неоднократно констатируется в различных источниках (статистических данных, научных исследованиях, публицистических работах), выпускник вуза сегодня далеко не всегда характеризуется сформированностью заданных нормативно характеристик. В отношении поликультурной подготовки личности специалиста дело вовсе ограничивается лишь констатацией необходимости наличия данного параметра у специалистов. Причина нам видится в том, что на сегодняшний день отсутствует дидактически ценная содержательная экспликация данного феномена в различных областях человековедче-ских наук. А это, несомненно, препятствует созданию адекватной модели ее формирования, явно востребованной с технологической точки зрения.
Теория и практика образования сегодня решает проблему соотношения этнокультурного и общекультурного компонентов в содержании, так как необдуманное смещение акцента в ту или другую сторону может привести к дисбалансу в профессиональной подготовке студентов и формировании их мировоззрения в целом. Поэтому на новом этапе развития педагогического образования уместно использовать понятие о поликультурной основе в содержании подготовки будущего специалиста в сфере сервиса и туризма. Будущий менеджер по сервису и туризму, выступая активно действующей фигурой в поликультурном обществе, одновременно являясь
носителем той или иной этнокультуры, не сможет полностью реализовать себя как специалист, если в профессиональной подготовке не будут учтены реальные запросы современного общества и личная заинтересованность студента в результате обучения. От уровня профессиональной готовности специалиста в сфере сервиса и туризма, его поликультурной образованности, умения самостоятельно изыскивать, преобразовывать имеющиеся знания и находить новые способы решения возникающих проблем с учетом этнопсихологических особенностей населения зависят практическая реализация сохранения целостности общества и возможности удовлетворения рынка труда в поликультурно образованном выпускнике в сфере сервиса и туризма.
Исследования, проведенные в Забайкальском институте предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации (ЗИП СибУПК), показали, что 63% от общего числа опрошенных студентов специальности Социально-культурный сервис и туризм испытывают трудности в процессе своей практики (профессиональной деятельности), которые связаны с отсутствием знаний в области культуры народов, проживающих по соседству, неумением строить конструктивные взаимоотношения с людьми другой (не родной) культуры и, следовательно, неприятия самобытности других народов. Налицо ситуация, которая наглядно демонстрирует несоответствие между процессом подготовки специалиста в сфере сервиса и туризма и реальными требованиями к личности специалиста, складывающимися в условиях социокультурной специфики региона.
С 2010 г. ожидается введение государственных образовательных стандартов третьего поколения, которые будут определять цели и задачи обучения в системе высшего профессионального образования. Особое внимание в этих стандартах будет уделено новым образовательным компетенциям и компетентностям, связанным с жизнью в поликультурном обществе. Такая акцентуация вызвана необходимостью перехода на так называемую компетентностную парадигму, лежащую в основе модернизации современной системы образования в России. В русле этой парадигмы выявляются и декларируются «основные компетенции (способности), определяющие современное качество содержания образования» [1]. Основное назначение такого подхода к образовательной системе заключается в том, что учету и контролю должно подлежать не то, в какой мере обучаемые «освоили (запомнили) формально-знаниевый компонент обязательного минимума содержания образования, а выявление их способности использовать освоенное содержание образования для решения практических, познавательных, ценностноориентационных и коммуникативных задач и проблем» (выделено нами. - С.Н.) [1, с. 5]. Формирование специфических компетенций, играющих роль основных компонентов профессионального мышления, становится обязательным условием формирования профессиональной компетентности как способности эффективно осуществлять профессиональную деятельность.
Для того чтобы эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях по-ликультурного общества, любому выпускнику системы высшего профессионального образования, и в частности будущему менеджеру в сфере сервиса и туризма, необходимо наличие поли-культурных компетенций, ценностных ориентаций, мотивационных установок, знаний об истории и культуре, обычаях и традициях разных народов; умений сочетать национальную самоидентификацию с уважением к другой культуре; опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур, осознания поликультурности социума; владение иностранным языком.
Не случайно среди квалификационных характеристик молодых специалистов, окончивших вузы, руководителями предприятий особо выделяются способность устанавливать долгосрочные связи с зарубежными партнерами, владение этикой и культурой общения, умение оперативно решать профессиональные задачи в поликультурном социуме, мобильность и готовность к постоянному повышению квалификации в профессиональной сфере деятельности. Обществу нужны активные, компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать решения и готовые взять на себя ответственность за их осуществление, способные к созидательной деятельности, к сотрудничеству, терпимые к чужому мнению, умеющие вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, стремящиеся к взаимопониманию и неконфликтному сосуществованию с представителями разных культур.
В документе "Образование в многоязычном мире", разработанном по инициативе ЮНЕСКО, рассмотрены некоторые вопросы, связанные с организацией профессионального образования в современном обществе с позиции языкового и культурного многообразия, подчеркнута важность изучения иностранных языков для деловых и профессиональных контактов в целях со-
2010/1
действия международному взаимопониманию. В этой связи формирование поликультурной личности студентов вузов занимает важное место в подготовке квалифицированных специалистов.
Этнокультурный облик нашей страны отличается огромным разнообразием. Отсутствие толерантности в отношениях разных этнических групп, конфликты на национальной почве — следствие сложного комплекса социальных факторов. Один из них - пренебрежение поликуль-турным образованием молодежи. В связи с этим федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» определила одним из основных направлений работы «создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу» [2].
Как можно заключить, современный специалист должен соответствовать социально обусловленным современным тенденциям общества. Процесс формирования поликультурной личности специалиста является важнейшим условием стабильности для любого региона. Именно поликультурно подготовленная личность специалиста-профессионала определяет продуктивную жизнедеятельность, способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с поликультурным обществом.
Все сказанное выше позволяет прийти к заключению, что поликультурное образование личности специалиста занимает особое место в процессе обучения в вузе.
Вместе с тем современный образовательный процесс в высшей школе, где закладываются основы поликультурной образованности студентов, всё ещё не обладает достаточным потенциалом для решения данной проблемы, так как принцип поликультурализма как новое магистральное направление отечественной образовательной политики не выделен в государственных образовательных стандартах вуза, так же как и отсутствуют положения, обосновывающие первостепенную роль поликультурной подготовки кадров. Существующие педагогические технологии не способствуют формированию поликультурной личности студентов. Эти технологии либо не предполагают постановку данной проблемы в качестве задачи образовательного процесса, либо не относят решение этой задачи к учебной деятельности студентов.
Анализ научных работ показал, что в настоящее время нет единых взглядов на природу феномена «поликультурное образование», проблема формирования поликультурной личности студентов вузов в процессе обучения остается недостаточно разработанной.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. - №4 (175), февраль. - 2002. - 14 с.
2. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (20012005). - М., 2001.
3. Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года. - М., 2000.
Новолодская Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой иностранных языков, Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации. E-mail: [email protected]
Novolodskaya Svetlana Leonidovna, candidate of pedagogical science, head of department of foreign languages of Zhabaikalie Institute of management of Siberian Management Cooperation University. E-mail: stasno@me galink. ru
УДК 37
ЛД Оболенская
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ —
БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Автор рассматривает проблемы формирования общей культуры специалистов-менеджеров, включающей: 1) духовно-нравственный базис как основу гуманизации личности; 2) диалоговое сознание как готовность к многообразным контактам. В статье представлены методические рекомендации, в частности, работа по использованию учебного диалога.
Ключевые слова: студенты-менеджеры, духовно-нравственное воспитание, диалоговое сознание, учебный диалог.