Научная статья на тему 'Формирование этнокультурной компетенции через различные формы организации образовательного процесса (по результатам мониторинговых исследовании)'

Формирование этнокультурной компетенции через различные формы организации образовательного процесса (по результатам мониторинговых исследовании) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Ильза Васильевна

В статье рассматривается вопрос о формировании этнокультурной компетенции в условиях поликультурной среды (на примере Республики Саха (Якутия)). Материалом для статьи послужили анализ результатов и выводов мониторинга по определению состояния этнокультурной компетенции у учащихся. Автор обращает внимание на проблему преподавания учебного предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» и его различные формы организации в образовательном процессе. В условиях введения нового Федерального государственного образовательного стандарта тема приобретает актуальное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Ильза Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурной компетенции через различные формы организации образовательного процесса (по результатам мониторинговых исследовании)»

УДК373.5.035.6 (571.56)

Михайлова Ильза Васильевна

Научный сотрудник ФГНУ «Институт национальных школ РС(Я)», ilzam@mail.ru, Республика Саха (Якутия), Якутск

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Mihajlova Ilza Vasilevna

The scientific employee Federal State Scientific institution “Institute of national schools Republics Sakhas (Yakutia)”, ilzam@mail.ru

FORMATION OF THE ETNOCULTURAL COMPETENCE THROUGH VARIOUS FORMS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS (ON RESULTS OF MONITORING RESEARCHES)

Формирование этнокультурной компетенции становится одним из важнейших средств развития личности учащихся, формирования его национального самосознания и овладения системой общечеловеческих ценностей.

В статье 29 «Конвенции ООН о правах ребенка» отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения к цивилизациям, отличным от его собственной [9, с. 47].

В статье 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» также подчеркивается, что целью государственной политики в интересах детей является: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры [18, с. 2].

Национальная образовательная политика Российской Федерации на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан Российской Федерации преследует триединую цель: 1) Создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России; 2) содействие средствами образования политики государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию; 3) создание необходимых условий, обеспечивающих формирование в корреляции этно-

культурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся [10, с. 3].

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятой методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, структурированы 3 ступени формирования российской гражданской идентичности: 1) взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обхцестве и составляют основу гражданского поведения человека; 2) осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, региона через такие понятия, как «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род» и др.; 3) принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности - это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающих их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовнонравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами [6, с. 17].

Статьей 16.1 Закона Республики Саха (Якутия) «О правах ребенка» устанавливается, что каждому ребенку должны быть предоставлены равные права и возможности приобщения к родной культуре и достижениям мировой культуры. В статье 25.2 вышеуказанного закона отмечается, что родители обязаны создавать ежедневно условия для жизни ребенка и воспитывать его в духе семейных традиций, уважения к традициям и обычаям предков, родному языку и культуре [7, с. 3, 4].

Доктор педагогических наук Ф. Ф. Харисов пишет, что нельзя познать чужую культуру, отрешившись от своей собственной. Забывая культуру и историю своего народа, мы тем самым подвергаемся забвению самих себя, своих воспитанников и вместе с тем удаляемся от общечеловеческих ценностей [15, с. 58]. Доктор исторических наук В. А. Тишков в своей работе «Новая историческая культура» отмечает, что общество, которое не интересуется своим прошлым и не озабочено его содержанием, рискует потерять свою идентичность. Важные компоненты формирования национального самосознания - это религия, язык, символьные ритуалы и памятные места, праздничные дни, художественная культура и СМИ [15, с. 50, 51].

Таким образом, этнос рассматривается как носитель культурных традиций, которые своим основанием имели достаточно функциональное значение в прошлом. Из этого допущения вытекает необходимость существова-

ния этноса как носителя традиций. Ребенок, потерявший истоки этнической идентичности, не впитавший в себя дух своего этноса, теряет свою индивидуальность.

В связи с этим в целях обоснования разработки образовательной программы необходимо обратиться к этапам развития этнической идентичности у детей. Швейцарский психолог Жан Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые - фрагментарные и несистематичные - знания о своей этнической принадлежности;

2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык;

3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [12, с. 56].

Значит, этническая идентичность формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это означает, что учащиеся 5-6 классов должны овладеть этнокультурной компетенцией как совокупностью знаний о родном языке, культуре, традициях, обычаях своего народа, которые формируются в процессе воспитания, обучения. Следовательно, формирование этнокультурной компетенции должно занимать значимое место в основной образовательной программе дошкольного и начального образования, охватывая 5-6 классы основной школы.

В педагогической литературе часто используются термины «компетентность» и «компетенция». Компетентность означает свойства, качества личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков и умений. Компетенция - это совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений [1, с. 107].

Институтом национальных школ Республики Саха (Якутия) были разработаны требования к результатам основной образовательной программы по формированию культуроведческой компетенции у учащихся на основе универсальных учебных действий.

К личностным универсальным учебным действиям относятся признание ценности традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой; уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий; права каждого на языковое, культурное самоопределение, сохранение и развитие своей культуры: развитие умения соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и на специально орга-

низованных этнокультурных мероприятиях; самоидентифицировать себя как представителя этноса, описывать себя как представителя конкретного этноса, народов Севера, Якутии, России через овладение специально-понятийным аппаратом [5; 9].

К регулятивным универсальным учебным действиям - способность к этнической мобилизации (участие в народных праздниках, в деятельности национальных общественных организаций и т. д.), умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур.

К познавательным универсальным действиям - развитие умения производить мыслительные операции на культуроведческом материале: развитие умений описать народные символы и знаки, заключенные в материальной и духовной культуре (обрядах, национальных одеждах, жилищах, песнях, танцах и т. д.).

К коммуникативным универсальным действиям - умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России [13, с. 104, 105].

Эти требования формируются через различные формы организации образовательного процесса. Одним из них является урочная деятельность. В новом словаре методических терминов и понятий «урок» толкуется как «основная организационная единица учебного процесса в школе, назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения; проводится с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию. Для урока характерно преобладание коллективных форм обучения в сочетании с различными формами индивидуализации учебного процесса» [1, с. 326]. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы. Значит, урок является основной формой формирования этнокультурной компетенции у учащихся.

В Республике Саха (Якутия) учебный предмет «Культура коренных народов» введен в базовый учебный план якутской школы для реализации Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия) с 1992 года. По Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РС(Я) с 2005 г. был введен новый учебный предмет «Культура народов РС(Я)», который является обязательным, общее количество учебных часов составляет 11 часов в неделю: (1-4 класс) по 1 часу в неделю, 5-9 класс - по 1 часов в неделю, в 10-11 класс по 1 часа в неделю. Основной целью предмета является приобщение школьников к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию республики, их традициям, обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.

Кроме урочной деятельности существуют внеурочные и внешкольные формы организации по этнокультурному образованию. Фольклорные, прикладные, художественные, танцевальные кружки, спортивные клубы по национальным видам спорта, факультативы по культуре, школьные и внеш-

кольные мероприятия (проведение национальных праздников, спортивных соревнований по национальным играм и др.) также содействуют формированию этнокультурной компетенции [5].

С целью выявления состояния формирования этнокультурной компетенции и уровня овладения компетенцией учащихся в условиях поликуль-турной среды «Институтом национальных школ Республики Саха (Якутия)» проведен мониторинг. Исследованием были охвачены выпускники начальной (5 класс) и основной школы (9 класс), также учителя родных языков и литератур, русского языка и литературы, предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)», иностранных языков, истории, обществоведения.

Эмпирическую базу составил материал исследования в 16 образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) из 11 улусов и города Якутска. Для проведения мониторинга были выбраны как школы с родным языком обучения, так и школы с русским языком обучения. Предмет «Культура народов РС(Я)» ведется по учебному плану во всех опрошенных образовательных учреждениях.

Объектом исследования явились 481 респондент, из них 435 детей. Национальный состав учащихся: якуты - 354, эвены - 52, русские -18, юкагиры - 1, грузины - 1, смешанный состав - 3 (из них: якутка -эвенкийка - 1, кореянка-якутка - 1, русская-украинка - 1), не указали - 6. Из общего числа респондентов количество учителей - 46. Национальный состав учителей: якуты - 36, эвены - 6, русские - 2, эвенкийка - 1, кореянка - 1.

Мониторинговое исследование проводилось методом анкетирования. Анкета состояла из вопросов с вариантами ответов, часть анкеты требовала письменного ответа в свободной форме. Учащимся были подготовлены вопросы, связанные со знанием фольклора, соблюдением традиции своего народа, участием в национальных праздниках, необходимостью изучением предмета «Культура народов РС(Я)». Для учителей были подготовлены вопросы о том, что должна дать школа учащимся в аспекте культуры, о необходимости изучения предмета «Культура народов РС(Я)», потребностях в учебно-методической литературе по этнокультурному образованию, факторах, которые влияют на формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды.

Результаты исследования показали, что у учащихся наиболее почитаемыми жанрами фольклора являются сказки, загадки и предания. Следует отметить, что произведения фольклора являются важной частью духовной культуры народа. Такие жанры, как эпос, предания, сказки, загадки, знакомят детей с жизнью, национальными традициями и обычаями своего народа.

В укреплении национального самосознания большую роль играют и национальные праздники, которые выступают важным средством проявления национальной идентичности и передачи традиций. По данным анкетирова-

ния, большинство (72,5%) учащихся 5 класса знают национальные праздники своего народа и активно принимают в них участие.

Духовно-нравственная жизнь народа также держится на традициях. На вопрос «От кого ты узнаешь о национальных традициях своего народа?» 55% учащихся 5 класса ответили, что узнают о национальных традициях от родителей, 38% - от бабушек и дедушек, а у старшеклассников примером соблюдения национальных традиций являются бабушки, дедушки и учителя.

Как отмечают исследователи, национальные игры отражают все области материального и духовного творчества людей, в них сказывается образ жизни людей, их быт, труд и национальные устои. Детские игры любого народа имеют национальные особенности, соответствующие характеру, быту народа. Они влияют на развитие ума, характера, воли, нравственных чувств ребенка, укрепляют его физическое здоровье. Таким образом, на вопрос «Играешь ли ты в национальные игры своего народа? Перечисли, пожалуйста, любимые игры» 72% опрошенных ответили положительно, также перечислили любимые национальные игры. Эти ответы говорят о том, что большинство детей знают и играют в национальные игры своего народа. У старшеклассников картина выглядит иначе, лишь только 10% учащихся играют в национальные игры.

На традиции держится духовно-нравственная жизнь народа. Истинная народная культура - это не только народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи и традиции. Исследование показало, что в современных семьях в основном соблюдаются такие традиции: 50% - приготовление национальных блюд, 46% - участие в национальных праздниках, но, к сожалению, национальную одежду одевают только 13% опрошенных. Из ответов следует, что не все традиции соблюдаются в современных семьях.

Также результаты исследования показали, что учащиеся получают знания по культуре своего народа на уроках «Культура народов Республики Саха (Якутия)», якутского языка и литературы, русского языка и литературы, истории.

Мы попытались выяснить, как оценивают учащиеся 9 класса уровень своих знаний по учебному предмету. Как показывает исследование, большинство старшеклассников оценивают уровень своих знаний как поверхностный, так и частичный.

Самым важным моментом, выявленным в результате исследования, мы считаем вопрос о необходимости изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)». По результатом мониторинга 62% старшеклассников и 80,4% учителей считают, что в школе предмет «Культура народов РС(Я)» должен изучаться обязательно как отдельный предмет.

Мониторинговое исследование выявило, что в образовательных учреждениях, кроме урочной деятельности, в целях приобщения учащихся к духовной культуре, возрождения традиций и обычаев проводятся внеурочные, внешкольные деятельности по этнокультурному образованию: кружки, на-

циональные праздники, спортивные соревнования, конференции, конкурсы, олимпиады и факультативы. Все эти мероприятия играют большую роль в становлении личности учащихся. Разнообразные формы организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности содействуют формированию этнокультурной компетенции.

Таким образом, мониторинговое исследование подтверждает, что изучение учебного предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)», проведение различных мероприятий по этнокультурному образованию, соблюдение традиций и обычаев своего народа, знание и владение родным языком, знание национальной культуры своего народа влияют на формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультур-ной среды. В условиях введения нового федерального государственного стандарта в учебном плане общеобразовательных учреждений необходимо сохранить учебный предмет «Культура народов РС(Я)» как одно из условий формирования этнокультурной и поликультурной компетенцией у учащихся.

Этнокультурное образование - фундамент всестороннего овладения культурой собственного народа и обязательное условие интеграции в иные культуры в условиях поликультурной среды.

Библиографический список

1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. -М.: 2010.-448 с.

2. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 1. [Текст] / П. П. Блонский. — М., 1979. — 153 с.

3. Борисов, П. П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования (на материале якутских школ Республики Саха) [Текст] / П. П. Борисов. - М.: 1998. - 154 с.

4. Винокурова, Е. И., Иванова, А. В. Обучение предмету «Культура народов РС(Я)» в условиях ФГОС [Текст] / Е. И. Винокурова, А. В. Иванова //Бастакы уктэл. - 2010. - № 4. - С. 26-28.

5. Лебедева, А. М. Этнопедагогические основы в социализации детей коренных народов Севера [Текст] / А. М. Лебедева // Сибирский педагогический журнал. -2005.-№7. _с. 188-194.

6. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /

А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: 2009. — 24 с.

7. Закон РС(Я) о правах ребенка. [Текст] Якутск: Офсет, 2006. - 208 с.

8. Иванова, А. В. Проблемы поликультурной компетентности учащихся в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия) (по результатам мониторинга) [Текст] /А. В. Иванова //Вестник Башкирского университета. - 2010. Т. 15. - № 1.-С. 56-59.

9. Иванова, А. В. Развитие поликультурного образования в историкопедагогическом аспекте (на примере Республики Саха (Якутия) [Текст] /

A. В. Иванова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 7. - С. 195-203.

10. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации 2006. [электронный ресурс] / //edu.ru/db/-mon/mo/Data/

11. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России. (Материалы первоначального доклада РФ Комитету по правам ребенка) / Авторы-составители

B. Д. Ермаков, А. С. Крылова, Ю. Е. Лапин, Е. М. Рыбинский. - М.: Информпечать, 1993.-72 с.

12. Мубинова, 3. Ф. Педагогическая модель этнонационального самосознания учащихся: сущность и основные этапы эволюции [Текст] / 3. Ф. Мубинова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 2. - С. 257-265.

13. Никитина, Р. С. Новые подходы к формированию культуроведческой компетенции в поликультурном образовательном пространстве Якутии [Текст] / Р. С. Никитина, Е. И. Винокурова, А. В. Васильева // Наука и образование - 2008. — №4 (52).-С. 104-108.

14. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности [Текст] / Т. В. Поштарева // Педагогика - 2005. - № 3. - С. 35-42.

15. Тишков, В. А. Новая историческая культура [Текст] / В. А. Тишков. - М.: 2011.-58 с.

16. Стефаненко, Т. Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. [Текст] / Т. Г. Стефаненко. - М.: 2000. - 71 с.

17. Харисов, Ф. Ф. Национальная культура и образование [Текст] / Ф. Ф. Харисов. М.: 2000. - 272 с.

18. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации [электронный ресурс] //zakon.edu/catalog.asp/

19. Эм, Е. А. Позитивная этническая идентичность как основа этнической толерантности [Текст] /Е. А. Эм //Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. -

C. 225-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.