Научная статья на тему 'Этнокультурное образование и общественная экспертиза в условиях внедрения ФГОС'

Этнокультурное образование и общественная экспертиза в условиях внедрения ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1155
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КАЧЕСТВО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ПЕДАГОГИКА ОЛОНХО / ПЕДАГОГИКА СЕВЕРА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / RАБУЛИ АХБОР / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / PUBLIC EXPERTISE / QUALITY OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION / NEEDS / OLONKHO PEDAGOGY / PEDAGOGY OF THE NORTH / EDUCATIONAL AND METHODICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чехордуна Екатерина Петровна, Аммосова Варвара Васильевна, Карпова Наталья Петровна

В статье анализируется состояние качества этнокультурного образования в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) в условиях внедрения ФГОС, раскрывается роль общественной экспертизы в повышении качества этнокультурного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чехордуна Екатерина Петровна, Аммосова Варвара Васильевна, Карпова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-cultural education and public expertise in the frame of implementation of federal state educational standarts

The paper analyzes the quality of ethno-cultural education in educational institutions of the Republic of Sakha (Yakutia) during the implementation of federal state educational standarts, reveals the role of public expertise in improving the quality of ethno-cultural education

Текст научной работы на тему «Этнокультурное образование и общественная экспертиза в условиях внедрения ФГОС»

Е. П. Чехордуна, В. В. Аммосова, Н. П. Карпова

(Якутск)

Этнокультурное образование и общественная экспертиза

в УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

В статье анализируется состояние качества этнокультурного образования в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) в условиях внедрения ФГОС, раскрывается роль общественной экспертизы в повышении качества этнокультурного образования

Этнокультурное образование как составляющая общего среднего образования. Согласно Конституции Российской Федерации в Федеральном государственном образовательном стандарте учитываются «региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации», которые дают обоснование формирования этнокультурного образования [5].

Этнокультура - это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной и социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах деятельностной самореализации людей как представителей своего этноса [1].

В современных условиях модернизации российского образования федеральный государственный образовательный стандарт как механизм социализации подрастающего поколения и реализации общественного договора с научно-педагогическим сообществом формирует российскую нацию, объединенную системой базовых национальных ценностей, идеалов и реальных приоритетов образования. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» указаны базовые источники нравственности, такие как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [3].

Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения, практического (деятельностного] освоения этно-

культурного наследия (ценностей традиционной этнокультуры] и воспитания личности на этнокультурных традициях, процесс становления личности в осмыслении синхронных и диахронных информационных связей, учитывающих полиэтническую горизонталь географического пространства и историковременную вертикаль развития своего этноса и суперэтноса в структуру развития мировой культуры [1, с. 209].

Составляющими этнокультурного образования являются материальный мир: вещи, интерьер, одежда, посуда, утварь; духовнонравственный мир: искусство, литература, обряды, традиции; невербальное общение: поведение, жест, мимика, этикет; социальнокультурная среда: праздник, состязание.

В то же время этнокультурное образование - это система приобщения детей и молодежи к культурному наследию своего народа, направленная на развитие национального самосознания и этнокультурной идентичности, воспитание межкультурной толерантности через освоение ценностей этно- и поликультур, направленных на развитие и нахождение себя в себе.

В этнокультурном образовании означающим является родной язык, физический объект (образовательное учреждение; периодическая печать, учебно-методическая литература; ребенок, родитель, учитель, воспитатель] или какое-либо изображение этнического содержания (дизайн образовательного учреждения]. Означаемое есть мысленное представление о том, на что указывает означающее. Знаки в этнокультурном образовании представляются как коды, определяющие культурные условности.

Основная цель этнокультурного образова-

ния - это воспитание духовно-нравственной личности, которая знает, уважает и продолжает традиции своей семьи, этноса, что зависит от качества этнокультурного образования, которое характеризуется следующими показателями его эффективности:

- соответствие образовательных программ этнокультурного образования государственным образовательным стандартам и потребностям участников образовательных отношений;

- ресурсное обеспечение этнокультурного образования в образовательных учреждениях - нормативно-правовое, учебно-методическое, кадровое, материально-техническое, информационно-технологическое;

- понимание и использование этнокультурных констант, овладение этнокультурными ценностями, реализация приобретенных навыков и опыта.

На основании исследований проблем этнокультурного образования основными его принципами в Республике Саха (Якутия] (РС (Я) могут быть:

- принцип ценностной ориентации как основа духовно-нравственного воспитания, который имеет определяющую жизненную значимость для формирования системы ценностей подростка;

- принцип личностно ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование эффективных форм и методов работы с учетом психологических особенностей каждой возрастной и социальной группы школьников;

- принцип воспитания на традициях: культурных, боевых, трудовых. Культурные традиции - это сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов Республики Саха (Якутия] и Российской Федерации, боевые традиции раскрываются в бережном отношении к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу, а трудовые традиции формируются в культуре производства, сознательном отношении к труду.

Этнокультурные ценности внедряются в общеобразовательных учреждениях республики в двух направлениях: педагогика Олон-хо и педагогика Севера.

Педагогика Олонхо - это своеобразная трансформация жизнеутверждающих идеалов якутского героического эпоса олонхо будущим поколениям через современные фор-

мы и методы воспитания детей, основанная на лучших традициях народной педагогики, деятельностных технологиях современного образования, нравственно-этических идеалах, мировоззрении олонхо [9].

Педагогика Севера - это внедрение принципов, средств и форм этнической системы воспитания, созданной в условиях традиционного образа жизни коренных народов Севера, в современную образовательную среду [4].

Этнокультурное образование внедряется на основе Закона РС (Я) «Об учебных программах и учебных изданиях для учреждений дошкольного и общего среднего (полного] образования Республики Саха (Якутия]» (2008 г.], разрабатываются, издаются программы и учебники республиканского перечня, в том числе по этнокультурному образованию в соответствии с российским стандартом.

Анализ учебно-методического обеспечения этнокультурного образования в дошкольных учреждениях Республики Саха (Якутия] показал, что в национальных дошкольных учреждениях действует базовая программа «Тосхол», которая в настоящее время усовершенствуется в соответствии с федеральными государственными требованиями.

В школах действуют программы «Язык саха» (1-9 кл.], «Фольклор и художественная литература саха» (1-11 кл.], «Культура народов Республики Саха (Якутия]», «Родной (нерусский] язык», «Родная литература»; «Гражданско-правовое воспитание детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях РС (Я]».

Издается учебно-методическая, детская литература с этнокультурной направленностью, оснащаются учебные кабинеты начальных классов, родных языков и литератур, дошкольные учреждения обеспечиваются национальными игрушками. В результате целенаправленной деятельности создаются условия для повышения качества этнокультурного образования.

За последние пять лет в дошкольных и общеобразовательных учреждениях республики наблюдается тенденция роста интереса к этнокультурным ценностям. На основании Конституций РФ и РС (Я] Законы Республики Саха (Якутия] способствуют сохранению и развитию правового статуса коренных народов республики и возрождению их языков и культуры. А Указы Президента Республики

Саха (Якутия] о проведении национального праздника Ысыах (1990], об учреждении Дня родного языка и письменности (1998], о Дне Олонхо (2006], о Дне Хомуса (2011], Дне Охотника (2012], о Дне Народного мастера (2012], о Дне Песни (2013] способствуют консолидации народов, национальному самосознанию (идентичности], межэтнической толерантности.

Это достаточно ясно прослеживается на результатах мониторинговых исследований научно-исследовательского Института национальных школ РС (Я] по определению потребностей личности, общества и государства в этнокультурном образовании (2007] и потребностей участников образовательных отношений в 2012 г.

Родной язык, литература. Сохраняя родной язык, литературу, обеспечивая полноценное функционирование двуязычия в образовании, мы создаем условия для сохранения этнокультурного образовательного пространства, где воспитывается личность.

До 90-х годов не уделялось должного внимания проблемам обучения родному языку, вследствие чего появилась угроза исчезновения родных языков коренных малочисленных народов Севера. Об этом свидетельствуют результаты проведенных мониторинговых исследований. Начиная с 1990 г. в республике создаются условия для возрождения, сохранения и развития родных языков и культур.

Как следует из материалов мониторингового исследования (2007] по определению потребностей личности, общества и государства в этнокультурном образовании, проведенного сотрудниками НИИ национальных школ РС (Я], общение на родном языке в семье занимает основное место. Из 556 респондентов дошкольных учреждений 65,3% общаются в семье на языке саха, 9,9% на русском, 23,7% на смешанном (саха-русском, эвенкийско-русском], 1,1% на саха-эвенском двуязычии. Общение в семье на русском языке в основном встречается в интернациональных семьях и в семьях, где родители в детстве воспитывались на русском языке. Кроме того, на последний вопрос анкеты: «Какие трудности испытываете в воспитании детей на родном языке?» - родители всех районов и г. Якутска отмечают, что на телевидении и радио мало образовательных программ, мультфильмов для детей дошкольного возраста на саха, эвенском, эвенкийском языках.

Значимость чтения книг невысокая, это видно из того, что только 13,4% респондентов выделили его как наиболее важный для воспитания детей фактор.

На вопрос: «В какой степени ты владеешь родным языком?» - получены следующие ответы:

- свободно владеют, могут писать и говорить на родном языке 74%;

- могут только говорить - 12%; почти не владеют родным языком, с трудом понимают смысл разговора 10%;

- не владеют - 2%.

Между тем выявилась такая картина, что свободно владеют, могут писать и говорить на родном языке лишь пятый эвен, эвенк, юкагир. Почти не владеют родным языком, с трудом понимают смысл разговора 38,7% эвенских учащихся 9, 11 классов.

На вопрос: «На каком языке больше любишь читать художественную литературу?» -большинство респондентов ответило, что «лучше читать на русском языке». Они это объясняют тем, что книги на русском языке ярко иллюстрированы, привлекают внимание, оснащены интересными вопросами. 58% учащихся пишут, что хотели бы читать на родном языке произведения саха и северных писателей, но их мало. Родители и учителя также считают, что недостаточно оснащены сельские библиотеки детской и художественной литературой на родных языках. Любимыми жанрами современные школьники считают сказки (48%], комиксы (67,6%] и приключения (45,5%]. А школьники старших классов ответили, что любят читать саха классическую литературу и произведения современных саха писателей на исторические темы.

В последние годы отмечается проявление интереса детей к чтению произведений фольклора на родных языках. Отрадно, что постепенно растет количество детей, понимающих этнокультурные особенности, традиции, воспитательные цели национальных праздников.

Олонхо. В период детства ребёнок соприкасается с ценностями культуры, отражёнными в таких литературных жанрах, как сказки, народные песни, пословицы, поговорки и др.

До недавнего времени считалось недопустимым ознакомление детей дошкольного возраста с эпическими произведениями устного народного творчества. Теперь во всех дошкольных организациях приобщаются к

эпосу-олонхо, например, из 120 респондентов городской дошкольной организации 91% детей любят слушать олонхо своего народа.

Мониторинговые исследования «Олонхо и современные дети» свидетельствуют, что этнокультурная константа «Олонхо» как сквозной блок становится основой этнокультурного образования [8]. Из опрошенных 647 учащихся героический эпос олонхо знают 92,3% респондентов, 4,0% слабо знают, 3,2% не знают. На вопрос «Необходимо ли знание олон-хо?» из 401 учащегося 60,6% считают необходимым, 36,5% затруднились ответить, 4,4% ответили «нет». Из 647 учащихся 58,9% респондентов считает реальным изучение олон-хо в детском саду, 13,1% - в начальной школе, 23,3% - в средних классах, 4,7% - в старших классах. 37,1% опрошенных считает, что эпос олонхо положительно влияет на собственное духовно-нравственное развитие, 47,0% надеются на лучшее, сомневаются 3,8% [10, с. 64].

Анкетный опрос об олонхо был проведен среди учителей и родителей с охватом 241 человек. Выявлено, что олонхо знают 32,6% опрошенных, хотя об олонхо наслышаны 94,8% человек. Из числа респондентов 0,6% исполняют олонхо, 32,2% - тойук, 11,0% играют на хомусе.

Ысыах. Исследование «Взаимодействие образовательного и культурного пространства в содержании непрерывного этнокультурного образования в якутской школе» (2012] выявило роль и значение этнокультурных концептов «ысыах» (традиционный летний праздник с этнокультурно-философским содержанием], «алгыс» (благословение, моление] и «осуохай» (хоровод единения людей, символизирующий также солнечный и жизненный круги] в формировании духовнонравственных ценностей детей и взрослых. Из респондентов наиболее полное определение содержания этнокультурного константа «ысыах» дают 86,3% детей и 94,7% взрослых. Позитивное воздействие алгыса подчеркивают 88,5% детей и 90,7% взрослых. Принимают участие в осуохайе на ысыахе 30% детей и 90,7% взрослых [7, с. 72-75].

Таким образом, развитию этнокультурного образования в Республике Саха (Якутия] на основе «Педагогики Олонхо» и «Педагогики Севера» в условиях внедрения ФГОС способствуют:

а] создание условий для развития этнокультурного образования через нормативноправовые акты;

б] овладение родными языками (саха, русский, эвенский, эвенкийский, долганский, юкагирский, чукотский] и традиционными знаниями, формирующими целостную картину мира;

в] возрождение и развитие родных языков и культур коренных народов Севера в условиях внедрения ФГОС;

г] воспитание патриотических, трудовых, семейных традиций;

д] формирование этнокультурных ценностей как основы духовно-нравственного воспитания;

е] самореализация детей в современной реальной жизни;

ж] использование современных технологий в формировании этнокультурной идентичности.

На основе вышеизложенного, выявлены зоны дальнейшего развития этнокультурного образования в республике:

- привлечение родителей и общественности в создании общественной экспертизы, осуществляемой в целях объективного оценивания качества этнокультурного образования;

- по запросу участников образовательного процесса необходимость разработки образовательных интернет-ресурсов с этнокультурной направленностью для изучения родного языка, литературы и культуры, например, детского образовательного интернет-портала «E-NetSchool», создаваемого на основе научных результатов ФГБНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ РС (Я]».

Педагогическое проектирование общественной экспертизы этнокультурного образования. С целью выявления и оценки качества этнокультурного образования (формирование этнических ценностей, традиционной духовно-нравственной и материальной культуры] создается общественная экспертиза.

Общественная экспертиза - это механизм научно обоснованной оценки качества этнокультурного образования или выявления проблемных зон и зон развития образовательного учреждения группой общественных экспертов [2].

Объектами общественной экспертизы этнокультурного образования для сахаязычных школ являются: родной язык и литература, национальная культура, как средства формирования носителей этнической культуры; пе-

дагогика олонхо (ценности героического эпоса] как источник традиционных знаний в формировании этнической идентичности; архитектура учреждений общего образования как физический объект, характеризующий материально-техническое условие к результатам освоения этнокультурного образования; учебно-методическая литература как средство обучения и воспитания этнокультурного образования.

Принципами оценивания выступают: открытость (публичные доклады, официальные сайты, общественная отчетность]; демократичность (общественное обсуждение]; партнерство (привлечение различных социальных групп]; компетентность экспертов (личности и специалисты по этнокультурному образованию].

Цель и задачи оценивания - участие в государственно-общественной оценке по качеству этнокультурного образования (выявление качества обеспечения традиционными знаниями по духовно-нравственной и материальной культуре народа саха, получение их участниками образовательных отношений]; предоставление участникам образовательных отношений возможности объективно оценить качество учебно-воспитательного процесса по этнокультурному образованию; обеспечение общественной поддержки образовательным организациям по проблемам внедрения идей этнокультурного образования (педагогика олонхо, педагогика Севера: защита самобытности народа, сохранение родного языка, этнической культуры, традиционных промыслов]; участие в проведении мониторинга по обеспечению этнокультурных потребностей участников образовательных отношений в получении традиционных знаний по духовно-нравственной и материальной культуре коренных народов; обеспечение публичности деятельности образовательных организаций по этнокультурному образованию.

Объектами оценивания являются: условия этнокультурного образования (кадровые, материально-технические, учебно-материальные, информационно-методические ресурсы обеспечения этнокультурного образования]; качество этнокультурного образования (планируемые результаты освоения основной образовательной программы в части формирования этнокультурной и региональной идентичности].

Продуктами оценивания становятся: устав образовательной организации (язык обучения и воспитания, изучение родного языка и литературы]; основная образовательная программа (объем и содержание учебных предметов этнокультурной направленности; учебных модулей по этнокультурному образованию; этнокультурные составляющие программ «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России», «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни», программы отдельных учебных курсов: «Окружающий

мир», «Родной язык», «Родная литература» и др.]; уклад образовательной организации (этнокультурная образовательная среда: обучение и воспитание на родном языке, технологии этнокультурного образования; этнона-циональная архитектура, дизайн интерьера и экстерьера образовательного учреждения; национальные блюда для здорового питания]; кадры (этнокультурные и поликультур-ные компетентности педагогов]; библиотека и медиатека (учебно-методическая литература по этнокультурному образованию, интернет-ресурсы]; достижения детей (владение родным языком; знание традиций, обрядов, обычаев своего народа; эмоционально-ценностное отношение к национальной культуре; активное участие в национальных праздниках, официальных этнокультурных датах; конкурсах, фестивалях, выставках, смотрах, соревнованиях; конференциях по этнокультурному образованию].

Субъектами экспертной деятельности выступают представители референтных социальных групп и институтов:

- на республиканском уровне (этнокультурные общественные организации; общественные организации науки, культуры, туризма и т.д., в уставе которых указано направление по этнокультурной деятельности];

- на муниципальном уровне (общественные организации (советы отцов, матерей, ветеранов; народных мастеров и др.];

- на поселенческом уровне (этнокультурные коллективы художественной самодеятельности, ассоциации народных мастеров, по национальным видам спорта; советы отцов, матерей, ветеранов; объединения по возрастным поколениям и др.];

- на уровне образовательной организации (школьные управляющие советы; попечи-

тельские советы; родительское сообщество (классные и школьные родительские комитеты, координаторы-родители].

Инструментариями общественной экспертизы являются индикаторы оценивания деятельности по педагогике олонхо - объективные: уровень владения языком олонхо, уровень формирования традиционных знаний;

- внутренние: взаимосвязь уровня воспитанности учащихся и качества использования ценностей, педагогического, эстетического потенциала олонхо;

- качественные: использование педагогического, аксиологического и эстетического потенциала олонхо в урочной и внеурочной деятельности, традиционное исполнение олонхо, количество и качество учебно-методической литературы по педагогике олонхо, детские театральные представления по мотивам олонхо, оценка удовлетворенности уровнем качества использования духовно-нравственного потенциала олонхо.

Базовые критерии результата воспитания личности ребенка по этнокультурному образованию выражаются в формировании девяти критериальных качеств:

1. «Личность жизнедеятельная»: ценящая жизнь, энергичная, жизнеутверждающая, проникнутая бодростью, оптимистическим отношением к жизни.

2. «Личность гуманная»: гуманная, человечная, отзывчивая, культурная, придерживающаяся здорового образа жизни.

3. «Личность - будущий семьянин»: понимающая значение семейной жизни, обладающая необходимыми для семейной жизни качествами.

4. «Личность патриот»: знающая свою родословную, преданная своей малой родине и отчизне, гордящаяся её прошлым и настоящим, стремящаяся её защитить.

5. «Личность коммуникабельная»: общительная, умеющая налаживать контакт с окружающим, работать в группе.

6. «Личность трудолюбивая»: любящая

трудиться, старательная, терпеливая.

7. «Личность целеустремленная»: целеустремленная, способная выстраивать образы и процедуры будущих действий, умеющая планировать свою деятельность.

8. «Личность любознательная»: обладающая пытливым умом, умеющая правильно излагать свою мысль.

9. «Личность добродетельная»: умеющая сострадать и понимать, ценящая жизнь, стремящаяся к добру и избегающаяся зла.

Таким образом, обосновано, что в современных условиях глобализационных перемен этнокультурное образование должно отвечать на запрос родителей, общества в соответствии с решаемыми национальными, образовательными, этническими и экономическими задачами. Необходимо трансформировать сущностные основания воспитания, что способствует возрождению нравственности и духовности, которые осознаются обществом как наиболее важное и существенное внутреннее составляющее каждой личности.

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта мы обязаны обеспечить единство российского образовательного пространства, что будет способствовать сохранению полиэтничной среды, реализации права на получение качественного образования представителями различных этносов.

Литература

1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы: монография. - СПб.: Издательство «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009. - 296 с.

2. Конасова Н. Ю. Общественная экспертиза качества школьного образования. - СПб.: КАРО, 2009. - 208 с.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.).

4. Педагогика Севера: образовательные ресурсы для детей на родных языках коренных малочисленных народов Российской Федерации. (Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21-23 февраля 2012 г.). Спецвыпуск журнала «Тат-качирук».

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утв. Приказом М-ва образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 // Рос. газета : [сайт]. - URL: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html/

6. Федеральный государственный образовательный стандарт / Мин-во РС (Я], НИИ НШ РС (Я]. Часть 1. - Якутск, 2011. - 84 с.

7. Филиппова Н. И., Флегонтова У. М. Якутский традиционный праздник Ысыах - уроки этнокультурного образования / / Народное образование. - 2012. - № 8. - С. 72-75.

8. Филиппова Н. И., Флегонтова У. М. Результаты мониторинговых исследований «Олонхо и современные дети» // Иитии кыьата. - 2011. - №1. - С. 64 (на языке саха].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Чехордуна Е. П., Филиппова Н. И., Ефимова Д. Г., Карпова Н. П. Основы педагогики олонхо. - Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2010. - 248 с. (на языке саха].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.