Научная статья на тему 'Межкультурный диалог как способ формирования гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей у школьников'

Межкультурный диалог как способ формирования гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Светлана Степановна

В данной статье представлены концептуальные основы конструирования целей, содержания и технологии регионального учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)», разработанного на идеях диалога культур, и рассматриваемого как инструмента формирования гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей у учащихся. Раскрывается дидактический потенциал учебного курса по развитию у учащихся межкультурной компетенции через расширение и углубление знаний об этнокультуре как части общероссийской, мировой культуры и культурном многообразии мира (когнитивный компонент), создание единого символического поля на основе базовых национальных ценностей (ценностный компонент), сочетание личностно-ориентированных и социокультурно-ориентированных технологий обучения и воспитания (деятельностный компонент).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межкультурный диалог как способ формирования гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей у школьников»

УДК 373.3/.5+316.7

Семенова Светлана Степановна

Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», [email protected], г.Якутск

межкультурный диалог как способ формирования гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей у школьников

Аннотация. В данной статье представлены концептуальные основы конструирования целей, содержания и технологии регионального учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)», разработанного на идеях диалога культур, и рассматриваемого как инструмента формирования гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей у учащихся. Раскрывается дидактический потенциал учебного курса по развитию у учащихся межкультурной компетенции через расширение и углубление знаний об этнокультуре как части общероссийской, мировой культуры и культурном многообразии мира (когнитивный компонент), создание единого символического поля на основе базовых национальных ценностей (ценностный компонент), сочетание личностно-ориентированных и социокультурно-ориентированных технологий обучения и воспитания (деятельностный компонент).

Ключевые слова: гражданская идентичность, межкультурный диалог, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), региональные и этнокультурные особенности.

Semenova Svetlana Stepanovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Leading Researcher of FGBNU "Institute of National Schools of the Republic of Sakha (Yakutia)", [email protected], Yakutsk

cross-cultural dialogue as the way of formation by civil, regional and ethnocultural identichnostya at school students

Abstract. The article describes conceptual bases of designing of the contents and technology of a regional training course "Culture of the people of the Republic of Sakha (Yakutia)", the dialogue of cultures developed on ideas, and considered as instrument of formation of civil, regional and ethnocultural identity in the conditions of multinational sociocultural space are revealed.

Keywords: civil identity, cross-cultural dialogue, federal state educational standard, regional and ethnocultural features.

В системе образования Российской Федерации в последние годы наблюдается развитие концептуальных подходов к поликультурному образованию, усиливается поиск новых идей, концепций, эффективных моделей, позволяющих воспитать полноценных граждан многонационального государства.

В Республике Саха (Якутия), в одном из крупных субъектов Российской Федерации, проживают представители более 130 национальностей. На протяжении 380 лет развития в составе России коренные народы Якутии - юкагиры, эвены, эвенки, чукчи, якуты, долганы и русские старожилы смогли стать не только частью российской нации

(Мы - россияне), но и сохранить традиционную культуру и создать региональные культурные ценности на основе межкультурного диалога, объединяющего представителей разных народов в единую общность (Мы - якутяне).

В условиях исторически сложившейся поликультурной среды система образования Республики Саха (Якутия) как часть единого образовательного пространства России несёт ответственность за комплексное формирование у детей гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей на основе базовых национальных ценностей, закреплённых в Конституции Российской Федерации.

Решение данной проблемы требует внедрения в образовательный процесс нового поколения учебных программ, разработанных для многонациональных регионов России на основе требований ФГОС общего образования. Необходимость создания образовательных программ нового поколения по поликультурному образованию также отмечается и в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

В связи с этим в Институте национальных школ Республики Саха (Якутия) разработаны примерные программы по учебному курсу «Культура народов Республики Саха (Якутия)» для учащихся начальных классов (Е. И. Винокурова, А. В. Иванова) и основной школы (С. С. Семенова, А. В. Иванова, Р. С. Никитина).

Методология разработки данного учебного курса базируется на концептуальных идеях ФГОС, позволяющих образовательным организациям по-новому конструировать региональные предметы, в том числе данный учебный предмет, направленный на интеграцию личности в этническую, региональную, национальную и мировую культуру.

Таким образом, в основной образовательной программе данный региональный учебный предмет является одним из основных механизмов реализации принципа единства федерального культурного и образовательного пространства, защиты и развития системой образования национальных культур.

Целями изучения учебного предмета в общеобразовательных учреждениях являются:

1) содействие становлению российской гражданской идентичности (Я - россиянин) на основе формирования этнокультурной (Я - представитель своего народа) и региональной идентичностей (Я - якутянин), освоения ценностей, форм и правил социальной жизни в этнокультурных и поликультурных сообществах, общественно-политической и культурной жизни Российской Федерации;

2) формирование культуроведческой компетентности на основе достижений гуманитарных наук, в частности культурологии, систематизации представлений о культурном наследии народов, проживающих в регионе, о культурном и языковом многообразии, осознания места родной культуры в системе

национальных культурных ценностей;

3) развитие межкультурной компетенции, необходимой в современном поликультурном мире (открытость миру, готовность к культурному диалогу и совместной деятельности с представителями разных культур);

4) воспитание бережного отношения к родной культуре, толерантного отношения к культурному разнообразию, в том числе к проявлениям различных культур;

5) развитие личности через деятельност-ное усвоение базовых национальных и этнокультурных ценностей в социокультурном пространстве, повышение уровня духовно-нравственной, политической и социально-правовой культуры в процессе межкультурного диалога.

Содержание учебного предмета построено на идеях межкультурного диалога, понимаемого более в широком смысле как обширный концепт, позволяющий, с одной стороны, научить сопереживать, лучше познавать свою и чужую культуры и устанавливать связи между ними, отмечая как сходство, так и различия, с другой стороны, способствующий возникновению новых креативных процессов и форм культурного выражения, а также созданию инструментов, объединяющих людей с различным культурным фоном и побуждающих их к совместной деятельности [8].

Формирование межкультурной компетенции достигается через:

создание единого символического поля на основе базовых национальных ценностей (природа, родина, семья, труд, искусство, государственные символы, религия и др.) и культурных символов (родной язык, национальный костюм, национальная кухня, национальные игры, обрядовая культура, национальные праздники, фольклор, прикладное творчество и др.);

расширение и углубление базовых понятий об этнокультуре как части общероссийской, мировой культуры и культурном многообразии мира в контексте исторического развития и общественно-политической жизни;

сочетание личностно ориентированных (самореализация в творческой деятельности, рефлексия, индивидуальная проектная деятельность) и социокультурно ориентированных (коллективная проектная деятельность,

экскурсионная и театральная деятельность) технологий обучения и воспитания.

Учебный предмет также способствует достижению целей и задач начального и основного общего образования, направленных на становление личности обучающегося, формированию его личностных качеств, необходимых в современном мире.

В начальной школе программа учебный предмет обеспечивает развитие этнокультурной компетенции являющейся составной частью культуроведческой компетентности, и способствующей формированию этнокультурной идентичности и межкультурной компетенции. В основной школе программа учебного предмета способствует развитию межкультурной компетенции, формируемой на основе этнокультурной компетенции и направленной на становление гражданина многонациональной России.

При проектировании содержания учебного курса система базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество) выполняет системообразующую функцию в формировании гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей [5].

Учебная программа курса построена на основе комплексных научных знаний о человеке и об обществе, о влиянии природно-климатических и социальных факторов на формирование национальных культур и базируется на научном аппарате общественно-гуманитарных наук (культурологии, этнографии, социологии, психологии, истории, философии, политологии, педагогики, социолингвистики, правоведении).

Междисциплинарность учебного курса обеспечивает с одной стороны, систематизацию эмпирических представлений и научных знаний обучающихся, формируемых в процессе формальной, неформальной и информальной познавательной деятельности, с другой стороны, создаёт условия для интеграции содержания данного курса с учебными предметами «Родной язык», «Родная литература», «История России», «Обще-ствознание», «Изобразительное искусство», «Технология», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и ряд других

учебных курсов.

Интеграция с предметными областями достигается на основе организации диалога изучаемых материалов, раскрывающих взаимодействие и взаимообогащение этнических культур, способов познания мира, обеспечения жизнедеятельности, освоения духовных ценностей, культурного самовыражения народов Российской Федерации.

Региональный учебный курс обеспечивает выстраивание диалога культур разных народов, эпох, поколений, регионов и наиболее полно представлено в тематическом планировании, структурированном с учётом основных аспектов формирования идентичности личности: когнитивный, ценностно-эмоциональный, деятельностный. В процессе диалогизации выявляются не только общие свойства, но и отличительные черты обсуждаемых проблем, происходит наиболее глубокое понимание различных культур и осмысление учебного материала, его творческое усвоение (когнитивный компонент), эмоционально-ценностное отношение к культурным ценностям (ценностный компонент), деятельностное освоение окружающей действительности (деятельностный компонент), формируется межкультурная компетенция.

Данная программа учебного предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» на основе поликультурного, исторического, интегрированного и деятельност-ного подходов способствует достижению личностных, метапредметных и результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по предметным областям «Филология», «Общественно-научные предметы», «Искусство», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Программа учебного предмета включает следующие основные разделы: Наша Родина и её народы. Материальная культура народов Якутии. Духовная культура народов Якутии. Якутия в составе многонациональной России. Из истории народов Якутии. Развитие материальной и духовной культуры народов Якутии. Обеспечение права на самобытное развитие культуры и традиционного образа жизни народов Якутии как неотъемлемой части духовного богатства республики. Вклад Якутии в культурное многообразие

современного мира. Культура межнационального общения.

Безусловно, содержание учебного курса и технология организации межкультурного диалога будет более подробно реализовано в учебно-методическом комплексе, состоящем из печатных и цифровых электронных образовательных ресурсов, а также в социокультурных проектах участников образовательных отношений.

Таким образом, региональный учебный курс нового поколения в рамках основной образовательной программы выполняет системообразующую и координирующую функцию по поликультурному образованию и обеспечивает:

- сохранение этнорегиональных традиций реализации содержания образования на основе методологического подхода «от национальной культуры к русской и мировой культуре», заявленного Концепцией обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия) (1991 г.);

- формирование гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей у обучающихся на основе межкультурного диалога через «приобщение ребенка к родной культуре, а от неё - к российской и мировой» [7, с. 241].

Библиографический список

1. Абдулатипов Р. Г. Российская нация (эт-нонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях). - М.: Научная книга, 2005. - 472 с.

2. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичностей и построению гражданского общества // Вопросы образования. -2008. - №1. - С.79-80.

3. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. - СПб.: Изд-во «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009. - 296 с.

4. Балицкая И. В. Развитие идей мультикуль-турного и гражданского образования в современном мире//Образование и межнациональные отношения: сб. материалов международного симпозиума «Образование и межнациональные отношения - IEIR-2012» - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - С.48-52.

5. ДанилюкА. Я., Кондаков А.М., ТишковВ. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.

6. Иванова А. В. Модель формирования поликультурной компетенции школьников в контексте федеральных государственных образовательных стандартов //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2011. - №6. - С. 30-34.

7. Мубинова З. Ф. Поликультурное воспитание в современной педагогике: сравнительный анализ зарубежных и отечественных подходов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. — №3. - С. 234 -244.

8. Федеральный государственный стандарт начального общего образования в общеобразовательных учреждениях коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия): сборник примерных учебных планов и примерных программ - Якутск: Национальное книжное издательство «Бичик», 2013. - 95 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.