Научная статья на тему 'Роль этнопедагогики в подготовке компетентного специалиста в системе поликультурного педагогического образования'

Роль этнопедагогики в подготовке компетентного специалиста в системе поликультурного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1341
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонова Фаина Петровна

В статье рассматриваются вопросы организации экспериментальной работы по формированию этнопедагогической компетентности учителя. Анализируется процесс освоения будущими учителями этнопедагогики народов как базы профессиональной подготовки. Определено поликультурное пространство в процессе этнопедагогического образования в новых социокультурных ситуациях в ходе изучения курса «Этнопедагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль этнопедагогики в подготовке компетентного специалиста в системе поликультурного педагогического образования»

УДК 37.017.925

РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE ROLE OF ETHNOPEDAGOGY IN TRAINING COMPETENT SPECIALISTS WITHIN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL SUSTEM

Ф. П. Харитонова F. P. Kharitonova

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации экспериментальной работы по формированию этнопедагогической компетентности учителя. Анализируется процесс освоения будущими учителями этнопедагогики народов как базы профессиональной подготовки. Определено поликультурное пространство в процессе этнопедагогического образования в новых социокультурных ситуациях в ходе изучения курса «Этнопедагогика».

Abstract. The article deals with the problems of organizing experimental work aimed at the formation of teacher’s ethnopedagogical competence. The process of acquiring ethnopedagogical skills is considered as a basis of professional training of future teachers. The value of multicultural environment in ethnopedagogical education in new socio-cultural situations within the context of the modern multicultural pedagogical educational system is determined.

Ключевые слова: этнопедагогическая компетентность, поликультурное образовательное пространство.

Keywords: ethnopedagogical competence, multicultural educational environment.

Актуальность исследуемой проблемы. Социокультурная ситуация, особенности и противоречия многонационального и поликультурного гражданского общества выдвигают перед системой образования новые требования к подготовке подрастающего поколения к жизни на основе учета многообразных проявлений этничности в жизнедеятельности человека.

Сегодня в контексте обновления содержания образования остро ощущается необходимость повышения качества подготовки специалистов в соответствии с социальноэкономическими и глобальными интеграционными явлениями в мировом образовательном пространстве при условии сохранения отечественных традиций образования. С возрастанием напряженности в человеческих отношениях, в условиях всплеска непонимания, межнациональных конфликтов, которые распространились в нашем обществе, изучение процессов взаимодействия в полиэтнической образовательной среде и национального своеобразия воспитания, складывающегося веками, актуализирует важность современных проблем этнопедагогического образования в новых социокультурных условиях.

Современные тенденции формирования этнопедагогической компетентности учителя тесно связаны с необходимостью нового подхода к осознанию проблем его проектирования в изменяющихся социокультурных условиях. Возникает необходимость в новой

этнопедагогической парадигме, позволяющей обнаруживать особенности поликультур-ного образования, в определении основных направлений формирования концепции поли-культурного педагогического образования в этнопедагогической среде, представляющей собой «совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в мировоззрении людей, их поведении, народных традициях, обрядах, обычаях, фольклоре, праздниках, быте и т. д.» [6, 20].

В российской системе образования возрастает потребность в педагоге, способном компетентно, творчески осмысливать и применять в практической деятельности достижения этнопедагогики.

Поликультурное пространство в процессе этнопедагогического образования в новых социокультурных условиях достигается изучением педагогики народов России и других стран, в основе которого лежит знание и понимание традиционных культур воспитания разных народов.

Важность освоения этнопедагогики народов, разработки этнопедагогической компетентности учителя в системе поликультурного педагогического образования подчеркивала научная общественность страны. Проведены Международная научно-практическая конференция «Пансофия этнопедагогики» (г. Чебоксары, 2007), Всероссийская научнопрактическая конференция «Этнопедагогика: теория и практика» (г. Горно-Алтайск, 2007), Всероссийские этнопедагогические Волковские чтения «Педагогика любви», (гг. Горно-Алтайск, 2008, Тыва, 2009, Якутск, 2010) и др.

Основу этнопедагогики народов России составляют общечеловеческие этнокультурные ценности, главная из которых - любовь. «Педагогика любви - это область, в которой исследуются закономерности взаимовлияния педагогической любви на духовное развитие, сотворчество и саморазвитие как учителей, так и учащихся в процессе обучения и воспитания» [1, 480]. Применительно к области нашего исследования для определения значения этнопедагогики, основанной на примере и любви, в поликультурном образовательном пространстве за основу возьмем представление о любви как о чувстве, которое является побудительной силой духовно-нравственного развития личности, достижения взаимопонимания и единения человека с людьми других национальностей, способствующей эффективному взаимодействию в системе межнациональных отношений.

Взаимопонимание с людьми других национальностей, расположенность к другим людям, доброжелательные отношения к окружающим, познание и нравственность, чуткость, вежливое обращение к окружающим, владение богатством культурного наследия народов России, мира становятся великими воспитательными средствами и качествами при формировании этнопедагогической компетентности учителя. В поликультурном образовательном пространстве они способствуют конструктивному созидающему разрешению возникающих разногласий, направляют на личностный духовный рост участников межнационального диалога.

Целью данного исследования является формирование этнопедагогической компетентности будущих учителей в системе поликультурного педагогического образования в процессе изучения спецкурса «Этнопедагогика».

Материал и методика исследований. Нами был проведен анализ литературы по этнопедагогике, использованы опросные (анкетирование, беседа) и продуктивные (результаты деятельности будущих учителей - этнопедагогические проекты, сочинения, курсовые работы) методы исследований.

Результаты исследований и их обсуждение. Поликультурное пространство в процессе этнопедагогического образования в новых социокультурных условиях достигается изучением педагогики народов России в курсе «Этнопедагогика».

В содержание данной дисциплины входят:

1) основные этнопедагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

2) функции народного воспитания (подготовка к труду, формирование моральноволевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

3) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал) [3, 38].

В процессе преподавания курса «Этнопедагогика», внедрения перспективных образовательных технологий нами разработана модульная форма обучения, которая дает возможность соединить учебные дисциплины «Введение в этнопедагогику», «Этнодидакти-ка», «Воспитание личности в этнопедагогическом процессе», «Народная педагогика», «Этническая педагогика», «Этнопедагогика семьи» и др. При такой форме обучения происходит формирование программы интегрированного обучения. Совокупность нескольких предлагаемых к обучению модулей позволяет раскрыть содержание всей учебной дисциплины «Этнопедагогика».

Основными задачами образовательной программы по дисциплине «Этнопедагоги-ка» являются:

- приобретение специальных этнопедагогических знаний;

- ознакомление с многообразием и составом этнической культуры, прогрессивными воспитательными традициями;

- развитие у обучаемых понятия единства этнической и общечеловеческой педагогической культуры.

На изучение учебного курса «Этнопедагогика» отводится 70 часов: из них 36 - на аудиторные занятия (16 лекционных, 20 практических занятий), 34 - на самостоятельную работу студентов.

Экспериментальная программа может быть использована в двух вариантах:

1) программа-минимум - при подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности;

2) программа-максимум - на занятиях творческих лабораторий учителей, методических объединений, кафедр той или иной групп предметов, а также на занятиях-семинарах классных руководителей.

Модульное обучение способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности студентов. Для управления самостоятельной работой будущих учителей по освоению курса «Этнопедагогика» и для использования программы в качестве методического материала при обучении нами составлено учебно-методическое пособие «Организация самостоятельной работы студентов по курсу “Этнопедагогика”». При организации и стимулировании самостоятельной работы студентов по данному курсу (в контексте современной системы поликультурного педагогического образования) мы придерживались следующей формулировки самостоятельной работы как планируемой работы студентов, выполняемой по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [5, 120]:

- подготовка к лекционным, практическим занятиям и выполнение соответствующих заданий;

- работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебнотематическим планом программы.

Разделы и темы модулей курса «Этнопедагогика» содержат следующую структуру: объем знаний, содержание образования, отраженное в теме; требования к этнопедагогиче-ской компетентности учителя; система заданий для самостоятельной работы студентов (задания для самостоятельной внеаудиторной работы, задания для углубленного изучения по свободному выбору: индивидуальные, групповые и др.). В конце каждого модуля даны темы проектов и рефератов. Содержание дисциплины «Этнопедагогика» включает изучение следующих дисциплин: «История и теория этнопедагогики», «Общая и аналитическая этнопедагогика», «Сравнительная этнопедагогика», «Методология этнопедагогики»,

«Методы работы этнопедагога в различных институтах воспитания и социализации», «Организация этнопедагогической деятельности в процессе интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство)», «Этническая педагогика», «Народная педагогика», «Этнопедагогическая культура», «Основы народной педагогической культуры», «Этнопедагогика семейного воспитания», «Этнопедагогика народных игр и праздников», «Этнопедагогическая система воспитания личности», «Национальная культура и формирование национального самосознания», «Культура народов-соседей в интересах гармонизации межнациональных отношений в многонациональном государстве», «Народные традиции», «Этнопедагогическая среда» и др.

Курс «Этнопедагогика» состоит из трех модулей: введения в этнопедагогику, этно-дидактики, воспитания личности в этнопедагогическом процессе.

В первой части модуля изучаются основы этнопедагогики, формируются основные понятия, дается представление о народном опыте воспитания и традиционной педагогической культуре, этнопедагогике и народной педагогике, традиционной культуре воспитания и народном воспитании, традиционном воспитании и педагогической культуре, этнопедагоги-ческой эпистемии и этнопедагогической аксиологии и т. д. «Этнопедагогика» является ключевым понятием специального экспериментального курса и рассматривается прежде всего как «наука о народной педагогике, национальном своеобразии целей, содержания, процесса воспитания и развития личности, как гибридная наука, связанная с антропологией, этнологией, культурологией, социологией, психологией, этнопсихологией, фольклористикой» [4, 6]. Будущие учителя в рамках данного курса также изучают категории этнопедагогики; историю родного края; историю религии, его современное состояние, распространенность религиозных учений и течений в регионе; основы народной этики, эстетики, экологии; традиции, обычаи, обряды, народные праздники; факторы народного воспитания, методы традиционной культуры воспитания, средства народной мудрости, приемы народного воспитания и организационные формы учебно-воспитательной работы по их использованию для обеспечения решения педагогических задач; народные промыслы; использование элементов чувашской национальной вышивки в резьбе по дереву; изготовление элементов национального костюма (женского головного убора - хушпу, девичьего - тухъя). В данном модуле студентами усваивается понятийно-терминологический аппарат курса.

Во второй части модуля студентами осознаются содержание этнопедагогического образования и его функции, приобретаются этнопедагогические знания, применяются образовательные этнопедагогические технологии, направленные на формирование этно-педагогической компетентности. В построении содержания курса «Этнодидактика» ис-

пользованы исследования этнодидактического подхода к проектированию содержания национального образования, этнодидактики как технологии практико-ориентированного обучения М. Г. Харитонова [7] и Ф. Г. Ялалова [8], [9], а также направления проблемы этнопедагогического образования:

- этнопедагогические знания (помогают будущим учителям приобщиться к накопленному народом коллективному опыту, его идеалам, что формирует память культурную, память народную, историческую память и, в конечном итоге, активную жизненную позицию);

- этнопедагогические умения (складываются из соответствующих, уже приобретенных этнопедагогических знаний, простых и сложных навыков и свидетельствуют о развитой способности будущего учителя наиболее правильно использовать имеющиеся этнопедагогические знания и навыки в соответствии со сложившимися обстоятельствами как в период подготовки и проведения занятий, так и в ходе всего процесса обучения и воспитания школьников во время педагогической практики);

- этнопедагогическое мышление (особенность мыслительной деятельности, характеризующаяся целенаправленным использованием методологических и психологических основ познания этнопедагогических принципов, логических конструкций, содержания изучаемых дисциплин, этнопедагогических категорий и закономерностей для осмысления и решения этнопедагогических задач в конкретных педагогических ситуациях);

- этнопедагогическая рефлексия (осмысление собственных действий в процессе этнопедагогической деятельности (решения этнопедагогических задач) путем самонаблюдения, самопознания и критической самооценки) [7].

Этнодидактика - это «дидактика и конкретного этноса, и этнических групп, и народов в целом. Дидактику каждого этноса отличают определенные особенности, но в этно-дидактике есть и инвариантное ядро, одинаковое для разных этнических групп и народов» [8, 45]. По мнению Ф. Г. Ялалова, «этнопедагогический подход направлен и на формирование человека, которому предстоит жить в условиях межкультурного взаимодействия, глобализации и информатизации всех сфер жизнедеятельности... В соответствии с этнодидактическим подходом представитель любого народа России может получить этнокультурную, межкультурную и поликультурную подготовку, компоненты которой присутствуют в содержании национального образования детей всех возрастов» [9, 51-52].

В третьей части модуля раскрываются факторы народного воспитания, их взаимосвязь и взаимодействие; рассматриваются методы, средства и приемы традиционной культуры воспитания. Изучение данного модуля позволяет выявить и развить у будущих учителей этнопедагогические качества личности: знание и стремление пополнить народные национальные традиции; уважение к народным традициям и национальной самобытности народа; любовь к народному творчеству, родным местам и природе; знание национальной культуры; осознание духовной жизни народа; уважительное отношение к народным традициям и обычаям и др.

В процессе изучения курса происходит ознакомление с многообразием и составом этнической культуры, прогрессивными воспитательными традициями и развитие общекультурного специального образования на основе этнической педагогики.

Образовательными и прикладными задачами специального экспериментального курса являются:

- знакомство студентов с содержанием и особенностями изучения науки об этносах;

- выявление приоритетных задач воспитания, решаемых на основе этнопедагоги-ческих знаний, умений и навыков;

- усвоение сущности понятийно-терминологического аппарата курса;

- изучение основных отечественных и зарубежных концепций педагогического образования в полиэтническом и поликультурном образовательном пространстве;

- формирование системы теоретических знаний в области этнопедагогики;

- ознакомление с многообразием и составом этнических культур, прогрессивными воспитательными традициями;

- обобщение и систематизация этнопедагогического материала с целью закрепления их для будущей профессиональной деятельности учителя;

- формирование у обучаемых понятия единства этнической и общечеловеческой культур;

- воспитание духовно-нравственной личности, уважающей культуру и историю народов мира, проявляющей черты толерантного поведения.

На практических занятиях по курсу «Этнопедагогика» активно используются деловые игры, дискуссии, этнопедагогические проекты, позволяющие развивать такие навыки, как способность самостоятельно мыслить, принимать решения, действовать в новых социокультурных условиях.

В ходе изучения данного курса происходит сопоставительное рассмотрение культур и цивилизаций народов, их традиционной культуры воспитания, обычаев и обрядов. Реализация технологии изучения педагогических традиций народов предусматривает построение поликультурного пространства этнопедагогического образования. Процессообразующим элементом при этом выступает гуманное отношение к традициям, культуре, искусству разных народов, чужому языку и его представителю как толерантной личности, равноправному коммуниканту межнационального этнопедагогического диалога. Поликультурность в преподавании этнопедагогики является важным условием развития этнопедагогической компетентности учителя, учитывающей специфические особенности регионов (духовнонравственные, культурно-исторические, языковые и др.). Знание и понимание студентами культур разных народов в процессе изучения разработанного нами курса «Этнопедагогика» в контексте поликультурного педагогического образования способствуют интеграции будущего учителя в мировое культурно-образовательное пространство.

На практических занятиях студенты с большим интересом изучают национальное своеобразие воспитания каждого народа. При этом будущие учителя знакомятся с культурой, познают внутренний мир различных народов через сказки, поговорки, пословицы и др. В процессе изучения национального своеобразия воспитания через устное народное творчество студенты получают разносторонние сведения об истории, культуре, быте, обычаях, верованиях, нравах, этических нормах и идеалах народа.

Изучение русского, татарского, чувашского, греческого, украинского, марийского и других фольклоров не только учит ценить и понимать духовный и нравственный мир этих народов, но и раскрывает перед будущими учителями большие возможности для ознакомления с их историей, бытом, обычаями и обрядами.

В ходе занятий со студентами нами разработаны основные требования к этнопеда-гогической компетентности будущего учителя:

- понимание сущности народного воспитания как общественно-исторического явления и умение раскрыть ее;

- знание истории, предпосылок возникновения и развития этнопедагогической теории;

- понимание закономерной необходимости связи этнопедагогики с другими науками о человеке и обществе;

- умение выделять существенные признаки основных категорий этнопедагогики;

- понимание, умение объяснять и обосновывать взаимосвязь этнопедагогической теории и практики;

- умение раскрывать основные конкретно-научные подходы, с учетом которых развивается этнопедагогика в условиях поликультурного педагогического образования;

- знание основных методов изучения этнопедагогической действительности;

- умение давать качественную характеристику методологических основ национально-региональной концепции воспитания на основе народных традиций и др.

Поликультурное пространство этнопедагогического образования превращается в пространство личностного развития учителя. При этом необходимо соблюдение следующего условия: в содержательном аспекте образовательный процесс должен иметь личностную направленность, которая обеспечивает выработку собственных традиционных национальных ценностей через осмысление общечеловеческих ценностей.

В процессе формирования этнопедагогической компетентности учителя нами использовалась теоретическая концепция регионально-этнической культуры воспитания, являющейся объектом этнопедагогики как науки, разработанная академиком Г. Н. Волковым [2, 24]. Критериями эффективности формирования компетентного специалиста явились уровень сформированности знаний особенностей материальной и духовной культуры этносов, в т. ч. представления об основных хозяйственных занятиях и традиционных ремеслах родного края; понимание особенностей культурной специфики различных этносов, проживающих в различных регионах.

Резюме. Наше исследование показало, что содержательное наполнение курса «Эт-нопедагогика» способствовало подготовке компетентного специалиста в системе поли-культурного педагогического образования. Формированию этнопедагогической компетентности будущего учителя оказывает содействие развитие системы этнопедагогических знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления этнопедагогической деятельности на основе использования модульных технологий обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Волков, Г. Н. Концепция научно-исследовательского института этнопедагогики / Г. Н. Волков // Эт-нопедагогический ежегодник. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2005. - Вып. 1. - С. 15-25.

3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - М. : Академия, 1999. - 168 с.

4. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - М. : РАО, 1997. - 54 с.

5. Рубаник, А. Самостоятельная работа студентов / А. Рубаник, Г. Большакова, Н. Тельных // Высшее образование в России. - 2005. - № 6. - С. 120-124.

6. Сластенин, В. А. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования / В. А. Сластенин, Г. В. Палаткина. - М. : Прометей, 2004. - 130 с.

7. Харитонов, М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы / М. Г. Харитонов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2004. - 330 с.

8. Ялалов, Ф. Г. Этнодидактика как технология практико-ориентированного обучения / Ф. Г. Ялалов // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2004. - № 2. - С. 45-46.

9. Ялалов, Ф. Г. Этнодидактический подход к проектированию содержания национального образования / Ф. Г. Ялалов // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2004. - № 7. - С. 51-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.