УДК 37.017.925
ББК 74.489
Харитонова Фаина Петровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики начального образования Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
г. Чебоксары Kharitonova Faina Petrovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Primary Education Pedagogics Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev Cheboksary, Chuvash Republic [email protected]
Проект содержания процесса формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве Layout of the Teachers’ Ethnopedagogical Competence Forming Process in Multicultural Educational Environment
Статья посвящена проблеме развития этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве. В ней раскрыты возможности содержания некоторых учебных дисциплин в ее формировании, научно-методическое содержание процесса ее формирования.
The article discusses the scientific and methodological content of the teachers’ ethnopedagogical competence forming in multicultural educational environment.
Ключевые слова: этнопедагогическая компетентность, процесс ее формирования, поликультурное образовательное пространство.
Key words: ethnopedagogical competence, multicultural educational environment, ethnopedagogical competence forming.
Социокультурная и демографическая ситуация, проблемы межкультурного
взаимодействия в многонациональном коллективе, возрастание напряженности в межэтнических отношениях, частичное использование в общеобразовательных учреждениях регионально-этнической культуры воспитания выдвигают перед системой образования новые требования по подготовке педагога к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве (ОП).
В современных условиях, когда в вузах обучаются представители разных народов с различной национальной культурой и разнообразными этниче-
191
скими традициями повышается значимость проблем межкультурного взаимодействия, взаимоотношения участников образовательного процесса, актуализируется роль и значение педагога с высоким уровнем развития профессиональной этно-психолого-педагогической культуры. Педагогу необходимы знания и умения их использования в профессиональной деятельности в поликультур-ном On не только своей родной этнической культуры, но и культуры других народов. Такие знания и умения должны способствовать организации в учебном процессе позитивных межэтнических отношений с детьми разных национальностей.
Oсобую значимость приобретает проблема формирования этнопедагогической компетентности педагога к работе в поликультурном On, важнейшими направлениями которого являются: компетентность педагога в обеспечении в педагогическом процессе взаимодействия субъектов этноса в поликультурном On (личность педагога и учащиеся); этно-психолого-педагогическая ориентация личности в педагогической деятельности в поликультурном On; ценностно-смысловые доминанты поведения личности педагога для предупреждения конфликтов детей разных этносов; развитие эмпатийных качеств, толерантности, взаимопонимания и др.
В данной статье рассматриваются вопросы проектирования содержания данного процесса формирования в поликультурном образовательном пространстве.
Категория этнопедагогической компетентности как характеристика личности педагога остается недостаточно изученной в педагогической теории. Сложность ее изучения заключается в том, что до последнего времени она разрабатывается в рамках традиционных устойчивых понятий «знания», «умения» (М.Г. Харитонов, А.В. Кайсарова). В работах С.Н.Федоровой этнопедагогиче-ская субкомпетентность, рассматриваемая как структурный элемент этнокультурной компетентности, определяется как «система этнопедагогических знаний, умений, навыков и личностных качеств учителя как этнопедагога» [4, c. бЗ].
В рамках специфического содержания рассматриваемого понятия раскрывается как: интегративное профессионально-личностное качество, охватывающее следующие сферы личности педагога: когнитивно-интеллектуальную, операционально-деятельностную и потребностно-мотивационную (Р.В. Комраков); ряд компонентов, которые представляют «совокупность способностей, личностных качеств» (В.Ю. Штыкаре-ва). Для работы в полиэтническом регионе Е.В. Кузнецова включает в данное понятие «стремление к повышению своего профессионального уровня». Специального исследования этнопедагогической компетентности как разновидности, части профессиональной компетентности мы не встретили. Имеется исследование М.В. Кумаховой, рассматривающей её как национальнорегиональную профессиональную компетентность, предполагающую «теоретическую и практическую готовность педагога к осуществлению его профессиональной деятельности в условиях региона» [2, с. 40].
Будучи сложным многофакторным явлением, она, согласно нашей кон-
Г Г- “1 w w w v>
цепции [5], является единой целостной структурой, состоящей из следующих компонентов, отражающих ее как системное образование:
- профессиональный, который в свою очередь включает когнитивную, операционально-деятельностную, коммуникативную, мотивационносмысловую, рефлексивную составляющие;
- этнопсихологический, интегративные характеристики которого проявляются в следующих частях: этносоциально-психологической, этнодиф-ференциально-психологической, этноаутопсихологической;
- этнопедагогический, в составе которого выделяются следующие его части: этнокультурная, этнодидактическая, этновоспитательная. Мы считаем, что этнопедагогическая компетентность педагога не должна быть представлена односторонне, а должна быть профессиональной и учитывать национальнопсихологические особенности обучающихся. Следовательно, эти три компонента не должны быть изолированы друг от друга, а рассматриваться в единст-
ве и составлять профессиональную этно-психолого-педагогическую компетентность [6].
Этно-психолого-педагогическая компетентность (ЭППК) педагога для работы в поликультурном ОП целенаправленно развивается в процессе этнопе-дагогизации педагогического процесса в вузе, которая помогает будущим педагогам овладеть с духовным богатством народа, способствует развитию у них способности анализировать различные этнопедагогические ситуации, показывает ценностно-смысловую значимость этнопсихологических и этнопедагоги-ческих знаний, повышает их этно-психолого-педагогическую подготовку для профессиональной деятельности в поликультурном ОП.
Разработанная нами комплексная экспериментальная программа формирования ЭППК педагога включает десять учебных модулей. Содержание учебных модулей направлены на реализацию разработанной нами теоретической модели этнопедагогической компетентности педагога [5] и образовали следующие комплексы составляющих ее компонентов:
- модуль 1. Этно-культурно-социально-психологический;
- модуль 2. Этно-дидактико-социально-психологический;
- модуль 3. Этно-воспитательно-социально-психологический;
- модуль 4. Этно-воспитательно-дифференциально-психологический;
- модуль 5. Этно-культурно-дифференциально-психологический;
- модуль 6. Этно-дидактико-дифференциально-психологический;
- модуль 7. Этно-культурно-аутопсихологический;
- модуль 8. Этно-дидактико-аутопсихологический;
- модуль 9. Этно-воспитательно-аутопсихологический;
- модуль 10 составляет реализацию этнопедагогического компонента содержания образования в ходе внеаудиторных занятий и мероприятий.
Объединение содержания различных дисциплин в модуль направлено на усиление их взаимосвязи на каждом этапе педагогической системы формирования ЭППК. В соответствии с содержанием этнопедагогической компетентности
педагога нами обоснованы как целесообразные в процессе ее формирования следующие этапы: ориентационный (установочной этнопедагогизации); представление студентами о регионально-этнической культуре воспитания разных народов; актуализация ими этнических особенностей обучающихся на основе общности педагогических культур народов и осознание необходимости сложности работы в поликультурном образовательном пространстве; ситуационноконтекстное освоение студентами этнической коммуникации в профессиональной деятельности; моделирование ими проблем и вопросов этно-психолого-педагогического содержания; самоактуализация педагогом и рефлексия собственной педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве (рефлексивный этап).
На каждом этапе формируются содержательные части всех компонентов профессиональной ЭППК (этнопедагогического и этнопсихологического). Структурно результаты этих этапов могут быть охарактеризованы через составляющие профессионального компонента раскрываемой компетентности (когнитивную, операционально-деятельностную, коммуникативную, мотивационно-смысловую, рефлексивную). Это значит, что на всех этапах решаются задачи, связанные с развитием системы этно-психолого-педагогических знаний и умений, становлением коммуникативных навыков в межкультурном взаимодействии, освоением общечеловеческих и национально-этнических ценностей, рассматриваемых этнопедагогикой в их единстве (Г.Н. Волков) и формированием мотивов поведения в поликультурном ОП и этнопедагогической деятельности, проявлением этнопедагогической рефлексии.
Содержание тем учебных дисциплин модуля, осваиваемых студентами в рамках разработанной нами экспериментальной программы, предполагает построение его на основе системно-модульного подхода к содержанию обучения в высшей школе, разработанного И.Г. Шамсутдиновой [7]. По мнению автора, «модульная организация содержания обучения обуславливает блочное по-
строение учебного плана подготовки специалиста в соответствии с иерархией целей» [7, с. 39].
Системно-модульное построение содержания учебных предметов, в соответствии с этим подходом имеет своим началом дисциплины профессионального содержания. Система учебных дисциплин выстраиваются из циклов: ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, ЕН -общие математические и естественнонаучные дисциплины, ОПД - общепрофессиональные дисциплины, ДПП - дисциплины предметной подготовки, ФТД
- факультативные дисциплины, представленные в содержании профессиональной подготовки педагогов общеобразовательной программой, построенной на основании ФГОС ВПО, с последующим возвращением «по спирали» к исходной дисциплине для решения проблем формирования этно-психолого-педагогической компетентности педагога.
Отбор содержания разделов и тем разных учебных дисциплин, изучаемых студентами на психолого-педагогическом факультете ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» по каждой специальности, таких как педагог-психолог, социальный педагог, учитель начальных классов производился по принципу соответствия их целевому назначению для формирования этно-психолого-педагогической компетентности педагогов в целом и в соответствии с целью данного модуля.
Нами проанализированы образовательные программы, в структуру которых входят учебные планы и программы дисциплин профессиональной подготовки студентов по вышеуказанным направлениям подготовки и выявлены возможности их содержания в формировании ЭППК педагога, отобраны темы дисциплин из рабочих программ, относящиеся к каждому модулю.
Для формирования ЭППК содержание экспериментальной программы предполагало введение дополнительных тем по этим дисциплинам.
Так, в первом модуле (этно-культурно-социально-психологическом) учебная дисциплина «Теория и методика воспитания» предоставляет значи-
тельные возможности для формирования коммуникативной составляющей профессионального компонента ЭППК педагога. Вводимая нами тема «Профессиональные умения педагога в общении с детьми разных национальностей» способствует развитию готовности педагогов к установлению контактов с детьми с разными этническими традициями на основе понимания этнических особенностей взаимодействия в общении. Содержание учебной дисциплины «Деловая риторика», раскрывая понятия «культура речевой деятельности», «речевое воздействие», согласно учебной программы, разработанной В.И. Бычковым [1], служит базой для формирования коммуникативной составляющей профессионального компонента ЭППК. Нами вводится в девятом модуле (эт-но-воспитательно-аутопсихологический) по этой дисциплине тема «Отношение учителя к языку как к этнокультурной ценности».
Возможности для обеспечения формирования мотивационно-смысловой составляющей профессионального компонента ЭППК педагога в экспериментальной программе открываются в учебной дисциплине «Мировая художественная культура» в третьем модуле (этно-воспитательно-социально-психологическом). При введении темы «Общечеловеческие и национальные ценности, ценностно-смысловое отношение педагога к многонациональной культуре, народным ремеслам» происходит осознание студентами к процессу передачи накопленных культурных ценностей и национального художественного творчества старшего поколения младшему. В учебной дисциплине «Педагогическая антропология» во втором модуле (этно-дидактико-социально-психологический) при введении темы «Ценностно-смысловое отношение к развитию человека, способного усваивать национальные традиции, этнокультуру, язык других этносов» происходит осознание студентом себя как представителя определенного этноса.
Для развития мотивационно-смысловой составляющей профессионального компонента ЭППК, а именно ценностно-смыслового отношения к этнокультурным ценностям, таким как язык, традиции, природа, религия, искусст-
во, большие возможности предоставляют и другие учебные дисциплины. Так, в «Истории и культуре родного края» рассматриваются вопросы взаимосвязи истории и культуры родного края с культурой мировой цивилизации. По данной дисциплине вводится тема «Ценностно-смысловое отношение педагога к своим предкам, к родному краю», в которой раскрываются общечеловеческие и национальные ценности народов региона.
Для развития когнитивной составляющей профессионального компонента ЭППК важную роль играет усвоение учебной дисциплины «Этнопедагогика», как науки о регионально-этнической культуре воспитания, представляющего собой, по мнению Г.Н. Волкова, «единство общечеловеческих и национальноэтнических ценностей. Причем первые выступают тем общим началом, что объединяет педагогику различных этносов, регионов; вторые же придают этнопеда-гогике национально-региональную специфику, делая ее неповторимой, присущей, только данному народу» [2, с. 22]. В процессе изучения этой дисциплины студенты рассматривают общность культур народов и особенности, подчеркивая уникальность каждой. Водимый нами в девятом модуле (этно-воспитательно-аутопсихологическом) экспериментальный курс «Этнопедагогика в системе по-ликультурного педагогического образования» состоит из трех частей: введение в этнопедагогику, этнодидактика, воспитание личности в этнопедагогическом процессе. В первой части изучаются основы этнопедагогики, способствующие формированию у студентов всех трех частей (этнокультурной, этнодидактиче-ской, этновоспитательной) этнопедагогического компонента профессиональной ЭППК. Во второй части студентами осознаются содержание этнопедагогическо-го образования и его функции, осваиваются образовательные технологии, направленные на формирование этнопедагогической компетентности. Будущим педагогам раскрываются темы «Особенности обучения учащихся различной этнической обшности», «Соблюдение культуры межнационального общения в учебно-воспитательном процессе» и др. В третьей части раскрывается тема «Факторы народного воспитания (природа, игра, традиции, слово, общение, быт,
искусство, религия) их взаимосвязь и взаимодействие. Для формирования рассматриваемой компетентности нами вводятся следующие темы: «Методы, приемы народного воспитания, применяемые в традиционной культуре воспитания народов региона», «Индивидуальные характеристики, свойственные конкретным обучающимся и их учет в педагогическом процессе» и др. В процессе преподавания этой дисциплины решаются задачи усвоения педагогами этнопедагогиче-ских знаний, необходимых для работы в поликультурном ОП.
Для развития операционально-деятельностной составляющей профессионального компонента ЭППК большие возможности предоставляет содержание таких дисциплин, как «Основы общей психологии», «Психология воздействия», «Экспериментальная психология», «Психология личности» и др. Содержание тем дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования», изучаемое студентами в пятом модуле экспериментальной программы (этно-культурно-дифференциально-психологическом), предполагает рассмотрение ими национальных особенностей семейных отношений. Вводимая нами тема «Использование особенностей семейного воспитания, семейных культурных традиций у разных народов» способствует развитию у студентов умения использовать в профессиональной деятельности этнические семейные традиции.
Развитие рефлексивной составляющей профессионального компонента ЭППК педагога предусматривает введение в восьмом модуле (этно-дидактико-аутопсихологическом) для повышения профессиональной компетентности в области совершенствования этнопедагогической деятельности разработанного нами спецкурса «Этнопсихологические и этнопедагогические основы профессиональной деятельности педагога в системе поликультурного педагогического образования». Дополнительные темы вводимого спецкурса, такие как «Взаимодействие педагога в активизации своего профессионального саморазвития», «Самодиагностика и умение видеть сильные и слабые стороны своего труда в процессе работы с детьми разных национальностей» дают большие
возможности для развития рефлексивной и операционально-деятельностной составляющих профессионального компонента на рефлексивном этапе формирования ЭППК.
Учитывая в содержании профессиональной подготовки педагога необходимость проведения педагогической практики студентов психологопедагогического факультета в различных образовательных учреждениях, в экспериментальной программе были нами разработаны этнопедагогические задания для выполнения ими во время ее прохождения (проведение классных часов, внеклассных мероприятий с использованием методов и средств народной педагогики; проведение уроков с использованием фольклорного материала; работа с родителями в поликультурном ОП и др.).
Десятый модуль экспериментальной программы по развитию ЭППК предусматривает проведение со студентами воспитательных внеаудиторных мероприятий, психолого-педагогических тренингов межкультурного взаимодействия, ролевых игр. Разработаны сценарии проведения мастер-класса «Презентация народных инструментов» и организации встреч с народными художниками, писателями, народными умельцами и др.
Процесс формирования ЭППК по разработанной нами экспериментальной программе в течение всех лет обучения в вузе в результате этнопедагогиза-ции учебно-воспитательного процесса способствует организации целостной и комплексной системы развития рассматриваемого качества.
Таким образом, содержание профессиональной этнопедагогической подготовки педагогов дает достаточно широкие возможности для развития составных компонентов (профессиональный, этнопсихологический, этнопедагогиче-ский) этно-психолого-педагогической компетентности педагога.
Библиографический список
1. Бычков, В.И. Деловая риторика / В.И. Бычков. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - 16 с.
2. Волков, Г.Н. Концепция научно-исследовательского института этнопе-дагогики / Г.Н. Волков // Этнопедагогический ежегодник. - Чебоксары, 2005. -С. 15-22.
3. Кумахова, М.В. Формирование этнопедагогической компетентности учителя / М. В. Кумахова. - Пятигорск: ПГПУ, 2009. - 127 с.
4. Федорова, С.Н. Системный подход к этнокультурной подготовке будущих педагогов / С.Н. Федорова. - ЙошкарЮла: Марийский государственный университет», 200S. - 43б с.
5. Харитонова, Ф.П. Концепция формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве / Ф.П. Харитонова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2013. - №1. - Ч. 2. Серия «Гуманитарные и педагогические науки». - С. 1S5-190.
6. Харитонова, Ф.П. Формирование этнопедагогической компетентности студентов в поликультурном образовательном пространстве / Ф.П. Харитонова // Педагогическое образование: вызовы ХХ! века. - Курск. В 2-х ч. - Ч. I. -Курск.: Курский государственный университет, 2012. - 451 с.
7. Шамсутдинова, И.Г. Системно-модульный подход к содержанию обучения в высшей школе / И.Г. Шамсутдинова. Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. - М.: Прометей,1997. - С.40-41.
Bibliography
1. Bychkov, V. I. Business Rhetoric / V. I. Bychkov. - Cheboksary: Chuvash State Pedagogical University, 200S. - 1б p.
2. Fedorova, S. N. System Approach to Ethno-Cultural Training of Future Teachers / S. N. Fedorova. - Yoshkar-Ola: Mari State University, 200S. - 43б p.
3. Kharitonova, F. P. The Concept of Teachers’ Ethnopedagogical Competence Forming in Multicultural Educational Space / F. P. Kharitonova // Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after Ivan Yakovlev. - 2013. - Part
2. - Series Humanities and Pedagogical Sciences. - P. 1S5-190.
4. Kharitonova, F. P. Students’ Ethnopedagogical Competence Forming in Multicultural Educational Space / F. P. Kharitonova // Pedagogical Education: Challenges of the XXI Century. - In 2 Parts. - Part 1. - Kursk: Kursk State University, 2012. - 451 p.
5. Kumakhova, M.V. Teacher’s Ethnopedagogical Competence Forming / M. V. Kumakhova. - Pyatigorsk: PSPU, 2009. - 127 p.
6. Shamsutdinova, I. G. System-Modular Approach to the Content of Higher School Training / I. G. Shamsutdinova. - Scientific Papers of MPSU named after. V. I. Lenin. - Series: Psychological and Pedagogical Sciences. - M.: Prometey, 1997. - P. 40-41.
7. Volkov, G. N. The Scientific Research Concept of the Institute of Ethnopedagogy / G.N. Volkov // Ethnopedagogical Yearbook. - Cheboksary, 2005. -P. 15-22.