Научная статья на тему 'Поликультурное педагогическое образование в контексте этнопедагогической компетентности педагога'

Поликультурное педагогическое образование в контексте этнопедагогической компетентности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE / MULTICULTURAL PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонова Ф. П.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования этнопедагогической компетентности педагога в системе поликультурного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харитонова Ф. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multicultural Pedagogical education in the context of teacher’s ethnopedagogical competence

The article deals with the theoretical and practical aspects of forming teacher’s ethnopedagogical competence in multicultural pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Поликультурное педагогическое образование в контексте этнопедагогической компетентности педагога»

УДК 37.017.925

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

MULTICULTURAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF TEACHER’S ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE

Ф. П. Харитонова

F. P. Kharitonova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования этнопедагогической компетентности педагога в системе поликультурного педагогического образования.

Abstract. The article deals with the theoretical and practical aspects of forming teacher’s ethnope-dagogical competence in multicultural pedagogical education.

Ключевые слова: этнопедагогическая компетентность, поликультурное педагогическое образование.

Keywords: ethnopedagogical competence, multicultural pedagogical education.

Актуальность исследуемой проблемы. Социально-экономические изменения в обществе, вхождение России в мировое образовательное пространство, социокультурная и демографическая ситуации выдвигают перед системой образования новые требования по подготовке будущего специалиста к профессиональной деятельности в поликультурной среде.

Одним из стратегических направлений поликультурного образования, по мнению

О. К. Гукаленко, выступает «передача из поколения в поколение и закрепление в каждом из них исторически сложившихся наиболее стабильных духовных, мировоззренческих и культурных ценностей соответствующего социума, предопределяющих глубинные основы его специфического менталитета, воспроизведение духовного наследия народа» [4, 129].

Современный педагог работает в условиях взаимодействия культур разных этносов. При этом знания о культуре своего народа и народов мира способствуют ему выстроить образовательный процесс в соответствии с задачами поликультурного образования. Изучение педагогами культуры своего народа в контексте мировой культуры, регионального своеобразия духовного мира предков способствует успешной педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде.

А. Н. Джуринский отмечает, что «современная педагогика исходит из того, что образование и воспитание не могут быть иными, как при учете национальных (этнических) различий, и должны включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения» [6, 8]. Проблема формирования этнопедагогической компетентности педагога, способного к принятию разных культур, знающего регионально-этническую культуру воспитания, народные обычаи, традиции, нормы поведения в системе поликультурного

образования, выходит на первый план. Этнопедагогическая компетентность является качественной характеристикой, определяющей уровень выполнения этнопедагогических задач в поликультурной среде.

Цель данного исследования - раскрытие вопросов поликультурного педагогического образования в контексте этнопедагогической компетентности педагога.

Материал и методика исследований. Нами был проведен анализ литературы по данной теме с учетом наработанного этнопедагогического опыта в системе поликультур-ного педагогического образования, использованы опросные (анкетирование, беседа) методы исследований и результаты деятельности будущих педагогов - этнопедагогические проекты, сочинения, курсовые работы.

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ изучения уровня сформиро-ванности этнопедагогической компетентности у педагогов в общеобразовательных школах Чувашской Республики определил его как недостаточный для решения современных образовательных задач, учитывающих многокультурность и полиэтничность. Анкетирование и тестирование педагогов позволили проанализировать их отношение к процессам поликультурного образования. Педагоги показали отрывочные знания о традиционной культуре воспитания, отечественной и национальной культуре, традициях и обычаях народов. Среди опрошенных были выявлены осторожно настроенные наблюдатели, а также исполнители, готовые взять на себя ответственность за реализацию этнопедагогики как науки в практической деятельности. С целью выявления готовности педагогов к этнопе-дагогической деятельности в поликультурной среде определяли:

1. Степень осведомленности в основных этнопедагогических понятиях разных народов (уходе, воспитании, самовоспитании, перевоспитании, наставлении, обучении, приучении) [3].

2. Наличие знаний факторов (природы, игры, слова, общения, традиции, дела, быта, искусства, религии и др.); методов (убеждения, примера, приказа, разъяснения, приучения и упражнения, пожелания и благословения, просьбы, совета, намека, одобрения, уговора, заповеди, запрета, угрозы, наказания) и средств воспитания (потешек, считалок, пословиц, поговорок, загадок, эпосов, сказок, легенд, преданий, мифов и др.) у народов-соседей.

3. Знание общечеловеческих и национальных ценностей, психологии ребенка в детской этнопедагогической среде.

Педагоги, использующие этнопедагогические знания в профессиональной деятельности, отмечают их недостаток в области этнопедагогического диалога в поликультурном образовательном пространстве.

Для понимания сущности поликультурного педагогического образования в контексте этнопедагогической компетентности педагога нами были использованы философские идеи Н. А. Бердяева о том, что «человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек... Национальный человек - больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть черты индивидуально-национального. Можно желать братства и единения русских, французов, англичан, немцев и всех народов земли, но нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов, национальных духовных типов и культур» [1, 93].

Анализ результатов этнопедагогических исследований позволил установить, что целью народного воспитания в этнопедагогике является «идеал совершенного человека». К. Д. Ушин-ский утверждал: «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях... Этот идеал отражает в себе характер самого народа и развивается вместе с его развитием» [11, 122-123].

При учете этнопедагогического аспекта традиционной народной культуры в содержании образования для нашего исследования особую значимость имеет рассмотрение в качестве одного из важнейших принципов развития образования как социальнокультурного института «развитие образования как механизма сохранения национальных особенностей и культуры народов России, ценности русского и родного языков, формирования современной культуры россиян» [9, 7].

Как отмечает О. К. Гукаленко, «задачи поликультурного воспитания предполагают национальную интерпретацию общечеловеческих ценностей, обусловленную менталитетом конкретного народа» [4, 129].

Отечественными учеными исследованы актуальные проблемы поликультурного (многокультурного, мультикультурного) образования и подготовки учителей для работы в условиях педагогической среды (О. К. Гукаленко, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, Г. В. Палаткина, В. А. Сластенин и др.).

Сущность поликультурного образования Э. Р. Хакимов определяет как «сопряжение нескольких культурных традиций в содержании, методах и организационных формах образования с целью признания обучающимися явлений культурного многообразия как общественной нормы и личностной ценности [12, 11].

Анализ литературы показал, что в педагогической литературе представлено научное осмысление различных проблем поликультурного педагогического образования, таких как:

- этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Г. В. Палаткина);

- идеи мультикультурного образования в США, Канаде, Австралии (И. В. Балицкая);

- системные изменения педагогического образования в поликультурном обществе в условиях развития миграционных процессов (М. В. Дюжакова);

- теоретические основы воспитания этнокультурных отношений будущих учителей в поликультурном образовании (Э. Ф. Вертякова);

- педагогическое образование в этнически и культурно гетерогенной Канаде (Л. В. Волосович) и др.

Поликультурный подход становится сегодня единственно возможным базисом создания новой всечеловеческой этнопедагогической и этнолингводидактической парадигмы [7, 62].

Г. Н. Волков подчеркивал, что «в тесной взаимосвязи находятся проблемы общности педагогических культур разных народов и национальной их самобытности» [8, 34-35]. Автор указывал на общность: а) исторических условий; б) целей и интересов трудящихся всех стран; в) основ народной психологии; г) географических условий, а также на взаимовлияние педагогических традиций разных народов и взаимодействие народной педагогики с педагогической наукой [3, 34-35].

В процессе раскрытия в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии, «представляется целесообразным при выборе материала для образовательного процесса учитывать не только общие элементы этнических культур, но и их особенности, подчеркивая уникальность каждой. Чем больше особенностей различных культур будут знать учащиеся, тем больше они будут понимать поступки, взгляды разных народов. А понимание - первая ступень к согласию» [10, 147].

Приобщение будущих педагогов к накопленным веками духовным ценностям играет важную роль в формировании у них этнопедагогической компетентности. Этнопедагогиче-ская компетентность педагога в системе поликультурного педагогического образования, на наш взгляд, не может быть одинаковой для всех регионов, она определяется с учетом специфики этнопедагогической деятельности в различных регионах. В профессиональной эт-

нопедагогической компетентности отражаются специфика конкретной этнопедагогической деятельности, необходимые знания и национально-региональные особенности традиционной культуры воспитания конкретного региона.

В Концепции научно-исследовательского института этнопедагогики [2] Г. Н. Волков указывал, что «регионально-этническая культура воспитания представляет собой единство общечеловеческих и национально-этнических ценностей. Причем первые выступают общим началом, объединяющим педагогику разных этносов, регионов; вторые же придают этнопедагогике национально-региональную специфику, делая ее неповторимой, присущей только данному народу» [10, 22].

Исследуя вопросы развития поликультурного образования в условиях регионализации системы образования, Г. Ж. Даутова указывает, что целью поликультурного образования «является придание равновесия национальному и общечеловеческому в культуре, содействие в формировании единого человечества, сохраняя при этом национальную самобытность и уникальность каждой культуры, нации, этноса» [5].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что существуют различные подходы к определению этнопедагогической компетентности, но нет однозначного представления о содержании, структуре, видах и способах формирования профессиональной этнопедагогической компетентности как социокультурного феномена в по-ликультурном образовательном пространстве. В педагогических работах этнопедагогиче-ская компетентность рассматривается как:

- «сформированная в процессе обучения и самообразования система знаний и умений об опыте народных масс по социализации личности» (Д. Е. Иванов);

- «совокупность этнопедагогических знаний и умений для целенаправленного и последовательного включения в учебный процесс педагогического наследия своего народа» (А. В. Кайсарова);

- «система этнопедагогических знаний, умений, а также личностных качеств учителя» (С. Н. Федорова);

- «совокупность этнопедагогических знаний и умений, стремление к повышению своего профессионального уровня для эффективной работы в полиэтническом регионе» (Е. В. Кузнецова);

- «интегративное профессионально-личностное качество студента, охватывающее когнитивно-интеллектуальную, операционально-деятельностную и потребностно-мотивационную сферы его личности» (Р. В. Комраков);

- «определенная квалификация и совокупность знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в условиях полиэтнической образовательной среды» (Е. В. Бережнева);

- «свойство личности, выражающееся в наличии глубоких и прочных этнопедаго-гических знаний и умений в области учебных предметов и положительного опыта решения этнопедагогических задач» (М. Г. Харитонов) и др.

Этнопедагогическую компетентность, по мнению М. Г. Харитонова, следует «расценивать в качестве основы мастерства учителя национальной школы, знания им народной, фольклорной, обыденной, обычной, неформальной, житейской, традиционной, естественной педагогики, педагогической мудрости, мудрости воспитания, народной педагогической культуры, традиционной педагогической культуры, традиционной культуры воспитания, многообразных форм их функционирования в реальной действительности» [13, 71]. Этно-педагогическая компетентность учителя национальной школы, по выражению автора,

предполагает знание им целей обучения учебным предметам на основе традиционной педагогической культуры, психологических механизмов овладения традиционной педагогической культурой, этнопедагогических понятий и факторов и др.

Изучая вопросы формирования этнопедагогической компетентности учителя на материале Северокавказского региона, М. В. Кумахова определяет это понятие как «национально-региональную профессиональную компетентность педагога, предполагающую теоретическую и практическую его готовность к осуществлению профессиональной деятельности в условиях региона» [8, 40]. В готовность автор включает следующие компоненты: качества личности (общегражданские и др.), ее этнопсихологические особенности, профессионально-педагогические и познавательные специальные знания, умения, навыки по предмету и др. В содержание понятия «этнопедагогическая компетентность» исследователи включают этнопедагогические знания, умения и положительный опыт решения этнопедагогических задач.

Не отрицая важности отдельных перечисленных компонентов, отметим, что этнопе-дагогическая компетентность педагога входит в более широкое понятие «профессиональная этно-психолого-педагогическая компетентность» как социокультурный феномен и включает знания регионально-этнической культуры воспитания народов с учетом общности и особенностей их педагогических культур, межэтнического взаимодействия в поли-культурной среде в единстве этнопедагогического и этнопсихологического компонентов.

Этнопедагогически компетентному педагогу необходимо уметь работать с разными в культурном отношении детьми, правильно понимать их этнопсихологические особенности. Поэтому содержание этнопедагогической компетентности педагога должно быть шире, чем у других специалистов, и связано это с сущностью этнопедагогической деятельности: педагоги должны не только уметь жить в поликультурной среде, но и осуществлять воспитание, используя методы, формы народной педагогики обширного региона. Этнопедагогическая компетентность как социокультурное явление подразумевает готовность и способность педагога: владеть этнопедагогическими и этнопсихологическими знаниями и совершенствовать способы, методы, приемы и средства приобщения к национальной культуре, народному искусству, обычаям, традициям; развивать интерес к устному народному творчеству, песням, играм, танцам; включаться в межкультурное взаимодействие в процессе этнопеда-гогической деятельности в поликультурной образовательной среде; проявлять эмоционально-ценностное отношение к духовным ценностям, к многонациональной культуре; осознавать необходимость знаний регионально-этнической культуры воспитания в саморазвитии и др. При этом происходит развитие всех составляющих профессионального компонента этнопедагогической компетентности: когнитивной, операционально-

деятельностной, коммуникативной, мотивационно-смысловой, рефлексивной.

Реализация технологии изучения педагогических традиций народов предусматривает построение поликультурного пространства этнопедагогического образования на основе обычаев и обрядов, сопоставительного рассмотрения культур народов, их традиционной культуры воспитания. Знание и понимание педагогами культур разных народов способствуют интеграции будущего учителя в мировое культурно-образовательное пространство, развитию этнопедагогической компетентности педагога, созданию условий для неразрывной связи поколений. В целях возрождения традиционной культуры воспитания и восстановления этнических традиций со студентами проводились внеучебные мероприятия: «Встречи поколений», круглый стол «Этнокультурные традиции народов», в рамках которого состоялась встреча с фольклорным ансамблем «Пилеш». Эти меро-

приятия активно приобщали студентов к национальным традициям и культуре; развивали национально-специфические, этнопедагогические качества личности; вызывали глубокий действенный интерес к событиям культурной жизни народа.

Поликультурный аспект в формировании этнопедагогической компетентности педагога акцентирует внимание на изучении сущности этноса; вхождении в поликультур-ную образовательную среду; рассмотрении особенностей межэтнической коммуникации в этнопедагогической среде; адаптации педагогов к особенностям социокультурной среды, в которой реализуются такие этнопедагогические качества, как уважение к народным традициям, любовь к природе, родным местам, народному творчеству, осознание духовной жизни народа, уважительное отношение к народным обычаям, традициям и др.

В процессе этнопедагогической подготовки необходимо осознание национальнорегиональных этнопсихологических особенностей многонационального состава учащихся и уважительное отношение к ним.

Резюме. В свете изложенного можно сделать вывод о том, что проведенное исследование имеет теоретико-экспериментальный характер. В нем доказана эффективность целостной системы формирования этнопедагогической компетентности педагога. Поликуль-турное педагогическое образование, необходимое для осуществления этнопедагогической деятельности, оказывает содействие в формировании этнопедагогической компетентности педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. - М. : Эксмо-Пресс, 1998. - 736 с.

2. Волков, Г. Н. Концепция научно-исследовательского института этнопедагогики / Г. Н. Волков // Эт-нопедагогический ежегодник : сборник научных трудов. - Чебоксары : ЧГПУ, 2005. - С. 15-22.

3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1974. - 376 с.

4. Гукаленко, О. В. Поликультурное образование: теория и практика / О. В. Гукаленко. - Ростов н/Д. : РГПУ, 2003. - 512 с.

5. Даутова, Г. Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье : автореф. дис. ... д-ра нед. наук : 13.00.01 / Г. Ж. Даутова. - Казань, 2004. - 41 с.

6. Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ / А. Н. Джуринский. - М. : Прометей, 2006. - 160 с.

7. Колобова, Л. В. Поликультурное образование и личность / Л. В. Колобова. - М. : НВИ-Тезаурус, 2006. - 394 с.

8. Кумахова, М. В. Формирование этнопедагогической компетентности учителя (на материале Северокавказского региона) / М. В. Кумахова. - Пятигорск : ПГПУ, 2009. - 127 с.

9. Сластенин, В. А. Образование как социокультурный феномен / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 6. - С. 4-14.

10. Сластенин, В. А. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования / В. А. Сластенин, Г. В. Палаткина. - М. : Прометей, 2004. - 170 с.

11. Ушинский, К Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. - М. : Просвещение, 1946. - 346 с.

12. Хакимов, Э. Р. Конструирование практики поликультурного образования на основе полипарадигмаль-ного подхода : автореф. дис. ... канд. нед. наук : 13.00.01 / Э. Р. Хакимов. - Ижевск, 2012. - 50 с.

13. Харитонов, М. Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт) / М. Г. Харитонов. - М. : Прометей, 1999. - 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.