УДК 37.017.925 ББК 74.489
Харитонова Фаина Петровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики начального образования Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
г. Чебоксары Kharitonova Faina Petrovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Primary Education Pedagogy Chuvash State Pedagogical University named after Ivan Yakovlev Cheboksary Mgkhar@mail.ru
Заданная технология в формировании этнопедагогической компетентности педагога Task Technology in Teachers’ Ethnopedagogical Competence Developing
В статье освещается проблема использования задачного подхода как основы технологии формирования этнопедагогической компетентности педагога; раскрываются понятия «задача», «педагогическая задача», «этнопедагогическая задача», «задачная технология», «этнопедагогическая компетентность».
This paper highlights the problem of using objective approach as the basis of developing technologies of forming the teachers’ ethnopedagogical competence; reveals such concepts as: task, pedagogical task, etnopedagogical task, task technology, ethnopedagogical competence.
Ключевые слова: задача, педагогическая задача, этнопедагогическая задача, задачная технология, этнопедагогическая компетентность.
Key words: task, pedagogical task, etnopedagogical task, task technology, ethnopedagogical competence.
Мировые интеграционные процессы, проблемы образования в поликультур-ной среде ориентируют систему образования на подготовку компетентного специалиста, способного самостоятельно анализировать педагогические явления в этнопе-дагогической деятельности; устанавливать связи между этими явлениями и последовательность действий при решении практических педагогических задач. В практике этнопедагогической подготовки учителей особую важность приобретает использование в процессе обучения системы этнопедагогических задач и ситуаций.
Профессиональная подготовка будущих педагогов в региональном поликуль-турном образовательном пространстве предполагает формирование у них различных компонентов профессиональной компетентности, в том числе и связанных с организацией этнопедагогической деятельности, содержание которой отражает специфику деятельности педагога, особенности поликультурной среды, в которой эта деятельность осуществляется. Для осуществления педагогом успешной этнопедагогической деятельности в поликультурном среде требуется специально организованная профессионально-педагогическая подготовка с использованием педагогических технологий, способствующих формированию этнопедагогической компетентности.
В данной статье освещается проблема использования задачного подхода как основы технологии формирования этнопедагогической компетентности педагога, раскрываются понятия «задача», «педагогическая задача», «этнопедагогическая задача», «задачная технология». На основе установленных в педагогике критериев, выделенных существенных признаков проводится анализ системы этнопедагогиче-ских задач и дается их классификация.
Понятие «задача» и ее сущностные характеристики.
Для раскрытия системы этнопедагогических задач, рассмотрим сущностные характеристики понятия «задача». Обращение к словарным источникам показывает, что задача определяется как: «цель, которую необходимо достигнуть; поручение, задание; вопрос, требующий решения [2, с. 277]. В словаре русского языка С.И. Ожегова задача это «то, что требует исполнения, разрешения и как упражнение, которое выполняется, решается посредством умозаключения, вычисления и т.п.» [9, с. 165]. Как видно из определений, общим здесь является определение задачи, как поставленной цели, необходимой для достижения; как вопроса, требующего решения. Указывается, что для этого необходимо основываться на определенные знания.
В психолого-педагогической литературе термин «задача» употребляется в самых различных значениях. В общетеоретическом плане этот вопрос проработан
Г. А. Балл [1], рассматривающий задачу как систему, обладающую определенной структурой и свойствами.
Следующий аспект проблемы рассмотрения данного феномена связан с определением задачи как «цели, данной в условиях, требующих определенного способа действия» [7, с. 527].
Для наших целей исследования необходимым является сочетание восприятия задачи как цели действия, раскрытия содержания формулировки задачи в виде «цели, условия и возникшую педагогическую проблему» [14, с. 71].
Далее анализируем сущность понятия «педагогическая задача». Изучение педагогической задачи в последние годы ведется в различных аспектах: в плане исследования развития профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием Ю.В. Варданян [3]; при исследовании теории и практики формирования профессионально-педагогической культуры И.Ф. Исаев [5]; в аспекте изучения основных разделов учебной программы по педагогике: общих основ педагогики, дидактики, теории воспитания и школоведения Л.В. Кондрашова [6]; в процессе исследования педагогики решения учебных задач Л.Ф. Спирин [14], в аспекте личностной, технологической и контрольно-результативной основ профессиональной компетентности педагога в решении педагогических задач И.Г. Шамсутдинова, Т.П. Лапыко [17], в плане исследования деятельностного содержания профессионально-личностного развития, рассмотрения профессиональных бинарных и учебных задач В. А. Сластёнин [12] и др.
По мнению И.Г. Шамсутдиновой и Т.П. Лапыко, данное понятие заключается «в гибкой реализации инвариантного содержания педагогического процесса в его изменяющихся вариативных условиях адекватными методами и средствами педагогической деятельности» [17, с. 78]. В. А. Сластёнин педагогическую задачу определяет как «осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью» [13] и как систему. К её компонентам автор относит «исходное состояние предмета задачи, модели требуемого состояния (требование задачи)» [13, с. 414]. В структуре педагогической задачи ученые выделяют требования задачи, условия. Такое
представление о сущности педагогических задач распространяется и на понимание этнопедагогической задачи, как её разновидности. Это дает нам основание выделить отдельно этнопедагогические задачи, как постановки вопросов, которые требуют решения на основании знаний по регионально-этнической культуре воспитания.
Типология, группыг, системыг педагогических задач.
Для нашего исследования необходимым является вопрос о классификации педагогических задач. При этом как показывает теоретический анализ, ученые используют различные основания и выделяют следующие их типы: стратегические, тактические и оперативные задачи [13, с. 416]; задачи, с помощью которых можно формировать компетентности: предметные, межпредметные, практические компе-тентностные задачи [10, с. 12-13] и др.
Л.В. Кондрашовой выделены такие типы педагогических задач и ситуаций, которые помогают студентам раскрыть сущность изучаемого понятия и развивать мышление; включают планирование будущей педагогической деятельности, требуют использования новых знаний и др. [6, с. 7-8].
В педагогической литературе существуют различные классификации задач. Ученые сконцентрировали внимание на анализе видов педагогических задач в соответствии с целью своих исследований. Так, Ю.В. Варданян предлагает три типа задач: субъектно-реализационные, содержательно-технологические, предметнорезультативные [3, с. 24-25], решение которых способствует развитию профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием. С.Г. Перевалов, исследуя процесс подготовки учителя к творческому решению педагогических задач, выделил следующие типы: выявления актуального состояния формируемых качеств личности, прогнозирование изменений в них, перевода их на высокий уровень развития [11, с. 52]. Педагогические задачи, по мнению автора, являются задачами социального управления. Из выделенных авторами типов педагогических задач видно, что они выполняют роль в активизации процесса формирования исследуемых качеств личности.
Задачей дальнейшего исследования мы связываем с выявлением типов этно-педагогических задач, способствующих развитию этнопедагогической компетентности педагога.
Содержание и структура понятия «этнопедагогическая задача».
Анализ литературы показал, что в профессиональной подготовке педагога используются различные виды задач: межпредметные учебно-познавательные (Е.Н. Орлова, 1985), социально-педагогические (А.Н. Галагузов, 2007); рефлексивно-микрографические (Л.Г. Корчагина, 2007); этнопедагогические (В.А. Николаев 1998, М.Г. Харитонов, 1999) и др.
Включение педагогов в этнопедагогическую деятельность способствует развитию потребности в этнопедагогических знаниях, способности обосновать свой подход к решению конкретных этнопедагогических ситуаций в поликультурной среде. Приоритет в данном случае принадлежит этнопедагогическому мышлению, в структуру которого, по мнению М.Г. Харитонова, входит «умение видеть этнопе-дагогическую задачу», рассматриваемую автором как вид педагогической задачи, «обладающей национально и регионально-этнической спецификой» [15, с. 69].
Для разработки системы этнопедагогических задач, ориентированной на формирование этнопедагогической компетентности, нами использовались идеи В.А. Николаева [8], который в своем исследовании предложил три группы этнопе-дагогических задач, решаемых в ходе формирования этнопедагогической культуры учителя, имеющих свою специфику, связанную с использованием различных средств, факторов народного воспитания. В первой группе выделяются этнопеда-гогические задачи как основные и дополнительные. Задачи этой группы, по мнению автора, отличаются степенью применения этнопедагогических знаний. Во второй группе объединены задачи с целью сообщения этнопедагогических знаний, развития качеств, формирования национального самосознания личности, определены конкретные цели выделения таких задач. Третью группу составляют задачи, выделенные по этнопедагогическим средствам решения задач: 1) фольклорные; 2) игровые; 3) обрядовые; 4) бытовые; 5) комплексные [8, с. 72].
На основе анализа результатов исследований Г.А. Балла, Л.В. Кондрашовой, Т.П. Лапыко, А.Н. Леонтьева, В.А. Николаева, Л.Ф. Спирина, М.Г. Харитонова, И.Г. Шамсутдиновой и др. мы пришли к выводу, что этнопедагогические задачи представляют собой вид педагогических задач, основной целью которых является реализация этнопедагогического содержания педагогического процесса. Исходя из анализа этнопедагогической деятельности, а также значимости задач формирования этно-психолого-педагогической компетентности педагога на основе разработанного содержания её модели [16], система этнопедагогических задач представлена нами следующими типами:
1. Когнитивныге задачи, предполагающие педагогам раскрыть сущность этно-педагогических и этнопсихологических понятий, процессов и явлений.
2. Операционально-деятельностныге задачи, ориентированные на формирование этнопедагогических умений для работы в поликультурной среде.
3. Коммуникативные задачи, направленные на межнациональное, межкуль-турное общение в полиэтнической среде в процессе «интерсубъектного образования» (В.А. Сластенин).
4. Мотивационно-смыгсловыге задачи, способствующие развитию интереса к внутреннему миру людей разных этнических общностей, побуждающие интерес к регионально-этнической культуре воспитания.
5. Рефлексивныге задачи, способствующие развитию способности педагога адекватно оценивать свои действия в этнопедагогической деятельности в поликуль-турной среде, стремления его к самореализации.
Каждый тип задач подразделяется на этнопедагогические и этнопсихологические группы, которые состоят из разных подгрупп. Так, в группу этнопедагогиче-ских объединены этнокультурные, этнодидактические, этновоспитательные задачи, а этнопсихологические задачи систематизированы по основным частям теоретической модели исследуемой компетентности: 1) этносоциально-психологические; 2) этнодифференциально-психологические; 3) этноаутопсихологические задачи.
Студентам предлагались задачи, развивающие умение использовать особенности семейного воспитания, семейных культурных традиций у разных народов из этнокультурной части этнопедагогического компонента. Так, например, «Любовь к детям, как условие воспитания и гордость за них, как его результат со стороны педагогических функций родителей четко распределены между отцом и матерью: «Отец любит дочь, гордится сыном; мать любит сына, гордится дочерью» [4, с. 76]. Какая ответственность в воспитании детей в семье отца и матери здесь предусмотрена?
Нами были составлены задачи, направленные на знания: структурных компонентов этнопедагогической, этнокультурной сред, нравов и обычаев, нравственной культуры этносов; специфики педагогического взаимодействия в процессе обучения с детьми разных национальностей на основе этнопсихологии; по использованию этнокультурных правил поведения в процессе межкультурного взаимодействия, при соблюдении традиций народов региона и др.
В процессе профессиональной подготовки педагогов в соответствии с задач-ным подходом, построение этнопедагогического содержания, обеспечения регионально-этнической направленности содержания учебных дисциплин, введения в них дополнительных тем для изучения студентов были направлены на решение системы этнопедагогических задач. В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов педагогическую технологию определяют как «последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач...» [13, с. 407]. Задачная технология использовалась в подготовке педагога к деятельности в поликультурной среде, на разработанных нами практических занятиях по спецкурсам «Этнопедагогика», «Этнопсихологические и этнопедагогические особенности в профессиональной деятельности педагога в системе поликультурного педагогического образования». Учебная деятельность в опытно-экспериментальной работе по формированию этнопедагогической компетентности педагога представляла собой систему этно-психолого-педагогических задач, которые на занятиях давались в определенных ситуациях. Первый тип заданий содержал информацию об
общих вопросах этнопедагогики, направлен на уяснение сущности региональноэтнической культуры воспитания. Второй тип заданий был предназначен для самостоятельной внеаудиторной работы и включал информацию по этнодидактике (Ф.Г. Ялалов). Третий - по воспитанию личности в этнопедагогическом процессе.
Необходимым компонентом практических занятий спецкурса были также разработанные для студентов задания по самостоятельной работе. Образовательная деятельность будущих педагогов организовывалась так, чтобы опорой при решении этнопедагогических задач служили следующие компетенции: этноэкологические, этноэстетические, этносоциальные и др.
В условиях задачной формы организации учебно-воспитательного процесса в вузе, технологическим обеспечением на практических занятиях выступали этнопе-дагогические задачи, отражающие исторические события народов региона, этносоциальное окружение и сущность этносоциальных ролей. Они были связаны с жизнью и деятельностью народных педагогов, с культурой прошлого; с многообразием и специфичностью этнических культур народов региона, с преемственностью поколений, с семейными традициями, с системой родственных отношений и др.
При отборе содержания изучаемого материала и построении этнопедагогиче-ски ориентированной системы задач использовали потенциал задач, имеющихся в этнопедагогических источниках. При конструировании этнопедагогических задач нами учитывалось то, что педагогическая задача «отражает ту или иную педагогическую ситуацию, соотнесенную с целью её осуществления» [12, с. 6], раскрывает этнопедагогический аспект изучаемого материала, актуальные проблемы, связь с традициями своего родного народа и жизненный личностный опыт обучающихся. При этом составлялись задачи, способствующие выявлению осознанности этнопе-дагогических знаний студентов, а также предполагающие выбор из теоретических положений, необходимых для правильного решения. Приведем пример когнитивной задачи: «Распределите следующий список понятий, включающих объектнопредметное поле этнопедагогики, раскрытого Г.Н. Волковым [4]: основные педагогические понятия народа, функции, методы и факторы воспитания. Обоснуйте свое
распределение. Список понятий: уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение, подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному, природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт искусство, религия, пример-идеал, убеждение, приказ, разъяснение, приучение, упражнение, благословение, просьба, совет, намек, одобрение, уговор, заповедь, завет, проповедь, завещание».
Как важнейшее звено профессиональной подготовки педагогов этнопедагоги-ческие задачи были использованы в процессе организации психологопедагогической практики будущих педагогов. На практике студенты выполняли задания по выявлению возможностей использования этнопедагогики в образовательно-воспитательных учреждениях регионального поликультурного образовательного пространства, по использованию средств народной педагогики на уроке, во внеклассной работе.
Таким образом, этнопедагогические задачи являются средством активизации учебной деятельности студентов в профессиональной подготовке, играют важную роль в развитии этнопедагогического мышления, в становлении индивидуальных способностей, способствуют формированию этнопедагогической компетентности. Задачная технология становится ведущей в формировании этнопедагогической компетентности педагога.
Библиографический список
1. Балл, Г.А. Теория учебных задач. Психолого- педагогический аспект / Г.А. Балл. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
2. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / гл. ред. А.М. Прохоров. -Изд. 3. - Т. 9. - М.: Советская Энциклопедия, 1972. - 624 с.
3. Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога-психолога): дис. ... д-ра пед. наук / Ю.В. Варданян. - М., 1999. - 353 с.
4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
5. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев. - М.; Белгород, 1993. - 217 с.
6. Кондрашова, Л.В. Сборник педагогических задач / Л.В. Кондрашова. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
7. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 с.
8. Николаев, В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Николаев. - М., 1998. - 409 с.
9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 1988. -750 с.
10. Павлова, Л.В. Компетентностью задачи как средство совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя математики / автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.В. Павлова. - СПб., 2010. - 22 с.
11. Перевалов, С.Г. Подготовка учителя к творческому решению педагогических задач: дис. .канд. пед. наук / С.Г. Перевалов. - М., 2005. - 164 с.
12. Сластенин, В.А. Деятельностное содержание профессиональноличностного развития педагога / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2006. - № 4. - С. 4-7.
13. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. -М.: Академия, 2008. - 576 с.
14. Спирин, Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач / Л.Ф. Спирин. - Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1994. - 108 с.
15. Харитонов, М. Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт) / М.Г. Харитонов. -М.: Прометей, 1999. - 228 с.
16. Харитонова, Ф.П. Формирование этнопедагогической компетентности студентов в поликультурном образовательном пространстве / Ф.П. Харитонова // Педагогическое образование вызовы XXI века. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2012. - 451 с.
17. Шамсутдинова, И.Г. Личностная основа профессиональной компетентности в решении педагогических задач / И.Г. Шамсутдинова, Т.П. Лапыко // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: Прометей, 2003. - С. 74-80.
Bibliography
1. Ball, G.A. Theory of Educational Objectives: Psycho-Pedagogical Aspect / G.A. Ball. - M.: Prosveshchenie, 1990. - 184 p.
2. Isaev, I.Ph. Theory and Practice of Higher School Teachers’ Professional and Pedagogical Culture Forming / I.Ph. Isaev. - M.: Belgorod, 1993. - 217 p.
3. Kharitonov, M.G. Ethnopedagogical Training of Primary School Teachers of the National School (Historiography, Theory, Experience) / M.G. Kharitonov. - M.: Prometey, 1999. - 228 p.
4. Kharitonova, F.P. Students’ Ethnopedagogical Competence Forming in a Multicultural Educational Space / F.P. Kharitonova // Pedagogical Education: Challenges of the XXI Century. - Kursk.: Kursk State University, 2012. - 451 p.
5. Kondrashova, L.V. Collection of Pedagogical Tasks / L.V. Kondrashova. - M.: Prosveshchenie, 1987. - 144 p.
6. Leontiev, A.N. The Problems of Mind Development / A.N. Leontiev. - M.: Publishing House of Moscow University, 1981. - 584 p.
7. Nikolaev, V.A. Theory and Methods of Teachers’ Ethnopedagogical Culture Forming: Dis. ... Dr. of Ped. / V.A. Nikolaev. - M, 1998. - 409 p.
8. Ozhegov, S.I. Dictionary of the Russian Language / S.I. Ozhegov. - M.: Rus. Yaz., 1988. - 750 p.
9. Pavlova, L.V. Competence Tasks As Means of Future Mathematics Teachers’ Professional Training Improvement: Synopsis of Dis. ... Cand. of Ped.: 13.00.08 / L.V. Pavlova. - SPb., 2010. - 22 p.
10. Perevalov, S.G. Teachers’ Training for Pedagogical Tasks Creative Solving: Dis. ...Cand. of Ped. / S.G. Perevalov. - M., 2005. - 164 p.
11. Shamsutdinova, I.G. Personal Basis of Professional Competence in Solving Pedagogical Problems / I.G. Shamsutdinova, T.P. Lapyko // Scientific Works of MPSU. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. Coll. of Articles. - M: Prometey, 2003. - P. 74-80.
12. Slastenin, V.A. Activity Contents of Professional and Personal Development of a Teacher / V.A. Slastenin // Pedagogical Education and Science. - 2006. - № 4. - P. 4-7.
13. Slastenin, V.A. Pedagogy / V.A. Slastenin, I.Ph. Isaev, E.N. Shiyanov. - M.: Academia, 2008. - 576 p.
14. Spirin, L.F. Pedagogy of Educational Tasks Solving / L.F. Spirin. - Kostroma: KSPU named after N. A. Nekrasov, 1994. - 108 p.
15. The Great Soviet Encyclopedia (30 Volumes) / Chief Ed. A.M. Prokhorov. - Ed.
3. - 9. - M.: Sovetskaya Entsiklopediya, 1972. - 624 p.
16. Vardanyan, Yu.V. Structure and Development of Professional Competence of a Specialist with Higher Education (By the Example of Psychological Tteachers’ Training : Dis. ... Dr. of Ped. / Yu.V. Vardanyan. - M., 1999. - 353 p.
17. Volkov, G.N. Ethnopedagogy / G.N. Volkov. - M.: Academy, 1999. - 168 p.