УДК 37.013.8
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE AT TEACHERS IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Ф. П. Харитонова
F. P. Kharitonova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье раскрываются педагогические условия формирования этнопедагоги-ческой компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве.
Abstract. The article reveals the pedagogical conditions for forming ethnopedagogical competence at teachers in multicultural educational environment.
Ключевые слова: этнопедагогическая компетентность, этнопедагогическая деятельность, поликультурное образовательное пространство.
Keywords: ethnopedagogical competence, ethnopedagogical activity, multicultural educational environment.
Актуальность исследуемой проблемы. Современные тенденции развития образования, возросшие требования к личности педагога усилили поиск путей совершенствования его профессионально-педагогической подготовки, обусловили повышение требований к подготовке ответственных, компетентных специалистов.
Профессиональная подготовка будущих педагогов в поликультурном образовательном пространстве предполагает формирование у студентов этнопедагогической компетентности.
Целью исследования является раскрытие педагогических условий формирования этно-педагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве.
Материал и методика исследований. Исследование процесса формирования эт-нопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве проводилось на базе психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов: изучения регионально-этнической культуры воспитания и опыта их использования; анализа реально складывающегося опыта (анкетирование, интервью, самооценка, оценивание, изучение практической деятельности студентов); методы опытно-экспериментальной работы.
Результаты исследований и их обсуждение. Процесс формирования этнопедаго-гической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве протекает успешно при создании определенных педагогических условий. Практическая
реализация методологических положений, теоретической модели этнопедагогической компетентности педагога обуславливает обоснование влияния созданных педагогических условий на эффективность процесса формирования исследуемой компетентности. Апробация системы формирования данной компетентности осуществлялась в ходе опытно-экспериментального исследования. Для этого нами разработана специальная методика ее формирования, включающая комплексную экспериментальную программу, программу двух спецкурсов, сборник этнопедагогических и этнопсихологических задач и ситуаций.
В ходе опытно-экспериментальной работы были реализованы следующие педагогические условия:
1. Обоснование и внедрение в учебный процесс модели системы формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве. Данная модель включает цель, задачи, принципы, содержание, формы организации учебного процесса, методы и средства обучения. Разработанная система формирования этнопедагогической компетентности педагога апробирована со студентами экспериментальной группы в течение всего периода обучения в вузе. Целевой компонент системы обеспечивал регионально-этническую направленность образовательно-воспитательного процесса на формирование компетентности. Содержательный компонент системы реализовывался поэтапно. Выделялись учебные дисциплины, обеспечивающие когнитивную, операционально-деятельностную, коммуникативную, мотиваци-онно-смысловую и рефлексивную составляющие профессионального компонента этно-педагогической компетентности педагога. Поэтапное формирование исследуемой компетентности предусматривало использование разнообразных форм, методов и средств народной педагогики. Результатом является повышение уровня сформированности этнопе-дагогической компетентности педагога. Деятельностный компонент системы предусматривал организацию такого образовательно-воспитательного процесса, в котором осуществляется «интерсубъектное образование» [3].
2. Интеграция этно-психолого-педагогических знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе освоения различных учебных дисциплин и в форме внедрения в образовательный процесс спецкурсов, ориентированных на оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки в контексте предстоящей профессиональной этнопеда-гогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде. В нашем исследовании мы придерживались определения принципа интегративности как «междисциплинарной кооперации учебных предметов и научных исследований, содержательного и структурно-функционального единства учебного процесса» [3]. Междисциплинарная интеграция проявляется в ходе этнопедагогизации педагогического процесса, организации междисциплинарного интегративного взаимодействия разных наук: этнопедагогики, этнопсихологии, этнологии, отечественной истории, мировой художественной культуры, теории и методики воспитания, культуры родного края и др., имеющих свои специфические подходы и методы в процессе формирования этнопедагогической компетентности педагога.
Наряду с освещением проблем формирования этно-психолого-педагогической компетентности педагога целесообразно показать ее этнопедагогический, этнопсихологический и профессиональный аспекты.
Разработанные и апробированные нами спецкурсы «Этнопедагогика», «Этнопсихологические и этнопедагогические особенности профессиональной деятельности педагога в системе поликультурного педагогического образования» способствовали формированию
этно-психолого-педагогической ориентации личности в педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве, развитию компетентности педагога в обеспечении адекватного взаимодействия субъектов этноса (личность педагога и учащиеся) в педагогическом процессе, дополняли имеющиеся у студентов этнопедагогические знания, умения по учебным дисциплинам, способствовали обретению мотивационно-смысловой сущности отношения педагога к взаимодействию с субъектами различных этносов.
3. Системно-модульная организация процесса обучения в вузе на основе комплексной (сквозной) программы, предусматривающей систему модулей, каждый из которых состоит из двух составляющих - этнопедагогического и этнопсихологического.
В ходе системно-модульной организации содержания процесса формирования данной компетентности создавались условия для включения новых тем регионально-этнической направленности в выделенные учебные дисциплины. Модульная структура содержания формирования этно-психолого-педагогической компетентности педагога (далее ЭППК), рассматриваемой в единстве этнопсихологического и этнопедагогического компонентов, определялась путем наполнения учебных модулей с учетом теоретически выявленного основного содержания данной компетентности. Теоретическая модель ЭППК представлена следующим комплексом компонентов: профессионального, этнопсихологического и этнопедагогического [4]. Разработанная нами комплексная экспериментальная программа формирования ЭППК педагога включала десять модулей. Содержание учебных модулей было направлено на реализацию разработанной нами теоретической модели этнопеда-гогической компетентности педагога, были образованы следующие комплексы составляющих ее компонентов: этно-культурно-социально-психологический; этно-дидактико-социально-психологический; этно-воспитательно-социально-психологический; этно-воспитательно-дифференциально-психологический; этно-культурно-дифференциально-психологический; этно-дидактико-дифференциально-психологический; этно-культурно-аутопсихологический; этно-дидактико-аутопсихологический; этно-воспитательно-аутопсихологический. Реализацию этнопедагогического компонента содержания образования в ходе внеаудиторных занятий и мероприятий составлял отдельный модуль.
Поскольку этнопедагогическая компетентность педагога носит комплексный характер, организация модульной структуры содержания ее формирования способствует интеграции учебных дисциплин. Так, содержание первого модуля (этно-культурно-социально-психологического) отражает основные вопросы из этнокультурной части этно-педагогического компонента и этносоциально-психологической части из этнопсихологического компонента разработанной модели ЭППК и взаимосвязь этнической культуры, этнической социализации, этнической педагогики. В данный модуль объединены следующие учебные дисциплины, имеющиеся в учебном плане подготовки специалиста: «Отечественная история», «Возрастная психология», «Иностранный язык», «Культурология», «Чувашский язык», «Теория и методика воспитания».
4. Регионально-этническая направленность профессионального обучения студентов, этно-психолого-педагогическая насыщенность и отбор содержания разделов и тем различных дисциплин по принципу их целевого назначения для формирования этно-психолого-педагогической компетентности педагогов в целом и в соответствии с целью данного модуля. В ходе реализации данного педагогического условия специально направленный отбор материала этнического содержания позволяет педагогам воспринимать, обогащать и затем передавать обучающимся национальный образ в различных видах эт-
нопедагогической деятельности, стимулировать их стремление к созданию собственных учебных этнопедагогических проектов и программ. Отбор содержания материала по приобщению студентов к традиционной педагогической культуре осуществляется с учетом этнопедагогической направленности изучаемых дисциплин, близости к содержанию народного опыта воспитания.
5. Этно-психолого-педагогическое сопровождение студентов для расширения знаний о способах использования традиционной культуры воспитания в межкультурном взаимодействии в полиэтнической среде. На занятиях по учебным дисциплинам «Этно-педагогика и этнопсихология», «Теория и методика воспитания» для формирования опыта позитивного взаимодействия будущих педагогов с представителями разных культур использовались тексты из научных трудов Г. Н. Волкова «Введение в этнопедагогику», «Этнопедагогическая пансофия», «Этнопедагогика», «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки», «Педагогика национального спасения», «Педагогика жизни», «Этнопедагогика чувашей». Цель использования данных текстов - научить студентов видеть этнопедагогические ситуации с точки зрения членов другой этнической культуры, понимать их видение мира и культуру межнационального общения.
6. Формирование профессиональной этно-психолого-педагогической компетентности обусловлено всеми составляющими общей профессиональной компетентности: когнитивной, операционально-деятельностной, коммуникативной, мотивационно-смысловой, рефлексивной. Реализация составляющих профессионального компонента ЭППК предусматривает отражение в единстве и взаимосвязи знаний, умений, навыков этнокультурной, этнодидактической, этновоспитательной частей этнопедагогического компонента, а также этносоциально-психологической, этнодифференциально-психологической, этноаутопсихологической частей этнопсихологического компонента.
7. Создание и развитие поликультурной образовательной среды, содержащей различные этнопедагогические ситуации, способствующие достижению благоприятного этносоциально-психологического климата, за счет включения в ее состав этнокультурных средств. Нами были созданы и применялись в работе в поликультурной среде практикоориентирован-ные этнопедагогические задачи и индивидуальные задания для формирования ЭППК, разработанные в рамках авторских спецкурсов. На практических занятиях технологическим обеспечением были следующие группы этнопедагогических задач: когнитивные, операциональ-но-деятельностные, коммуникативные, мотивационно-смысловые, рефлексивные.
Педагог в процессе профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве должен быть компетентен в выполнении функций данного пространства, таких как: гуманитарно-образовательная, социально-адаптационная, культурологическая, развивающая, коммуникативно-интеграционная и функция регионализации [1, 196-205]. Реализация их происходит в системе образовательных учреждений с поликультурным составом обучающихся, в реабилитационных центрах, в культурно-просветительных учреждениях, в этнической социокультурной среде. Поликультурная образовательная среда, по мнению Л. С. Мовсесян, определяется как «система отношений субъектов образовательного учреждения, создающая условия для развития личностных качеств человека (индивида) в совокупности с осознанием им этнической принадлежности, способствующая диалогу между разно-этническими общностями и стремящаяся к эффективному межнациональному взаимодействию» [2, 15]. При этом у педагога должны быть развиты уважение к людям других национальностей, культура межнационального взаимодействия, этнокультурная толерантность, ответственность и др.
8. Разнообразие форм, методов и средств формирования этнопедагогической компетентности студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза, способствующих формированию мотивов и потребностей студентов к выполнению этно-педагогической деятельности. Формированию этнопедагогической компетентности будущих педагогов способствовали лекционные формы организации учебного процесса, проведение семинарских и лабораторных занятий, организация самостоятельной работы, индивидуальных консультаций. Формами внеаудиторной работы были:
- проведение педагогических олимпиад: по поликультурному образованию, региональной этнопедагогической олимпиады, конкурсов творческих работ студентов по рукоделию, по знанию национальной культуры;
- организация вечеров-встреч с народными умельцами, проведение бесед;
- выполнение этнопедагогических и этнопсихологических проектов;
- участие в научно-практических конференциях, проведение круглых столов, дискуссий и др.
Методами, способствующими активному усвоению этнопедагогических знаний, овладению практическими этнопедагогическими умениями и навыками, были методы проблемного изложения, формирования сознания личности, организации деятельности, исследовательский метод.
9. Реализация этнотолерантной установки педагога на этнопедагогические ценности народов-соседей. Реализация технологии изучения педагогических традиций народов предусматривает построение поликультурного пространства этнопедагогического образования. Процессообразующим элементом при этом выступает гуманное отношение к традициям, культуре, искусству разных народов, другому языку и его представителю как толерантной личности в ходе межнационального этнопедагогического диалога. На практических занятиях по дисциплине «Этнопедагогика» студенты изучают национальное своеобразие воспитания разных народов, знакомятся с культурой, познают внутренний мир различных народов через сказки, поговорки, пословицы и др. В процессе изучения национального своеобразия воспитания, через устное народное творчество педагоги получают разносторонние сведения об истории, культуре, быте, обычаях, верованиях, нравах, этических нормах и идеалах народов, учатся ценить и понимать их духовный и нравственный мир.
Резюме. Разработанный нами комплекс педагогических условий способствует успешному формированию этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гукаленко, О. В. Поликультурное образование: теория и практика / О. В. Гукаленко. - Ростов н/Д. : Изд-во РГПУ, 2003. - 512 с.
2. Мовсесян, Л. С. Поликультурная образовательная среда как условие актуализации национально-этнического сознания / Л. С. Мовсесян // Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции. 5 Славянские педагогические чтения : материалы Международного научно-практического конгресса. Москва, 1-2 ноября 2006 г. - Бендеры : Полиграфист, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. - 264 с.
3. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
4. Харитонова, Ф. П. Формирование этнопедагогической компетентности студентов в поликультурном образовательном пространстве / Ф. П. Харитонова // Педагогическое образование: вызовы XXI века. -Курск : Изд-во Курск. гос. ун-та, 2012. - 451 с.