Научная статья на тему 'Этнопедагогическая компетенция как важная составляющая этнокультурологической компетентности будущих учителей'

Этнопедагогическая компетенция как важная составляющая этнокультурологической компетентности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
765
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦЕННОСТИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ETHNOPEDAGOGICS / ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE / ETHNOCULTURAL COMPETENCE / VALUES OF ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вертякова Эльвира Фаритовна

В статье представлен инновационный взгляд на процесс формирования этнопедагогической компетентности как одной из важнейших стратегических задач в системе поликультурного образования. Рассмотрены понятия, на основании которых раскрывается содержательное наполнение этнопедагогической компетенции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вертякова Эльвира Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnopedagogical Competence as a Component of Future Teachers' Ethnocultural Competence

In the article one can find innovative approach to the process of ethnopedagogical competence formation as one of the most important strategic tasks in the system of multicultural educational. The notions which define the substantial content of ethnopedagogical competence have been scrutinized in the article

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическая компетенция как важная составляющая этнокультурологической компетентности будущих учителей»

УДК 378: 371. 011 ББК 74.480 : 74.200.5

Вертякова Эльвира Фаритовна

кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск Vertyakova Alvira Faritovna Саndidate of Pedagogics, Аssistant Professor Chelyabinsk

Этнопедагогическая компетенция как важная составляющая этнокультурологической компетентности будущих учителей Ethnopedagogical Competence as a Component of Future Teachers Ethnocultural Competence

В статье представлен инновационный взгляд на процесс формирования этнопедагогической компетентности как одной из важнейших стратегических задач в системе поликультурного образования. Рассмотрены понятия, на основании которых раскрывается содержательное наполнение этнопедагоги-ческой компетенции.

In the article one can find innovative approach and the process of formation of ethnopedagogical competence as one of the most important strategic tasks in the system of multicultural educational. There have been scrutinized in the article the concept, which define the substancial content of ethnopedagogical competence.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогическая компетенция, этнокуль-турологическая компетентность, ценности этнопедагогической компетенции.

Key words: ethnopedagogics, ethnopedagogical competence, ethnocultural competence, values ethnopedagogical competence.

Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе, для которой характерно усиление этнизации содержания образования, что требует от человека определенных знаний и умений. В Концепции модерниза-

ции российского образования на период до 2010 года образование называется важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений: «Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности» [3].

Комплексный анализ научной литературы (В. П. Борисенко, Л. Ю. Бонда-ренко, Г. Д. Дмитриев, В. В. Макаев, З. А. Малькова, В. И. Матис, О. Д. Мукаева, Л. Л. Супрунова, В. А. Тишков и др.) по проблеме подготовки будущего учителя показал, что в освещении этнопсихологических и этнопедагогических основ не прослеживается концепций основательного изучения связанных с разработкой воспитания этнокультурных отношений школьников в условиях поликультурной образовательной среды. Выход из сложившейся ситуации мы видим в создании в высшей школе системы подготовки будущего учителя к воспитанию этнокультурных отношений в условиях поликультурной образовательной среды как субъекта, способного жить в мире и дружбе с представителями других этносов. Данные обстоятельства определили необходимость разработки такой концепции, структурно выстроить ее обобщенное содержание и представить свое видение современного процесса подготовки будущих учителей к воспитанию этнокультурных отношений.

Залог сохранения национальной специфики образования и культуры в целом видит в этнопедагогике целый ряд ученых (Г. Н.Волков с многочисленными учениками, В. С. Кукушкин, К. Ш. Ахияров и др.). Этнопедагогика как междисциплинарная отрасль знаний сформировалась на стыке этнологических и психолого-педагогических наук. Народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики. Отличие между народной педагогикой и эт-

нопедагогикой состоит в том, что первую педагогику создал народ из своего опыта, воспитания и обучения. Этнопедагогика - это часть классической педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного и этнического воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем в ней формируются и собственные методы.

На основе такой целевой установки определяется образовательная стратегия, направленная на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и полиэтнической среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Как отмечает Г. Н. Волков, образование, не учитывающее национальное самосознание, не может быть профессиональным, поскольку выстраивается в отрыве от педагогической культуры народа [2]. Впервые термин «этнопедагогика» был использован в 1972 году академиком Г. Н. Волковым. Этнопедагогика, по определению Г. Н. Волкова, полнее, точнее передает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура рода, этносоциума, нации и народности. Этнопедагогика исследует народное воспитание, изучает совокупность сведений, приемов, методик содержания обучения и воспитания, выработанных конкретным этносом на протяжении всей истории и обеспечивающих целенаправленное воспроизводство знаний, умений, навыков, качеств личности, ценных для данного этноса. В этнопедагогике выделяют два важнейших раздела: национальное содержание и этнически обусловленные методы образования. К первому разделу относятся этнокультура и рассмотренные в ее ракурсе общечеловеческие знания. Ко второму разделу относятся методы, позволяющие в наилучшей степени учитывать психологические особенности восприятия и мышления представителей этноса. Этнопедагогический диалог, как пишет Г. Н. Волков, - это диалог любви. «Могущество этнопедагогики состоит в том, что она организует диалог каждого человека с народом, человечеством, со Вселенной. Человек - это любящее существо, одаренное способностью сознательно ставить цели воспитания и осуществлять их на уровне этнического самовоспитания и взаимного воспитания».

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Поэтому мы полагаем, что формирование этно-культурологической компетентности и воспитание этнокультурных отношений является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке.

Содержательный компонент нашей концепции включает в себя усвоение знаний, умений, формирование этнокультурологической компетентности. Этнокультурологическую компетентность мы рассматриваем как сложное, индивидуально-поликультурное образование, формируемое на основе интеграции профессионально-педагогических, этнокультурологических знаний, ценностных ориентаций, умения применять регулятивные технологии воспитания этнокультурных отношений. Данный вид компетентности предполагает владение будущим учителем этнокультурной, поликультурной, этнопедагогической, этнопсихологической и регулятивно-технологической компетенциями, но с различными содержательными наполнениями. Компетенции - это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Все перечисленные компетенции являются структурными компонентами этнокультурологической компетентности.

По нашему мнению, этнокультурологическая компетентность будущего учителя представляет собой гибкий, динамичный, корректируемый в связи с изменениями условий и педагогических задач (для разных регионов) комплекс компетенций, обеспечивающих высокую эффективность деятельности. Эти компетенции соотносятся следующим образом: ценности, знания и умения выступают в роли регуляторов действий будущего педагога ввиду того, что имеют духовно-нравственную природу и закрепляются в педагогическом мастерстве, такте, личностных качествах, принципах жизни, экологии души (т. е. внутреннего мира человека), динамическом взаимодействии, взаимоотношениях с окружающей и полиэтнической средой. В своей совокупности знания и умения

способствуют осмыслению значимости этнокультурологической подготовки. Кроме того, уровень сформированное™ энокультурологической компетентности определяется деятельностью учителя и отражает уровень его знаний, поскольку умения и навыки являются материализованными знаниями. Сущность компонентного состава компетенций мы рассматриваем как основу формирования энокультурологической компетентности, ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности на основе раскрытия творческого потенциала будущих учителей в соответствии с потребностно-мотивационной сферой. Поскольку мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков личности, мы должны стремиться управлять ею, регулировать процесс формирования положительной мотивации. Мотивация предусматривает у будущих учителей воспитание ценностного отношения к профессиональной деятельности, установку на формирование выделенных нами компетенций, каждая из которых имеет свое содержательное наполнение. Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности при решении художественно-творческих задач. Рассмотрим содержательное наполнение этнопедагогической компетенции.

Этнопедагогическая компетенция - это владение студентом знаниями и умениями в области народной педагогики и этнопедагогики.

Руководствуясь этнопедагогикой Г. Н. Волкова, В. С. Кукушкина и др. исследователей, мы определили этнопедагогическую компетенцию, которая проявляется в таких образовательных компетенциях, как: знания о народной педагогике, знания об этнопедагогике как науке, знания о педагогической деятельности будущего учителя и совокупность этнопедагогических умений.

Перечислим этнопедагогические знания в области народной педагогики: знание правил и традиций воспитания народа; сущность понятий «народная педагогика», «опыт», «средства», «функции», «принципы», «методы» воспитания.

Назовем этнопедагогические знания в области этнопедагогики как науки: знания о науке и ее методологии; о понятийном аппарате этнопедагогики; о свя-

зи этнопедагогики с другими науками: этнопсихологией, этнологией, лингвистикой и др.

Выявим этнопедагогические знания в области педагогической деятельности будущего учителя: знания о характере деятельности учителя с применением этнопедагогического материала; знания о методических средствах, методах, приемах этнопедагогики и народной педагогики; знания о способах организации традиционных для своего народа и других народов данного региона праздниках, народных игр, спортивных мероприятий и т. д.; знания о системе отношений (к себе, к окружающим, к разнообразным этнокультурам, к профессиональной деятельности в многонациональном регионе).

Перечислим этнопедагогические умения: умение наблюдать, систематизировать, анализировать информацию о народной педагогике; отобрать образцы устного народного творчества (фольклора, поэзии, легенд и т. д.) по определенной тематике.

Назовем этнопедагогические умения в области этнопедагогики как науки: умение ставить и решать этнопедагогические задачи в учебно-воспитательном процессе: умение организовывать народную игру, праздник, фестиваль, исполнение песни, танца, инсценировки пьес, сказок и т. д.

Выявим этнопедагогические умения в области педагогической деятельности будущего учителя: умение систематизировать общечеловеческие ценности; ценности этнокультурных отношений, этнокультурные ценности своего народа; умение самостоятельно находить и ориентироваться в этнопедагогической литературе; владение будущим учителем этнопедагогической культурой, которая позволяет обратиться к этнокультурной направленности, качествам, деятельности педагогов, работающих в условиях поликультурной образовательной среды.

В раскрытии содержания этнопедагогической компетенции будущего учителя нами использован аксиологический подход, основой которого являются этнопедагогические ценности. А совокупность других подходов, совместно с этнопедагогическими ценностями, является характеристикой духовной культуры будущего учителя.

Мы полностью солидарны с Батчаевой Х. Х., которая выделяет ценности этнопедагогической культуры. К ним относятся:

- ценности-цели (концепция личности будущего учителя в ее профессиональной реализации в многонациональном социуме);

- ценности-качества (концепция личности в ее отношении к другим: любовь и уважение к детям вне зависимости от их этнической принадлежности, гуманность, вера в человека, доброта, способность к сопереживанию, справедливость, отзывчивость, тактичность, общительность);

- ценности-убеждения (концепция собственной оценочной, по отношению к себе и другим, системы знаний, играющей методологическую по отношению к деятельности роль);

- ценности-отношения (система отношений к себе, к окружающим, к разнообразным этнокультурам, к профессиональной деятельности в многонациональном регионе).

Таким образом, этнокультурологическая компетентность будущего учителя в поликультурной системе образования складывается из совокупности компетенций, одной из которых является этнопедагогическая. Реализация этно-педагогической компетенции в профессиональном становлении будущего учителя, как показали результаты опытно-поисковой работы, способствует достижению его основной цели: развитию этнокультурологической компетентности будущего учителя, готового адаптироваться к изменению в социальном заказе, способного обладать знаниями, умениями и ценностями этнопедагогической культуры.

Библиографический список

1. Ахияров, К. Ш. Народная педагогика и современная школа. [Текст] / К. Ш. Ахияров. Уфа : БашГПУ. - 2000. - 326 с.

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. [Текст] / Г. Н. Волков. Чебоксары. - 1974. - 367 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы. - 2002. № 1. - С. 97-126.

Bibliography

1. Akhiyarov, K. Sh. Ethnopedagogy and a modern school [Text] / K. Sh. Akhiyarov. - Ufa : BashSPU, 2000. - 326 p.

2. Volkov, G. N. Ethnopedagogy [Text] G. N. Volkov. - Cheboksary, 1974. -367 p.

3. The Cjnctption of Pussian Education Modernisation Through 2010 // School Principle. - 2002. № 1. - P. 97-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.