Научная статья на тему 'Роль звуковой среды в формировании духовно-нравственных ценностных ориентиров старшеклассников'

Роль звуковой среды в формировании духовно-нравственных ценностных ориентиров старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
435
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗВУКОВАЯ СРЕДА / SOUND ENVIRONMENT / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / SPIRITUAL MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ярошенко Валерия Сергеевна, Стеганцева Ирина Петровна

В статье систематически анализируется проблема влияния содержания и языка музыкальных произведений различных жанров на духовно-нравственное и эстетическое воспитание современных школьников. Авторы используют понятие звуковой среды как интегра-тивной характеристики, которая выступает в качестве определяющего фактора сохранения физического здоровья ребенка, воспитания его нравственных и эстетических чувств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the sound environment in shaping of spiritual and moral values of students

The article systematically analyzes the problem of the influence of the content and language of music of various genres on the spiritual, moral and aesthetic education of today's students. The authors use the concept of the sound environment as integrative characteristics which act as a determining factor in preserving of the physical health of a child and education of moral and aesthetic feelings.

Текст научной работы на тему «Роль звуковой среды в формировании духовно-нравственных ценностных ориентиров старшеклассников»

1УДК 372.878 ББК 74.200.54

РОЛЬ ЗВУКОВОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В. С. Ярошенко, И. П. Стеганцева

Аннотация. В статье систематически анализируется проблема влияния содержания и языка музыкальных произведений различных жанров на духовно-нравственное и эстетическое воспитание современных школьников. Авторы используют понятие звуковой среды как интегра-тивной характеристики, которая выступает в качестве определяющего фактора сохранения физического здоровья ребенка, воспитания его нравственных и эстетических чувств.

Ключевые слова: звуковая среда, духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, духовная музыка.

THE ROLE OF THE SOUND ENVIRONMENT IN SHAPING OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF STUDENTS

V. S. Yaroshenko, I. P. Stegantseva

Abstract. The article systematically analyzes the problem of the influence of the content and language of music of various genres on the spiritual, moral and aesthetic education of today's students. The authors use the concept of the sound environment as integrative characteristics which act as a determining factor in preserving of the physical health of a child and education of moral and aesthetic feelings.

Keywords: sound environment, spiritual and moral education, aesthetic education, spiritual music.

В настоящее время наше общество переживает один из непростых исторических периодов. Социокультурное состояние современной молодежи показывает, что материальные ценности превалируют над духовными, представления о добре и зле весьма размыты, искажены понятия гражданственности, патриотизма. Отмечается рост агрессивности и жестокости в обществе, оправдывается законность достижения целей любыми путями, возникает опасность уважения не честности и достоинства, а преклонения перед богатством, властью денег, независимо от того, какой ценой это достигнуто. Самая большая опасность для развития нашего общества в современный период нарушение целостности личности, особенно это касается молодого поколения, в руках которого наше будущее.

Почему это происходит? Нынешнее поколение воспитывается по большей части вне традиций, обычаев, тех рамок, в которых мож-

но воспитывать духовность и нравственность - главный фактор развития личности. В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяется степенью овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в школе и вузе предметов и т. д. В социологии, культурологии, а еще чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.

Таким образом, первоочередной задачей воспитателей, педагогов является разработка определенных методов на пути оздоровления нации: четкого определения своего места в

мире, формулирования собственной системы ценностей, моральных принципов.

Основополагающие ценности складываются в обществе на протяжении веков, проявляются в традициях и обычаях жизни народа, которые, в свою очередь формируют моральные нормы. Русский мыслитель, философ И. А. Ильин писал: «Народ изголодался по собственному порядку, по мирному труду, по собственности и национальной культуре. Не хороните его преждевременно! Придет исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права» [1, с. 264]. Хотелось бы, чтобы это высказывание оказалось пророческим. И в этой связи, мы, педагоги, психологи, культурологи, музыканты и все, кто имеет какое-либо отношение к процессу воспитания, обязаны вернуть нашим детям нравственную опору, вернуться к историческим российским ценностям и традициям.

Школьный возраст наиболее восприимчив для духовно-нравственного развития, воспитания гражданского сознания, эмоционально-ценностного развития, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Как известно, развитие личности детерминируется обстоятельствами жизни, воспитанием, характером деятельности человека. Каждое внешнее воздействие преломляется в его сознании через сформированный внутренний мир, влияющий на личность. И если школа не выполнит своей задачи формирования нравственной системы, то у наших детей в условиях нынешнего информационного пространства могут формироваться неправильные представления и понятия о нравственности, отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности, по-другому - моральный релятивизм.

Для разрешения обозначенной проблемы огромный потенциал содержится в руках преподавателей гуманитарной и художественно-эстетической сферы образования. Формирование целостной личности невозможно без воспитания чувств. На всех этапах школьного обучения музыка, изобразительное искусство, литература, мировая художественная культура выступали как особая форма духовно-практи-

ческой деятельности учащегося, в которой происходило художественно-эстетическое, эмоционально-волевое, ценностно-смысловое самоопределение учащихся. Искусство явилось универсальным средством формирования системы ценностей учащихся и развития творческих способностей, образного, креативного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Искусство в художественно-эстетическом воспитании молодежи выступало катализатором формирования духовной культуры школьника. Искусство способно повлиять на поведение человека, на его мироощущение, снять напряжение, освободить от отрицательных эмоций, нарушающих внутреннее равновесие. «Искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека - именно сферу его чувств», - замечал Л. С. Выготский [2, с. 14].

Значение звуковой среды в структуре духовной жизни человека признавалось во все времена. «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, - не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их новые души», - высказывание В. Г. Белинского [цит. по: 3, с. 12]. По данным социологов, при ответе на вопрос: «Ваши любимые виды искусства?» -среди молодежи первое место отводится кино и музыке, второе место - литературе, третье -театру, затем живопись и архитектура. Музыка вошла во все сферы жизни человека, она звучит по радио, телевидению, на концертах. Слушатели бывают разных возрастов, и на всех музыка влияет по-разному, формируя личность человека.

Педагогическому сообществу сегодня необходимо обратить внимание на следующие проблемы в формировании звуковой среды подрастающих поколений. В первую очередь, это чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на хрупкую психику детей. Социальную опасность представляет использование современных песен для разрушения духовного, психического и даже физического здоровья миллионов людей. Слух человека

рассчитан на мощность не более 55 дБ, а на концертах громкость доходит до 120 дБ. Можно себе представить физическое состояние людей на концертах звезд эстрады. Однозначно, деятельность их мозга нарушается. Различные исследования ученых-медиков показывают снижение внимания и памяти под воздействием рок-концертов. Дело в том, что электроинструменты издают предельно низкие звуки, не воспринимаемые на слух, но оказывающие влияние на организм.

Проблема взаимоотношения музыки и здоровья давно отмечена многими учеными, которые пытались анализировать ощутимую связь звука, мелодии и здоровья. Платон имел весьма определенное мнение о воздействии музыки: «Музыкальное образование, как и все другое, есть инструмент воздействия, потому что ритм и гармония находят свой путь в потаенные уголки души, мощно ими овладевают, придают им привлекательность, и душа того, кто действительно образован, становится красивой»; «Введение нового вида музыки (а сюда относились также стихотворчество и танец) должно быть ограничено, ибо оно подвергает опасности общее существование государства, так как музыкальным стилям невозможно противостоять, чтобы не причинить вреда важнейшим политическим институтам» (он же) [цит. по: 4, с. 14]. Мнение Платона разделял и Аристотель: «Эмоции всех видов вызываются мелодией и ритмом. Отсюда человек через музыку привыкает воспринимать настоящие эмоции. Следовательно, музыка имеет силу для образования характера» [цит. по: 4, с. 14]. Демокрит отмечал, что под воздействием музыки можно вылечиться от инфекционных заболеваний. В Европе упоминание о лечении нервно больных людей с помощью музыкального искусства относится к началу XIX в., когда французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения.

В XX в. музыкальная терапия стала широко практиковаться в различных странах Европы. Такие ученые, как И. П. Павлов и В. М. Бехтерев показали, что центральная нервная система человека по-разному реагирует на музыку, различную по своему характеру и средствам выра-

зительности. В одном случае происходит сокращение или расслабление мышц, учащение или замедление дыхания, а в другом случае -возбуждение или угнетение сознания, смена настроения. П. Н. Анохин заметил: «Звуковые колебания, воспринимаемые органами слуха, воздействуют на определенную часть подкорки головного мозга. Причем минорные музыкальные сочетания требуют от организма большей затраты, чем мажорные. Этот вывод, между прочим, подтверждает и тот установленный опытным путем факт, что условный рефлекс на минорные комбинации вырабатывается быстрее, чем на мажорные. Раздражение подкорки, вызванное звучанием музыки, передается в кору головного мозга, пробуждая воспоминания обо всем прошлом опыте - печальные или радостные, в зависимости от характера музыки» [5, с. 24].

Звуковая среда, по своей сути, может и должна быть направлена на формирование внутреннего мира растущего человека. Например, различные музыкальные произведения способны вводить человека в мир природы, мир характеров окружающих его людей, в историю, мир красоты и нравственности. Д. Б. Кабалевский назвал «иммунитетом против по-шлости»1 формирование любви и привычки к подлинному искусству. С помощью музыкального искусства развиваются не только эстетические, но и нравственные чувства - любовь к людям, бережное отношение к традициям, совесть. «Кто музыки не носит сам в себе, кто холоден к гармонии прелестной, - тот может быть изменником, лгуном, грабителем, его души движения темны, как ночь, и, как Эреб, черна его душа» (В. Шекспир, «Венецианский купец»). В. В. Медушевский отмечает, что главное в содержании серьезного музыкального искусства - мировоззренческие начала жизни, мотиваци-онные глубины и стратегии жизни, сокровенные цели, идеальное желаемое состояние души в устремленности к Богу. «Инстинктивно прочитывая эту тайную философию души, это светлящее и умягчающее действие светской музыки, родители и по сей день отдают детей учиться музыке, меценаты всех веков и государство поддерживали ее» [6, с. 3].

1 Так называлась его статья в «Комсомольской правде» от 26 февраля 1967 г.

Эмоциональная выразительность музыкального языка создает благоприятные условия для освоения личностью музыкальных ценностей. Музыка позволяет целенаправленно изменять состояние эмоций, воображения, мышления, двигательной активности и т. д. Музыка составляет огромный диапазон психических состояний человека: колыбельные, застольные, туристические, студенческие, лирические, «блатные» песни; спортивные, военные похоронные марши; государственные гимны; духовная музыка и т. д. Песня вообще является самой распространенной и популярной формой выражения состояния души и духа. В ней присутствует много составляющих - словесно-смысловая, поэтическая, образная, информационная, содержательная и т. д. Учитель музыки, в свою очередь, помогает своим воспитанникам научиться видеть, а также давать оценку воздействия музыкальных произведений, в частности песен, на психологическую и социальную структуру человека и общества.

Конечно, нельзя забывать, что музыкальное искусство является оружием как добра, так и зла. Исходя из содержания, музыкальное искусство вызывает и возвышенные чувства, и прямо противоположные низменные желания. Современная молодежь, к сожалению, воспитывается не на классической музыке, а на массовой культуре, тогда как многие современные песни обладают ярко выраженной разрушительной направленностью.

Хочется привести пример из одной из песен сегодняшнего периода: «Короли ночной Вероны, нам не писаны законы. Мы шальной удачи дети, мы легко живем на свете. В нашей жизни то и дело душу побеждает тело...» Получается, что с определенной смелостью вычеркиваются из жизни современного поколения духовные принципы. Образ детей в подобных песнях абсолютно деструктивный. Телесные потребности у них важнее духовных. Это один из примеров современных песен. Тогда как во многих из них отсутствуют патриотическое и нравственное начала, образы достаточно примитивные. Тексты песен содержат призывы к насилию, разрушению нрав-

ственных общественных норм. И получатся, что у молодого человека, с еще неустойчивой нервной системой, формируется искаженное представление о человеческих истинах - любви, сострадания, терпения, доброты, цели и смысла жизни. Снижение критериев в оценках современной музыкальной продукции, к сожалению, обуславливает снижение общего уровня культуры. Порой в текстах рок-музыки признается наличие сверхъестественной силы, заменяющей Бога. Дэвид Боуи из Rolling Stones еще в 1976 г. признавался: «Рок-музыка всегда была музыкой дьявола - меня не надо в этом убеждать. Я убежден, что рок-н-ролл опасен... Я думаю, что мы являемся лишь вестниками того, что намного темнее нас»2.

В этой связи отметим, что огромная роль в воспитании отводится духовной музыке, способной не только обратить человека к истории и истокам культуры, но и создать вокруг гармонию и покой, - музыке, развивающей чувства любви и сострадания к людям.

В чем сила религиозной культуры? Религия прежде всего призывает к внутренней дисциплине, к гармонии с окружающим миром, прежде всего с самим собой. Духовная музыка обращена к глубинам человеческой души, в связи с чем обладает высоким воспитательным потенциалом. В. В Медушевский называет христианскую интонацию в музыке «хранительницей надвременного и надмирного духовного содержания» [6, с. 130]. В контексте решения проблемы формирования «здоровой» звуковой среды современной молодежи необходимо обратиться к великому богатству русской православной музыкальной культуры.

В русской православной музыке скрыты глубокие национальные корни, она является неисчерпаемым источником духовных общечеловеческих ценностей, эстетических и художественных идеалов, нравственности, а значит, имеет богатый педагогический потенциал. Музыка Русской православной церкви - это не только часть религиозного действия, но и важнейший пласт отечественной и мировой музыкальной культуры. Музыкальное искусство Русской православной церкви почти во все исто-

2 David Bowie: Ground Control to Davy Jones // Rolling Stone Magazine. Issue 206: February 12, 1976 (http://www. rollingstone.com/music/features/ground-control-to-davy-jones-19760212).

рические периоды развития отечественной педагогики рассматривалось как действенное средство воспитания подрастающих поколений. Наряду с собственно религиозно-богослужебными задачами православная духовная музыка решала образовательные и воспитательные задачи, представляя единство нравственного и эстетического воспитания являлась способом художественного познания мира.

Педагогический потенциал русской православной музыки представлен не только образовательным компонентом, но и нравственным и художественно-эстетическим компонентами. Данные компоненты реализуют следующие функции православной музыки: воспитательную, гносеологическую, аксиологическую, мировоззренческую. Знакомство школьников с образцами русской православной музыки позволит обогатить и сделать более естественным процесс их духовного развития. Об особом благотворном влиянии богослужебного пения на душу человека неоднократно упоминалось в трудах богословов, философов, музыковедов, педагогов.

В настоящее время значительно возрос интерес к педагогической ценности русской православной музыки в общем музыкальном образовании школьников. В различных государственных общеобразовательных учебных заведениях на уроках музыки и во внеклассной деятельности вводится изучение духовной музыки, в частности русской православной музыки. При многих храмах создаются воскресные школы, в которых учащиеся изучают историю религии, православную музыку и церковное пение. С русской православной музыкой знакомятся также учащиеся детских музыкальных школ, школ искусств и центров семьи и молодежи; в репертуар детских хоровых коллективов включаются православные произведения.

Для включения русской православной музыки в содержание общего музыкального образования большое значение имеет разработка И. В. Кошминой программ по изучению музыкального наследия русской православной церкви в общеобразовательных школах: программа в соавторстве с В. В. Алеевым «Духовная музыка: Россия и Запад. 1-4 класс» (М.: Просвещение, 1994), «Духовная музыка: мир красоты и гармонии» (М.: Просвещение, 1995), а так-

же «Русская духовная музыка» (программы и методические рекомендации - М.: Владос, 2001). Эти программы по русской духовной музыке написаны с учетом их использования в условиях светской государственной школы.

В задачи программы входит формирование у учащихся комплексных представлений о христианском учении, его морально-этической ценности, а также о его отражении в произведениях мировой художественной культуры. Программа предусматривает изучение авторских музыкальных произведений, обиходных песнопений, молитв, то есть тех жанров, которые составляют музыкальный облик русской православной церкви. Приоритетным является интегрированный подход, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями литературы и изобразительного искусства.

Однако, несмотря на существующие программы, как свидетельствует современная музыкально-педагогическая практика, русская православная музыка в общеобразовательной школе изучается, как правило, фрагментарно, не систематично, что не способствует полному раскрытию ее педагогического потенциала.

Причиной этому нам видится неоднозначное отношение современного российского общества к использованию религиозного искусства в школе. До сих пор не утихают жесткие споры о введении в программу общеобразовательных школ предмета «Основы православной культуры». Основная причина споров состоит в том, что «Основы православной культуры» рассматриваются большинством как урок Закона Божьего, хотя разработчики неоднократно повторяли, что этот предмет лишь изучает культуру, основанную на православии. По этой же причине с большой осторожностью относятся к изучению школьниками русской православной музыки. Хотя, казалось бы, очевидно, что православная музыка - это часть отечественной музыкальной культуры, и она заслуживает такого же внимания как, например, светская музыка XIX в. Помимо этого, авторы учебных программ для общеобразовательных школ по изучению русской православной музыки отмечают, что включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом под-

ходе, который дает возможность учащимся осваивать ценности русской православной музыки как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Таким образом, мы, педагоги-музыканты, обязаны помочь подрастающему поколению сделать свой выбор сознательным в своих музыкальных предпочтениях, разобраться во всем музыкальном многообразии, бороться против исключения патриотических, народных, национальных, классических произведений великих мастеров искусств, русской духовной музыки, создающих величие и единство русской нации. Тщательным образом необходимо подходить в выборе музыкальных произведений для прослушивания на занятиях, ориентируясь на лучшие образцы музыкальной культуры. По мере духовного созревания и эстетического развития надо подбирать материал, чтобы не добиться обратной реакции со стороны учеников, негативного результата. И в образцах рок-музыки, и среди музыкальных композиций современной эстрады можно встретить мелодичные и лиричные произведения. Но еще раз оговорюсь, этот поиск требует значительной подготовки. Такую работу возможно можно и нужно проводить в общеобразовательных учреждениях, используя предметы эстетической направленности, которые должны быть полноценно представлены с первого до последнего года обучения в школе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильин, И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России [Текст] / И. А. Ильин. - М.: Рарог, 1992.

2. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Директ-Ме-диа, 2014.

3. Метлов, Н. А. Музыка - детям [Текст] / Н. А. Метлов. - М.: Просвещение, 1985.

4. Скотт, К. Музыка и ее тайное влияние в течение веков [Текст] / К. Скотт. - М., 1991.

5. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] / А. Н. Зимина. - М.: ВЛАДОС, 2000.

6. Медушевский, В. В. Внемлите ангельскому пению [Текст] / В. В. Медушевский. - Минск: Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2000.

7. Столица, А. А. Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А. А. Столица. - Таганрог, 2008.

8. Карпов, А. М. Деструктивное воздействие телепродукции на духовное здоровье [Текст] / А. М. Карпов // Скрытые искусители или снасти на потребителя. В плену информационных технологий. - М.: Изд-во Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007.- С. 123-139.

9. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка [Текст]: пособие для студентов муз.-пед. училищ и вузов: в 2 кн. / И. В. Кошмина. -М.: ВЛАДОС, 2001.

10. Медушевский, В. В. О происхождении и сущности серьезной музыки [Текст] / В. В. Медушевский // Музыка в школе. - 2002. - № 4.

11. Шаклеина, И. П. Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И. П. Ша-клеина. - Курск, 2010.

REFERENCES

1. Ilyin I. A. Nashi zadachi. Istoricheskaya sudba i budushchee Rossii. Moscow: Rarog, 1992.

2. Vygotskiy L. S. Psikhologiya iskusstva. Moscow: Direkt-Media, 2014.

3. Metlov N. A. Muzyka - detyam. Moscow: Pros-veshchenie, 1985.

4. SOTtt С. Muzyka i ee taynoe vliyanie v techenie vekov. Moscow, 1991. (In Russian)

5. Zimina A. N. Osnovy muzykalnogo vospitaniya i razvitiya detey mladshego vozrasta. Moscow: VLADOS, 2000.

6. Medushevskiy V. V. Vnemlite angelskomu peni-yu. Minsk: Pravoslavnoe Bratstvo vo imya Arkhistratiga Mikhaila, 2000.

7. Stolitsa A. A. Realizatsiya pedagogicheskogo potentsiala pravoslavnoy dukhovnoy muzyki v obrazovatelnom protsesse pedagogicheskogo vuza. Extended abstract PhD Dissertation. Taganrog, 2008.

8. Karpov A. M. Destruktivnoe vozdeystvie tele-produktsii na dukhovnoe zdorovye. In: Skrytye iskusiteli ili snasti na potrebitelya. V plenu in-

formatsionnykh tekhnologiy. Moscow: Izd-vo Pravoslavnogo Tsentra sv. prav. Ioanna Kro-nshtadtskogo, 2007. Pp. 123-139.

9. Koshmina I. V. Russkaya dukhovnaya muzyka: posobie dlya studentov muz.-ped. uchilishch i vuzov: in 2 vol. Moscow: VLADOS, 2001.

10. Medushevskiy V. V. O proiskhozhdenii i su-shchnosti seryeznoy muzyki. Muzyka v shkole. 2002, No. 4.

11. Shakleina I. P. Formirovanie tsennostnogo ot-nosheniya k russkoy pravoslavnoy muzyke u studentov v sisteme vuzovskogo muzykalno-pedagogicheskogo obrazovaniya. PhD Dissertation. Kursk, 2010.

Стеганцева Ирина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры музыкальной подготовки и народно-художественной культуры, директор Института культуры и искусства Липецкого государственного педагогического университета e-mail: [email protected]

Stegantseva Irina P., PhD in Education, Associate Professor, Music and folk arts and culture Department, Director, Institute of culture and art, Lipetsk State Pedagogical University e-mail: [email protected]

Ярошенко Валерия Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры музыкальной подготовки и народно-художественной культуры Липецкого государственного педагогического университета e-mail: [email protected]

Yaroshenko Valeria S., PhD in Education, Associate Professor, Music and folk arts and culture Department, Lipetsk State Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.