Научная статья на тему 'Сущность и специфика формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки'

Сущность и специфика формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALS / ЭТИКА / ETHICS / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ / PERCEPTION OF MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кролик Сергей Александрович

В статье рассматривается потенциал музыки в формировании нравственно-этических качеств подростков. Нравственно-этические качества личности являются одним из способов оформления цивилизованных социальных взаимодействий, позволяют человеку адаптироваться в изменяющейся социально-культурной среде. Эффективным средством формирования нравственно-этических качеств подростков является музыка, которая выполняет особую роль как искусство, непосредственно воздействующее на чувственный мир подростков. Поэтому в современных социокультурных условиях особое внимание необходимо уделять музыкальному воспитанию подрастающего поколения. При этом массовое музыкальное воспитание должно быть направлено не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию личностного потенциала подростка. В статье представлены авторские определения сущности и специфики формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кролик Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND SPECIFICITY OF MORAL AND ETHICAL QUALITIES OF ADOLESCENTS IN THE PROCESS OF MUSIC PERCEPTION

In article music potential in formation of moral and ethical qualities of teenagers is considered. Moral and ethical qualities of the personality are one of ways of registration of civilized social interactions, allow the person to adapt in the changing welfare environment. An effective remedy of formation of moral and ethical qualities of teenagers is music which carries out a special role as the art which is directly influencing the sensual world of teenagers. Therefore in modern sociocultural conditions the special attention needs to be paid to musical education of younger generation. Thus mass musical education has to be directed not on familiarizing with any type of musical activity, and on optimization of personal potential of the teenager. In clause the author’s definitions of essence and specificity of formation of moral ethical qualities of the teenagers are submitted during perception of music.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки»

Сущность и СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

УДК 37.034:78.05 С. А. Кролик

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

В статье рассматривается потенциал музыки в формировании нравственно-этических качеств подростков. Нравственно-этические качества личности являются одним из способов оформления цивилизованных социальных взаимодействий, позволяют человеку адаптироваться в изменяющейся социально-культурной среде. Эффективным средством формирования нравственно-этических качеств подростков является музыка, которая выполняет особую роль как искусство, непосредственно воздействующее на чувственный мир подростков. Поэтому в современных социокультурных условиях особое внимание необходимо уделять музыкальному воспитанию подрастающего поколения. При этом массовое музыкальное воспитание должно быть направлено не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию личностного потенциала подростка. В статье представлены авторские определения сущности и специфики формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки.

Ключевые слова: нравственность, этика, воспитание, подростки, восприятие музыки.

S. A. Krolik

Tambov State University named after GR Derzhavin, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Internatsional'naya str., 33, 392000, Tambov, Russian Federation

THE NATURE AND SPECIFICITY OF MORAL AND ETHICAL QUALITIES OF ADOLESCENTS IN THE PROCESS OF MUSIC PERCEPTION

In article music potential in formation of moral and ethical qualities of teenagers is considered. Moral and ethical qualities of the personality are one of ways of registration of civilized social interactions, allow the person to adapt in the changing welfare environment. An effective remedy of formation of moral and ethical qualities of teenagers is music which carries out a special role as the art which is directly influencing the sensual world of teenagers. Therefore in modern sociocultural conditions the special attention needs to be paid to musical education of younger generation. Thus mass musical education has to be directed not on familiarizing with any type of musical activity, and on optimization of personal potential of the teenager. In clause the author's definitions of essence and specificity of formation of moral — ethical qualities of the teenagers are submitted during perception of music. Keywords: morals, ethics, education, teenagers, perception of music.

КРОЛИК СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — аспирант кафедры социокультурной коммуникации и актёрского мастерства Института гуманитарного и социокультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

KROLIK SERGEI ALEKSANDRÛVICH — doctoral student of Department of social and cultural communication and acting, Institute of Humanities and social and cultural education, Tambov State University named after GR Derzhavin

e-mail: sergei_ krolik@mail.ru © Кролик С. А., 2015

Современная социально-культурная ситуация в российском обществе характеризуется как сложная и противоречивая. Новые политические реалии, экономический кризис, экспансия средств массовой информации, каналы которой переполнены низкопробной продукцией и агрессивной рекламой, существенно воздействуют на духовный уклад общества, стимулируют процесс пересмотра многих идейно-нравственных ценностей и освоения новых духовных ориентиров.

на фоне социальных изменений, происходящих в современном обществе, как никогда становится важным воспитание у подрастающего поколения нравственно-этических качеств — совокупности социально значимых качеств личности, основанных на нормах нравственности и этики, определяющих правила поведения людей в различных местах и при самых разных обстоятельствах.

Формирование нравственно-этических качеств является актуальной проблемой каждого цивилизованного общества, а в современных условиях развития российского общества она приобретает особое значение. нравственно-этические качества личности являются одним из способов оформления цивилизованных социальных взаимодействий, позволяют человеку адаптироваться в изменяющейся социально-культурной среде.

Актуальность проблемы отражена в ряде правительственных концептуальных документов, касающихся образования и воспитания подрастающего поколения: в новом Законе РФ «Об образовании» (2012); в Национальной доктрине образования в рФ на период до 2025 года (принятой постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751); в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (2002); в Концепции развития образования в сфере искусства и культуры на 2008—2015 годы (принятой постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р). Также эта тема поднималась в выступлении Президента Российской Федерации на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 го-

да», в котором подчёркнута направленность политики государства в настоящее время и в перспективе на развитие человека во всех его проявлениях, и особенно на удовлетворение его экономических, культурных и образовательных потребностей.

Социально обусловленный заказ заключается в изучении социально-культурных условий формирования нравственно-этических качеств у подрастающего поколения, что приводит к поиску средств, методов и путей, которые способствуют воспитанию высоконравственной личности, реализующей свои возможности в социуме.

Подростковый возраст характеризуется перестройкой организма: сложными процессами перехода от детства к новому типу отношений в обществе, изменениями в самосознании. В подростковом возрастном периоде, одном из самых сложных, формируются важнейшие свойства личности, присущие взрослому человеку (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина и др.).

Эффективным средством формирования нравственно-этических качеств подростка является музыка. Музыка выполняет особую роль, так как непосредственно воздействует на чувственный мир подростков. Поэтому в современных социокультурных условиях особое внимание необходимо уделять музыкальному воспитанию подрастающего поколения.

Процесс нравственного воспитания подрастающего поколения во многом обусловлен степенью приобщённости подростков к музыкальной культуре общества. Он происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания, поэтому проблема совершенствования форм и методов музыкального воспитания в целях нравственного воспитания личности приобретает особую актуальность. Массовое музыкальное воспитание должно быть направлено не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию личностного потенциала подростка.

При этом социокультурная регуляция разрабатываемых педагогических воздействий

может, на наш взгляд, эффективно влиять на подростков в процессе восприятия музыки, формировать у них нормы нравственно-этического поведения.

Проблема формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки многоплановая и находится на стыке таких научных дисциплин, как философия, социология, психология, педагогика, культурология.

Сегодня профессиональный интерес учёных к различным формам, видам и уровням воздействия на формирование личности весьма высок, о чём свидетельствуют количество и направленность научных работ, посвящённых этой проблеме.

Многие исследователи, задумываясь о судьбах человека и человечества в меняющемся мире, концентрировали свои усилия на проблематике нравственного начала в сфере социальных взаимодействий, считая его фундаментом гуманизации, приоритетом общечеловеческих ценностей в системе социальных отношений (С. Ф. Анисимов, А. М. Архангельский, Ю. А. Брил, О. Т. Дробницкий, И. С. Кон, К. Р. Роджерс, Л. Б. Филатова, И. Т. Фролов и др.).

Проблему музыкального воспитания исследовали педагоги, психологи, философы, учёные разных направлений (о. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Р. И. Грубер, Д. Б. Кабалевский, А. Н. Сохор, Б. М. Теплов, В. С. Цукерман и др.).

Таким образом, изучению проблемы формирования нравственных качеств личности и музыкальному воспитанию подрастающего поколения посвящено значительное число работ. Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный опыт, следует признать, что использование потенциала музыки в формировании нравственно-этических качеств подростков имеет широкие перспективы для дальнейших исследований.

Нравственное воспитание — это сложный и многогранный процесс формирования нравственных идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения,

осуществляемый под воздействием социальных институтов с целью подготовки личности к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, для выполнения различных социальных ролей [4]. Нравственное воспитание — это введение объективных условий в субъективный мир личности на уровне сознания, чувств, поведения [3].

Сутью нравственного воспитания как самостоятельного вида воспитания является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в её поведении, в то время как другие виды воспитания развивают и контролируют лишь отдельные стороны нравственного сознания, определённую часть нравственных качеств личности.

Формировать нравственность — значит воздействовать не только на убеждения человека, представления и понятия, но и обеспечивать практическую регуляцию поведения, отношений со средой. Важную роль в формировании нравственности играют привычки, которые формируются и закрепляются, проходя через сознание [5].

Изучение проблемы нравственности как ценности современного общества позволяет констатировать: нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу, её нормы и принципы получают идейное обоснование и выражение в контексте духовного мира, который является мировоззренческой основой нравственности и способствует саморазвитию личности (самовоспитанию, самообразованию).

Сутью нравственного воспитания является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в поведении.

Поиск актуальных средств, которые способствуют формированию нравственно-этических качеств личности, приводит нас к рассмотрению потенциала музыки в этом процессе.

Музыка как вид искусства и форма обще-

ственного сознания осуществляет в обществе разнообразные, исторически изменяющиеся функции. Воздействие на подрастающее поколение средствами музыкального искусства позволяет формировать социальный тип личности.

Комплексный подход к воспитанию музыкальной культуры человека охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам общехудожественного и нравственного воспитания. Неразрывное единство мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием разносторонности и гармоничности развития личности человека. Потери в художественно-творческом воспитании обедняют внутренний мир личности.

Фактически, музыкальное искусство — это наиболее универсальный стимулятор общественного сознания, его творческого характера, проявляющегося в общественных отношениях. Отсутствие реальных зрительных факторов, непосредственно связанных с музыкальным содержанием, обуславливает силу её эмоционально-чувственного воздействия, глубину вторжения в духовный мир личности.

Учитывая, что функционирование музыкального искусства в обществе происходит в ходе создания, распространения и освоения музыкально-культурных ценностей, приобщение к этому процессу является существенным в определении музыкальной культуры личности.

Попытку раскрыть понятие «музыкальная культура» сделал В. С. Цукерман: «Она, на наш взгляд, есть часть художественной культуры данного общества в определённый конкретно-исторический момент его развития и представляет собой совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей» [8].

Функционирование музыкальной культуры, по мнению автора, определяется взаимодействием ряда факторов:

1) характером и уровнем деятельности профессиональных музыкантов;

2) состоянием музыкального образования и воспитания населения, включающих систему профессиональной подготовки музыкантов и систему музыкального просвещения широких масс населения;

3) степенью участия широких масс в производстве ценностей музыкального искусства (художественная самодеятельность, бытовое и фольклорное музицирование);

4) наличием соответствующей материальной базы (концертные и театральные помещения, средства репродуцирования музыки, полиграфические и торговые учреждения);

5) частотой общения с музыкой различных групп слушателей, степенью зрелости их музыкальных вкусов.

В работе «Социология и музыкальная культура» А. Н. Сохор [6] рассмотрел идеи об общих закономерностях строения и функционирования музыкальной культуры, о типах музыкальных культур, о функционально различных разделах музыкальной культуры, или её «блоков»:

1) творчества;

2) исполнительства;

3) распространения музыки;

4) её восприятия.

Одно из фундаментальных исследований понятий «музыкальная культура» и «музыкальная культура личности» находим в работе Р. А. Тельчаровой. Её труд явился результатом разработки философско-эстетических основ теории музыкальной культуры.

Специфически философское понимание музыкальной культуры Р. А. Тельчаровой состоит в том, что музыкальная культура не выглядит особым объектом исследования, а устремлена к человеческому смыслу и содержанию музыкального мира, к познанию его человеческих характеристик, то есть определённых культурных ценностей, имеющих для человека культурный смысл [7].

Некоторые педагоги (Д. Б. Кабалевский [2], Р. А. Тельчарова [7] и др.), подчёркивая гуманистический характер музыкального вос-

питания, считают правильной постановку задач формирования музыкально-эстетической культуры.

Концепция, разработанная Д. Б. Кабалевским, предполагает научить подрастающее поколение «...любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, развивать способность воспринимать музыку как живое образное искусство ... воспитывать особое чувство музыки, позволяющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, участвовать в исполнении музыки, овладевать основами музыкальной грамотности, формировать творческие музыкальные способности» [1, с. 13].

Таким образом, музыка представляет интерес, прежде всего, как социальный феномен, как элемент образа жизни, как средство формирования нравственных качеств подростков.

На основе изучения литературных источников нами были определены сущность и специфика формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки.

Сущность формирования нравственно-эти-

ческих качеств подростков в процессе восприятия музыки трактуется нами как планомерный педагогически регулируемый процесс, направленный на освоение подростками музыкальной культуры социума, развитие потребности в духовном обогащении посредством воспринимаемой музыки, формирование оценочности и критичности восприятия культурных феноменов, идеалов и музыкального вкуса, что позволяет развивать общую культуру, удовлетворяющую совокупности требований и ожиданий, предъявляемых к человеку современным обществом в соответствии с общепринятыми нормами нравственности.

Специфика формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки определяется уникальностью педагогического воздействия музыкальных произведений на сознание, чувства и поведение подростков, что позволяет ненавязчиво стимулировать интерес к музыке, активизировать участие подростков в музыкальном творчестве на основе добровольного выбора, способствовать развитию мотивации к познанию и самореализации личности.

Примечания

1. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления : избранные статьи и доклады / Академия педагогических наук СССР. Москва : Педагогика, 1986. 190 с.

2. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: Эстетическое воспитание : Статьи, доклады, выступления. Москва : Педагогика, 1973. 334 с.

3. Лихачев Б. Т. О критериях оценки нравственной воспитанности школьников // Советская педагогика. 1987. № 5. С. 45—50.

4. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс : учебное пособие для студентов вузов. Москва : Прометей, 1995. 284 с.

5. Соловьёв В. С. Смысл любви. Избранные произведения: стихи, письма, философские эссе. Москва : Современник, 1991. 524 с.

6. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура / Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Москва : Советский композитор, 1975. 202 с.

7. Тельчарова Р. А. Теория музыкально-эстетической культуры личности: проблемы и перспективы // Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: Вопросы формирования профессиональной культуры учителя музыки : межвузовский сборник научных трудов / Владимирский государственный педагогический институт имени П. И. Лебедева-Полянского. Владимир, 1990. С. 8—29.

8. Цукерман В. С., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. Москва : Фирма «Интерпракс», 1995. 287 с.

References

1. Kabalevskiy D. B. Pedagogicheskie razmyshleniya : izbrannye stafi i doklady [Pedagogical reflections: chosen articles and reports]. Moscow, Pedagogika Publ. [Education Publ.], 1986. 190 p.

2. Kabalevskiy D. B. Prekrasnoe probuzhdaet dobroe: Esteticheskoe vospitanie: statu, doklady, vystupleniya [The fine awakens the kind: Esthetic education: Articles, reports, performances]. Moscow, Pedagogika Publ. [Education Publ.], 1973. 334 p.

3. Likhachev B. T. O kriteriyakh otsenki nravstvennoy vospitannosti shkol'nikov [About criteria of an assessment of moral good breeding of school students]. Sovetskaya pedagogika [Soviet pedagogics]. 1987, No. 5, pp. 45—50.

4. Likhachev B. T. Filosofiya vospitaniya. SpetsiaVnyy kurs [Education philosophy. Special course]. Moscow, Prometey Publ., 1995. 284 p.

5. Solov'ev V. S. Smysl lyubvi. Izbrannye proizvedeniya: stikhi, pis'ma, filosofskie esse [Sense of love. Chosen works: verses, letters, philosophical essays]. Moscow, Sovremennik Publ.1991. 524 p.

6. Sokhor A. N. Sotsiologiya i muzykalnaya kultura [Sociology and musical culture]. Moscow, Sovetskiy kompozitor Publ. [Soviet composer Publ.], 1975. 202 p.

7. Tel'charova R. A. Teoriya muzykal'no-esteticheskoy kul'tury lichnosti: problemy i perspektivy [Theory of musical and esthetic culture of the personality: problems and prospects]. Muzykal'naya deyatel'nosf i muzykalno-esteticheskaya kultura: Voprosy formirovaniya professional'noy kul'tury uchitelya muzyki : mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov [Musical activity and musical and esthetic culture: Questions of formation of professional culture of the music teacher: interuniversity collection of scientific works]. Vladimir, Publishing house of The Vladimir state teacher training college of P. I. Lebedev-Polyansky, 1990. Pp. 8—29.

8. Tsykerman V. S., Masterov B. M. Psikhologiya samorazvitiya [Self-development psychology]. Moscow, Interpraks Publ., 1995. 287 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.