Научная статья на тему 'Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка'

Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5695
766
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА / МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ МУЗЫКИ / МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ / ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА / MUSIC / MUSICAL EDUCATION / MORALITY / MORAL SENTIMENTS / MUSIC AS A MEANS OF EMOTIONAL INFLUENCE / THE THERAPEUTIC EFFECT OF MUSIC / MUSIC AS A MEANS OF EMOTIONAL ADJUSTMENT / DEVELOPMENT OF MORAL SPHERES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шилова Наталья Евгеньевна

Раскрыта важная роль музыкального воспитания в развитии нравственно-эстетической сферы личности ребенка. Воспитывая нравственные чувства, мы закладываем основу для формирования его нравственного сознания, регулирования нравственного поведения в будущем. Также рассмотрен терапевтический эффект музыки музыка и музыкальное движение как средство эмоциональной коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шилова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MUSIC IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF MORAL SENSES OF A CHILD

Musical education has a significant impact on the moral and aesthetic development of the child's personality. Educating moral feelings, we are laying the groundwork for the formation of his/her moral consciousness, the regulation of ethical behavior in the future. Therapeutic effect of music is considered, music and musical activity are regarded as means of emotional adjustment.

Текст научной работы на тему «Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка»

УДК 37.034 ББК 4420.051

ГСНТИ 14.25.01; 02.61.45

Код ВАК 13.00.01, 13.00.02

Шилова Наталья Евгеньевна,

аспирантка кафедры истории и теории музыки и музыкального образования ГБОУ ВПО « Московский городской педагогический университет», 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4, корп.1; e-mail: dmitrienko_ne24@mail.ru

РОЛЬ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ РЕБЕНКА

АННОТАЦИЯ: Раскрыта важная роль музыкального воспитания в развитии нравственноэстетической сферы личности ребенка. Воспитывая нравственные чувства, мы закладываем основу для формирования его нравственного сознания, регулирования нравственного поведения в будущем. Также рассмотрен терапевтический эффект музыки - музыка и музыкальное движение как средство эмоциональной коррекции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыка, музыкальное воспитание, нравственность, нравственные чувства, музыка как средство эмоционального воздействия, терапевтический эффект музыки, музыка как средство эмоциональной коррекции, воздействие музыки на развитие нравственной сферы человека.

Shilova Natalia Evgenevna,

Post-graduate Student of the Chair of History and Theory of Music and Musical Education, Moscow City Pedagogical University, Moscow.

THE ROLE OF MUSIC IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF MORAL SENSES OF A CHILD

KEY WORDS: music; musical education; morality; moral sentiments; music as a means of emotional influence; the therapeutic effect of music; music as a means of emotional adjustment; development of moral spheres.

ABSTRACT: Musical education has a significant impact on the moral and aesthetic development of the child's personality. Educating moral feelings, we are laying the groundwork for the formation of his/her moral consciousness, the regulation of ethical behavior in the future. Therapeutic effect of music is considered, music and musical activity are regarded as means of emotional adjustment.

Hi

а сегодняшний день музыка как фактор воспитания не .используется в должной мере современным обществом. Это связано с пассивной позицией определенной части родителей и педагогов, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой мере способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще всего в форме фонового, рекламного, развлекательного направления. В результате на задний план оттесняется огромный потенциал музыки в нравственном возвышении человека, в удовлетворении его стремления к истинной художественности и ценности искусства.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, - путь к формированию его нравственности. Будучи обращенной к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания [1. С. 21]. Приобщение ребенка к музыке развивает в нем чувство красоты и гармонии. Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет для этого неограниченные возможности. При систематических занятиях дети приобретают умение слушать музыку, запоминать

и узнавать ее, радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.

Д. И. Шостакович писал о том, что любовь и уважение к великому искусству музыки делает человека духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке человек оказывается способен обрести новые силы, увидеть жизнь в новых тонах и красках. Действительно, высокая музыка очищает мысли и чувства от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека. Она отражает моральную красоту человека, ценность идеалов: любви, дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.

Музыка занимает важное место в художественно-творческой деятельности ребенка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В раннем и дошкольном возрасте «впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, что развивает музыкальный слух, вокальные способности,

© Шилова Н. Е., 2013

чувство ритма [2. С. 101].

В педагогике и психологии накоплен большой исследовательский материал об интересах и потребностях детей, о психо-лого-педагогических механизмах формирования личности. Теория и методика художественного воспитания детей основывается на фундаментальных научных трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. В своих работах исследователи детства утверждали, что если музыкальный слух, творческое воображение не будут сформированы в ранние годы, то восполнить этот пробел в более поздние годы трудно, а в ряде случаев невозможно.

Музыкальное воспитание детей как педагогический процесс охватывает ход внутренних процессов и внешних влияний в их единстве, так как музыкальное развитие личности, протекающее по внутренним законам ее жизни, подчиняется воздействиям извне.

Внешние воздействия, связанные с музыкой, вызывают реакцию всего организма, а не только слухового анализатора. И. П. Павлов и В. М. Бехтерев показали, что центральная нервная система человека неодинаково реагирует на различную по своему характеру и средствам выразительности музыку. В одних случаях происходит сокращение или расслабление мышц, учащение или замедление дыхания, в других возникает возбуждение или угнетенное состояние, смена настроений. П. Н. Анохин пишет по этому поводу: «...Звуковые колебания, воспринимаемые органами слуха, воздействуют на определенную часть подкорки головного мозга. Причем минорные музыкальные сочетания требуют от организма большей затраты, чем мажорные. Этот вывод, между прочим, подтверждает и тот установленный опытным путем факт, что условный рефлекс на минорные комбинации вырабатывается быстрее, чем на мажорные. Раздражение подкорки, вызванное звучанием музыки, передается в кору головного мозга, пробуждая воспоминания обо всем прошлом опыте - печальные или радостные, в зависимости от характера музыки» [1. С. 24-25].

Известно, что умелое использование музыки в различных процессах жизнедеятельности людей может регулировать их состояние. Следовательно, особенности строения и функции центральной нервной системы являются физиологической предпосылкой проявления эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку. Музыкальные образы, оказывая эстетическое воздействие на ребенка, в то же время могут содействовать укреплению его нервной системы, вы-

зывать радостные переживания, формировать нравственные качества [1. С. 25].

Музыка эмоциональна по своей сущности, по содержанию. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве. Связана она и с развитием эмоциональной отзывчивости в жизни, с воспитанием таких качеств, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Причины нарушения эмоциональной сферы различны, но, как правило, у их истоков - те или иные неблагополучия и отставания на самых первых этапах развития детей (в младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте).

Эмоциональная сфера, будучи наиболее тонким уровнем психической организации человека, первичным способом отражения окружающего мира, оказывается наиболее чуткой ко всякого рода неблагополучиям. Дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанной с дефицитом человеческого внимания, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Несмотря на изначальную сохранность мозговых структур, природных предпосылок развития, им, как правило, оказываются свойственны такие личностные комплексы, как повышенный уровень тревожности, сверхбдительность, состояние постоянного напряжения, ожидания возможной опасности, незащищенность. На этом фоне легко возникают вторичные поведенческие отклонения, обусловливающие низкую социальную ориентировку детей, их социальную беспомощность, неэффективные способы поведения и общения со сверстниками, взрослыми, нарушения различных видов деятельности -игровой, трудовой, учебной. В науке давно выведена закономерность: чем меньше возраст ребенка, тем большее влияние на его развитие оказывают конкретные условия и обстоятельства жизни.

Музыка и музыкальное движение является действенным средством эмоциональной коррекции. Она влияет на ритм дыхания, на работу сердца. Гармонические созвучия и повторения знакомых фраз замедляют пульс, делают дыхание глубоким и равномерным. Диссонансы же, требующие напряженного вслушивания, ускоряют пульс и частоту дыхания. Ученые отмечают терапевтический эффект музыки, в первую очередь - классической. Оказывая эмоциональное воздействие, музыка способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о

мире. Музыка несет в себе мир мыслей и образов.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкальной культуры в целом. «Иммунитетом против пошлости» назвал Д. Б. Кабалевский формирование любви и привычки к подлинному искусству. «В условиях чудовищной засоренности мирового музыкального быта», -писал музыковед, педагог и композитор в 1984 г., - «особую сложность приобретает вопрос об эстетическом воспитании детей. Отсюда вытекает основная задача: формирование хорошего вкуса надо начинать в самом раннем детстве. Надо, чтобы подростки, когда они встретятся с легкой музыкой, уже понимали красоту большого, серьезного искусства и ощущали разницу между хорошим и плохим. Надо, чтобы хорошая народная, классическая и современная музыка входила в круг детских интересов в те же ранние годы, когда входит в этот круг умная и добрая книга» [3. С. 104].

Непосредственное воздействие оказывает музыка на развитие собственно нравственной сферы человека. Не только эстетические, но и нравственные чувства -любовь к людям, совесть, благоговение перед святыней развиваются с помощью музыкальной культуры. Будучи сильным средством эмоционального воздействия, музыка способна усилить впечатление тех или иных событий, сделать более явным и глубоким осмысление нравственной стороны литературного произведения. Музыка способна пробудить в душе ребенка чувство стыда и желание исправиться, стремление совершить доброе дело, пожалеть, приласкать, помочь тому, кто в этом нуждается, а также учиться быть внимательным к окружающему миру и людям, занимать активную и действенную, ориентированную на служение, а не на потребление жизненную позицию с начала пробуждения самосознания -с конца раннего возраста.

Музыка, как и любое творчество, неизменно выражает мировоззрение композитора и может быть сильным оружием как добра, так и зла. Будучи одной из самых вдохновенных форм искусства, она своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетаний и нюансов способна передать бесконечную гамму чувств и настроений. Сила музыки заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию она может вызывать в нем самые возвышенные и благородные чувства или, напротив, самые темные желания.

Нынешнее поколение детей и под-

ростков воспитывается не на классике, а на массовой культуре, поэтому не имеет духовного иммунитета в противостоянии ее вредному воздействию. Увлечение современной поп и рок-музыкой далеко не безобидно: оно разрушительно для личности.

Общественная опасность заключается в том, что рок-музыка с самого начала своего появления выступила как бунтарская, разрушающая авторитет родителей и общества, предлагая иную шкалу ценностей, основанную на эгоизме и представлении человека о своей самодостаточности вне связи с предыдущими поколениями, их традициями и культурой.

Медицинский аспект ее воздействия на человеческий организм изучен достаточно хорошо. Авторы исследований отмечают негативное влияние как слов, часто содержащих призывы к насилию, разрушению, попранию нравственных общественных норм, так и самого ритма этой музыки, приводящего психику в неуравновешенное состояние. Нейрохирурги Иллинойского университета (США), изучая феномен воздействия музыкальных ритмов на подкорковые области головного мозга, пришли к выводу о существовании новой патологии - синдрома, названного ими «ритмический токсикоз». Большая часть пораженных этой болезнью - рок-фанаты и постоянные посетители дискотек: звуковые сигналы определенного ритма и тембра разрушительно воздействуют на их иммунную систему, что приводит к необратимым последствиям. В результате изменяются эмоциональные реакции, теряется способность к сосредоточению, ослабляется контроль над умственной деятельностью и волей. Сверхвозбуждение вызывает эйфорию, внушаемость, истерию и даже галлюцинации, происходят серьезные нарушения памяти и мозговых функций.

Педагогический аспект заключается в том, что у подростка формируется искаженное представление о характере человеческих отношений, роли в них любви, взаимопомощи, сострадания, цели и смысла жизни. Важное значение в юношеском возрасте имеет формирование идеала поведения, поэтому музыкальный кумир, порой ведущий аморальный образ жизни, начинает определять и мировоззрение, и систему ценностей, а подражание ему несет для личности опасность саморазрушения. Зачастую современная музыка становится содержанием жизни молодого человека, искажая духовную природу его личности и влияя на поведение. Никогда ранее не существовало искусства, направленного так явно на совращение молодежи, оказывая на нее влияние даже большее, чем открытая

порнография, призывая к получению удовольствия любой ценой. Концерты рок-музыки часто проходят в атмосфере необузданной ярости.

Духовный аспект проблемы заключается в том, что рок-музыка, в текстах своих песен признавая наличие сверхъестественной силы, управляющей миром, воспевает не Бога как высшее добро и любовь, и даже не слепую «судьбу» языческих поэтов, а нечто мрачное и жестокое, связанное с оккультизмом, а то и открыто с сатанизмом. На духовном уровне рок-музыка имеет мистериальную природу, что делает че-

ЛИТЕРАТУРА

ловека открытым по отношению к падшим ангелам духовного мира.

В этой ситуации значение духовной музыки в воспитании трудно переоценить: она способствует умиротворению страстей, душевному покою, воссоздает вокруг мир красоты и гармонии. Подросток вправе придерживаться личных вкусов при выборе музыки, однако он не должен терять здравый смысл в объективной оценке музыкальных произведений. Помочь ему сделать свой выбор сознательным - задача педагога и воспитателя.

1. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: ВЛА-ДОС, 2000.

2. Немов Р. С. Психология. Кн. 2. М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. И. Савостьянов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.