УДК 372.878:784:78.03:316.75
Yegorova N.A., postgraduate (2 year), Department of Musical Arts Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected];
Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Musical Arts Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
TOLERANCE ON THE WAY TO POP VOCAL PRACTICE. The article deals with a problem of introduction of the tolerance theory in teaching pop vocal practice to teenagers. The relevance of the work is due to the misunderstanding of pop culture in general and the high interest of teenagers to pop music. The paper offers an analysis of the positive and negative aspects of the modern musical area and make focus on comprehensive training of pop vocal. The scientific novelty of this study is to form their own concepts of the theory of tolerance in the learning process teenagers pop vocal practice; the pedagogical conditions for the formation of tolerance of teenagers by means of vocal pop practices. The researchers develop means of the vocal variety of practice, identify methods of formation of tolerance of teenagers by means of a variety of vocal practice and elaborated pedagogical conditions. The theoretical significance lies in the fact that also contributed to the content of musical education teenagers. The proposed methods promote the formation of a tolerant personality and creative activity in teenagers. The practical significance of the study is due to the fact that the research develops scientifically sound pedagogical conditions in teaching teenagers how to tolerate pop vocal learning practice and develop their musical culture.
Key words: tolerance, spiritual and moral education, pop art, pop vocal, classical music, singing, teenagers, education, musical environment.
Н.А. Егорова, аспирантка каф. музыкального искусства, Государственное автономное образовательное учреждение ВО Московский городской педагогический университет, Институт культуры и искусств, г. Москва, Е-mail: [email protected]
Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф. каф. музыкального искусства, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Московский городской педагогический университет, Институт культуры и искусств, г. Москва, Е-mail: [email protected]
ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ЭСТРАДНОЙ ВОКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
В работе рассматривается проблема внедрения теории толерантности в обучение подростков вокальной эстрадной практике. Актуальность обусловлена неправильным пониманием поп культуры в целом и большим интересом подростков к эстрадной музыке, а также осуществляется анализ положительных и отрицательных сторон современной музыкально-эстрадной среды и предлагается ориентир на комплексное обучение эстрадному вокалу. Научная новизна данного исследования состоит в формировании собственного понятия теории толерантности в процессе обучения подростков вокальной эстрадной практике; определены педагогические условия для формирования у подростков толерантности средствами вокальной эстрадной практики; разработаны средства вокальной эстрадной практики; определены методы формирования толерантности подростков средствами вокальной эстрадной практики; разработаны педагогические условия. Теоретическая значимость состоит в том, что внесен вклад в содержание музыкального образования подростков; разработаны авторские методы способствующие формированию толерантной личности и творческой активности подростков;
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и научно обоснованные педагогические условия в обучении подростков толерантному отношению в обучении вокальной эстрадной практике и развития их музыкальной культуры позволяют повысить эффективность процесса обучения.
Ключевые слова: толерантность, духовно-нравственное воспитание, эстрадное искусство, эстрадный вокал, классическая музыка, вокал, подростки, педагогика, музыкальная среда.
Терпимость, или толерантность, в качестве политического принципа пользуется исключительным успехом в современном мире. Однако терпимость как аспект нравственности индивидуума известна еще со времен античности. Во времена Сократа зародилась мысль о том, что мы должны давать другим свободу познать истину на своем опыте. Модель нравственности, предложенная Сократом, предполагает, что знание - это главная добродетель, и что подлинное знание не может быть получено принудительно. Эту модель нравственности в методе философии, стремящемся достичь добродетели, с другими методами роднит аспект терпимости в обмене мнениями внутри сообщества. Эта модель исторически стимулирует современный образец политической толерантности.
Нетерпимость мы рассматриваем как форму высокомерия, которая осуждает и разрушает все, что выходит за пределы понимания. Вместо того чтобы задавать побуждающие вопросы, нетерпимый человек стремится подавить обсуждение проблемы, вместо того, чтобы попытаться зародить интерес к ней, он скрывает свою неуверенность под маской фанатизма. Терпимость проистекает из критического и снисходительного понимания людских недостатков. Идеологи толерантности не боятся признаться в своем невежестве или неуверенности. Поэтому терпимость основывается на любопытстве и сдержанности. Терпимость требует от нас критического взгляда на интересы других людей и признания этих интересов достойными уважения наравне с нашими собственными. Образованность в сфере философии - это средство, способное привести нас к этой точке зрения.
В современной гуманитарной мысли существует большое количество противоположных мнений относительно теории толерантности. Так мы видим большие разночтения и разные
трактовки понимания теории толерантности среди различных представителей гуманитарного сообщества всего мира и представителей искусства.
Если смотреть с точки зрения социальной легальности определения толерантности, то она трактуется следующем образом, а именно: «Толерантность (от лат. ^1егап^а - терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям».
Понятие толерантности было первоначально открыто в медицине. В практическом использовании оно появилось после присуждения нобелевской премии в области иммунологии, ученому Питеру Медавару, который на практике доказал теорию иммунологической толерантности, открытую Австрийскими учеными Ф. Макфарлейном Бернетом и Франком Феннером.
Он ввёл понятие иммунологической толерантности, которое он определил каксостояние индифферентности, или нереагирования на вещество, обычно возбуждающее иммунологическую реакцию[1].
Согласно определению Философского энциклопедического словаря, «толерантность - терпимость киного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка,
снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям» [2].
Декларация принципов толерантности Юнеско определяет толерантность следующим образом, а именно: «толерантность - ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям» [3]. Оксфордский философский словарь дает следующие определение толерантности, а именно: «(«Toleranz» лат.) - терпимость к чуждым и вообще иного рода взглядам, нравам, обычаям и привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, групп по интересам и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Любая толерантность заключает в себе внутренние ограничения, ибо она означает терпимое отношение лишь к взглядам инакомыслящих, а не к предпринимаемым против носителей толерантности мерам борьбы. В случае подчинения их фанатичной идеологии противников приходит конец и идее толерантности» [4]. Толерантность в психологии понимается как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [5].
Проанализировав существующие понятия теории толерантности в разных областях деятельности, мы разработали собственное определение этого понятия.
Толерантность - это устойчивость к инородному вмешательству, обладание высоким «иммунитетом» к восприятию иной культуры, при введении в сознание ребёнка основы национальной и мировой музыкальной культуры, которые он и будет затем воспринимать как свои, в результате чего он будет воспринимать иное мировоззрение через призму своего собственного.
Музыкальные возможности не имеют границ, ведь только языком музыки говорят во всех странах мира, а этот язык не нуждается в объяснении. Поэтому, при воспитании у подростков понятия толерантности, главным помощником становится вокальная эстрадная практика. Песня дает нам возможность грустить и радоваться, она учит нас добру и справедливости, подсказывает путь и несет глобальный смысл.
Эстрада сегодня - не просто вид искусства, но социокультурный феномен, который за время своего развития перетерпел ряд преобразований. Это связано с тем, что эстрадные жанры в силу своей мобильности всегда реагировали на изменения в обществе, вместе с тем отвечая запросам потребителя. Современная эстрада вобрала в себя такие черты, как зрелищность, массовость, лаконичность исполняемого номера, театральность, общение со зрительской аудиторией, универсальность, индивидуальность и самобытность исполнителя.
Эстрадная музыкально-исполнительская деятельность сочетает в себе многообразие жанровых компонентов: индивидуальный вокально-технический стиль, актёрское мастерство, сценический имидж и др. В последнее время среди подрастающего поколения резко возрос интерес к эстрадной музыке, и в частности к эстрадному пению. Вокальная эстрада представляет собой наиболее массовый вид профессионального и любительского музыкального творчества и занимает ведущие позиции в учебной и внеклассной деятельности общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, охватывая широкий возрастной диапазон учащихся.
Просветительское значение вокальной эстрады как фактора духовно-нравственного воспитания молодежи в наши дни трудно переоценить. В современной социокультурной обстановке отмечается серьезное ухудшение физического и нравственного здоровья подрастающего поколения и, как следствие, снижение мотивации достижения к успеху в процессе учебной деятельности. Один из возможных путей «оздоровления детей» - занятие вокалом, имеющее немаловажное значение для достижения успеха, воспитания чувства раскованности и уверенности в себе, развития индивидуальности.
Преподавание эстрадного вокала, в процессе которого прививаются не только навыки пения, но и вкус к лучшим образцам музыки, является одним из мощных инструментов в воспитании толерантности и как результат духовно-нравственный потенциал молодого поколения.
В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества. При этом духовная составляющая отражает внутренний мир человека, а нравственная формируется преимущественно воздействиями на сознание извне и влияет на внешнее поведение человека, на его отношение к окружающему миру, она является результатом воспитания, отражая при этом ценностные ориентиры личности. Сформулированные положения позволяют говорить о воспитании толерантности как об одном из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения, находящегося в стадии становления.
Еще в древнегреческих рукописях говорилось о том, что музыкальное воспитание - самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души. И сегодня уже доказано, что разумно регулируемая звуковая среда является важным условием благополучного человеческого существования. Воздействие музыки обращено напрямую к душе и, в зависимости от её выбора, может обогатить личность, либо, напротив, иметь разрушительное воздействие. Это относится и к эстрадным жанрам, популярность которых среди молодежи вызвана двумя важными причинами социального характера. Одна из них заключается в том, что глобальное развитие научно-технического прогресса, в корне изменяющее возможности средств массовой коммуникации (аудио, видеозаписи, интернет, телевидение), способствует обращению к этому жанру массовой аудитории, особенно подростков. Другой причиной популярности эстрадной музыки является фактор моды. Мода в наши дни - мощный стимул, как для создателей, так и для потребителей. Яркий пример тому - телевизионные проекты центральных каналов «Фабрика звезд», «Народный артист», «Голос», «Один в один». Телевизионные проекты центральных каналов вызывают в подростковой среде стремление к исполнению популярных шлягеров, составляющих значительную часть эстрадного репертуарного списка из сочинений русских и зарубежных композиторов. «За кулисами» этих проектов стоит огромный труд педагогов, психологов, деятелей искусства и непременно самих исполнителей. Ведь они проходят эту подготовку для того, чтобы нести качественную эстраду слушателю. И качество должно являться первостепенной задачей этих проектов. Однако это не всегда так. На проектах из огромного числа претендентов предпочтение отдаётся уже подготовленным, поэтому многие, не прошедшие кастинги, ощущают потребность в квалифицированном руководстве, осуществляемом по эффективной методике. Но нередко педагоги ограничиваются обучением конкретному, востребованному для шоу-проектов типу вокала, игнорируя качественную составляющую эстрадной композиции для духовно-нравственного развития личности. Между тем, в современной музыкальной педагогике первостепенно важным является способность преподавателя сформировать у обучающегося этическое отношение к жанрам эстрадной музыки, донести до учащегося посредством технических приемов и музыкальных средств многоликой эстрады духовно-нравственные ценности исполняемого сочинения и толерантное отношение к обучению так, как этому учили выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Д.Б. Кабалевский, К.С. Станиславский, Н.П. Смирнов-Сокольский, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Аргажникова, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, А.И. Медян-ников, В.И. Петрушин, Л.А. Рапацкая, Б.М. Теплов, Л.И. Уколова, Г.М. Цыпин, И.Б. Бархатова, О.И. Исаева, В.И Коробка, В.П. Ма-лишава, Л.В. Романова, Г.У. Солдатова, А.Г. Асмолов, Л.А.Шайге-рова.
Сегодня важно учитывать фактор влияния массовой музыки на учащихся. Как отмечает А.В. Полозова, направленность содержания музыкального образования в школе на классическую музыку отнюдь не способствует повышению интереса молодежи к ней, развитию навыков восприятия музыки у школьников [6]. Сложность ситуации заключается в том, что часто учитель стоит на своей жестко обозначенной позиции: «поп» и «рок» - негативные явления музыкального искусства, и потому им не должно быть места на школьном уроке. При этом учитель не учитывает важный факт: большинство учащихся привержены именно популярной музыке, и «навязывание» музыки классической может вызвать у большинства школьников только
негативную реакцию. В работах Д.Б. Кабалевского, Ю.Б. Алиева, А.Н. Сохора находим обозначение оптимального подхода в определении роли и места «легкой» и «серьезной» музыки в жизни личности, в учебном процессе. Новизна этой методики состоит в том, что классическую музыку предлагается осваивать во взаимодействии с музыкой массовых жанров, в ходе ее осознанного восприятия, формировать у учащихся знания о жанрах и средствах музыкальной выразительности, умение анализировать музыку в данном ракурсе. Д.Б. Кабалевский отмечает: «Я убежден в том, что без легкой музыки жизнь была бы немыслима, как без улыбки, без шутки, без веселого отдыха. Худо, очень худо другое - когда легкая музыка исчерпывает все музыкальные запросы человека...» [7, с. 119]. Такой интегрированный подход особенно важен в обучении эстрадному вокалу.
Библиографический список
Толерантное воспитание может также осуществляться посредством участия в различных вокальных конкурсах, в том числе посвященных патриотическому воспитанию молодежи. Исполняя песню, певец должен понимать этот материал и пережить его, только после этого он может донести ее до зрителя. Ведь музыка - это живой организм, который живет или не живет, благодаря исполнителю.
И.Г. Шароев отмечает: «Эстрадное искусство оправдывает своё назначение только в том случае, если является отражением жизни народа, если пульс эстрады бьется в унисон с пульсом времени. Именно в связи с этим и следует рассматривать воспитательное назначение эстрады» [8, с. 25]. И когда в результате обучения эстрадному вокалу молодой человек может сказать слушателю о самом главном - о том, что он хочет донести своим исполнением, тогда истинная педагогическая цель достигнута.
1. Хаитов РМ., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология. 2000.
2. Философский энциклопедический словарь. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/34833
3. Резолюция генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября. 1995.
4. Oxford English Dictionary. Oxford University Press, 2005.
5. Краткий психологический словарь. Москва, 1985.
6. Полозова А. В. О путях взаимодействия академической и массовой музыки и педагогических возможностях музыки массовых жанров: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2006.
7. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. Москва, 1977.
8. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник для студентов театральных высших учебных заведений. Издание 3-е, исправленное. Москва, 2009.
9. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2008.
10. Уколова Л.И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43): 274 - 276.
11. Уколова Л.И. Формирование духовной культуры молодого поколения. Искусство и образование. 2015; 4 (5): 132 - 135.
12. Солдатова Г.У., Лекторский В.А., Петренко В.Ф. и др. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии. Методология социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в многополярном мире. Москва, 2011: 13 - 89.
References
1. Haitov R.M., Ignat'eva G.A., Sidorovich I.G. Immunologiya. 2000.
2. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/34833
3. Rezolyuciya general'noj konferencii YuNESKO ot 16 noyabrya. 1995.
4. Oxford English Dictionary. Oxford University Press, 2005.
5. Kratkijpsihologicheskijslovar'. Moskva, 1985.
6. Polozova A. V. O putyah vzaimodejstviya akademicheskojimassovojmuzykiipedagogicheskih vozmozhnostyah muzykimassovyh zhanrov: materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva, 2006.
7. Kabalevskij D.B. Dorogie moi druz'ya. Moskva, 1977.
8. Sharoev I.G. Rezhissura 'estrady i massovyh predstavlenij: uchebnik dlya studentov teatral'nyh vysshih uchebnyh zavedenij. Izdanie 3-e, ispravlennoe. Moskva, 2009.
9. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Dissertaciya . doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.
10. Ukolova L.I. Vliyanie kul'turno-obrazovatel'noj sredy na process vospitaniya rastuschego cheloveka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 (43): 274 - 276.
11. Ukolova L.I. Formirovanie duhovnoj kul'tury molodogo pokoleniya. Iskusstvo iobrazovanie. 2015; 4 (5): 132 - 135.
12. Soldatova G.U., Lektorskij V.A., Petrenko V.F. i dr. Tolerantnost' kak faktor protivodejstviya ksenofobii. Metodologiya social'nogo konstruirovaniya tolerantnostii upravleniya riskami ksenofobii v mnogopolyarnom mire. Moskva, 2011: 13 - 89.
Статья поступила в редакцию 16.11.16
УДК 378
Isbanioly M., English teacher (Israel); postgraduate, Manal West Timisoara University, (Romania), E-mail: [email protected]
PARTICIPATION OF TEACHERS IN DECISION MAKING AS MOTIVE TO REFORMS IN EDUCATION SYSTEM. Reform in general is usually motivated by decision makers. However, most of researchers who deal with organizational change emphasize the employees' participation in the change process. Around the world and Israel's cooperation model is reflected in teachers' self-managed schools. The today's trend is school autonomy that is expressed in self-administrated schools. Those schools' moto is participation of teachers in organizational and professional decisions. The article defines what a self-administrated school is, what the autonomy level in schools is, what difficulties of teachers' staff cooperation on the organizational and personal levels are. The article's conclusion is that there is a great importance to teachers' participation in decision making, but it has to be performed in a way, in which the teachers will feel they deal with their expertise' field, if they have difficulty in implementing the decisions and it will load their work. Key words: reform, education system, self-administrated school, participation in decision making, pressure.
М. Исбаниоли, преп. английского языка (Израиль); аспирант, Западный Университет Тимишоара, Румыния, E-mail: [email protected]
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ К САМОУПРАВЛЕНИЮ ШКОЛЫ
КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Реформы в целом, как правило, зависят от лиц, принимающих решения. Однако, большинство исследователей, которые занимаются изучением эффективности продвижения реформ, подчёркивают роль сотрудников в процессе изменений. Современный тренд в системе образования в мировой практике и в школах Израиля - это самоуправляемые школы.