Научная статья на тему 'Современное вокальное эстрадное искусство в контексте российской музыкальной традиции ХХ в'

Современное вокальное эстрадное искусство в контексте российской музыкальной традиции ХХ в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2209
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭСТРАДА / РОССИЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ХХ В / ЭСТРАДНОЕ ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Подпоринова Надежда Олеговна

В статье анализируются основные компоненты современного вокального эстрадного искусства, освещаются некоторые его тенденции развития в российской музыкальной традиции XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное вокальное эстрадное искусство в контексте российской музыкальной традиции ХХ в»

"Культурная жизнь Юга России" 94 ;

№ 1 (60), 2016

11. Шенберг А. Лунный Пьеро. Мелодрамы. Л., 1974.

12. The Dark Side Of The Moon. URL: http://pink-floyd.ru/albums/moon

13. Свобода. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

14. Безобразное. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/960/

15. Лунный Пьеро. Трижды семь стихотворений Альбера Жиро в переводе на немецкий О.Э. Хартлебена. URL: http://www.cdvpodarok.ru/pages-classic/library/

16. The Dark Side of the Moon. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Dark_Side_Of_The_Moon

References

1. Massovaja kul'tura [Mass culture]. URL: http://ru.wikipedia.org

2. Batalina-Korneva E. Massovaja muzyka i akademicheskoe iskusstvo: paralleli i peresechenija [Mass Music and Academic Art: Parallels and Intersections]. URL: http://gcon.pstu.ru/pedsovet/ programm/ spisok22.htm

3. Syrov V. Stilevye metamorfozy roka ili put' k «tret'ej» muzyke [Stylistic Metamorphosis of Rock Music or The Way to the "Third Music"]. URL: http://japson.ru/gold/books-r/syrov.htm

4. Elitarnaja kul'tura [Elite culture]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

5. Progressivnyj rok [Progressive Rock]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

6. Slobzhin V., Klimovizky S., Sitnikov S. Arhitektory zvuka [Architects of Sound]. URL: http://pink-floyd.ru/articles/books/arhitektor/dark.html

7. Filder H. "The Dark Side of the Moon" «Classic Rock» magazine. URL: httpHYPERLINK "http://sitepf.narod.ru/articles/darkside.htm"

8. Pavlishin, S. Arnold Schoenberg: Monograph. M., 2001.

9. Elik M. Sprechgesang in "Pierrot Lunaire" by A. Schoenberg. Music and Modernity. Vol. 7. M., 1971.

10. Vlasova N. Creativity Arnold Schoenberg. М., 2007.

11. Schoenberg, A. Pierrot Lunaire. Melodrama. L., 1974.

12. The Dark Side of the Moon. URL: http://pink-floyd.ru/albums/moon

13. Freedom. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

14. Deformed. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/960/

15. Pierrot Lunaire. Three times Seven Poems by Albert Giraud translated to German by O.E. Hartlieben. URL: http://www.cdvpodarok.ru/pages-classic/library/

16. The Dark Side of the Moon. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Dark_Side_Of_The_Moon

УДК 784

Н.О. ПОДПОРИНОВА

СОВРЕМЕННОЕ ВОКАЛЬНОЕ ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ ХХ В.

Подпоринова Надежда Олеговна, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), [email protected]

Аннотация. В статье анализируются основные компоненты современного вокального эстрадного искусства, освещаются некоторые его тенденции развития в российской музыкальной традиции XX века. Ключевые слова: музыкальная эстрада, российская музыкальная традиция ХХ в., эстрадное вокальное искусство.

UDC 784

N.O. PODPORINOVA

MODERN VOCAL POP ART RUSSIAN MUSIC TRADITION IN THE TWENTIETH CENTURY

Podporinova Nadezhda Olegovna, a graduate student at Krasnodar state Institute of culture (Krasnodar, 40 years of Victory Str., 33), [email protected]

№ 1 (60), 2016

"Теория и история искусства" ^

Abstract. The article discusses how to develop a modern singers vocal pop art in the Russian musical tradition. Keywords: musical stage, the Russian musical tradition of the twentieth century, pop vocal art.

Проблеме изучения различных аспектов эстрадного искусства в целом и музыкального искусства эстрады в частности посвящен ряд современных диссертационных исследований. Так, эстрада как феномен современной массовой культуры рассматривалась в научных работах Л.Г. Суховой [1], О.С. Изюровой [2, с. 22], Е.Л. Рыбаковой [3], Т.И. Тетеревковой [4] и др. Особенности обучения музыкальному искусству эстрады в высших профессиональных заведениях раскрыты в работах О.Я. Клиппа [5], И.В. Сахновой [6], Ю.Н. Черенкова [7, с. 24] и др.

Работы вышеназванных авторов об особенностях эстрадного музыкального жанра позволили сформулировать определение понятия «вокальное эстрадное искусство» как творческий процесс коллективного или индивидуального музыкального исполнительства вокальной эстрадной музыки разных направлений. Современное вокальное эстрадное исполнительство дополняет и развивает музыкальную культуру, поэтому изучение его форм в контексте российских музыкальных традиций ХХ в., безусловно, своевременно и актуально сегодня.

Отечественными исследователями доказано, что певец посредством самого совершенного музыкального инструмента - человеческого голоса - может наиболее полно выразить в процессе исполнения свои чувства, а эмоциональные переживания, заложенные в песне, наполняют и исполнителя, и слушателя жизненной энергией.

Как известно, музыкальная исполнительская культура - важная часть общей музыкальной культуры. Еще в Античной Греции у детей раннего возраста старались развивать музыкальные и вокальные способности, тем самым стремясь снискать расположение богов Олимпа и приумножить свои благодетели. Известный японский музыкальный критик Масару Ибука исследовал феномен воздействия звуков музыки на человека и рекомендовал пользоваться методом «полного погружения в музыку» [8].

В советский исторический период сформировались богатые исполнительские музыкальные традиции, позволившие русской вокальной школе в ХХ в. стать одной из ведущих в мире. Сохраняем ли и приумножаем ли мы сегодня эти качества музыкальной культуры? По большому счету - да. Потому что огромные «запасы» музыкальных способностей скрыты в российском народе. Этот накопленный народом потенциал и позволяет говорить о том, что вскоре возможен бурный эмоциональный всплеск в эстрадном вокальном искусстве. Музыкальная способность - это индивидуальные психологические особенности личности, которые включают: 1) естественную слуховую чувствительность; 2) развитое социальное отношение к музыкальным интонациям. К основным музыкальным способностям, необходимым для всех видов вокальной музыкальной деятельности относят: ладовое чувство, ритм, голос.

К необходимым средствам формирования музыкальных исполнительских форм эстрадного вокального искусства мы относим музыкально-ритмическое чувство, которое проявляется в наличии двигательных реакций, в ощущении акцентов, в способности воспроизводить временной ход музыкального движения.

К современной подаче форм эстрадного вокального искусства мы относим еще и музыкальную память, которая способна накапливать и сохранять в памяти вокалиста музыкальные образы и впечатления; психомоторные навыки исполнителя также сохраняют и передают все нюансы мастерства музыкального произведения, что не может не выражаться в виртуозности музыкальной формы вокального исполнителя на эстраде; голос исполнителя сиюминутно выражает чувства и эмоции.

Что касается роли обучения в развитии музыкальных способностей, возможностей и закономерностей их формирования (что, очевидно, не может не влиять на формы эстрадного вокального исполнительства), то в научном мире мнения исследователей разделились: Г. Ре-веш и другие считают музыкальные способности врожденными и не поддающимися развитию; Е.И. Алмазов, А.С. Варламов, Н.А. Ветлугина, В.П. Морозов, Н.Д. Орлова и другие уверены в том, что музыкальные способности развиваются на основе деятельности и т.д. Мы же считаем, независимо от теоретических изысканий ученых: практические уроки вокала как

"Культурная жизнь Юга России" 96 ;

№ 1 (60), 2016

никогда важны, поскольку активно развивают голос, расширяют его диапазон, совершенствуют подвижность, интонационную гибкость, тембровую красочность, и все это проявляется на эстрадной сцене.

Вокальное эстрадное искусство занимает особое место в современной культуре. Музыка на современной эстраде - это не просто вид искусства, но и музыкальный феномен, который влечет молодых слушателей экспрессивностью, движением и ритмом, эффектностью и блеском сценической формы, доступным (что не значит примитивным), простым содержанием и ярким эмоциональным строем эстрадного номера.

Эстрадный вокал обычно по своему звучанию определяют как что-то среднее между академическим и народным вокалом. Академические и народные исполнители создают свои творческие произведения в рамках определенных музыкальных законов, нарушать которые нельзя. Задача эстрадного вокального искусства заключается в поиске своего оригинального звука, своей собственной формы исполнения, эстрадного образа. Конечно, для того, чтобы добиться этой цели и найти свою оригинальную художественно-эстетическую особенность, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном технических музыкальных приемов. Так, к примеру, в эстрадном вокале, в отличие от народного и классического, важное значение имеет хорошая дикция, поскольку смысл текста - это основа любой хорошей эстрадной песни.

Существует несколько наиболее распространенных манер пения. Разговорной манерой пения как формой эстрадного вокального пения, ярко проявившейся еще в творчестве К.И. Шуль-женко, активно пользуются многие современные исполнители. Народную манеру пения называют «открытым пением», в отличие от округленного прикрытого звучания голоса в академической исполнительской манере. На современной эстраде в основном поют певцы и певицы, пользующиеся полуприкрытой манерой вокала. При таком пении достигается полутораоктав-ный диапазон голоса уже не в чистом, а в смешанном звучании: заметно увеличивается амплитуда вибрато голоса певца, и голос перестает быть прямым; тембр становится «насыщеннее», красочнее и эмоциональнее. «Бывает так, что рождение красивого певческого голоса для одних - счастливая неожиданность, а для других - долгий и кропотливый труд» [9]. Как известно, термин «вокал» происходит от итальянского слова «voce» - голос. Но голос служит только инструментом, искусство пения гораздо сложнее, поскольку в песне большую смысловую роль несет текст или слово.

В пространстве современной эстрады мы находим различные музыкальные стили, направления и формы - от поп-, рок- фолк-музыки до хитов-однодневок. Эстрадное пение отличается от академического не только самой манерой, стилем, формой исполнения, но и средствами сценического и образного воплощения, что, собственно, и составляет эстрадную форму музыкального номера. Не менее важны актерские способности вокального эстрадного исполнителя - это взгляд на данный материал через свое, личное состояние и отношение, где вокальная техника является активной помощницей актерского мастерства. Установлено, что современное вокальное эстрадное искусство во всем многообразии своих художественных выразительных возможностей и форм оказывает весомое влияние на чувства, вкусы, эстетику, творчество человека.

Таким образом, современный эстрадный певец для создания неповторимого сценического образа и индивидуальной манеры пения должен развивать не только вокальные способности, но и находить такие формы музыкальной исполнительской подачи, которые связаны с его интеллектуальным и личностным развитием в современном социуме, синтезируя при этом традиции западноевропейской и отечественной вокально-эстрадной школы.

Литература

1. Сухова Л.Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02. Тамбов, 2005. 385 с.

2. Изюрова О.С. Вокальный эстрадный ансамбль как форма развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Екатеринбург, 2009.

3. Рыбакова Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России: автореф ... дис. докт. культурологии: 24.00.01. СПб, 2007. 42 с.

№ 1 (60), 2016

"Теория и история искусства

4. Тетеревкова Т.И. Проблемы взаимодействия современного драматического театра и эстрады: дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.01. СПб., 2002. 171 с.

5. Клипп О.Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2003. 120 с.

6. Сахнова И.В. Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств: автореф. ... дис. канд. пед. наук:13.00.08. М., 2008. 19 с.

7. Черенков Ю.Н. Теория и методика музыкально-творческого развития специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры. автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 1999.

8. Ибука М. После трех уже поздно / пер. с англ. Н. Перовой. М., 2011. 222 с.

9. Самолдина Н.А. Современные методы развития вокального мастерства учащихся. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-metody-razvitiya-vokalnogo-masterstva-uchaschihsya

References

1. Sukhova L.G. National and international aspects of the Russian musical and pedagogical school: the diss. ... PhD (pedagog.): 13.00.02. Tambov, 2005. p. 385.

2. Izurova O.S. Vocal variety ensemble as a form of tolerance towards teenage children's home to peers: avtoref. diss. ... PhD (pedagog.): 13.00.02. Ekaterinburg, 2009. p . 22.

3. Rybakova E.L. development of musical art in the pop art culture of Russia: author's diss. ... PhD (cultural): 24.00.01. St. Petersburg, 2007. p .42.

4. Teterevkova T.I. Problems of interaction between modern drama theater and music: the diss. ... PhD (art critic.): 17.00.01. SPb., 2002. p.171.

5. Klipp O.Y. Education variety art singing at musical faculties of pedagogical high schools: the diss. ... PhD (pedagog.): 13.00.02. M., 2003. p.120.

6. Sahnova I.V. Vocal training of future specialists pop music in high schools of culture and arts: аuthor's diss. ... PhD (pedagog.): 13.00.08. M., 2008. p.19. and etc.

7. Sherenkov Y.N. Theory and methods of musical and creative development specialists musical pop culture in universities: аuthor's diss. ... PhD (pedagog.):. M.: MGUKI, 1999. p. 24.

8. Ibuka M. After three too late / per. from English. N. Perova. M., 2011. p. 222 .

9. Samoldina N.A. Modern methods of vocal skills of students. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-metody-razvitiya-vokalnogo-masterstva-uchaschihsya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.