Закон сохранения целесообразной соотносительности всех структур патриотического воспитания и его проектирования в образовательном военном учреждении обуславливает синхронность всего совокупного ряда конструктов (этапов, условий, субъектов и пр.) его составляющих. Между всеми конструктами, от которого зависит исход патриотического воспитания, должна поддерживаться конструктивная взаимосвязь, обеспечивающая наибольшую эффективность работы, ведущей к достижению генеральных и тактических целей процесса патриотического воспитания в военном учреждении. Закон сохранения целесообразной соотносительности показывает, что в случае дисбаланса возникают бесперспективные структуры, что ведет к задержке достижения цели и выполнения поставленных педагогических задач при патриотическом воспитании военнослужащих. Например, в норме управляемости, которая определяется адекватным числом объектов управления (возлагаемое на одно должностное лицо, одну систему управления) процессом патриотического воспитания, проявляется сам механизм воздействия рассматриваемого закона. Данный закон применим в процессе конструктивного распределения соотношений между правами и обязанностями лиц, несущих непосредственно ответственность за организацию процесса патриотического воспитания. Например, при выборе форм, методов, приемов и способов работы.
Закон синхронности технических средств и структур управления патриотическим воспитанием отражает условия обеспечения качества работы всех подструктур, участвующих в процессе патриотического воспитания. Интенсивность развития инновационных технологий управления воспитательным процессом и внедрение автоматизированных систем в практику управления рождает ряд проблем в системе функционирования всего образовательного процесса. На этом этапе бесспорно важна синхронность в работе техники и интеллектуальной силы. Такую совместимость мы видим в достижении слаженной работы в отделе таких структур процесса патриотического воспитания военнослужащих, как технический отдел, организационно-массовый отдел, программный отдел, информационный отдел и пр.
В заключение отметим, что устойчивые связи, зависимости, существующие в процессе патриотического воспитания в военном учреждении и вообще в военном деле - это и есть объективные законы. По мере развития науки, обобщения и систематизации знаний о строении и функционировании образовательного процесса в военных учреждениях рассматриваемые законы, которые носят локальный характер, вскрываются полнее и глубже по мере их познания и отражения в сознании общества. И только позднее постепенно становятся законами военной науки, необ-
Библиографический список
ходимыми для практической деятельности в подготовке военных кадров.
Таким образом, исследование специфических военных законов и закономерностей, например, в теории патриотического воспитания, считаем необходимым проводить сразу в нескольких направлениях: (1) структурное: внутреннее и внешнее; (2) административное; (3) информационно-техническое. Дадим краткую характеристику каждого из них.
Структурное направление изучает общие законы подготовки патриотично настроенных военнослужащих, поддержания в боевой готовности военных кадров, развития военной деятельности. Эти законы выражают ключевые связи, отношения и зависимости между различными гранями проектирования процесса патриотического воспитания в учебном военном учреждении:
• организационной структуры;
• информационной инфраструктуры;
• технической оснащенности;
• форм и способов организации образовательной деятельности военного учреждения;
• методов и способов принятия решений во время учебных ситуаций при воинской подготовке кадров и военнослужащих;
• условий и методов подготовки и ведения учебных военных операций.
Заметим, что при этом обязательно учитываются и внешние связи, которые оказывают на работу образовательного военного учреждения большое влияние.
Административное направление раскрывает связи и зависимости, которые существуют внутри каждой подсистемы процесса патриотического воспитания в военном образовательном учреждении. Каждая подсистем патриотического воспитания отвечает за соответствующую работу в соединении, части, подразделении как на одном, так и на различных уровнях управления. Кроме того, каждая подсистема патриотического воспитания демонстрирует формы организации и методы работы руководства, начальников: командования, штабов и групп боевого управления.
Информационно-техническое направление обеспечивает анализ возможностей и разработку предложений по использованию достижений в области компьютерной техники информатики, автоматики, информации, электроники и прочих теорий, имеющих результаты в области развития технических средств управления. Такой подход к выявлению, раскрытию, изучению законов и закономерностей теории патриотического воспитания, категорий управления и проектирования ей подтвержден практикой и представляется вполне правомерным и результативным.
1. Бабанский Ю.К. Педагогика. Москва: Наука, 1988.
2. Фоменко С.И. Современные условия гражданско-патриотического воспитания курсантов военного образовательного учреждения. Конструктивное обучение в образовательной системе Школа-вуз: проблемы и решения. Материалы II Международной научно-практической конференции. Дополнительный выпуск. Под редакцией Н.П. Шаталовой. Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2014.
3. Фоменко С.И., Шаталова Н.П. Проектирование поля мотивации при подготовке военных кадров. В мире научных открытий. 2014;11(4), Серия: Социально-гуманитарные науки: 126-138.
4. Шаталова Н.П. Конструктивное обучение в образовательной системе школа-вуз: теория и практика. Барнаул: БГПУ, 2007.
References
1. Babanskij Yu.K. Pedagogika. Moskva: Nauka, 1988.
2. Fomenko S.I. Sovremennye usloviya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya kursantov voennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Konstruktivnoe obuchenie v obrazovatel'noj sisteme Shkola-vuz: problemy i resheniya. Materialy II Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskoj konferencii. Dopolnitel'nyj vypusk. Pod redakciej N.P. Shatalovoj. Krasnoyarsk: OOO «Nauchno-innovacionnyj centr», 2014.
3. Fomenko S.I., Shatalova N.P. Proektirovanie polya motivacii pri podgotovke voennyh kadrov. Vmire nauchnyh otkrytij. 2014;11(4), Seriya: Social'no-gumanitarnye nauki: 126-138.
4. Shatalova N.P. Konstruktivnoe obuchenie v obrazovatel'noj sisteme shkola-vuz: teoriya i praktika. Barnaul: BGPU, 2007.
Статья поступила в редакцию 28.12.14
УДК 37.018.2
Hadzhimuratova A.D., postgraduate, Department of Arts, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia),
Е-mail: [email protected]
AESTHETIC EDUCATION OF PUPILS BY MEANS OF NATIONAL ART CULTURE OF THE CHECHEN REPUBLIC. The paper
discusses the necessity of aesthetic search of the most effective ways, forms and methods to overcome and to correct a low level of
knowing cultural values by school students, as well as creating the necessary conditions for the development of educational contents and study methods for the aesthetic education of schoolchildren by means of using a national culture. The author mainly focuses on the developing the aesthetic culture and the need to familiarize pupils with the beauty of nature, sights, museums, exhibitions, folk arts and crafts, paintings by local artists dedicated to the beauty of the Chechen Republic. The folk imaginary culture of Chechnya is emotional, optimistic, it is often based in game motifs and conventionality of imagery. The author notes that in the process of getting acquainted with the images of the national art the speech of students becomes brighter and full of literary figures due to learning comparisons and epithets. This is one of the ways to understand spiritual, moral and aesthetic norms and values of a people.
Keys words.aesthetic education of pupils, theory of aesthetic education, national artistic culture, conditions and tools training and education.
А.Д. Хаджимуратова, аспирант каф. изобразительного искусства Чеченского государственного педагогического
института, г. Грозный, E-mail: [email protected]
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В статье рассматривается и обосновывается необходимость эстетического поиска наиболее эффективных путей, форм и методов преодоления и корректировки недостаточной степени приобщения учащихся к культурным ценностям, а также создании необходимых педагогических условий разработки содержания и обоснования методики эстетического воспитания школьников средствами национальной художественной культуры. Основное внимание в работе автор акцентирует на сформирования эстетической культуры, эстетические ценностные ориентации и ознакомления учащихся с красотой родной природы, экскурсии, музеи, выставки народно-художественных промыслов, картин местных художников посвященные красоте Чеченской Республики.
Ключевые слова: эстетическое воспитание школьников, теория эстетического воспитания, национальная художественная культура, условия и средства обучение и воспитание.
В настоящее время особенно остро стоит вопрос о воспитании личности новой формации - личности неординарной, творчески мыслящей, свободно ориентирующейся в реалиях современного мира. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Теорию эстетического воспитания успешно развивали в своих трудах такие выдающиеся корифеи эстетики, как Ю.Б. Борев, М.С. Коган и другие, а также российские педагоги, психологи, искусствоведы: В.В. Ванслов, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский и другие. Одной из главных задач современной школы является воспитание высококультурных, духовно богатых, творческих личностей, обладающих чувством прекрасного, проникнутых любовью к Родине и к национальной художественной культуре. Вопросы эстетического воспитания стали предметом исследования таких ученых, как: М.С. Каган, Л.В. Котенко, Н.И. Киященко, Т.Н. Маль-ковская, Г.А. Поличко, В.А. Разумный, В.В. Сериков, В.К. Скатер-щикова и др.
Наиболее эффективное формирование эстетических взглядов происходит в процессе реализации принципов систематичности и целенаправленности. Необходимо у школьников сформировать эстетические ценностные ориентации, определяющие активную жизненную позицию, верность идеалам и готовность к деятельности. Учёные дают множество толкований понятия «эстетическое воспитание», но мы в нашем исследовании опираемся на трактовку К. Маркса. «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности школьника, который способен воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в искусстве и жизни, жить и творить по законам красоты» [1].
Эстетическое воспитание школьников средствами национально-художественной культуры Чеченской Республики, по нашему мнению, нельзя рассматривать отдельно от нравственного воспитания, потому что этические и эстетические представления связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями человека. Кроме этого, эстетическое есть ценностные отношения, т. е. предполагают восприятие и оценку предметов и явлений с позиций основных эстетических ценностей - добра и красоты.
В нравственно-эстетическом воспитании эстетика связана с нравственностью, так как красота в какой-то степени регулирует
человеческие взаимоотношения, благодаря этому человек интуитивно тянется к добру.
По мнению О.В. Лармина, «целью эстетического воспитания является формирование сознания и деятельности людей в духе высоких, непрерывно творчески развивающихся нравственных и эстетических идеалов» [1].
Рассмотрим подробнее, что может выступить в качестве этих идеалов. В общем смысле идеал рассматривается как абстрактное представление о совершенном человеке, который обладает самыми лучшими нравственными качествами, а также является звеном, связывающим цели и ценности воспитания.
Национально-художественная культура, по мнению И.П. Ильинской, отражает нормы, ценности, идеалы, традиции, утвердившиеся в данном обществе. Поэтому её изучение может выступать эффективным средством формирования нравственно-эстетической культуры, поскольку она включает в себя систему базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в художественных образах того или иного народа, отражающих его мировоззрение и понимание [2].
Культурные и художественные традиции народа и есть тот основной, неисчерпаемый фонд, освоив и используя который, художник - созидатель может сотворить нечто новое, достичь еще одной вершины в искусстве. И этим фондом может воспользоваться учитель для эстетического воспитания школьников посредством приобщения к национально-художественной культуре.
Многие педагоги отмечают, что особенно важно, формировать личность и эстетическую культуру, в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей, национального колорита создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Сегодня особую актуальность приобретают еще и вопросы формирования активной жизненной позиции школьников посредством приобщения к национально-художественной культуре своего народа. Национальная художественная культура, являясь достоянием всего человечества, воплощает в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества и, несомненно, является важным компонентом в становлении личности с определенными центральными ориентирами, самобытными культурно-художественными традициями. Национальная форма, национальная кухня, национальная музыка, национальная поэзия в художественной культуре имеет, по мнению отечественных исследователей, особенное зна-
чение, выступая наиболее ярким отражением неповторимого облика нации, ее обычаев, обрядов, традиций, национального характера народа и играет огромную роль в эстетическом воспитании школьников.
Национальное самосознание включает в себя не только национальное самоопределение, осознание своей принадлежности к общности, единства интересов и целей и необходимости совместной борьбы за их осуществление. Но оно подразумевает и пробуждение целой гаммы чувств, развитие национального самочувствия, чувство сопричастности к судьбе своей национальной общности, любви к исторической Родине, к своему народу, его национальным особенностям, национальной культуре, сочетающейся с национальной гордостью или чувством тревоги за судьбу своего народа.
Так и национально-художественная культура Чеченской Республики имеет огромное влияние на эстетические взгляды, на эстетическое воспитание школьников. Любой учебный предмет располагает возможностями эстетического творческого воспитания, в которых национально-художественная культура Чеченской Республики должна найти свое соответствующее отображение [3].
Приобщая школьника к богатейшей культуре своего народа, накопленной в произведениях искусства, можно воспитать эстетически грамотного, высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
На сегодняшний момент педагогическая наука и образовательная практика обладает широким спектром средств и методов эстетического воспитания школьников. Национально-художественная культура Чеченской Республики содержит огромный потенциал в плане развития и воспитания личности, т. к. несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости [4].
Центральное место в формировании мировоззрения школьников в процессе воспитания эстетических чувств занимает специфический анализ художественного образа, развитие идейно-эмоционального, эстетического отношения к национально-художественной культуре Чечни.
Нельзя не отметить, что народной художественной культуре Чечни присущи эмоциональность, оптимистичность, игровой характер, условность образов. В процессе знакомства с художественным языком народного творчества становится ярче и образнее речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов. Это способствует постижению духовных, морально-этических норм, ценностей.
На уроках чеченского языка в качестве текстового образца подбирать материал этнокультурной направленности, способствующий усвоению лексики. Ведь язык тесно связан с национальной культурой. Осваивая язык своего народа, школьник постигает параметры своей культурной идентичности.
На уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства необходимо таким образом подбирать материал, чтобы школьники углубляли знания о народной художественной культуре. Чтобы у школьников не только формировалось чувство прекрасного, но и закладывались определенные моральные принципы, установки.
Школьный возраст является сензитивным для приобщения к культуре своего народа, раскрытия её богатства и красоты. Психологи установили, что именно в этом возрасте у детей нравственные и эстетические нормы выделяются в систему, которой они будут пользоваться в различных жизненных обстоятельствах. Говоря о духовном и эстетическом воспитании школьников, необходимо учитывать, что совокупность знаний в области морали и этики не гарантирует применения их ребенком в повседневной жизни.
Постижение школьниками народной художественной культуры происходит как стихийно в процессе взаимодействия с окружающей средой, так и целенаправленно в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Изучение народной художественной культуры должно осуществляться в системе, опираясь на возрастные особенности учащихся. Элементы необходимо включать как в урочной, так и во внеурочной деятельности [5].
Наиболее обширно представлен материал в учебниках по литературному чтению, где школьники знакомятся с разнообразным фольклорным материалом. Народные произведения с их щедрой фантазией и поэтическим видением мира наиболее близки детям.
На уроках музыки, изобразительного искусства желательно иметь для показа подлинные образы народного декоративного искусства: глиняные и деревянные игрушки, народные украшения, музыкальные инструменты.
В настоящее время необходимо особо уделить внимание эстетической культуре школьников, которую мы рассматриваем как процесс эстетического воспитания. Для школьников нравственные и эстетические ценности неразрывно связаны, поэтому их необходимо рассматривать не в отрыве, а в совокупности. Важно, проводить целенаправленную работу по формированию моральных, этических, эстетических принципов и установок, которые воспитываются долго и кропотливо. В народной художественной культуре заложена высокая духовность и нравственность, которая совместно с красотой выступают гарантами нравственно-эстетического воспитания.
У каждого народа имеется своя национальная система воспитания. Чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательная система определяется национально-неповторимыми идеями. Осознание значимости педагогической культуры, в частности, эстетического воспитания школьников возможно в приобщении его к историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Поэтому для эстетического воспитания школьников важно возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом с целью устранения ассимиляции культур как явления характерного для процесса поглощения одной культуры другой.
Анализ деятельности школ показывает, что необходимо создание эффективных условий, способствующих эстетическому воспитанию школьников посредством приобщения к национально-художественной культуре Чеченской Республики. Это наглядно проявляется не только в сформированности художественных знаний и навыков учащихся в образовательном процессе, но и в повышении творческого интереса к национально-художественной культуре Чеченской Республики, осмыслению всей системы эстетических и нравственных ценностей других народов, гармоническому сочетанию национального и общечеловеческого факторов во всех проявлениях мировой культуры.
Художественная культура народа включает в себя все ценное, что имеется в художественном наследии, в бытовых традициях и особенностях. Наиболее наглядным примером в этом отношении может служить Чеченская Республика. Эта республика по-своему уникальна. Здесь живёт народ, у которого удивительно развито уважение к опыту старших, к культурному наследию предков. Сегодня культурный опыт, накопленный предками, позволяет молодёжи, учащимся школ усвоить основные эстетические принципы, практические художественные навыки и умения.
Бесспорно, что основные культурные достижения Чечни несут на себе ярко выраженные черты самобытности, оригинальности, и это является подтверждением того, что его культура создавалась собственными усилиями под благотворным воздействием внешних культурных связей.
Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству.
Для эстетического воспитания школьников средствами национально-художественной культуры Чеченской Республики и художественного восприятия культурных ценностей своего народа существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, на-
правленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.
Для эстетического воспитания посредством национально-художественной культуры и ознакомления учащихся с красотой родной природы проводятся экскурсии в музеи, проводятся выставки народно-художественных промыслов, картин местных художников, посвященные красоте родного края, и т.д. Всё это показывает, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных занятий в школе.
Следовательно, чеченская художественная культура формировалась и развивалась не на задворках большой истории, не в стороне от крупных культурных центров, а в тесном взаимодействии и постоянных контактах, как с Востоком, так и с Западом и
Библиографический список
она находится под пристальным вниманием своего Президента Рамзана Кадырова, который, продолжая дело своего отца, создал Фонд имени Ахмата Кадырова, главной задачей поставив воспитание и становление нового человека Чечни, сильного духом, образованного и воспитанного в духе лучших традиций чеченского народа. Для этого в республике делается много, и основная цель всех мероприятий - воспитание толерантного отношения молодежи друг к другу и эстетическое воспитание на основе национально-художественных традиций своего народа. Доказательством того является проведение в Чечне различных мероприятий и праздников молодёжи.
Таким образом, изучение и познание учащимися школ национально-региональных традиций своего народа в значительной степени повысит интерес к национально-художественной культуре и будет способствовать эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Москва: ACADEMIA, 2008.
2. Ильинская И.П. Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников. Начальная школа. 2010.
3. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. Москва, 1972.
4. Ильясов Л. Культура чеченского народа. Москва, 2009.
5. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. Начальная школа. 2011. References
1. Volkov G.N. Etnopedagogika. Moskva: ACADEMIA, 2008.
2. Il'inskaya I.P. Priobschenie k narodnym hudozhestvennym tradiciyam kak mehanizm formirovaniya 'esteticheskih chuvstv mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2010.
3. Dalgat U.B. Geroicheskij 'epos chechenceviingushej. Moskva, 1972.
4. Il'yasov L. Kul'tura chechenskogo naroda. Moskva, 2009.
5. Kalinina L.V. Orientaciya mladshih shkol'nikov na nravstvennye cennosti. Nachal'naya shkola. 2011.
Статья поступила в редакцию 26.12.14
УДК 37.018
Chernopyatov A.V., postgraduate, Voronezh State Pedagogical University, senior lecturer, Head of Department of Construction and Usage of Aerial Techniques, Military Educational and Research Center of Air Military Forces "Military Air Academy n.a. professor N.Ye. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF RELIGIOUS EDUCATION IN THE CADET CAMPS OF THE RUSSIAN DIASPORA IN 1920-1940s. The article considers the philosophical and pedagogical bases of national education means of the orthodox religion of children and youth in the Russian educational institutions (schools, cadet camps) in emigration in 1920-1940s. The research discusses the specifics of the Russian cadet camps in exile. The main contents of the study are to analyze the role of the Orthodox religion in preserving the national identity of Russian children and adolescents abroad. The author studied philosophical and pedagogical foundations of religious education of cadets based on the analysis of works by K. Yelchaninov, S. Chetverikov, V.V Zenkovsky, I.A. Ilyin, and found ways to use the Orthodox traditions in educational and educational process of military educational institutions based on the memoirs of pupils in Russian cadet camps abroad. In the paper generalized historical and pedagogical experience with Orthodox values, traditions and rituals as a means of preventing the denationalization of children in cultural environment are found. Key words: religious education, Russian emigration, Russian cadet camps.
А.В. Чернопятов, соискатель Воронежского государственного педагогического университета, доц., начальник кафедры конструкции и эксплуатации авиационной техники Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ В 1920-1940 гг.
В данной статье рассматриваются особенности функционирования русских кадетских корпусов в эмиграции в 20-40 годы ХХ века. Основное содержание исследования составляет анализ роли православной религии в сохранении национальной идентичности русских детей и подростков за рубежом. Автором изучены социокультурные и философско-педагогические основы религиозного воспитания кадет на основе анализа работ К.А. Ельчанинова, С. Четверикова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, выявлены пути использования православных традиций в воспитательно-образовательном процессе военных учебных заведений на основе воспоминаний воспитанников кадетских корпусов в русском зарубежье. Обобщается истори-ко-педагогический опыт использования православных ценностей, традиций и обрядов как средства предотвращения денационализации детей в инокультурной среде.
Ключевые слова:религиозное воспитание, русская эмиграция, русские кадетские корпуса.