- заниматься эстетическим воспитанием учащихся путем развития творческих способностей и художественного вкуса детей, посредством знакомства с основными явлениями русского и мирового изобразительного искусства. В задачу занятий изобразительным искусством в школе входит эстетическое воспитание учащихся. Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы каждый человек делал окружающий мир красивее, интереснее, научился видеть, чувствовал и понимал прекрасное в любом его проявлении. Эстетическое воспитание — это воспитание у учащихся способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в жизни, в природе, искусстве и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека;
- знакомить школьников с элементарными основами реалистического рисунка. Прививать навыки и умения в изобразительном искусстве, знакомить с основными техническими приемами работы. Занятия изобразительным искусством в школе ставят своей задачей развивать в детях такие качества, как организованность в работе, умение сознательно и по плану работать.
Процесс выполнения рисунка является целенаправленным трудом. Рисуя, ученик имеет перед собой определенную цель и стремится достичь ее. Преодолев трудности, он добивается успеха [6]. Для осуществления учебно-воспитательных задач в программе по изобразительному искусству предусмотрено четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы и беседы об искусстве.
Новый этап дальнейшего развития и совершенствования системы эстетического воспитания ознаменовали собой основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
В истории советской школы и педагогики период 1970— 1980 гг. отмечен значительной активизацией исследований и накоплением инновационного опыта в области эстетического воспитания подрастающего поколения.
1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986 гг.). URL: http://padabum.com/ d.php?id=119785 (дата обращения: 01.03.2019).
2. Сухомлинский В. А. О воспитании. URL: http:// pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/ (дата обращения: 01.03.2019).
3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. URL: https://www.twirpx.com/file/1862773/ (дата обращения: 02.03.2019).
4. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. URL: https://mylektsii.ru/8-23847.html (дата обращения: 01.03.2019).
5. Богуславский М. В. XX век российского образования. М. : ПЕР СЭ, 2002. 336 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/ book/ISBN5929200785.html (дата обращения: 02.03.2019).
6. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М. : Агар, 2000. 251 с.
© Доронина М. В., 2019
УДК 371.134 Науч. спец.: 13.00.08
ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА В ПРОЦЕССЕ ВОЙСКОВЫХ ПРАКТИК
В статье рассматриваются педагогические условия формирования социально-профессионального опыта курсантов военного вуза МВД. Выявлены особенности подготовки курсантов к войсковым практикам как наиболее эффективным формам учебных занятий, оказывающим влияние на формирование социально-профессионального опыта будущих офицеров. В содержании статьи представлены примеры некоторых практических занятий, обеспечивающих успешность вхождения курсантов в войсковую практику и решение ее задач.
Ключевые слова: военно-профессиональный опыт, войсковая практика, формирование, подготовка, профессиональное общение.
A. 3. MyMaxaHoe A. Z. Zhumakhanov
TRAINING OF THE POLICE CADETS TO FORM THE SOCIO-PROFESSIONAL EXPERIENCES DURING MILITARY PRACTICES
The article discusses the pedagogical conditions for the formation of socio-professional experience of cadets of a military university of the Ministry of Internal Affairs. It reveals the specificities of training cadets for military practices as the most effective forms of classes, which influence the formation of socio-professional experience of future officers. In the content of the article there are examples of some practical exercises that guarantee a successful entry of the cadets into military practice and the solution of its tasks.
Keywords: military professional experience, military practice, formation, training, professional communication.
Преобразования, осуществляющиеся сегодня в вооруженных силах республик, входящих в ОДКБ связаны с появлением новых систем вооружений, новых военных концеп-
ций защиты государства и охраны общественного порядка, перехода на контрактную систему комплектования воинских подразделений и др. По сути, создаются новые условия
деятельности различных военных организаций, требующих выработки новых механизмов подготовки высококвалифицированных военных кадров в военных вузах. Эти условия меняют ориентиры развития военного образования и ставят новые задачи перед педагогической наукой в разработке, обосновании и апробации современных систем, обеспечивающих приобретение необходимого опыта будущими офицерами.
Особенностью военно-профессионального опыта будущих офицеров МВД является его социальная направленность, поскольку в рамках служебной деятельности офицеру необходимо достаточно много времени уделять взаимодействию с различными категориями граждан, разрешать сложные ситуации, в том числе экстремального типа, осуществлять воспитательную работу в воинских подразделениях и в других социальных институтах [1, с. 11-12]. Именно поэтому мы считали необходимым рассматривать социально-профессиональный опыт будущего офицера как важную составляющую его военно-профессионального опыта.
Теоретический анализ содержания социально-профессионального опыта курсантов военного вуза МВД позволил нам утверждать следующее. Будущий офицер МВД, обладает социально-профессиональным опытом, если он владеет способностями самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, которые составляют основу его профессиональной деятельности, если эффективно решает профессиональные задачи военной службы, если четко и грамотно выполняет роль защитника интересов общества и государства по охране общественного порядка, если адекватно оценивает свои возможности и непрерывно работает над их повышением.
Естественно, что войсковая практика, как форма образовательного процесса, активно способствует приобретению социально-профессионального опыта курсантов за счет интеграции приобретаемых академических и практи-ко-ориентированных знаний, умений и навыков, обогащая их новым содержанием [2, с. 10-12]. Определяя роль войсковых практик, как условий формирования социально-профессионального опыта курсантов военного вуза МВД, мы обращали внимание на то, что важнейшей составляющей формирования такого опыта является целенаправленная педагогическая работа с курсантами в подготовительный период. Целью такой работы является организация взаимодействия всех субъектов, участвующих в подготовке и осуществлении войсковой практики (военных преподавателей, командиров курсантских подразделений, ответственных за воинские практики, самих курсантов), направленного на реализацию задач практики и приобретения искомого опыта.
Особого внимания требует подготовка курсантов к изучению гуманитарных и специальных дисциплин военного образования. Особенно важно наполнить их таким содержанием и формами, которые позволили бы, с одной стороны, мотивировать курсантов к приобретению социально-профессионального опыта в процессе войсковых практик, а с другой, обеспечить готовность к приобретению военно-профессиональных компетенций в процессе войсковой практики, где важной составляющей является социально-профессиональный опыт [3, с. 33].
Подготовительный период в этом плане, как показывает наш эксперимент, является основанием, на котором строится будущий успех в приобретении искомого опыта. Разработка и внедрение в образовательный процесс различных практических заданий, выступающих в форме ролевых игр, тренингов, профессиональных задач, требующих актуализации военных и гуманитарных знаний, создают условия общего настроя курсантов по отношению к войсковой практике. Важно только, чтобы содержание заданий отражало целевые установки на войсковую практику [4, с. 92].
Так, например, достаточно эффективно зарекомендовала себя такая форма работы как создание «Статусного портрета» профессионального военного: командира взвода, идеального военного педагога, офицера-переговорщика, руководителя войсковой операцией, офицера патрульно-постовой службы и пр. Каждый из курсантов выбирал тот портрет, который был ему ближе. Однако это не мешало увидеть, что в характеристике компонентов портрета (профессиональные качества и отношения) отражалось видение самого курсанта, какими именно социальными и профессиональными качествами должен владеть военный, как он умеет их реализовать в практической деятельности.
Обсуждение таких портретов позволяло не только увидеть проблему готовности курсанта к войсковой практике, но и необходимость внесения корректив в содержание реализуемой программы подготовки курсантов к практике. Среди форм занятий, которые были организованы с целью подготовки курсантов к войсковым практикам, достаточно эффективными являлись военные игры, где курсантам предоставлялась возможность творческой самореализации. Содержание таких игр выстраивалось под задачи, которые будут решаться в процессе войсковых практик. Так, например, военная игра «Социально-профессиональный опыт офицера» обеспечивала, с одной стороны, творческое самораскрытие курсантов, а с другой, повышение их компетентности в социальной и профессиональной сферах. Игра не требовала сложных приготовлений и построений. В ходе игры использовались лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры. На этом листе ведущий «строит» все компоненты социально-профессионального опыта. Разрезая лист на количество частей, равное количеству подгрупп курсантов, смешивая их, раздает каждой подгруппе по одной части «построенного опыта». За 30 минут курсанты должны выполнить задание:
- описать доставшуюся часть созданного опыта;
- дать всему необходимые названия;
- подчеркнуть характерные особенности;
- определить характерные компоненты социального и профессионального опыта;
- показать взаимосвязь компонентов и их значимость в опыте;
- показать возможные пути приобретения такого опыта в ходе войсковых практик.
По истечении заданного времени каждая из подгрупп представляет презентацию своего проекта по следующей схеме: основные компоненты социального и профессионального опыта; перспективы формирования опыта в процессе войсковой практики; проблемы и трудности приобретения социально-профессионального опыта; необходимость
помощи и поддержки в приобретении социально-профессионального опыта курсантами. Затем осуществляется обсуждение подготовленного проекта каждой из групп, анализируются достижения курсантов и ошибки, определяются перспективы обогащения социально-профессионального опыта на следующей войсковой практике.
Вместе с тем работа над формированием социально-профессионального опыта курсантов строилась в соответствии со стандартом военного образования, который предусматривал общую направленность обеих практик. Содержание первой практики (третий курс обучения в вузе) обеспечивало приобретение общих умений и навыков, которыми должен владеть офицер: уметь управлять воинским подразделением, освоить методы воспитательной работы, освоить опыт применения психологических способов работы с военнослужащими воинского подразделения и пр. [5, с. 8].
Содержание второй войсковой практики (войсковой стажировки) осуществляемой на выпускном курсе, как правило, связано с реализацией цели освоения специальных компетенций в соответствии с военной специальностью будущего офицера, а также дальнейшего развития умений и навыков успешного социального взаимодействия с различными категориями граждан. Подготовительный период такой практики требует включения в академические занятия ситуаций профессионально ориентированного характера. В ситуациях такого плана, как отмечает А. П. Исиченко, активно формируются положительные мотивы практических действий курсантов [6, с. 42], что обеспечивает высокий уровень формирования социально-профессионального опыта. Войсковые
Из таблицы следует, что ожидания многих курсантов соответствуют тем задачам, которые должны быть решены в ходе войсковой практики. Следовательно, подготовка курсантов к войсковой практике способствует хорошему пониманию обучающимися того, что именно требуется усвоить каждому из них в процессе практики. Анализируя эти данные, можно видеть, что большинство курсантов ясно отдают себе отчет в том, какие задачи им необходимо решить, какие социально-профессиональные компетенции они
практики (стажировки) на выпускном курсе требуют вовлечения курсантов в профессионально значимое общение. Именно подготовительный период обладает всеми возможностями развивать такое общение, которое способствует глубокому усвоению курсантами коммуникативных компетенций как оснований социального опыта [3, с. 60]. Первоначальный опыт, полученный на первой войсковой практике, можно использовать для включения в занятия с курсантами имитационных игр, в которых представлены сложные и экстремальные ситуации, встречающиеся в деятельности офицера МВД. Наблюдения за разрешением таких ситуаций курсантами свидетельствуют о глубине овладения социально-профессиональным опытом, понимания роли сотрудника правоохранительных органов в решении профессиональных задач, некоторых достоинствах и недостатках в подготовке будущего офицера к практической деятельности.
В разрабатываемых практических заданиях, которые реализовывались в подготовительный период к войсковым практикам, важно не упускать из виду задачи формирования у каждого курсанта полного и ясного представления о том, из каких компонентов состоит социально-профессиональный опыт, какими способами его можно сформировать в процессе войсковых практик, как может этот опыт быть реализован в практике профессиональной деятельности офицера МВД.
Чтобы полнее увидеть результаты подготовки курсантов к войсковой практике, было проведено небольшое исследование, в котором оценивались ожидания курсантов от войсковой практики и их реализации после ее прохождения. Эти данные отражены в таблице 1.
должны приобрести в процессе практики. Оценивая в целом ожидания курсантов, нетрудно убедиться, что все они связаны с получением первоначального социально-профессионального опыта, поскольку первая практика направлена на получение умений взаимодействия будущих офицеров с военнослужащими в воинских коллективах.
Второй важный момент, который мы находим в анализе данных таблицы, это то, что реальные достижения курсантов оцениваются значительно выше ожидаемых. Это
Таблица 1
результаты опроса курсантов, отражающие их ожидания, и реальные результаты от первой войсковой практики
Вопросы анкеты до начала практики в % Вопросы анкеты после окончания практики в %
что для вас может быть наиболее ценным в войсковой практике? что вы считаете наиболее ценным в опыте, приобретенном в ходе войсковой практики?
1 Подтверждение своего профессионального выбора: интересная профессия 54,6 Я утвердился в правильности своего профессионального выбора: интересная профессия 68,2
2 Возможность получить новые профессиональные знания и опыт 62,4 В ходе практики получил новые профессиональные знания и опыт их использования 74,6
3 Надеюсь на практике осознать роль социального и профессионального опыта в успешной профессиональной деятельности 48,6 Считаю, что получил первоначальный социально-профессиональный опыт в работе с военнослужащими воинского подразделения 78,8
4 Думаю, что в ходе войсковой практики научусь строить эффективные отношения с другими людьми 60,8 Считаю, что приобрел некоторый опыт построения эффективных отношений с другими людьми 78,2
свидетельствовало о том, что подготовка курсантов к войсковым практикам формирует готовность к освоению содержания практики и мотивирует обучающихся на приобретение требуемых социально-профессиональных умений, составляющих основу военно-профессионального опыта.
Таким образом, успех формирования социально-профессионального опыта курсантов в ходе войсковых практик закладывается в подготовительный период, в течение которого: осуществляется целенаправленная педагогическая работа по формированию положительной мотивации к приобретению искомого опыта; создаются условия вовлечения курсантов в профессионально-значимое общение; разрабатываются ситуации, имитирующие профессиональную деятельность офицера с различными категориями граждан.
1. Верещак А. В. Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов вуза МВД России : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2010. 23 с.
УДК 372. 881.1:811. 581 Науч. спец.: 13.00.08
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ НА КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
В статье проанализированы современное состояние и проблемы преподавания аналитического чтения на китайском языке в вузе, предложена поэтапная работа по формированию аналитической компетенции студентов-китаистов в условиях традиционных форм обучения. Аналитическое чтение в языковом вузе рассматривается как отдельный курс или аспект в рамках практики устной и письменной речи, процесс обучения которому должен проходить в контексте иероглифической специфики китайского языка. Курс аналитического чтения направлен на формирование умений выявлять эксплицитную и имплицитную текстовую информацию.
Ключевые слова: анализ, интерпретация, авторские интенции, дискурсивная лексика, аналитическое клише.
Выпускник факультета иностранных языков должен обладать рядом умений, среди которых важное место занимает способность выявлять и интерпретировать текстовую информацию. Формированию данных умений способствуют такие курсы, как «Аналитическое чтение» и «Интерпретация текста». Вслед за С. А. Мирошниченко, А. М. Лесохиной и Л. Н. Лабазиной, мы понимаем под аналитическим чтением «учебный вид чтения, ориентированный на формирование аналитических и интерпретационных способностей студентов, обогащение их словарного запаса, а также их знакомство с духовной культурой, художественной литературой страны изучаемого языка» [1].
Процесс формирования аналитической компетенции у студентов-китаистов, равно как и технология
2. Гуменный В. В. Профессиональное становление курсанта на завершающем этапе обучения в военном вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 23 с.
3. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П., Лопес Е. Г. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании. Екатеринбург : РГППУ, 2012. 185 с.
4. Рыженков М. И. Педагогические условия социально-профессионального становления курсантов военного вуза в процессе войсковых стажировок // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. Т. 14. С. 91-93.
5. Программа войсковой практики курсантов Военного вуза Национальной гвардии Республики Казахстан. Петропавловск : Изд-во «Военный вуз», 2013. 68 с.
6. Исиченко А. П. Оперативно-розыскная криминология : учеб. пособие. М. : Квант, 2001. 140 с.
© Жумаханов А. З., 2019
Т. В. Иоффе T. V. loffe
ANALYTICAL READING IN THE CHINESE LANGUAGE IN THE UNIVERSITY: PROBLEMS AND BASIC RECEPTIONS
The article analyzes the current state and problems of teaching analytical reading in Chinese at the university, offers step-by-step work on the formation of the analytical competence of Sinic students in the context of traditional forms of education. Analytical reading at the university is considered as a separate course or aspect in the framework of the practice of oral and written speech, the learning process to which should pass through the prism of the hieroglyphic specifics of the Chinese language. The course of analytical reading is aimed at the formation of the ability to identify explicit and implicit textual information.
Keywords: analysis, interpretation, author's intentions, discursive vocabulary, analytical cliche.
Шй-^Ш", применительно к китайскому языку относятся к разряду малоизученных, поэтому данный курс внедряется в практику вузовского обучения неактивно. Причин тому несколько:
- в 90-е гг. XX в. целенаправленная методика преподавания китайского языка как в средних, так и в высших учебных заведениях практически отсутствовала;
- частичный переход на китайские учебные пособия в начале 2000-х гг. привел в переходу на соответствующие, часто несистематизированные приемы преподавания китайского языка, делающие акцент на аудировании, изучении лексики, грамматических структур, чтении ЙШ и его разновидностей в виде экстенсивного чтения Й.Ш или интенсивного чтения МШ;