Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
9. Lipnitskiy, A.V. Negotiations in management of organization // Psychology of management. — St.-Petersburg, 2004.
10. Lipnitskiy, A.V. Mediation as the technology of control of conflict / / The herald of the St. Petersburg state university. — 2000. — № 1.
11. Lipnitskiy, A. V. Activity model of negotiations with the criminals // The herald of the St. Petersburg university MIA. — 2000. — № 1.
12. Nosyreva, E.N. Formation of the model of the lawful regulation of mediation in the Russian Federation / / The arbitration law court. — 2009. — № 3.
13. Skvortsov, O.Y. Basic trends in development of the science about the alternative methods of resolution of lawful disputes // The arbitration law court. 2009. — № 3.
14. Sosnin, VA. Regulating and resolution of the conflicts: the problem of mediation in the applied research practice of the West / / Psychological journal. — 1994. — № 5.
15. Fischer, P., Yuri, U. Way to the agreement, or negotiations without default. — Moscow, 1990.
16. Holduc, D. S. Implications for Restorative Justice Moderate Styles and Mediator Behavior. — North Amer. Conf. on Peacemaking and Conflict Resolution (NCPCR). — 1989.
17. Burton, J.W. Conflict: Resolution and Prevention. — N. Y: St. Martin’s Press, 1990.
18. Keltner, J.W. Medialioii: Toward a Civilized System of Dispute Resolution // ERLC Clearinghouse on Reading and Communication Skills and Speech Communication Association, 1987.
19. Moore, C. W. The mediation process. — San Francisco — London , 1989.
20. Pruitt, D. G. Negotiation Behavior. — N. Y: Academic Press, 1981.
21. Thomas, K.W., Kilmenn, R.H. Thomas-Kilmen conflict mode instrument. — XICOM, inc., 1990.
22. Lewin, K. Resolving Social Conflict. — New York, 1948.
УДК: 37.015.3 O.B. Олегова*
Формирование мотивации профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза связи
В статье рассматриваются вопросы теории и практики формирования мотивации профессиональной деятельности у курсантов военных вузов. Представлены основные положения и результаты реализации программы формирования мотивации профессиональной деятельности у курсантов военных вузов связи.
Ключевые слова: мотивация профессиональной деятельности, формирование мотивации, курсанты, военные вузы.
O.V. Odegova*. Formation of motivation of professional work in educational process of military high school of communication.
In article questions of the theory and practice of formation of motivation of professional work at cadets of military high schools are considered. Substantive provisions and results of realization of the program of formation of motivation of professional work at cadets of military high schools of communication are presented.
Keywords: motivation of professional work, formation of motivation, cadets, military high schools.
Решение задач обеспечения обороноспособности страны, формирования нового, перспективного облика Вооруженных сил требует от системы военного образования подготовки высокопрофессиональных офицерских кадров. Для того, чтобы офицеры могли успешно выполнять функциональные обязанности, необходимо в процессе обучения в военных вузах (ввузах) обеспечить высокий уровень их профессиональной подготовленности.
Современные требования к офицерским кадрам определяют необходимость поиска и внедрения новых психолого-педагогических путей повышения качества профессиональной подготовки в военных вузах. Одним из важных условий успешного решения данной задачи является наличие у обучающихся
* Одегова, Ольга Владимировна, старший помощник начальника учебного отдела Военной академии связи им. С.М. Будённого, подполковник медицинской службы. 194064, Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект, д. 3. Тел. 8 911 0080702. E-mail: [email protected].
* Odegova, Olga Vladimirovna, senior assistant to the chief of an educational department of Military academy of communication by S.M. Budyonny, the lieutenant colonel of medical service. 194064, St.-Petersburg, the Tihorecki prospect, the house 3. Tel. 8 911 0080702. E-mail: [email protected].
в ввузах мотивации профессиональной деятельности, оказывающей значительное влияние на эффективность их военно-профессиональной подготовки и службы.
Устойчивая мотивация профессиональной деятельности является основой стремления офицера к повышению профессионализма в процессе службы. Мотивация обучающихся выступает условием их учебной активности, позволяет судить о субъективной значимости для курсанта военной службы и подготовки к ней, прогнозировать её результативность на различных курсах, проводить работу по формированию мотивации в социально желательном направлении.
Однако практика войск и ввузов свидетельствует, что проблеме мотивации профессиональной деятельности офицера в современных условиях уделяется недостаточно внимания. Об отношении курсанта к овладению профессией судят в основном по оценкам, фиксирующим успеваемость по предметам обучения. Такой подход нельзя признать правомерным, поскольку, как показывает практика, отсутствие учета мотивации является одной из причин отчислений курсантов и ухода молодых офицеров из Вооруженных сил Российской Федерации.
В отечественной психологии ведутся исследования мотивации учения школьников, мотивов учебной деятельности студентов вузов, мотивов деятельности и общения человека, мотивации профессиональной деятельности и профессиональной подготовки. Мотивация учения изучается А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орловым, М.В. Матюхиной. Е.П. Ильиным и В.К. Вилюнасом исследуются психологические механизмы мотивации человека. Мотивы поведения и деятельности изучаются Б.И. Додоновым, В.А. Иванниковым, В.И. Ковалевым, М.Ш. Магомед-Эминовым. Значительное внимание уделяется изучению мотивов учебной деятельности студентов такими учеными как В.А. Якунин, А.Т. Колденкова, А.Ф. Шиян, А.В. Комусова, А.В. Вербицкий [1].
Разработкой проблем мотивации в соответствии с запросами военной практики занимался целый ряд военных психологов и педагогов. Основой исследований военных психологов и педагогов явился личностно-социально-деятельностный подход, разработанный Н.Ф. Феденко и М.И. Дьяченко. Различные аспекты мотивации нашли отражение в работах военных ученых Г.Ф. Лукова, А.В. Барабанщикова, М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феденко, Л.Ф. Железняк, В.П. Давыдова, Э.П. Утлика, В.И. Ковалева, В.Я. Кикотя,
О.Ю. Ефремова, В.В. Мелетичева, В.И. Хальзова, Ю.Ф. Худолеева, С.С. Муцинова, В.Н. Селезнева [2].
Однако следует отметить, что применительно к высшим военно-учебным заведениям связи проблема формирования мотивации профессиональной деятельности в современных психологопедагогических исследованиях не рассматривалась. Таким образом, проблема формирования мотивации профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза связи является актуальной, имеет теоретическую и практическую значимость.
Изучение литературных источников показывает, что проблема мотивации получила должное развитие в психологии, педагогике, социологии, философии и других науках, стала объектом исследования многих авторов.
В целом проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности — одна из ключевых проблем психологии. По мнению Б.Ф.Ломова, в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации принадлежит ведущая роль.
Мотивации и мотивам посвящено большое количество научных работ и монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и мн. др.) [3].
Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов характеризуется многообразием и большой противоречивостью различных точек зрения на их природу, феноменологию и сущность. Однако, несмотря на это, все исследователи сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен, определяющий мотивацию.
В научной литературе прослеживается два основных подхода к рассмотрению мотивов.
Первый подход определяет мотивы как изначально присущие человеку, как проявление его биологической сущности. Согласно этой точке зрения мотивы развертываются из собственно биологических свойств и независимы от социальных детерминант.
Второй подход строится на отрицании изначальной (биологической) заданности мотивов, утверждает общественную обусловленность их возникновения и развития, мотивация рассматривается как порождение социального. Этот подход характерен для отечественной психологии. В последние годы наблюдается быстрое развитие этого раздела психологии.
Историко-теоретический анализ проблемы мотивов показывает:
— проблема мотивов поведения и деятельности является одной из ключевых в психологии личности и теории деятельности [3];
— значительное внимание вопросам мотивации уделялось в исследованиях военных психологов и педагогов, однако данные исследования относятся к периоду до начала реформирования Вооруженных сил России, и в них проблема формирования мотивации профессиональной деятельности курсантов военных училищ связи не рассматривалась.
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае
— как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Madsen), в другом случае — как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас) [1].
По мнению Е.П. Ильина, все определения мотивации можно отнести к двум направлениям [3]. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Так, согласно В.Д. Шадрикову, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения, т.е. мотивов деятельности. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.
Однако и в том, и в другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Причем во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т.е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности, т.е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ) [3]. Во многих случаях психологи под мотивацией понимают детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.
В целом, обобщая различные точки зрения, можно заключить, что под мотивами профессиональной деятельности следует понимать осознанные побуждения к постановке целей данной деятельности, действиям, поступкам по достижению этих целей.
Предстоящая курсанту военного вуза связи военно-профессиональная деятельность как специфический вид профессиональной деятельности требует от него сформированности целого ряда важных характеристик. Одна из них — высокоразвитая, устойчивая мотивация военнопрофессиональной деятельности с доминированием в ней профессиональных мотивов, сложившаяся в период обучения в военно-учебном заведении.
В условиях ввуза основной вид деятельности курсанта — деятельность по овладению профессией, которая может быть рассмотрена как совокупность учебно-познавательной, служебной, общественной и некоторых других деятельностей.
Важнейшей особенностью подготовки офицера в ввузе является то, что этот процесс профессионально направлен, подчинен освоению способов и опыта профессионального решения тех задач, с которыми курсанты могут встретиться в практике офицерской службы. Поэтому в целом деятельность курсанта в ввузе является учебно-профессиональной деятельностью. Исходя из этой особенности, основной проблемой обучения в ввузе является переход от актуально осуществляемой учебной деятельности курсанта к усваиваемой им деятельности профессиональной. С позиций теории деятельности такой переход идет по линии трансформации мотивов [4].
В целом профессиональная мотивация имеет многозначную по содержанию и формам структуру.
На основе анализа литературы и проведенной исследовательской работы в структуре мотивации профессиональной деятельности курсантов ввузов связи выделены основные группы мотивов, которые необходимо изучать и формировать в ходе образовательного процесса в вузе:
1) собственно профессиональные мотивы, связанные со стремлением к успешному выполнению профессиональной деятельности, профессиональному развитию; устойчивый и осознанный выбор профессии военного связиста, желание стать и быть высококвалифицированным офицером-связистом;
2) познавательные мотивы, связанные с освоением воинской специальности, профессии, выражающие отношение к самому процессу обучения в военном вузе связи; стремление приобрести новые профессиональные знания и получить удовлетворение от самого процесса познания, пройти переподготовку или усовершенствование;
3) социальные мотивы, содержанием которых является осознание социальной значимости военной службы, долга перед семьей, друзьями, обществом, государством; стремление принести пользу государству, обществу, Вооруженным силам Российской Федерации;
4) мотивы достижений или личного престижа, личностной самоидентификации, связанные со стремлением курсанта к определенному ролевому статусу в группе, в воинском коллективе; желание иметь высокое положение в обществе (в армии) и утвердить себя как личность, стремление к карьере, должностному росту;
5) утилитарные (прагматические) мотивы, связанные с получением определенных личнозначимых результатов, выгод; желание иметь профессию офицера с социальными гарантиями, стабильной зарплатой, получить квартиру от Министерства обороны, наличие властных полномочий; получение профессиональной подготовки в сфере телекоммуникаций и информационных технологий, профессии связиста, востребованной на рынке и позволяющей получить высокооплачиваемую работу.
Как показало проведенное исследование, основными недостатками в плане формирования мотивации профессиональной деятельности у курсантов ввузов связи являются:
— неприятие частью курсантов ограничений, связанных с условиями воинской службы, с которыми они столкнулись в стенах военно-учебного заведения; прежде всего это касается поступивших в ввуз из числа гражданской молодежи;
— замена романтических представлений курсантов об офицерской службе, профессии военного связиста на неудовлетворенность ее будущими условиями, о которых они узнают во время обучения;
— недостаточный уровень работы командно-преподавательского состава по формированию у курсантов устойчивой мотивации профессиональной деятельности.
Для исследования структуры мотивов использовалась разработанная анкета «Мотивация профессиональной деятельности офицера войск связи».
Исследовательская работа показала, что цели и отношение к получаемой профессии военного связиста соответствуют ведущим мотивам учения. Курсанты с доминирующими личными, утилитарными побуждениями ставят цели получения высшего образования, престижной профессии с дальнейшим их использованием вне Вооруженных сил. Курсанты, у которых ведущими являются профессиональные мотивы, в качестве целей называют получение практических навыков работы по специальности, приобретение высоких профессиональных качеств, подготовку к поступлению в военную академию. Желание овладения профессией офицера-инженера войск связи у них не ослабевает во время обучения в ввузе.
Исходя из социального заказа общества и требований, предъявляемых к современным офицерским кадрам, можно заключить, что в ходе образовательного процесса в военном вузе связи должна быть решена двуединая задача: подготовить офицера-связиста как профессионала, способного качественно решать задачи в мирное и военное время, и сформировать личность офицера [4].
В процессе исследования была разработана психолого-педагогическая программа формирования мотивации профессиональной деятельностиу курсантов военных вузов связи. Данная система прошла апробацию в Военной академии связи им. С.М. Будённого (Санкт-Петербург). Она включает следующие разделы.
1. Мероприятия по формированию мотивации профессиональной деятельности, включающие четыре этапа: а) аналитический (проводится выявление имеющихся мотивов и целей учения курсантов, их отношения к избранной профессии офицера-связиста, определяется уровень сформированности мотивации и её структура); б) прогностический (на основе сделанных заключений и индивидуальных бесед составляется прогноз развития мотивации курсанта); в) психолого-педагогического взаимодействия (на основе прогноза планируются и осуществляются психолого-педагогические взаимодействия по формированию мотивации профессиональной деятельности); г) оценочный (производится оценка эффективности проведенных мероприятий, анализируется динамика развития мотивации профессиональной деятельности).
2. Повышение психолого-педагогической компетентности и активности команднопреподавательского состава в формировании у курсантов мотивации профессиональной деятельности.
3. Совершенствование учебно-материальной базы образовательного процесса в ввузе.
4. Организация жизни и деятельности в военно-учебном заведении, формирование мотивационно-развивающей образовательной среды вуза связи.
Реализация разработанной программы, как показало проведенное исследование, позволяет на более ранних этапах обучения в ввузе связи сформировать у курсантов устойчивую мотивацию профессиональной деятельности, что повышает качество подготовки офицеров войск связи.
Исследование показало, что у курсантов, имеющих сформированную мотивацию профессиональной деятельности, выше удовлетворенность избранной профессией и самим образовательным процессом, значимость изучаемых дисциплин для личной профессиональной подготовленности. Они менее подвержены влиянию таких внешних факторов, как недостатки в учебновоспитательной работе, трудность освоения предметов обучения, в большей степени направлены на достижение конечных целей обучения — качественную подготовку к будущей военнопрофессиональной деятельности офицера-связиста.
Работа командного и преподавательского состава ввуза связи по формированию мотивации профессиональной деятельности у курсантов представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных и психолого-педагогических мероприятий и включает: совершенствование учебноматериальной базы образовательного процесса; организацию службы, повседневной деятельности и быта в ввузе; повышение психолого-педагогической компетентности командно-преподавательского состава; мероприятия по формированию мотивации профессиональной деятельности. Являясь частью образовательного процесса, она позволяет на более ранних этапах обучения в военно-учебном заведении сформировать у курсанта устойчивую военно-профессиональную мотивацию, что повышает качество профессиональной подготовки будущих офицеров.
Основными направлениями работы преподавательского состава по формированию у курсантов мотивации профессиональной деятельности являются: разъяснение социальной, профессиональной и личностной значимости деятельности офицеров-связистов; повышение авторитета преподавателей, уровня их педагогической культуры; целесообразный отбор и построение учебной информации; использование наглядности при ее представлении; активное применение в ходе учебных занятий обучающих игр; правильное проведение педагогической оценки учебной деятельности; формирование на учебных занятиях полного мотивационного цикла, наполнение всех частей каждого занятия мотивационным содержанием.
При планировании и организации мероприятия по формированию мотивации профессиональной деятельности у подчиненных, командному составу необходимо обратить внимание на: обеспечение личной примерности командиров подразделений, курсовых офицеров в выполнении
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
функциональных обязанностей; организацию службы, быта и отдыха курсантов в подразделении в соответствии с требованиями общевоинских уставов; активное использование традиций Вооруженных сил и войск связи в воспитании подчиненных; организацию индивидуально-воспитательной работы; привлечение курсантов к участию в мероприятиях, на которых у них формируются практические навыки будущей профессиональной деятельности.
Формирование мотивации профессиональной деятельности у курсантов предполагает и активную деятельность самих курсантов по самоформированию профессиональных мотивов воинской деятельности, постановке профессиональных целей подготовки, развитию у себя качеств личности, соответствующих общественным и профессиональным требованиям.
Таким образом, устойчивая мотивация профессиональной деятельности курсантов является одной из основ качественной подготовки офицера-связиста и должна формироваться спланированными, согласованными, целенаправленными психолого-педагогическими взаимодействиями преподавателей, командиров, обучающихся, всех участников образовательного процесса в военно-учебном заведении связи. Средством её формирования может служить, как показало исследование, программа формирования мотивации профессиональной деятельности у курсантов военных вузов связи.
Список литературы
1. Вияюнас, В. Психология развития мотивации. — СПб.: Речь, 2006.
2. Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2008.
3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000.
4. Меяетичев, В.В. Формирование устойчивой профессиональной мотивации учения у курсантов ввузов ПВО: Дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2000.
Literature
1. Viljunas V. Psychology of development of motivation. — St.-Petersburg, 2006.
2. Military pedagogics / Ed. O.Y. Efremov. — St.-Petersburg, 2008.
3. Ilyin, E.P. Motivation and motives. — St.-Petersburg, 2000.
4. Meletichev, V.V. Formation of steady professional motivation of the training at cadets of military high schools of air defense. — St.-Petersburg, 2000.
УДК 159.953; 612.821 Ю.Ю. Стрельникова*
Временные характеристики познавательных процессов как фактор повышения результативности обучения в высшей школе1
В статье анализируются временные характеристики психофизиологических механизмов познавательных процессов с целью их учета и возможности влияния на результативность обучения в высшей школе.
Ключевые слова: обучение, обучаемость, познавательные процессы, свойства времени, временные характеристики биологических процессов, пространственно-временной образ, кратковременная память, промежуточная память, долговременная память, «кривая забывания».
J. J. Strelnikova*.Temporal descriptions of cognitive processes as the factor of increasing effectiveness of teaching at High school.
Temporal descriptions of psycho-physiological mechanisms of cognitive processes are analyzed in the article with the purpose of their account and possibility of influence on effectiveness of teaching at High school.
Keywords: teaching, educability, cognitive processes, properties of time, temporal descriptions of biological processes, spatially-temporal fancy, short-term memory, intermediate memory, long-term memory, «a graphic of forgetting».
* Стрельникова, Юлия Юрьевна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, старший лейтенант внутренней службы. Адрес: 196105, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149, тел. раб. 8(812) 388-86-28, E-mail: [email protected].
* Strelnikova, Juliya. Candidate of psychological science, associate professor of Psychology and Pedagogy department of the Saint-Petersburg University of State fire services of EMERCOM of Russia, senior lieutenant of interior services. Address: Moscovskiy prospect, 149, St.-Petersburg, Russia, 196105. Phone: 8(812) 388-86-28, E-mail: [email protected].