УДК 15.81
О. В. Одегова
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ СВЯЗИ
В статье рассматриваются основные вопросы теории и практики формирования военно-профессиональной мотивации у курсантов военных вузов связи. Представлены основные положения и результаты реализации программы формирования военно-профессиональной мотивации.
Ключевые слова: мотивация, формирование военно-профессиональной мотивации, курсанты, военные вузы связи.
Задачи обеспечения национальной безопасности, обороноспособности страны, формирования нового, перспективного облика Вооруженных Сил требуют от системы военного образования подготовки высокопрофессиональных офицерских кадров. Сложность и определенная новизна современных проблем военного строительства заставляют искать новые психо-лого-педагогические пути повышения качества подготовки в военных вузах.
Для того чтобы офицеры могли успешно выполнять функциональные обязанности, необходимо в процессе обучения обеспечить высокий уровень их профессиональной подготовки. Одним из условий качественного решения данной задачи является наличие у курсантов военно-профессиональной мотивации, оказывающей значительное влияние на эффективность их военно-профессиональной подготовки и деятельности.
Сформированная у курсантов устойчивая военнопрофессиональная мотивация является основой для проявления ими постоянного стремления к совершенствованию профессиональных качеств в процессе офицерской службы. Мотивация выступает важнейшим условием учебной активности курсантов, позволяет судить о субъективной значимости для курсанта учения, прогнозировать его результативность на различных курсах, организовывать и проводить работу по переформированию мотивации в желательном направлении, глубже понять личность курсанта.
Однако, как свидетельствует проведенное исследование, данной проблеме в современных условиях уделяется недостаточно внимания. Об отношении курсанта к овладению профессией судят в основном по оценкам, фиксирующим успеваемость по предметам обучения. Такой подход нельзя признать правомерным, поскольку, как показывает практика, отсутствие учета мотивации является одной из причин отчислений курсантов и ухода молодых офицеров из Вооруженных Сил.
Следует отметить, что применительно к высшим военно-учебным заведениям связи проблема формирования военно-профессиональной мотивации курсантов в современных психолого-педагогических исследованиях не рассматривалась. Таким образом,
проблема формирования военно-профессиональной мотивации курсантов военных вузов связи является актуальной, имеет теоретическую и практическую значимость.
Изучение литературных источников показывает, что проблема мотивации получила должное развитие в психологии, педагогике, социологии, философии и других науках, стала объектом исследования многих авторов.
В научной литературе прослеживается два основных подхода к рассмотрению мотивов. Первый определяет мотивы как изначально присущие человеку, как проявление его биологической сущности. Согласно этой точке зрения мотивы развертываются из собственно биологических свойств и независимы от социальных детерминант. Второй подход строится на отрицании изначальной (биологической) заданности мотивов, утверждает общественную обусловленность их возникновения и развития, мотивация рассматривается как порождение социального. Этот подход характерен для отечественной психологии. В последние годы наблюдается быстрое развитие этого раздела психологии. Интенсивно ведутся исследования мотивации учения школьников, учебной деятельности студентов вузов, деятельности и общения человека, профессиональной деятельности и профессиональной подготовки. Мотивация учения рассматривается в работах А. К. Марковой, Т. А. Матис, А. Б. Орлова, М. В. Матюхиной. В. К. Вилюнасом исследуются психологические механизмы мотивации человека. Мотивы поведения и деятельности изучаются Б. И. До-доновым, В. А. Иванниковым, В. И. Ковалевым, М. Ш. Магомед-Эминовым. Значительное внимание уделяется изучению мотивов учебной деятельности студентов такими учеными, как В. А. Якунин,
А. Т. Колденкова, А. Ф. Шиян, В. И. Шкуркин,
А. В. Комусова, Л. Б. Юшкова, А. В. Вербицкий [1].
Разработкой проблем мотивации в соответствии с запросами военной практики занимался целый ряд военных психологов и педагогов. Основой исследования военных психологов и педагогов явился личностно-социально-деятельностный подход, разработанный Н. Ф. Феденко и М. И. Дьяченко. Различные аспекты мотивации нашли отражение в работах воен-
ных ученых: Г. Ф. Лукова, А. В. Барабанщикова, М. И. Дьяченко, Н. Ф. Феденко, Л. Ф. Железняк, В. П. Давыдова, Э. П. Утлика, В. И. Ковалева, В. Я. Кикотя, О. Ю. Ефремова, В. В. Мелетичева,
В. И. Хальзова, Ю. Ф. Худолеева, С. С. Муцинова,
В. Н. Селезнева [2].
Историко-теоретический анализ проблемы мотивов показывает: проблема мотивов поведения и деятельности является одной из ключевых в психологии личности и теории деятельности [3]. Значительное внимание вопросам мотивации уделялось в исследованиях военных психологов и педагогов, однако данные работы относятся к периоду до начала реформирования Вооруженных Сил России и в них проблема формирования военно-профессиональной мотивации курсантов военных училищ связи не рассматривалась.
В целом, обобщая различные точки зрения, можно заключить, что под мотивами военно-профессиональной деятельности следует понимать осознанные побуждения к постановке целей данной деятельности, действиям, поступкам по достижению этих целей.
Предстоящая курсанту военного вуза связи военно-профессиональная деятельность как специфический вид профессиональной деятельности требует от него сформированности целого ряда важных характеристик. Одна из них - высокоразвитая, устойчивая мотивация воинской службы с доминированием в ней военно-профессиональных мотивов, сложившаяся в период обучения в военно-учебном заведении. В условиях военного заведения основной вид деятельности курсанта - деятельность по овладению профессией и специальностью, которая может быть рассмотрена как совокупность учебно-познавательной, служебной, общественной и некоторых других видов деятельности. Важнейшей особенностью подготовки офицера военного вуза является то, что этот процесс профессионально направлен, подчинен освоению способов и опыта профессионального решения тех задач, с которыми курсанты могут встретиться в практике офицерской службы. Поэтому в целом деятельность курсанта - это учебно-профессиональная деятельность. Исходя из этой особенности, основной проблемой обучения в военном вузе является переход от актуально осуществляемой учебной деятельности курсанта к усваиваемой им деятельности профессиональной. С позиций теории деятельности такой переход идет по линии трансформации мотивов.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в 2007-2009 гг. в Военной академии связи с привлечением восьми групп курсантов, включая четыре экспериментальные (108 курсантов) и четыре контрольные (105 курсантов) группы. Участвующие в исследовании группы были выделены из расчета по одной экспериментальной и по одной контрольной группе с каждого курса обучения. Курсанты выделенных групп имели сходные характеристики по учебной и служебной деятельности, уровню и профилю
подготовки. Представленная выборка являлась репрезентативной для данного военного вуза.
Для проведения исследования военно-профессиональной мотивации в ходе опытно-экспериментальной работы были применены методы опроса (включая беседы, тестирование, анкетирование, в том числе и экспертное оценивание), наблюдения, контент-анализа (анализа документов, отражающих учебную, служебную и военно-профессиональную деятельность курсантов), эксперимента (включая констатирующий эксперимент с установлением особенностей и уровня военно-профессиональной мотивации и формирующий эксперимент с проведением формирующих мероприяятий в экспериментальных группах).
В процессе исследования были использованы следующие методики диагностики:
1) методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (методика В. Э. Мильмана), позволяющая выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности [3, с. 463-464];
2) методика «Оценка ведущих мотивов профессиональной деятельности», предназначенная для выявления ведущих мотивов профессиональной деятельности. Последние разделены на четыре основные группы: мотивы собственного труда, мотивы социальной значимости труда, мотивы самоутверждения в труде, мотивы профессионального мастерства [5, с. 73];
3) методика «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Заамфир в модификации А. А. Реана), основанная на положении о том, что структура мотивации профессиональной деятельности включает три компонента: внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную и внешнюю отрицательную мотивации [3, с. 444-447];
4) методика «Мотивация учебной деятельности» (методика В. В. Мелетичева), в основе которой лежит положение о том, что учение курсантов вуза побуждается пятью группами мотивов: социальными, познавательными, профессиональными, мотивами социальной идентификации, личностными (утилитарными) [5, 71].
Проведенный анализ хода и результатов констатирующего эксперимента позволил выделить в качестве базовой методики диагностики четвертую из указанных выше - «Мотивация учебной деятельности» (методика В. В. Мелетичева). Данная методика была модифицирована в процессе исследования с учетом подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности в военном вузе связи.
Таким образом, для исследования военно-профессиональной мотивации на формирующем этапе эксперимента использовалась разработанная в ходе исследования анкета «Мотивация профессиональной деятельности офицера войск связи». При этом на осно-
ве анализа литературных источников и проведенной исследовательской работы были выделены основные группы мотивов военно-профессиональной деятельности, диагностируемые и формируемые у курсантов вузов связи:
1) социальные мотивы, содержанием которых является осознание социальной значимости военной службы, долга перед семьей, друзьями, обществом, государством;
2) познавательные мотивы, связанные с освоением воинской специальности, профессии, выражающие отношение к самому процессу обучения в военном вузе;
3) профессиональные мотивы, связанные со стремлением к успешному выполнению профессиональной деятельности, профессиональному развитию;
4) мотивы личностной самоидентификации, связанные со стремлением курсанта к определенному ролевому статусу в группе, воинском коллективе;
5) личностные мотивы, связанные с получением определенных значимых результатов.
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены основные факторы, негативно влияющие на уровень военно-профессиональной мотивации курсантов вузов связи, среди которых самым главным и, несомненно, новым является неспособность части курсантов соответствовать высоким требованиям к уровню подготовки офицерских кадров, обусловленным формированием нового, перспективного облика Вооруженных Сил России в условиях их реформирования:
- неприятие частью курсантов ограничений, связанных с условиями воинской службы, с которыми они столкнулись в стенах военно-учебного заведения; прежде всего это касается поступивших в вуз из числа гражданской молодежи;
- замена романтических представлений об офицерской службе на неудовлетворенность ее будущими условиями, о которых они узнают во время обучения;
- недостаточный уровень работы командно-преподавательского состава по формированию устойчивой, социально значимой мотивации военно-профессиональной деятельности.
Исследовательская работа показала, что цели и отношение к получаемой профессии военного связиста соответствуют ведущим мотивам учения. Курсанты с доминирующими личными побуждениями ставят цели получения высшего образования, престижной профессии с дальнейшим их использованием вне Вооруженных Сил. Обучающиеся, у которых ведущими являются профессиональные мотивы, в качестве целей называют получение практических навыков работы по специальности, приобретение высоких профессиональных качеств, подготовку к поступлению в военную академию. Желание овладения профессией офицера-инженера войск связи у них не ослабевает во время обучения в военном вузе.
Исходя из социального заказа общества и требований, предъявляемых к офицерским кадрам, можно заключить, что в ходе педагогического процесса в военном вузе связи должна быть решена двуединая задача: подготовить офицера-связиста как профессионала, способного качественно решать задачи в мирное и военное время, и сформировать личность офицера [4].
На основе анадиза теории и практики подготовки офицеров войск связи и результатов констатирующего эксперимента в процессе исследования была разработана психолого-педагогическая программа формирования военно-профессиональной мотивации у курсантов военных вузов связи. Данная система прошла апробацию в Военной академии связи им. С. М. Будённого (Санкт-Петербург). Она включает следующие разделы:
1. Мероприятия по формированию военно-профессиональной мотивации курсантов. Они делятся на четыре этапа:
- аналитический (проводится выявление имеющихся мотивов и целей учения курсантов, их отношение к избранной профессии, определяется уровень сформированности профессиональной мотивации);
- прогностический (на основе сделанных заключений и индивидуальных бесед составляется прогноз развития мотивации курсанта);
- психолого-педагогического взаимодействия (на основе прогноза планируется и осуществляется пси-холого-педагогическое взаимодействие по формированию мотивации);
- оценочный (производится оценка эффективности проведенных мероприятий, анализируется динамика развития военно-профессиональной мотивации).
2. Повышение психолого-педагогической компетентности и активности командно-преподавательского состава в формировании военно-профессиональной мотивации курсантов.
3. Совершенствование учебно-материальной базы педагогического процесса.
4. Организация жизни и деятельности в военноучебном заведении, формирование мотивационноразвивающей образовательной среды военного вуза.
Реализация разработанной программы позволяет на более ранних этапах обучения в военном заведении сформировать у курсантов устойчивую военнопрофессиональную мотивацию, что повышает качество подготовки выпускников военно-учебного заведения войск связи.
Исследование показало, что у курсантов, имеющих сформированную военно-профессиональную мотивацию, выше удовлетворенность избранной профессией и самим процессом обучения, значимость изучаемых дисциплин для личной профессиональной подготовленности. Они менее подвержены влиянию таких внешних фак-
торов, как недостатки в учебно-воспитательной работе, трудность освоения предметов обучения, в большей степени направлены на достижение конечных целей обучения - качественную подготовку к будущей военно-профессиональной деятельности офицера-связиста.
Таким образом, в процессе исследования проведена оценка актуального состояния военно-профессиональной мотивации курсантов связи; выявлены факторы, негативно влияющие на уровень военнопрофессиональной мотивации курсантов; установлено, что устойчивая военно-профессиональная моти-
вация курсантов является одной из основ качественной подготовки офицера-связиста, достижения ими военно-профессиональной компетентности в условиях формирования нового облика Вооруженных Сил РФ; подтверждено, что устойчивая военно-профессиональная мотивация курсантов должна формироваться спланированными, согласованными, целенаправленными психолого-педагогическими взаимодействиями преподавателей, командиров, обучающихся -всех участников образовательного процесса в высших военно-учебных заведениях связи.
Список литературы
1. Вилюнас В. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006.
2. Военная педагогика / Под ред. О. Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008.
3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: «Питер», 2000.
4. Ефремов О. Ю. Педагогическая диагностика в высшей военной школе России. СПб.: ВУС, 2000.
Одегова О. В., врач-психофизиолог.
Военная академия связи.
Пр. Тихорецкий, 3, г. Санкт-Петербург, Россия, 194064.
E-mail: oe64@rambler.ru
Материал поступил в редакцию 12.11.2009
O. V. Odegova
FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL MOTIVATION AMONG CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOLS
OF COMMUNICATION
The article considers the basic questions of the theory and practice of formation of military-professional motivation among cadets of military high schools of communication. Substantive provisions and results of realization of the program of formation of military-professional motivation among cadets of military high schools of communication are presented.
Key words: motivation, formation of military-professional motivation, cadets, military high schools of communication.
Military Academy of Communication.
Pr. Tikhoretsky, 3, St. Petersburg, Russia, 194064.
E-mail: oe64@rambler.ru