4. Зиборова Е.И., Спицына А.Ю. Изучение мотивации учебной деятельности студентов-психологов с разным уровнем удовлетворенности учебной деятельности. Научные труды SWorld. 2012; Т. 17; 3: 79 - 84.
5. Рыжкова И.В., Капичников А.И., Капичникова О.Б. Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования. Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2014: 160 - 162.
References
1. Kapichnikov A.I., Kapichnikova O.B. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy V mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, iyun' 2014 g.). Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2014: 160 - 162.
2. Larina E.A. Dinamicheskaya model' struktury motivacionnoj sfery lichnosti studentov. Innovacii v obrazovanii. 2009; 9: 12 - 21.
3. Mil'man V.'E. Motivaciya i tvorchestvo. Moskva: «Mireya i Ko», 2005.
4. Ziborova E.I., Spicyna A.Yu. Izuchenie motivacii uchebnoj deyatel'nosti studentov-psihologov s raznym urovnem udovletvorennosti uchebnoj deyatel'nosti. Nauchnye trudy SWorld. 2012; T. 17; 3: 79 - 84.
5. Ryzhkova I.V., Kapichnikov A.I., Kapichnikova O.B. Razvitie uchebnoj motivacii studentov v usloviyah novoj sistemy vysshego obrazovaniya. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, iyun' 2014 g.). Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2014: 160 - 162.
Статья поступила в редакцию 21.07.18
УДК 159
Buravtsova N.V., Cand. of Science (Psychology), senior lecturer, Department of Practical and Special Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University; senior lecturer, Department of Psychology, Pedagogy and Law, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kovalenko V.I., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Department of Practical and Special Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Sychevа T.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Pedagogy and Law, Novosibirsk State University of Economics and Management; senior lecturer, Department of Clinical Psychology, Novosibirsk State Medical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
INTERDEPENDENCE OF THE PERSONAL ADAPTATION POTENTIAL AND MOTIVATION CHARACTERISTICS OF CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOL. The work considers a problem of professional development of military cadets. It is substantiated that the personal adaptive potential characterizes the interrelated personal characteristics that determine the effectiveness and success of socio-psychological adaptation of future officers. The general, social and private motives of professional activity of military people are analyzed. The research identifies and analyzes the most pronounced components of the professional motivation of the cadets. The specifics of the relationship between the adaptive and motivational characteristics of military cadets are shown. The severity of the military-professional motivation of cadets is determined upon admission to military educational institutions. Recommendations are offered on the development of the motivation of the cadets' professional activity in the process of mastering the military specialty. Key words: motivation, adaptation, professional formation, cadets, military educational institutions.
Н.В. Буравцова, канд. психол. наук, доц. каф. практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет; доц. каф. психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] В.И. Коваленко, канд. техн. наук, доц. каф. практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Т.Ю. Сычева, канд. пед. наук, доц. каф. психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский государственный университет экономики и управления; доц. каф. клинической психологии, Новосибирский государственный медицинский университет, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И МОТИВАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
В данной статье рассматривается проблема профессионального становления курсантов военных вузов. Обосновывается, что личностный адаптационный потенциал характеризует взаимосвязанные психологические личностные характеристики, определяющие эффективность и успешность социально-психологической адаптации будущих офицеров. Авторами проанализированы общие, социальные и частные мотивы профессиональной деятельности военнослужащих. Проведенное исследование позволило выделить и проанализировать наиболее выраженные компоненты профессиональной мотивации курсантов. Представлена специфика взаимозависимости адаптационных и мотивационных характеристик курсантов военного вуза. Определена выраженность военно-профессиональной мотивации участников исследования при обучении в военных образовательных учреждениях. Предложены рекомендации по развитию мотивации профессиональной деятельности курсантов в процессе освоения военной специальности.
Ключевые слова: мотивация, адаптация, профессиональное становление, курсанты, военные образовательные учреждения.
Актуальность исследования особенностей формирования и развития военно-профессиональных мотивов юношей и девушек, обучающихся в военных институтах и решивших связать свою профессиональную деятельность с защитой Родины, заключается в том, что их представления о будущей профессии и мотивы поступления не всегда ясны и конкретны, а также, не всегда способствуют успешной адаптации к особым условиям обучения. Проведение боевых действий в реалиях современной обстановки требует подготовки высококвалифицированных, компетентных специалистов, обладающих высочайшим уровнем профессиональной мотивации, готовностью к использованию приобретенных ими профессиональных знаний, умений и навы-
ков, реализации личностных качеств, направленных на выполнение актуальных задач.
Проблема исследования связана с тем, что основной поток абитуриентов, поступающих в военные учебные заведения - вчерашние выпускники обычных школ. Военный вуз представляет собой совершенно иную среду, где курсант попадает в условия, требующие от него дисциплины, организованности, подчинения и реализации совершенно новых социальных ролей. В связи с этим, изучение и развитие адаптационных и мотива-ционных параметров курсантов первых-вторых курсов военного вуза выступает одной из первоочередных задач в процессе формирования личности будущих российских офицеров. С учетом
реалий сегодняшнего дня, адаптацию к условиям нахождения в военном вузе можно рассматривать как средство для решения главной задачи высшего образования по будущего специалиста. Современный военный вуз осуществляет как формирование профессиональных качеств, так и формирование личности будущего российского офицера, поэтому адаптацию к условиям военного вуза можно рассматривать и в качестве адаптации к будущей воинской деятельности.
А.Г. Маклаков, рассматривая адаптационные возможности личности, указывает, что личностный адаптационный потенциал характеризует адаптивные способности человека и подразумевает взаимосвязанные между собой психологические личностные характеристики, определяющие эффективность и успешность адаптации. Личностный адаптационный потенциал включает показатели нервно-психической устойчивости, конфликтности, сформированность морально-нравственных и коммуникативных качеств, ориентацию на существующие нормы поведения [1]. Адаптационный потенциал личности играет важную роль при адаптации индивида к новым условиям вуза, к формированию профессионально-важных навыков, влияет на успешность в личностной и профессиональной самореализации.
Мотивация личности является одним из факторов адаптации к учебно-профессиональной деятельности и движущей силой образовательного процесса. При выявлении взаимосвязи механизмов социально-психологической адаптации и эффективности учебного процесса необходимо учитывать степень активности по изменению ситуации и взаимодействия с новой учебно-профессиональной средой. Активное овладение учебной ситуацией требует достаточно выраженной мотивации на овладение знаниями, на получение профессиональных навыков. При преобладании мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи учебно-профессиональная адаптация проходит успешнее и эффективнее [2].
РА. Абдурахманов указывает, что в контексте деятельности военнослужащего выделяют несколько групп мотивов: 1) мотивы, определяемые особенностями личности будущего офицера, его моральными, политическими ориентациями, общим отношением к профессии военнослужащего, к своим командирам и начальникам; 2) мотивы, определяемые характером и параметрами актуальной обстановки, её спецификой, сложностью, динамичностью и т. д.; 3) мотивы, формируемые в ситуациях необходимости выполнить требования командиров реализовать конкретную боевую задачу [3].
Как отмечают А.Я. Анцупов и В.Н. Помогайбин, военно-профессиональные мотивы представляют собой полимодальное образование, включающее и актуализированную потребность поступить в конкретный военный вуз и дальнюю цель - овладеть военной профессией и стать профессиональным военным [4]. Эта группа мотивов выступают в качестве необходимых компонентов психологической структуры боевой деятельности.
Исследователи в области военной психологии выделяют следующие социальные и личные мотивы, актуальные для современного военнослужащего: стремление руководствоваться поступками реальных героев; увлеченность боевым соперничеством с противником и стремление бороться с ним до полной победы; желание отплатить врагу за горе и страдание граждан своей страны, родных, близких, боевых товарищей; добросовестно выполнять указания и приказы командиров и начальников; стремление к самосохранению и сохранению жизни товарищей и командиров; достичь одобрения своих действий командирами и товарищами по подразделению; осознавать свой вклад в выполнении социально-значимой деятельности; демонстрировать приверженность боевым традициям подразделения, части, Российского офицерства; достигать самоутверждения в глазах сослуживцев посредством осуществления конкретных профессиональных действий [3; 4]. Цели и мотивы стимулируют военнослужащего проявлять свою боевую активность, придают его деятельности значимый личностный смысл. В процессе сопоставления в сознании офицера мотивов воинской деятельности с конкретными целями выполняемых им действий и образуется личностный смысл его профессиональной деятельности в целом.
Целью данного исследования стало изучение взаимосвязи адаптационных и мотивационных параметров курсантов военного вуза. В качестве гипотезы выступило предположение, что сформированность мировоззрения будущих офицеров взаимообуславливает успешность из социально-психологической адаптации в военном вузе. Для достижения поставленной цели
проводилось эмпирическое исследование по выявлению адаптационных способностей и мотивации курсантов к обучению в военном вузе. База исследования - ФГКВОУ ВО «Новосибирское высшее военное командное училище» МО РФ (г. Новосибирск). Исследование проводилось в 2016-2018 гг. Экспериментальную выборку составили 128 юношей-курсантов 1-2 года обучения в возрасте 18 - 22 лет. Курсанты получают профессию по военным специальностям «применение подразделений войсковой разведки», «применение мотострелковых подразделений», «спецназ» и гражданскую профессию по специальности «менеджер управления персоналом».
Методы исследования. Для изучения адаптивных способностей курсантов, применялся многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-02) А.Г. Маклакова и С.В. Чер-мянина. С целью изучения учебной мотивации использовалась методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Ре-ана и В.А. Якунина, в модификации Н.Ц. Бадмаевой, опросник мотивации успеха и мотивации боязни неудачи (МУН) А.А. Реа-на. Для исследования военно-профессиональных мотивов был применен опросник ВПМ-1 Б.В. Овчинникова и А.Ф. Боровикова. С целью определения достоверных значимых взаимосвязей между адаптационными и мотивационными параметрами курсантов применялся непараметрический r-критерий Спирмена.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования по методике МЛО-02 показали, что 94,8% респондентов обладают высоким личностным адаптационным потенциалом. Такие показатели можно объяснить тем, что при поступлении курсанты проходят профотбор, при котором особое внимание уделяется адаптационному потенциалу будущих офицеров. В то же время в группе респондентов выявлены удовлетворительные показатели (5,2%), т. е. признаки дезадаптации, что может обозначать их непригодность (или ограничение) к определенным военным специальностям. Анализ превалирующих мотивов учебной деятельности респондентов показал, что у курсантов в большей степени выражены узко профессиональные мотивы (М = 6,1 балл), учебно-познавательные мотивы (М = 4,7 баллов), мотивы престижа учебной деятельности (М = 4,7 баллов), коммуникативные (М = 4,2 балла) и социальные (М = 4,1 балла) мотивы, мотивы творческой самореализации (М = 3,5 баллов). В доминирующей позиции мотивы избегания не выявлены.
Результаты изучения военно-профессиональной мотивации по методике ВПМ-1 свидетельствуют о том, что выборка респондентов характеризуется высокими показателями по следующим параметрам: мировоззрени» (M = 20,49 баллов), что указывает на сформированность мировоззрения и понимания респондентами роли армии в современном российском обществе; широта интересов (M = 18,99 баллов), что говорит о высоком уровне полноты и насыщенности субъективного мира курсанта, его направленности на социально - позитивные виды деятельности; жизненные цели (M = 17,58 баллов), что указывает на силу и постоянство стремления к личностной самореализации; стремление к достижениям (M = 17,79 баллов), что определяет ориентацию даных испытуемых на высокий уровень притязаний; уравновешенность эмоций (M = 16,81 баллов), что говорит об устойчивой тенденции личности испытуемых к поддержанию оптимального уровня эмоционального напряжения при выполнении различных видов деятельности; модальность эмоций (M = 18,34), что свидетельствуют о наличии устойчивых тенденций к поддержанию положительного эмоционального тона; полноценность влечений (M = 18,73 баллов), что указывает на наличие психически нормативных личных склонностей и влечений; полноценность саморегуляции влечений (M = 16,91 баллов), что определяет высокий уровень способности респондентов эффективно контролировать мотивацию; общая военная доминанта (M = 16,93 баллов), что демонстрирует высокий уровень общей направленности личности курсанта на воинскую службу; специальная военная доминанта (M = 17,89 баллов), что свидетельствуют о высоком уровне глубины и устойчивости стремления респондентов приобрести конкретную военную специальность.
То, что для курсантов, получающих высшее военное профессиональное образование, наиболее значимы профессиональные и учебно-познавательные мотивы, является наиболее эффективным сочетанием мотивов. Это подтверждается как нашими более ранними исследованиями [5; 6], так и данными других авторов [7; 8; 9]. В своем большинстве, курсанты, обучающиеся в Российских военных вузах, серьезно ориентированы на получение теоретических и прикладных знаний, которые в даль-
нейшем помогут им стать успешными специалистами в военной профессии.
Исследование военно-профессиональной мотивации курсантов показало, что большинство респондентов характеризуется стремлением к приобретению знаний, любознательностью, стремлением овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. Большое значение придается и стремлению приобрести диплом при формальном усвоении знаний и поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов. Общий уровень «военно-профессиональной мотивации» характеризуется как средний в результате большого разброса значений по данной психологической характеристике. У курсантов, принимавших участие в исследовании, преобладает положительная мотивация и потребность в конструктивных и позитивных достижениях (по результатам опросника МУН). Большинство из них энергичны, уверенны в своих силах, инициативны и ответственны; характеризуются целеустремленностью и настойчивостью в достижении поставленных перед собой целей. Указанные качества относятся к профессионально важным качествам офицеров. В то же время, небольшая часть курсантов с выявленной отрицательной мотивацией (8%), может характеризоваться повышенной тревожностью и низкой уверенностью в своих силах, но с ответственным отношением к делу. Активность таких респондентов связана с потребностью избежать срыва, наказания. Начиная какую-либо деятельность, они больше размышляют о путях избегания гипотетической неудачи, а не о способах достижения результата.
Обнаружены статистически значимые положительные взаимосвязи между личностным адаптационным потенциалом и учебно-познавательными мотивами (г=0,65, р < 0,04), профессиональными мотивами (г=0,47, р < 0,01), социальными мотивами (г=0,46, р < 0,05), учебно-познавательными мотивами (г=0,63, р < 0,01). Выявленные взаимосвязи позволяют предположить, что чем более выражена мотивация на учебный и профессиональный успех, тем легче и быстрее проходит процесс адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности. Курсанты, ориентированные на получение конкретных знаний и умений, более мотивированы на успех в учебной и профессиональной деятельности, увереннее в своих силах и демонстрируют желание стать профессионалами в военном деле.
Имеют место статистически значимые положительные взаимосвязи личностного адаптационного потенциала и параметров военно-профессиональной мотивации курсантов. Ко-
Библиографический список
эффициент взаимокорреляции общей военной доминанты составляет: г=0,57, р < 0,03, специальной военной доминанты: г=0,48, р < 0,04, следовательно, чем выше общая направленность курсантов на воинскую службу и их стремление овладеть конкретными знаниями, обуславливающими их будущий военный профессионализм, тем легче и успешнее они могут влиться в учебный воинский коллектив и приспособиться к правилам и нормам нахождения в военном вузе.
В то же время, обнаружена тесная отрицательная взаимозависимость между личностным адаптационным потенциалам и мотивами престижа (г=-0,60 р < 0,004), т.е. чрезмерная ориентация на достижение высокого социального статуса (положения в военной иерархии) при выполнении поставленных учебных и профессиональных задач может способствовать возникновению сложностей в социально-психологической адаптации.
Заключение. Исходя из анализа полученных результатов исследования, можно констатировать необходимость в рекомендациях по дальнейшему формированию высокой и успешной мотивации к учебной и профессиональной деятельности у курсантов военного вуза и проведения постоянного мониторинга состояния успешности и мотивированности курсантов на свою будущую профессию. В связи с этим были сформулированы рекомендации, способствующие повышению адаптивных способностей и развитию мотивационных характеристик курсантов в период их обучения в военном вузе:
- формирование и развитие чувства личной причастности к результатам своей военно-профессиональной деятельности;
- постановка таких учебных задач, достижение которых соответствуют их уровню компетенции;
- предоставление курсантам регулярной информации о качестве выполнения ими учебно-боевых задач и ориентация на самоконтроль;
- развитие в воинском коллективе взаимного доверия, уважения и поддержки,
- предоставление курсантам возможности личностного роста и раскрытия личностного потенциала;
Внедрение данных рекомендаций поможет курсантам приспособиться к правилам и нормам нахождения в военном вузе и будет способствовать успешному освоению военно-профессиональными знаниями и навыками.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в деятельности офицеров, педагогов и психологов, работающих с курсантами в высших военно-учебных учреждениях.
1. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал. 2008; Т. 22; № 1: 16 - 24.
2. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. Санкт-Петербург: Речь, 2006.
3. Абдурахманов Р.А. Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методическое пособие. Москва: Военный университет, 2011.
4. Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н. Методологические проблемы военно-психологических исследований. Москва: ВУ, 2004.
5. Коваленко В.И., Буравцова Н.В., Богданова И.А. Специфика военно-профессиональной мотивации курсантов при поступлении в военные образовательные учреждения. СМАЛЬТА. 2017; 5: 41 - 48.
6. Султанмуратов Ю.М., Овчинников А.А., Султанова А.Н., Сычева Т.Ю. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих, влияющие на успешность адаптации. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2017; 3 (96): 50 - 56.
7. Бобков О.Б., Виноградова Г.А. Факторы, влияющие на формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов военного ВУЗа. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012; Т. 14; № 2: 23 - 29.
8. Петрова М.Ю. Социально-психологические условия развития военно-профессиональной направленности курсантов вузов. Автореферат диссертации.... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.
9. Протасов А.Н. Управление формированием профессиональной компетентности будущих офицеров Автореферат диссертации.. кандидата педагогических наук. Саратов, 2007.
References
1. Maklakov A.G. Lichnostnyj adaptacionnyj potencial: ego mobilizaciya i prognozirovanie v 'ekstremal'nyh usloviyah. Psihologicheskij zhurnal. 2008; T. 22; № 1: 16 - 24.
2. Vilyunas V.K. Psihologiya razvitiya motivacii. Sankt-Peterburg: Rech', 2006.
3. Abdurahmanov R.A. Voennaya psihologiya: metodologiya, teoriya, praktika. Uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Voennyj univer-sitet, 2011.
4. Ancupov A.Ya., Pomogajbin V.N. Metodologicheskie problemy voenno-psihologicheskih issledovanij. Moskva: VU, 2004.
5. Kovalenko V.I., Buravcova N.V., Bogdanova I.A. Specifika voenno-professional'noj motivacii kursantov pri postuplenii v voennye obrazovatel'nye uchrezhdeniya. SMAL'TA. 2017; 5: 41 - 48.
6. Sultanmuratov Yu.M., Ovchinnikov A.A., Sultanova A.N., Sycheva T.Yu. Individual'no-psihologicheskie osobennosti voennosluzhaschih, vliyayuschie na uspeshnost' adaptacii. Sibirskij vestnik psihiatrii inarkologii. 2017; 3 (96): 50 - 56.
7. Bobkov O.B., Vinogradova G.A. Faktory, vliyayuschie na formirovanie uchebno-professional'noj motivacii kursantov voennogo VUZa. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademiinauk. 2012; T. 14; № 2: 23 - 29.
8. Petrova M.Yu. Social'no-psihologicheskieusloviyarazvitiya voenno-professional'nojnapravlennostikursantovvuzov.Avtoreferat dissertacii.... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
9. Protasov A.N. Upravlenie formirovaniem professional'noj kompetentnosti buduschih oficerov Avtoreferat dissertacii.. kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2007.
Статья поступила в редакцию 28.06.18
УДК:178.1:369.011.65:159.947.5
Dobrydnev S.I., Cand. of Science (Economics), Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Dobrydneva T.S., Cand. of Science (Economics), Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected].
"THE BOTTLE" OF NEEDS: SOME ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL MECHANISM OF ALCOHOL ADDICTION. The subject of the research is the process of needs satisfaction. The objective of the paper is to study the process of satisfaction of needs relating to different hierarchical levels of Maslow's pyramid, when consuming alcohol. The paper also looks into the Maslow's hierarchy of needs. Observations show that during the process of consuming alcohol a person obtains a feeling of satisfying his needs and forms a psychological state of satisfaction. Such state forms consistently for all levels of hierarchical needs' structure. As a result, alcohol consumption allows a person to satisfy the needs of all levels, even if it is done for a short time, which is impossible in everyday life. Thus, the mechanism of psychological urge to the repeated alcohol consumption, as well as the psychological alcohol addiction form. On condition that there is a long-term presence of alcohol in an organism, this addiction turns into the physiological one through time. The research findings contribute to the understanding of the origin of psychological addiction to alcohol mechanism.
Key words: need, need satisfaction, alcohol addiction, psychological addiction.
С.И. Добрыднев, канд. экон. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
Т.С. Добрыднева, канд. экон. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
«БУТЫЛКА» ПОТРЕБНОСТЕЙ:
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ АЛКОГОЛИЗМА
Предметом исследования в статье является процесс удовлетворения потребностей человека. Цель работы состоит в исследовании процесса удовлетворения потребностей, относящихся к разным иерархическим уровням пирамиды Маслоу, в процессе потребления алкоголя. Рассмотрена иерархическая структура потребностей Маслоу. Наблюдения показывают, что в процессе потребления алкоголя у человека возникает ощущение удовлетворения потребностей, и формируется психическое состояние удовлетворённости. Такое состояние возникает последовательно для всех уровней иерархической структуры потребностей. В результате, потребление алкоголя позволяет за короткое время удовлетворить потребности всех уровней, что невозможно в реальной жизни. Таким образом, формируется механизм психологического стремления к повторному потреблению алкоголя и возникает психологическая зависимость от алкоголя. Со временем, при длительном присутствии алкоголя в организме человека, она становится и физиологической. Результаты исследования способствуют более полному пониманию механизма возникновения психологической зависимости от алкоголя.
Ключевые слова: потребность, удовлетворение потребностей, алкогольная зависимость, психологическая зависимость.
Влияние алкоголя на организм и поведение человека постоянно является предметом самых пристальных исследований в медицине, психологии и других науках. В настоящей статье предлагается пример применения потребностно-ориентирован-ного (потребностного) подхода к анализу специфического вида поведения человека - потребления алкоголя. Потребностный подход представляется автору важным и перспективным методом научного исследования по следующим причинам. Категория потребности в современной науке недооценена и находится на периферии поля зрения исследователей. Она подразумевается как нечто очевидное, поскольку общепринято, что поведение человека является потребностно-ориентированным, но не присутствует в исследованиях явно. Потребность по большей мере заменяется на мотивированность (мотив, мотивацию). И хотя между ними много общего, особенно в практическом плане, данные понятия и явления, ими выражаемые, не тождественны, и существует значительное разнообразие в подходах к их содержанию. Так Е.П. Ильин приводит до 10 подходов к определению понятий потребности и мотива [1, с. 21, 46]. А вот в монографии, подготовленной авторским коллективом сотрудников Института психологии РАН и ориентированной на актуальные проблемы современной психологии, отдельного внимания этой категории не уделяется вовсе. Рассматривается она лишь в контексте проблем мотивации [2, с. 353].
Занимаясь теорией маркетинга и потребительского поведения, автор пытается последовательно проводить линию на прямое использование понятия потребности в научном анализе. Маркетинг является удобным полем для отработки такой методологии, поскольку здесь любой продукт (включая товары, услуги, идеи и другое) изначально рассматривается как средство удовлетворения потребностей. Важно поэтому в первую очередь определить, какие потребности и каким образом способен удовлетворить продукт, что является основой понимания причин и мотивации действий человека. На основании по-требностного подхода автором разработана методика анализа продукта [3], примененная к исследованию понятия продукта вуза [4].
Модель «бутылки» появилась из попытки рассмотреть, как работает иерархия потребностей А. Маслоу в конкретных ситуациях потребительского поведения. Данная модель интересна потому, что является единственной, которая предусматривает определённую последовательность удовлетворения потребностей [3, с. 44]. А это даёт возможность проследить процесс удовлетворения совокупности потребностей во времени.
Нужно было представить себе процесс, совершаемый людьми довольно часто и не требующий каких-либо особенных экспериментальных условий, в котором бы удовлетворялись потребности всей уровней, причём за ограниченное время. Такое время, когда цикл удовлетворения всей иерархической потребностей структуры А. Маслоу был бы короче времени, необходимого для возникновения отдельных потребностей, в него входящих, заново. Т. е. не искажался бы повторным появлением уже удовлетворённых потребностей и наложением их на удовлетворяемые, возвращая процесс к предыдущим уровням. Таким образом, отдельный цикл воспроизводства потребностей должен быть примерно таким: «начал удовлетворяться - лёг спать» (прекратил деятельность до появления потребностей заново). А отсюда уже совсем маленький шаг до очевидных ассоциаций. Результат оказался неожиданным.
Итак, объект исследования - процесс потребления человеком алкоголя. Предмет исследования - удовлетворяемые в ходе данного процесса потребности. Вопрос поставим следующим образом: «Какие потребности удовлетворяет человек в процессе потребления алкоголя?»
СТАДИЯ 1. Первоначальный приём алкоголя обычно сопровождается приёмом пищи. Но даже если такового нет, все равно приводит к притуплению или исчезновению чувства голода. Становятся более комфортными ощущения тепла и холода - в холоде становится теплее, а жара ощущается слабее. Менее заметна влажность. Состояние человека становится таким, которое соответствует удовлетворению первичных физиологических потребностей. Здесь возникает важнейший вопрос - можно ли такого рода состояние (ощущения, представления или чувства) считать действительным удовлетворением потребностей? Попытаемся