Научная статья на тему 'Мотивация как основная функция овладения профессией'

Мотивация как основная функция овладения профессией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRAINING AND PROFESSIONAL ACTIVITY / MOTIVATION-ORIENTED LINK / МОДЕЛЬ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ / МОТИВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗВЕНО / MODEL OF MOTIVATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ажиев М.В.

В статье говорится о том, что мотивация является одним из ведущих факторов успешности овладения студентами профессии. На основе эмпирических данных изучена мотивационная сфера личности студента на протяжении всего периода обучения, что помогает проследить динамику роста и развития мотивации. Результаты исследования свидетельствуют о том, что мотивационная сфера бакалавров на разных уровнях овладения профессией значительно претерпевает изменения, что говорит о характере смены приоритета и самой учебно-профессиональной деятельности респондента. По результатам исследования нами разработана модель развития мотивационной сферы личности студентов с учётом компонентов и показателей мотивационной сферы: учебно-профессиональный; коммуникативный; профессиональный. Каждый из данных компонентов имеет мотивационную сферу, а так же и пути их активизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION AS THE MAIN SPHERE OF MASTERING THE PROFESSION OF STUDENTS

The article states that motivation is one of the leading facts of the success of mastering a profession by students. On the basis of empirical data, the motivational sphere of a personality of a student has been studied throughout the entire period of training, which helps to track the dynamics of growth and the development of motivation. The results of the research show that the motivational sphere of bachelors at different levels of mastering the profession significantly undergoes changes, which indicates the nature of the change of the priority and the educational and professional activities of the respondent. The researcher develops a model for the development of the motivational sphere of students’ personality, taking into account the components and indicators of the motivational sphere: 1) educational and professional; 2) communicative; 3) professional. Each of these components has a motivational scope, as well as ways to activate them.

Текст научной работы на тему «Мотивация как основная функция овладения профессией»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

УДК 37.015.31

Azhiev M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University, (Grozny, Russia),

E-mail: magomed-201808@yandex.ru

MOTIVATION AS THE MAIN SPHERE OF MASTERING THE PROFESSION OF STUDENTS. The article states that motivation is one of the leading facts of the success of mastering a profession by students. On the basis of empirical data, the motivational sphere of a personality of a student has been studied throughout the entire period of training, which helps to track the dynamics of growth and the development of motivation. The results of the research show that the motivational sphere of bachelors at different levels of mastering the profession significantly undergoes changes, which indicates the nature of the change of the priority and the educational and professional activities of the respondent. The researcher develops a model for the development of the motivational sphere of students' personality, taking into account the components and indicators of the motivational sphere: 1) educational and professional; 2) communicative; 3) professional. Each of these components has a motivational scope, as well as ways to activate them.

Key words: motivation, training and professional activity, motivation-oriented link, model of motivational sphere.

М.В. Ажиев, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный,

Е-mail: magomed-201808@yandex.ru

МОТИВАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИЕЙ

В статье говорится о том, что мотивация является одним из ведущих факторов успешности овладения студентами профессии. На основе эмпирических данных изучена мотивационная сфера личности студента на протяжении всего периода обучения, что помогает проследить динамику роста и развития мотивации. Результаты исследования свидетельствуют о том, что мотивационная сфера бакалавров на разных уровнях овладения профессией значительно претерпевает изменения, что говорит о характере смены приоритета и самой учебно-профессиональной деятельности респондента. По результатам исследования нами разработана модель развития мотивационной сферы личности студентов с учётом компонентов и показателей мотивационной сферы: учебно-профессиональный; коммуникативный; профессиональный. Каждый из данных компонентов имеет мотивационную сферу, а так же и пути их активизации.

Ключевые слова: мотивация, учебно-профессиональная деятельность, мотивационно - ориентированное звено, модель мотивационной сферы.

Главная цель образования в настоящее время - это свободное и творческое развитие личности с учётом индивидуальных способностей.

Проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента становится особенно актуальной в психологической науке [1, с. 150] Мотивация служит ведущим фактором успешного обучения студентов. На протяжении всего периода процесса овладения профессией данная сфера различается на разных этапах учебного процесса, через которые проходит студент. От первого к последнему курсу изменяется и сам характер учебно-профессиональной деятельности. Низкий уровень учебной мотивации студентов может быть причиной их неуспеваемости, соответственно совершенствование процесса вузовского обучения может быть направлено и на мотивацион-но-ориентированное звено учебной деятельности студентов [2, с. 12].

Проблемы учебной мотивации в высшей школе рассматриваются в трудах следующих исследователей: А.Н. Печникова, Г.А. Мухина и др. - о динамике учебно-познавательных мотивов; М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович, Л.Ф. Железняк и др. - о связи эффективности обучения с развитием социально-ценностных мотивов в соответствии с требованиями обучения и будущей профессии; РС. Немов, И.Р Алтунина,

Р.И. Цветкова; Б.Г. Ананьев, Т.А. Матис, В.А. Якунин и др. - о роли мотивации общения в структуре мотивационной сферы студентов и др. - о совокупности мотивационных факторов и механизмов, влияющих на поведение, учебно-профессиональную и профессиональную деятельность студентов; Р.С. Вайсман, О.Н. Арестов, РР. Бибрих, М.Г. Рогов и др. - о роли мотива достижения в процессе обучения; С.А. Гапонова, Е.П. Ильин и др. -о мотивационном обеспечении процесса обучения курсантов [3, с. 165].

В ходе нашего исследовании мы решили проследить динамику развития мотивационной сферы студентов на протяжении всего периода обучения бакалавров. В исследовании принимали участие студенты в количестве 75 человек из расчёта по 15 человек, среднестатистическая группа в возрасте от 18 до 23 лет.

Методическим инструментарием исследования послужили следующие методики:

- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

- Изучение мотивов учебной деятельности студентов (А.А. Реан, В.А. Якунин).

Данные по результатам изучения мотивов учебной деятельности и мотивации к успеху студентов отражены в таблице 1.

Таблица 1

Мотивы к учебной деятельности и мотивации к успеху

Курс Мотивации успеху Мотивы учебной деятельности

высокий средний низкий Приобретение знаний Овладение профессией Получение диплома

1 21 - - 6,50 4,93 3,66

2 - 15 - 6,45 4,98 3,71

3 26 15 - 6,30 5,13 3,86

4 26 16 10 6,13 5,30 4,03

Наиболее приоритетным из трёх мотивов учебной деятельности для 1 курса является мотив приобретения знаний, этому свидетельствуют средние показатели по данной шкале - 6,50; на втором месте - овладения профессией, - 4,93; а наименее значимым для студентов 1 курса является мотив получение диплома - 3,66. Средние показатели по мотивам учебной деятельности в зависимости от приоритета на каждом курсе меняются, что можно наблюдать по таблице в разделе мотивов учебной деятельности.

По результатам теста Т. Элерса, у первого курса отсутствовала низкая мотивация к успеху. Это может быть связано с начинанием в учебной деятельности, перспективами и надеждами на будущее. Также у второго курса студентов отсутствует умеренно высокий уровень и низкая мотивация, но преобладает средний уровень, что может быть связано с «отсеиванием» студентов после первого курса. У третьего курса отсутствует низкий показатель, присутствует слишком высокий уровень мотивации. На четвёртом курсе присутствуют все варианты показателей.

По результатам диагностики мотивационной сферы студентов нами разработана модель развития мотивационной сферы личности студентов с учётом компонентов и показателей мотивационной сферы.

Все компоненты мотивационной сферы представлены соответствующими показателями - мотивами.

Каждый мотив представлен уровнем выраженности:

1) низкий уровень - мотив в структуре мотивационной сферы представлен слабо (низкая степень влияния мотива на

эффективность деятельности), нет значимых связей с показателями;

2) средний уровень - мотив в структуре мотивационной сферы представлен наравне с другими (средняя степень влияния мотива на эффективность деятельности), присутствуют значимые связи с показателями;

3) высокий уровень - мотив в структуре мотивационной сферы представлен ярко (высокая степень влияния мотива на эффективность деятельности), присутствует большое количество связей с другими показателями [4, с. 79].

На данном этапе развития может осуществиться коррекция учебной мотивации под влиянием двух видов мотивов: внутренних (познавательных) и внешних (социальных). Прохождение различных видов производственных практик, выполнение учебных заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью способствуют совершенствованию учебной мотивации у студентов бакалавриата [5, с. 160].

Таким образом, мы предлагаем модель мотивационной сферы студентов разных направлений профессионального образования, где отражены структурные компоненты, мотивационной сферы, личности студентов (смотрите в таблице 2).

Таблица наглядно показывает содержание основных структурных компонентов мотивационной сферы личности студентов (учебно-профессионального, коммуникативного и профессионального). Каждый структурный компонент состоит из мотивов, соотносящихся с активностью студентов и проявляющихся в учебно-профессиональной, профессиональной деятельности и коммуникации.

Таблица 2

Структура мотивационной сферы деятельности студентов

Структурные компоненты мотивационной сферы личности студентов Мотивы Активность

Учебно-профессиональный 1. Профессиональный. 2. Учебно-познавательный. 3. Научно-познавательный. 4. Социальной идентификации. 1. Участие в открытых семинарах с докладом. 2. Участие в профильных студенческих сообществах. 3. Участие в ролевых, имитационных, операционных и деловых играх. 4. Ведение научной работы (успешное выполнение курсовых и дипломных проектов).

Коммуникативный: 1. Общение. 2. Взаимопомощь. 3. Конформизм / нонконформизм. 4. Идентификация в коммуникации. 1. Участие в дискуссионных клубах, круглых столах. 2. Активное участие в студенческой жизни вуза. 3. Шефская взаимопомощь.

Профессиональный: 1. Познание. 2. Достижение успеха. 3. Избегание неудач. 4. Социальная идентификация в профессии. 5. Прагматический. 6. Самоактуализации. 7. Общественная полезности. 8. Карьерный рост. 1. Успешное прохождение практик, предусмотренных учебным процессом. 2. Работа по специальности в процессе профессионализации. 3. Участие в институте наставничества. 4. Создание проектов, связанных с реализацией профессиональных навыков. 5. Добровольное участие в социальных программах.

Библиографический список

1. Капичников А.И., Капичникова О.Б. Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2014: 160 - 162.

2. Ларина Е.А. Динамическая модель структуры мотивационной сферы личности студентов. Инновации в образовании. 2009; 9: 12 - 21.

3. Мильман В.Э. Мотивация и творчество. Москва: «Мирея и Ко», 2005.

4. Зиборова Е.И., Спицына А.Ю. Изучение мотивации учебной деятельности студентов-психологов с разным уровнем удовлетворенности учебной деятельности. Научные труды SWorld. 2012; Т. 17; 3: 79 - 84.

5. Рыжкова И.В., Капичников А.И., Капичникова О.Б. Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования. Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2014: 160 - 162.

References

1. Kapichnikov A.I., Kapichnikova O.B. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy V mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, iyun' 2014 g.). Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2014: 160 - 162.

2. Larina E.A. Dinamicheskaya model' struktury motivacionnoj sfery lichnosti studentov. Innovacii v obrazovanii. 2009; 9: 12 - 21.

3. Mil'man V.'E. Motivaciya i tvorchestvo. Moskva: «Mireya i Ko», 2005.

4. Ziborova E.I., Spicyna A.Yu. Izuchenie motivacii uchebnoj deyatel'nosti studentov-psihologov s raznym urovnem udovletvorennosti uchebnoj deyatel'nosti. Nauchnye trudy SWorld. 2012; T. 17; 3: 79 - 84.

5. Ryzhkova I.V., Kapichnikov A.I., Kapichnikova O.B. Razvitie uchebnoj motivacii studentov v usloviyah novoj sistemy vysshego obrazovaniya. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, iyun' 2014 g.). Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2014: 160 - 162.

Статья поступила в редакцию 21.07.18

УДК 159

Buravtsova N.V., Cand. of Science (Psychology), senior lecturer, Department of Practical and Special Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University; senior lecturer, Department of Psychology, Pedagogy and Law, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: burawzov@yandex.ru

Kovalenko V.I., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Department of Practical and Special Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: valentin.kovalenko56@mail.ru

Sychevа T.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Pedagogy and Law, Novosibirsk State University of Economics and Management; senior lecturer, Department of Clinical Psychology, Novosibirsk State Medical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: tatysiaa1@mail.ru

INTERDEPENDENCE OF THE PERSONAL ADAPTATION POTENTIAL AND MOTIVATION CHARACTERISTICS OF CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOL. The work considers a problem of professional development of military cadets. It is substantiated that the personal adaptive potential characterizes the interrelated personal characteristics that determine the effectiveness and success of socio-psychological adaptation of future officers. The general, social and private motives of professional activity of military people are analyzed. The research identifies and analyzes the most pronounced components of the professional motivation of the cadets. The specifics of the relationship between the adaptive and motivational characteristics of military cadets are shown. The severity of the military-professional motivation of cadets is determined upon admission to military educational institutions. Recommendations are offered on the development of the motivation of the cadets' professional activity in the process of mastering the military specialty. Key words: motivation, adaptation, professional formation, cadets, military educational institutions.

Н.В. Буравцова, канд. психол. наук, доц. каф. практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет; доц. каф. психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, E-mail: burawzov@yandex.ru В.И. Коваленко, канд. техн. наук, доц. каф. практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: valentin.kovalenko56@mail.ru

Т.Ю. Сычева, канд. пед. наук, доц. каф. психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский государственный университет экономики и управления; доц. каф. клинической психологии, Новосибирский государственный медицинский университет, г. Новосибирск, E-mail: tatysia@yandex.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И МОТИВАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В данной статье рассматривается проблема профессионального становления курсантов военных вузов. Обосновывается, что личностный адаптационный потенциал характеризует взаимосвязанные психологические личностные характеристики, определяющие эффективность и успешность социально-психологической адаптации будущих офицеров. Авторами проанализированы общие, социальные и частные мотивы профессиональной деятельности военнослужащих. Проведенное исследование позволило выделить и проанализировать наиболее выраженные компоненты профессиональной мотивации курсантов. Представлена специфика взаимозависимости адаптационных и мотивационных характеристик курсантов военного вуза. Определена выраженность военно-профессиональной мотивации участников исследования при обучении в военных образовательных учреждениях. Предложены рекомендации по развитию мотивации профессиональной деятельности курсантов в процессе освоения военной специальности.

Ключевые слова: мотивация, адаптация, профессиональное становление, курсанты, военные образовательные учреждения.

Актуальность исследования особенностей формирования и развития военно-профессиональных мотивов юношей и девушек, обучающихся в военных институтах и решивших связать свою профессиональную деятельность с защитой Родины, заключается в том, что их представления о будущей профессии и мотивы поступления не всегда ясны и конкретны, а также, не всегда способствуют успешной адаптации к особым условиям обучения. Проведение боевых действий в реалиях современной обстановки требует подготовки высококвалифицированных, компетентных специалистов, обладающих высочайшим уровнем профессиональной мотивации, готовностью к использованию приобретенных ими профессиональных знаний, умений и навы-

ков, реализации личностных качеств, направленных на выполнение актуальных задач.

Проблема исследования связана с тем, что основной поток абитуриентов, поступающих в военные учебные заведения - вчерашние выпускники обычных школ. Военный вуз представляет собой совершенно иную среду, где курсант попадает в условия, требующие от него дисциплины, организованности, подчинения и реализации совершенно новых социальных ролей. В связи с этим, изучение и развитие адаптационных и мотива-ционных параметров курсантов первых-вторых курсов военного вуза выступает одной из первоочередных задач в процессе формирования личности будущих российских офицеров. С учетом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.